В данной главе:
(I) Значительность бедствий, собирающихся обрушиться на еврейский народ, проиллюстрирована запретом пророку строить свой собственный дом (ст. 1−4), ходить в дом сетующих (ст. 5−7), равно как и в дом пиршества (ст. 8−9).
(II) Бог оправдан в Своих суровых действиях, направленных против них, описанием их величайшего нечестия (ст. 10−13).
(III) В противовес приводятся намеки об оказанной милости (ст. 14−15).
(IV) Приводятся надежды, что наказание греха приведет к реформации грешников и что они в конце обратятся к Богу и начнут исполнять свой долг; тогда они станут достойными того, чтобы Бог повернулся к ним со Своим благоволением (ст. 16−21).
Стихи 1−9. В данных стихах пророк выступает в роли предвестника для своего народа. Они не обращали внимания на его слова; но давайте посмотрим, будут ли они обращать внимание на его дела. В общем, он должен во всех поступках вести себя так, как приличествует человеку, ожидающему очень скоро увидеть свою страну в руинах. Это он уже предсказывал, но мало кто обратил внимание на его предсказание, поэтому теперь он собирается показать, что сам абсолютно уверен в его истинности. Другие могут продолжать идти своей дорогой, но ему в предвидении этих печальных времен запрещается (и поэтому он воздерживается от женитьбы) скорбеть о мертвых и веселиться. Отметьте: кто хочет убедить других и повлиять на них словом Божьим, тот должен демонстрировать, даже в самых критических ситуациях, что сам верит ему и оно определенным образом воздействовало на него. Чтобы пробудить других от их уверенности и убедить их не привязываться к этому миру, мы сами должны показывать, что равнодушны к его благам и готовы к тому, что они исчезнут.
1. Иеремия не должен жениться, иметь семью и хозяйство (ст. 2): «Не бери себе жены и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем ни в Иудее, ни в Иерусалиме, ни в Анафофе». Иудеи более любого другого народа высоко ценили ранние браки и многочисленное потомство, Иеремия же должен оставаться холостяком, но не для того, чтобы почтить девственность, а чтобы уменьшить ее значимость. Из этого следует, что подобные действия желанны и своевременны только во времена бедствий и по настоящей нужде (1Кор 7:26). Такое положение вещей является частью бедствия. Могут настать времена, когда скажут: «Блаженны утробы неродившие» (Лк 23:29). Видя приближение подобных времен, поступят мудро все, особенно пророки, если не будут связывать себя делами житейскими и обременять себя тем, что дороже всего для него и станет причиной беспокойства, страха и скорби в трудные времена. Приводится основание для этого повеления: так как отцы и матери, сыновья и дочери тяжкими смертями умрут (ст. 3−4). Что же касается тех, кто имеет жен и детей, то (1) они будут иметь такие препятствия, что не смогут избежать смерти. Одинокий человек сможет избежать смерти и позаботиться о собственной безопасности, в то время как имеющий жену и детей не сможет ни найти средств для переезда, ни желания в сердце уйти и оставить их самих.
(2) Они постоянно будут испытывать ужас из страха перед смертью; и чем больше им есть что терять со смертью, тем больше будет ужас и оцепенение, когда смерть появится повсюду со своей ликующей помпезностью и силой.
(3) Смерть каждого ребенка с отягчающими ее обстоятельствами будет очередной смертью для родителей. Лучше вообще не иметь детей, чем родить и воспитать их для убийцы (Ос 9:13−14), видеть их живущими и умирающими в беде. Смерть несет печаль, но некоторые виды смерти печальнее других для тех, кто умирает, и переживших их родственников; поэтому мы читаем о великой смерти (2Кор 1:10, англ. пер.). Две вещи используются, чтобы немного смягчить и облегчить ужас перед смертью для этого мира (так сахаром подслащивают горькую пилюлю): оплакивание мертвых и их похороны. Но чтобы сделать смерть особенно тяжкой, им отказано в том и другом: «Они не будут оплаканы их унесут, словно весь мир устал от них; более того, они не будут похоронены, а останутся лежать неубранными, словно предназначены стать монументами справедливости». Они будут навозом на поверхности земли, не только презренным, но и отвратительным, словно годны лишь для того, чтобы удобрять землю; они будут истреблены мечом и голодом: одни мечом, другие голодом, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным. И разве тогда никто не скажет: «Лучше быть бездетным, чем жить и видеть их в таком виде»? Какое же у нас есть основание сказать: «Все — суета и томление духа», если те творения, от которых мы ожидаем больше всего утешений, окажутся не только самой большой тревогой, но и самым суровым испытанием!
