Пророчество данной главы было изречено несколько ранее пророчеств предыдущих глав, ибо они не размещены в том порядке, в котором произносились. Эта проповедь относится к первому году правления Навуходоносора памятному году, когда меч Господень был вынут и начал заостряться. Здесь представлен:
(I) Обзор пророчеств, которые были изречены для Иудеи и Иерусалима много лет тому назад самим Иеремией и другими пророками; им уделено незначительное внимание и сопутствовал незначительный успех (ст. 1−7).
(II) Очень выразительная угроза об уничтожении Иудеи и Иерусалима царем Вавилонским за пренебрежение Богом и за упорство в грехе (ст. 8−11), к которой добавлено обетование об их избавлении из вавилонского плена через 70 лет (ст. 12−14).
(III) Предсказание о разорении других соседних народов Навуходоносором, представленное с помощью данной им в руки «чаши ярости» (ст. 15−28) и посланного меча (ст. 29−33), а также предсказание об опустошении среди пастухов, их стад и пажитей (ст. 34−38); поэтому в данной главе описан суд, начавшийся с дома Божьего, но не закончившийся там.
Стихи 1−7. Здесь приводится послание Бога, касающееся всего народа Иудеи (ст. 1), переданное Иеремией во имя Бога всему народу Иудейскому (ст. 2). Отметьте: все должны ознакомиться с вопросом, который волнует всех. Хорошо, если слово, касающееся всех, как слово Божье, в частности слово Евангелия, провозглашалось всем в общем и, насколько это возможно, было адресовано каждому лично. Иеремия был послан в дом царя (Иер 22:1), и он имел смелость передать его обитателям этого дома, возможно, когда все они пришли в Иерусалим поклониться во время одного из торжественных праздников; тогда они все собрались вместе, и можно было надеяться, что именно тогда они будут особенно расположены услышать совет и принять наставление. Это пророчество датировано четвертым годом правления Иоакима и первым годом правления Навуходоносора. В самом конце третьего года правления Иоакима Навуходоносор начал царствовать единолично (до этого он какое-то время разделял престол со своим отцом), как следует из Книги Даниила 1:1. Но четвертый год правления Иоакима начался раньше, чем закончился первый год правления Навуходоносора. И теперь, чтобы этот энергичный, дерзкий и воинственный правитель начал завоевывать мир, Бог через Своего пророка извещает его, что он Его слуга, и сообщает, для какой работы Он нанял его, чтобы его растущее величие, представлявшее большую угрозу для народов, не истолковывалось и не бросало тень на силу и провидение Бога, управлявшего всем миром. Навуходоносор не должен посягать на всеобщую монархию (я бы сказал всеобщую тиранию), но через него Бог стремился достичь Свои цели, при достижении которых мир должен был увидеть, ради чего Бог допускает и располагает события так, что они, похоже, вселяют сомнения в Его всемогущество и милость. В данном послании мы можем обратить внимание на великие усилия, которые были предприняты, чтобы привести народ к покаянию. Здесь они упоминаются, чтобы усугубить их грех и оправдать Бога в Его действиях против них.
I. Иеремия со своей стороны постоянно проповедовал им в течение двадцати трех лет; он начал в тринадцатый год правления Иосии, который царствовал тридцать один год, и пророчествовал восемнадцать или девятнадцать лет в течение его правления; затем во время правления Иоахаза, и сейчас уже четыре года на протяжении царствования Иоакима. Отметьте: Бог подсчитывает, трудимся мы или нет, как долго мы используем средства благодати; и чем дольше мы наслаждаемся ими, тем тяжелее нам будет отчитаться, если не использовали их. Вот, я третий год (двадцать три года) прихожу искать плода на этой смоковнице.
1. На протяжении всего этого времени Бог постоянно отправлял им послания, когда появлялся повод: «От того времени и до сего дня было ко мне слово Господне для вас». Хотя предостережения уже были посланы им в книге Моисея, но так как они остались без должного внимания и применения, Бог решил усилить их и сделать более детальными, чтобы люди не могли оправдаться. Так Дух Божий сражался с ними, как и со старым миром (Быт 6:3).
