Как в Книге Деяния Апостолов их проповеди и страдания переплетаются, так и в данном описании, повествующем о пророке Иеремии. Эта глава свидетельствует о том:
(I) Как преданно он проповедовал (ст. 1−6).
(II) Как злобно его преследовали за это священники и пророки (ст. 7−11).
(III) Как смело он отстаивал свою доктрину перед лицом преследователей (ст. 12−15).
(IV) Как чудесным образом он был защищен и освобожден благодаря благоразумию князей и старейшин (ст. 16−19). Хотя Урию, еще одного пророка, в то же время убил Иоаким (ст. 20−23), но Иеремия встретился с людьми, укрывшими его (ст. 24).
Стихи 1−6. В данных стихах представлена проповедь Иеремии, которая была настолько оскорбительной, что он оказался в опасности лишиться жизни из-за нее. Она здесь записана в виде призыва, обращенного ко всем беспристрастным людям во все века, судить, заслуживает ли Иеремия смерти за то, что передал подобное послание от Бога, и были ли его преследователи действительно такими нечестивыми и безрассудными людьми.
1. Бог указал ему, где он должен произнести эту проповедь, когда и для кого (ст. 2). Пусть никто не осуждает Иеремию за неблагоразумный выбор места и времени; пусть никто не говорит, что он мог бы передать это послание в более ограниченном кругу, в уголке, ограничиться своими друзьями, и поэтому заслуживает страданий за то, что действовал недостаточно обдуманно. Бог повелел ему проповедовать на дворе дома Господня в месте, где особыми правами обладали его неизменные враги священники, которые посчитали бы себя особо оскорбленными. Похоже, он должен был произнести ее на одном из самых торжественных праздников, когда люди со всех городов Иудеи приходили на поклонение в дом Господень. Мы можем предположить, что поклоняющиеся испытывали благоговение перед своими священниками, верили словам, которыми они характеризовали людей, и возмущались теми, кого они поносили; следовательно, они приняли бы сторону священников и укрепили их руки в борьбе с Иеремией. Но ничто не могло подействовать или отпугнуть его; перед лицом опасности он должен был произнести эту проповедь, которая если и не убеждала, то приводила в ярость. А так как пророк мог поддаться искушению смягчить суть вопроса, сделать его более приемлемым для слушателей (по сравнению с тем, что сказал Бог), изменить оскорбительные выражения на более благовидные, то Бог четко велит ему не убавлять ни слова, а говорить все, более того, сказать все те слова, которые Он повелел ему. Отметьте: Божьи посланники должны очень тщательно исполнять данные им наставления, ни на йоту не отклоняться от них, чтобы угодить людям или спасти свою шкуру. Они не должны ни добавлять, ни убавлять (Втор 4:2).
II. Бог наставил, что ему проповедовать; эти слова могли обидеть лишь тех, кто принял решение оставаться в своих грехах.
1. Он должен заверить их, что если они покаются в своих греха и отвернутся от них, то хотя они и находились в непосредственной опасности погибнуть и опустошительные суды уже стояли у дверей, но они будут остановлены и Бог в дальнейшем не будет соперничать с ними (ст. 3). Именно к этому стремился Бог, посылая к ним пророка; Он хотел испытать, отвернутся ли они от своих грехов, и тогда Бог сможет отвратить Свой гнев и отменить суды, которыми Он угрожал им. Он не только хотел, но и был готов сделать это побыстрее, но чтобы это не навредило чести Его справедливости и святости. Посмотрите: Господь медлит, чтобы помиловать вас Он ждет, когда вы будете обладать необходимыми качествами, когда будете подготовлены, чтобы Он мог помиловать, и тем временем использует множество методов, чтобы сделать вас такими.
2. С другой стороны, он должен заверить их, что если они будут продолжать противиться призывам Божьим и упорствовать в своем непокорстве, то это закончится уничтожением их города и храма (ст. 4−6).
(1) Бог требовал от них всего лишь соблюдения того, что Он сказал им через написанное слово и через Своих служителей: чтобы они поступали по закону Его, который Он дал им, исполняли закон Моисея, его постановления и заповеди, чтобы они внимали словам рабов Его пророков, которых Он посылал им, навязывавшим им лишь то, что соответствовало закону Моисея. Он дал им его в качестве краеугольного камня, чтобы с его помощью испытывать дух; тем самым они отличались от лжепророков, уводивших людей от закона, вместо того чтобы привлекать их к нему. Сам Бог дал им закон, пророки были Его рабами, непосредственно Им посланные, посланные с величайшим беспокойством и заботой, посланные с раннего утра, чтобы они не пришли слишком поздно, когда предубеждения уже одержали верх и стали непреодолимыми. До сего момента люди оставались глухими к закону и пророкам: «Вы не слушаете». Он надеется, что наконец-то сейчас они будут внимательны к тому, что он говорит, и сделают его слово своим правилом благоразумным требованием.
