Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 57 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе пророк делится своими наблюдениями:

(I) О смерти благочестивых людей, утешая тех, кто был восхищен праведным, и обличая тех, кто должным образом не использовал для себя подобные провидения (ст. 1−2).

(II) О буйном идолопоклонстве и духовном блуде, в которых были виновны евреи; тем самым они навлекали на себя разрушительные суды (ст. 3−12).

(III) О милостивом возвращении Бога к Своему народу, чтобы положить конец их плену и вновь восстановить их процветание (ст. 13−21).

Стихи 1−2. В заключительной части предыдущей главы пророк осудил стражников за их невежество и тупость, а в этой показывает бессмысленность и глупость, которые подобным образом завладели всем народом. Неудивительно, что люди были безрассудными, раз их стражники были такими же, хотя должны были побуждать народ к размышлениям. Здесь мы можем обратить внимание:

I. На провидение Божье, удалившее благочестивых людей из этого мира. Праведник в этом мире умирает; он уходит, и люди забывают его. Благочестие не избавляет людей от прихода смерти; более того, со временем, чем более праведен человек, тем большему насилию он подвергается со стороны кровожадных людей. Первый человек, умерший на земле, был мучеником. Праведность избавляет от жала смерти, но не от ее удара. Писание говорит, что они погибают (англ. пер.), так как полностью забираются от нас; это слово также должно выразить великую потерю, которую несет мир, когда они восхищаются; это не значит, что их смерть их гибель, но она часто оказывается гибелью для тех мест, где они жили и приносили пользу. Более того, даже мужи милостивые (анг. пер.) восхищаются, которые отличаются от праведных и из которых, может быть, кто и решится умереть (Рим 5:7). Часто восхищаются те, которых стоило бы пощадить; плодоносные деревья срубаются смертью, а бесплодные остаются, чтобы быть препятствием для земли. Милостивые люди часто забираются руками злобных людей. Они совершили много добрых дел, и за некоторые из них были побиты камнями. Возможно, до вавилонского плена наблюдалась необычная смертность среди благочестивых людей, поэтому вряд ли кто-нибудь из них остался в живых (Иер 5:1). Не стало праведного и нет верных (Пс 11:2).

II. Беспечный мир с пренебрежением отнесся к этим провидениям и не обратил на них внимания: «Никто не принимает этого к сердцу, никто не помыслит». Лишь немногие оплакивают их уход, как государственную утрату, лишь немногие обращают на это внимание, как на предостережение для всей страны. Смерть праведников должна глубоко откладываться в сердцах людей, и о ней нужно задумываться больше, чем об обычной смерти. Следует задать серьезные вопросы: почему Бог соперничает с нами, какие добрые уроки можно вынести из этих провидений, что мы можем сделать, чтобы заделать пролом и заполнить место, которое занимали те, кто был взят. Бог справедливо недоволен, когда подобные явления не откладываются в сердце, когда люди не слышат глас жезла и он не достигает определенной для него цели; особенно Он недоволен, когда люди радуются этим событиям, как при убийстве свидетелей (Откр 11:10). Одно из самых избранных Божьих благословений для человечества, с которым люди так легко расстаются, остается недооцененным; это доказывает, что подобное явление есть великая тайна. Так маленькие дети меньше всех оплакивают смерть своих родителей, так как не знают, какая это для них потеря.

III. На блаженство праведного, когда он восхищается.

1. Они восхищаются от зла как раз в тот момент, когда оно приходит.

(1) Это делается из сострадания к ним, чтобы их глаза не увидели того бедствия (4Цар 22:20), чтобы им не пришлось разделить его и испытать его искушения. Когда приближается потоп, то Бог зовет их в ковчег, они имеют укрытие и место покоя на небесах, хотя под небесами такового не нашлось для них.

(2) Это делается из гнева на этот мир, чтобы наказать его за все раны, нанесенные праведникам и благочестивым; забираются те, кто стоял в проломе, чтобы отвратить суды Божьи; так чего же можно ожидать, как не потока гнева Божьего? Когда Бог зовет домой Своих посланников, то это признак того, что Он начинает войну.

2. Они уходят, чтобы пребывать в покое, вне пределов достижимости зла. Праведники, которые при жизни ходили прямым путем, после смерти входят в мир и будут покоиться на ложах своих. Отметьте:

(1) Смерть это приобретение, покой и блаженство лишь для тех, кто ходит прямым путем, кто, умирая, может, обратиться к Богу, ссылаясь на это, как Езекия (4Цар 20:3): «О Господи! Вспомни...»

(2) Кто практиковал праведность и пребыл в ней до конца, тот в конце увидит, что у него все хорошо. Их души войдут в мир, в иной мир, где мир совершенен и нет бедствий. Войди в радость Господина. Их тела будут покоиться на их ложах. Отметьте: могила это ложе покоя для всего народа Божьего; там они покоятся от всех своих трудов (Откр 14:13). Чем больше они устали, тем более желанным будет для них покой (Иов 3:17). Это ложе сделано во тьме, но она делает ложе более тихим; из этого ложа они встанут, когда настанет утро воскресения.

