В предыдущей главе спор между Иеремией и лжепророками происходил на словах, а здесь с помощью писем; там выступала проповедь против проповеди, а здесь письмо против письма, ибо в это время некоторые лжепророки были уведены в плен в Вавилон, в то время как Иеремия оставался в своей стране. В данной главе говорится:
(I) О письме, написанном Иеремией пленникам в Вавилоне против пророков, которых они там имели (ст. 1−3). В этом письме (1) он старается примирить их с пленом, в котором они оказались, чтобы они покорились своему положению и извлекли из него наилучшее (ст. 4−7).
(2) Он предостерегает их не верить лжепророкам, которые питали их надежды на скорое освобождение (ст. 8−9).
(3) Он заверяет их в том, что Бог из милости вернет их на родину через 70 лет (ст. 10−14).
(4) Он предсказывает истребление тех, кто продолжает сопротивляться. Один за другим суды будут преследовать их, и в конце концов они будут посланы в плен (ст. 15−19).
(5) Он пророчествует об убийстве двух лжепророков, находившихся вместе с ними в Вавилоне, которые успокаивали их в их грехах и подавали плохой пример (ст. 20−23). Таково содержание письма Иеремии.
(II) О письме Шемаи — лжепророка, живущего в Вавилоне, священникам в Иерусалиме, побуждающем их преследовать Иеремию (ст. 24−29), а также об обвинении и недовольстве Бога, излившего Свой гнев на него за это письмо (ст. 30−32). Подобная борьба всегда присутствовала между семенем жены и семенем змея.
Стихи 1−7. В данных стихах сообщается:
I. Что Иеремия написал пленникам, находящимся в Вавилоне, во имя Господа. Иехония подчинился и стал пленником вместе с царицей, своей матерью, управляющими своим хозяйством, здесь названными евнухами, и многими князьями Иудеи и Иерусалима, которые в то время были самыми активными людьми. Вместе с ними покорились плотники и кузнецы, чтобы оставшиеся нуждались в руках, необходимых для укрепления своего города и обеспечения себя оружием для ведения войны. Своим покорным подчинением они надеялись умиротворить Навуходоносора. Satis est prostrasse leoni — льву достаточно уложить своего противника распростертым, но властолюбивый завоеватель требовал новых уступок, как Венадад у Ахава (3Цар 20:5−6). Поэтому, не удовлетворившись тем, что он имел, когда эти пленники вышли из Иерусалима, он вновь приходит и забирает с собой оставшихся старейшин, священников, пророков и народ (ст. 1) тех, которые ему могли пригодиться, кого смогли захватить его воины и привести в Вавилон. Положение этих пленников было весьма плачевным, в частности потому, что на них, по сравнению с братьями, оставшимися в своей стране, смотрели как на больших грешников из-за проведенного между ними различия. Поэтому Иеремия пишет им письмо, чтобы утешить, заверяя, что у них нет причин отчаиваться из-за безысходности положения или завидовать братьям, оставшимся в своей стране. Отметьте:
(1) Написанное слово Бога так же истинно и дано вдохновением от Бога, как и Его изреченное слово; это был подходящий способ для распространений знаний о Боге среди рассеянных чад Божиих.
(2) Мы можем послужить Богу и сделать добро своим друзьям, живущим вдалеке, написав благочестивое письмо со своевременными утешениями и полезными советами. Кому мы не можем сказать, тем можем написать; что написано, то долго хранится. Это письмо Иеремии пленникам в Вавилоне было отправлено через послов, которых царь Седекия послал Навуходоносору, возможно, чтобы заплатить дань и обновить договор о подчинении ему или чтобы договориться с ним о мире; возможно, пленники надеялись, что они также упомянуты в нем (ст. 3). Иеремия избрал подобный способ для отправки своего письма, возможно, чтобы оказать ему честь, так как это было послание от Бога, или не было иного способа отправки писем в Вавилон; и тогда положение пленников становилось особенно плачевным, так как они редко слышали вести о своих друзьях и родственниках, оставшихся дома, что несколько ободряет тех, кто разделен друг с другом.