(2) В случае отказа повиноваться он угрожает, что участь этого города и находящегося в нем храма будет такая же, как и их предшественников Силома и его скинии за подобный отказ поступать по закону Божьему и слушать Его пророков, когда во время Самуила началась нынешняя диспенсация пророчества. Разве можно данную фразу выразить более совершенно? Разве не гласит принцип справедливости: utpariumpar sit ration в схожих ситуациях должны быть одинаковые приговоры? Если Иерусалим в отношении греха вел себя, как Силом, то почему его наказание не должно быть таким же, как наказание Силома? Можно ли ожидать другого? Пророк не в первый раз предупреждал народ о подобном исходе (см. Иер 7:12−14). Когда храм, являвшийся славой Иерусалима, был разрушен, тогда город был предан на проклятие, ибо именно храм делал его благословением. Если соль потеряет силу, то она уже ни к чему не годна. Он станет проклятием, то есть примером проклятия. Если человек захочет проклясть какой-нибудь город, то он скажет: «Боже, сделай с ним то же, что с Иерусалимом!» Отметьте: кто не подчиняется заповедям Божьим, тому придется подчиниться Божьему проклятию.
Стихи 7−15. Можно было надеяться, что проповедь, изложенная в предыдущих стихах такая простая и практичная, такая разумная и патетическая, произнесенная во имя Бога, окажет воздействие на этих людей, особенно услышанная ими сейчас во время поклонения, что она убедит их покаяться и измениться. Но вместо того, чтобы пробудить их обличения, она вызывает в них ярость и усиливает порочность, что следует из описания ее последствий.
I. Иеремии предъявлено обвинение в том, что он произнес такую проповедь, и он задержан как преступник. Священники и пророки и весь народ слушали, когда он говорил слова сии (ст. 7). Похоже, у них хватило терпения выслушать его не прерывая, пока он проповедовал, и они не прерывали его, пока он не сказал все, что Господь повелел ему сказать (ст. 8). В этом плане они вели себя более объективно, чем другие преследователи Божьих служителей; они позволили ему сказать все, что он хотел, но, возможно, со злым умыслом: в надежде, что он скажет нечто, в чем можно было бы обвинить его. Но так как он не сказал ничего худшего, то этого оказалось достаточно, чтобы вынести ему обвинение: он сказал, что дом сей будет как Силом (ст. 9). Посмотрите, как они несправедливы, повторяя его слова. Он сказал во имя Бога: «Если не послушаетесь Меня, то с домом сим Я сделаю то же, что с Силомом» но они не говорили о руке Божьей, совершающей это опустошение («Я сделаю так...») и своем отказе прислушаться к голосу Бога, а обвинили пророка в том, что он богохульствовал на это святое место. В том же обвиняли нашего Господа Иисуса и Стефана: «Ты говоришь: дом сей будет как Силом»». Он вполне мог жаловаться, как Давид (Пс 55:6): «Всякий день извращают слова мои»; поэтому мы не должны удивляться, если наши слова и дела неверно истолковываются. Когда обвинение имеет такое шаткое основание, то неудивительно, что основанный на нем приговор несправедлив: «Ты должен умереть». Сказанные пророком слова вполне согласовывались с теми, что сказал Бог, когда завладел храмом (3Цар 9:68): «Если вы отступите от Меня, тогда сей храм опустеет», тем не менее за эти слова он был приговорен к смерти. Они пришли в ярость не потому что переживали за славу храма, а потому что решили не расставаться со своими грехами, льстя себе надеждой, что храм Господень защитит их. Поэтому, справедливо или нет, но они решили: «Ты должен умереть». Это громкое требование священников и пророков разъярило толпу, и собрался весь народ против Иеремии, подняв народный бунт, готовый разорвать его в клочья; они окружили его (читают некоторые), собрались вместе и выкрикивали разные слова. Народ, собравшийся вначале, был раздражен против него (ст. 8), но их выкрики привлекли больше людей, которые пришли, чтобы лишь посмотреть, в чем дело.
II. Ему предъявлено обвинение и вынесен приговор до того, как собрался Верховный суд.
1. Судьями были князья Иудейские (ст. 10). Сидевшие на престоле суда престоле дома Давидова старейшины Израиля, услышав о бунте в храме, пришли из дома царя, где они обычно сидели во дворе, к дому Господню, чтобы разобраться в сути вопроса и проследить, все ли делалось по закону. Они сели у входа в новые ворота дома Господня и учредили суд для вынесения вердикта по этому делу.