2. Иеремия верно и усердно передавал эти послания. О своем служении он мог сказать себе, Богу и своей совести: «Я с раннего утра говорил вам». Он возвещал им весь совет Божий, прилагал огромные усилия и заботу, чтобы оправдать оказанное доверие, наилучшим образом воздействовать и завоевать их. Люди встают рано, чтобы исполнить то, к чему они стремятся, и добиться своей цели. Это подразумевает, что его голова была так переполнена мыслями об этом, а его сердце так желало им добра, что он не мог спать, и мысли рано поднимали его, чтобы распланировать, куда ему лучше пойти, чтобы наиболее эффективным образом сделать людям добро. Он вставал рано, потому что не хотел терять времени и старался использовать наилучшее время, чтобы воздействовать на них, когда они были трезвы и уравновешенны. Христос пришел рано утром проповедовать в храм, равно как и люди пришли рано слушать Его (Лк 21:38). Утренние лекции имеют свои преимущества. Ты услышишь голос Мой рано.
II. Кроме него Бог посылал им других пророков с тем же поручением (ст. 4). Писания Михея, Наума и Аввакума появились немного раньше, а Софонии одновременно с его посланиями. Но помимо этих было много других Божьих рабов, пророков, чьи пробуждающие проповеди никогда не были опубликованы. И здесь говорится, что Сам Бог встал рано и посылал их с раннего утра; это свидетельствует о том, насколько Его сердце желало, чтобы этот народ обратился и жил, чтобы он не продолжал идти своим путем и не умер (Иез 33:11).
III. Все его послания имели одну и ту же цель (ст. 5−6).
1. Они все говорили им об их ошибках, об их злых путях и об их злых делах. Те, кто льстил им, словно все у них было в порядке, не были посланы Богом.
2. Они все порицали их, в частности за идолопоклонство, как за грех, который особенно раздражал Бога, за то, что они ходили во след иных богов, служили им и поклонялись им делам рук своих.
3. Они все призывали их покаяться в своих грехах и изменить свою жизнь. Эти слова были припевом каждой песни: «Обратитесь каждый от злого пути своего». Отметьте: нужно настаивать на личной реформации, как необходимом условии для спасения всего государства: «обратитесь каждый от злого пути своего». Улица не станет чистой, пока каждый не подметет перед своей дверью.
4. Они заверяли людей в том, что если они поступят так, то продлится их мир. Они не лишатся милостей, которыми наслаждались: «Вы будете жить на земле, жить благополучно и в мире на этой земле, которую Господь дал вам и отцам вашим. Только грех может лишить вас ее, но этого не произойдет, если вы оставите его». Суды, которых они боятся, будут предотвращены: «Не прогневляйте Меня, и не сделаю вам зла». Отметьте: мы никогда не были бы сурово наказаны Богом, если бы не спровоцировали Его к этому своим грехом. Бог честно поступает с нами, никогда не наказывает Своих детей без причины и не заставляет нас скорбеть, если мы не оскорбляем Его.
IV. Тем не менее все было бесполезно. Ничто не подействовало на них, и они не использовали единственный правильный метод, чтобы отвратить гнев Божий. Иеремия был очень энергичным и любящим проповедником, но они не слушали его (ст. 3). Другие пророки честно поступали с ними, но и их не слушали и не приклоняли уха своего (ст. 4). Именно этот грех, о котором им говорили, среди всех других был особенно оскорбительным для Бога и сделал их отвратительными для Его справедливости; они сознательно упорствовали в нем: «Вы прогневили Меня делами рук своих, на зло себе». Отметьте: то, что вызывает негодование у Бога, в конце окажется злом для нас самих, и мы сами будем виновны в этом. Погубил ты себя, Израиль!
