Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 41 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава, как и предыдущая, предназначена для обличения идолопоклонников и для утешения всех, кто преданно поклоняется Богу, ибо Дух послан, а служители Им наняты, чтобы обличать и утешать. Тем не менее, в основном она предназначена для обличения жителей Вавилона и для утешения израильтян или для обличения тех в Израиле, кто вместе с толпами других предался идолопоклонству, и для утешения тех, кто сохранил свою непорочность; несомненно, она также предназначалась для нашего увещевания и ободрения, для нашего назидания, чтобы мы хранили себя от идолов, а также для нашего ободрения, чтобы мы уповали на Бога. В данной главе:

(I) Бог через пророка показывает безрассудство тех, кто поклоняется идолам, особенно тех, кто думает, что их идолы могут соперничать с Ним и контролировать Его (ст. 1−9).

(II) Он ободряет Своих верных приверженцев уповать на Него с уверенностью, что Он заступится за них перед их врагами и поможет одержать над ними победу; благодаря Ему в их делах произойдет счастливая перемена (ст. 10−20).

(III) Он бросает вызов идолам, которые соперничали с Ним за благоговение людей, чтобы они вступили в борьбу с Ним, проявляя знание или силу, показывая грядущее, совершая добро или зло (ст. 21−29). Таким образом, краткое содержание главы можно изложить словами Илии: «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте»; и по итогам испытания люди признали, что «Иегова есть Бог; Иегова есть Бог».

Стихи 1−9. Эти стихи особо подчеркивают, что данный пример заботы Бога о Своем народе Израиля, когда Он воздвиг Кира, ставшего его избавителем, является величайшим доказательством Его всемогущей власти над всеми идолами и Его силы, защищающей Его народ. Здесь приводится:

I. Общий вызов тем, кто поклонялся и восхищался идолами, доказать свои претензии в соревновании с Богом, противостоя Ему (ст. 1). Этот призыв повторяется (ст. 21): «Представьте дело ваше». Судьи собраны, посланы вызовы островам, находящимся дальше всех, но в пределах юрисдикции Бога (ибо Он сотворил концы земли и владеет ими), чтобы они явились и послушали. Как обычно, провозглашается тишина, пока рассматривается дело: «Умолкните предо Мною и не судите ни о чем до времени»; пока рассматривается дело между царством Бога и царством сатаны, весь народ должен молчаливо ожидать исхода: не возражать против рассмотрения дела, совершаемого Богом, а быть уверенными, что Он победит. Защитникам идолопоклонства велено говорить то, что они могут привести в его защиту: «...народы да обновят их силы, противостоя Богу, и пусть увидят, могут ли они быть равными по силе тем, кто обновил их, уповая на Него (Ис 40:31); пусть испытают свою силу, прилагая наибольшие физические усилия или силу аргументов. Пусть они приблизятся; они не смогут пожаловаться, что ужас Его потрясает их (Иов 13:21), и поэтому они не могут сказать то, что должны сказать в оправдание и почитание своих идолов; нет, пусть скажут свободно. Давайте станем вместе на суд». Отметьте:

(1) Дело Бога и Его Царства не боится честных испытаний; если дело будет честно рассмотрено, то оно безусловно будет решено в пользу религии.

(2) Врагов Божьей Церкви и ее святой религии можно смело призывать говорить и делать все, что в их силах, для поддержки своего неправедного дела. Сидящий на небесах смеется над ними и дочь Сиона презрит их, ибо велика истина и она победит.

II. Он призывает идолов сделать для своих поклонников и против поклоняющихся Ему то, что Он сделал для Своих поклонников и против идолопоклонников. Различные смыслы придают словам (ст. 2) о муже правды, воздвигнутом от востока; а раз мы не можем определить, который из них правильный, то воспользуемся каждым из них.

