Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 14 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Говорится, что бремя, возложенное на Вавилон, становится еще тяжелее, достаточным, чтобы потопить, подобно мельничному жернову.

1. Именно защита дела Израиля будет иметь место в данном конфликте с Вавилоном (ст. 1−3).

2. В то время удивительным образом низвергнут вавилонского царя и будут праздновать победу над ним (ст. 4−20).

3. Весь род вавилонский будет полностью истреблен и вырван с корнем (ст. 21−23).

(II) В подтверждение пророчества об уничтожении Вавилона (которое будет событием весьма отдаленным) здесь дается пророчество об уничтожении вторгшейся в страну ассирийской армии, которое вскоре произошло (ст. 24−27).

(III) Здесь предсказан успех Езекии в выступлении против филистимлян и говорится о преимуществах, которые его народ благодаря этому обретет (ст. 28−32).

Стихи 1−3. В качестве причины, почему Вавилон должен быть свергнут и разрушен, здесь приводится тот факт, что Бог приберегает милость для Своего народа, а посему (1) все нанесенные Израилю обиды будут сочтены, и притеснителей ждет возмездие. Милость к Иакову обернется гневом и погибелью для его нераскаявшихся и безжалостных врагов, каким был Вавилон.

(2) Ярмо угнетения, надолго возложенное Вавилоном на шею народа Божия, надлежит сломать, а народу дать свободу. Уничтожение Вавилона с этой целью необходимо так же, как было необходимо уничтожение Египта и фараона ради избавления израильтян из этого дома рабства. Одно и то же предсказание является обетованием для народа Божия и угрозой для его врагов, подобно тому как одно и то же провидение оборачивается своей светлой стороной к Израилю, а темной, или черной, к египтянам. Примите во внимание:

I. Основанием для этих милостей Иакову и Израилю служила Божья благосклонность к ним и тот факт, что Бог избрал их: «Помилует Господь Иакова и семя Иакова, пребывающее в вавилонском пленении; Он открыто явит Свое сострадание к ним и милость, для них прибереженную. Господь не будет бороться с ними вечно, но еще выберет Израиля (в русск. пер., снова возлюбит, ст. 1), снова вернется к ним; хотя какое-то время и казалось, что Бог отрекся и отверг их, тем не менее Он покажет, что они Его избранный народ и избрание стоит твердо». Что бы там нам ни казалось, Божья милость не перестала и обетование не пресеклось (Пс 76:9).

II. Конкретные милости, предназначенные для Божьего народа.

1. Господь приведет их назад на родную землю: и поселит их на земле их, откуда их увели. Поселение на святой земле, на земле обетованной это плод Божьей милости, различительной милости.

2. Многие обратятся в их святую религию и вернутся вместе с ними, привлеченные явлением знаков благосклонного присутствия Бога со Своим народом, действиями Божьей благодати в Его людях и для людей, Божьим провидением для них: и присоединятся к ним иноземцы, говоря: «Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (3ах 8:23). Когда иноземцы примыкают к Израилю и многие прилагаются к Церкви извне, это способствует чести и силе Израиля Божия (Деян 2:47). Пусть дети Церкви не пугаются пришельцев, но принимают всех, кого принимает Бог, и признают своими прилепившихся к дому Иакова.

3. Обращение этих людей в веру не только подтвердит правоту дела народа Божия, но и сами новообращенные окажутся весьма полезными и нужными при возвращении Израиля домой: и возьмут их народы, среди которых они живут, и позаботятся о них, и пожалеют их, и приведут на место их поступят, как друзья, не желающие расставаться с такой хорошей компанией, поступят, как слуги, желающие оказать им всяческую посильную помощь. Божий народ, куда бы ни забросила его судьба, своим образцовым поведением и доброжелательным общением должен стараться снискать себе расположение со стороны окружающих и позаботиться, чтобы у них сложилось хорошее мнение о его религии. Это исполнилось при возвращении пленников из Вавилона, когда все окружающие внесли свой вклад, собирая их в дорогу, в соответствии с воззванием Кира (Езд 1:4,6), причем с любовью к ним, а не так, как это делали египтяне потому что устали от них.

4. Новообращенные окажутся полезными народу Божию, когда он вернется домой, ибо многие из них предпочтут уйти с ним, заняв самое низкое положение в обществе, нежели совсем не идти: он усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями. И поскольку законы той земли гарантировали, что она не станет чистилищем для рабов, предписывая, чтобы их не угнетали, то такие преимущества делали эту землю настоящим раем для слуг, бывших некогда чуждыми заветов обетования, ибо в ней был один закон и для природного жителя, и для пришельца. Кому выпал жребий жить на земле Господней, на земле света, тот должен позаботиться, чтобы его рабы и рабыни были причастны к благам земли и увидели бы тогда, что лучше быть подневольными в земле Господней, нежели рабовладельцами в любой другой.

