Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 42 глава

Толкование Мэтью Генри


Иоанан и военачальники твердо намерены идти в Египет: то ли привязанность к этим местам влечет их, то ли тактика велит двигаться в этом направлении, тем не менее они хотят, чтобы Бог направил их сделать это, подобно Валааму, который, приняв решение пойти и проклясть Израиль, попросил у Бога разрешения. Здесь приводится:

(I) Честный договор между ними и Иеремией, чтобы тот спросил Его по этому поводу (ст. 1−6).

(II) В ответ на их вопрос Бог посылает им подробное послание, в котором (1) Он велит и ободряет их остаться в земле Иудейской и заверяет, что если они так сделают, то у них все будет благополучно (ст. 7−12).

(2) Он запрещает им идти в Египет и четко говорит, что если они сделают это, то погибнут (ст. 13−18).

(3) Он обвиняет их в лицемерии, когда они спрашивали волю Божью в этом вопросе, и в непослушании, когда им было сказано, в чем она заключается; соответственно этому им выносится приговор (ст. 19−22).

Стихи 1−6. У нас нет повода удивляться, что Иеремии удалось избежать меча Исмаила; ему удалось спастись, и это было не в первый раз, когда Бог укрывал его. Поразительно, что в вихре этих удивительных событий до сего момента у него не спрашивали совета и не следовали ему. Кажется, что люди не знали, что среди них находится пророк. Хотя эти люди были похожи на головни, исторгнутые из огня, но они так и не обратились к Господу. Эти люди имели сердце буйное и мятежное; они презирали Бога, Его провидение и Его пророков, и это был их запинающий грех. Но теперь, наконец, ради личных интересов, Иеремию разыскали, и все военные начальники, сам Иоанан, а также народ от малого до большого нанесли ему визит; они приступили к нему (ст. 1); эти слова подразумевают, что до того они держались от него на расстоянии и относились с подозрением.

I. Они хотели, чтобы он помолился и спросил наставления у Бога, что им делать в создавшейся критической ситуации (ст. 2−3). Они прекрасно выразили свое отношение, (1) оказав великое уважение пророку. Хотя он был беден, занимал незначительное положение и был в их подчинении, тем не менее они смиренно и покорно обратились к нему за помощью как просители, тем самым демонстрируя собственное бессилие: «Да падет перед лицом твоим прошение наше». Они говорят любезности, надеясь убедить его сказать то, что они хотят от него услышать.

(2) Имея высокое мнение о его части на небесах: «Помолись о нас, ибо мы не знаем, как молиться о себе. Помолись Господу Богу твоему, ибо мы недостойны называть Его своим, и у нас нет оснований надеяться, что Он будет благоволить к нам».

(3) Осознав свою великую нужду в божественном наставлении. Они говорили о себе как об объектах сострадания: «Мы — лишь остаток, и осталось нас мало; как легко такой остаток поглотить, и как жаль, если это случится. Глаза твои видят, в какой беде мы оказались; если ты можешь что-то сделать, то помоги нам».

(4) Желая получить божественное наставление: «Пусть Господь Бог твой подумает о нашей гибели, возьмет наше дело в Свою руку и укажет нам путь, по которому нам идти, чтобы мы знали, что Он с нами; пусть укажет, что нам делать и каким путем идти ради собственной безопасности». Отметьте: в любой сложной и сомнительной ситуации мы должны взирать на Бога, ожидая наставлений. Тогда они смогут надеяться, что будут направлены духом пророчества, которого в то время не было; но мы должны продолжать с верой молиться, чтобы быть водимыми духом мудрости в своих сердцах и проявлениями провидения.

II. Иеремия преданно обещает им помолиться о наставлении для них, и какое бы послание от Бога ни было передано через него, он передаст его в том виде, в каком принял, не добавляя, не изменяя и не опуская ничего (ст. 4). Из этой ситуации служители могут научиться (1) добросовестно молиться о тех, кто желает их молитв: «Помолюсь Господу Богу вашему по словам вашим». Хотя они пренебрегали им, тем не менее он, подобно Самуилу, когда тем пренебрегли, не допустил себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за них (1Цар 12:23).