1. Требуется доказать, что (1) Господь есть Бог единственный первый и в последних (ст. 4), что Он безграничный, вечный и неизменный, что Он управляет миром от начала и будет совершать это до конца времени. Он царствует от века и будет царствовать всегда; замыслы о сотворении Его Царства были от вечности, и оно будет существовать до самой вечности.

(2) Израиль раб Его, который Ему принадлежит, которым Он владеет, занимает работой и в котором Он прославится. Как есть Бог на небесах, так есть и Церковь на земле, о которой Он особым образом заботится. Илия молится (ЗЦар 18:36): «Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой». Далее:

2. Чтобы доказать это, Он показывает:

(1) Что именно Он вызвал Авраама отца этого пренебрегаемого народа из страны идолопоклонников и благодаря многим проявлениям Своего благоволения сделал это имя великим (Быт 12:2). Он и есть муж правды, воздвигнутый от востока. Именно его четко подразумевает халдейский парафраз: «Кто публично вывел Авраама с востока?» Чтобы сохранить честь народа Израиля, было бы очень хорошо показать, какой фигурой был их великий предок в свое время; и ст. 8, похоже, поясняет это, где Бог называет Израиля семенем Авраама, Моего друга, а в ст. 4 Он от начала вызывает роды (а именно поколения Израиля). Также, чтобы предать презрению идолопоклонство, и в частности халдейское идолопоклонство, было бы уместно показать, как Авраам был отозван, чтобы не служить иным богам (Нав 24:2−3 и далее); таким образом было бы приведено раннее свидетельство против идолопоклонства, которое славилось своей античностью. Также, чтобы ободрить пленников в Вавилоне в надежде, что Бог найдет способ вернуть их на родину, было бы хорошо напомнить им, как Он в первый раз вывел их отца Авраама из той же страны в эту землю, чтобы дать ее ему в наследство (Быт 15:7). Посмотрите, что здесь сказано о нем:

[1] Что он был мужем праведным, или мужем правды, мужем праведности, который верил Богу, и это вменилось ему в праведность. Так он стал отцом всех, кто верой во Христа сделался праведным пред Богом в Нем (Рим 4:3,11; 2Кор 5:21). В свое время он был великим примером праведности и заповедал дому своему творить правду и суд (Быт 18:19).

[2] Что Бог воздвиг его от востока: вначале от Ура, а потом от Харана, которые расположены восточнее Ханаана. Бог не позволил ему поселиться в каком-либо из этих мест, а поступил с ним, как орел со своими птенцами, когда он вызывает гнездо свое: Он вывел его из мест, где процветало беззаконие, и сделал его благочестивым, Он вывел его из тьмы и сделал известным.

[3] Он призвал его следовать за собою, имея безоговорочную веру, ибо тот пошел, не зная, куда идет, а лишь Того, за Кем следует (Евр 11:8). Кого Бог действенным образом призывает, того Он призывает следовать за Ним, быть Своим подданным, быть внимательным и следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел; а мы все должны либо следовать за Ним, либо стать подножием Его ног.

[4] Он предал ему народы народы Ханаана, господином которых Он пообещал сделать его; Он также зародил почтение к нему у сынов Хетовых, признавших его князем Божиим среди них (Быт 23:6). Он покорил ему царей, которых тот победил, спасая своего брата Лота (Быт 14 гл.. И, когда Бог обратил их мечом его в прах и луком его в солому (т.е. сделал их легкой добычей для его обученных слуг), тогда он погнал их и пошел спокойно, или с миром, находясь под божественной защитой, хотя шел по пути, с которым был совершенно незнаком; эта победа была такой значительной, что сам Мелхиседек вышел праздновать ее. Кто мог это сделать, как не великий Иегова? Мог ли какой-нибудь языческий бог сделать подобное?

