Данная глава была написана в связи с сильной засухой из-за отсутствия дождей. Этот суд начался в конце правления Иосии и, по-видимому, продолжался до начала царствования Иоакима, ибо меньшие суды посылались в качестве предупреждения о больших, если народ не предотвратит их покаянием. Данное бедствие неоднократно упоминалось и прежде, но в этой главе описывается более подробно. Здесь приводится:
(I) Его описание, наводящее на грусть (ст. 1−6).
(II) Молитва Богу, чтобы Он положил конец бедствию и повернулся к земле с милостью (ст. 7−9).
(III) Суровая угроза о том, что Бог будет продолжать Свой спор, потому что народ продолжает свои беззакония (ст. 10−12).
(IV) Оправдание Иеремией своего народа возложением вины на лжепророков; и приговор, вынесенный как обманщикам. так и обманутым (ст. 13−16).
(V) Данные пророку указания, чтобы он, вместо того чтобы ходатайствовать за народ, оплакивал его; но он, тем не менее, продолжает просить за них (ст. 17−22).
Стихи 1−9. Первый стих является названием целой главы: на самом деле, вся она касается смерти (в русск. пер., бездождия, ст. 1), но большую ее часть составляет молитва пророка по этому поводу; тем не менее вполне уместно назвать ее Слово Господа, которое было к Иеремии по (этому) случаю, ибо каждая приемлемая молитва это именно та, которую Бог влагает в наши сердца; любое слово, идущее к Господу, не что иное, как слово, исходящее от Него. В данных стихах мы узнаем:
I. Как оплакивает бедствие природа. Когда небо было подобно меди и не проливало ни капли, а земля была как железо и не приносила плода, тогда скорбь и замешательство носили всеобщий характер.
1. Народ земли проливал слезы. Опустошите их виноградные лозы и смоковницы и всякое веселье прекратится (Ос 2:11−12). Вся их радость связана с жатвой, с урожаем зерновых и винограда. Плачет Иуда (ст. 2), но не из-за греха, а из-за беды из-за того, что Бог удержал дожди, а не потому, что Он удержал Свою милость. Ворота его, все входящие и выходящие через них, зачахли (в русск. пер., распались), имеют бледный вид и становятся немощными из-за нехватки необходимых для поддержания жизни продуктов и от страха перед дальнейшими фатальными последствиями этого суда. Ворота, через которые раньше в город доставляли запасы зерна, выглядят мрачно теперь, когда через них выходят жители города, оставляющие его в поисках хлеба в других странах. Даже сидящие у ворот зачахли, почернели на земле, они носят траур и сидят на земле, а нищие попрошайки у ворот почернели лицом из-за нехватки пищи, теперь темнее всего черного лицо их (Плач 4:8). Символом голода является черный конь (Откр 6:5). Люди падают на землю от слабости, не в силах идти вдоль улиц. И вопль поднимается в Иерусалиме, то есть вопль его жителей (ибо город питался от поля), или же вопль обитателей всех уголков страны, которые собрались в Иерусалиме, чтобы помолиться о дожде (существует такое мнение). Но боюсь, что здесь, скорее, говорится о вопле от беды, нежели о вопле молитвы.
2. От этого суда пострадали и великие люди страны: вельможи посылают слуг своих за водою (ст. 3), возможно, вместе со слугами вынуждены уйти и собственные дети вельмож, ибо у последних нет средств для их содержания, и они хотят приучить их к труду, пока те малы, в особенности когда возникает подобная необходимость. Мы читаем о том, как Ахав и Авдий, царь и главный управляющий его дворца, собственной персоной ищут воду во время подобного бедствия (3Цар 18:5−6). Или, скорее, речь идет о занимающих самое низкое положение, о рабах и младших слугах, отправленных искать воду, без которой жизнь невозможна, но ее не находят, ибо возвращаются с пустыми сосудами; источники высохли, потому что не было питающих их дождей; и тогда посылавшие их хозяева пристыжены и смущены от разочарования. Они не желали стыдиться своих грехов, не смущались, зная о них, и не желали смириться от обличений Слова, думая, что их богатство и положение в обществе ставит их выше покаяния; но Бог предпринял меры, чтобы заставить их стыдиться того, чем они гордились, когда они узнали, что даже по эту сторону ада их благородное происхождение не купит им и капли воды для охлаждения языка. Пусть же прочтение повествования о данном бедствии побудит нас быть благодарными за милость воды, чтобы познать ее ценность нас не научила беда. Самое необходимое имеется в большом количестве.