Стихи 3−12. В этих стихах звучит великое, но несомненно справедливое обвинение против нечестивого поколения, у которого однажды были отняты Божьи праведники, так как мир не был достоин их. Обратите внимание:

I. На общую характеристику этих людей, на имя или титул, которые послужили поводом для их обвинения (ст. 3). Им велено приблизиться и выслушать обвинение, предстать пред судом и дать ответ в качестве сыновей чародейки или ведьмы, семени прелюбодея и блудницы; то есть таковыми они были сами по себе, в них преобладали склонности ко всему этому, и такими же были их предки. Грех это чародейство и прелюбодеяние, ибо он ведет к отступничеству от Бога и общению с дьяволом. Они были сынами непокорными. «Придите, говорит пророк, приблизьтесь ко мне, и я зачитаю вам вашу участь; праведнику смерть даст мир и покой, но не вам; вы дети преступления, семя лжи (ст. 4), которое обладает этими качествами по происхождению, ибо они вплелись в вашу природу; вы отступили от Бога и поступаете с Ним вероломно» (Ис 48:8).

II. На предъявленные им четкие обвинения.

1. Насмешка над Богом и Его словом. Это поколение, которое глумится (ст. 4): «Над кем вы глумитесь? Вы думаете, что глумитесь лишь над бедными пророками, по которым топчетесь, как по презренным людям, но на самом деле вы глумитесь над самим Богом, пославшим их, чье послание они передают вам». Глумление над посланниками Господа было тем грехом, который наполнил чашу беззаконий Иерусалима, ибо то, что было сделано им, Бог воспринял, как сделанное Себе. Когда их обличали во грехах и угрожали судами Божьими, то они смеялись над словом Бога, используя самые грубые и неприличные жесты и презрительные выражения. Они глумятся и веселят себя тем, что должно сделать их серьезными и смирить. Они кривят устами в адрес пророков и высовывают язык вопреки всем правилам хорошего воспитания; они не обращаются с Божьими пророками вежливо, как вели бы себя с посланником человека знатного, посланного к ним с поручением. Отметьте: кто смеется над Богом и презирает Его суды, тот пусть задумается, по отношению к кому он ведет себя так нагло.

2. Идолопоклонство. Именно в этом грехе еврейский народ был особо виновен перед пленом, но бедствие исцелило их от него. Во времена Исайи идолопоклонство наблюдалось в большом изобилии, о чем свидетельствовало мерзкое идолопоклонство Ахаза (на которого, как считают некоторые, ссылается это место) и Манассии.

(1) Они очень любили своих идолов, вдохновлявших и разжигавших их, подобно тем, которые сгорали в противозаконных и противоестественных похотях (Рим 1:27). Они обезумели от идольских страшилищ (Иер 50:38). Они разжигали в себе неистовые страсти, поклоняясь им, как пророки Ваала, которые скакали у жертвенника и кололи себя (3Цар 18:26,28). Отметьте: чем больше потакают порочным страстям, тем больше они воспламеняются. Они поклонялись идолам под каждым ветвистым деревом, на открытом воздухе и в тени, но это не охладило страсть их горячих похотей; скорее, очаровательная красота зеленых деревьев побуждала их еще больше любить своих идолов, которым они поклонялись там. Так приятное в природе, вместо того чтобы привлекать к Богу природы, уводило их прочь от Него. Пламя их ревности при поклонении ложным богам должно пристыдить нас за холодность и безразличие при поклонении истинному Богу. Они старались воспламенить себя, а мы отвлекаемся и охлаждаем себя.

(2) Они были свирепыми и неестественно жестокими при поклонении своим идолам. Они убивали собственных детей и приносили их в жертву идолам не только на долине сынов Еннома, которая считалась главным местом этого жестокого идолопоклонства, но и на других долинах, похожих на эту, и между расселинами скал в темных и уединенных местах, более всего подходящих для таких дел тьмы.

(3) В своем идолопоклонстве они были очень щедрыми и ненасытными. Они никогда не считали, что имеют достаточно идолов, как и достаточными затраты на них и служение им. Сирийцы имели представление о Боге Израиля как о Боге гор, но не Боге долин (3Цар 20:28); но эти идолопоклонники, чтобы не ошибиться, имели идолов и здесь, и там.

[1] У них были боги долин, которым они поклонялись в низинах, у ручьев (ст. 6): «В гладких камнях ручьев доля твоя». Если они видели гладкий красивый камень, просто поставленный в качестве дорожного указателя, или обычный камень, то были готовы поклоняться ему, как католики крестам. Или же они ставили своих богов в каменных долинах и называли их своей долей, как народ Божий считает Бога своим жребием и частью. Но в действительности эти каменные боги были для них не лучшей частью или жребием, чем гладкие камни ручья, у которого они были поставлены, ибо иногда они поклонялись своим рекам. «Они, они жребий твой, на который ты уповаешь и которому радуешься, но они не оправдают твоих надежд и твоя ситуация будет отчаянной». Посмотрите на безрассудство грешников, которые подбирают гладкие камни ручья в качестве своей части, когда могут иметь драгоценные камни Божьего Иерусалима и эфода первосвященника как свою часть. Выбрав идолов в качестве своего жребия и части, они не останавливаются ни перед какими расходами, чтобы воздать им почести: «Им ты делаешь возлияния и приносишь жертвы, словно они дают тебе пищу и питье». Они любили своих идолов больше, чем детей, ибо обкрадывали собственные столы, чтобы пополнить жертвенники идолов. Выбираем ли мы истинного Бога как свою часть? Является ли Он единственным нашим жребием? Тогда давайте служить Ему своей пищей и питьем, но не так, как они, лишая себя этих благ, а принимая пищу и питье во славу Его. Здесь в качестве пояснения приводится выражение о справедливом негодовании Бога их нечестием: «Могу ли Я быть доволен этим таким народом?» Могут ли надеяться, что Бог будет благоволить к ним или примет их поклонение у Своего жертвенника те, кто подобным образом служит Ваалу дарами Его провидения? Бог утешается Своим народом, когда тот остается верен Ему, но какое утешение в нем Он может иметь, если те, кто должен свидетельствовать людям против идолопоклонства этого мира, сами поклоняются вместе с ними? «Могу ли Я иметь сострадание к ним (в некоторых переводах), могу ли Я умилосердиться над ними (в других)? Как они могут надеяться, что Я пощажу их, отложу или отменю их наказание, когда они так раздражают Меня? Неужели Я не накажу за это!» (Иер 5:7,9).