(2) Что именно Он вскоре воздвигнет Кира от востока. Согласно языку пророчества, здесь об этом говорится как о прошедшем событии, словно уже исполнилось, ибо оно несомненно исполнится в должное время. Бог воздвигнет его в правде (можно и так прочитать, Ис 45:13), призовет следовать за собою, будет использовать его, как Ему угодно, дарует победы над многими народами, противящимися его приходу к венцу, и дарует успешность во всех войнах. Он будет прообразом Христа, который Сам по себе праведен и является Господом нашей праведности, которого Бог при полноте времени воздвигнет и дарует победы над силами тьмы; они будут для Него легкой добычей, и все увидят это.

III. Он разоблачает безрассудство идолопоклонников, которые, несмотря на обличающие доказательства, приведенные Богом Израиля о том, что Он единственный Бог, настойчиво упорствуют в своем идолопоклонстве, более того, значительно ожесточились в нем (ст. 5): «Увидели острова языческие (англ. пер.), не только то, что Бог сделал для Авраама, но и то, что Он сделал для его семени ради него самого: как Он вывел его потомков из Египта и покорил царей и ужаснулись» (Исх 15:14−16). Они ужаснулись и по призыву (ст. 1) сблизились и сошлись; они не могли не обратить внимание на то, что Бог сделал для Авраама и его потомков, но вместо того, чтобы увещевать друг друга оставить глупое идолопоклонство, они начали помогать друг другу укрепляться в нем (ст. 6−7).

1. Они рассматривали это как опасный замысел для их религии, о чести которой они ревновали, поэтому было принято решение (правильное или неверное) придерживаться ее; обеспокоившись, они решительно выступили на ее поддержку, как сделали ефесяне в защиту своей Дианы. Когда Бог чудесным образом выступил на защиту Своего народа и собрался сокрушить их идолов, они еще крепче прилепились к ним, говоря друг другу: «Крепись Давайте безоговорочно согласимся поддерживать репутацию наших богов. Хотя Дагон пал перед ковчегом, мы вновь поставим его на прежнее место». Один ремесленник ободряет другого заключить с ним договор, чтобы поддерживать благородное искусство изготовления богов. Так обличения людей часто усиливают их порочность, и они становятся хуже, слыша слово Бога и видя Его дела, хотя это должно делать их лучше.

2. Они рассматривали это как опасный замысел для них самих. Им казалось, что они подвергаются опасности из-за возрастающего величия Авраама, обратившегося от идолопоклонства, и народа Израиля, также отделившегося от него, поэтому они не только обращались с просьбой о помощи к своим старым богам, но и делали новых (Втор 32:17). Так кузнец, сделав свою часть работы, ободряет плавильщика золота, который делает свою часть, покрывая предмет золотом; а когда тот попадает в руки плавильщика, то разглаживающий листы молотом, который полирует или делает их более тонкими, побуждает кующего на наковальне, веля ему быть проворным, говоря, что они готовы для спайки, так как это, возможно, была последняя операция при изготовлении. Затем ее укрепляли гвоздями, и получали готового бога. Разве не подобным образом грешники побуждают и воодушевляют друг друга грешить? И разве не должны слуги живого Бога побуждать и укреплять друг друга в служении? Некоторые читают эти слова с иронией, словно этот стих представляет собой позволение: «Пусть каждый из них ободряет своего ближнего; пусть кузнец ободряет плавильщика; но все напрасно: несмотря на все, идолы упадут».

IV. Он ободряет Свой собственный народ уповать на Него (ст. 8−9): «И ты, Израиль, раб Мой... Они не знают Меня, а ты знаешь, и знаешь еще лучше, что не должен объединяться с таким невежественным и одурманенным народом (ибо эти слова предназначались для предостережения народу Божьему не ходить путями язычников); они доверили себя защите этих бессильных божеств, а ты находишься под Моей защитой. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них, но ты, Израиль, раб лучшего Господина». Обратите внимание, что здесь предлагается для ободрения народа Божьего, когда ему угрожают и оскорбляют.

1. Они — рабы Божьи, и Он не потерпит, чтобы их оскорбляли, особенно за то, что они служат Ему: «Ты раб Мой (ст. 8); я сказал тебе: ты — Мой раб (ст. 9); и Я не отступлю от Своего слова».