II. Содержание этого письма. Оно подробно изложено до ст. 24. В этих стихах:
1. Он заверяет их, что написал его от имени Господа Саваофа, Бога Израилева, вдохновившего его; Иеремия был всего лишь писцом или личным секретарем. Для пленников было утешением слышать, что Бог является Господом воинств (в англ. пер.), всех воинств, и поэтому может помочь и освободить их, что Он все еще Бог Израилев, заключивший завет со Своим народом, хотя в настоящее время борется с ними и их враги слишком сильны для них. Это также должно было настроить их быть бдительными ко всем проявлениям идолопоклонства в Вавилоне, так как Бог Израилев, Которому они служат, есть Господь воинств. Письмо Бога, адресованное пленникам, должно было ободрить их, так как оно свидетельствовало о том, что Он не изгнал их, не оставил и не лишил наследства, хотя был недоволен ими и наказывал, ибо если бы Господу было угодно убить их, то Он не писал бы им письмо.
2. Через него Бог признает, что Он приложил руку к их пленению: «Я переселил их из Иерусалима в Вавилон» (ст. 4,7). Применяя всю свою силу, царь Вавилона не смог бы сделать этого, если бы так не повелел Бог, потому что имел над ними лишь ту власть, что была дана ему свыше. А раз Бог устроил, чтобы их увели в плен, то они могли быть уверены, что Он не причинит им вреда и не намеревается соделать зло. Отметьте: примириться с бедами и сделать нас терпимыми к ним может размышление о том, что Бог определил их для нас. Я не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
3. Он велит, чтобы они поселились там и не планировали ничего другого; пусть примут решение извлечь из своей ситуации наилучшее (ст. 5−6): «Стройте дома и живите в них и т.д.». Из этого следует, (1) что они не должны надеяться скоро вернуться из плена, ибо подобные мысли поддерживали бы их в необустроенном и, следовательно, беспокойном положении; тогда они не занимались бы бизнесом, не получали утешения, а все время утомляли бы себя и раздражали своих завоевателей надеждами на освобождение; огорчения привели бы их к отчаянию и сделали их положение более несчастным, чем оно могло бы быть. Поэтому пусть готовятся к длительному проживанию там и приспосабливаются к тем условиям, насколько это возможно. Пусть строятся, разводят сады и женятся, пусть распоряжаются своими детьми так, словно они дома, на родной земле. Пусть получают удовольствие, видя, как строятся и умножаются их семьи, ибо хотя они должны быть готовы умереть в плену, но их дети могут дожить до лучших дней. Если они будут жить в страхе Божьем, то что может воспрепятствовать им жить благополучно в Вавилоне? Они иногда будут рыдать, вспоминая Сион. Но пусть их плач не мешает им сеять, и пусть не скорбят, как прочие, не имеющие надежды и радости, ибо у них есть и то и другое. Отметьте: мы поступим мудро и исполним свой долг, если во всех жизненных ситуациях будем извлекать наилучшее из того, что имеем, и не будем отказываться от утешений, которые можем иметь, из-за того, что не имеем всего, что нам хочется. Мы испытываем естественную любовь к своей стране, и она странным образом притягивает к себе наши мысли. Но при этом nescio qua dulcedine — мы не можем четко описать приятную привязанность, и поэтому если провидение перемещает нас в другую страну, то мы должны принять решение мирно поселиться там, смириться с создавшимся положением, когда не все наши мысли направлены на это. Если земля Господа, то куда бы дитя Божье ни отправилось, при этом оно не покидает землю своего Отца. Partia est ubicunque bene est — то место является родиной, где мы живем благополучно. Если обстоятельства складываются не так, как раньше, то, вместо того чтобы раздражаться, мы должны жить надеждой, что они изменятся к лучшему. Non si male nunc, et olim sic erit — хотя сейчас мы страдаем, но так будет не всегда.