[2] Они также имели богов на горах (ст. 7): «На высокой и выдающейся горе (словно собираешься соперничать с Высоким и Превознесенным Богом, ст. 15) ты ставишь ложе твое, своего идола, жертвенник и храм своему идолу, ложе твоей нечистоты, на котором будешь заниматься духовным прелюбодеянием со всей ненасытимой фантазией идолопоклонника, явно нарушая завет своего Бога. Оттуда ты с готовностью восходишь приносить жертву, хотя нужно идти вверх на гору». Некоторые думают, что здесь речь идет о наглости, которой они достигли в своем идолопоклонстве; вначале они хоть немного испытывали стыд, поклоняясь своим идолам в долине и в темных местах, но скоро справились с ним и начали поклоняться идолам на высоких и выдающихся горах. Они не стыдились и не покрывались румянцем.

[3] Словно этого было недостаточно, они имели домашних богов — лары и пенаты. За дверью и за косяками (ст. 8) там, где для напоминания о долге должен быть написан закон Божий, они поставили памяти свои, идолов, не столько, чтобы постоянно помнить о них (ибо так любили их, что не могли забыть), а чтобы показать другим, как они заботятся о них, чтобы дети помнили о них и своевременно проникались благоговением к этим адским божествам.

[4] Они были ненасытимы в своем идолопоклонстве и неотделимы от него. Они ожесточились в своем нечестии и поклонялись своим идолам открыто, на виду у всех, не стыдясь своего греха и не боясь наказания; они ходили так же открыто и большими толпами в храм поклониться идолам, как раньше ходили в дом Божий. Они были похожи на бесстыдную блудницу, которая обнажает себя другому, а не Богу (англ. пер.), исповедуя иную религию, а не истинную. Они гордились тем, что имели последователей своего идолопоклонства, и не только сами восходили на высоту, но и распространяли ложе свое (то есть свои храмы для идолов); ты высекаешь его для себя больше (как написано на полях в адрес следующих стихов), чем у них у тех, у кого ты скопировал его и взял основание для него, как Ахаз сделал себе копию жертвенника, увиденного в Дамаске (4Цар 16:10). И так, полностью погрузившись в идолопоклонство, они не могли расстаться с ним. Привязался к идолам Ефрем, полюбил их и объединился с ними. Во-первых, объединился: «Ты сделал с ними договор, с идолами и поклоняющимися идолам, чтобы жить и умереть вместе». Это было полное отречение от завета с Богом и открытое решение упорствовать в своем отступничестве от Него. Во-вторых, полюбил: «Ты любишь их ложе (англ. пер.), то есть храм идола, где ты увидел его». Поэтому вполне справедливо они были преданы своим сердечным похотям.

3. Они также обвиняются в другом грехе: в уповании и поиске помощи на стороне, в договоре и общении с языческими силами (ст. 9): «Ты ходила также к царю». Некоторые считают, что имеется в виду идол, которому они поклонялись, а именно Молох, чье имя означает царь. «Ты делала все возможное, чтобы снискать расположение этих идолов, приносила воскурения и благовонные масти к их жертвенникам». Возможно, здесь подразумевается царь Ассирийский, которому старался угодить Ахаз, или царь Вавилонский, которого приласкал Езекия, или цари других народов, чьим идолопоклонством они восхищались, желая научиться их обычаям и подражать им. Они ходили и посылали своих послов, чтобы завязать с ними знакомство и общение, чтобы быть похожими на них и укрепить себя союзом с ними. Здесь обратите внимание:

(1) На какие затраты они пошли, чтобы образовать и заключить союз с ними. Они ходили с благовонною мастью, то ли украшая ею собственные лица, чтобы выглядеть более значительными и достойными дружбы великого царя, то ли представляя ее в качестве дара тем, чье благоволение они стремились обрести, ибо дары человека освобождают для него место и приводят к великим людям. «Когда первый подарок, состоящий из богатых благовоний, показался слишком незначительным, ты начала умножать их». Так многие ищут благоволения правителей, забывая, что прежде всего суд человеческий исходит от Господа. Им так нравились языческие правители, что они не только отправились сами со всей своей помпезностью к тем, которые проживали поблизости, но и направили посланников тем, кто жил далеко (Ис 18:2).

