Испытаны различные методы и каждый камень перевернут, чтобы пробудить евреев осознать свой грех, привести их к покаянию и реформации. Цель и тенденция многих пророческих проповедей отпугнуть их от непослушания, показав, к чему оно приведет, если они будут упорствовать. Цель данной главы пристыдить их за непослушание, если хоть какое-то чувство чести осталось в них и они могли ухватиться за эту благоразумную мысль.
I. Он представляет им послушание семьи Рехавитов повелениям, оставленным их предком Ионадавом: как они были постоянны в своем послушании и не поддавались соблазнам (ст. 1−11).
II. Этим примером Он усугубляет непослушание евреев Богу и их презрение к Его заповедям (ст. 12−15).
III. Он предсказывает суды Божьи, которые обрушатся на евреев за их нечестивое непослушание Богу (ст. 16−17).
IV. Он заверяет Рехавитов в том, что Бог благословит их за благочестивое послушание своему отцу (ст. 18−19).
Стихи 1−11. Эта глава была написана раньше многих предшествующих глав, ибо она говорит о событиях, имевших место во дни Иоакима (ст. 1), но скорее всего во вторую часть его правления, ибо они произошли после того, как царь Вавилонский со своей армией пришел в землю сию (ст. 11). Похоже, это ссылка на вторжение, упомянутое во 2 Книге Царств 24:2, связанное с восстанием Иоакима против Навуходоносора. После того, как суды Божьи обрушились на этот непокорный народ, Бог продолжал обращаться к ним через пророков, чтобы отвратить их от греха, и тогда Его гнев сможет отвратиться от них. Для этого Иеремия ставит им в пример Рехавитов семью, отличавшуюся от других и не причислявшуюся к семьям Израиля, как и те не причислялись к другим народам. По своему происхождению они были кинеяне, что следует из 1Пар 2:55: «Это Кинеяне, происшедшие от Хамафа, отца Бетрехава». Кинеяне, по крайней мере, те, что поселились на земле Израиля, были потомством Ховава тестя Моисея (Суд 1:16). Мы читаем, что они отделились от амаликитян (1Цар 15:6; см. Суд 4:17). Одна из семей кинеян происходила от Рехава. Его сыном или прямым потомком был Ионадав человек, в свое время известный мудростью и благочестием. Он процветал во дни Ииуя, царя Израильского, около 300 лет назад, ибо читаем (4Цар 10:15), что ему было оказано внимание со стороны этого приобретающего вес владыки, когда он проявил свою ревность по Богу, который полагал, что ничто так не утвердит народ в хорошем мнении, чем присутствие Ионадава вместе с ним в колеснице. И в этой главе нам рассказывается:
I. В чем заключались принципы образа жизни, которые Ионадав изложил письменно, возможно, в своем завещании и религиозно исполнять которые он повелел своим детям и своему потомству на протяжении всех веков; и у нас есть основания полагать, что он сам тщательно соблюдал их на протяжении всей своей жизни.
1. Они включали в себя две замечательные заповеди:
(1) Он запретил им пить вино согласно закону о назореях. Безусловно, вино делается, чтобы развеселить сердце человека, и нам позволено умеренно и благоразумно употреблять его, но мы склонны злоупотреблять им и тем самым причинять себе вред; а благочестивому человеку, чье сердце постоянно радуется свету лица Божьего, так мало его нужно для этого (Пс 4:7−8), что незначительное и весьма похвальное самоотречение требуется, чтобы совсем отказаться от него или использовать мало в качестве медицинского средства, как это делал Тимофей (1Тим 5:23).
(2) Он повелел им жить в шатрах, не строить домов, не приобретать земель и не брать в аренду (ст. 7). Это был пример строгости и умерщвления, которого должны были придерживаться назореи. Шатры представляли собой презренное жилище, и это должно было научить их смирению; холодные помещения должны были сделать их выносливыми, чтобы они не потакали своему телу; это были переносные жилища, и это должно было научить их не думать о поселении и укоренении где-либо в этом мире. Они должны были жить в шатрах во все дни жизни своей. Подобным образом с самого начала они должны были привыкать переносить трудности, и тогда даже в преклонном возрасте это не будет им в тягость.