3. Больше всего и сразу же от бедствия пострадали крестьяне: земледельцы в смущении (ст. 4), потому что земля была такой сухой и твердой, что не давала себя вспахать, даже когда растрескалась, и казалось, что плуг здесь не нужен. Крестьяне стыдились своей праздности, ибо ничего нельзя сделать, а посему нечего и ожидать. Ленивец, который зимою не пашет, не стыдится своей глупости, а прилежный крестьянин, который не может пахать из-за зноя, стыдится собственного горя. Видите, как сильно зависят крестьяне от Божьего Провидения, к которому по этой причине им надлежит всегда обращать свой взор, ибо не могут ни пахать, ни сеять с надеждой, если только Бог не наполняет поток воды (Пс 64:10).
4. Достойно сожаления даже положение диких зверей (ст. 5−6). Именно грехи человека навлекли на землю суды, от которых стенают низшие твари; и пророк обращает на это внимание, взывая к Богу о милости. Иуда и Иерусалим согрешили, но лани и дикие ослы что сделали они? Лани прелестные творения, милые и любезные, с особой нежностью заботящиеся о своем потомстве; и вот ситуация дошла до такой крайности, что, вопреки своим естественным инстинктам, они в поисках травы оставляют своих новорожденных детенышей, которые более всего нуждаются в родителях; и если не найдут травы, то оставят детей, потому что не смогут их кормить. Лань печалится не столько от того, что не находит травы для себя, сколько от того, что не находит ее для своего потомства, и это должно пристыдить людей, которые расходуют так много средств на удовлетворение своих похотей в ущерб семье. О лани, когда та рождает детеныша, говорится, что она выбрасывает свою ношу (Иов 39:3), тем не менее ее заботы продолжаются; но, на основании упомянутого отрывка из Писания, она вскоре увидит положительный результат забот, ибо ее дети вскоре вырастут и больше не станут ее беспокоить (Иов 39:4). Иеремия же говорит о величайшей беде, когда у лани нет ничего для детей. Более того, жалость вызывают даже дикие ослы (к которым никто не испытывает особой симпатии), потому что, хотя их жилищем, в лучшем случае, и являются солончаки (Иов 39:5−6), тем не менее даже они теперь стали для животных слишком жаркими, такими жаркими, что невозможно дышать, и дикие ослы отправляются на возвышенные места, куда только можно добраться, потому что воздух там прохладнее, и глотают, подобно шакалам, воздух, уподобляясь тварям, которые тяжко и тяжело дышат, потому что им постоянно жарко. Глаза их потускли, силы их иссякли, потому что нет травы для пропитания. Домашний осел, который служит своему господину, знает его ясли (Ис 1:3) и получает пищу за свой труд, тогда как дикий осел, который посмеивается над криками погонщика, вынужден питаться воздухом и заслуженно получает за то, что не служил. Кто не работает, тот не ест.
II. Как благодать сокрушается о беззаконии и жалуется Богу на бедствие. Народ не спешит молиться, но здесь о них молится пророк и таким образом побуждает иудеев молиться о себе и, надеясь поторопить их, влагает в уста людей слова, которыми они могут воспользоваться (ст. 7−9). В данной молитве:
(1) Звучит смиренное признание в грехе. Когда мы начинаем молиться о предотвращении или устранении какого-либо суда, мы всегда должны признавать, что беззакония наши свидетельствуют против нас. Наши грехи являются свидетелями против нас, и истинно кающиеся признают это. Грехи свидетельствуют, потому что они явные и очевидные; мы не можем отвергать обвинение. Они свидетельствуют против нас для обличения, к нашему стыду и смущению в настоящем и к осуждению в будущем. Они доказывают несостоятельность и опровергают все наши доводы и таким образом не только обвиняют нас, но и выступают против нас. Если мы хвалимся своими достоинствами и полагаемся на собственную праведность, то против нас свидетельствуют наши беззакония, доказывая нашу испорченность. Если мы спорим с Богом, упрекая Его в несправедливом и недоброжелательном к нам отношении, когда Он посылает нам скорби, то наши беззакония свидетельствуют против нас, показывая наше несправедливое отношение к Богу. «Отступничество наше велико и мятежи наши серьезны, и этим согрешили мы пред Тобою, слишком много грехов, чтобы скрыть; беззаконий множество и они весьма отвратительны, чтобы их извинить, потому что направлены против Тебя».