(2) Как сильно они тем самым опозорили себя и растоптали честь своего венца и нации во прахе: «Ты унижалась до преисподней». Они сделали это своим идолопоклонством. Бесчестье для сынов человеческих, наделенных силой разума, поклоняться, как своему богу, тому, что является творением собственной фантазии и делом их собственных рук, поклоняться куску дерева. Еще большее бесчестье для детей Божьих, благословленных привилегией божественного откровения, оставлять своего Бога, которого они знают, ради ничтожества, отказываться от милостей ради ложной суетности. Они унизили себя своим раболепием перед соседями-язычниками, своим упованием на них, когда у них был вседостаточный Бог, заключивший завет с ними, к Которому они могли прийти. Как в высшей степени позорят себя и погружаются до самой преисподней те, кто оставляет источник жизни ради разбитых водоемов и скалу веков ради надломленного тростника! Отметьте: грешники позорят и унижают себя; служение греху это унизительное рабство; и кто подобным образом унижает себя до преисподней, то часть такого человека вполне справедливо будет находиться там.

III. На то, что усугубляло этот грех.

1. Они испытали огорчения и утомились на своих нечестивых путях, но тем не менее не убедились в их безрассудстве (ст. 10): «От долгого пути твоего утомлялась; ты приняла решение выполнить великую задачу найти истинное удовлетворение и блаженство в том, что по своей сути является суетой и ложью». Кто водружает идолов вместо Бога в качестве объекта поклонения, кто ставит правителей вместо Бога в качестве объекта для своего упования и уверенности и думает, что делает себе лучше и облегчает жизнь, тот идет длинным путем и никогда не дойдет до конца своего путешествия: «Ты устала во множестве, или умножая пути свои», написано в некоторых переводах; кто оставляет единственный правильный путь, тот бесконечно блуждает тысячами тропок и теряется во многих придуманных им измышлениях. Они утомляют себя яростными погонями, но так никогда и не достигают цели, подобно содомлянам, которые измучились, искав входа (Быт 19:11), но так и не смогли найти его. Греховные наслаждения скоро пресыщают, но никогда не насыщают; человек может быстро утомить себя, стремясь к ним, но не может остановиться, чтобы насладиться ими. Они познали это на собственном опыте. Идолы, которым они часто поклонялись, никогда не оказали им какой-либо милости; цари, которым они угождали, терзали и не помогали им, но тем не менее они были настолько одурманены, что не могли сказать: «Надежда потеряна; напрасно дальше ожидать удовлетворения от упования на творения, от поклонения идолам, которых мы так часто ищем, но никогда не находим». Отметьте: отчаяние обрести блаженство в творении и удовлетворение от служения греху это первый шаг к правильно обоснованной надежде обрести блаженство в Боге и к правильно направленной решимости служить Ему; и не подлежит оправданию тот, кто, имея четкие обличения о суетности творений, тем не менее не сказал: «Невозможно быть счастливым без Творца».

2. Хотя они были обличены в греховности своего пути, но так как получили некие преходящие чувственные наслаждения и незначительную мирскую прибыль, то не могли убедить себя сожалеть об этом. Все еще находилась жизнь в руке твоей (англ. пер.) или живость в руке твоей (рус. пер.); ты хвалился, что судьба улыбается тебе, и поэтому сожалел не более Ефрема, сказавшего (Ос 12:8): «Однако я разбогател; накопил себе имущества». Отметьте: процветание во грехе является великим препятствием для отвращения от греха. Те искушаемы думать, что Бог благоволит к ним, и поэтому им не в чем каяться, кто живет беспечно, участвуя в греховных предприятиях. Некоторые читают этот стих с иронией или в качестве вопроса: «Ты держишь жизнь в своей руке и обрел истинное удовлетворение и блаженство, не так ли? Поэтому ты слишком далек, чтобы печалиться из-за того, что сам себя благословляешь на этом греховном пути; но еще раз пересмотри свои приобретения и взвесь прибыль и потерю и тогда скажи, какие плоды ты будешь иметь от того, за что будешь постыжен и за что Бог приведет тебя на суд?» (Рим 6:21).

3. Они вели себя очень недостойно по отношению к Богу, продолжая грешить, ибо (1), похоже, ссылались на то, что оставили Бога, так как Он был слишком ужасен и величествен, чтобы иметь с Ним дело, и поэтому хотели иметь богов, с которыми могли бы вести себя более свободно и привычно. «Но, говорит Бог, кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною, что стала вести себя лживо и вероломно со Мною, забыла свои заветы со Мной и свои молитвы ко Мне? Что Я такого сделал, что отпугнул тебя от Себя? Какой повод Я дал тебе так плохо думать обо Мне, что ты отправилась искать другого господина?»