2. Обвинителями выступали священники и пророки, которые были решительно настроены против него. Они обращались к князьям и всему народу, к суду и присяжным, требуя смертного приговора этому человеку (ст. 11). Порочные священники и ложные пророки всегда были самыми яростными врагами Божьих пророков; они служили своим собственным целям, для достижения которых подобная проповедь (как им казалось) послужила препятствием. Когда Иеремия пророчествовал в доме царя о падении царской семьи (Иер 22:1 и далее), тогда суд, хотя и был очень порочным, но терпеливо выслушал его, и нам не сообщается, что он позже преследовал пророка за это. Но теперь, когда он пришел в дом Господень и посягнул на права священников, противореча лжи и лести лжепророков, тогда ему выносят смертный приговор. Ибо пророки пророчествовали ложь, и священники господствовали при посредстве их (Иер 5:31). Обратите внимание: когда они выносили приговор Иеремии перед князьями, то при обвинении ударение ставилось на то, что он сказал о городе, так как они считали, что именно это больше всего их волнует. Но относительно произнесенных им слов они обратились к народу: «Вы слышали своими ушами, что он сказал; пусть это послужит доказательством».
III. Иеремия защищается перед князьями и народом. Он не отказывается от своих слов и не преуменьшает их значение; он твердо держится сказанного, хотя это может стоить ему жизни; он признает, что пророчествовал против дома сего и против города сего, но (1) утверждает, что делал это, имея весомые основания: не со злым или бунтарским умыслом, не из-за недоброжелательства к своей стране или недовольства управлением государством или церковью, а Господь послал его пророчествовать об этом. Такими словами он начинает свою защиту (ст. 12) и этими же словами заканчивает, ибо принял решение твердо держаться этого факта, как достаточного основания для обретения спасения (ст. 15): «...истинно Господь послал меня к вам сказать все эти слова». Пока служители четко выполняют данные им с небес наставления, до тех пор им нечего бояться оппозиции ада или земли, с которыми приходится сталкиваться. Он ссылается на то, что является всего лишь посланником, и если он всего лишь честно передал послание, то на нем нет вины; он посланник Господа, Которому им придется дать отчет так же, как и ему, и поэтому он может требовать уважения. Если он говорит лишь то, что Бог велел ему, то находится под божественной защитой, а всякое оскорбление, нанесенное посланнику, отразится на пославшем его Владыке.
(2) Он показывает, что делал это с добрым намерением, и они совершили ошибку, не воспользовавшись его предложением. Он сообщал послание не фатальными фразами, а честно предупреждал их; и если бы они приняли предостережение, то могли бы предотвратить исполнение приговора (ст. 13). Разве можно плохо воспринимать слова, когда человек говорит мне о грозящей опасности и у меня есть возможность избежать ее, и разве не следует поблагодарить его за это, как величайшее оказанное мне одолжение? «Да, я пророчествовал против города сего, говорит Иеремия, но если вы исправите пути ваши и деяния ваши, то тем самым предотвратите гибель; это и было основной целью моих предостережений». Несправедливо поступают те, кто жалуется на служителей за то, что они проповедуют ад и проклятие, когда это единственный способ спасти их от места мучений, спасти и привести на небеса.
(3) Поэтому он предостерегает их от опасности, если они продолжат восставать против него (ст. 14): «А что до меня то это не так важно; вот я в ваших руках; вы знаете меня; у меня нет власти, я не преследую никакие цели, противостоя вам, и не стараюсь спасти свою жизнь: делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим; если бы мне пришлось идти на заклание, то я был бы как агнец». Отметьте: служителям Божьим, проповедующим энергично, приличествует быть спокойными в страданиях и подчиняться вышестоящим властям, даже если они преследуют. Что касается его самого, то он говорит, что они подвергнут себя опасности, если убьют его: «...если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя» (ст. 15). Они думают, что убийство пророка может отменить пророчество, но окажутся обманутыми; это умножит их вину и усугубит их гибель. Их собственная совесть обязательно скажет им, что если Иеремия был послан Богом (а так оно несомненно и было), чтобы передать это послание, то они погубят себя, если будут обращаться с ним как с преступником. Преследующие Божьих служителей вредят не столько им, сколько себе.