(2) Звучит усердное прошение о милости: «Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас и против жалования нам милости, которой настоятельно требует наш случай, тем не менее Ты, Господи, твори ее». Они не говорят конкретно, каких действий ждут от Бога, но, как и подобает кающимся и просителям, предоставляют дело на Его усмотрение: «Делай с нами, что считаешь нужным» (см. Суд 10:15). Не: «Ты твори таким-то образом или в такое-то время». Но: «...твори с нами ради имени Твоего; делай то, что более всего прославит Твое имя». Следует заметить: нашими наилучшими доводами в молитве будут те, которые связаны со славой Божьего имени. «Господи, сделай это, чтобы возвеличилась милость Твоя, исполнилось Твое обетование и укрепились Твои интересы в мире; нам нечего просить от себя, но все только в Тебе». В данной молитве звучит еще одно прошение, причем весьма скромное: «Не оставляй нас (ст. 9), не лишай нас Твоей милости и присутствия». Следует заметить: мы должны бояться и стараться не допустить Божьего ухода от нас более, нежели лишений любого или даже всех материальных благ.
(3) Пророк весьма проникновенно ссылается на связь иудеев с Богом, на их привилегии в Нем и на основанные на таковых упования на Него (ст. 8−9).
[1] Они считают, что имеют причины рассчитывать, что Господь избавит их, когда они попадут в столь бедственное положение, даже несмотря на то что их беззакония свидетельствуют против них, ибо Его милость зачастую торжествовала над судом. Пророк, как и Моисей в прежние времена, готов изо всех сил защищать дело своего народа и поэтому, хотя и вынужден признать, что они сделали великий грех (Исх 32:31), тем не менее ссылается на тот факт, что Бог надежда Израиля. Господь Сам побуждал народ надеяться на Него; называя Себя Богом Израилевым, скалой Израилевой и Святым Израилевым, Он сделал Себя надеждой Израиля. Он дал Израилю Свое Слово, чтобы надеялись на него, и побудил их надеяться; к тому же в Израиле еще оставались люди, которые уповали исключительно на Господа и рассчитывали, что Он будет их Спасителем во время скорби, они не ждали спасения от кого бы то ни было другого. «Ты неоднократно был их Спасителем в крайне тяжелые времена». Следует заметить: поскольку Бог является вседостаточным Спасителем Своего народа, то им надлежит надеяться на Него в крайне стесненных обстоятельствах; и поскольку Он их единственный Спаситель, то надеяться они должны только на Него. Они приводили такие же доводы: «... Ты, Господи, посреди нас; у нас есть особые знаки Твоего присутствия с нами Твой храм, Твой ковчег, Твое Слово и Твое имя наречено над нами, ибо мы называемся Божьим Израилем, и поэтому у нас есть причина надеяться, что Ты не покинешь нас; мы Твои, спаси нас. Твое имя наречено над нами, а посему, какое бы зло ни постигло нас, оно отражается на Твоей чести, как будто бы Ты не в силах помочь Своим». Пророк часто говорил людям, что их заявления о своей религиозности не защитят их от Божьих судов; тем не менее здесь он, защищая их перед Богом, ссылается на их принадлежность Господу, как это делал Моисей (Исх 32:11). Даже это может достичь успеха, и Бог милости остановится на временном наказании. Valeat quantum valere potest — пусть заявление принесет по возможности пользу.