(2) Безусловно, в них не было истинного благоговения перед Богом и почтительного отношения к Нему. Поэтому данный вопрос чаще всего воспринимают так: «Кого же ты испугалась и устрашилась? Никого, ибо ты не боялась Меня, Которого должна была страшиться». Кто оставляет Бога, тот демонстрирует, что не испытывает к Нему благоговения. «Ты Меня перестала помнить: ни того, что Я говорил, ни того, что сделал, ни Моих обещаний, ни Моих угроз и исполнения того и другого. Ты перестала хранить их в сердце твоем, что несомненно сделала, если бы боялась Меня». Отметьте: кто не откладывает слово Божье и Его провидения в своем сердце, тот тем самым показывает, что не имеет страха Божьего перед своими глазами. Многие погибли из-за отсутствия страха, забывчивости и простой беспечности; они ничего не боялись, имея правильную и хорошую цель, ничего не помнили и не откладывали в своем сердце. Более того:

(3) они ожесточались в своем грехе из-за терпимости и долготерпения Бога. «Не оттого ли, что Я молчал, и притом долго? Ты творил все это, а я хранил молчание. Из этого следует, что ты не боишься Меня», словно раз Бог долго щадил, то Он никогда не накажет (Еккл 8:11). Так как Он долго молчал, то грешник подумал, что Бог такой же, как он, и перестал благоговеть перед Ним.

IV. Бог принимает решение призвать их к ответу, хотя очень долго терпел их (ст. 12): «Я покажу (как в Пс 49:21: «Я изобличу тебя...») правду твою, которой ты хвалился; пусть мир увидит и ты сам, к собственному смущению, что это позор, обман и совсем не то, на что она претендует. Когда твоя праведность будет испытана, то окажется, что это неправедность и что в твоих намерениях не было искренности. Я покажу дела твои: какими они были и какую выгоду, по твоим подсчетам, ты получил благодаря им. Окажется, что в конце концов они будут не в пользу тебе и не принесут выгоды». Отметьте: греховные дела это дела тьмы, в них нет ни благоразумия, ни правды, поэтому они являются бесплодными делами и благодаря им ничего нельзя приобрести; и как бы они ни выглядели сейчас, именно такими окажутся в иной день. Грех не приносит пользы, более того, он губит и разрушает.

Стихи 13−16. В данных стихах:

I. Бог показывает, что идолы и творения недостаточны, чтобы помочь поклоняющимся им и уповающим на них (ст. 13): «Когда ты будешь вопить в бедствии и отчаянии, оплакивать свое бедственное положение и просить о помощи, то пусть спасет тебя сборище твое (англ. пер.), твои идолы, которых ты насобирал себе в компанию; пусть союзнические войска, на которые ты так сильно полагался, освободят тебя, если смогут; не ожидай другой помощи помимо той, которую они могут дать». Такие слова Бог говорил Израилю, когда в беде они призывали Его (Суд 10:14): «Пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас». Но напрасно они ожидают от них спасения: всех их унесет ветер, ветер гнева Божьего, дыхание Его уст, которое убивает нечестивых; они сами сделали себя соломой, и поэтому ветер несомненно унесет их. Все они суета, и поэтому развеет их дуновение, они превратятся в суету и суета будет их наградой. И идолы, и поклоняющиеся им станут ничем.

II. Бог показывает, что Он достаточен, более того, вседостаточен, чтобы утешить и избавить всех, кто уповает на Него и взывает к Нему. Их безопасность и удовлетворенность предстают более надежными, так как их надежды увенчаны плодами, в то время как надежды ищущих других помощников остаются неоправданными: «А надеющийся на Меня, и только на Меня, будет счастлив и душой и телом и в этом мире, и в ином».

1. Обратите внимание, в общем:

(1) Кто уповает на Божье провидение, тот идет наилучшим путем, чтобы содействовать своим мирским интересам. Они наследуют землю настолько, насколько полезно для них, а полученное будет дано им хорошей рукой, и владеть им они будут согласно надежному праву (Пс 36:3): «Они будут жить на земле и будут накормлены» (англ. пер.).

(2) Кто уповает на Божью благодать, тот идет наилучшим путем, чтобы сохранить свои священные интересы: «Он будет владеть святою горою Моею». Они насладятся привилегиями Церкви на земле и в конце будут приведены к радостям небесным; никакой ветер не унесет их.

2. Более детально:

(1) Пленники, уповающие на Бога, будут освобождены (ст. 14): «Они (т.е. посланники Его провидения в этом великом событии) скажут: ”Поднимайте, поднимайте, равняйте путь”» (англ. пер.). Когда настанет Божье время для их избавления, тогда путь, по которому они пойдут, станет прямым и легким, препятствия будут удалены, трудности, казавшиеся непреодолимыми, будут быстро преодолены, и все будет происходить одновременно, чтобы ускорить и облегчить их возвращение (см. Нее 40:3−4). Это ссылка на помощь со стороны Евангелия и его благодати, которые приготовлены, чтобы сделать наше прохождение через этот мир более приятным. Теперь путь религии проложен; это широкий путь; задача служителей направлять по нему людей, помогать им справиться с встретившимися на этом пути разочарованиями, чтобы ничто не обидело их.

