14:1 — 15:21 Народ настолько закоснел в грехе, что Господь оставляет без ответа даже моление Иеремии об избавлении от засухи. Когда Иеремия вопрошает Бога, отверг ли Он Иудею навсегда, Тот отвечает, что грех привел страну к неминуемому наказанию, и лишь пророку обещает личное спасение.
14:3 Вельможи... воды. Ср. 3Цар 18:3−6. Поиски Ахава и Авдия оказались столь же бесплодными, ибо и тогда слово Божие не было услышано.
покрывают свои головы. Этот жест выражает скорбь.
14:4 не было дождя. Жизнь всех населявших Палестину людей зависела от дождя, и Господь либо посылал его, либо наказывал засухой (Втор 11:10−15; Втор 28:12).
14:8 Надежда. Соответствующее древнееврейское слово означает также «водоем», спасавший людей во время засухи.
14:9 Твое имя наречено над нами. См. ст. 7. От имени Божиего зависит судьба Его народа.
14:10 Так говорит Господь. Слова Божий являются ответом на молитву Иеремии в ст. 7−9.
народу сему. Господь уже не называет иудеев «Своим народом».
14:11 не молись. См. 7:16 и ком. В данном случае этот запрет непосредственно вызван молитвой Иеремии в ст. 7−9.
14:12 поститься... принесут всесожжения и дар. Осуждение формального обряда (ср. Ис 1:11−17; Мих 6:6−8).
мечом и голодом, и моровою язвою. Впервые появляющееся в этом стихе перечисление бедствий, которые приносит суд Божий (Втор 32:24−25), встречается в книге Иеремии 13 раз (см., напр., 15:2).
14:13 пророки. Т.е. те, от кого исходили ложные пророчества о мире (6:1−14; 8:11). Иеремия заступается перед Богом за обманутых ими людей.
14:16 народ. Моление пророка не достигает своей цели, ибо люди должны были испытывать пророков по пророчествам их (Втор 13:2−3; Втор 18:21−22).
некому будет хоронить. См. 7:33.
14:19 Ждем мира. Эту надежду вселило в людей учение ложных пророков (ст. 13 и ком.).
ждем времени исцеления — и вот ужасы. См. 3:22; 30:17. Исцеление будет и нравственным, и физическим.
14:21 ради имени Твоего. См. ст. 7 и ком.
престола славы Твоей. Под этими словами пророк подразумевает храм (см. 4Цар 19:15; ср. 3Цар 8:27).
завета Твоего. Пророк вспоминает завет Божий с Авраамом, Исааком и Иаковом (Быт 15:12−21; Быт 26:3−5; Быт 28:13−15; Лев 26:42−45).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 14 глава