2. Он избрал их, чтобы они были особым народом для Него. Они не были насильно взяты, а Бог по Своей воле отделил их.

3. Они были семенем Авраама, Его друга. Аврааму была оказана честь, и он был наречен другом Божиим (Иак 2:23), с которым Бог был в завете и с которым общался, как с другом и мужем по воле Его; честь сия — всем святым Его (Ин 15:15). Народ Израиля был возлюблен ради отцов. Богу нравилось смотреть на него как на потомство Своего старого друга, а потому быть добрым к нему, ибо завет дружбы был заключен с Авраамом и его семенем.

4. Иногда, когда они рассеивались среди язычников, Он собирал их с разных концов земли и вырывал их из рук правителей, поэтому теперь Он не откажется от них. Авраам, их отец, был приведен из отдаленных мест, а вместе с ним и они, находившиеся в его чреслах; и Бог не мог легко расстаться с теми, кто был подобным образом приведен издалека и дорого куплен.

5. Он не оставил их, хотя они часто провоцировали Его, поэтому и сейчас Он не покинет их. То, что Бог сделал для Своего народа и что собирается сделать в дальнейшем, должно ободрять их уповать на Него во все времена.

Стихи 10−20. Цель этих стихов заглушить страхи и ободрить веру рабов Божьих, находящихся в бедствии. Возможно, прежде всего они предназначались для поддержки Божьего Израиля в плену; но все, кто верно служит Богу, через терпение и утешение Писания могут иметь надежду. Они адресованы Израилю как отдельной личности, чтобы их можно было легко и быстро усвоить и каждый израильтянин мог бы применить это к себе самому. Слово предостережения, совета и утешения, которое так часто повторяется: «Не бойся...»; вновь (ст. 13): «Не бойся...» и вновь (ст. 14): «Не бойся, червь Иаков; не бойся угроз врагов, не сомневайся в обетовании своего Бога, не бойся, что погибнешь в страдании или что обетование о твоем освобождении не исполнится». Бог не хотел, чтобы Его народ был боязливым. Чтобы подавить страх, Он заверяет их:

I. Что они могут положиться на то, что Он будет присутствовать с ними как их Бог, как Бог, вседостаточный для них в наихудшие времена. Обратите внимание, с какой нежностью Он говорит и как Он хочет, чтобы наследники обетования знали, что Его планы неизменны, как Он хочет облегчить их участь: «Не бойся, ибо Я с тобою: не только поблизости, но рядом с тобой; не смущайся из-за силы тех, кто противостоит тебе, ибо Я Бог твой и вступлюсь за тебя. Ты слаб? Я укреплю тебя. Ты лишен друзей? Я помогу тебе во времена нужды. Ты готов пасть и погибнуть? Я поддержу тебя десницею правды Моей, той десницей, которая наполнена правдой, распределяя награды и наказания» (Пс 47:11). И вновь (ст. 13) обещано, (1) что Бог укрепит их руки, то есть поможет им: «Держу тебя за правую руку твою, иду с тобой рука об руку» (читают некоторые); Он возьмет нас за руку, как наш водитель, чтобы вести нас по нашему пути; Он поможет нам, когда мы упадем, или предотвратит падение. Когда мы слабы Он будет поддерживать нас, колеблющихся; Он утвердит нас, трепещущих, Он ободрит нас и будет держать за правую руку (Пс 72:23).

2. Что Он заглушит их страхи: «Говорю тебе: «Не бойся»». Он говорит это вновь и вновь в Своем слове, тем самым предоставив могучее противоядие против страха. Но Он пойдет дальше: Своим Духом Он скажет их сердцам и заставит их услышать, что Он поможет им.