[2] Поэтому им грустно думать о том, что Бог не придет их избавить; и хотя они не обвиняли Его по этому поводу в несправедливости, тем не менее смиренно умоляют Господа явить милость во славу имени Своего. Иначе его сочтут: (а) безразличным по отношению к собственному народу: что скажут египтяне? А они скажут: «Надежде и Спасителю Израиля нет до него дела; Он стал как чужой в этой земле, которая Его совершенно не интересует; храм, названный Им Своим покоем навеки, больше не является Его покоем, теперь Он там как прохожий, который зашел переночевать на постоялый двор, и состоянием дел последнего Он никогда не поинтересуется, ибо Ему до того нет никакого дела». И хотя на самом деле это не так, но подчас кажется, как будто бы Господу нет дела до того, что станет с Его Церковью: Христос спал, когда Его ученики попали в бурю, (б) Неспособным оказать им помощь. Враги однажды сказали: поскольку Господь не мог ввести народ сей в Ханаан, то погубил его в пустыне (Чис 14:16); подобным образом и сейчас они скажут: «Либо Ему изменили мудрость и сила, либо Он как человек изумленный (который, хотя и обладает разумом человека, но изумление привело его в полное замешательство, поставило в тупик); или как сильный человек, которого одолели более могучие, и поэтому Он не имеет силы спасти; хотя и сильный, но все же человек, поэтому его силы ограничены». Любой из этих упреков абсолютно недопустим в отношении Божьего совершенства; поэтому мы задаемся вопросом: почему Бог, Который, как мы уверены, пребывает посреди нас, стал как чужой? Почему всемогущий Бог производит впечатление просто сильного человека, который, испытав изумление, не может, хотя и хотел бы, спасти? В своих молитвах нам следует подтверждать, что мы ставим славу Господа выше собственного блага. Господи, что сделаешь имени Твоему великому?
Стихи 10−16. Дискуссия между Богом и Его пророком, приведенная в данной главе, похожа на спор о бесплодной смоковнице между хозяином виноградника и виноградарем (Лк 13:7). Справедливость хозяина требует, чтобы дерево срубили; милосердие виноградаря ходатайствует об отсрочке. Иеремия усердно молится Богу, чтобы Он вернулся к Своему народу с милостью. Итак, здесь мы узнаем, что:
I. Бог отвергает оправдание, приведенное пророком в пользу народа, и показывает несостоятельность такового. Отвечая на него, Господь говорит об иудеях как о народе сем (ст. 10). Он не называет их Мой народ, ибо отрекся от них, потому что они нарушили завет с Ним. Верно и то, что над ними было наречено имя Его и они располагали знаками Его присутствия среди них; но люди согрешили и побудили Бога удалиться. Пророк признал эти факты в надежде, что, вопреки таковым, выхлопочет для народа милость заступничеством и жертвоприношением; поэтому Бог говорит Иеремии, что:
(1) Иудеи не заслужили прощения в достаточной мере. Пророк признал, что отступничество их велико, и, несмотря на это, у них была надежда, если бы они обратились. Но народ сей совсем не проявил склонности к обращению; они бродили и любят бродить; они выбрали отступничество и находили в нем удовольствие, хотя на самом деле оно стало их позором и болью, а посему привело их к краху. Они не могут рассчитывать на то, что Бог найдет у них покой, когда они нашли такое удовольствие, уйдя от Него к идолам. Ведь они бродили не по необходимости и не по оплошности, а потому что любили бродить. Грешники это бродяги, ушедшие от Господа; из-за своих скитаний они утратили Божью благосклонность, но именно любовь к бродяжничеству совершенно лишила их таковой. Им говорили, что скитания доведут их до того, что один грех будет подталкивать их к другому и в конечном счете приведет к гибели; однако они не внимали предостережению и не удерживали ног своих. Они были настолько далеки от того, чтобы вернуться к своему Богу, что ни Его пророки, ни Его суды не смогли убедить их хоть немного сдерживать себя в погоне за грехом. Именно за это Бог решил теперь посчитаться с ними. Когда Он отказал им в дожде с неба, то припомнил беззакония их и наказывал грехи их; именно поэтому их земля плодородная превратилась в солончатую.