5. Народ Божий восторжествует над своими врагами, а не пожелавших примириться с ним он покорит и смирит: и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими, причем справедливо, а не мстительно. Иудеи, должно быть, выкупили вавилонских невольников из рук мидян и персов и сделали их своими рабами. Или же это предсказание полностью исполнится в победах над врагами во время Маккавеев. Также оно применимо к успеху Евангелия (когда ему покорялись яростные его противники, как, например, Павел) и к преимуществам христиан, которые те получают в победах Христа над их духовными врагами, когда Он пленяет плен и они обретают власть над собственным тлением, и наутро праведники владычествуют (Пс 48:15).

6. Народу Божьему предстоит увидеть счастливый конец всем своим печалям: Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства (ст. 3). Господь Сам возьмется за дело блаженного преобразования (1) состояния Своих людей. Они найдут покой от рабства; дни скорби, как бы много их ни было, придут к концу; и жезл нечестивых, как бы далеко он ни простирался, не всегда будет довлеть над их уделом.

(2) Духа Своих людей. Они найдут покой от печали и страха ощущения своего бремени в настоящем и страха перед еще худшим бременем. Подчас страхи мучают душу так же сильно, как и сама скорбь. Какое же облегчение должны испытать люди, которым Бог дал покой и от страхов, и от скорби! Освобожденные от рабства греха обрели прочное основание для истинного покоя от печали и страха.

Стихи 4−23. Цари Вавилона, один за другим, были злейшими врагами и притеснителями Божьего народа, поэтому уделяется такое внимание разрушению Вавилона, свержению царя и уничтожению его семьи, что вызвало особое ликование. В тот день, когда Бог облегчит участь Израиля, народ произнесет победную песнь на царя Вавилонского. Нам не следует радоваться падению собственных врагов, но если речь идет о низложении Вавилона общего врага Господа и Его Израиля, то веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки (Откр 18:20). Вавилонская монархия обещала быть абсолютной, вселенской и вечной и в этих своих притязаниях соперничала со Всемогущим; поэтому вполне справедливо не только ее низложить, но и поразить уже низложенную. В ту же самую ночь, когда взяли Вавилон, был убит не только последний монарх Валтасар (Дан 5:20), о котором здесь поют победную песнь, но и вся монархия в его лице; не обошлось без особой ссылки на Навуходоносора, при котором мировая держава достигла пика своего развития. Итак, здесь говорится о:

I. Радости по поводу падения вавилонского царя. Слова, подобранные с особой тщательностью и изяществом, предназначались не в качестве красивой эпитафии на надгробном камне или памятнике, а для разоблачения, чтобы память о нем несла на себе неизгладимое клеймо бесславия. Здесь приводится описание жизни и смерти этого могущественного монарха: как он, убитый, низведен в могилу, хотя и был ужасом на земле живых (Иез 32:27). На основании данной победной песни можно сделать следующие наблюдения.

1. Этот монарх и монархия достигли чрезмерного богатства и власти. Вавилон был золотым городом (англ. пер., ст. 4). Слово на халдейском языке, приведенное в первоисточнике, подразумевает, что город сам так раньше именовался. Вавилон утопал в богатстве, превосходя все другие города, как золото превосходит все другие металлы. Город жаждал золота, или требовал золота (существует такое чтение), ибо, как иначе люди могут обогащаться, если не вымогать богатства у других? Единственный истинно золотой город это Новый Иерусалим (Откр 21:18,21). Вавилонский царь, имея в своих владениях и в своем абсолютном распоряжении столько богатства, использовал его, чтобы господствовать над народами (ст. 6), издавать для них законы, выносить им смертные приговоры и себе в угоду попирать их (ст. 12), чтобы те даже не осмелились восстать против него. Он выводил в поле такие огромные и победоносные войска, что, куда ни глянь, он колебал землю, потрясал царства (ст. 16); все соседи боялись его и были вынуждены подчиняться ему. Никто не способен так господствовать в одиночку, опираясь лишь на собственные силы, но необходимо иметь великое множество в своем распоряжении. Великие тираны, заставляя одних исполнять свою волю, принуждают других терпеть все, что им заблагорассудится. Как печальна участь человечества, которое таким вот образом оказывается в сговоре против самого себя, против своих прав и свобод, которые невозможно уничтожить иначе, как собственными силами!