II. Что хотя их враги в то время были очень грозными, дерзкими и суровыми, тем не менее грядет день, когда Бог взыщет с них и Его народ одержит над ними победу. Есть люди, которые гневаются на народ Божий и раздражены против него (ст. 11), которые враждуют против него (ст. 12), ненавидят его, ищут его погибели и постоянно ссорятся с ним. Но пусть народ Божий не гневается на них и не воздает злом за зло; пусть ожидает Божьего времени и верит, (1) что их враги, сражаясь с народом Божьим, получат обличения, по крайней мере, в собственном безрассудстве, если не в этом грехе, и, увидев, что их борьба бессмысленна, останутся в стыде и посрамлении, что сможет привести их к покаянию; но скорее это наполнит их яростью.

(2) Что их враги будут истреблены и погибнут (ст. 11): «Они будут как ничто перед справедливостью и силой Бога». Когда Бог приходит, чтобы рассчитаться со Своими гордыми врагами, то Он превращает их в ничто. Они превратятся в ничто, словно их никогда не было. Это утверждение повторяется (ст. 12): «Они будут как ничто, совершенно ничто», или как то, что исчезло и умерло. Кто был грозен, тот станет презренным; кто воображал, что может сделать все, убедится в том, что не может ничего; кто занимал значительное положение в этом мире и производил шум, тот станет ничем и будет похоронен в молчании. Они погибнут: не только превратятся в ничто, но и будут несчастны: «Ты будешь искать их, будешь спрашивать, что произошло с ними, раз их не видно, как прежде, и не найдешь их, как Давид (Пс 36:36): ищу его и не нахожу».

III. Что они сами станут ужасными для тех, кто сейчас нагоняет на них ужас, и победа будет на их стороне (ст. 14−16). Посмотрите, (1) как унижен и умален Иаков и Израиль. Это червь Иаков маленький, слабый, беззащитный и пренебрегаемый, по которому всякий топчется; ради собственной безопасности он вынужден ползать по земле. Мы не должны удивляться, что Иаков стал червем, раз Царь Иакова называет себя Червем, а не человеком (Пс 21:7). Народ Божий иногда похож на червей из-за своих смиренных мыслей о себе и высокомерных мыслей о себе их врагов: на червей, но не на змей, как их враги, так как происходят не от змеиного семени. Бог высоко оценивает низкое положение Иакова и говорит: «Не бойся, червь Иаков, не бойся, тебя не раздавят; и ты, малолюдный Израиль (вы, мужи израильские в одних переводах, вы, мужи безжизненные в других), не считайте себя погибшими, несмотря ни на что». Отметьте: благодать Бога заглушит страх даже в тех случаях, когда для него есть основательный повод. Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся.

(2) Как Иаков и Израиль возвысились из этого униженного положения и стали такими же грозными, как раньше презренными. Но с чьей помощью Иаков поднимется, ибо он мал (англ. пер.)? Здесь нам говорится; «Я помогаю тебе, говорит Господь»; слава Бога помогать слабым. Он поможет им, ибо Он их Искупитель, Который желает выкупить их и принял решение сделать это. Христос наш Искупитель, ибо в Нем мы обретем помощь. Он поможет им, ибо Он Святый Израилев, Которому они поклоняются во благолепии святыни и Который обручен с ними обетованием. Господь поможет им, дав им возможность помочь себе и сделав Иакова молотилом. Обратите внимание: он лишь инструмент в Божьих руках, и Богу нравится использовать его; он инструмент, изготовленный Богом, и является именно таким, каким Бог сделал его. Но если Бог сделал его молотилом, то будет использовать его и сделает пригодным для этого: новым, острым и зубчатым имеющим острые шипы; и тогда по божественному повелению ты будешь молотить горы самых недоступных, сильных и упрямых своих врагов; ты будешь не только бить своих врагов, но и растирать их. Они не станут обмолоченным зерном, которое имеет ценность и тщательно хранится (им становится народ Божий, когда попадает под цеп, Ис 21:10: «О, измолоченный мой и сын гумна моего», он не будет утерян), а станут подобны мякине, ни на что не годной, от которой земледелец рад избавиться. Он продолжает развивать метафору (ст. 16). Обмолотив, ты будешь веять их, и ветер разнесет их. Эти слова, возможно, частично исполнились, когда евреи одерживали победы над своими врагами во времена Маккавеев; но, похоже, основная цель этих стихов провозгласить смертный приговор всем непримиримым врагам Церкви Божьей и возвестить о его исполнении, когда крест Христа, Евангелие Христа и все верные последователи Христа одержали победу над силами тьмы, которые рано или поздно все будут рассеяны, а во Христе все верующие будут более чем завоеватели, и побеждающий будет иметь власть над язычниками (Откр 2:26).