(2) У них не было никаких оснований ожидать, что Бог, Которого они отвергли, примет их; даже если они начнут поститься, молиться и расщедрятся на жертвоприношения и всесожжения, Господь не благоволит к ним (ст. 10). Он не находит в них никакой радости (дословно), ибо какую радость может Святой Бог найти в людях, которые находили радость в Его соперниках, в служении и общении с кем угодно, кроме Него? «Если они будут поститься (что является достойным проявлением раскаяния и преобразования) и если вознесут всесожжение и дар (что символизировало веру в Посредника), даже если их молитвы будут подкреплены этими действиями и вознесутся согласно ритуалам, которые ранее считались приемлемыми, тем не менее, поскольку они исходят не от смиренных, кающихся и обновленных сердец, но от людей, которые по-прежнему любят бродить, то Я не услышу вопля их, каким бы громким он ни был, и не приму их (ст. 12), ни самих людей, ни их действий». Издавна провозглашалось, что жертва нечестивых — мерзость пред Господом; и принимают только тех, кто делает добро (Быт 4:7).
(3) Они утратили все преимущества молитвы о них пророка, потому что не обращали внимания на его проповеди. Именно в этом заключается смысл данного пророку запрета: ты не молись о народе сем во благо ему (ст. 11); и похожий запрет уже звучал (Иер 7:16; Иер 11:14). Причем он не запрещает пророку выражать народу свою благожелательность (Моисей продолжал ходатайствовать за Израиль и после того, как Бог сказал ему: оставь Меня, Исх 32:10), но Иеремии не стоит ожидать положительного результата до тех пор, пока они отклоняют ухо свое от слушания закона. Это стало утверждением приговора, вынесенного нераскаявшимся, подобным же образом Бог утвердил отвержение Саула, когда сказал Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле? Поэтому ниже следует: Я истреблю их (ст. 12) не только нынешним голодом, но и будущими карами мечом и моровою язвою; ибо в колчане у Бога много стрел, и если грешников не убедила и не перевоспитала одна, то уничтожит другая.
II. Пророк приводит еще один довод в оправдание упрямства народа, причем таковой является всего лишь отговоркой, но Иеремия готов говорить все, что позволяет их случай; и сейчас он ссылается на пророков, которые, претендуя на поручение свыше, обманывали людей, вселяя в них уверенность в мире, хотя те продолжали идти по пути греха (ст. 13). Он говорит об этом стеная: «Господи Боже! По-видимому, люди готовы придавать значение всему, что связано с Твоим именем, и находятся говорящие им от Твоего имени: не увидите меча и голода... Они выдают эти слова за исходящие от Тебя со всей присущей пророкам серьезностью и уверенностью, говоря: постоянный мир дам вам на сем месте, истинный мир. Я говорю им противоположное, но я один против многих, а каждый готов верить в то, что ему больше подходит; посему, Господи, пожалей и пощади людей, ибо вожди сего народа введут его в заблуждение». Данное оправдание возымело бы силу, если бы народ не получал прежде предостережений о лжепророках, а также правил, по которым следовало распознавать таковых; поэтому если люди заблуждались, то исключительно по собственной вине. Нас же это учит, строго придерживаясь истины, извлекать пользу даже из недостатков и судить других настолько милосердно, насколько позволяет их случай.
III. Бог не только опровергает это оправдание, но и осуждает, поэтому и слепые вожди, и их слепые последователи упадут в яму.