II. Иеремия не должен ходить в дом скорби, если умрет кто-либо из его соседей или родственников (ст. 5): «Не входи в дом сетующих». Обычно люди утешали родственников умершего, оплакивали его, терзали и стриглись ради него. Похоже, люди чаще всего совершали подобные действия, выражая скорбь, хотя они были запрещены законом (Втор 14:1). Более того, иногда в порыве скорби они терзали себя ради них (ст. 6−7): частично в честь усопших, тем самым подчеркивая, что их уход был для них великой потерей, частично из сострадания к их родственникам, для которых данное бремя стало бы легче, если бы кто-то разделил их горе. Они обычно скорбели вместе с ними в утешение об умершем, как делали это друзья Иова и евреи, скорбевшие вместе с Марфой и Марией; это было их дружеское служение — подавать им чашу утешения, обеспечивать их целебными средствами и ревностно убеждать выпить их для поддержания духа; они давали вино обремененным сердцем, чтобы пить по отце их и матери их, чтобы таким образом они получили некоторое утешение и увидели, что хотя они потеряли своих родителей, но у них остались друзья, которые заботятся о них. Таков был обычай, вполне заслуживающий похвалы. Ходить в дом скорбящих хорошее служение для других, равно как и хорошее применение самим себе. Похоже, пророк Иеремия часто совершал служение подобного вида и оно вполне соответствовало его характеру как человека благочестивого и пророка; и кто-то мог бы подумать, что это побудило бы людей больше любить его, но теперь Бог велит ему не оплакивать своих умерших, как раньше, ибо (1) его скорбь об уничтожении своей страны должна поглотить скорбь по поводу смерти отдельных людей. Теперь его слезы должны повернуть в другое русло, где для всех них было достаточно повода.
(2) У него было мало оснований оплакивать тех, кто умер сейчас, до того как обрушились суды, стоящие у дверей, но больше оснований считать счастливыми тех, кто своевременно был восхищен от зла.
(3) Это было прообразом грядущих событий, когда людей повсеместно охватит такое смятение, что всеми дружескими служениями будут пренебрегать. Люди будут умирать так часто (даже ежедневно), что у оставшихся не будет ни времени, ни места, ни желания участвовать в церемониях, сопровождавших смерть близких. Скорбь будет такой глубокой, что не допустит облегчения, и каждый будет настолько переполнен скорбью о собственных бедах, что не сможет думать о своих соседях. Тогда все станут скорбящими и не будет утешителей; каждый будет считать, что для него достаточно собственного бремени, ибо Бог отнимет от этого народа Свой мир (ст. 5), положит конец его процветанию, лишит их здоровья, богатства и покоя, всех друзей и всего, с помощью чего они могли бы утешиться сами и утешать друг друга». Всякий мир, которому мы радуемся, Божий мир; это Его дар; дарует ли Он тишину, кто может возмутить? Но если мы неправильно используем Его мир, то Он может лишить нас его; и что с нами тогда будет? (Иов 34:29). «Я отниму от этого народа, говорит Господь, мир Мой и милость и сожаление»; они будут лишены этого свежего источника, от которого берут начало все потоки, и тогда им придется распрощаться со всеми благами. Отметьте: кто отказывается от благоволения Бога, тот лишает себя истинного мира. Мы лишаемся всего, когда Бог отнимает от нас Свою любовь и милости. Далее следует (ст. 6): «Иумрут великие и малые на земле сей», на земле Ханаана, которую раньше называли землей живых. Благоволение Бога это наша жизнь; лишите нас его и мы умрем, погибнем, все погибнем!
III. Иеремия не должен ходить в дом пиршества, равно как и в дом скорби (ст. 8). Он обычно поступал так, и этот обычай был довольно безвреден: когда кто-либо из его друзей устраивал в своем доме прием и приглашал его, то он приходил и сидел с ними, но не только для того, чтобы пить, а чтобы есть и пить, умеренно и с весельем. Но теперь он не должен был так поступать, (1) так как это было несвоевременно и неуместно, учитывая Божьи провидения, которые должны коснуться этой земли и ее народа. Бог громко призывал плакать, скорбеть и поститься; Своими судами Он выступал против этого народа; это было время, чтобы им смириться; и пророку, предостерегавшему их, приличествовало подать пример, как человеку, который принял предостережение, покорился ему и показывает, что сам верит ему. Служители должны быть примером самоотречения, умерщвления, должны показывать, что на них воздействовали ужасы Господни, которыми они хотят воздействовать на других. Всем сыновьям Сиона приличествует сочувствовать ему в его страданиях и не веселиться, когда он в бедствии (Ам 6:6).