IV. Что после этого они будут иметь в изобилии утешение в Боге, а Бог будет в изобилии получать почести от них: «Ты возрадуешься о Господе» (ст. 16). Когда мы освобождаемся от того, что препятствует нашей радости, и благословляемся тем, что составляет ее сущность, то нам следует помнить о том, что Бог наша наивысшая радость и в Нем должны завершиться все наши радости. Когда мы радуемся победе над врагами, то должны радоваться в Господе, ибо лишь Ему мы обязаны своей свободой и победами. «Ты будешь хвалиться Святым Израилевым, своей частью в Нем, родством с Ним и тем, что Он сделал для тебя». И если подобным образом мы делаем Бога своей славой и хвалой, то становимся Его славой и хвалой.

V. Что они будут иметь своевременное и соответствующее обеспечение всем необходимым во время нужды; и если будет повод, то Бог вновь совершит для них то, что делал для Израиля во время их перехода из Египта в Ханаан (ст. 17−19). Когда пленники, находящиеся в Вавилоне и вернувшиеся оттуда, будут бедствовать из-за недостатка воды или отсутствия прибежища, то Бог позаботится о них и тем или иным способом сделает их путешествие (даже если оно будет проходить через пустыню) благоприятным. Но, несомненно, это обетование имело более обширное, по сравнению с этим частным, толкование. Их возвращение из Вавилона было прообразом нашего искупления Христом; и поэтому суть этих обетований (1) была продиктована Евангелием Христа. Славное открытие о Его любви дало полную уверенность всем, кто слышал радостную весть о том, что Бог обеспечил их неоценимыми утешениями, достаточными, чтобы восполнить все их нужды, уравновесить скорби и ответить на все их молитвы.