Стихи 8−14. В этих стихах приводится приговор, основанный на вышеприведенных обвинениях: «За то, что вы не слушали слов Моих, Я буду по-другому обращаться с вами» (ст. 8). Отметьте: когда люди не обращают внимания на суды уст Божьих, то они должны быть готовы прочувствовать суды Его рук и услышать Его жезл, раз они не слушали Его слово, ибо грешники должны либо расстаться со своим грехом, либо погибнуть в нем. Гнев без меры обрушится только на тех, кто грешит и не раскаивается. Губит людей не столько то, что они свернули с пути, сколько то, что они не желают вернуться.
I. В данных стихах выносится приговор, чтобы армия царя Вавилонского разорила Иудею (ст. 9). Бог посылал им Своих рабов, пророков, но они не слушали, поэтому Бог пошлет раба Своего, царя Вавилонского, которого они не смогут высмеивать, презирать и преследовать, как поступали с Его рабами пророками. Отметьте: посланники Божьего гнева будут отправлены к тем, кто не принимает посланников Его милости. Тем или иным способом Бог заставит Себя услышать, и они познают, что Он есть Господь. Хотя Навуходоносор не знал истинного Бога, Бога Израиля, более того, был Его врагом и впоследствии соперничал с Ним, но в данной ситуации, совершив нападение на Его страну, он был рабом Божьим, исполнявшим Его намерение; он был нанят Богом и являлся инструментом в Его руке для наказания Его народа. На самом деле он исполнял Божьи планы, хотя считал, что преследует собственные цели. Поэтому Бог вполне справедливо в данном месте называет Себя Господом Саваофом Господом воинств (ст. 8), ибо это является примером Его неограниченного владычества не только над жителями, но и над армиями земли, которые Он использует, как Ему угодно. Все они в Его власти. Самые могущественные и полновластные монархи Его рабы. Навуходоносор, являвшийся инструментом Его гнева, был таким же Его рабом, как Кир, ставший инструментом Его милости. Так как Иудее предстояло подвергнуться опустошению, то Бог собирает Свою армию, чтобы совершить это. Он собирает все племена северные, раз появился повод для их использования, ведет их как главнокомандующий, приводит их на землю сию, дарует успех в борьбе не только против Иудеи и Иерусалима, но и на все окрестные народы, чтобы Его народ не уповал на них как на союзников и не надеялся на их помощь в борьбе против этой грозной силы. Здесь описано полное уничтожение этой и всех окрестных земель (ст. 9−11). Оно будет повсеместным: «...вся земля эта будет пустынею», не только опустошена, но и превратится в пустыню; город и вся страна будут опустошены, а богатство того и другого станет добычей врага. Это будет длительное, вечное запустение, они так долго будут лежать в руинах и после долгого ожидания надежда на помощь будет так ничтожна, что всякий будет называть это запустение вечным. Опустошение уничтожит их добрую репутацию среди соседей; оно похоронит их славу во прахе, сделает их ужасом и посмеянием. Каждый человек будет изумляться и прогонять их отовсюду с позором за то, что они оставили Бога, Который был их защитой, ради самозванцев, которые приведут их к гибели.
Подобным образом будут уничтожены все их утешения; придет конец веселью: «Я прекращу у них голос радости, повешу их арфы на ивы и лишу желания петь песни. Я прекращу у них голос радости: у них никогда больше не будет повода для радости, равно как и сердца, расположенного к ней». Они не хотели слышать голос слова Божьего, и поэтому голос веселья больше не будет слышен у них. Они будут лишены пищи: «Не будет слышен у них звук жерновов, ибо, когда враг захватит их хранилища, скрежет жерновов замолкнет (Еккл 12:4)». Прекратится всякий бизнес: не будет виден свет светильника, ибо не будет работы, ради которой стоит жечь свечу. И наконец, они лишатся свободы: «Народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет». Определенное время, в течение которого они будут оставаться в плену, очень выгодно не только для подтверждения пророчества: когда событие (которое так детально нельзя было предвидеть благодаря человеческой дальновидности) точно соответствует предсказанию, но и для утешения народа Божьего в беде и для ободрения веры и молитвы. Даниил, который сам был пророком, обратил на это внимание (Дан 9:2). Более того, Сам Бог взирал на это (2Пар 36:22), ибо возбудил Господь дух Кира, чтобы свершилось слово, изреченное устами Иеремии. Ведомы Богу от вечности все дела Его; это следует из того, что, когда Он считает подходящим, это становится известно Его рабам пророкам и через них Его Церкви.
