В данной главе пророк:
(I) Возвещает о методах, с помощью которых Бог будет обращаться с народами и царствами; Он легко сможет сделать с ними все, что хочет, как горшечник с глиной (ст. 1−6), но Он, несомненно, поступит с ними честно и справедливо. Если Он угрожал им истреблением, то в случае их покаяния обратится к ним с милостью, а когда Он приближается к ним с милостью, то лишь грех может остановить поток Его благоволения (ст. 7−10).
(II) Детально демонстрирует безрассудство мужей Иудеи и Иерусалима, удалившихся от Бога к идолам и тем самым навлекших на себя гибель, несмотря на данное им честное предостережение и милостивые планы Бога относительно их (ст. 11−17).
(III) Жалуется Богу на низкую неблагодарность и безрассудную злобу врагов, преследователей и хулителей и молится против них (ст. 18−23).
Стихи 1−10. Данные стихи говорят о том, что пророк был послан в дом горшечника (он знал, где его найти), но не для того, чтобы проповедовать там, как у ворот Иерусалима, а чтобы подготовить проповедь или, скорее, принять ее уже приготовленной. Тем не нужно готовиться к проповеди, кто уже имеет ее, как в данном случае пророк, с помощью непосредственного воздействия Духа. «Сойди в дом горшечника и посмотри, как он справляется со своей работой, и там Я тихим шепотом возвещу тебе слова Мои. Там ты примешь послание, чтобы передать его народу». Отметьте: кто хочет знать волю Бога, тот должен выполнять Его повеления и быть там, где он может услышать Его слова. Пророк не воспротивился небесному видению и поэтому отправился в дом горшечника (ст. 3) и наблюдал, как тот работал свою работу на кружале; тот поступал, как ему хотелось, легко и быстро. И (ст. 4) если комок глины, из которого он хотел сформировать сосуд определенной формы, оказывался слишком твердым или содержал в себе камешек, или если по какой-то причине он развалился в руке его, то он сразу же придавал ему другую форму; если он не подходит, чтобы служить сосудом чести, то будет сосудом бесчестья, ибо так горшечнику вздумалось сделать. Возможно, Иеремия очень хорошо знал, как горшечник делает свою работу и как легко он придает глине желаемую форму, но ему нужно было пойти и проследить за ним именно сейчас, чтобы, получив свежую идею, он мог с большей готовностью и легкостью осознать истину, которую Бог таким образом хотел ему представить, и затем более вразумительно мог объяснить ее народу. Бог чрез пророков употреблял притчи (Ос 12:10), поэтому требовалось, чтобы они сами понимали используемые ими сравнения. Служители смогут лучше использовать свой жизненный опыт, если с его помощью научатся более просто и доступно говорить с людьми об истинах Божьих и истолковывать сравнения, приведенные в Писании. Тем или иным способом они должны сделать свои знания полезными для их исповедания. Теперь давайте посмотрим, что за послание принял Иеремия, вверенное ему в доме горшечника для передачи людям. Пока он внимательно следил за работой горшечника, Бог послал в его разум эти две великие истины, которые он должен был проповедовать дому Израилеву:
I. Бог имеет неоспоримое право и непреодолимую способность формировать и организовывать царства и народы так, как Ему угодно, чтобы они служили Его целям: «Не могу ли Я поступить с вами подобно горшечнику сему? говорит Господь (ст. 6). Разве Я не обладаю абсолютным правом и силой над вами?» Более того, Бог обладает более четким правом владения над нами, чем горшечник над глиной, ибо горшечник придает ей только форму, в то время как мы получаем от Бога и содержание и форму. «Что глина в руке горшечника, которая разминается и принимает угодную ему форму, то и вы в Моей руке». Эти слова подразумевают, (1) что Бог обладает над нами неоспоримой властью; Он не должник перед нами и может распоряжаться нами так, как Ему кажется уместным, и не должен предоставлять нам отчет; было бы так же глупо обсуждать это с Ним, как глине спорить с горшечником.