2. Вавилонский царь был виновен в чудовищном злоупотреблении всем упомянутым богатством и властью, что проявлялось двояким образом:

(1) Крайним угнетением и жестокостью. Он известен под именем мучитель (ст. 4); у него был скипетр владык (ст. 5), в его распоряжении находились все окружающие правители; тем не менее это жезл нечестивых, жезл, на который вавилонский царь опирается в своем нечестии и которым со злостью бьет всех вокруг. Он поражал народы не по справедливости с целью исправления и преобразования, но в ярости (ст. 6), потакая собственному раздражению и обидам, поражал ударами неотвратимыми... с неудержимым преследованием, не давая истязаемым ни передышки, ни временного облегчения, ни надежды на перемирие. Он господствовал над племенами, господствовал в гневе, а не просто правил, каждое дело совершалось и каждое слово произносилось в порыве страсти, так что завладевший всеми вокруг не умел владеть собой. Он вселенную сделал пустынею, как будто гордился тем, что стал чумой для своего поколения и проклятием для всего человечества (ст. 17). Великие правители обычно славятся тем, что возводят города, этот же прославился их разрушением (см. Пс 9:7). Здесь приводятся два частных примера его деспотизма, превзошедшие по своей жестокости все остальные.

[1] Он был суровым по отношению к пленникам: пленников своих не отпускал (ст. 17), не позволял им отправиться домой (читаем на полях); он держал их под строгим арестом и никогда не допустил бы возвращения кого-либо домой. В особенности это касается иудейского народа, и именно тот факт, что он держал народ Божий в плену и ни за что не желая отпустить их, наполнил меру беззакония вавилонского царя. Более того, осквернив сосуды из храма Божьего в Иерусалиме, он на самом деле заявил, что те никогда уже не будут использоваться согласно своему истинному предназначению (Дан 5:3). За это с ним быстро и заслуженно расправился человек, первым делом которого было открыть двери пленникам из народа Божия и отправить домой сосуды из храма.

[2] Он угнетал собственных подданных: ты разорил землю твою, убил народ твой (ст. 20); и чего он этим добился, если учесть, что силой и честью правителя является богатство земли и множество народа, и только сердца и любовь людей могут засвидетельствовать о надежности и славе его правления? Тираны же жертвуют своими преимуществами в угоду собственным похотям и страстям; и Бог посчитается с ними за варварское обращение с подвластными им людьми, которых они, думая, что им все позволено, используют, как заблагорассудится.

(2) Непомерной гордостью и высокомерием. Здесь отмечена напыщенность (в русск. пер. гордыня, ст. 11) вавилонского царя, чрезмерная роскошь его эскорта. Он предпочитал сопровождать свое появление небывалым великолепием. Но это было не худшее: к гибели его привел вспыльчивый нрав и заносчивость: он говорил в сердце своем, подобно Люциферу: взойду на небо (ст. 13−14). Так говорило его тщеславие, которое он, наверно, перенял у падших ангелов, не желавших довольствоваться своим изначальным состоянием и предназначением, а соперничавших с Богом, претендуя не только на независимость от Него, но и на равенство с Ним. Или, возможно, сказанное относится к Навуходоносору, который, пожелав стать больше, чем человек, заслуженно превратился в животное (Дан 4:30). Здесь царь Вавилона обещает себе, что [1] по своей власти и великолепию он превзойдет всех соседей, достигнет самой вершины земной славы и блаженства, станет таким великим и счастливым, каким только может сделать этот мир. Таким представляется рай небесный плотскому сердцу, и к нему он надеется взойти и возвыситься над всеми окружающими, как небо возвышается над землей. Божьи звезды это правители, которые приносят немного света в этот мрачный мир (см. Мф 24:29); вавилонский же царь желает поставить свой престол выше их всех. [2] В частности, он надругается над Божьей горой Сион, особое оскорбление которой нанес Валтасар своей последней пьяной шалостью, приказав принести сосуды из иерусалимского храма, чтобы осквернить их (см. Дан 5:2). В таком же шутливом расположении духа он и здесь сказал: сяду на горе в сонме богов (здесь употреблено то же слово, что и звучит в словосочетании «священное собрание») на краю севера, что совпадает с расположением горы Сион (Пс 47:3). Возможно, в тот момент, когда Бог собирался умертвить его, Валтасар строил планы о походе на Иерусалим и о том, как будет ликовать среди его руин. [3] Он будет соперничать с Богом Израилевым, о славных делах Которого он действительно был наслышан, равно как и о том, что место обитания Господа на высотах облачных. «А я взойду туда, говорит вавилонский царь, и буду таким же великим, как Он; уподоблюсь Тому, Кого называют Всевышним». Желание подражать Всевышнему пример похвального честолюбия, потому что Он Сам сказал: будьте святы, ибо Я свят; но стремление стать равным Всевышнему пример порочного честолюбия, потому что Господь говорил: кто возвышает себя, тот унижен будет, и дьявол склонил наших прародителей вкусить запретный плод, пообещав им, что станут как боги. [4] После своей смерти он будет обожествлен, как некоторые из основателей ассирийской монархии, именами которых даже называли звезды. «А я, говорит вавилонский царь, вознесу престол мой над ними всеми». Такой была гордыня этого человека, которая являлась несомненным предвестником его гибели.