II. В этих стихах также предсказана гибель Вавилона, как и намного ранее Исайей (ст. 12−14). Сами губители должны быть истреблены, ибо жезл бросается в огонь после того, как совершил исправительную работу. Это произойдет, когда исполнится семьдесят лет, ибо уничтожение Вавилона должно проложить путь для освобождения пленных. Большое сомнение вызывает дата, от которой нужно отсчитывать эти семьдесят лет; одни считают от четвертого года правления Иоакима и первого года правления Навуходоносора, другие от момента пленения Иехонии восемь лет спустя. Я склоняюсь к первому мнению, ибо именно тогда эти народы начали служить царю Вавилонскому, и обычно Бог выбирает более раннюю дату для отсчитывания времени исполнения обетования милости, что следует из подсчета 400 лет рабства в Египте. Если так, то восемнадцатый или девятнадцатый год из семидесяти истекли как раз перед тем, как были разрушены Иерусалим и храм в одиннадцатый год правления Седекии. Как бы там ни было, но когда настало время, установленное время, для оказания милости Сиона, тогда настало время посещения царя Вавилонского и ему пришлось ответить за все проявления своего тиранства; тогда этот народ будет наказан за их нечестие, как другие были наказаны за свое. Теперь их земля должна была стать вечным запустением — таким, какое они оставляли на других землях, ибо Судья всей земли совершит правду и отомстит за зло как Царь народов и Царь святых. Пусть гордые завоеватели и притеснители умеренно используют свою власть и успех, ибо в конце настанет их очередь страдать; настанет их день пасть. При разрушении Вавилона, которое должно быть совершено мидянами и персами, необходимо сделать ссылку на то, (1) что Бог сказал: «Я совершу над тою землею все слова Мои», ибо все богатство и слава Вавилона будут принесены в жертву истине божественных предсказаний; скорее вся их сила будет сокрушена, чем одна йота слова Божьего останется неисполненной. Тот же Иеремия, который пророчествовал об истреблении других народов халдеями, также предсказал истребление самих халдеев; и это должно было обрушиться на них (ст. 13). Со ссылкой на каждое событие Бог говорит: «Я утверждаю слово раба Своего и привожу в исполнение изречение Своих посланников» (Ис 44:26).
(2) Что они сделали (ст. 14): «Я воздам им по их поступкам, которыми они грешили против законов Божьих даже тогда, когда были вынуждены служить Его интересам». Они заставили многие народы служить им и топтались по ним с величайшим вообразимым презрением; но чтобы чаша их беззаконий не наполнилась, многочисленные народы и цари великие, состоявшие в союзе и помогавшие Киру, царю Персидскому, их поработят: они станут хозяевами их страны, обогатятся их добычей и сделают их подножием, с помощью которого смогут взбираться на престол всемирной монархии. Они будут использовать их в качестве рабов и солдат. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен.
Стихи 15−29. С помощью подобия чаши, идущей по кругу, из которой все должны испить, здесь представлено повсеместное опустошение, которое теперь приближалось к той части мира, и Навуходоносор, вступивший на царство и начавший действовать, был его инструментом; оно же в конце должно было поразить его собственную страну. Чаша в видении должна быть мечом при его совершении, как поясняет ст. 16: «Я пошлю на них меч, который будет непреодолимым, сильным, безжалостным и жестоким».
