Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 66 глава

Толкование Мэтью Генри


Цель данной главы в значительной мере совпадает с целью предыдущей главы, равно как и многие ее выражения. Поэтому она посвящена той же теме различному положению благочестивых и нечестивых евреев после возвращения из плена, чтобы это послужило прообразом отвержения евреев во дни Мессии, обращения язычников и утверждения царства Евангелия в мире. Первый стих данной главы использовал Стефан, когда говорил о разрушении храма благодаря построению христианской Церкви (Деян 7:49−50), это может послужить ключом ко всей главе. В данной главе:

(I) Бог высказывает пренебрежение к церемониальному служению по сравнению с нравственными обязанностями; это намек на то, что вскоре храмовому служению и жертвоприношениям придет конец и Бог отвергнет тех, кто придерживался их (ст. 1−4).

(II) Говорится, что в определенное время Бог совершит спасение для Своего народа и избавит от рук угнетателей (ст. 5); Он нагонит ужас на его преследователей (ст. 6) и утешит преследуемых; Он быстро и полностью освободит Свой народа (ст. 7−9), благополучно поселит их на родной земле (ст. 10−11), допустит к ним язычников и тем самым дарует им полное удовлетворение (ст. 12−14).

(III) Бог сурово отомстит врагам Своей Церкви и Своего народа (ст. 15−18).

(IV) Церковь благополучно обоснуется на крепком и надежном основании; ее члены будут постоянно приходить к Богу и одержат победу над своими врагами (ст. 19−24). И мы можем вполне предположить, что этот евангельский пророк здесь, в заключительной части своего пророчества, взирал на последние дни, на последний день и дни вечности.

Стихи 1−4. В данных стихах значение храма умаляется по сравнению с благодатными душами (ст. 1−2). Евреи во времена пророка и позднее, во времена Христа, хвалились храмом и благодаря ему надеялись на большие чудеса. И, чтобы смирить их и избавить от тщетного упования, пророки и Христос предсказывают разрушение храма: Бог оставит его, и он станет пуст. После того, как храм был разрушен халдеями, он вскоре был восстановлен и в нем были возобновлены церемониальные служения, но римляне окончательно и навсегда опустошили его, и тогда церемониальный закон был устранен. Чтобы мир подготовился к этому событию, людям часто говорили о нем, как в данном месте; говорили о том, как незначителен он для Бога.

1. Господь не нуждался в нем. Небеса это престол Его славы и руководства; там Он восседает, безгранично превознесенный славой и владычеством превыше всех благословений и хвалы. Земля подножие ног Его, на котором Он стоит, управляя всеми ее делами согласно собственной воле. Если Бог имеет такой яркий престол и такое обширное подножие, где же тогда можно построить дом для Него, который был бы местом обитания Его славы, и где место покоя Его? Какое удовлетворение может получить Вечный Разум в доме, построенном человеческими руками? Какая необходимость может быть (как это бывает у нас) в доме, чтобы там отдыхать, у Того, Кто не утомляется и не изнемогает, Кто не спит и не дремлет? Или если бы у Него была необходимость, то не сказал бы нам (Пс 49:12), ибо все это соделала Его рука, небо и все его дворы, землю и все ее границы, воинства того и другого. Все сие было; все имело свое начало благодаря силе Бога, Который был счастлив от вечности до того, как появились они, и поэтому все они не могли быть полезны для Него. Все сие есть (читают некоторые); все продолжается, как и раньше, поддерживаемое той же силой, сотворившей их; блага наши Ему не нужны. Если бы Ему нужен был дом, чтобы жить в нем, то Он создал бы его при сотворении мира; и если был сотворен хоть один, то он просуществовал бы до сего дня, как и другие творения, согласно Его постановлению. Следовательно, Он не нуждался в храме, сотворенном руками человеческими.

2. Он не будет обращать на это столько внимания, сколько на смиренное, раскаявшееся и наполненное благодатью сердце. Для Него существуют Им Самим сотворенные небо и земля и храм, сотворенный человеческими руками, но на все это Бог будет смотреть сквозь пальцы, взирая с благоволением на тех, кто нищ духом, смиренен и благоразумен, кто уничижился и готов отречься от себя, чье сердце искренно сокрушается из-за греха, раскаивается в нем и прилагает усилия, чтобы грех был прощен, кто трепещет пред словом Божьим не так, как Феликс, испытывавший кратковременные угрызения совести, угасавшие, когда проповедь заканчивалась. Он взирает с благоволением на тех, кто привычно благоговеет перед Божьим величием и чистотой, кто по своему обыкновению боится Его судов и гнева. Такое сердце храм для Бога; Он там живет; это место Его покоя; оно подобно небесам и земле Его престолу и подножию.

II. Жертвами пренебрегают, если они приносятся нечестивыми руками. Жертва нечестивых не только неприемлема, но и мерзость пред Господом (Притч 15:8); здесь это весьма подробно демонстрируется (ст. 3−4). Обратите внимание:

(1) Насколько их жертвы омерзительны для Бога. Хотя после возвращения из плена плотские евреи не впадали в идолопоклонство, но они стали беспечными и необязательными в служении Богу. Они приносили в жертву слепое, хромое и больное (Мал 1:8,13), и это делало их служение омерзительным для Бога; они не проявляли уважение к своим жертвам, поэтому как же могли думать, что Бог проявит какое-либо уважение к ним? Неверующие евреи после того, как было проповедано Евангелие и они были уведомлены в том, что принесена великая Жертва, положившая конец всем церемониальным служениям, продолжали приносить жертвы, словно закон Моисея все еще оставался в силе и делал совершенными приходящих с ними. Закалающий вола себе в пищу вполне может сделать это, но тот, кто убивает его для Божьего жертвенника, то же, что убивающий человека. Это великое оскорбление для Бога, так же, как и убийство; совершающий такую жертву фактически отрекается от жертвы Христа и попирает ногами кровь завета, он фактически становится виновен против Тела и Крови Господней, утверждая то, ради упразднения чего умер Христос. Если приносящий агнца в жертву приносит порочное, не мужского рода из своего стада и не наилучшее, что имеет, надеясь отделаться от Бога чем попало, тем самым оскорбляет Его, а не угождает Ему. Он то же самое, что задушающий пса творение в глазах закона настолько низменное, что в то время как осел мог быть выкуплен, то цену пса никогда не приносили в сокровищницу (Втор 32:18). Приносящий семидал мясо или возлияние то же, что приносящий свиную кровь кровь твари, которую запрещалось есть и касаться; варево из нее было мерзостью (Ис 65:4), тем более ее кровь. Воскуряющий фимиам Богу демонстрирует презрение к фимиаму ходатайства Христа, словно молится идолу; это было большим оскорблением для Бога, словно они поклонялись ложному богу. Лицемерие и неверие так же раздражают Бога, как идолопоклонство.

(2) Какой была их порочность, сделавшая их жертвы отвратительными. Это произошло потому, что они избрали собственные свои пути, пути своих нечестивых сердец, и не только их руки, но и душа их находит удовольствие в мерзостях их. Их образ жизни был порочным и безнравственным, они предпочли путь греха пути Божьих заповедей, получали удовольствия, совершая то, что раздражало Бога; это и сделало их жертвы оскорбительными для Бога (Ис 1:11−15). Кто лицемерно почитал Бога, исповедуя религию, но при этом продолжал жить нечестиво, тот публично оскорблял Его, словно Бог покровительствовал греху. Особенно усугубляло их порочность то, что они упорствовали в ней, несмотря на частые, обращенные к ним призывы покаяться и измениться; они поворачивались глухим ухом ко всем предостережениям божественной справедливости и всем предложениям божественной благодати: «Я звал и не было отвечающего», как и раньше (Ис 65:12). Далее следуют те же слова, что и ранее: «Они делали злое в очах Моих». Оставаясь глухими к тому, что Он говорит, они не беспокоились о том, что Он видит, ибо избрали то, что неугодно Ему, хорошо зная об этом. Как могут надеяться угодить Богу своим поклонением те, кто не старается угодить Ему своим образом жизни, а наоборот, стремится разгневать Его?

(3) За это им выносится приговор. «Раз они избрали собственные пути, говорит Бог, то и Я употреблю их обольщение». Они сделали свой выбор (толкует это место г-н Гатакер), а Я сделаю Свой; во взаимоотношениях со Мной они выбрали то, что нравилось им, а теперь во взаимоотношениях с ними Я выберу тот способ, который нравится Мне. Я употреблю их обольщение или насмешки (читают некоторые); как они смеялись над Богом и позорили Его своей порочностью, так и Бог предаст их врагам, чтобы те попирали и оскорбляли их. Или же они будут обмануты теми тщетными упованиями, которыми обманывали самих себя. Бог сделает их же грех их наказанием; они будут побиваемы собственным жезлом и поспешат к погибели из-за собственных заблуждений. Бог наведет на них ужасное, то есть то, что ужаснет их, или то, чего они боялись и чего надеялись избежать с помощью греховных уловок. Чтобы сделать несчастными неверующие сердца и неочищенную, неумиротворенную совесть, достаточно навести на них страх.

Стихи 5−14. В данных стихах пророк, провозгласив суды Божьи лицемерному народу, который высмеивал слово Божье и не отвечал, когда Тот обращался к ним, вновь обращается с речью к тем, кто трепещет пред словом Его, чтобы утешить и ободрить их. Их не коснутся суды, которые обрушатся на неверующий народ. Служители должны следить за тем, чтобы, вызывая ужас у нечестивцев, они не опечаливали сердце праведника. Bone Christiane, hoc nihil ad te — хороший христианин, тебя это не касается. Пророк, заверив трепещущих перед словом Божьим в том, что Бог с благоволением смотрит на них (ст. 2), в этих стихах передает им милостивое послание от Него. Слово Божье хранит утешения для тех, кто своим истинным смирением из-за греха подготовил себя, чтобы принять их. Были такие, которые не слушали, когда Бог говорил (ст. 4), но некоторые все-таки слушали Его. Если сердце трепещет пред словом, то ухо открыто для него. Что же здесь говорится им?

I. Пусть знают, что Бог заступится за их справедливое, но ущемленное дело и выступит против их преследователей (ст. 5): «Ваши братья, ненавидящие вас, говорят: «Пусть явит Себя в славе», и Он явится для радости вашей» (анг. пер.). Возможно, это ссылка на некоторых евреев, вернувшихся из плена, но ничего подобного не следует из истории, и поэтому, скорее всего, эти слова относятся к первым проповедникам и верующим, исповедующим Евангелие среди евреев; их ситуация очень похожа. Обратите внимание:

(1) Как преследовали верных слуг Божьих: «Их братья ненавидели их». Апостолы были иудеями по рождению, но даже в городах языческих евреи, с которыми они там встречались, были самыми жестокими и неумолимыми, возбуждая против них сердца язычников. Супруга жалуется (Песн 1:6), что сыновья матери ее разгневались на нее. Пилат обвинял нашего Господа Иисуса в том, что Его народ предал Его ему (Ин 18:35). Их братья, которые должны были любить и ободрять их ради совершаемого ими дела, ненавидели их, выгоняли из синагог, лишали общения с ними, словно те были самым большим позором, когда на самом деле они были величайшим благословением для своей Церкви и народа. Это был плод старой вражды между семенем змея и семенем жены. Ненавидящие Христа ненавидели Его учеников, так как они поддерживали Его Царство и интересы (Ин 15:18), и они изгоняли их за имя Его, ибо те назывались Его именем и посвятили себя распространению этого имени. Отметьте: для Церкви вполне обычное дело, когда обвинения в ее адрес неправильно используются, и тогда ее артиллерия, предназначавшаяся для ее защиты, поворачивается против ее наилучших друзей из-за предательства ее руководителей. Поступавшие так говорили: «Пусть явит Себя в славе Господь», они притворялись, что искренне и ревностно стремятся прославить Бога и Церковь, и совершали это, соблюдая все формальности поклонения. Наш Спаситель объясняет и, похоже, ссылается на это (Ин 16:2). Они изгонят вас из синагог, и всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. In nomine Domini incipit omne malum — во имя Господа совершается всякое зло. Или мы можем понять эти слова как произнесенные в защиту Бога: «Вы говорите, что Бог будет прославлен вашим избавлением; тогда пусть явит Себя в славе Господь; пусть Он поспешит и ускорит дело Свое (Ис 5:19); пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Некоторые считают, что это слова мирских иудеев, находящихся в плену, которые смеялись над своими братьями, надеявшимися на избавление, и их надеждами, которыми те часто утешали себя, надеясь, что Бог скоро прославится их освобождением. Тем самым они делали все, что в их силах, чтобы посмеяться над мыслью нищего (Пс 13:6).

(2) Какое ободрение они получали, находясь в преследованиях: «Пусть ваша вера и терпение поддержат вас еще немного; ваши враги ненавидят и притесняют вас, ваши братья ненавидят и прогоняют вас, но ваш Отец небесный любит вас и вступится за вас, когда никто больше не осмелится сделать это. Его провидение расположит все так, чтобы вы получили утешение; Он явится на веселие ваше, чтобы смутить тех, кто оскорблял и попирал вас. Они будут постыжены за свою враждебность к вам». Это исполнилось, когда после сигнала о приближающемся разрушении Иерусалима люди издыхали от страха; но ученики Христа, которых они ненавидели и преследовали, подняли головы свои, зная, что приближается их избавление (Лк 21:26,28). Хотя кажется, что Бог прячет Себя, но в должное время Он покажет Себя.

II. Пусть знают, что Бог вступится за них таким образом, что произведет великий шум в мире (ст. 6): «Он будет сопровождаться шумом из города, из храма». Одни считают, что это будет радостный и ликующий глас друзей Церкви, другие что это будет пугающий плач ее врагов, застигнутых в городе и тщетно бегущих к храму в поисках прибежища. Эти голоса будут лишь эхом голоса Господа, воздающего возмездие врагам Своим; и те, которые не слышат его и не трепещут, услышат отголоски этих голосов и их скорбный пронзительный визг. Мы можем представить, какой беспорядочный шум был слышен в городе и храме, когда, после длительной осады, Иерусалим был захвачен римлянами. Некоторые полагают, что это пророчество исполнилось в предзнаменованиях, предшествовавших разрушению Иерусалима, описанных Джозефом (Josephus) в его книге «История еврейских войн» (4.388 и 6.311), когда двери неожиданно одновременно распахнулись и священники услышали шум движения или перемещения в Святое Святых и глас, говорящий: «Давайте удалимся отсюда». И некоторое время спустя некий Иисус Вар-Аннас вошел в город во время праздника кущей, восклицая: «Глас с востока, глас с запада, глас от четырех ветров, глас против Иерусалима и храма, глас против всего этого народа».

III. Пусть знают, что Бог учредит в этом мире Церковь для Себя, которая значительно умножится за короткое время (ст. 7): «Еще не мучилась родами, а родила». Эти слова в качестве прообраза говорят об избавлении евреев из вавилонского плена, которое совершилось легко и тихо, без какой-либо борьбы или страданий, так же, как евреи были выведены из Египта; то избавление было совершено рукою крепкою, и мышцею высокою (Втор 4:34), а это Духом Господа Саваофа (Зах 4:6). Дитя избавления радуется ему, в то время как мать не страдает, чтобы родить его: прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Это явление поразительное, необычное, не имеющее прецедента, за исключением рассказов, передаваемых египетскими повивальными бабками о еврейских женщинах (Исх 1:19), которые прежде нежели придет к ним повивальная бабка, уже рождают. Но приносила ли земля свой плод в один день (англ. пер.)? Нет, ей требовалось несколько недель весной, чтобы обновить лицо земли и покрыть ее плодами. Некоторые читают этот стих вместе со следующим: «...возникала ли страна в один день и рождался ли народ в один раз?» Значит ли это, что женщина при одних родах может родить достаточно детей, чтобы населить страну, и ее дети в одно мгновение станут зрелыми людьми? Нет; нечто подобное произошло при сотворении, но с тех пор Бог отошел от таких дел и предоставит вторичным причинам постепенно производить свое потомство. Nihil facet per saltum Он ничего не делает неожиданно. Тем не менее, в данном случае Сион едва начал родами мучиться родил сынов своих. Кир провозгласил освобождение, как только пленники сформировались в народ и смогли добраться до своей земли. Основание для этого таково (ст. 9): это дело Господа; Он его совершает. Если Он доводит до родов, подготавливая Свой народ к избавлению, то Он же и дает родить, совершая избавление. «Когда все созрело и готово для избавления, когда число месяцев исполнилось и дети доведены до родов, то не дам ли Я силу родить! Неужели Я оставлю мать и ребенка вместе погибать в такой страшной ситуации? Разве это согласуется с божественным состраданием? Разве могу Я начать дело и не закончить его? Как же это согласуется с божественной силой и совершенством? Разве Я Тот, Кто, давая силу родить, заключит утробу (можно и так прочитать следующую фразу)?» Может ли Бог дать человечеству и всем видам живых тварей силу, чтобы умножаться и населять землю, и ограничит ли Сион? Разве может Он сделать его неплодородным и не благословить потомками, чтобы умножать Церковь? Или можно понять так: «Давая силу родить, заключу ли утробу!» Может ли Бог Своим намерением и обетованием зачать избавление и не исполнить, не совершить его? Это было прообразом учреждения христианской Церкви в мире и умножения этой семьи детьми, которые будут названы именем Иисуса Христа. Когда произошло излияние Духа и Евангелие от Сиона было проповедано, тогда в короткое время толпы людей обратились, испытывая незначительные боли, по сравнению со значительностью плода. Апостолы рождали до того, как наступали боли, а дети, рожденные Христу, были так многочисленны и так быстро и легко рождались, что больше напоминали утреннюю росу, чем сына утробы материнской (Пс 109:3). Успех Евангелия поражал; его свет, подобный утреннему, непонятным образом распространялся, пока не захватил концы земли. Города и народы за один раз рождались Христу. В тот же день, когда излился Дух, 3000 душ прибавилось к Церкви. И раз эта славная работа была начата, то она чудесным образом совершалась; она превосходила все ожидания с такою силою возрастало и возмогало слово Господне. Кто довел до родов, обличив во грехе, Тот и родил, основательно обратив к Богу.