(2) Что они не должны беспокоить себя страхами о невыносимых трудностях, с которыми им придется столкнуться в плену. Они, возможно, уже приготовились (ибо часто люди, оказавшиеся в беде, готовы к наихудшему) к тому, что нет смысла строить дома, ибо их хозяева и господа не позволят им жить в них, если они построят их, как не позволят есть плоды виноградника, если они его посадят. «Не бойтесь, говорит Бог, если вы будете миролюбивыми, то они будут с уважением относиться к вам». Даже пришельцы и враги к кротким и миролюбивым людям, которые работают и заботятся о своем бизнесе, часто относятся лучше, чем они ожидали; и Бог возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их (Пс 105:46); и сострадание побуждало к тому, чтобы построившие себе дома жили в них. Более того:
4. Он наставляет их искать благополучия стране, в которой они оказались пленниками (ст. 7), молиться о ней и прилагать усилия для ее развития. Это запрещало им совершать какие-либо попытки нарушить ее гражданский мир, пока они были подданными царя Вавилонского. Хотя он был язычником, идолопоклонником, угнетателем, врагом Бога и Его Церкви, тем не менее, пока он защищал их, они должны быть верными ему, проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, не замышлять заговоров, чтобы стряхнуть ярмо, а терпеливо предоставить дело Богу, чтобы Он в должное время освободил их. Более того, они должны молиться Богу, чтобы был мир там, где они находятся, чтобы окружающие были благодарны им и оставались милостивыми, и чтобы их поведение опровергло характеристику, данную их народу, словно они были народом мятежным и вредным для царей и областей, и что отпадения бывали в нем (Езд 4:15). Мудрость змея и невинность голубицы требовали, чтобы они были честными перед правительством, под властью которого находились, ибо при благосостоянии его и вам будет мир; если страна будет втянута в войну, то им придется разделить бедствия, сопутствующие ей. Подобным образом первые христиане, соответственно характеру своей святой религии, молились о своих властях, хотя те преследовали их. А если они должны были молиться и искать мира стране, в которой жили пленниками, то у нас есть больше оснований молиться о благополучии нашей родины, где мы живем свободными людьми и имеем хорошее правительство; будем же молиться, чтобы при благосостоянии нас и наших близких у нас был мир. Каждый пассажир беспокоится о безопасности судна.
Стихи 8−14. Чтобы сделать людей спокойными и уступчивыми:
I. Бог предупреждает их, чтобы они не строили надежд на ложных основаниях, заложенных их лжепророками (ст. 8−9). Те утверждали, что их плен будет недолгим и поэтому они не должны думать об обустройстве и укоренении в Вавилоне, а быть готовыми на крыльях лететь домой. «Они обольщают вас, говорит Бог, ложно пророчествуют они вам именем Моим. Да не обольщают вас пророки ваши, не позволяйте, чтобы они вводили вас в заблуждение своими пророчествами». Пока у нас есть слово истины, чтобы с его помощью испытывать духи, мы будем сами виновны, если нас обманут, ибо с его помощью мы можем разоблачить обман. «Не слушайте снов ваших, которые вам снятся». Он имеет в виду сны или фантазии, которыми люди ублажают себя, наполняя ими свою голову (думая и говоря лишь о скором освобождении, когда они пробуждаются, и побуждая себя думать об этом, когда спят; а затем они воспринимают свой сон за добрый знак и усиливают свои напрасные ожидания), или сны, увиденные пророками и послужившие основанием для их пророчеств. Бог говорит людям: «Это ваши сны», потому что они им нравились и являлись снами, которых они желали. Они побуждали себя к этим снам (англ. пер.), ибо прислушивались к ним и побуждали пророков обманывать себя, желая, чтобы им проповедовали только лестное (Ис 30:10). Это были сны, которые они сами заказывали. Лжепророки не потакали бы народу, продолжавшему грешить, если бы тот не любил лесть; они говорили лестное пророкам, чтобы их пророки говорили им лестное.