Стихи 16−24. В данных стихах:
I. Иеремию оправдывают от выдвинутых против него обвинений. Правда, что он сказал слова, приведенные в обвинительном приговоре, но они не выглядели мятежными и предательскими, злонамеренными или имеющими плохую тенденцию, и поэтому суд и население признали его невиновным. Священники и пророки, несмотря на его разумное заявление, продолжали требовать ему наказания, но князья и народ пришли к решению, что этот человек не подлежит смертному приговору (ст. 16), ибо (говорят они) он говорил нам не от себя, а именем Господа, Бога нашего. Неужели они готовы признать, что пророк действительно говорил им от имени Господа того Господа, Который является их Богом? Тогда почему они не изменили свои пути и деяния и не воспользовались предписанным им средством, чтобы предотвратить гибель их страны? Если они сказали, что его пророчество с небес, тогда справедливо можно было бы задать вопрос: «Почему же вы не поверили ему?» (Мф 21:25). Отметьте: жаль, что некоторые люди, убежденные в божественном происхождении проповеди Евангелия и защищающие ее от злобности других, сами не подчиняются ее силе и влиянию.
II. Чтобы подтвердить правоту оправдавших Иеремию, приводится подобная ситуация. Некоторые из старейшин земли, то ли ранее упомянутые князья, то ли более образованные представители народа, встали и напомнили собранию старый случай, как это обычно делается при вынесении приговора, ибо мудрость наших предшественников это наставление для нас. Они сослались на дело Михея. Книга его пророчества сохранилась до наших дней и находится среди книг малых пророков.
1. Им казалось странным, что Иеремия пророчествовал против этого города и храма? Михей делал то же самое до него, во время правления Езекии времени реформации (ст. 18). Михей говорил об этом так же публично, как сейчас Иеремия, и суть его пророчества была та же: «Сион будет вспахан, как поле; все строения будут разрушены, чтобы ничто не мешало вспахать его; Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего, на которой был построен храм, станет лесистым холмом, поросшим волчцами и терниями». Тот пророк не только сказал, но и записал свое пророчество, и эта запись сохранилась (мы читаем те же слова в Мих 3:12). Из этого следует, что этот человек, как и Михей, может быть истинным пророком Господним, пророчествующим об уничтожении Сиона и Иерусалима. Когда мы угрожаем самонадеянным грешникам, что у них отнимется Дух Божий и они лишатся Царства Божьего, а угасающим церквам что их светильник будет сдвинут, то говорим лишь то, что уже много раз говорилось раньше, и слово Божье дает нам полномочие говорить это.
2. Посчитали ли князья справедливым оправдать Иеремию в том, что он еделал? Именно так поступил Езекия ранее в подобном случае. Разве Езекия и народ Иуды (т.е. представители простого народа в парламенте) жаловались на пророка Михея? Разве они обвиняли его, пытались заставить молчать и предать смерти? Нет, наоборот, они приняли данные им предостережения. Езекия, прославленный князь (благословенна память о нем) подал хороший пример своим наследникам, ибо он убоялся Господа (ст. 19), как Ной, который, получив откровение о том, что еще не было видимо, исполнился благоговения. Проповедь Михея побудила его стать на колени; он взыскал Господа, чтобы отвратить наказание, которым ему угрожали, и примирился с его словами; он убедился, что не напрасно поступил так, ибо Господь отменил бедствие и повернулся к ним с милостью. Он послал им ангела, разгромившего армию ассирийцев, которая грозила вспахать Сион, как поле. Проповедь послужила во благо Езекии, и он не причинил никакого зла проповеднику. Старейшины пришли к выводу, что если они будут потакать назойливости священников и пророков и согласятся предать Иеремию смерти, то это будет иметь опасные последствия для государства: «Мы можем сделать большое зло душам нашим». Отметьте: хорошо отпугивать себя от греха размышлениями о зле, которое мы тем самым причиним себе, и о непоправимом ущербе, который при этом будет нанесен нашим душам.
III. Рассказывается история еще одного пророка, который был предан смерти Иоакимом за то, что пророчествовал о том же, что Иеремия (ст. 20). Одни полагали, что на нее ссылались преследователи, приведя ее как ситуацию, заслуживающую преследования, а данная ситуация, когда повторялись те же самые слова Иеремией, должна считаться предательством. Другие считают, что на нее ссылались старейшины, защищавшие Иеремию, чтобы показать, что тем самым они могут сделать большое зло душам нашим, ибо при этом добавлялся новый грех. Иоаким, нынешний царь, уже убил одного пророка, поэтому пусть не наполняют меру, убивая другого. Езекия, защитивший Михея, процветал, но разве процветал Иоаким, убивший Урию? Нет, все было наоборот. Хорошие примеры и их хорошие последствия должны ободрять нас в добрых делах; подобным образом примеры плохих людей и плохие последствия их поступков должны отпугивать нас от зла. Но некоторые хорошие толкователи считают, что эта история помещена здесь историком, писавшим эту книгу, самим Иеремией или Варухом, который, чтобы представить спасение Иеремии благодаря помощи князей более поразительным, обращает внимание на этот случай, произошедший в то же время, ибо оба жили во время правления Иоакима, и это событие имело место в начале его царствования (ст. 1). Обратите внимание:
(1) На пророчество Урии. Он пророчествовал против города сего и против земли сей точно такими же словами, как Иеремия. Пророки Господа в своем свидетельстве пришли к мнению, что слову из уст такого большого количества свидетелей нужно уделять внимание.