(2) Так как он должен был показать людям, какие печальные времена приближаются. Его друзья удивлялись, что не встречали его, как раньше, в доме пиршества. Но пусть знают, что это было намеком на то, что очень скоро все пиршества прекратятся (ст. 9): «Я прекращу голос веселья. У вас не будет повода для пиршества, как и для радости; вы будете окружены бедами, которые омрачат ваше веселье и приведут в подавленное состояние». У Бога есть способы смирить самых веселых. «Это будет на месте сем, в Иерусалиме, который раньше был ликующим городом и считал, что его веселье пребудет с ним всегда. Это будет происходить в глазах ваших, на виду у вас, и огорчит тех, кто сейчас выглядит слишком высокомерным и веселым. Это произойдет во дни ваши; вы останетесь в живых, чтобы видеть это». Из-за их беззаконий и идолопоклонства голос хвалы умолкнет, и поэтому Бог справедливо прекратит среди них голос радости и веселья. Они не слышали голос пророков и не обращали на них внимания, и поэтому среди них больше не будут слышны голос невесты и голос жениха и песни, которыми раньше приветствовали новобрачных (см. Иер 7:34).
Стихи 10−13. В данных стихах (1) задается вопрос о причинах, побудивших Бога наслать на них эти суды (ст. 10): «Когда ты перескажешь народу сему все эти слова, слова этого проклятия, то они спросят: «За что изрек на нас Господь все это великое бедствие?» Можно было надеяться, что среди них были люди, задававшие этот вопрос со смиренным раскаявшимся сердцем, желая знать, за какой грех Бог сражается с ними, чтобы они могли изгнать его и предотвратить суд: «Покажи нам Иону, возбудившего бурю, и мы выбросим его за борт». Но, похоже, эти слова говорили те, кто противоречил слову Божьему и призывал Его показать, что такого они сделали, что заслужили такое суровое наказание: «Какая наша неправда, и какой наш грех? В каком преступлении мы виновны, что оно заслуживает такого приговора?» Вместо того чтобы смириться и осудить себя, они отстаивают собственную праведность и намекают на то, что Бог несправедливо провозгласил им такое бедствие, что возложил на них больше, чем было справедливо, и поэтому у них есть основания идти на суд с Богом (Иов 34:23). Отметьте: поражает, насколько трудно заставить грешников оправдать Бога и судить себя, когда они оказываются в беде, заставить их признать свое беззаконие и грех, ставший причиной беды.
(2) Дается четкий и полный ответ на этот вопрос. Они спрашивают пророка, почему и за что Бог так гневается на них? Он не будет закрывать их уста, говоря, что они могут быть уверены в достаточности оснований для этого, что праведный Бог никогда не гневается без повода, без хорошего повода. Он должен четко сказать, что это за основание, чтобы они получили обличение и смирились, или, по крайней мере, чтобы Бог был оправдан.
Поэтому пусть знают, [1] что Бог посетил их за беззакония их отцов (ст. 11): «Отцы ваши оставили Меня и закона Моего не хранили». Они отложили божественные постановления, ибо утомились от них (считая их очень примитивными и незначительными); и тогда они пошли во след иных богов, которым поклонялись с большим весельем и помпезностью, и, увлекшись новизной и разнообразием, служили им и поклонялись им. Это был грех против второй заповеди, о котором Бог сказал, что за него посетит их детей, сохранивших обычаи идолопоклонников, переданные от отцов (1Пет 1:18).