II. Он дает им хорошее основание, на котором можно строить надежды. Он не убеждает людей снести дом, построенный ими на песке, а показывает, что для них приготовлена скала, чтобы они повторно строились на ней. Бог обещает, что хотя они вернутся не скоро, но все-таки вернутся, когда исполнится им в Вавилоне семьдесят лет. Из этого следует, что семьдесят лет плена следует отсчитывать не от последнего пленения, а от первого. Отметьте: хотя освобождение Церкви не настанет в наши дни, но достаточно знать, что оно придет в установленное Богом время; а мы уверены, что это наилучшее время. Обетование гласит, что Бог посетит их с милостью; хотя кажется, что Он долгое время отворачивался от них, но Он придет к ним, заступится за них и облачит их честью, как обладающие положением люди поступают со своими подчиненными, нанося им визит. Он возвратит их из плена и отвратит от них все связанные с ним бедствия. Хотя они рассеяны и проживают в разных странах, но Он соберет их из всех мест, куда изгнал их, поднимет для них знамя, чтобы собрать и объединить в одно тело. Хотя сейчас они разделены большими расстояниями, но вновь вернутся на свою землю, в то место, откуда были переселены (ст. 14).
1. Так исполнится данное им Божье обетование (ст. 10): «Я исполню доброе слово Мое о вас». Пусть неисполнение предсказаний, переданных якобы от Бога, не умаляет достоверность слов, действительно переданных от Него. То, что исходит от Бога, несомненно является добрым словом, и поэтому оно исполнится, и ни одна йота его не останется неисполненной. Он ли скажет и не сделает? Их возвращение из плена будет особенно приятным, так как совершится во исполнение доброго слова Божьего, обращенного к ним; это будет результат милостивого обетования.
2. Так исполнятся Божьи планы, касающиеся их (ст. 11): «Только Я знаю намерения, какие имею о вас». Ведомы Богу все дела Его, ибо ведомы Ему все Его мысли (Деян 15:18), а Его дела полностью согласуются с Его мыслями; Он совершает все по изволению воли Своей. Мы часто не знаем собственные мысли, как и не знаем свой разум, а Бог никогда не сомневается в Себе. Мы иногда склонны бояться, что планы Бога относительно нас направлены против нас, но все обстоит наоборот: Его намерения во благо, а не на зло; даже то, что кажется злом, предназначено для нашего блага. Все Его помыслы направлены для достижения поставленной цели, и Он достигнет ее в должное время. Цель, к которой они стремятся, будет достигнута, хотя, возможно, не тогда, когда они этого ожидают. Пусть наберутся терпения и ждут, пока плоды не созреют, и тогда они получат их. Он даст им цель и надежду (написано в оригинале).
(1) Он даст им возможность увидеть цель (утешительное завершение) их бедствия; хотя оно было длительным, но так не всегда будет. Время умилосердиться над Сионом, более того, установленное время (в англ. пер.) придет. Когда обстоятельства становятся наихудшими, тогда они начинают улучшаться; Бог даст им возможность увидеть славное совершенство их избавления, ибо, что касается Бога, то Его дела совершенны. Тот, Кто в начале образовал небо и землю и их воинства, совершит благословения и того, и другого для Своего народа. Когда Он вступает на путь милости, то совершает ее. Бог ничего не делает наполовину.
(2) Он даст им возможность увидеть надежду — ту цель, к которой они стремятся и которой долго ожидают. Не оправдаются их страхи и фантазии, а Бог даст им надежду их веры цель, достижение которой Он обещал и которая обратится им во благо.
3. Это будет дано им в ответ на молитвы и просьбы к Богу (ст. 12−14).