1. Бог отрекается от лестного обмана: они пророчествуют ложное именем Моим (ст. 14). У них вообще не было никакого поручения от Бога пророчествовать: Я не посылал их и не давал им повеления и не говорил им. Они вообще никогда не привлекались к выполнению каких-либо заданий от Бога; Он никогда не открывался им, тем более не открывался через них народу; никогда никакое слово от Господа не приходило к ним, никаких воззваний, никаких приказов, никаких указаний они не получали. Тем паче Господь не посылал их с заданием убаюкивать народ в его беспечности. Нет: люди могут льстить себе, сатана может льстить им, но Бог никогда так не поступает. Это видения ложные... и пустое. Следует заметить: все ложное и беспочвенное является тщетным и ничтожным. Видение, не несущее истины, ни на что не годится, каким бы прекрасным оно ни было. Оно всего лишь мечты сердца своего, паутина, сплетенная из собственных внутренностей, которую люди считают своим укрытием, и она будет сметена, как только большое мошенничество откроется. Кто противопоставляет свое мнение Божьему слову (Бог на самом деле говорит одно, а он думает иначе), тот поступает по обману сердца своего (англ. пер., ст. 14), что станет его крахом.
2. Бог выносит приговор льстивым обманщикам (ст. 15). Что касается пророков, злоупотреблявших доверием народа, говоря ему о мире (и бросили Богу вызов тем, что говорили от Его имени), то пусть они знают, что у них самих мира не будет. Они первыми падут именно от тех судов, которых, согласно их обнадеживающему обману, должны избежать другие. Они дерзнули убеждать людей, что меча и голода не будет на сей земле; но вскоре выяснится, сколь бесполезными были их гарантии, когда они сами будут истреблены мечом или голодом. Как бы им удалось обезопасить других и обеспечить им мир, когда они не могли обезопасить себя и даже не предвидели, какие беды ждут их самих, чтобы избежать их? Следует заметить: самое суровое наказание ждет людей, которые обещают грешникам безнаказанность на их греховных путях.
3. Такому же приговору подлежат и обманутые: и народ, которому они пророчествуют и который так охотно допускает, чтобы его обманывали, погибнет от голода и меча (ст. 16). Следует заметить, что неверие обманутых вместе со всей ложью обманщиков не сделает Божьи угрозы бездейственными; голод и меч придут, сколько бы ни утверждали противоположное; и наибольшая опасность грозит самым беспечным. Нераскаявшиеся грешники не избегут проклятия ада своими разговорами о том, что они никогда не поверят, что нечто подобное вообще существует, но им придется ощутить то, чего они не желали бояться. Здесь звучит угроза, что иудеи не просто падут от меча и голода, но уподобятся закованным в цепи и станут памятником Божьему правосудию, которому они бросили вызов. Их тела будут разбросаны прямо по улицам Иерусалима города, о котором меньше всего подумали бы, что его может постичь подобная неприятность. Там они останутся лежать непогребенными: ближайшие родственники, которым надлежало бы отдать покойным последнюю дань любви, либо окажутся столь бедными, что им это будет не по карману, либо столь слабыми от голода, что не смогут этого сделать; или же они будут сильно убиты горем и у них не хватит духу; или же они лишены естественных чувств и не принесут дань уважения близким. Таким образом Бог изольет на них зло их, то есть наказание за их нечестие; полные чаши Божьего гнева изольются на людей, сделавших себя уязвимыми. Следует заметить: когда грешников постигает беда за бедой, им надлежит увидеть в этом собственное зло, изливающееся на них. Это относится как к нечестию лжепророков, так и к нечестию народа; слепой ведет слепого, и оба падают в яму, где они будут плохими утешителями друг другу.