(2) Что Богу очень легко использовать нас так, как Ему угодно, производить в нас те перемены, которые Ему нравятся, и мы не можем противиться этому. Одно движение руки, один поворот колеса вполне меняет форму глины: они делают ее сосудом, разрушают его и делают новый. То же самое происходит с нами в Божьей руке, а не в нашей собственной, и поэтому нам бессмысленно бороться с Ним. Здесь говорится о народах: самые благоразумные и могущественные являются такими, потому что так угодно Богу, а не кому-нибудь другому. Посмотрите, как это объяснял Иов (Иов 12:23): «Онумножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их» (см. Пс 106:33 и далее, ср. Иов 34:29). Вот народы — как капля из ведра, которая быстро испарится, и считаются как пылинка на весах, которая скоро будет сдута (Ис 40:15), поэтому нет сомнений в том, что Он легко справляется с ними, как горшечник с глиной.
(3) Что из-за этого в самом конце Бог не потеряет Своей славы; и если Он не будет прославлен ими, то прославится на них. Если сосуд горшечника не подойдет для одного использования, то подойдет для другого; кто не пожелал стать монументом милости, тот станет монументом справедливости. Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия (Притч 16:4). Бог сформировал нас из глины (Иов 33:6), более того, мы все еще подобны глине в Его руках (Ис 64:8), и разве Он не имеет над нами той же власти, что горшечник над глиной? (Рим 9:21). И разве мы не должны подчиняться Ему, как глина мудрости и желанию горшечника? (Ис 29:15; Ис 45:9).
II. Что в проявлениях Своей власти и способностей Он всегда следует учрежденным правилам справедливости и милости. Конечно, Он распределяет милости согласно Своей верховной власти, но никогда не наказывает деспотичной властью. Крепка мышца Твоя, но Он не правит Своей сильной рукой, а, как следует из данного отрывка, правосудие и правота — основание престола Твоего (Пс 88:14−15). Бог утверждает Свою деспотическую власть и говорит нам, что Он может сделать, но в то же время Он заверяет нас, что будет действовать как праведный и милостивый Судья.
1. Когда Бог приближается к нам путями судов, то мы можем быть уверены, что Он делает это из-за наших грехов, и из этого следует, что покаяние народа может остановить приближение этих судов (ст. 7−8): «Если Бог скажет о каком-либо народе, что искоренит защищавшую его ограду и оставит незащищенными фруктовые деревья, украшавшие и обогащавшие его, и таким образом опустошит его снесет укрепления, чтобы враг мог свободно войти, снесет жилища, чтобы его обитатели были вынуждены покинуть его, и таким образом сокрушит и погубит его, как разрушают виноградник или город, то если народ встревожится, покается в своих грехах и изменит образ жизни, если сойдет со своих злых путей и вернется к Богу, то Бог милостиво примет их и перестанет бороться с ними». Он обратится к ним с милостью, и хотя Он не может изменить Свою точку зрения, но может изменить Свой путь; Он изменит Свой путь так, что можно будет сказать: «Он отложил зло, которое помыслил сделать ему». Так часто во времена Судей, когда угнетаемый народ раскаивался, Бог воздвигал для них спасителей; и когда они поворачивались к Богу, то их дела сразу изменялись к лучшему. Так было с Ниневией, и нам хотелось бы, чтобы почаще так же поступал Иерусалим (2Пар 7:14). Несомненная истина гласит, что, искренне отвратившись от греха, мы действенным образом предотвратим наказание; а Бог может легко воздвигнуть раскаявшийся народ из руин подобно тому, как горшечник делает новый сосуд из глины, развалившейся в его руке.