I. Что касается обстоятельств данного суда, то обратите внимание:
1. Откуда придет этот опустошительный меч из руки Господней. Это меч Господа (Иер 47:6), упившийся на небесах (Ис 34:5). Нечестивцы использованы в качестве Его меча (Пс 16:13). Это чаша с вином ярости Его. Справедливый гнев Бога посылает этот суд. Народы спровоцировали Его своими грехами, и они должны пасть под знаками Его гнева, которые сравниваются с неким хмельным ликером, который им придется выпить так же, как раньше заставляли выпить яд осужденных преступников, чтобы привести приговор в исполнение. Писание говорит, что нечестивец пьет от гнева Вседержителева (Иов 21:20; Откр 14:10). Доля их бед в этом мире представлена в виде чаши вина, полного смешения (Пс 74:9; см. Пс 10:6). Гнев Бога в этом мире лишь чаша, по сравнению с полным его потоком, текущим в ином мире.
2. Чьей рукой это будет послано им: рукой Иеремии как судьи, поставленного над народами (Иер 1:10) для вынесения приговора, и рукой Навуходоносора палача. Насколько же более величественной фигурой, по сравнению с могущественным владыкой, тогда предстает бедный пророк, если оценивать его взаимоотношения с Богом, хотя в глазах мира все наоборот! Иеремия должен взять из руки Божьей чашу сию и напоить из нее все народы. Он не предсказывает, что зло обрушится на них, а лишь то, что Бог велит ему предсказывать; а то, что предсказано божественной властью, будет исполнено божественной силой.
3. Кому это будет послано всем народам, знавшим Израиль и поддерживающим с ним общение. Иеремия взял чашу и напоил из нее все народы, то есть в адрес каждого упомянутого здесь народа он пророчествовал, что их коснется это великое опустошение, которое теперь приближалось. Иерусалим и города Иудейские упомянуты первыми (ст. 18), ибо суд начинается с дома Божия (1Пет 4:17), со святилища (Иез 9:6). Неясно, стремился ли в своих завоеваниях Навуходоносор захватить именно Иерусалим и Иудею; возможно, ибо они были так же значительны, как и другие упомянутые здесь народы. Но Бог взирал именно на них. И эта часть пророчества уже начала исполняться; это отмечено печальной вводной фразой (как и видно ныне), ибо в четвертый год правления Иоакима состояние дел было весьма плачевно и все основания поколебались. Далее речь идет о фараоне, царе Египетском, так как иудеи уповали на этот надломленный тростник (ст. 19); их остатки бежали в Египет, и там Иеремия детально предсказывает уничтожение этой страны (Иер 43:10−11). Все народы, граничившие с Ханааном, из-за Иерусалима должны были выпить эту чашу, эту горькую чашу: весь смешанный народ арабы (как понимают некоторые) или бродяги из разных народов, жившие грабежом (как понимают другие), цари земли Уца, присоединившиеся к стране едомитян. Филистимляне досаждали Израилю, но теперь их города и князья станут добычей могущественного завоевателя. Едом, Моав, Аммон, Тир и Сидон места, хорошо известные, граничившие с Израилем; острова, которые за морем, скорее всего были той частью Финикии и Сирии, которая лежала на берегу Средиземного моря. Похоже, что Дедан и другие упомянутые страны (ст. 23−24) располагались в пределах границ Идумеи и Аравийской пустыни. Цари Елама, с которыми объединились цари Мидии, были персами и в то время считались незначительными, тем не менее впоследствии они смогли отомстить Вавилону за себя и своих соседей. Цари севера, располагавшиеся вблизи Вавилона, и другие, расположенные на некотором расстоянии, несомненно будут захвачены и станут добычей победоносного меча Навуходоносора. Более того, он с такой немыслимой яростью и успешностью добивался своих побед, что все царства, расположенные там в то время, должны были стать жертвами его амбиций. Говорят, так Александр и Римская империя, названная всей землей (Лк 2:1), завоевывали мир. Или эти слова можно воспринять как провозглашение участи всех царств земли; раньше или позже они ощутят ужасные последствия войны. Мир был и будет ареной борьбы, пока человеческие похоти, как и раньше, воюют в членах их (Иак 4:1). Но чтобы завоеватели прочли свою участь вместе с побежденными, в заключении говорится: «И царь Сесах выпьет после них», то есть сам царь Вавилонский, который принес столько бедствий своим соседям, прочувствует их на своей голове. То, что под именем Сесаха подразумевается Вавилон, следует четко из главы 51, ст. 41, но неясно, то ли это другое имя того же города, то ли это другой город того же царства. Гибель Вавилона предсказана (ст. 12−13). Вполне уместно здесь вновь повторяется, что причиной гибели многих народов стало данное пророчество.