Стихи 17−22. Плачевное состояние Иуды и Иерусалима в данное время становится здесь предметом сетований пророка (ст. 17−18) и поводом для молитвы и ходатайства за народ (ст. 19). И я склонен надеяться, что и то и другое совершается по Божьему указанию и что слова «...скажи им слово сие» (о них или чтобы они услышали, ст. 17) относятся не только к сетованиям, но и к ходатайству, а посему равнозначны отмене прозвучавшего ранее повеления не молиться о них (ст. 11). Тем не менее, судя по приводимой в данных стихах молитве, пророк воспринял таковое не как запрет, а как разочарование (подобное выраженному словами: не о том говорю, чтобы он молился, 1Ин 5:16). Итак:
I. Пророк оплакивает разрушение своей страны. Делает он это по Божьему указанию, чтобы, показав, насколько поражен он сам, по возможности произвести впечатление на людей, когда будет предсказывать грядущие на них бедствия. Иеремия должен говорить не только про себя, но и для них: да льются из глаз моих слезы (ст. 17). Таким образом ему надлежит открыто заявить, что он, безусловно, узрел грядущий меч и голод другого рода, более сильный по сравнению с тем, от которого они страдали сейчас; нынешний голод наступил по причине отсутствия дождей, а тот будет связан с тяготами осады. Пророк говорит так, как будто бы он уже видел несчастья, сопутствующие вторжению халдеев: дева, дочь народа моего, которая мне дорога так же, как дорога дочь своему отцу, великим поражением поражена... тяжким ударом, более великим и более тяжким, чем все, которые ей уже довелось пережить; ибо на поле лежит множество убитых мечом (ст. 18), а в городе лежит множество умерших от нехватки пищи. Унылое зрелище! «Пророк и священник, лжепророки, льстившие народу своей ложью, и нечестивые священники, преследовавшие истинных пророков, теперь изгои в свой стране и бродят либо как пленники и узники, куда бы их ни повели захватчики, либо как беженцы и скитальцы в поисках крова и помощи по земле, которой не знают» (англ. пер., ст. 18). Существует мнение, что речь идет об истинных пророках Иезекииле и Данииле, которых увели в Вавилон вместе с остальными. Иеремии, предвидя это, надлежит проливать слезы ночь и день, чтобы люди убедились не только в том, что этот горестный день неизбежно придет и действительно будет полон горя, но и в том, что сам пророк далек от желания, чтобы такой день наступил, и был бы рад возвещать народу мир (как это делали лжепророки), если бы имел такое предписание с небес. Следует заметить: поскольку Бог, хотя и поражает грешников смертью, радости в этом не находит, то и Его духовным служителям подобает, хотя они и возвещают о смерти грешников, горько оплакивать ее.
II. Иеремия берется ходатайствовать за народ; ибо кто знает, кроме Самого Бога: может они еще обратятся и покаются? Пока есть жизнь, есть и надежда и место для молитвы. И хотя среди иудеев многие не молились за себя и не ценили молитв пророка, тем не менее некоторые были более восприимчивыми и желали присоединиться к пророку в поклонении и произносить Аминь, соглашаясь с его молитвами.
1. Он смиренно обсуждает с Господом плачевное состояние народа в данное время (ст. 19). Было весьма грустно, ибо (1) ожидания людей от Бога не оправдались; они думали, что Господь гарантировал Иуде, что тот будет принадлежать Ему, но теперь, похоже, Бог совсем отверг его, покинул и не желает признавать никакого родства с ним и проявлять о нем заботу. Они думали, что Сион самое любезное для души Его и Его покой навеки, а теперь душе Его опротивел Сион, опротивели даже отправляющиеся там службы по причине совершавшихся грехов.
(2) Тогда неудивительно, что все их ожидания не оправдались: Господь поразил их, и раны их умножились, но нет им исцеления; они ждали мира, потому что после бури обычно приходит затишье, и хорошая погода наступает после непрерывной череды дождей; но здесь ничего доброго нет, положение становится все хуже и хуже. Они ждали времени исцеления, но не получили даже временной передышки. «И вот ужасы у дверей, через которые, как надеялись, придет мир. И что же тогда? Ты на самом деле отверг Иуду? — Воистину Ты всемогущ! Душе Твоей опротивел Сион? Мы это заслужили. Но разве Ты, гневаясь, не вспомнишь в конце о милости?»
2. Он совершает покаяние и исповедуется в грехе, произнося слова, которые надлежало бы говорить всем, хотя это делали немногие: «Сознаем, Господи, нечестие наше (ст. 20), растущее нечестие нашей земли и беззаконие отцов наших, которым подражали и мы и поэтому заслуженно пострадали. Знаем и признаем: согрешили мы пред Тобою, и поэтому Ты праведен во всем, что постигло нас; но поскольку мы исповедуем свои грехи, то надеемся, что убедимся в Твоей верности и справедливости, и Ты простишь нам грехи наши».