2. Когда Бог приближается к нам путями милости, то единственное, что может остановить приближение этой милости, грех (ст. 9−10): «Если Бог скажет о каком-либо народе, что устроит и утвердит его, что возвысит и упрочит его истинные интересы, Свою ниву и Свое строение (1Кор 3:9), и если Он обещает это из благоволения, то так и будет: народ будет умножен и обогащен, он расширит свои границы, торговля будет процветать, бразды правления пребудут в хороших руках все его дела будут процветать, и его предприятия будут успешны. Но если народ, облагодетельствованный Богом такими милостями, будет делать злое пред очами Его и не слушаться гласа Его, если он потеряет свою добродетель, станет распущенным и нечестивым, если религия подвергнется презрению, а зло окажется в почете, всеми одобряемо, и тогда повсеместно будет наблюдаться угасание истинного благочестия среди людей, тогда Бог обратит Свою руку против них, искоренит то, что было посажено, и свергнет то, что было построено (Иер 45:4); тогда начавшееся доброе дело остановится и разрушится, а милости, предназначенные для них в будущем, будут отняты. Он отменит то добро, которым хотел облагодетельствовать его, подобно тому как Он изменил свой план относительно дома Илии (2Цар 2:30) и прогнал Израиль обратно в пустыню, когда они были уже рядом с Ханааном. Отметьте: грех совершает великое зло и поселяет вражду между Богом и народом; он лишает их милостей Его обетований и препятствует успешности их молитв. Он разбивает милостивые намерения Бога в адрес Его народа (Ос 7:1) и разрушает их приятные ожидания от Него. Он уничтожает утешения, продляет скорби, приводит в стесненные обстоятельства и задерживает их избавление (Ис 59:1−2).
Стихи 11−17. Похоже, эти стихи касаются основных истин, обращенных к евреям и их нынешнему положению, которые изложены в предыдущем параграфе данной главы.
I. Теперь Бог говорит о том, что сокрушит, искоренит и погубит этот народ, ибо его поведение полностью соответствует той части приговора (ст. 11). Пойди и скажи им (говорит Бог): «Вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас». Провидение во всех своих проявлениях будет четко направлено на то, чтобы погубить вас. Посмотрите, как вы относитесь к Богу, и вы увидите, что заслужили этого; посмотрите, как Он обращается с вами, и вы увидите, что Он предопределил это. Он готовит вам зло, как горшечник делает сосуд, чтобы он соответствовал поставленной цели.
II. Бог предлагает покаянием и реформацией встретить Его на пути судов Господних и таким образом предотвратить Его дальнейшее выступление против них: «Итак обратитесь каждый от злого пути своего, чтобы (согласно вышеизложенному правилу) Бог мог отвратить зло, которое Он приготовил для вас, и чтобы провидение, которое, подобно сосуду, изготовленному на колесе, было задумано против вас, сразу же приняло другую форму, и его итог был благоприятен для вас». Отметьте: мы должны воспринимать предостережения слова Божьего и угрозы Его провидения, как сильный стимул для нас изменить свою жизнь; при этом недостаточно только обратиться от злого пути своего мы должны исправить пути свои и поступки наши соответственно правилу и закону.
III. Он предвидит их упорство и упрямый отказ воспользоваться этим предложением, хотя оно в значительной степени содействовало их благу (ст. 12): «Но они говорят: «Не надейся». Если мы не будем избавлены, пока не обратимся от своих злых путей, то, возможно, нам вообще не удастся избавиться, ибо мы решили жить по своим помыслам. Нет смысла пророку обращаться к нам, использовать новые аргументы, чтобы убедить нас в дальнейшем; мы пойдем своим путем, чего бы нам это ни стоило; мы будем поступать каждый по упорству злого своего сердца и не согласимся подчиниться ограничениям закона». Отметьте: грешников губит желание жить так, как им хочется. Они называют это свободой жить без ограничений, в то время как наихудшее рабство быть рабом своей похоти. Посмотрите, как непонятным образом некоторые человеческие сердца ожесточаются из-за обманчивости греха и не желают даже пообещать измениться. Более того, они презирают суды Божьи: «Мы будет жить по своим помыслам, а Бог пусть живет по Своим; и мы посмотрим на итог».
IV. Он обвиняет их в чудовищном безрассудстве упрямства, в том, что они отказываются изменяться. Действительно, никогда еще народ не был виновен в таком безрассудстве, никогда еще имеющий разум не поступал так глупо (ст. 13): «Спросите между народами (язычниками, анг. пер.), даже теми, которые не имели божественного откровения, пророчеств и пророков, как имели их Иудея и Иерусалим, слыхал ли кто подобное сему!» Жители Ниневии, получив подобное предостережение, обратились от своих злых путей. Некоторые наихудшие люди, узнав о своих ошибках, особенно подвергнувшись наказанию за это, по крайней мере пообещали измениться и прилагать усилия, чтобы стать лучше. Но дева Израилева не согласилась покаяться и решила упрямо продолжать в том же духе, что бы ни говорила ей совесть и провидение Божье; тем самым она совершила крайне гнусные дела. Она должна была хранить себя в чистоте и целомудрии для Бога, Который сочетался с ней, но на самом дела она отошла от Него и отказывалась вернуться. Отметьте: когда те, чье положение печально из-за согрешения, делают его отчаянным, отказываясь вернуться, то они совершают достаточно гнусный поступок, о котором даже страшно подумать. Добровольный отказ покаяться самое вопиющее самоубийство; это гнусно, и мы должны с отвращением думать о подобном.