3. Его постигнет полный крах. Предсказывается, что вавилонский царь (1) лишится богатства и власти. На его напыщенности и развлечениях поставлена жирная точка. Долгое время он был притеснителем, но и это пресечется (ст. 4). Если бы он сам пресек порочный образ жизни искренним раскаянием и преобразованием согласно совету, который Даниил дал Навуходоносору, возможно, это продлило бы ему жизнь и спокойствие. Если кто-то не желает пресечь свои грехи, то Бог заставит его сделать это. «Золотого города, который, казалось бы, простоит вечно, не стало; Вавилону пришел конец. Господь, праведный Бог, сокрушил жезл этого нечестивого правителя, сломал его над головой последнего в знак снятия его с поста. Господь лишил вавилонского царя власти и сделал бессильным совершать злодеяния в дальнейшем; Господь сломал его скипетр, ибо даже тот вещь хрупкая, быстро ломается, и зачастую заслуженно».

(2) Сам будет схвачен: он преследуем (англ. пер., ст. 6). Он оказался под чьими-то сильными руками, и никто не может этому помешать. Такова общая участь тиранов: когда они попадают во власть своих врагов, их оставляют все льстецы, которых те принимали за друзей. Мы читаем о другом, подобном этому, враге, предсказание о котором гласит, что он придет к своему концу, и никто не поможет ему (Дан 11:45). Так оказались брошенными Тиберий и Нерон.

(3) Будет убит и водворится в собрании мертвецов, чтобы стать между мертвыми брошенным, стать как убитые, о которых уже не вспоминают (Пс 87:6). Вавилонский царь сделается бессильным, как мертвые, и станет подобным им (ст. 10). В преисподнюю низвержена гордыня его (ст. 11), то есть погибнет вместе с ним. Напыщенность его жизни не закончится, как это обычно бывает, пышными похоронами. Когда истинная слава (то есть истинная благодать) отправляются вместе с душой на небо, тогда тщеславие идет вместе с телом в могилу: таков его конец. Шум виол (англ. пер., ст. 11) уже не слышен. Смерть это прощание со всеми развлечениями, равно как и с напыщенностью мира сего. Этот могущественный правитель, привыкший лежать на пуховом ложе, ступать по роскошным коврам и окружать себя изысканными покрывалами и балдахинами, теперь получит подстилку и покров из червей. Черви, вскормленные его собственной разлагающейся плотью, доказали: хотя он и возомнил себя богом, на самом деле был из того же праха, что и другие люди. Лелея и наряжая свое тело, полезно помнить о том, что вскоре оно станет пищей для червей.

(4) Не удостоится чести быть погребенным вообще, не говоря о подобающем захоронении в родовой гробнице. Все цари народов, все лежат с честью (ст. 18): либо их тела забальзамировали, чтобы уберечь от разложения, как было принято в старину у египтян, либо над могилами (как принято у нас) воздвигнуты надгробные памятники с изображением умершего. Таким образом, как бы не желая мириться с забвением, которое несет смерть, старались оставить хотя бы слабый след славы каждый в своей усыпальнице (в англ. пер., каждый в своем доме), то есть в месте своего погребения (ибо гроб это дом, уготованный каждому живущему), в усыпальнице, где самые занятые и хлопотливые будут тихо лежать, а встревоженные и утомленные наконец успокоятся. Но вавилонский царь, о котором идет речь, повержен вне, и у него нет могилы (ст. 19); его мертвое тело выбросили, словно труп зверя, в ближайший ров или выгребную яму, как презренную ветвь очень ядовитого растения, которой никто не желает касаться, или как одежду преступников, приговоренных к смерти и рукой правосудия сраженных мечом, над чьими телами складывают груды камней либо трупы бросают в глубокую каменоломню в каменные рвы. Более того, мертвое тело вавилонского царя уподобится трупам убитых в бою, попираемых конями и пешими воинами и превращаемых в месиво. Таким образом, он не соединится в могиле со своими предками (ст. 20). Отказ в достойном погребении означает бесчестье, но если терпишь его за правду (как в Пс 78:2), то ему, как и любому подобному поношению, надлежит радоваться (Мф 5:12); таков был жребий двух свидетелей (Откр 11:9). Если же речь идет о наказании за беззаконие, как в случае с вавилонским царем, то отсутствие погребения свидетельствует, что зло преследует нераскаявшихся грешников даже после смерти, причем еще большее зло, и они пробудятся на вечное поругание и посрамление.