4. Каков должен быть результат этого суда. Опустошение, которое должен меч нанести этим царствам, представлено последствиями чрезмерного пьянства (ст. 16): «Они выпьют и будут шататься, и обезумеют. Они опьянеют, и изрыгнут, и падут, и не встанут» (ст. 27). Это должно (1) вызвать в нас отвращение ко греху пьянства, раз описание его последствий использовано для описания самого бедственного и несчастного положения. Пьянство лишает человека возможности воспользоваться своим разумом и делает его безумцем. Оно лишает людей того, что стоит рядом с разумом и является самым ценным благословением, здоровья. Оно делает человека больным, подвергает опасности его кости и жизнь. Пьяные люди часто падают и не встают больше; это грех, который является и наказанием. Как ужасно одурманены те люди, которые, находясь во власти этого греха, постоянно находятся под воздействием вина и крепкого напитка!
(2) Заставить нас бояться войны как суда Божьего. Когда Бог посылает меч на народ с предписанием оставить после себя опустошение, то он вскоре становится похож на пьяного человека, который, испугавшись войны, находится в замешательстве и торопится; его советники обезумели и, оказавшись в тупике, колеблются, какие им выбрать средства и какое совершить движение; в глубине души они устали от постоянных неприятностей, и имение, которого ненасытно жаждали, изблюют (Иов 20:15); они падут перед врагом и останутся лежать как неспособные вновь встать или сделать что-либо, чтобы помочь себе, как человек мертвецки пьяный (Авв 2:16).
5. На уверенность в его совершении, а также на основания, приведенные для его совершения (ст. 28−29). Они будут отказываться брать чашу из руки твоей: не только не желать, чтобы суд совершился, но и будут отказываться верить, что он когда-нибудь придет; они не будут верить предсказанию такого презренного человека, как Иеремия. Но он должен сказать им, что так говорит Господь Саваоф; Он так сказал, и поэтому не имеет никакого смысла сражаться со Всемогущим Богом: вы непременно будете пить. Он должен привести такое основание: это время вашего посещения, это день возмездия. Иерусалим уже был призван отчитаться: «Я начинаю наводить бедствие на город сей, на котором наречено имя Мое; его родство со Мной не освободит его от наказания; и вы ли останетесь ненаказанными?» Нет; если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Если те, которые имели в себе немного хорошего, были так сурово наказаны за зло, найденное в них, то как надеются избежать наказания имеющие в себе больше зла и не имеющие ничего хорошего? Если Иерусалим был наказан за то, что научился идолопоклонству у язычников, то неужели язычники, научившие их этому, останутся ненаказанными? Конечно, они будут наказаны. «Я призываю меч на всех, живущих на земле, ибо они помогли развратить обитателей Иерусалима», говорит Господь.
II. По поводу этого вопроса в общем мы можем обратить внимание, (1) что есть Бог, Который судит землю и Которому будут отчитываться все народы земли; и они будут пребывать согласно Его суду.
(2) Что Бог легко может уничтожить целые народы, самые многочисленные и сильные, которые считали, что находятся в абсолютной безопасности.
(3) Что тем, кто досаждал и причинял зло народу Божьему, придется ответить за это в конце. Многие из этих народов в свое время беспокоили Израиль, но теперь они будут истреблены. Придет год искупителя, год воздаяния за противостояние Сиону.
(4) Что бремя слова Господнего в конце станет бременем Его судов. Намного ранее Исайя пророчествовал против этих народов (Ис 13 и т.д.), и теперь наконец все его пророчества полностью исполнятся.