V. Он показывает их безрассудство в двух вещах:
1. В природе самого греха, в котором они были виновны. Они оставили Бога ради идолов, что было самым ужасным из того, что могло случиться, ибо тем самым они обманывали себя, подвергая опасности (ст. 14−15): «Оставляет ли жаждущий путник снег, который, растаяв, бежит с Ливанских гор и, пройдя через скалу в поле, течет чистыми, прозрачными потоками? Неужели он оставит эти места, пройдет мимо них, посчитав, что лучше напиться грязной воды? Или могут ли холодные воды, текущие из других мест, быть оставлены в летнюю жару? Нет, когда люди, изнемогающие от жары и жажды, встречаются с прохладными, чистыми потоками, то они используют и не отходят от них». На полях написано так: «Оставит ли муж, проходящий дорогою, мои ровные и прохладные поля ради скалы труднопроходимой или ради снега Ливанского, который в большом количестве делает дорогу непроходимой?» Или: «Разве можно оставить текущие воды ради другой холодной воды?» Нет, в подобной ситуации люди знают, что для них хорошо, и этого будут придерживаться; они не оставят надежное место ради ненадежного. Но «народ Мой забыл, оставил Меня, источник, ради водоемов разбитых. Они кадят идолам суетным, которые по своей сути суета и не являются тем, на что претендуют, равно как не могут совершить того, что от них ожидают». У них нет обычного благоразумия путника; даже их начальники заблуждаются, а они сами согласны заблуждаться.
(1) Они оставили пути древние, определенные божественным законом, по которому шли все святые; это был правильный путь, ведущий к их цели, безопасный и хорошо протоптанный, по которому было легко идти и достичь успеха. Но когда им посоветовали придерживаться старого доброго пути, то они ответили, что не желают (Иер 6:16).
(2) Они выбрали боковую тропу и ходили по стезям пути непроложенного: не по прямой дороге, проложенной для Царя, по которой они могли путешествовать в безопасности и которая несомненно привела бы их к правильной цели, а по грязной, ухабистой дороге, на которой они не могли не споткнуться. Таким был путь идолопоклонства (таковым является путь всех беззаконий ложный путь, изобилующий камнями преткновения), тем не менее они выбрали его и повели по нему других.
2. В его пагубных последствиях. Хотя их дела обстояли плохо, но они могли бы оправдаться, если бы не надеялись получить от этого некоторую выгоду. Все это грозило тем, что их земля станет опустошенною (англ. пер.), а, следовательно, они несчастными (ибо именно таковыми являются обитатели опустошенной земли), а они сами и их земля всегдашним посмеянием. Кто не обратил внимания на честно данное предостережение, тот заслуживает осмеяния. Каждый проходящий по ней сделает в ее адрес замечание и ужаснется, покачав головою своею: одни в знак изумления, другие в знак сочувствия, третьи с ликованием, видя опустошенной страну, которая была славою всех земель. Они будут кивать головой, смеясь и обвиняя их в безрассудстве, за то, что те оставили Бога и свой долг и тем самым навлекли на свою голову эти бедствия. Отметьте: восставшие против Бога будут справедливо осмеяны окружающими, и, вызвав порицания в адрес Господа, сами станут порицанием. Так как их земля станет опустошенной, то далее, в стремлении истребить их, Бог угрожает (ст. 17): «Как восточным ветром, очень яростным и сильным, рассею их; он разбросает их в разные стороны перед лицом врага, не оставив ни одного способа спастись». Они не только побегут перед врагом (чтобы иметь возможность упорядочение отступить), но и будут рассеяны тем или иным путем друг перед другом. Дополнит их бедствие то, что Бог спиною, а не лицем обратится к ним в день бедствия их. Мы легко можем переносить бедствия, если Бог взирает на нас и улыбается, если Он благоволит и оказывает нам милости; но если Он поворачивается к нам спиной, демонстрируя Свое недовольство, если Он глух к нашим молитвам и отказывается нам помочь, если Он оставляет нас, предоставляя самим себе, и находится от нас на расстоянии, тогда мы погибли. Скрывает ли Он лицо Свое, кто может увидеть Его? (Иов 43:29). Тогда Бог будет обращаться с ними так, как они обращаются с Ним (Иер 2:27): «Они оборотили ко Мне спину, а не лице». Бог поступает праведно, отказываясь общаться в день бедствия с теми, кто во время процветания был неучтив и не выполнял свой долг перед Ним. Это полностью исполнится в тот день, когда Бог скажет тем, кто хотя и считался исповедующим благочестие, но сам творил беззаконие: «Отойдите от Меня, не знаю вас, более того, Я никогда не знал вас».