2. Но почему Ионадав предписал эти правила жизни для своих потомков? Он сделал это не для того, чтобы показать свою власть и проявить владычество над ними, навязывая им то, что считал правильным тем самым он продемонстрировал свою мудрость и реальную заботу об их благополучии, посоветовав то, что (как он знал) будет полезно им. Он не испытывал их клятвой или обетом и не подвергал наказанию за несоблюдение этих правил, а лишь посоветовал подчиниться этой дисциплине, ибо они сами увидят, насколько она назидательна; тем не менее они могли обходиться без них в случае необходимости, как в данном примере (ст. 11). Он предписывает им эти правила, (1) чтобы они могли сохранить древний образ жизни своей семьи; и хотя некоторые смотрели на нее с презрением, но он сам считал, что она имеет действительно хорошую репутацию. Его предки обычно посвящали себя скотоводству (Исх 2:16), и он хотел, чтобы потомство сохранило эту традицию и не отступило от нее, как это сделал Израиль, представители которого первоначально были пастухами и жили в палатках (Быт 46:34). Отметьте: мы не должны стыдиться честных профессий своих предков, хотя они незначительны.
(2) Чтобы они могли соответствовать своему жребию и привести свой разум в соответствие с условиями. Моисей обнадежил их, что они приживутся (Чис 10:32), но, похоже, этого не произошло; они так и остались странниками на земле той (ст. 7), не имели в ней наследства и поэтому должны были жить за счет своих занятий; это послужило хорошим основанием, почему они должны приспосабливаться к трудной участи и суровым условиям жизни, ибо странники, каковыми они являлись, не должны надеяться, что будут жить как землевладельцы, в изобилии и роскоши. Отметьте: мы поступим мудро и исполним свой долг, если приспособимся к своему месту и положению и не будем стремиться жить лучше. Почему бы нам не удовлетвориться тем же жребием, который имели наши отцы, и жить соответственно ему? Не высокомудрствуйте.
(3) Чтобы им не завидовали и не беспокоили соседи, среди которых они жили. Если чужеземцы будут жить богато, умножать свое имущество и жить в роскоши, то уроженцы этих мест будут смотреть на них подозрительно, завидовать их изобилию, как филистимляне Исааку (Быт 26:14), и искать поводов для ссоры, чтобы причинить им зло. Поэтому Ионадав считал, что его потомки поступят мудро, если будут жить скромно, ибо благодаря этому смогут прожить долго: жить скромно, чтобы долгое время прожить на той земле, где они странники. Отметьте: смирение и удовлетворенность в безвестности часто являются наилучшей политикой и самой надежной защитой для человека.
(4) Чтобы они были вооружены против искушений к роскоши и чувственным наслаждениям, против преобладания греха, царившего в то время там, где они жили. Ионадав видел, какими порочными становятся нравы; повсюду в большом количестве имелись пьяные ефремляне, и он боялся, чтобы его дети не развратились и не погибли. Поэтому он повелел им жить уединенно за счет своего труда; а чтобы их не увлекли противозаконные наслаждения, они должны были отказывать себе даже в законных наслаждениях. Они должны были вести трезвый, воздержанный и скромный образ жизни, который способствовал бы здоровью тела и разума, а также долгой и спокойной жизни, о которой они могли бы вспоминать с утешением в земле, где были странниками. Отметьте: размышление о том, что мы являемся странниками и пилигримами, должно обязать нас воздерживаться от плотских похотей, быть выше чувственных наслаждений и смотреть на них с благодатным презрением.
(5) Чтобы они были готовы к бедам и трудностям. И без духа пророчества Ионадав мог предвидеть истребление народа, та-к сильно деградировавшего, и поэтому заботился, чтобы его семья если не будет при благосостоянии, то чтобы даже среди бедствий у нее был мир. Пусть у них будет мало, что можно потерять, и тогда время потерь не будет для них таким ужасным: пусть не привязываются к тому, что имеют, и тогда с меньшей болью переживут лишения. Отметьте: лучше всего к страданиям готовы те, кто мертв для этого мира и живет жизнью самоотречения.