4. Падению вавилонского царя возликуют многие.

(1) Те, для кого он был страшным тираном и кошмаром, будут рады, что избавились от него (ст. 7−8). Теперь, когда его не стало, вся земля отдыхает, покоится, потому что он слыл великим нарушителем спокойствия; итак, все восклицает от радости, потому что при погибели нечестивых бывает торжество (Притч 11:10); кипарисы и кедры ливанские чувствуют себя теперь защищенными: опасность, что их срубят, прокладывая путь огромной армии или обеспечивая ее древесиной, уже миновала. Соседние правители и великие люди, которые сравниваются с кипарисами и кедрами (Зах 11:2), могут вздохнуть с облегчением, не боясь лишиться своих прав, ибо разбит и сокрушен молот всей земли (Иер 50:23), секира, которая величалась пред тем, кто рубит ею (Ис 10:15).

(2) Его будет приветствовать собрание мертвых, особенно те, кого он варварским способом отправил туда преждевременно: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем (ст. 9−10) и оказать тебе официальный прием в своей мрачной и устрашающей обители». Вожди земли, которых при жизни вавилонский царь держал в страхе и которые даже не осмеливались к нему приблизиться, но вставали со своих престолов, чтобы уступить ему место, укорят его в этом, когда он пожалует в государство мертвых. Они выйдут ему навстречу, как делали раньше при его публичном вхождении в города, которыми он овладел. При таком же параде его ознакомят теперь с этой обителью ужаса, что усугубит позор и муки. С насмешкой они встанут со своих престолов и мест и спросят его, не угодно ли ему сесть туда, ибо именно так он поступал, занимая их престолы на земле. И, когда он придет в замешательство, они обратят это в шутку: «И ты сделался бессильным, как мы? Кто бы мог подумать! Притесняя нас во всем, ты, конечно, не ожидал, что с тобой вообще может случиться такое. Неужели ты, причислявший себя к сонму бессмертных богов, пришел, чтобы разделить свою участь с нами, простыми смертными? Где же теперь твоя напыщенность и где твое веселье? Как упал ты с неба, денница, сын зари! (ст. 11−12). Вавилонский царь блистал ярко, как утренняя звезда, и возомнил, что, куда бы ни шел, он всюду приносил с собой день. Неужели такой блистательный правитель может упасть, а звезда превратиться в комок глины? Падал ли вообще когда-либо человек с такого пика власти и почестей в такую бездну позора и мук?» Обычно на данное место Писания ссылаются (и это не более чем ссылка), чтобы проиллюстрировать падение ангелов, которых тоже сравнивают с утренними звездами (Иов 38:7), но как они упали! Как ты разбился о землю, сравнялся с ней, попиравший народы! Бог посчитается с теми, кто посягает на права и нарушает мир людей, ибо Господь не только Царь святых, но и Царь всех народов. Итак, описанный здесь прием вавилонского царя в обитель мертвых не просто полет фантазии; предназначение данного описания преподать следующие непреложные истины: [1] есть невидимый мир, мир духов, в который отправляется душа, когда человек умирает, и в котором души людей существуют и действуют, будучи отделенными от тела. [2] Отделенные от тела души знакомятся и общаются друг с другом, тогда как мы этого делать не можем, что подразумевает притча о богаче и Лазаре. [3] Смерть и ад реально ждут тех, кто, не освятившись, упал с высоты напыщенности этого мира и полноты его наслаждений. «Чадо! Вспомни...» (Лк 16:25).

(3) Свидетели падения вавилонского царя изумятся. Когда он будет низвержен в ад, в глубины преисподней, и поселится там, то видящие его будут всматриваться в него, размышлять о нем (ст. 15−16); они с трудом поверят собственным глазам. «Никогда еще смерть не производила такой грандиозной перемены в человеке, как она изменила его. Возможно ли, чтобы человек, который всего лишь несколько часов назад выглядел столь величественно и привлекательно, облаченный в восхитительные наряды и окруженный вниманием слуг, теперь вдруг стал отвратительным и жалким вот он лежит обнаженный и никому не нужный! Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства? Кто бы мог подумать, что с ним вообще может случиться такое!» (Пс 81:7).