(2) Добросовестно давать советы тем, кто желает их советов, максимально приближая их к воле Божьей, не утаивая ничего, что может быть полезно для них; независимо от того, приятно им это или нет, возвещать им весь совет Божий, чтобы доказать свою верность оказанному доверию.

III. Они честно обещают, что будут поступать по воле Божьей, как только узнают ее (ст. 5−6); и у них хватает дерзости говорить Богу о своей искренности, хотя в то же самое время они притворялись: «Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным; если ты в страхе Божьем говоришь нам правду о Его воле, тогда мы из страха перед Богом соглашаемся с ней, и тогда Господь Судия будет Судией между нами». Отметьте: кто надеется получить пользу от молитв благочестивых служителей, тот должен добросовестно слушать их проповеди и руководствоваться ими, если они согласуются с волей Божьей. Не может быть лучшего решения, чем это: хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа Бога нашего... послушаемся, чтобы нам было хорошо.

1. Теперь они называют Бога своим Богом, ибо Иеремия ободрил их так называть Его, сказав (ст. 4): «Я помолюсь Господу Богу вашему». Он наш, и поэтому мы будем слушаться Его гласа. Наше родство с Богом сильно обязывает нас к послушанию.

2. Они обещают слушаться Его гласа, так как посылают к Нему пророка за советом. Отметьте: мы не желаем искренно знать волю Бога, если не решили твердо поступать согласно ей, когда узнаем ее.

3. В этих стихах они обещают безоговорочно и полностью повиноваться. Они будут делать то, что Бог велит им делать, хорошо ли, худо ли то будет: «Хотя это может показаться злом для нас, но мы верим, что если Бог так повелел, то это несомненно будет нам во благо, и мы не должны сомневаться, а действовать. Что бы Бог ни велел нам легко это или сложно, согласуется с нашими наклонностями или противоречит им, дорого ли нам обходится или нет, современно это или старомодно, содействует ли нашим мирским интересам или нет но если это наш долг, мы сделаем это».

4. Они дают это обещание на основании хороших размышлений, разумных и убедительных: чтобы нам было хорошо; это говорит об убежденности в том, что им не стоит надеяться, что будет хорошо, при каких-либо других условиях.

Стихи 7−22. В данных стихах приводится ответ, который должен был передать Иеремия тем, кто послал его за советом к Богу.

I. Он не пришел сразу, а лишь по прошествии десяти дней (ст. 7). Пророк так долго оставлял их в неведении, возможно, чтобы наказать их за лицемерие или показать, что он говорит не от себя, что не может говорить, когда ему этого хочется, а должен ждать указаний. Это учит нас продолжать уповать на Бога ради получения наставления на нашем пути. Видение относится к определенному времени и говорит о конце.

II. Когда ответ пришел, то он публично объявил его начальникам и всему народу от малого до великого; он честно передал его во всем объеме, каким получил, как и обещал, нечего не удерживая от них. Если бы Иеремия направлял их своим благоразумием, то, возможно, не смог бы посоветовать, ибо случай был сложным, но он советовал то, что говорил Господь, Бог Израилев, к Которому они послали его, и поэтому они из уважения и согласно своему долгу должны были последовать его словам.

1. Воля Божья такова, чтобы они оставались на том же месте, а Его обетование гласило, что если они так сделают, то, несомненно, им будет хорошо и они останутся на земле сей (ст. 10). Их братья были силой уведены в плен и страдали там, поэтому пусть считают милостью, если смогут остаться на родине, и пусть почитают это своим долгом. Пусть те, чей жребий жить в Ханаане, никогда не оставляют его, пока могут оставаться на месте. Чтобы обязать их остаться, было достаточно, если бы Бог сказал: «Согласно вашей зависимости Я велю вам остаться на земле сей», но Он убеждает их, как друг, а не приказывает, как повелитель.

(1) Он выражает весьма нежную заботу о них, оказавшихся в нынешнем бедственном положении: «Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам». Хотя они очень неубедительно показали, что раскаялись в своих грехах, тем не менее Бог, Который скорбит из-за страдания Израилева (Суд 10:16), начинает сожалеть о судах, которые Он навлек на них за грехи. Это не значит, что Он изменил Свое решение, но что Он был готов изменить Свой путь и повернуться к ним с милостью. Время Бога сожалеть о Своих рабах наступает тогда, когда Он видит, что, как в данной ситуации, их силы иссякли и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне (Втор 32:36).