(1) Бог побудит их молиться: «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне». Отметьте: когда Бог собирается дать Своему народу ожидаемые блага, тогда Он изливает дух молитвы, а это является добрым знаком, что Он приближается к ним с милостью. Когда вы увидите, что ожидаемое будущее приближается, тогда вы воззовете ко Мне. Отметьте: обетования исполняются не для того, чтобы вытеснить молитву, а чтобы оживить и ободрить нас в молитве; и когда избавление приближается, то мы должны молитвой выйти ей навстречу. Когда Даниил понял, что истекают 70 лет, тогда он обратил свое лицо к Богу с более ревностной молитвой (Дан 9:2−3).
(2) Тогда Бог воздвигнет Себя, чтобы прийти и спасти их (Пс 79:3): «Я услышу вас, и вы найдете Меня». Бог сказал: «Ищущие Меня найдут Меня», и мы можем поверить Его словам. Нам изложено общее правило (ст. 13): «Вы найдете Меня, если взыщете Меня всем сердцем вашим». Взыскать Бога означает искать Его, совершать тщательное исследование, разыскивать Его наставления и ободрения для нашей веры и надежды. Мы должны продолжать искать, прилагать усилия в поиске, как искатели; и мы должны совершать это своим сердцем (т.е. делать искренно и честно), всем своим сердцем (т.е. энергично и ревностно, изливая всю свою внутренность в молитве); только те, кто ищет Бога, найдут Его и увидят, что Он является щедрым Даятелем (Евр 11:6). Он никогда не говорил таковым: «Ищете Меня напрасно».
Стихи 15−23. В предыдущем отрывке Иеремия значительно ободрил тех пленников, которые были благоразумны и восприимчивы к его словам, заверив их, что относительно их у Бога есть очень хорошие и благоприятные планы, а в данных стихах он обращается к тем пленникам, которые пренебрегли его советами и утешениями и больше доверяли лжепророкам, льстившим им. Когда они получили это письмо от Иеремии, то были готовы спросить: «Чего он вмешивается и дает нам советы? Господь воздвиг нам пророков и в Вавилоне (ст. 15). Мы довольны ими, и нам незачем слушать пророков из Иерусалима». Посмотрите на дерзость этого народа: как пророки, пророчествуя ложь, говорили, что получили свои пророчества от Бога, так и люди, пригласив этих пророков, чтобы они льстили им, приписывали это действие Богу и говорили, что Господь воздвиг этих пророков. Но мы должны быть уверены, что те, кто ожесточает людей в их грехах, кто обманывает их ложью и сеет беспочвенные надежды на Божью милость, не являются пророками, поставленными Богом. Избранные ими пророки говорили, что больше пленников не будут приводить в Вавилон, а оказавшиеся в плену скоро вернутся на родину. В ответ на эти слова (1) пророк предсказывает полное уничтожение тех, кто остался в Иерусалиме, несмотря на то, что лжепророки говорили противоположное: «А что касается царя и народа, живущего в городе сем, то вы глубоко обманываетесь, ожидая, что они с радостью встретят вас, когда вы вернетесь; на них один за другим обрушатся суды меч, голод и моровая язва, которые истребят толпы людей; а оставшиеся в живых, бедные и несчастные, будут преданы на озлобление всем царствам земли» (ст. 16,18). Такими Бог сделает их, или, скорее, так Он поступит с ними, как с солью, потерявшей свою силу, которая ни на что не годна, и ее выбрасывают в навозную кучу, как и гнилые смоквы. Это ссылка на пророчество и видение, изложенные в гл.
24. Основания для подобных действий против них те же, что часто излагались ранее, и они оправдывают Бога за вечную гибель нераскаявшихся грешников (ст. 19): «За то, что они не слушали слов Моих. Я звал, а они не послушались».