5. На основании всего этого сделан вывод: никогда не будет популярным племя злодеев (англ. пер., ст. 20). Все правители вавилонской монархии были племенем злодеев, притеснителями народа Божия, поэтому такая недобрая слава о них передавалась по наследству. Во веки не будет популярным племя злодеев (есть и такое чтение). Возможно, какое-то время они будут казаться великими, но вся их напыщенность лишь приведет в конечном счете к постыдному бесчестию. На греховном пути доброго имени не найдешь.

II. Вместе с разрушением царского города здесь предсказан полный крах царской семьи.

1. Царский род будет полностью искоренен. Мидяне и персы, которым предстоит быть задействованными в этом деле уничтожения, получили приказ без всякой пощады готовить заклание сыновьям Валтасара (ст. 21), когда убьют его самого. Младенцев Вавилона надлежит разбить о камень (Пс 136:9). Эти приказы звучат весьма сурово, но (1) сыновьям надлежит пострадать за беззаконие отца их, ибо Бог часто наказывает детей за вину отцов, чтобы показать, как сильно Он ненавидит грех и как им недоволен; цель наказания удерживать грешников от греха. Навуходоносор убил сыновей Седекии (Иер 52:10), и за это беззаконие его потомкам заплатят той же монетой.

(2) Сыновей надлежит убить именно сейчас, чтобы не восстали и не завладели землею и не совершили в свои дни столько же злодеяний, сколько их отцы совершили в свои, чтобы они не досаждали миру строительством городов в поддержку своей тирании (такую линию поведения избрал в свое время Нимрод, Быт 10:10−11) так же, как их предки досаждали миру, разрушая города. Фараон угнетал израильтян в Египте тем, что определил их на строительство городов (Исх 1:11). Божье провидение больше, чем мы догадываемся, заботится о благосостоянии народов тем, что истребляет людей, которые, останься они в живых, несли бы зло. А посему потомство врагов истребится заслуженно: и восстану на них, говорит Господь Саваоф (ст. 22); и если Бог открывает нам Свое намерение совершить что-либо и никто не сможет этому помешать, то нам надлежит без колебания содействовать Его намерению. Наверно, Вавилон гордился членами своей царской семьи, но Бог твердо решил истребить имя Вавилона и весь остаток так, чтобы не осталось никого: убить и сыновей, и внуков царя; тем не менее, мы уверены, что Господь никогда не причинял и не причинит зла ни одной из Своих тварей.

2. Царский город будет разрушен и покинут (ст. 23). Им завладеют живущие обособленно устрашающего вида птицы, в частности выпи (в русск. пер. ежи, ст. 23), к которым присоединятся пеликаны и филины (Ис 34:11). Подобным же образом описывается полное разрушение новозаветного Вавилона: сделается пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице (Откр 18:2). Вавилон находился в низине, так что, когда его все оставили и никто не заботился об осушении, он быстро превратился в болото, во множество зловонных омутов со стоячей водой, в место отвратительное, равно как и нездоровое: именно таким образом Бог выметет его метлою истребительною. Когда у народа нет ничего, кроме грязи и осквернения, и он не желает очиститься метлою преобразовательною, тогда он должен быть готов к тому, что будет сметен с лица земли метлою истребительною.

Стихи 24−32. Разрушение Вавилона и халдейской империи было событием весьма отдаленным; в то время, когда прозвучало приведенное в данной главе предсказание о крахе империи, она еще не достигла сколько-нибудь значительного расцвета; предсказание о падении Вавилона и его исполнение разделяет временной промежуток почти в 200 лет. Поэтому люди, которым Исайя пророчествовал, могли спросить: «А нам-то что до этого: какую выгоду мы получим и как убедимся, что именно так и произойдет?» В данных стихах пророк отвечает на оба вопроса, предсказывая крах ассирийцев и филистимлян врагов, в то время наводнивших Иудею, жители которой вскоре станут очевидцами и обретут преимущество от поражения этих народов. Это предсказание служило утешением народу в настоящем, равно как и залогом избавления в будущем для утверждения веры потомков. Бог для Своего народа вчера и сегодня и во веки Тот же. Он всегда будет таким, каким был и есть. Здесь:

I. Дается заверение в поражении ассирийцев: сокрушу Ассура в земле Моей (ст. 25). Сеннахирим привел в землю Иуды весьма грозную армию, но Бог там же ее и разгромил: сокрушил все полки мечом истребляющего ангела. Следует заметить: кто вероломно вторгается в Божью землю, тот увидит, что сделал это себе на погибель; и кто попирает неосвященной ногой святые горы Господа, тот сам будет растоптан ногами. Поскольку у Его народа недостаточно сил дать отпор выступившему против него великому множеству, Бог берется за это дело Сам: «Я сокрушу Ассура; предоставьте это Мне, в Чьем распоряжении ангелы, целые воинства ангелов». Когда силы ассирийцев будут сломлены, тогда свергнется ярмо с шеи Божьего народа: и снимется бремя его с рамен их ярмо от выплаты дани и поселения в домах иудеев огромной армии. Потому-то и надлежит сокрушить ассирийское войско, чтобы дать облегчение Иудее и Иерусалиму. Пусть ставшие ярмом и бременем для Божьего народа увидят, что их ждет.