IV. Пусть знают, что их нынешние скорби вскоре обернутся изобильной радостью (ст. 10−11). Обратите внимание:

(1) Как описаны друзья Церкви. Это те, которые любят ее и скорбят с ней или о ней. Отметьте: все, кто любит Бога, любят Иерусалим; они любят Церковь Бога и принимают ее интересы близко к сердцу. Они восхищаются красотой Церкви, наслаждаются общением с ней и искренне поддерживают ее дело. Кто имеет искреннюю любовь к Церкви, тот от всего сердца сочувствует всем трудностям и печалям, сопутствующим ее воинствующему положению. Они скорбят о ней; все ее скорби их скорби; если Иерусалим в беде, то их арфы повешены на ивах.

(2) Как они получают ободрение: «Возвеселитесь с ним...» и вновь: «Возрадуйтесь с ним». Эти слова подразумевают, что у Иерусалима будет повод радоваться; дни его сетования закончатся, и он получит утешение, соответственно времени своих страданий. Воля Бога такова, чтобы все его друзья присоединились к его радости, ибо вместе с ним они разделят его благословения, которые будут поводом для его радости. Если мы страдаем со Христом и скорбим с Его Церковью, то с Ним и царствовать будем, равно как и радоваться с Его Церковью. Эти стихи призывают нас:

[1] Совершать свою часть прославления Церкви: «Придите, возвеселитесь с нею, возрадуйтесь с нею, возрадуйтесь сильно и знайте, почему вы радуетесь, возрадуйтесь во дни, определенные для публичного благодарения. Вы, скорбевшие с нею в ее печалях, не можете не радоваться с нею, когда она радуется».

[2] Принимать свою часть в утешениях Церкви. Мы должны питаться и насыщаться от сосцов ее утешений. Слово Божье, завет благодати (особенно обетования этого завета), постановления Божьи, все возможности посещать ее и общаться с нею являются сосцами, которые Церковь называет сосцами ее утешений, где хранятся ее утешения и откуда они извлекаются верой и молитвой. Поэтому мы должны питаться от этих сосцов, применяя к себе обетования Божьи и усердно исполняя Его постановления; и утешениями, извлекаемыми оттуда, мы должны насыщаться и не быть неудовлетворенными, даже имея очень мало земных утешений. Слава Церкви в том, что она имеет Господа своим Богом, что ей принадлежит усыновление и богослужение, и преизбытком этой славы мы должны наслаждаться. Мы должны получать больше удовольствий от своего родства с Богом и общения с Ним, чем от всех удовольствий сынов и дочерей человеческих. Что бы ни было славой Церкви, должно быть нашей славой и радостью, особенно ее чистота, единство и умножение.

V. Пусть знают, что призвавший их радоваться даст им повод и сердца, чтобы радоваться (ст. 12−14).

1. Он даст им повод радоваться, ибо (1) они насладятся долгим непрерываемым процветанием: «Я направлю или протяну к ней мир (т.е. все блага), как реку, которая течет постоянным потоком, расширяясь, пока ее не поглотит океан». Повсюду, где люди принимают Евангелие со всей его силой, оно несет с собой подобный мир, который течет, как река, подкрепляя души всякими благами и делая их плодоносными, что и совершает река для земель, вдоль которых она течет; оно несет с собой такую реку мира, которую не могут породить источники мирских утешений, которую дамбы мирских бед не могут ни остановить, ни заставить повернуть назад, равно как и переносимый ею песок не может изнурить ее. Эта река мира перенесет нас в океан безграничного и бесконечного блаженства.

(2) Они испытают значительное и выгодное прибавление: «Богатство народов придет к ним как разливающийся поток». Обращенные язычники добавятся к Церкви и наполнят реку ее мира и процветания, ибо принесут с собой свою славу (англ. пер.) свое богатство и честь, свою силу и прибыль; все они посвятят себя служению Богу и будут трудиться на благо Церкви: «Тогда вы насытитесь (англ. пер.) от сосцов ее утешений. Когда вы увидите такую огромную толпу, пришедшую разделить утешения, тогда вы с особой жаждой и энергией постараетесь сохранить свою собственную часть, но не из страха получить меньше, так как другие пришли стать сопричастниками Христа (такой опасности нет, ибо Он имеет достаточно для всех и каждого), а их ревность возбудит в вас святую ревность». Хорошо, когда так происходит (Рим 11:14; 2Кор 9:2).