(6) Чтобы в общем они научились жить по правилам и подчиняться дисциплине. Хорошо, если все мы обучены этому и тому же учим наших детей. Кто прожил так же долго, как Ионадав, когда он оставил это руководство своему потомству, тот может благодаря собственному опыту судить о суетности этого мира и опасных сетях, в большом количестве поставленных богатством и удовольствиями; поэтому следует обращать внимание на слова таких людей, когда они предостерегают своих потомков быть бдительными.
II. Как строго его потомки соблюдали эти правила (ст. 8−10). Все поколения послушались голоса Ионадава, отца своего, во всем, что он завещал им. Они не пили вина, хотя жили в стране, где его было много; их жены и дети не пили вина, ибо, кто воздерживается сам, тот должен позаботиться, чтобы все, вверенные его попечению, были такими же. Они не строили домов, не возделывали землю, а жили скотоводством. Этим они занимались частично из послушания своему предку и благоговения перед его именем и властью, частично, убедившись на личном опыте, насколько выгодно вести такой скромный образ жизни. Посмотрите на силу традиции, на влияние старинных, великих и примерных имен, оказываемых на людей; то, что кажется очень сложным, благодаря длительному применению становится легким и естественным.
1. В одной из статей данного им руководства говорится, как поступать, если необходимо отказаться от него (ст. 11): «Когда Навуходоносор пришел в землю сию со своей армией, то хотя до этого они жили в шатрах, но теперь оставили их и переехали жить в Иерусалим в домах, которыми смогли обеспечить себя». Отметьте: правила строгой дисциплины не должны быть слишком суровыми, а иметь некие отступления, когда этого требует неотложная ситуация; и поэтому мудро поступит тот, кто, давая обет, четко позаботится о том, чтобы путь был чист и впоследствии не пришлось сказать: «Это — ошибка!» (Еккл 5:6). Повеления подобной природы нужно принимать с подобными ограничениями. Рехавиты искушали бы Бога и оказали бы Ему недоверие, если бы не использовали должные средства для собственной безопасности во время всеобщих бедствий, несмотря на закон и обычай своей семьи.
2. Что касается другой детали, то здесь нам сказано, как, несмотря на величайшую безотлагательность, они религиозно соблюдали данное руководство. Иеремия привел их в храм (ст. 2), в одну из комнат пророка туда, а не в комнату князей, присоединенную к ней, ибо он имел послание от Бога, которое воспринялось бы более внушительно в комнате человека Божьего. Там он не только спросил Рехавитов, будут ли они пить вино, но и поставил перед ними полные чаши вина и стаканы, искушая их с особой силой, и сказал: «Пейте вино, оно дается вам бесплатно. Вы нарушили одно из правил вашего руководства, придя жить в Иерусалим, так почему вы не можете нарушить другое? Раз вы в городе, то поступайте, как здесь поступают». Но они категорически отказались: «Нет, вина мы не пьем, ибо для нас это противозаконно». Пророк и так хорошо знал, что они откажутся, поэтому не настаивал, ибо увидел, что они тверды и непоколебимы. Отметьте: те искушения бессильны против человека убежденной трезвости, которые, несмотря на обличения совести, ему ежедневно приходится преодолевать и которые недопустимы на путях добродетельных.
Стихи 12−19. Испытание постоянства Рехавитов предполагалось в качестве знамения; и в данных стихах говорится, как это нужно применять.
I. Соблюдение Рехавитами повеления своего отца используется как факт, отягощающий непослушание евреев Богу. Пусть посмотрят и устыдятся. Пророк спрашивает их во имя Бога: «Неужели вы не возьмете из этого наставление? (ст. 13). Неужели ничто не воздействует на нас? Ничто не повлияет и не сможет открыть вам ваш грех и ваш долг? Посмотрите, как послушны Рехавиты повелению своего отца (ст. 14), а вы не приклонили уха своего и не послушались Меня» (ст. 15); хотя можно было бы разумно ожидать, что народ Божий будет повиноваться Богу больше, чем сыновья Ионадаву. Это особенно усугубляло их грех, ибо (1) Рехавиты были послушны человеку, подобному им, обладавшему лишь человеческой мудростью и властью, который был лишь отцом их плоти; а евреи были непокорны безграничному и вечному Богу, обладавшему над ними абсолютной властью, который являлся Отцом их духов.