(5) Что тот, кто стремится обладать властью и владычествовать, чаще всего становится причиной бед на земле и наказанием для своего поколения. Навуходоносор так гордился своей силой, что был лишен чувства справедливости. Эти люди переворачивали мир с ног на голову и считали, что ими должны восхищаться и преклоняться перед ними. Александр считал себя великим владыкой, хотя другие считали, что он не лучше великого разбойника.
(6) Что величие и могущество в этом мире весьма зыбки и непродолжительны. Сами цари покорились и стали пленниками могущественной силы Навуходоносора.
Стихи 30−38. В данных стихах продолжается дальнейшее описание ужасных опустошений, которые царь Вавилонский со своими армиями совершит во всех странах и народах, расположенных по соседству с Иерусалимом. В Иерусалиме Бог возвел Свой храм; там пребывали Его пророчества и постановления, к которым должны были проявить внимание соседние народы, чтобы с их помощью получить выгоду; туда они должны были обращаться, чтобы узнать о Боге и своем долге, и тогда у них был бы повод благословить Бога за соседство с Иерусалимом. Но вместо этого они использовали все возможности, чтобы обольстить или причинить беспокойство этому святому городу; и поэтому, когда Бог пришел наказать Иерусалим за то, что он многому научился у народов, Он также наказал народы за то, что они так мало научились у Иерусалима. Они скоро осознают, что Навуходоносор развязывает против них войну, но здесь пророку велено сказать им, что сам Бог выступает с войной против них Бог, с Которым бессмысленно бороться.
1. В данных стихах объявляется война (ст. 30): «Господь возгремит с высоты»; но не с Сиона и не из Иерусалима (как в Иоиль 3:16; Ам 1:2), а с небес, из жилища святыни Своей, ибо сейчас Иерусалим стал одним из тех мест, против которых Он выступает. Со Своей высоты Он страшно возгремит на селение Свое, находящееся на земле. Он долгое время молчал и, казалось, не обращал внимания на порочность народов. Бог смотрел сквозь пальцы на времена их невежества, но теперь Он воскликнет на всех живущих на земле, как это делают атакующие в битве; у них это восклицание вызовет ужас, а на небесах оно вызовет радость, как у топчущих в точиле, ибо, когда Бог наказывает гордых врагов Своего царства среди людей, тогда слышен на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорит: аллилуия (Откр 19:1). Он ревет как лев (Ам 3:4,8), как лев, который оставил жилище свое (ст. 38) и отправляется искать добычу; он рычит на нее, чтобы было легче схватить.
2. Это возвещение опубликовано, и оно показывает, какие основания были у Бога объявить войну (ст. 31): «У Господа состязание с народами». У Него есть справедливый повод сражаться с ними, и вот на что Он ссылается: одним словом, Он враждует с ними из-за их порочности, за то, что они презирают Его, Его власть над ними и Его милость к ним. Нечестивых Он предаст мечу. Они спровоцировали Бога ко гневу, и это стало причиной их гибели. Так произошло от ярости гнева Господня (ст. 37), от ярости опустошителя (ст. 38), или (было бы лучше прочитать) от ярости опустошающего меча (ибо слово стоит в женском роде), от пламенного гнева Его. Мы уверены, что Он никогда не гневается без повода, и кто знает силу гнева Его?