(3) Во всем этом Бог будет прославлен, и этот факт особым образом, более всего другого, должен стать поводом для нашей радости (ст. 14): «Откроется рука Господа рабам Его защищающая и поддерживающая рука Его всемогущей силы, подкрепляющая и обогащающая рука Его неистощимой благости»; Его слуги познают эти обе руки ради Его славы, равно как и для их славы. И для того, чтобы сделать эти события более прославленными, Он в то же время на врагов Своих разгневается. Божья милость и справедливость явятся и будут вовеки возвеличены.

2. Бог не только даст им повод возрадоваться, но и утешит их и возрадует их сердца; только Он может утешить сердце. Посмотрите, что Он сделает для утешения всех сыновей Сиона.

(1) Их страна станет их нежной кормилицей: «На руках будут носить вас». Они будут покоиться в ее объятиях, как младенцы, их будут на коленах ласкать, как любимцев, особенно когда они устанут и будут не в духе и их нужно будет положить спать. Так нежно нужно будет обращаться с теми, кто присоединится к Церкви. Великий Пастырь агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, так же должны поступать пастыри, подчиняющиеся Ему, чтобы им не пришлось огорчаться. Прозелиты должны быть любимцами.

(2) Сам Бог будет их могучим утешителем: «Как утешает кого-либо мать его, когда он болен или страдает, или когда скорбит, так утешу Я вас, говорит Бог, не только убедительными аргументами, которые использует благоразумный отец, но и нежной любовью и состраданием любящей матери, оплакивающей свое страждущее дитя, когда оно упало и ушиблось, чтобы ребенок успокоился и утих, или когда она старается успокоить его, после того как поссорилась и отругала его (Иер 31:20): «Как только заговорю против него... так внутренность Моя возмущается». Он мое дорогое и любимое дитя». Так утешает мать. Так и вы будете утешены в Иерусалиме благоволением, оказанным Церкви, сопричастником которого вы станете, а также благодарением, возносимым Церковью, частью которой вы будете.

(3) Они ощутят блаженные результаты этого утешения в своей душе (ст. 13): «Когда вы увидите это какое блаженное состояние вновь обрела Церковь, то не только ваши языки и лица, но и сердце ваше возрадуется». Это исполнилось чудесным образом, когда ученики Христа имели поразительный успех в своем служении. Взирая на это, Христос говорит им: «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22). Тогда кости ваши, которые были иссушены и высохли (их костный мозг был почти израсходован), восстановят свою юношескую силу и энергию и расцветут, как зелень молодая. Божественные утешения коснутся внутреннего человека; они — питание для костей (Притч 3:8). Кости составляют силу тела, и они будут процветать этими утешениями. Радость пред Господом — подкрепление для вас (Неем 8:10).

Стихи 15−24. Эти стихи, подобно столпу облачному и огненному, имеют темную сторону, обращенную к врагам Царства Божьего и всем, противящимся Его венцу, и яркую сторону, обращенную к Его верным подданным. Возможно, это ссылка на евреев, находящихся в плену в Вавилоне, о которых некто сказал, что они были посланы туда, чтобы бедствовать, и Бог угрожает этими бедствиями тем, кто продолжит противиться Ему. Одни отказывались изменяться, и поэтому бедствие должно уничтожить их (Иер 24:9); другим беды были посланы для их же блага, чтобы освятить их: в должное время они должны были благополучно пережить их и после этого увидеть много хороших дней. Многие использованные здесь выражения приспособлены к данной славной диспенсации, но, несомненно, пророчество взирает дальше, на суды, ради которых Христос однажды уже пришел и вновь придет в этот мир, чтобы провести различие, которое проводит Его слово между драгоценным и ничтожным.

I. Христос придет, чтобы смутить и навести ужас на всех, кто противостал Ему. Иногда Он будет явлен во временных судах. Евреи, упорствовавшие в своем неверии, будут истреблены огнем и мечом. Истребление будет очень сильным; тогда Господь произведет суд над всякой плотью, и именно Его мечом они будут истреблены. Они названы пораженные Господом, то есть те, которые стали жертвой Его справедливости, и их будет много. В великий день гнев Божий будет Его огнем и мечом, которым Он истребит и поглотит всех нераскаявшихся грешников; касаясь совести грешников, Его слово будет гореть как огонь, и этот меч будет острее любого меча обоюдоострого. Особенно в день гнева поражение коснется язычников (ст. 17). Возможно, некоторые вернувшиеся из вавилонского плена сохранили определенные виды идолопоклонства и суеверий, которые здесь упомянуты: имели идолов у себя в рощах (не осмеливаясь поставить их открыто на высоком месте) и там освящали себя (как это делали поклоняющиеся истинному Богу), совершая обряды идолопоклонников, один за другим, или, как написано в английском переводе, перед одним деревом, стоящим среди них, Ахадом или Ехадом неким идолом, которому они поклонялись под этим именем и которого почитали тем, что ели свиное мясо (четкое запрещенное законом Божьим) и другие мерзости, такие, как мышь или какое-то похожее животное. Но пророчество также может подразумевать все остальные суды, которые гнев Божий, согласно слову Божьему, принесет на дерзких грешников, презирающих Бога и поклоняющихся миру и плоти: «Они все погибнут». Небесного блаженства четко лишаются идолослужители, преданные мерзости (Откр 21:27; Откр 22:15). В день гнева тайные пороки будут выведены на свет и призваны к отчету, ибо (ст. 18) «Я знаю деяния их и мысли их», говорит Господь. Бог знает, что люди делают и что ими движет, с какой целью они делают это; и Он годен, чтобы судить мир, ибо может судить тайные дела человеков (Рим 2:16).