(2) Пророк предсказывает суд Божий, который обрушится на лжепророков в Вавилоне, обманывавших там народ Божий. Он призывает всех сынов плена, хвалившихся ими как пророками, поставленными Богом (ст. 20): «Встаньте и послушайте приговор пророкам, которые вам так нравятся». Здесь упоминаются два пророка: Ахав и Седекия (ст. 21). Обратите внимание:
[1] На преступление, в котором они обвиняются, это нечестивость и безнравственность. Они пророчествовали ложь именем Божьим (ст. 21) и именем Божьим говорили ложь (ст. 23). Лгать плохо, лгать народу Божьему, чтобы ввести его в заблуждение и зародить в нем ложные надежды намного хуже, но приписывать ложь Богу истины наихудшее из зол. Поэтому неудивительно, что дерзнувшие сделать это были предоставлены самим себе утолять те низменные привязанности, которым Бог, творя справедливый суд, предал их. Они делали гнусное в Израиле, ибо прелюбодействовали с женами ближних своих. Прелюбодеяние признано гнусным в Израиле, особенно среди тех, которые называют себя пророками; совершая подобное нечестие, они опровергают собственные притязания. Бог никогда не посылал таких бессовестных развратников по Своим поручениям. Он Господь Бог святых пророков, а не таких нечестивцев. Теперь понятно, почему они потакали другим грешникам: они не могли обвинить их, не осудив самих себя. Они умели скрывать свои порочные поступки от глаз этого мира, чтобы сохранить свое доброе имя, но Я знаю это и Я свидетель, говорит Господь. Самые тайные грехи известны Богу. Он может увидеть гнусность, прикрытую толстым покрывалом лицемерия, и грядет день, когда Он выведет на свет все сокрытые дела тьмы и каждый человек предстанет в своем истинном свете.
[2] На суды, которыми им угрожают: «Царь Вавилонский умертвит их пред вашими глазами», более того, он предаст их позорной смерти изжарит их на огне (ст. 22). Мы можем предположить, что Навуходоносор так строго наказал их не за нечестие и безнравственность, а за подстрекательство к бунту, некоторые попытки возмутить гражданский мир и за подстрекательство к мятежу и непокорству. Тогда откроются их многие порочные поступки, а последние дни будут такими бедственными, что их имена станут проклятием среди пленников в Вавилоне (ст. 22). Когда люди захотят призвать величайшее зло на голову ненавистного им человека, то они будут полагать, что не смогут возложить на них большее проклятие, чем несколько слов: «Да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву». Так им придется стыдиться пророков, которыми они гордились, и убедиться наконец в собственном безрассудстве, когда они слушали их. Иногда верных Божьих пророков обвиняли в том, что они были возмутителями страны, и в качестве таковых их мучили и убивали, но после их ухода их имена были благословением, а память о них приятной, не такой, как об этих лжепророках. Преступников сопровождает бесславие и позор, а мучеников честь и слава.
Стихи 24−32. Мы внимательно прочли содержание письма Иеремии, адресованного пленникам в Вавилоне, которые имели все основания с благодарностью Богу и пророку подтвердить его получение и хранить среди своих сокровищ. И нам не следует удивляться, что лжепророки, проживавшие среди них, пришли в ярость, ибо это письмо продемонстрировало их истинный характер. И здесь нам рассказывается об одном из них.
I. Как проявилась его злобность к Иеремии. Этого мужа звали Шемая Нехеламитянин, сновидец (написано на полях), ибо все его так называемые пророчества от Бога он получал во сне. Он имел копию письма Иеремии, адресованного пленникам, или слышал, как его читали, или был проинформирован о нем, и оно чрезвычайно рассердило его; он берет ручку в руки и пишет на него ответ; да, он решил сделать это. Но как? Он не пишет Иеремии, оправдывая собственную миссию, не предлагает какие-либо разумные аргументы в поддержку своих пророчеств о скором возвращении пленников; он пишет священникам, верным покровителям лжепророков, подстрекая их преследовать Иеремию. Он пишет от собственного имени, не ссылаясь на согласие с ним людей, словно имеет право диктовать всему человечеству; он пишет порочное письмо (каким оно должно казаться) священникам в Иерусалиме и оставшимся там людям и посылает его, возможно, с теми же посланниками, которые привезли письмо от Иеремии. В основном оно адресовано Софонии, который был то ли непосредственным сыном Маасии, то ли из 24-ой череды священников, отцом и главой которой был Маасия. Он не был первосвященником, а викарным епископом первосвященника или занимал какую-то иную значительную должность при храме, как Пасхор (Иер 20:1). Возможно, он был председателем комитета священников, назначенного для ознакомления с делами тех, кто претендовал на звание пророка, которых в то время было очень много, в чью обязанность входило выносить суд по этим вопросам.