(2) На его преследование за это (ст. 21). Иоаким и вельможи возмутились и искали умертвить его; сам царь был заинтересован в исполнении этого замысла.
(3) На побег в связи с создавшейся ситуацией. Услышав о том, что царь стал его врагом и ищет его жизни, Урия убоялся и убежал, и удалился в Египет. Конечно, это была его ошибка, результат его слабой веры, и она соответственным образом закончилась. Он разуверился в Боге, в Его силе и способности защитить и спасти его; им сильно владел страх перед людьми, который ставит сеть. Выглядело так, словно он не осмеливался отстаивать свои слова и стыдился своего Господина. Особенно ему не приличествовало бежать в Египет, так как при этом он оставлял Израиль и лишался возможности быть полезным для своего народа. Отметьте: есть люди, у которых много благодати, но мало смелости, которые очень честны, но при этом весьма боязливы.
(4) На свершение казни, несмотря ни на что. Можно было подумать, что злоба Иоакима будет удовлетворена изгнанием пророка из страны и этого будет достаточно, но кровожадные люди ненавидят непорочного (Притч 29:10). Он охотился за жизнью, за драгоценной жизнью, и ничто другое не удовлетворило бы его. Чувство мести было настолько неумолимо, что он посылает отряд солдат в Египет, за несколько сотен миль, чтобы они насильно вернули его обратно. Царя не могло в достаточной степени удовлетворить, если бы Урию убили в Египте; его глаза должны были утолить свою жажду видом кровавого зрелища. Они привели его к Иоакиму, и он умертвил его мечом, насколько я знаю, своими собственными руками. Но это не утолило его ненасытимую злобу, и он предал мертвое тело благочестивого человека позору, не позволил оказать дань уважения, которую справедливо воздавали останкам известных людей, а бросил труп его, где были простонародные гробницы, словно тот не был пророком Господним; подобным образом был повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Тем самым Иоаким надеялся погубить репутацию пророка среди людей, чтобы они не придавали значения его предсказаниям, и отпугнуть других, чтобы они не пророчествовали подобным образом. Но все было напрасно; Иеремия сказал то же самое. Нет смысла бороться с Божьим словом. Ирод думал, что достиг своей цели, когда отрубил голову Иоанну Крестителю, но увидел, что его надежды не оправдались; когда вскоре он услышал Иисуса Христа, то сказал с ужасом: «Это Иоанн Креститель».
IV. Повествуется об освобождении Иеремии. Хотя совсем недавно Урия был предан смерти и преследователи, вкусив крови святых, жаждали большего (как Ирод, Деян 12:2−3), тем не менее Бог чудесным образом сохранил Иеремию, который не спасался бегством, как Урия, а остался в своей стране. Рядовые служители могут использовать для собственной сохранности обычные средства, главное чтобы они были законными; но некоторые имеют исключительную защиту. Бог воздвиг друга для Иеремии, чья рука поднялась в его защиту; он протянул Иеремии дружескую руку, ободрял его, помогал и заступался за него. Это был Ахикама, сын Сафонов, один из государственных мужей во время царствования Иосии; мы читаем о нем в 4 Книге Царств 22:12. Некоторые считают, что Годолия был сыном этого Ахикамы. Похоже, он пользовался уважением среди князей и использовал его для блага Иеремии, чтобы помешать осуществлению дальнейших замыслов священников и пророков против него, которые хотели отдать его в руки народа, но не той его части (ст. 16), которая признала пророка невиновным, а жестокой и неистовой толпе, которую они смогли убедить своими проклятыми инсинуациями не только вопить: «Распни его, распни его», но и убить его во время народного бунта. Похоже, Иоаким испытывал обличения совести за убийство Урии, и им не удалось сделать его орудием своей злобности. Отметьте: Бог может, если Ему угодно, восставить великих людей покровительствовать благочестивым людям; и это ободряет нас уповать на Него при исполнении своего долга, веря, что Он держит сердца всех людей в Своих руках.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 26 глава