II. Он явится для утешения и радости всех, кто верен Ему, и учреждает Свое царство в этом мире царство благодати, залог и первенец царства славы. Настанет время, когда Он придет, чтобы собрать все народы и языки, чтобы они могли прийти и увидеть славу Его: как она сияет в лице Иисуса Христа (ст. 18). Это исполнилось, когда все народы получили наставление и для наставления им был дан дар языков. До того момента Церковь была ограничена одним народом и Богу поклонялись только на одном языке, но во дни Мессии разделяющая стена будет свергнута и те, которые были пришельцами для Бога, познакомятся с Ним и увидят Его славу в Евангелии, как евреи видели ее во святилище. Что касается этого, то здесь обещано:

1. Что некоторые иудеи благодатью Бога будут отличены от остальных и отмечены для спасения. «Я не только положу на них знамение, которое будут искать язычники (как обещано, Ис 11:12), но среди них будут и такие, на которых Я положу различающие знамения» (дословно). Хотя они представляют собой порочный, деградирующий народ, тем не менее Бог отделит от них остаток, который будет поклоняться и служить Ему; и на нем будет стоять знак, что Бог определенно признал их (Иез 9:4). На челах рабов Бога будут поставлены печати (Откр 7:3). Господь знает Своих. Овцы Христа отмечены.

2. Что тем, кого благодать Божья отличила подобным образом, будет дано поручение приглашать других, чтобы они пришли и получили привилегии этой благодати. Те, кому удалось избежать власти предрассудков (из-за чего большая часть народа удержана в неверии), будут посланы к народам, чтобы нести им Евангелие и проповедовать его всякой твари. Отметьте: кто сам смог избежать грядущего гнева, тот должен делать все возможное, чтобы других выхватить, как головню из огня. Бог выбирает и посылает по Своим поручениям тех, кто может передать свое послание с чувством, основываясь на собственном опыте, кто может предупредить людей об опасности, которой они подвергаются из-за греха, ибо им самим с трудом удалось избежать ее.

(1) Они будут посланы к народам, некоторые из которых здесь перечислены: это Фарсис, Пул, Луд и т.д. Неясно и переводчики не приходят к единому мнению относительно того, какие страны здесь подразумеваются. Фарсис в общем означает море, но многие считают, что речь идет о Тарсе на Сицилии. Пул иногда упоминается как имя одного из Ассирийских царей; возможно, некая часть этой страны носила это имя. Луд это, скорее всего, Лидия, воинствующий народ, известный своими лучниками; Писание упоминает лидян как держащих луки и натягивающих их (Иер 46:9). Некоторые полагают, что Тубал это Италия или Испания; Яван больше всего подходит к изолированной Греции, а острова языческие (в англ. пер.), населенные потомками Иафета (Быт 10:5), возможно, означают острова дальние, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей. Только в Иудее был известен Бог, и только там в течение многих веков Его имя прославлялось. Остальные страны пребывали во тьме, не слыша радостных звуков и не видя радостного света. Похоже, что именно об их отчаянном положении здесь говорится с состраданием, ибо жаль, что некоторые сыны человеческие далеки от своего Творца, не слышат Его имени и не видят Его славы. Размышляя обо всем этом, можно сделать вывод:

(2) Посланные к народам должны идти по поручению Бога, чтобы возвещать народам Его славу. Евреи, рассеянные среди других народов, будут возвещать славу Божьего провидения, коснувшегося их народа, благодаря чему многие будут приглашены присоединиться к ним, равно как и благодаря явлению славы Божьей среди них в Его постановлениях. Люди из всех разноязычных народов возьмутся за полу Иудея, умоляя Его обратить на них внимание, допустить в Свое общество и какое-то время остаться с ними, пока они не будут готовы: «Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (3ах 8:23). Так слава Божья частично была возвещена язычникам, но более полно она была возвещена апостолами и первыми проповедниками Евангелия, которые были посланы в мир, до самых дальних островов, чтобы возвестить славное Евангелие благословенного Бога. Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии (Мк 16:20).

3. Что тем самым они многих обратят к Богу (ст. 20).

(1) Они представят всех братьев своих (ибо новообращенных нужно считать и принимать, как своих братьев) в дар Господу. Слава Божья не напрасно будет возвещена им, они будут приглашены и направлены присоединиться к Господу. Посланные к ним добьются такого успеха в переговорах с ними, что благодаря этому будет наблюдаться великое стечение в Иерусалим, как раньше во времена священных праздников, когда все мужчины со всех частей страны приходили туда, и не с пустыми руками. Обратите внимание:

[1] На средства передвижения, которыми они были обеспечены для своего прихода. Одни приедут на конях, ибо прибудут издалека и путешествие пешком, как обычно это делали иудеи, заняло бы слишком много времени. Люди знатные прибудут на колесницах, пожилые, больные и малые дети на носилках или крытых повозках, а юноши на мулах и быстрых верблюдах. Это подразумевает их ревность и стремление прийти. Их не остановят ни трудности, ни расходы, чтобы добраться до Иерусалима. Кто не сможет приехать верхом на лошади, тот доберется на носилках; они будут так торопиться и не потерпят отсрочки, что те, кто сможет, будут ехать верхом на мулах и на быстрых верблюдах. Эти выражения фигуральны, и приведенные здесь различные средства передвижения означают (как говорит образованный г-н Гатакер) изобилие необходимых средств, требуемых, чтобы привести избранных Божьих домой, ко Христу. Все будут желанны, и никто не будет нуждаться в помощи или ободрении.