(2) Ионадав уже давно был мертв, не знал их, не мог знать об их непослушании его повелениям или изменить его, но Бог живет вечно, Он видит, как соблюдаются на земле Его законы, и готов отомстить за всеобщее непослушание.
(3) Рехавитам никогда не напоминали об их обязанностях перед отцом, а Бог часто посылал Своих пророков к Своему народу, чтобы напомнить им о долге перед Ним, но они не исполняли его. Бог настаивает на этом как на факте, усугубляющем их непослушание: «Я непрестанно говорил вам с раннего утра через написанное слово, указы и увещевания совести (ст. 14); более того, Я посылал к вам всех рабов Моих пророков, людей, подобных вам, чьи слова не должны были вас напугать, посылал с раннего утра (ст. 15), но все было напрасно».
(4) Ионадав никогда не сделал для своих потомков то, что Бог сделал для Своего народа. Он оставил им руководство, но не оставил средств для его выполнения. А Бог дал Своему народу добрую землю и пообещал, что если они будут послушны, то будут жить на ней, и поэтому они должны быть послушны Ему из благодарности и ради личной выгоды, но они не приклонили уха своего и не послушали.
(5) Бог не навязывал Своему народу трудности и не требовал такого самоотречения, как Ионадав от своих детей; тем не менее повеления Ионадава были исполнены, а Бога нет.
II. Как и раньше, им угрожают судами, направленными против Иуды и Иерусалима, ибо их непослушание усугублялось. На суде Рехавиты встанут против них и осудят, ибо они тщательно выполнили заповедь своего отца и продолжали оставаться постоянными в своем послушании (ст. 16); а народ сей, народ непокорный и отступнический, не слушает Меня. Поэтому (ст. 17), так как они не повиновались заповедям слова, Бог исполнит Свои угрозы: «Я наведу на них с помощью халдейской армии все то зло, которое Я изрек на них в законе и через пророков, ибо Я говорил им и звал их: говорил тихим голос тем, кто был близко, и призывал громко тех, кто был далеко, Я испытал все пути и средства, чтобы обличить и покорить их говорил им Свое слово, призывал через Свои провидения; все это делалось для одной и той же цели, но не привело ни к какому результату; они не слушались и не отвечали».
III. В данных стихах семье Рехавитов обещана милость за твердость и единодушное послушание законам их дома. Хотя в данном случае их постоянство испытывалось лишь для того, чтобы пристыдить Израиль, но раз оно осталось непоколебимым, то оказалось к похвале и чести и славе; и Бог использовал эту ситуацию, чтобы сказать, что хранит для них милости (ст. 18−19) и что они утешатся ими.
1. Их семья пребудет так же долго, как и любая другая семья Израиля, среди которых они были чужеземцами и попутчиками. Она не будет нуждаться в муже, чтобы наследовать то, что они имеют, хотя у них не было наследства, чтобы оставлять потомкам. Отметьте: иногда имеющие незначительное состояние имеют многочисленное потомство; но Пославший уста несомненно пошлет и пищу.
2. Религия пребудет в их семье: «Не отнимется у них муж, предстоящий пред лицем Моим, чтобы служить Мне». Хотя они не являются ни священниками, ни левитами и не занимают никакой должности в храме, тем не менее в постоянном ходе поклонения они будут предстоять пред Богом и служить Ему. Отметьте:
(1) Величайшее благословение, которое может быть передано семье, это то, что поклонение Богу в ней будет поддерживаться из поколения в поколение.
(2) Воздержание, самоотречение и безразличие к этому миру в значительной мере содействуют проявлению благочестия и помогают привить потомству любовь к ним. Чем более мы бесчувственны к наслаждениям, тем лучше расположены для служения Богу; но ничто так не препятствует передаче религии в семье следующему поколению, как гордость и роскошь.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 35 глава