[2] Что Бог взыщет с них за их беззакония (ст. 12): «Вы сделали грех своих отцов своим грехом и поэтому подвергнетесь наказанию, которое было отложено в их время, ибо вы поступаете еще хуже отцов ваших». Если бы они правильно использовали отсрочку, предоставленную их отцам, и благодаря терпению Бога пришли к покаянию, то их участь была бы лучше: суд был бы предотвращен, а отсрочка обратилась бы прощением всего народа; но так как они неверно воспользовались ею и ожесточились в своих грехах, то их участь стала хуже; а так как срок отсрочки истек, то к приговору было сделано добавление и он будет совершен с большей суровостью. В своем грехе они были более дерзкими и упорными, чем их отцы; каждый из них жил по упорству злого сердца своего; они сделали его своим водителем, движущей силой и приняли решение следовать за ним, чтобы не слушать Бога и Его пророков. Они умышленно позволяли своим страстям и похотям быть настолько шумными, чтобы те заглушали голос их совести. Неудивительно, что относительно них Бог принял такое решение (ст. 13): «За это выброшу вас из земли сей земли света и долины видений. Раз вы не слушаете Меня, то не услышите Меня; вы поспешите прочь, но не в соседнюю страну, с которой ранее немного ознакомились и сообщались, а в далекую страну, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, в которой у вас не будет выгоды и вы не найдете там приятного общества, которое смягчило бы ваше бедствие». Вполне справедливо в чужую землю были изгнаны те, кто привязался к чужим богам, которых не знали ни они, ни их отцы (Втор 32:17). Две вещи делали их ситуацию особенно бедственной, и обе они касались их лучшей части души; самыми величайшими бедствиями их плена были те, которые влияли на душу и лишали ее блаженства, (а) «Душа счастлива, когда служит Богу, но вы будете служить иным богам день и ночь, то есть испытывать постоянное искушение служить им, и, возможно, ваши жестокие хозяева будут склонять вас к этому; а когда вас будут принуждать служить идолам, то вы в той же степени пресытитесь этим поклонением, как в свое время увлекались им, когда это было запрещено вашими благочестивыми царями». Посмотрите, как часто Бог делает грех человека его наказанием, и тогда человек с развращенным сердцем насытится от путей своих. «У вас вообще не будет публичного служения, вы будете поклоняться идолам и тогда с сожалением вспомните о том, как пренебрегали поклонением истинному Богу», (б) «Душа счастлива, когда имеет некоторые знаки Божьего благоволения, но вы отправитесь в чужую землю, где Я не окажу вам милосердия». Если бы они имели Божье благоволение, то это хоть немного скрасило бы их плен; но раз они испытывают на себе Его гнев, то ярмо их рабства будет невыносимым.
Стихи 14−21. В этих стихах переплелись милость и суд, и поэтому сложно определить, к чему относятся некоторые приведенные здесь отрывки. Они настолько переплелись, что некоторые относят их ко временам Евангелия.
I. Несомненно, Бог совершит Свой суд над ними за их идолопоклонство. Пусть будут готовы к нему, ибо указ уже издан.
1. Бог видит все их грехи, хотя они совершали их тайно и искусно оправдывали (ст. 17): «Очи Мои на всех путях их». Они не взирали на Бога, не уважали Его, не благоговели перед Ним; но Его око было на них; ни они сами ни их грехи не были скрыты от лица Его и от очей Его. Отметьте: ни одни грех нельзя скрыть от Бога, равно как и ни на один из них Он не будет смотреть сквозь пальцы (Притч 5:21; Иов 34:21; Пс 89:8).
2. Особенно Бог был недоволен их идолопоклонством (ст. 18). Как Его всеведение обличает их, так и Его справедливость осуждает их: «Я воздам им за неправду их и за сугубый грех их вдвойне (англ. пер.), но не вдвое больше того, что они заслуживают, а вдвое больше того, что они ожидают и что Я совершал ранее». Или «Я воздам им щедро; теперь они заплатят за длительную отсрочку и за божественное долготерпение, которыми злоупотребляли». Бог сражался с ними за то, что они осквернили землю Божью своим идолопоклонством и не только лишили того, что по праву наследства принадлежало Ему, но и осквернили то место, где Он любил пребывать, как в Своем наследстве; они осквернили для Него это место и сделали отвратительным трупами гнусных своих и мерзостями своими богами, которым они поклонялись, чьи истуканы, хотя и сделанные из золота и серебра, но отвратительны для Бога так же, как для нас гниющие трупы людей и животных. Идолы это трупы гнусные. Бог ненавидит их, поэтому и мы должны ненавидеть их. Или Он мог ссылаться на жертвы, приносимые ими этим идолам, которыми была наполнены земля, ибо они имели высоты во всех ее сторонах и уголках. Это был грех, который более других восстанавливал Бога против них.
3. Он найдет и восставит инструменты для Своего гнева, которые выбросят их из земли сей, согласно вынесенному им приговору (ст. 16): «Я пошлю множество рыболовов и множество охотников армию халдеев, у которых много способов уловить их в сеть и погубить, как это делают рыбаки, и схватить силой, как охотники». Они найдут их, где бы те ни были, и будут преследовать, пока не уничтожат. Они обнаружат их, где бы те ни прятались, погонят их со всякой горы и со всякого холма и из ущелий скал. У Бога есть различные способы осуществить Свои суды над теми, кто избежал обличений Его слова. Для этой цели в Его распоряжении есть люди; Он может позвать и послать их, куда Ему угодно.