3. Тревога поднята и народ встревожен: шум дойдет до концов земли, он будет настолько громок, что достигнет и их (ст. 31). Эта тревога будет поднята не трубным звуком или барабанной дробью, а большой вихрь, буря или ураган, поднимется от краев, от дальних берегов земли (ст. 32). Армия халдеев будет похожа на ураган, поднявшийся на севере, и оттуда он будет двигаться с невообразимой яростью и стремительностью, сметая все перед собой. Он похож на бурю, вызвавшую чрезмерный ужас, из которой Бог отвечал Иову (Иов 37:1; Иов 38:1). И когда гнев Божий, подобно льву, рычит с небес, тогда неудивительно, что он отзовется пронзительным визгом на земле, ибо что еще можно делать, как не трепетать, когда Бог подобным образом являет Свое недовольство? (см. Ос 11:10). Теперь пастыри будут рыдать и стенать вместе с царями и князьями и великими людьми земли вождями стада. Раньше они были самыми отважными и уверенными, но теперь их сердца дрогнут; они посыпят себя прахом (ст. 34). Увидев, что они абсолютно неспособны поднять голову против врага, и видя свою страну, за которую были ответственны и о которой заботились, неотвратимо погибающей, они предадутся скорби. Тогда будет слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада (ст. 36). Безусловно, велики те бедствия, которые вызывают подобный ужас у великих людей и поражают их оцепенением. Опустошил Господь пажить их, где они питали свое стадо и от которого питались сами; и это событие заставило их так сильно вопить. Или, возможно, метафора, упоминающая рычащего льва, является ссылкой на великий страх, охвативший пастырей, когда они услышали рычащего льва, приближающегося к их стадам; они увидели, что им не будет убежища (ст. 35), где они могли бы быть в безопасности и где могли бы найти спасение вожди стада. Враг будет так многочислен, яростен и усерден, а его армии такими значительными, что невозможно будет укрыться от них. Отметьте: мы не сможем храбро смотреть в лицо судам Божьим, равно как не сможем и избежать их. Именно из-за этого пастыри будут рыдать и стенать.
4. В этих стихах описано развитие войны (ст. 32): «Вот, бедствие пойдет от народа к народу», как чаша переходит по кругу, так каждому народу достанется его часть и он примет предостережение, чтобы покаяться и измениться, видя бедствие других. Более того, словно прежде недостаточно был описан последний главный суд, сказано, что будут поражены от конца земли и до конца земли (ст. 33). День мщения пребывает в Его сердце, но теперь рука Его найдет всех врагов Его, где бы они ни находились (Пс 20:9). Отметьте: когда дом соседа охвачен пламенем, тогда самое время позаботиться о своем доме. Когда территория одной страны охвачена войной, тогда все соседние страны должны услышать и ужаснуться и заключить мир с Богом.
5. Здесь предсказаны мрачные последствия этой войны: «...исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего», то есть они настали (ст. 34); божественный совет определил время для истребления одних и рассеяния остатка, в результате чего страна будет полностью опустошена. Толпы падут от меча безжалостных халдеев; пораженные Господом будут найдены повсюду: они будут поражены по Его поручению и падут жертвой Его справедливости. Пораженные Господом — это пораженные за грех. Чтобы усугубить бедственную ситуацию, сопутствующую их уничтожению, их не будут оплакивать в отдельности таким всеобщим будет повод для оплакивания. Более того, они не будут прибраны и похоронены, так как не останется друзей, чтобы похоронить их, а враги не будут достаточно человечны, чтобы сделать это. И тогда они навозом будут на лицо земли — отвратительным и зловонным. И как навоз удобряет землю, делая ее плодородной, так и это ужасное зрелище, оставленное как монумент божественной справедливости, может послужить средством для пробуждения жителей земли, чтобы они научились правде. В результате войны вся земля эта будет пустынею, являясь театром военных действий (ст. 38): одна земля за другой. Но два приведенных здесь выражения делают эту ситуацию особенно жалкой.
(1) Вы падете, как дорогой сосуд (ст. 34). Самые почитаемые среди них люди, которые особенно ценили себя и высоко ценились другими, считавшиеся сосудами чести, падут от меча. Вы падете, как венецианское стекло или как китайское блюдо, которые сразу разбиваются на осколки. Даже нежные и изысканные разделят общую участь и будут бедствовать: меч пожирает и тех и других.
(2) Даже мирные селения будут истреблены. Даже самые мирные жилища, которым никто не досаждал и которые долго покоились в мире, больше не будут таковыми они будут истреблены войной. Или имеются в виду те, кто раньше был очень тихим, не беспокоил своих соседей, жил в мире спокойно и не провоцировал никого; даже им не удастся спастись. Одним из ужасных последствий войны является то, что страдают самые безобидные люди. Благословен Бог за то, что в вышних есть мирные обители для всех сынов мира, и туда не достанет пламя или меч.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 25 глава