1. Он напоминает ему и другим священникам об их обязанностях (ст. 26): «Господь поставил тебя священником вместо священника Иодая». Некоторые полагают, что он ссылается на известного Иодая, великого реформатора во дни Иоаса (говорит г-н Гатакер), желая исподволь внушить ему, что по духу и ревности Софония второй такой человек и был поставлен, как и Иодай, ради славы Бога и блага Церкви; поэтому ожидается, что он будет преследовать Иеремию. И (говорит он) нет ничего оскорбительного или нечестивого, если нечестивые и безнравственные лжепророки будут не только продолжать так поступать, но и делать это под видом благочестия и ревности по Богу (Ис 66:5; Ин 16:2). Или, скорее, это был другой Иодай, его непосредственный предшественник, занимавший ранее эту должность, который, возможно, был уведен в Вавилон вместе с другими священниками (ст. 1). Софония быстрее, чем ожидалось, продвинулся к этой ответственной и властной должности, и Шемая хотел внушить ему, что провидение предпочло его, чтобы он мог преследовать Божьих пророков, что он не напрасно пришел к власти в такое время и с его стороны было бы несправедливо и неблагодарно не использовать свою власть или, скорее, не злоупотребить ею. Сердце человека, оправдывающего злодеяния тем, что имеет власть совершать их, сильно ожесточено. Задача священников заключалась в том, чтобы блюсти за всяким человеком, неистовствующим и пророчествующим. Верные Божьи пророки здесь представлены как самозванцы, захватившие чужое служение, незваные люди, которые безумствовали и были одержимы бесами, а не людьми, вдохновленными от Бога, как обезумевшие и неистовые. Так характеризовали лжепророки истинных пророков; а соответственно такой характеристике их нужно было заковать в узы, как безумцев, и наказать, как притворщиков, поэтому он делает вывод, что именно так нужно поступить с Иеремией. Он не велит им исследовать, может ли Иеремия предъявить какие-либо доказательства своей миссии, чтобы показать, что он не безумец. Нет, это считается доказанным; и раз однажды ему было дано плохое имя, то он безусловно заслужил его.
2. Он информирует их о письме, которое Иеремия написал пленникам (ст. 29): «Он и к нам в Вавилон прислал сказать со всей властью пророка: «Плен будет продолжительным, поэтому извлекайте из него наилучшее»». Но что плохого было в этом и что можно предъявить ему в качестве обвинения? Лжепророки прежде говорили, что плена не будет (Иер 14:13). Иеремия же сказал, что они окажутся в плену, и события уже доказали его правоту; и это обязывало их верить тому, кто говорит, что плен будет продолжительным, а не тем, кто говорит, что он будет коротким, ибо они ранее были уличены как лжецы.