(2) Сокрушенные, уповающие на Бога будут оживлены (ст. 15). Уповавшие на идолов и творения ходили к ним с благовонною мастью (ст. 9), но здесь Бог показывает, что от Него могут ожидать помощи лишь те, кто лишен, презирает и держится подальше от веселья этого мира и чувственных наслаждений. Божья слава здесь предстает особенно яркой [1] в Его величии и силе: «Он Высокий и превознесенный, вечно Живущий». Пусть это вселит в нас очень высокие и благоговейные мысли о Боге, с Которым мы имеем дело. Во-первых, Его сущность и совершенства превознесены бесконечно выше любого творения: не только выше того, что они имеют в себе, но и выше того, что они могут постичь о Нем, превыше всякого славословия и хвалы (Неем 9:5). Он Высокий и Превознесенный, и нет творения, подобного Ему, никто не может сравниться с Ним. Язык также подразумевает Его полновластное владычество над всеми и Его неоспоримое право давать закон и судить всех. Он Высший над высокими (Еккл 5:7), над небесами слава Его (Пс 112:4). Во-вторых, у Него нет ни начала дней, ни конца жизни, ни перемены времени; Он вечен и неизменен. Он единый имеющий бессмертие (1Тим 6:16). Он имеет его в Своей сущности и постоянно; Он наследовал это, и Его нельзя лишить бессмертия. Мы можем очень скоро перенестись в вечность, а Бог всегда был бессмертен. В-третьих, Его природе сопутствует безграничная правильность, точная согласованность в Своих действиях и постоянное стремление прославить Себя во всем, что Он делает. Это проявляется во всем, с помощью чего Он являет Себя, ибо Святый имя Его, и все желающие познакомиться с Ним должны знать Его как святого Бога. В-четвертых, Его слава особым образом пребывает и является в обителях света и блаженства в вышнем мире: «Я живу на высоте небес и в святилище и сделаю так, что весь мир узнает об этом». Всякий, имеющий общение с Богом, должен обращаться к Нему как к Отцу небесному, ибо Он там живет. Все эти великие истины здесь говорятся, чтобы вселить в нас святое благоговение перед Ним, чтобы ободрить наше упование на Него, чтобы возвеличить Его сострадание и снисхождение к нам, ибо хотя Он Превознесен, но проявил уважение к приземленным. Шествующий на небесах, Чье имя ГОСПОДЬ, снисходит, чтобы заботиться о вдовах и сиротах (Пс 76:5−6).

[2] В Его благодати и милости. Он имеет милостивое сострадание к смиренным и сокрушенным, которые являются таковыми из-за своего положения. Если они будут Его народом, то Он не оставит их без внимания, хотя они бедны и незначительны в этом мире, презираемы и угнетаемы людьми. Но здесь Он обращается к складу их ума: Он будет нежно заботиться о тех, кто, находясь в страданиях, приспособится к ним и приведет мысли в соответствие с условиями, какими бы презренными и печальными, а также весьма сокрушенными, они ни были к тем, кто искренне раскаивается во грехе, кто тайно скорбит о нем, боится гнева Божьего (ибо сделал себя отвратительным для него) и подчиняется всем его проявлениям. Во-первых, с таковыми Бог пребудет. Он будет с милостями посещать их, лично общаться с ними через Свое слово и Дух, как человек со своей семьей; Он всегда будет близко и рядом с ними. Живущий на высоте небес пребывает в сердцах сокрушенных и искренних, равно как и в вечности. Таковыми Он наслаждается. Во-вторых, Он оживит их сердце и Дух; Он обратится к ним и совершит в них перемену Своим словом и Духом Своей благодати, который оживит их, как целебное средство оживляет ослабевшего человека. Он даст им радости, которые оживляют, и надежды, достаточные, чтобы служить противовесом страхам, сокрушающим их дух. Он пребывает с ними, и Его присутствие оживляет их.

(3) Если те, с кем Он борется, уповают на Него, то они будут освобождены и обретут Его благоволение (ст. 16). Он оживит сердца сокрушенных, ибо не вечно будет вести тяжбу. Ничто так не сокрушает душу, как тяжба с Богом, и поэтому ничто так не оживляет ее, как прекращение этого противостояния.

Это [1] милостивое обетование. Оно не обещает, что Бог никогда не будет гневаться на Свой народ, ибо их грехи раздражают Его, как и того, что Он никогда не будет бороться с ними, ибо они должны быть готовы, что их коснется жезл; но Он не вечно будет вести тяжбу, как и гневаться. Он не только не скор на гнев, но и недолго гневается. Он не всегда будет бранить их. Хотя Он борется с ними, обличая во грехе, но не будет вечно бороться, а вместо духа рабства они примут Дух усыновления. Он уязвил — и Он исцелит. Хотя Он борется с ними Своим провидением, но наказание не будет длиться вечно, не будет длиться долго, не будет длиться дольше, чем необходимо (1Пет 1:6); не дольше, чем они могут вынести, пока не будет совершена определенная для него работа. Хотя вся их жизнь будет многострадальной, но конец ее будет мирный, равно как и вечность.

[2] Очень сострадательное размышление, на котором основывается данное обетование: «Если Я буду вести тяжбу вечно, то изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное». Отметьте: во-первых, Бог Отец духов (Евр 12:9). Те, с кем Он не вечно будет вести тяжбу, души, Им сотворенные, которые существуют, так как Он их сотворил, и стали новыми благодаря возрождению. Во-вторых, хотя Господь для тела, но в основном Он заботится о душах Своего народа, чтобы его дух не изнемог, равно как его благодати и утешения. В-третьих, когда беды длятся долго, то дух даже благочестивых людей склонен угасать. Они испытывают искушения давать почву плохим мыслям о Боге, думать, что напрасно служат Ему; они готовы отказаться от утешений и отчаяться в получении помощи и тогда дух изнемогает. В-четвертых, это размышление о том, что Бог не вечно будет бороться, ибо Он не оставит работу собственных рук и не истребит то, за что было уплачено Кровью Его Сына. Основанием для этого послужили не наши заслуги, а наши слабости и немощи, ибо Он помнит, что мы плоть (Пс 77:39) и что плоть слаба.