(2) Он отвечает на их возражение против пребывания в земле сей. Они боялись царя Вавилонского (Иер 41:18): что он может прийти и отомстить им за смерть Годолии, хотя они не были соучастниками, а выступили против заговорщиков. Предположение было чуждым и безрассудным, но если для него и было какое-нибудь основание, то для его удаления достаточно было сказать (ст. 11): «Не бойтесь царя Вавилонского, хотя он муж могущественный и немилосердный, деспотичный правитель, чья воля закон, и вы боитесь, что именно таким он будет по отношению к вам, без повода набросившись на вас; но вы не бойтесь его, ибо этот страх будет для вас сетью: не бойтесь его, ибо Я с вами; и если Бог на вашей стороне, желая спасти вас, то кто выступит против, чтобы погубить вас?» Подобным образом Бог старается заглушить и изгнать беспочвенные страхи Своего народа, которые огорчают его на пути своего долга; в обетованиях содержится достаточно для их ободрения.

(3) Он заверяет их в том, что если они останутся на своей земле, то не только спасутся от царя Вавилонского, но будут счастливы, получив благословение Царя царей: «Яустрою вас и насажду вас; вы вновь укоренитесь и будете новым основанием для другого государства, восставшего из пепла предыдущего». Добавлено (ст. 12): «Иявлю вам милость». Отметьте: мы имеем все утешения благодаря милостям Божьим. Бог окажет им милость в том, что царь Вавилонский не только не уничтожит их, а умилостивится к ним и поможет обустроиться. Отметьте: какую бы милость нам ни оказали люди, мы должны приписывать ее Божьей милости. Он делает так, что тех, кого Он жалеет, жалеют даже те, кто пленяет их (Пс 105:46). Царь Вавилонский, завладев всей страной, возвратит вас в землю вашу, вновь поселит в ваших жилищах и даст во владение земли, ранее вам принадлежавшие». Отметьте: Бог сделал так, что наш долг, который является в действительности нашей привилегией, и наше послушание будет его воздаянием. «Останьтесь в земле сей, и она вновь станет вашей землей, и вы пребудете на ней. Не отказывайтесь от нее сейчас, когда вы так близки к тому, чтобы вновь наслаждаться ею. Не будьте настолько безрассудны, чтобы оставить Милосердного ради богов суетных».

2. Раз они стремятся обрести благоволение Бога и достичь блаженства, то ни в коем случае не должны собираться пойти в Египет или другие места, равно как и в ту землю, откуда Бог вывел их отцов; Бог часто предупреждал их, чтобы они не заключали союзы с жителями той земли и не уповали на них. Здесь обратите внимание (1) на грех, в котором они предположительно виновны (а для Того, Кто знает их сердца, это было более чем простое предположение): «Вы начинаете говорить: «Не хотим жить в этой земле (ст. 13); мы никогда не будем чувствовать себя в безопасности в этой стране, даже если Сам Бог возьмется защищать нас. Мы не хотим жить здесь и не будем слушаться гласа Господа Бога нашего. Он может говорить все что угодно, а мы будем делать то, что нам нравится. Мы пойдем в землю Египетскую и там будем жить, независимо от того, разрешит нам Бог пойти туда или нет»» (ст. 14). Предполагается, что их сердца склонны к этому. «Если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, если вы упрямо решили пойти, чтобы жить там, несмотря на то, что Бог противится этому в Своем слове и в Своем провидении, тогда примите соответствующие последствия». Основание, согласно которому они приняли это решение, таково: «В земле Египетской мы войны не увидим и голодать не будем, что в течение долгого времени имели в этой стране» (ст. 14). Отметьте: глупо оставлять место, особенно святую землю, из-за того, что столкнулись там с трудностями, но еще большая глупость думать, что, изменив место, мы избежим судов Божьих и зла, которое преследует грешников на пути непокорства, избавиться от которых можно, лишь вернувшись к своей преданности.

(2) На приговор, вынесенный им за этот грех, если они будут упорствовать в нем. Он провозглашается во имя Бога (ст. 15): «Выслушайте слово Господне, остаток Иуды, считающий, что раз вы остаток, то вас должны пощадить (ст. 2), и потакающий своим склонностям».