[2] В качестве чего они будут приведены. Они прибудут не так, как раньше приходили в Иерусалим, чтобы принести жертву, а сами будут даром Господу, что следует понимать духовно они будут представлены Богу как жертвы живые (Рим 12:1). Апостол поясняет это и, возможно, ссылается на это (Рим 15:16), где говорит о том, что благовествует у язычников, чтобы приношение язычников, или их жертва, было благоприятно Богу. Они принесут себя, а те, которые были инструментами их обращения, принесут их как добычу, добытую для Христа, посвященную Его служению и славе. Они будут представлены, как сыны Израилевы приносят дар в чистом сосуде, с величайшей заботой, чтобы они были святы, очищены от греха и освящены для Бога. Об обращенных язычниках сказано (Деян 15:9), что сердца их очищены верой. Все, принесенное Богу, приносилось в чистом сосуде, подходящем для религиозного использования. Богу нужно служить и почитать Его так, как Он определил это в Своих постановлениях, которые являются соответствующим средством для духовных жертв. Когда душа приносится Богу, тогда тело должно быть ее чистым сосудом, соблюдаемым в святости и чести, а не в страсти похотения (1Фес 4:4−5). Обратившиеся ко Христу не только верой очистили сердца от порочной совести, но и омыли тело водою чистой (Евр 10:22).

(2) Это может касаться [1] евреев, благоговейных людей, и прозелитов из любого народа под небом, собравшихся вместе в Иерусалиме и ожидающих явления царства Мессии (Деян 2:5−6,10). Они пришли со всех частей страны на святую гору, в Иерусалим, как дар Господу; многие из них пришли к вере во Христа благодаря дару языков, излившемуся на апостолов. Некоторые считают, что есть некая связь между этой историей и данным пророчеством. Некоторое время спустя евнух приехал на своей колеснице поклониться в Иерусалим и уехал оттуда, везя на свою родину знания о Христе и Его святой религии.

[2] Язычников, представителей всех народов, которые должны обратиться ко Христу и таким образом прибавиться к Церкви; хотя речь идет о духовном допуске, но в пророчествах он часто представлен местным побуждением. Апостол говорит, что все истинные христиане придут на гору Сион, в небесный Иерусалим (Евр 12:22); это объясняет данный отрывок и показывает, что истинное значение данного шествия заключается в том, что они будут приведены в Церковь благодатью Бога, с использованием средств этой благодати, с такой же осторожностью и безопасностью, словно их перевозят в колесницах и на носилках. Так распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт 9:27).

4. Что в Церкви учредится евангельское служение и она умножится благодаря добавлению большого количества ее членов (ст. 21): «Из них Я буду брать (из прозелитов обращенных язычников) также в священники и левиты, чтобы они служили святыням и председательствовали на их религиозных собраниях, которые необходимы для доктрины, поклонения и дисциплины. Ранее все священники и левиты брались из иудеев, принадлежащих одному колену, но во времена Евангелия Бог будет брать обращенных язычников, чтобы они служили Ему святынями, учили народ и благословляли его во имя Господа; чтобы они были управляющими таинств Божьих, какими были священники и левиты во времена закона; чтобы они были пасторами или учителями (или епископами), пребывающими в молитве и служении слова, и диаконами, которые накрывают столы и, подобно левитам, заботятся о внешних делах дома Божия (Флп 1:1; Деян 6:2−4). Апостолы были иудеями, как и семьдесят учеников; великий апостол язычников по происхождению был евреем из евреев, но, когда открылись языческие церкви, они поставили служителей из их же народа, пресвитеров в каждую церковь (Деян 14:23; Тит 1:5). Благодаря этому служение совершалось с большей легкостью и было ближе народу: если не более освященное, то более доступное; и можно было надеяться, что евангельская благодать исцелит народ от тех пороков, которые не позволяли пророку иметь честь в своем отечестве. Бог говорит: «Из них Я буду брать, но не всех, хотя все они в духовном смысле цари и священники нашего Бога, а некоторых из них». Первоначально Бог выбирал священников, делая их способными и склоняя к служению, равно как и делал служителей, давая им поручение. «Я буду брать, то есть Я признаю их, хотя они язычники, и приму их и их служение». Великая честь и преимущество языческой, равно как и иудейской Церкви, заключается в том, что Бог сыновей ваших избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи (Ам 2:11).

5. Что учрежденные Церковь и служение будут существовать и поддерживаться преемственностью поколений (ст. 22). Перемена, произошедшая благодаря учреждению царства Мессии, здесь описана (1) как великая и всеобщая перемена; это будет новый мир, новое небо и новая земля, обещанные ранее (Ис 65:17). Древнее прошло, теперь все новое (2Кор 5:17): старый завет избранности отложен, а новый завет, завет благодати, утвержден (Евр 8:13). Теперь мы служим в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим 7:6). Даны новые заповеди, касающиеся небес и земли, и новые обетования, касающиеся обоих, и все месте это составляет Новый Завет; поэтому Бог сотворит новое небо и новую землю, а все это подготовка для нового неба и новой земли, предназначенные для последнего времени (2Пет 3:13).

(2) Как перемена, совершенная Богом; Он сотворит новое небо и новую землю. Это изменение произведено Тем, Кто имеет власть дать новые постановления и силу сотворить новые миры.

(3) Как постоянная, прочная перемена, которая никогда не изменится; новый мир всегда будет новым и никогда не состарится как то, что способно исчезать: «Они всегда будут пред лицем Моим неизменными», ибо евангельская диспенсация будет длиться до конца времен и никакая другая не будет ее наследовать. Царство Христа царство непоколебимое, его законы и привилегии не поколеблются вовек, а пребудут непоколебимыми вовек (Евр 12:27−28). Они пребудут, так как будут предстоять пред Богом: под Его оком, заботой и особой защитой.

(4) Оно сохранится в потомках, которые будут служить Христу: «Так будет и семя ваше и имя ваше семя служителей, семя христиан; одно поколение уйдет, но другое придет». Подобным образом имя Христа будет существовать в тех христианах, которые пребудут на земле, пока пребудет земля, а Его престол как дни небесные. Хотя врата ада сражаются против Церкви, но они никогда не одолеют ее и не будут угнетать святых Всевышнего.