1. Данное пророчество подтверждается и скрепляется присягой: с клятвою говорит Господь Саваоф (ст. 24), что Он докажет непреложность Своего решения, дабы у Его народа было твердое утешение (Евр 6:17−18). Сказанное здесь об этом частном намерении верно в отношении всех целей Господа: «Как Я помыслил, так и будет», ибо Он тверд; и кто отклонит Его? Господь не обременяет себя рассуждениями заново и не обязан принимать новые меры, как зачастую поступают люди, если дела складываются не так, как они предполагали. Так пусть же призванные по Его изволению утешают себя тем, что как Господь определил, так и состоится, и на этом основании зиждется их непоколебимость.

2. Сокрушение силы ассирийцев становится наглядным примером того, как Бог будет поступать со всеми силами разных народов, которые подрядились выступить против Него и Его Церкви: таково определение, постановленное о всей земле (ст. 26), или обо всем мире (дословно по Септуагинте), обо всех жителях земли (согласно Халдейскому парафразу); это касается не только ассирийской империи (которая в то время считалась чем-то вроде всего мира, как впоследствии Римская империя, Лк 2:1, и вместе с ней пали многие зависевшие от нее государства), но и всех стран и монархов, которые когда-либо нападут на Божью землю и горы. Таковые разделят участь Ассура и очень скоро убедятся, что посягнули на Божье себе во вред. Иерусалим станет тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя (3ах 12:3,6), как случилось с ассирийцами. Та же сильная и справедливая рука, которая сейчас прострется на Ассура за нападение на Божий народ, будет простерта и на все народы, которые последуют его примеру. В силе остался и всегда будет оставаться принцип: проклинающий Израиля Божия проклят (Чис 24:9). Бог станет врагом врагов Своего народа (Исх 23:22).

3. Все силы земли не способны изменить Божьего решения: «...Господь Саваоф определил сокрушить ярмо ассирийцев и любой жезл нечестивых, довлеющий над жребием праведных; и кто может отменить это? Кто способен убедить Господа отклонить Свое решение или найти повод, дабы обойти его? Рука Его простерта, чтобы исполнить намерение; и у кого хватит силы отвратить ее или остановить ход судов Господних?» (ст. 27).

II. Подобным же образом дается заверение в поражении филистимлян и их державы. Это пророчество о тяжком бремени, которое легло на них, чтобы потопить их государство, прозвучало в год смерти царя Ахаза, то есть в первый год правления Езекии (ст. 28). Народ Божий получил эту приятную весть, когда вместо злого царя пришел благочестивый. Ибо ждать добрых посланий с небес мы вправе только после своего преобразования, никак не раньше. Итак, здесь сообщается (1) об упреке филистимлянам за то, что те ликовали, когда умер царь Озия. Для них он был, словно змея (ст. 29), кусавшая их, поразившая и весьма унизившая. Он вышел и сразился с Филистимлянами, и разрушил их стены... и построил у них города (2Пар 26:6). Когда же Озия умер, вернее, отрекся от царства, об этом с радостью рассказывали в Гефе и возвещали на улицах Аскалона. Так ликовать по поводу падения ближнего негуманно. Так пусть же не чувствуют себя в безопасности, ибо, хотя после смерти Озии они и нанесли ответный удар Ахазу, захватив много иудейских городов (2Пар 28:18), тем не менее из корня Озии выйдет аспид, более грозный враг, нежели Озия, а именно Езекия, плоды правления которого будут для филистимлян как летучий дракон, ибо он обрушится на них с невероятной скоростью и яростью; и мы видим, что именно так и было: он поразил Филистимлян до Газы (4Цар 18:8). Следует заметить: если Господь устраняет одно полезное орудие в самый расцвет его служения, то Он сможет и пожелает поставить других, чтобы они продолжили и завершили начатое предшественниками дело.

