11:1 — 13:27 Идолопоклонничество, охватившее Иудею, явилось попранием завета и навлекло на ее народ наказание нашествием врагов. Повествование о наказании Божием, постигшем Иудею за ее гордыню, созвучно событиям о спрятанном и найденном льняном поясе и о винном мехе.
11:2 слова завета. Слово «завет» обозначает отношения, которые Господь установил первоначально со всем человечеством (Быт 9:1−17), затем с Авраамом как с прародителем Израиля (Быт 17:1−21), затем с Израилем на горе Сион, затем с Давидом (2Цар 7:12−16; Пс 88:3) и, наконец, в новозаветные времена (см. ком. к 31:31−34). В данном случае имеются в виду заповеди Божии, данные Им Моисею.
11:3 проклят человек. См. Втор 27:15−16.
11:4 из земли Египетской, из железной печи. Ср. Втор 4:20.
слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам. См. Втор 4:1−2; Втор 5:1; Втор 6:3.
будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. См. 7:23.
11:5 исполнить клятву, которою Я клялся. Завет, заключенный с Авраамом, был скреплен Божественной клятвой (Быт 15:17−21; ср. Втор 4:31). С точки зрения ВЗ, временные благословения Авраамова завета основывались на послушании Израиля (Исх 19−24), тогда как в основе вечных благословений Нового Завета лежит послушание Христа, а послушание верующих служит доказательством истинности веры, которую они исповедуют (Иак 2:14−26).
землю, текущую молоком и медом. См. Исх 3:8; Втор 6:3.
аминь. См. Втор 27:15−26. Это слово означает принятие некоей истины.
11:9 заговор. Это слово может означать сопротивление, оказываемое словам Иеремии или реформам Иосии, или даже Навуходоносору, который выступает орудием Божиего гнева (см. 27:8).
11:10 Дом... с отцами их. Иеремия вновь возводит истоки завета к обетованиям патриархов (ст. 5 и ком.), и разрыв Иудеи с Богом рассматривается в связи со всей историей Израиля.
11:13 для каждения. Каждения присутствовали как в языческих ритуалах, так и в поклонении Господу (1:16; 7:9; 18:15; Исх 30:7−9).
11:15 возлюбленному Моему. Ср. Ис 5:1, где речь идет об Израиле.
в доме Моем. См. 7:10−11; Иез 8:6−13.
священные мяса... радуешься. Очевидно, критика направлена на тех, кто считает, что участие в религиозном ритуале является основанием для Божиего спасения.
11:16 Зеленеющею маслиною... сокрушились. Этот образ подобен образу лозы из Пс 79:8−13.
11:19 как кроткий агнец, ведомый на заклание. См. Пс 43:12. В своих исповеданиях Иеремия нередко прибегает к языку скорбных псалмов. Агнец, ведомый на заклание, есть прообраз Христа (ср. Ис 53:7).
отторгнем его... более не упоминалось. Умереть в неизвестности — худшая из судеб; однако в книге Иеремии, которая сама по себе составляет вечную память о пророке, эти слова приобретают иронический смысл: ведь его противники остались безымянными.
11:20 испытующий сердца и утробы. См. 9:7.
11:21 о мужах Анафофа. Т.е. родного города Иеремии; самое сильное противодействие Иеремия ощущает со стороны тех, кто наиболее близок к нему (ср. Пс 68:7−9; Мф 10:36) и это отчасти сближает пророка с Христом (см. Ин 7:2−5; Деян 1:15−20).
11:23 И остатка не будет. Эта угроза полного истребления противопоставляет судьбу личных недругов Иеремии судьбе Иудеи в целом (см. 4:27; 5:10; 6:9 и ком.).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 11 глава