6. Что публичное поклонение Богу на религиозных собраниях будет усердно и постоянно посещаться теми, кто подобным образом представлен даром Господу (ст. 23). Это описано выражениями, соответствующими ветхозаветной диспенсации, чтобы показать, что, хотя церемониальный закон упразднен, а храмовому служению пришел конец, тем не менее, как и раньше, Богу будут регулярно и постоянно поклоняться, как Он постановил. До этого только евреи приходили, чтобы предстать перед Богом: они были обязаны посещать Его только три раза в году, и только мужчины, но теперь всякая плоть, язычники и иудеи, женщины и мужчины будут приходить на поклонение пред Богом, в Его присутствие, хотя и не в Иерусалимский храм, а в религиозные собрания, рассеянные по всему миру, которые будут для них тем же, чем была скиния для иудеев. В них Бог запишет Свое имя, и даже если только двое или трое соберутся вместе, то Он будет среди них, встретится с ними и благословит их. А они будут получать выгоду от этих частых святых собраний на каждую новую луну и по субботам, а не так, как раньше только три раза в год. Не будет необходимости иметь одно определенное место, каким во дни древние был храм. Наш храм Христос, в Котором верой встречаются все верующие; и теперь, когда Церковь распространилась так далеко, невозможно, чтобы все встречались в одном месте, а вполне уместно, чтобы было выделено четкое и определенное время для частого служения. Тем самым было бы дано знамение о духовном общении, в котором участвуют все христианские общины верой, надеждой и святой любовью. Новомесячия и субботы здесь упомянуты на том основании, что, согласно закону, хотя ежегодные праздники нужно было праздновать в Иерусалиме, но новомесячия и субботы религиозно соблюдались по всей стране: вначале в школах пророков, а потом в синагогах (4Цар 4:23; Ам 8:5; Деян 15:21), согласно модели, по которой были организованы христианские общины. Где день Господень еженедельно освящается и Вечеря Господня ежемесячно отмечается, и где они должным образом посещаются, там исполняется данное обетование и там соблюдаются христианские новомесячия и субботы.

Обратите внимание, (1) что Богу будут поклоняться на торжественных собраниях и обязанность всех, по мере возможности, уповать на Бога в этих собраниях: «Тогда... будет приходить всякая плоть»; хотя плоть слаба, порочна и греховна, но пусть приходят, чтобы ее умертвить.

(2) Поклоняясь Богу, мы предстаем пред Ним и особым образом являемся в Его присутствие.

(3) Чтобы это делать, нужно выделить определенное время; и мы должны понимать, что, постоянно и сознательно соблюдая это установленное время, мы способствуем своей выгоде, равно как и исполняем свой долг.

7. Что их благодарность за Божье благоволение, отличившее их от других, значительно усилится благодаря размышлению о пугающей участи и гибели тех, кто упорствует в своем нечестии и неверии (ст. 24). Чтобы воздействовать на себя и умножить собственное блаженство, поклоняющиеся Господу Саваофу и радующиеся пред Ним в благолепии дома Божьего должны обратить внимание на бедственное положение нечестивцев. Обратите внимание:

(1) Кто они, чье бедственное положение здесь описывается. Это люди, согрешившие против Бога (англ. пер.), нарушившие не только Его законы, но и Его завет, считающие себя равноценными, чтобы соперничать с Ним. Здесь могут подразумеваться (особенно) неверующие евреи, отвергшие Евангелие Христа.

(2) Насколько бедственна их ситуация. Она здесь представлена пугающим видом поля битвы, покрытого трупами убиенных, которые лежат и гниют на земле; по ним ползают черви, питаясь ими. И если вы пойдете, чтобы сжечь их, то собрать их настолько утомительно и они разбросаны на такой большой площади, что эта работа будет бесконечной и огонь их не угаснет; поэтому они мерзость для всякой плоти, никто не захочет приближаться к ним. Это иногда исполняется во время скоротечных судов, но, возможно, особенно близко по букве к этой ситуации было уничтожение еврейского народа и разрушение римлянами Иерусалима, при котором (как было вычислено) вначале и впоследствии погибло более двух миллионов людей от меча, помимо тех, которые умерли от голода и эпидемий. Это также может касаться духовных судов, обрушившихся на неверующих евреев, которые видел и показал нам св. Павел (Рим 11:8 и далее). Они стали мертвыми во грехах, дважды умершими. Иудейская Церковь стала трупом Церкви; все ее члены гниющими трупами; червь их не умрет, их собственная совесть будет постоянно беспокоить их, и огонь их ярости против Евангелия никогда не угаснет, что было их наказанием, равно как и их грехом; они стали, более любого другого народа под солнцем, мерзостью для всякой плоти. Но наш Спаситель применяет эти слова в адрес будущего состояния нераскаявшихся грешников, когда червь их не умрет и огонь их не угаснет (Мк 9:44), ибо души, чья совесть постоянно мучит их, бессмертны, и Бог, Чей гнев постоянно навевает ужас, вечен.

(3) Какой вывод можно сделать из этого. Поклоняющиеся Богу будут выходить и увидят трупы людей, и когда они увидят бедственное положение, из которого были выкуплены, то это воспламенит их сердца любовью к Искупителю. Когда проклятые увидят других людей в царстве небесном, а себя изгоняемыми вон (Лк 13:28), то это только усугубит их бедственное положение, равно как и вознесет радость и славу благословенных, когда они увидят, что стало с теми, кто умер в своих преступлениях; они вознесут свою хвалу, осознавая, что сами были выхвачены, как головня из огня. И пусть искупленные Господа со всем смирением и святым трепетом воспоют ликующие песни славе свободной благодати, которая так отличила их. Подробные объяснения автора вызваны тем, что в английском переводе Библии, в отличие от русского, в значении «земля» употреблены разные слова: the earth (Ис 24:1) u the land (Ис 24:3). 2В английском переводе последнего стиха 8-й главы отсутствует предложение: «Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел», близкая по смыслу фраза открывает 9-ю главу.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 66 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.