[1] Их пугают меч и голод? Эти суды будут преследовать их и в Египте, они настигнут и одолеют их там (ст. 16−17): «Вы думаете, что раз война и голод долго бушевали на этой земле, то они имели право на нее; но если вы верите в Бога, то знаете, что Он может сделать даже эту землю для вас мирной; вы думаете, что эти бедствия ограничены этой землей, и если вы сможете покинуть ее, то станете вне пределов их достижимости, но Бог пошлет их вслед за вами, куда бы вы ни пошли». Отметьте: зло, которого мы надеемся избежать с помощью греха, обязательно и неизбежно обрушится на нас. Люди, которые отправятся в Египет вопреки воле Божьей, чтобы избежать меча и голода, умрут в Египте от меча и голода. Мы можем применить эту истину к обычным бедствиям, сопутствующим человеческой жизни; кто нетерпим к ним и думает избежать их, изменив местожительство, тот убедится, что обманывается и не улучшил свое положение. Обычные человеческие скорби встретятся им, куда бы они ни пошли. Все наши передвижения в этом мире являются переходами из одной пустыни в другую, и мы оказываемся там, где были.

[2] Их напугало разрушение Иерусалима? Они захотели удалиться от него подальше? В Египте они встретятся со второй частью этих судов (ст. 18): «Как излился гнев Мой и ярость Моя здесь на Иерусалим, так изольются они на вас, когда пойдете в Египет». Отметьте: кто грехом сделал Бога своим врагом, тот увидит, что Он стал для него пожирающим врагом, куда бы он ни пошел. И тогда вы будете проклятием и ужасом. Для египтян еще в древнее время евреи были мерзостью (Быт 43:32), а теперь тем более. Когда исповедующий Бога народ смешивался с язычниками и угождал им, тогда он терял свое достоинство и становился позором.

3. Бог знал об их лицемерии, когда они спрашивали Его, ибо спрашивая, что им делать, они уже решили идти своим путем; и поэтому вынесенный им ранее приговор, оговаривающий условия, стал действенным. Представив им добро и зло, благословение и проклятие, в заключение он обращается к ним с заявлением относительно всего сказанного.

(1) Он торжественно заявляет, что честно передал послание (ст. 19). Заключение всего вопроса таково: «Не ходите в Египет; если вы пойдете, то поступите против повеления Бога, и то, что я говорил вам, будет свидетельствовать против вас, ибо твердо знайте, будете ли вы слушать или не будете, что я честно предостерегал вас, вы не сможете сослаться на незнание воли Божьей».

(2) Он обвиняет их в низменном лицемерии, когда они обратились к Нему, чтобы узнать божественное наставление (ст. 20): «Вы лицемерили в своем сердце (англ. пер.); вы говорили одно, а задумали другое, обещая то, что никогда не исполните». «Вы обманули свою душу (написано на полях), ибо кто думает обмануть Бога, тот увидит в конце, что обманул и погубил себя».

(3) Он и так знал, что они решили поступить вопреки повелению Бога; возможно, они раскрыли себя своим видом или тайными переговорами до того, как он закончил свою речь. Тем не менее он говорил от имени Того, Кто знал их сердца: «Вы не послушались гласа Господа Бога нашего и не желаете повиноваться ему». Подобным образом Моисей в заключительной части своей прощальной проповеди сказал им (Втор 31:27,29): «Язнаю упорство твое и жестоковыйность твою; вы развратитесь». Так восхищайтесь терпением Бога: что Ему угодно разговаривать с теми, кто, как Он знает, не послушается Его, что Ему угодно иметь дело с теми, кто, как Он знает, поступит вероломно (Ис 48:8).

(4) Поэтому он зачитывает им их участь, подтверждая сказанное Им раньше: «Знайте, что вы умрете от меча» (ст. 22). Неверующий человек может очернить Божьи угрозы, но не может их отменить. Голод и моровая язва будут преследовать этих грешников, ибо нет места, ограждающего от божественной кары, и никакой преступник не может избежать божественной справедливости. Вы умрете в том месте, куда хотите идти. Отметьте: мы не знаем, что для нас хорошо, и часто то, что нам больше всего нравится и к чему более всего расположены наши сердца, наносит нам больше всего вреда и оказывается фатальным.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 42 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.