Стихи 18−23. В этих стихах, как и ранее, пророк вновь возвращается к личными делам, но в основном, чтобы дать нам наставление.
I. Здесь обратите внимание на обычные методы преследователей. Мы можем увидеть это на примере врагов Иеремии (ст. 18).
1. Они собрались вместе, чтобы посоветоваться, что можно предпринять против Иеремии, чтобы, с одной стороны, отомстить ему за его слова и, с другой стороны, закрыть ему уста на будущее. Они сказали: «Придите, составим замысел против Иеремии». Враги народа Божьего и Его служителей часто оказывались очень коварными и собирались вместе, чтобы причинить им зло. Вред, который они не могли нанести религии в одиночку, они пытались осуществить сообща. Нечестивый злоумышляет против праведника. Каиафа, первосвященник и глава старейшин, сам так поступил против нашего благословенного Спасителя. Врата ада противостоят Царству Небесному часто с помощью проклятых методов. Бог сказал (ст. 11): «Я замышляю против вас»; и теперь, словно решили оставить Его и перехитрить Безграничную Мудрость, они принимают решение составить замысел против пророка Божьего: не только против его личности, но и против переданного им слова, которое они думали аннулировать с помощью своих коварных методов. Какое поразительное безрассудство владеет теми, кто надеется отменить Божье решение!
2. Они притворяются, что имеют огромную ревность по Церкви, которая, по их предположениям, окажется в опасности, если Иеремии позволить проповедовать, как раньше. «Придите, говорят они, давайте заставим молчать и раздавим его, ибо не исчез же закон у священника; закон истины был в устах его (Мал 2:6), и там мы будем искать его; отправление обрядов согласно закону в их руках, и ни тот, ни другой не должен быть отнят у них. Совет у мудрого; управление государственными делами всегда находится в руках советников и министров государства, которому оно принадлежит; и не погибнет слово у пророка». Они подразумевали тех, кого сами избрали, кто пророчествовал им благополучие и льстил, говоря о мире в будущем. Они намеками внушали, (1) что Иеремия не мог быть истинным пророком, а был притворщиком и узурпатором, так как он не исполнял поручений священников и не совпадал во мнении с другими пророками, чьей власти будет оказано пренебрежение, если ему позволят продолжать в том же духе. «Если Иеремию будут воспринимать пророком, то нашим священникам, мудрецам и пророкам придется распрощаться со своей репутацией; нужно поддерживать тех, кто приводит доводы, почему его нужно пресекать».
(2) Что его пророчества не могли быть от Бога, так как они иногда бросали тень на пророков и священников: он обвинял их в том, что они были зачинщиками причиняемого ими зла (Иер 5:31) и обманывали народ (Иер 14:14). Он предсказывал, что их сердца погибнут и замрут (Иер 4:9), что их мудрецы смутятся (Иер 8:9−10), что священники и пророки будут пьяны (Иер 13:13). Сейчас это раздражало их больше всего другого. Они были уверены в обетовании Бога и Его присутствии с их священниками и пророками и не могли поверить, что Он когда-нибудь оставит их. Руководители Церкви должны быть непогрешимы, и поэтому предсказавший то, что они будут пьяны, должен быть осужден как лжепророк. Так под притворством ревности по Церкви уничтожались ее наилучшие друзья.