(2) Пророчество о поражении филистимлян голодом и войной. [1] Голодом (ст. 30). В то время, когда народ Божий, которому филистимляне приносили беспокойство, разорение и опустошение, снова обретет достаток и беднейшие будут накормлены (приемлемая пища будет даже у самых бедных), Бог уморит корень филистимлян голодом. Былая сила, державшая их, словно корень дерево, истощится и постепенно высохнет, подобно умирающим от голода. И таким образом Господь убьет остаток их; избежавших одной пагубы постигнет припасенная для них другая, и, когда их останется совсем немного, они в конечном счете будут истреблены, потому что Бог доведет дело до полного конца. [2] Войной. Когда нищие из народа Божия будут покоиться в безопасности, не запуганные сигналами боевой тревоги, но наслаждаясь мирными песнями, тогда у каждых ворот и в каждом городе филистимлян будет раздаваться вой и рыдания (ст. 31). Их государство полностью распадется, потому что из Иудеи, лежащей к северу от филистимлян, дым идет (огромная армия поднимет пыль, похожую на дым, который станет знаком надвигающегося всепожирающего огня); и не будет ни одного отсталого в полчищах их каждый придет в назначенное время, никто не заблудится и не потеряется, но все будут энергичны и единодушны в нападении на общего врага, когда наступит назначенное для этого деяния время. Никто не пренебрежет своим долгом перед обществом не так, как было при Деворе, когда Рувим сидел между овчарнями, а Асир на берегу моря (Суд 5:16,17). Ибо если у Бога есть дело, то Он чудесным образом расположит людей и наделит их способностями к совершению такового.

III. Все эти события должны воодушевить народ Божий: что же скажут вестники народа? (ст. 32).

1. Это подразумевает, что (1) великие дела, совершаемые Господом для Своего народа, должны быть замечены соседними народами (а иначе и быть не может), чтобы о них между народами говорили (Пс 125:2).

(2) Отправят вестников, чтобы те спросили о них. Иаков и Израиль долгое время были народом, отличным от всех других и удостоенным небывалых благ, поэтому некоторые люди из добрых побуждений, некоторые из злых, и все из любопытства будут допытываться о них.

(3) Мы всегда должны быть готовы с кротостью и благоговением дать ответ всякому, требующему у нас отчета о нашем уповании на Божье провидение и на благодать Господа; причем это касается нас всех (1Пет 3:15). И за ответом далеко ходить не нужно, достаточно обратиться к священным истинам Божьего Слова, ибо все деяния Господа это исполнение Писания.

(4) Действия Господа по отношению к Своему народу настолько понятны, очевидны и славны, что любой и каждый сможет дать отчет всем вопрошающим о них. Итак:

2. Ответ, который надлежит дать вестникам от народов:

(1) Бог есть и будет верным другом Своей Церкви и народу, Он защищает и содействует их интересам. Скажите вестникам, что Господь утвердил Сион. Эти слова сообщают как о деле, совершенном Господом, так и об основании для такового. Что Бог совершает в мире? Что Он замышляет, когда в царствах и государствах происходят перевороты и когда одни народы терпят крах, а другие поднимаются? Во всем этом Он утверждает Сион. Цель Господа содействие интересам Его Церкви, и Он достигает Своих целей. Когда народы посылали своих вестников осведомиться об успехе Езекии над филистимлянами, они надеялись узнать, благодаря какой политике, решениям и приемам военного искусства ему удалось добиться своего; но вестникам сказали, что успехом Езекия обязан отнюдь не вышеперечисленным моментам, а заботе Бога о Своей Церкви и замыслу в отношении нее. Господь утвердил Сион, и поэтому филистимляне должны пасть.

(2) Божья Церковь полагалась и будет полагаться на Господа: на него уповают бедные из народа Его (англ. пер., ст. 32), Его бедный народ, который в последнее время был весьма подавлен; в особенности это касается наибеднейших, ибо им больше не на кого уповать (Соф 3:12−13). Нищие принимают Евангелие (англ. пер., Мф 11:5). Они полагаются на великую истину, состоящую в том, что Господь утвердил Сион; на нее, а не на мышцу плотскую, они возлагают свои надежды. Когда мы наблюдаем события общественной жизни, нам должен приносить большое удовлетворение тот факт, что, какая бы ситуация ни складывалась у отдельных людей, партий и других групп, объединенных общими интересами, Церковь, учредителем которой является Сам Бог (а Христос камень в ее основании), стоит твердо, иначе быть не может. В нем найдут убежище бедные из народа Его (существует такое чтение), они придут в Его Церковь и разделят ее привилегии; они будут содействовать Богу в Его замысле утвердить Свой народ; все настроятся на один общий план, подчинив ему свои мелкие заботы и намерения. Кто считает Божий народ своим народом, тот должен охотно разделить его жребий и связать с ним свою судьбу. Пусть вестники от народов знают, что бедные израильтяне, уповающие на Бога и имеющие, подобно Сиону, основание на горах святых (Пс 86:2), являются такими, как Сион, который не подвигнется, но пребывает вовек (Пс 124:1), и поэтому не устрашатся того, что сделает им человек.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 14 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.