4. Их рабство в Вавилоне будет более суровым и скорбным, чем в Египте, их надсмотрщики более жестокими, и их жизнь будет намного хуже. Это подразумевается в обетовании (ст. 14−15) о том, что их избавление из Вавилона само по себе будет более прославленным и более желанным для них, чем выход из Египта. Их рабство в Египте пришло к ним постепенно и почти неощутимо, а вавилонское рабство обрушилось на них сразу со всеми отягчающими его ужасными обстоятельствами. В Египте им принадлежал Гесем, но ничего подобного не было в Вавилоне. В Египте с ними обращались, как с рабами, которые полезны, а в Вавилоне как с ненавистными пленниками.
5. Благодаря обрушившимся на них судам они будут предупреждены, а Бог прославлен. Эти суды имели голос, который громко возвещал (1) инструкции, предназначенные для них. Когда Бог наказывает, то Он учит. Своим жезлом Бог увещевает их (ст. 20): «Может ли человек сделать себе богов? Может ли человек быть абсолютно лишен разума и мышления, чтобы думать, что бог его собственного изготовления может быть полезен ему? Неужели вы вновь будете такими же глупцами, как раньше, делающими себе богов, которые не являются богами, имея Бога, Которого можете назвать своим, сотворившего вас единственного и истинного Бога?»
(2) Славу Божью, ибо Его узнают по судам, которые Он приводит в исполнение. Вначале Он воздаст им за их беззакония (ст. 18), затем ныне раз и навсегда, за один раз, одним опустошением и истреблением, а не частым нарушением мира Он покажет им руку Свою, тяжесть и длину Своей наказывающей руки как далеко она может протянуться и глубоко ранить. «Иузнают, что имя Мое Господь, с Которым невозможно соперничать, Который осуществляет угрозы и дает жизнь обетованиям».
II. Тем не менее у Него для них хранится милость, о которой здесь говорится для ободрения самого пророка и тех немногих израильтян, которые трепетали перед Божьим словом. Довольно резко было сказано (ст. 13), что Бог прогонит их в чужую землю, но чтобы от этого они не впадали в отчаяние, далее сразу же следуют слова утешения.
1. «Приходят дни, радостные дни, когда та же рука, которая рассеяла, вновь соберет их» (ст. 14−15). Они изгнаны, но не покинуты и не истреблены. Они будут выведены из земли северной земли своего рабства, где их держит крепкая рука, и из всех земель, в которые изгнал их, где они, похоже, затерялись в толпе; более того, Бог говорит: «Возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их, и поселю их там». Как предыдущие угрозы согласовывались с тем, что написано в законе, так и данное обетование. Я не презрю их (Лев 26:44). И оттуда соберет тебя Господь Бог твой (Втор 30:4). И дальнейшие слова (ст. 16) можно понять как обетование: Бог пошлет рыбаков и охотников, мидийцев и персов, чтобы отыскать их в тех странах, где они рассеялись, и отправить на родину. Или подразумевалось, что Зоровавель и другие представители их народа будут искать и охотиться за ними, чтобы убедить их вернуться; или подразумевались другие инструменты, используемые Духом Божьим, чтобы возбудить их дух вернуться, ибо вначале они неохотно делали это. Они начали обустраиваться в Вавилоне, но как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, так поступает с ними Бог (Втор 32:11).
2. Их избавление из вавилонского плена в некотором смысле будет более прославленным и запоминающимся, чем выход из Египта. Оба эти освобождения совершил Господь, и они были чудесны в глазах людей; оба они были доказательством того, что Бог жив и ради Своей славы Он будет вечно храниться в памяти людей как живой Бог. Но нынешняя милость будет настолько поразительной и желанной, что она даже затмит память о прежней. Это не значит, что новые милости должны вытеснять из памяти прежние и что они не дают нам повода возобновить свою благодарность за них; нет, но так как мы искушаемы думать, что прежние дни были лучше нынешних и спрашивать: «Где все чудеса, о которых рассказывали нам отцы наши?», словно рука Божья укоротилась, раз мы склонны взывать ко времени чудес больше, чем к последним векам, хотя чудеса совершаются через общее провидение, только поэтому нам позволено забыть выход Израиля из Египта по сравнению с его выходом из Вавилона. То было совершено воинством и силой, а это Духом Господа Саваофа (Зах 4:6). В данном случае больше, чем в том, проявилась прощающая благодать (самая прославленная ветвь божественной милости), ибо плен в Вавилоне был в большей степени наказанием за грех, чем рабство в Египте; и поэтому, выходя из Вавилона, Сион утешился тем, что прощены его беззакония (Ис 40:2). Отметьте: Бог прославляет Себя не только в тех милостях, которые содержат в себе чудеса, но и в тех, которые не содержат их; и мы также должны славить Его за это. Хотя благоволение Бога к нашим отцам не должно быть забыто, но особенно мы должны благодарить за милости, оказанные нам в наше время.