Стихи 17−21. О народе Израиля в том плане, как с ним обращается Бог, здесь говорится как об определенной личности (ст. 17−18), но разделенной на два вида, с каждым из которых Он обращается по-разному; одни это сыны мира, которым обещан мир (ст. 19), а другие не таковы, и никакого мира у них не будет (ст. 20−21). Здесь обратите внимание:

I. На справедливые упреки, которым подверглись эти люди за свой грех: «За грех корыстолюбия Я гневался и поражал его». Корыстолюбие это грех, который весьма преобладал среди этого народа (Иер 6:13): «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти». Кто не поклонялся идолам, те, тем не менее, отходили прочь из-за духовного идолопоклонства, ибо такова сущность алчности, когда люди делают деньги богом (Кол 3:5). Неудивительно, что люди становились алчными, раз их стражники прославились этим (Ис 56:11). Тем не менее, какими бы алчными они ни были, но в служении своим идолам они были очень щедры (ст. 6); и трудно сказать, то ли их расточительность при поклонении идолам, то ли их алчность во всем остальном были особо отвратительны для Бога, ибо на это, помимо других грехов, Он гневался и приводил на них один суд за другим; и в конце они были истреблены руками халдеев.

1. Бог был разгневан. Он негодовал и воспринял очень плохо то, что народ, который Он посвятил самому Себе и сделал Своей частью, всецело поглощен этим миром и избрал его в качестве своей части. Отметьте: корыстолюбие это грех, которым очень недоволен Бог небес. Это грех в сердце, но Бог видит его и поэтому ненавидит; Он смотрит на него с ревностью, так как тот соперничает с Ним за душу человека. Это грех, которым люди ублажают душу свою (Пс 48:19) и за который ближние ублажают корыстолюбца (Пс 9:24, англ. пер.), но Бог ненавидит его.

2. Он поражает его, обличает во грехе своими пророками, исправляет Своим провидением, наказывает его теми благами, к которым тот особенно привязан и которых жаждал. Отметьте: грешникам придется прочувствовать гнев Божий. На кого Он гневается, тех Он поражает; алчность особенно подвергает людей знакам Божьего недовольства. Кто привязывает свое сердце к богатству этого мира, тот скоро разочаруется в нем или для него оно наполнится горечью; оно либо противодействует трудностями, либо превращается в проклятие.

3. Бог скрывает Себя от корыстолюбца, когда тот подвергается подобным порицаниям, и продолжает гневаться на него. Когда нас касается жезл, но при этом Бог являет Себя, то нам легче вынести наказание; но если Он поражает нас и при этом скрывается (не посылает нам пророков с утешительным словом и не показывает знамений во благо), если Он растерзает и уйдет (Ос 5:14), то мы действительно несчастны.

II. На их упрямство и неисправимость в данной ситуации, когда они поражаемы: «Но он, отвратившись, пошел по пути сердца, своим нечестивым путем. Он не прочувствовал недовольства Бога, которое коснулось его. Он почувствовал удар жезла, но не обратил внимания на руку, державшую его; чем больше препятствий он встречал на своих мирских путях, стремясь к богатству, тем больше стремился к нему. Он то ли не видит своей ошибки, то ли не исправляет ее. Корыстолюбие это путь его сердца; именно к этому он склонен и к этому стремится; его нельзя перевоспитать, и в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать (2Пар 28:22). Посмотрите на силу порочности человеческих сердец и на порочность греха, который идет своим путем, не взирая на Бога и пламя Его гнева. Также обратите внимание, что самих страданий недостаточно, чтобы изменить людей, если Божья благодать не работает над ними.

III. На чудесное возвращение к ним Божьей милости, несмотря на упрямство большинства из них.

1. Большая их часть упрямо продолжала идти тем же путем, но среди них находились те, которые скорбели об упрямстве большинства, и, взирая на них, или, скорее, заботясь о Своей славе, Бог принимает решение не вечно бороться с ними. С лукавым Бог имеет право поступать по лукавству его (Пс 17:27) и пойдет против тех, кто пойдет против Него (Лев 26:24). Если грешник продолжает упрямо идти по пути сердца своего, то можно было бы подумать, что далее последует: «Я видел пути его и истреблю его, Я оставлю его и никогда больше не буду иметь дело с ним». Но велики богатства божественной милости и благодати, которые торжествуют над судом, раз далее следует: «Я видел пути его и исцелю его». Посмотрите, как Божья милость использует плохие качества человеческого характера, чтобы явиться более прославленной; где грех преобладает, там благодать преобладает еще больше. Основания для милости Бог черпает в самом Себе, ибо в нас присутствует лишь то, что раздражает Его: «Я видел его пути, но тем не менее Я исцелю Его ради собственной славы». Бог знает, какие плохие люди, но тем не менее не прогоняет их. Но обратите внимание на Его метод. Бог вначале даст им благодать и только потом, а не раньше, даст им мир: «Я видел пути его и понял, что сам по себе он никогда не повернется ко Мне, поэтому Я повернусь к нему». У Бога готова благодать для тех, для кого у Него хранится милость, чтобы подготовить и сделать их достойными милости, от которой они спешили так быстро, как могли.