3. Они согласились делать все возможное, чтобы запятнать его репутацию: «Придите, сразим его языком, давайте дискредитируем его доброе имя, припишем ему плохие черты характера, представим в отталкивающем виде, заслуживающим преследования человеком, для всех отвратительным, чье присутствие невыносимо». Таков был их замысел — забросать его самой низменной клеветой в надежде, что некоторая часть пристанет к нему, облечь его в медвежью шкуру, в противном случае они не смогут укусить его. Похоже, что замышлявшие это занимали видное положение: их язык изрекал немалую клевету, а их заявлениям, какими бы ложными они ни были, верили и князья и простой народ; они хотели сделать его отвратительным для справедливости в глазах одних и вызвать ярость у других. Бич такого языка будет наносить не только жгучие удары, но и глубоко ранить, поэтому великая милость укрыться от него (Иов 5:21).
4. Чтобы показать пример другим, они решили сами не обращать внимания на его слова, даже если они будут вескими и иметь хорошее подтверждение того, что они от Бога: «Давайте не будем внимать словам его»; правильно или ошибочно, но они будут считать их его словами, а не словами от Бога. Что хорошего можно ожидать от тех, кто слушает слово Бога, приняв решение не слушать или не верить ему? Более того:
5. Чтобы более эффективно заставить его молчать, они решили предать его смерти (ст. 23): «...все замыслы их чтобы умертвить меня». Они охотятся за драгоценной жизнью, ибо, несомненно, драгоценной была жизнь, за которой они охотились. Долгое время Иерусалим имел репутацию города, убивающего многих пророков и желавшего умертвить всех их.
II. Посмотрите, в чем чаще всего находят облегчение преследуемые. Именно этим путем пошел Иеремия, столкнувшись с жестоким обращением. Он сразу обратился к Богу с молитвой и это облегчило его страдания.
1. Он предал себя и свое дело Божьему всеведению (ст. 19). Они не обращали внимания на сказанные им слова, не признавали его жалоб и не замечали его скорбей; но он говорит: «Внемли мне, Господи». Верные служители могут утешиться тем, что если люди не слышат их молитв, то Бог услышит. Пророк взывает к Богу, как к нелицеприятному Судье, Который выслушает обе стороны, как должен поступать каждый судья. «Не только внемли мне, но и услышь голос моих противников; послушай, что они говорят против меня и в свою защиту, а затем покажи, что Ты восседаешь на престоле и судишь по правде. Услышь голос моих соперников: как они шумны и крикливы, насколько злобно и ложно все, что они говорят; и пусть они будут судимы своими устами и языком своим поразят самих себя».
2. Он жалуется на их черную неблагодарность к себе (ст. 20): «Должно ли воздавать злом за добро и должно ли это остаться ненаказанным? Неужели Ты не воздашь мне добром за то зло?» (2Цар 16:12). Человеку свойственно воздавать добром за добро; воздавать злом за зло жестоко; воздавать добром за зло по-христиански; а воздавать злом за добро по-дьявольски; это настолько глупо и нечестиво, что мы не можем не полагать, что Бог отомстит за это. Посмотрите, какое великое зло они делали для него: «...они роют яму душе моей»; они хотели лишить его жизни (ничто меньшее не устраивало их), но не подвергая его опасности и не нападая на него открыто, ибо в таком случае у него была возможность защищаться, а поступали подло, трусливо и скрытно: рыли для него яму, вокруг которой не было ограды (Пс 118:85). Но посмотрите, как много добра он оказал им: «Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе». Он ходатайствовал перед Богом о них, используя свою часть на небесах для их выгоды, что было величайшей милостью, которой можно было ожидать от такого человека. Он пророк и помолится о тебе (Быт 20:7). Моисей часто делал это для Израиля, но они спорили с ним и несколько раз собирались побить его камнями. Пророк оказывал им милость, когда они находились в непосредственной близости от истребления и больше всего нуждались в ней. Они сами спровоцировали Бога разгневаться на них, и гнев был готов пролиться, но он стал в проломе (как Моисей, Пс 105:23) и отвратил от них этот гнев.