3. Их выход из плена будет сопровождаться благословенной реформацией, и они вернутся полностью исцелившимися от своей склонности к идолопоклонству; это дополнит их избавление и сделает его милостью. Они осквернили свою землю мерзостями своими (ст. 18), но когда будут наказаны за это, то придут и смирятся перед Богом (ст. 19−21).
(1) Они осознают, что их Бог единственный Бог, ибо Он несомненно является Богом: «Моей силой, чтобы поддерживать и утешать меня, моей крепостью, чтобы защищать и укрывать меня, и моим прибежищем, куда я могу бежать в день скорби». Отметьте: нужда многих влечет к Богу, кто держится от Него на расстоянии. Кто пренебрегает Им в день процветания, тот будет рад бежать к Нему в день скорби.
(2) Обращение язычников побудит их обратиться к Нему: «К Тебе придут народы от краев земли; так почему бы нам не прийти?» Или можно понять так: «Иудеи, которые своим идолопоклонством сделали себя язычниками (так я понимаю это место), придут к Тебе с покаянием и реформацией от краев земли, со всех стран, куда они были изгнаны; они вернутся к своему долгу и будут верны тебе». Пророк утешает себя надеждой на такой ход событий и в приливе торжества обращается к Богу со словами: «Господи, сила моя и крепость моя, теперь, когда Ты дал мне видение о многих, которые придут к Тебе от краев земли иудеи и обращенные язычники, я спокоен». Отметьте: кто был приведен к Богу, тот не может не радоваться, видя других, пришедших и вернувшихся к Нему.
(3) Они признают безрассудство своих предков, чего и следовало ожидать, ибо были наказуемы за их грехи: «Только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы, а не удовлетворение, которое они надеялись обрести для себя и своих детей. Теперь мы осознаем, как обманывались наши отцы, поклонявшиеся идолам; идолопоклонство оказалось не таким, каким обещало быть, поэтому что общего может быть у нас с ним?» Отметьте: будет хорошо, если разочарование, с которым столкнулись некоторые, служившие греху, и его губительные последствия, убедят других не ходить теми же путями.
(4) Они будут увещевать себя оставить идолопоклонство; и та реформация, похоже, является искренней и длительной, которая вытекает из разумных убеждений в величайшей абсурдности, присутствующей в грехе. Так они будут убеждать себя: «Может ли человек быть настолько глуп и полностью лишен разума, чтобы сделать себе богов творение собственной фантазии и плод своих рук, которые, впрочем, не боги?» (ст. 20). Может ли человек настолько отупеть и абсолютно потерять человеческое благоразумие, чтобы ожидать божественных благословений и благоволения от того, что не имеет в себе божественности и сделано им самим?
(5) Тем самым они прославят Бога и покажут, что знают Его руку в Его провидении и Его имя в Его слове, что они познали Его имя благодаря тому, что познали Его руку (ст. 21). Ныне, наконец-то теперь, они познают то, чего не могли познать раньше, несмотря на все усилия пророка. Отметьте: мы настолько тупы, что, кроме могущественной руки божественной благодати, познанной на своем опыте, ничто не сможет заставит нас правильно познать имя Бога в том виде, как оно явлено нам.
4. Их избавление из плена будет прообразом великого спасения, совершенного Мессией, Который соберет воедино рассеянных чад Божьих. Именно это событие превзойдет избавление из Египта и даже затмит его и предаст забвению. Именно к этому событию некоторые относят слова много рыболовов и охотников: проповедников Евангелия, которые станут ловцами человеков и будут улавливать души в сети Евангелия, находя их на всякой горе и холме, спасая их ради Христа. Тогда язычники придут к Богу от краев земли, перестанут поклоняться немым идолам и начнут поклоняться истинному Богу.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 16 глава