(1) Бог исцелит его от порочности и греховности, исцелит от корыстолюбия, даже если оно очень глубоко укоренилось в нем и его сердце слишком долго оставалось алчным. Нет такой же закоренелой духовной болезни, но всемогущая благодать может победить ее.

(2) Бог будет водить его: не только исправит то, что было неверно в нем, чтобы он прекратил делать зло, но и направит его на путь долга, чтобы он научился делать добро. Он упрямо продолжает идти дальше, как Саул, дыша угрозами и убийством, но Бог приведет к лучшему расположению разума и на лучший путь. И тогда (3) Бог восстановит для него те утешения, которых он лишился и потерял и для возвращения которых Он подобным образом готовил его. В пленниках Вавилона произошла чудесная реформация, а затем для них было совершено чудесное искупление, принесшее утешение сетующим: тем, кто скорбел о собственных грехах, о грехах своего народа и об опустошении святилища. Эта милость будет особо утешительной для сетующих, и о них заботился Бог, совершая его; блаженны скорбящие, ибо они утешатся.

2. Находясь в рабстве, одни были хорошими, очень хорошими смоквами, а другие очень плохими, и, соответственно, плен для одних был во благо, а для других злостраданием (Иер 24:8−9), подобным образом при выходе из плена одни из них были хорошие, а другие плохие, и, соответственно, такое же было для них избавление.

(1) Для благочестивых израильтян возвращение из плена означало мир мир, как прообраз и залог того мира, который будет проповедован Иисусом Христом (ст. 19): «Я исполню слово: мир...»

[1] Бог решил дать им повод для хвалы и благодарения, ибо они плод уст (Евр 13:15), жертва уст наших (Ос 14:2). «Я исполню слово». Он творит из ничего, но в данном случае ситуация еще хуже, ибо Бог сотворит повод для хвалы тем, кто упрямо шел по пути своего сердца.

[2] Для этого да будет возвещен мир: «Мир, мир (совершенный мир, все разновидности мира) дальнему, проживающему далеко от главных собраний или офисов, равно как и ближнему». Мир с Богом; хотя Он боролся с ними, но примирится и уничтожит противоречия. Мир совести: они обретут святую безопасность и трезвость ума после многих обличений совести и потрясений духа, которым были подвержены в рабстве. Так Бог творит плод уст, освежает повод для благодарения, ибо когда Он дарует нам мир, то мы должны славить Его. Этот мир Божье творение; только Он может создать его. Это плод уст: плод Его уст так Он повелел; и плод уст служителей Он сказал Свое слово через них (Ис 40:1). Это плод проповедующих и молящихся уст; это плод уст Христа, Чьи уста источали сотовый мед, ибо именно о Нем сказано (Еф 2:17): «Придя, благовествовал мир вам, дальним язычникам, равно как и евреям, которые были близко, последующим векам, которые отстояли далеко по времени, равно как и тем, кто был близко по времени».

(2) Нечестивым израильтянам возвращение из Вавилона не принесет мира, хотя они и могли бы вернуться с покоем (ст. 20). Нечестивец, где бы он ни был, в Вавилоне или в Иерусалиме, вместе с собой переносит первопричину своего беспокойства; он похож на море взволнованное. Бог исцелил тех, кому пообещал мир (ст. 19): «Я исцелю его»; опять все будет хорошо и согласно правилам, но нечестивец не будет исцелен благодатью Бога и поэтому не будет исцелен Его утешениями. Они всегда похожи на море во время шторма, ибо несут с собой [1] неумерщвленные пороки. Они не исцелены и не побеждены, а их неуправляемые похоти и страсти делают их похожими на взволнованное море, которое не может успокоиться, раздражает всех вокруг себя, тем самым причиняя другим беспокойство, шумит и несет опасность. Когда несдержанный гнев духа прорывается в виде непристойных и оскорбительных слов, тогда взволнованное море выбрасывает грязь и отбросы.

[2] Неумиротворенную совесть. Они со страхом осознают собственную виновность и гнев, под которым пребывают, и поэтому не могут радоваться; когда кажется, что они успокоены, то на самом деле они обеспокоены, когда кажется, что они веселятся, на самом деле их подавляет бремя; таким был Каин, который постоянно жил на земле, которая сотрясалась. Ужасы совести тревожат все их удовольствия и выбрасывают столько грязи и мути, что они становятся бременем для них. Хотя, возможно, это не проявляется в настоящее время, но является несомненной истиной, ибо пророк говорил об этом раньше (Ис 48:22) и повторяет здесь (ст. 21): «Нет мира нечестивым». Они не в мире с Богом (ибо не подчинились Его условиям, раз продолжают идти своими путями), не имеют покоя или удовлетворенности в разуме, не обладают реальными благами, не имеют мира после смерти, так как у них нет надежды. Так говорит Бог мой, и весь мир не может опровергнуть Его слова, гласящие, что нет мира тем, кто остается во грехе. Какой мир может быть у них?

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 57 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.