3. Он возражает против недовольства Бога и верою взывает к Его чести и обетованию (ст. 21). Прошение пророка звучит так: «Не отрини нас; несмотря на то что Ты поразил нас, не отринь нас; и хотя Твоя рука может обратиться против нас, пусть Твое сердце не обратится против нас, и пусть Твой разум не удаляется от нас». Люди признавали, что Бог вправе отринуть их, ибо они стали отвратительными в Его глазах; тем не менее, когда они молятся: не отринь нас, то подразумевают: «Верни нам Свою благосклонность. Пусть душе Твоей не будет противен Сион (ст. 19). Пусть наше курение перестанет быть мерзостью». Они взывают:
(1) К Божьей чести, к чести Его Писания, посредством которого Бог открылся им, к Его слову, которое Он возвеличил превыше всякого имени Своего. «Не отринь нас ради имени Твоего, того имени Твоего, которым мы называемся и которое мы призываем». Они ссылаются на честь Его святилища: «Господи, не отринь нас, ибо это унижает престол славы Твоей (храм, названный престолом славы, возвышенным от начала, Иер 17:12); не допусти, что бывшее некогда радостью всей земли было отдано на опустошение и на посмеяние. Мы заслуживаем нести на себе позор, но не допусти, чтобы тень позора легла на Тебя; пусть запустение храма не даст язычникам повода бесчестить Того, Кому раньше там поклонялись, как будто бы Он не смог или не пожелал защитить это место, или как будто бы халдейские боги оказались слишком сильными противниками. Следует заметить, что благочестивые люди создают религии и своему исповеданию хорошую репутацию в мире, принимая это к сердцу ближе любого личного интереса и забот о собственном имени; и основанные на репутации религии доводы усиливают молитву и поддерживают веру. Мы можем быть уверенными в том, что Бог не унизит престола славы Своей на земле и не затмит славы Своего престола Своим провидением, не позаботившись, чтобы она вскоре воссияла с новой силой, ярче, чем прежде. В конечном счете Господь не уронит Своей чести.
(2) К Божьему обетованию. Они смиренно отваживаются напомнить Господу: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами. Не то чтобы они сомневались в верности Всевышнего или думали, что Он нуждается в напоминании о Своем обетовании, но Господу угодно, чтобы люди ссылались на Его слова, поэтому они воспользовались данным им правом. «И Я вспомню завет Мой...» (Лев 26:42).
4. Пророк признается в зависимости от Бога, ибо в Его милости ниспослать им дождь, в котором они в данное время нуждались (ст. 22). Несмотря на то что они лишились своих привилегий в Нем, как в Боге завета, они не хотят терять своего упования на Него, как на Бога природы.
(1) Они никогда не обратятся к языческим идолам, ибо это глупо и бесполезно: есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? Нет, во время великой засухи в Израиле во дни Ахава, хотя все израильтяне и молились Ваалу, он не смог им помочь; только Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, может дать ответ посредством воды.
(2) Они не будут ограничиваться вниманием ко вторичным причинам или ждать милости только от природы: может ли небо само собою подавать ливень? Нет, не может без распоряжения от Бога небес; ибо у Него находится ключ от туч, которым Господь открывает сосуды неба и наполняет горы с высот Своих.
Но (3) все их упования на Бога и на их веру в Него: «Не Ты ли это. Господи, Боже наш, от Которого мы можем ждать поддержки и к Которому должны обращаться? Разве не Ты производишь дождь и подаешь ливень? Ибо Ты творишь все это; ты дал им начало, поэтому ты даешь им закон и распоряжаешься ими; ты создал круговорот воды в природе, чтобы он служил намерениям Твоего Провидения согласно Твоим указаниям, и Ты используешь его, как Тебе угодно; поэтому на Тебя надеемся мы, только на Тебя; мы будем просить у Господа дождя (Зах 10:1). Мы доверимся Ему в том, что Он пошлет нам дождь в должное время, и будем готовы подождать до Его времени; нам следует подождать, и мы будем ждать не напрасно». Следует заметить: воодушевленные знанием о верховном владычестве Бога и Его вседостаточности, мы будем служить Господу и уповать на Него во все времена.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 14 глава