(1) Это было очень подло с их стороны. Назовите человека неблагодарным, и вы не сможете хуже назвать его. Но неудивительно, что забывшие своего Бога не знали своих наилучших друзей.
(2) Это сильно печалило его, как и Давида (Пс 34:13; Пс 108:4): «За любовь мою они враждуют на меня». Так бессовестно грешники поступают с великим Ходатаем, распиная Его повторно и свидетельствуя против Него на земле, в то время как Его Кровь свидетельствует за них на небесах (см. Ин 10:32). Но (3) пророка утешало то, что, когда они так злобно отзывались о нем, его собственная совесть свидетельствовала в его пользу, что он исполнил свой долг перед ними; то же самое будет поводом для нашей радости в день бедственный. Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни (Притч 29:10).
3. Он призывает на них суды Божьи, но не потому, что хочет отомстить, а исполненный пророческого негодования из-за их гнусного нечестия (ст. 21−23). Он молится, (1) чтобы их семьи голодали из-за нехватки хлеба: «Предай сыновей их голоду, голоду в стране из-за недостатка дождя и голоду в городе из-за тягостей осады. Пусть таким образом дети ответят за беззакония отцов».
(2) Чтобы они были истреблены мечом войны, который, что бы ни держали в руках враги, в Божьей руке будет мечом справедливости: «Излей их (дословно) мечом; пусть их кровь льется обильно, как вода, чтобы их жены были бездетными и вдовами, у которых мужья отняты смертью» (некоторые полагают, что пророк имеет в виду эпидемию); пусть юноши их, представляющие силу этого поколения и надежду следующего, будут умерщвлены мечем на войне.
(3) Чтобы ужасы и опустошения войны обрушились на них внезапно и неожиданно, и тогда наказание будет вполне соответствовать их греху (ст. 22): «Да будет слышен вопль из домов их и громкие восклицания, когда приведешь на них полки халдеев внезапно, чтобы схватить их и все, что они имеют, чтобы сделать их узниками, а их имущество добычей», ибо то же самое они желали Иеремии, стремясь погубить его внезапно, до того, как он осознает: «Они роют яму, чтобы поймать меня, как дикое животное, и тайно расставляют сети для ног моих, словно для некой прожорливой, вредной птицы». Отметьте: кто рассчитывает поймать других в сети, тот сам попадет в сеть во время бедственное.
(4) Чтобы с ними обращались так, как того заслуживает их грех, который не подлежал оправданию: «Не прости неправды их и греха их не изгладь пред лицем Твоим»; то есть пусть им не удастся избежать справедливого наказания за свой грех и пусть они подвергнутся всем бедствиям тех, чьи грехи остались непрощенными.
(5) Чтобы возгоревшийся на них гнев Божий погубил их: «Да будут они низвержены пред Тобою». Эти слова означают, что справедливость преследовала их и они напрасно пытались избежать ее; «они будут претыкаться во время бегства, а когда их поразят, то овладеют ими». «И тогда, Господи, во время гнева Твоего поступи с ними (пророк не говорит, что бы он сделал с ними) так, как Ты считаешь уместным, как Ты обычно поступал с теми, на кого гневался так же поступи с ними». Это написано не для того, чтобы мы подражали. Иеремия был пророком, и под воздействием духа пророчества и в предвидении неумолимой гибели, приближавшейся к его преследователям, он мог молиться так, как мы не можем. И если мы думаем, что данный пример оправдывает нас, когда мы изрекаем подобные проклятия, то не знаем, какого мы духа. Наш Учитель учил нас Своей заповедью и примером благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих нас. Но это написано для нашего наставления, чтобы научить нас, [1] что тот, кто лишен молитв Божьих пророков за себя, должен быть готов, что будут молиться против него. [2] Что преследование это грех, который очень быстро наполняет чашу беззаконий и, как и все остальное, навлечет на них гибель, верную и суровую. [3] Кто не завоевывается милостью Бога и Его пророков, тот в конце концов испытает на себе справедливое негодование обоих.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 18 глава