3. Он требует ему наказания, считая доказанным, что Иеремия безумен и делает из себя пророка (англ. пер.). Он ожидает, что они посадят его в темницу и в колоду (ст. 26), что, предав его такому позору и наказанию, они зародят в людях предубеждение против него, уничтожат его репутацию и в итоге в Иерусалиме никто не будет верить его пророчествам; он надеялся, что если священники смогут достичь этой цели, то Иеремия не сможет оказывать влияние на пленников в Вавилоне. Более того, он считает, что вправе бранить Софонию за небрежность в исполнении своего долга (ст. 27): «Почему ты не запретишь Иеремии Анафофскому». Посмотрите, какими дерзкими и деспотичными были лжепророки: они сами были в плену, но считали себя вправе давать законы священникам, которые не только были на свободе, но и при власти. Часто подобное себе позволяют люди, полагающие, что знают больше, чем их соседи. В данном случае представлен поразительный пример жестокосердия грешников, и этого достаточно, чтобы побудить нас бояться, чтобы не ожесточились наши сердца. И далее мы видим, (1) что самые очевидные доказательства не убедили этих грешников. Бог подтвердил Свои слова в устах Иеремии; Его слово постигло их (Зах 1:6), но так как он не проповедовал им приятное, которого они желали, то они решили воспринимать его как пророка, не справляющегося со своими обязанностями. Никто не слеп так, как те, кто не видит.
(2) Что они не желают изменяться и исправляться даже под действием самого сурового наказания. В то время они были посланы в бедственное рабство за то, что издевались над посланными от Бога и ругались над пророками Его. И за этот грех сейчас Бог боролся с ними, тем не менее и в тесное для себя время они продолжали беззаконно поступать пред Господом (2Пар 28:22). Именно этим грехом они повсеместно «прославились», находясь в плену; и это показало, что сами по себе страдания не исцеляют людей от грехов до тех пор, пока им не сопутствует благодать Божья; скорее они усилят пороки, которые должны были бы умертвить; прав был Соломон, сказавший (Притч 27:22): «Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его».
II. Как Иеремия узнал об этом (ст. 29): «Софония прочитал это письмо вслух пророка Иеремии». Он не собирался поступать так, как того желал Шемаия, а, похоже, уважал Иеремию (ибо читаем, что он сочинял послание ему как пророку, Иер 21:1; Иер 37:3) и поэтому защищал его. Человек, занимавший почетное положение и обладавший властью, больше благоговел перед Богом и Его судами, чем пленник. Более того, он ознакомил Иеремию с содержанием этого письма, чтобы тот знал, что имеет врагов даже среди пленников. Отметьте: мы окажем услугу своим друзьям, если расскажем им об их врагах.
III. Какой приговор был вынесен Шемаии за это письмо. Бог послал ему ответ, ибо именно Ему Иеремия вверил свое дело; было велено послать ответ не ему, а ко всем переселенцам, которые ободряли и одобряли его, словно он был пророком, поставленным Богом (ст. 31−32). Пусть знают, что (1) Шемаия смеялся над ними. Он обещал им мир во имя Бога, но Бог не посылал его; он придумал себе это поручение и сделал подложную небесную печать; он заставил людей верить лжи и, проповедуя им ложные утешения, лишил их истинного утешения. Более того, он не только смеялся над ними, но (что намного хуже) сделал их предателями; он учил их непокорству Господу (Иер 28:16, англ. пер.), как Анания. И если мщению подлежат те, кто поднимает бунт, то еще большему наказанию подлежат те, кто учит бунтарству своей доктриной и примером.
(2) Он глупцом останется при конце своем (Иер 17:11); его имя и семья угаснут и будут похоронены в забвении; после него не останется потомства, которое будет носить его имя; его родословная закончится на нем: «Яе будет от него человека, живущего среди народа сего; ни он, ни его потомки не увидят того добра, которое Я сделаю народу Моему». Отметьте: кто не желает быть дружелюбным к Церкви Божьей, тот недостоин разделить направленные к ней Божьи благоволения. Шемаия был рассержен советом Иеремии пленникам в Вавилоне; он не хотел видеть их строящими семьи в этой стране, народом умножающимся, а не уменьшающимся, поэтому вполне справедливо был оставлен там бездетным. Кто пренебрегает благословениями слова Божьего, тот заслуженно теряет выгоду, сопутствующую им (см. Ам 7:16−17).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 29 глава