(2) Их можно применить с помощью благодати и Духа Христова ко всем верующим: они могут иметь основательное утешение на своем пути и полное блаженство в конце его. Наш путь к небесам проходит через пустыни этого мира. Далее [1] подразумевается, что народ Божий, проходя через этот мир, часто оказывается в трудностях: «Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; нищие духом жаждут праведности». Душа человека, осознав себя пустой и нуждающейся, ищет где-то удовлетворения, но вскоре отчаивается, не найдя его в этом мире, который не имеет ничего, чтобы облегчить ее: творения это водоемы разбитые, которые не могут держать воды, они утомляются в поисках удовлетворения в мире, который не имеет его. Скорби делают их жаждущими; то же совершает и их тяжелый труд. [2] Обещано, что так или иначе все их скорби будут компенсированы и они получат облегчение, (а) Сам Бог будет близок к ним во всем, ради чего они призывают Его. Пусть весь молящийся народ Божий обратит на это внимание и утешится. Он сказал: «Я, Господь, услышу их и отвечу им; Я, Бог Израилев, не оставлю их; Я буду с ними, как был всегда в их бедствиях». Пока мы находимся в пустыне этого мира, это обетование для нас подобно столпу облачному и огненному для Израиля заверение в милостивом присутствии Бога, (б) Они будут иметь постоянное обеспечение свежей водой, как Израиль имел в пустыне даже в тех местах, где менее всего можно было ожидать этого (ст. 18): «Я открою на горах реки реки благодати, реки наслаждений, реки живой воды». Здесь Он подразумевает Дух (Ин 7:38−39), который изольется на язычников, подобных горам, сухим и бесплодным, возгордившихся в своем тщеславии и считавших, что не нуждаются в этом даре. Там будут источники среди долин долин плача (Пс 83:7), песчаных и изнурительных; или среди евреев, которые были подобны плодородным долинам по сравнению с языческими горами. Проповедь Евангелия этому миру превратит пустыню в источник воды, дающий плоды своему владельцу и приносящий облегчение путникам, проходящим через нее. (в) Они будут иметь благодатную тень, укрывающую их от палящего зноя солнца, как Израиль, разбивший стан у Елима, где он имел не только источники воды, но и финиковые деревья (Исх 15:27): «Я посажу в пустыне кедр (ст. 19). Я превращу пустыню в сад, который обычно засаживают этими прекрасными деревьями; и тогда они будут проходить через пустыню легко и с удовольствием, словно проходят через собственную рощу. Эти деревья будут для них подобны столбу облачному для Израиля в пустыне прибежищем от зноя». Тем же самым является для верующих Христос и Его благодать как тень от высокой скалы (Ис 32:2). Когда Бог поставит Свою Церковь в пустыне языческой, то она там произведет огромную перемену в характерах людей: словно тернии и волчцы превратятся в кедры, финиковые деревья и мирту; и с помощью этого примера описывается благословенная перемена (Ис 55:13). (г) В этих событиях они увидят и признают руку Божью, Его силу и благоволение (ст. 20). Бог совершит необъяснимые и поразительные действия, чтобы они пробудились, получили обличения и задумались о Его руке, совершившей все это: «Чтобы увидели эту чудесную перемену и познали, что эти явления превосходят обычный ход природы и ее силу, чтобы задумались о том, что это приходит от высшей власти, и, сравнивая замечания по этому поводу, уразумели, пришли к единому мнению и публично признали, что рука Господня, что Его могучая рука, простершаяся в защиту Своего народа и для помощи ему, соделала это, и Святый Израилев сотворил сие: сделал все заново, сделал из ничего, сделал для утешения Своего народа. Отметьте: Бог совершает великие дела для Своего народа, чтобы на Него обратили внимание.

Стихи 21−29. В этих стихах Господь через пророка повторяет призыв к идолопоклонникам разобраться в притязаниях их идолов: «Представьте дело ваше (ст. 21) и сделайте наилучшее, что в ваших силах; приведите ваши самые сильные доказательства, которыми можете доказать, что ваши идолы боги и достойны вашего восхищения». Отметьте: нет необходимости доказывать абсурдность греха достаточно предъявить основания, приведенные в его защиту, ибо вместе с собой они несут собственное опровержение.

I. Пророк призывает идолов привести доказательства своего знания и силы. Давайте посмотрим, о чем они могут нас проинформировать и что могут сделать. Разумение и действенная сила достижения человека. Всякий, притязающий на звание бога, должен обладать этими совершенствами, но явили ли идолы, что обладают ими? Нет.

1. « Они настолько невежественны, что не могут ничего сказать, чего бы мы не знали ранее. Мы призываем их проинформировать нас (1) о том, что было раньше: «Пусть возвестят что-либо прежде и извлекут из забвения давно погребенные события (Бог вдохновил Моисея написать историю сотворения, подобную которой языческие боги никогда не могли продиктовать ни одному из своих пылких поклонников) или пусть защитники идолов расскажут, какими великими достижениями, совершенными их богами раньше, они могут похвалиться. Что они сделали такого, что заслуживало бы внимания? Пусть назовут хоть что-нибудь и мы подумаем, должным образом взвесим и сравним с итогом этого события; и если в результате их дело окажется таким же значительным, как говорилось, тогда им можно будет доверять».

(2) «Мы призываем их сказать, что было прежде, чтобы предвозвестить нам о будущем (ст. 22), чтобы показать, что произойдет в будущем (ст. 23). Приведите доказательства вашего всеведения: того, что ничто не может сокрыться от вас, от вашего всемогущества и владычества. Докажите, что вы все можете, дав нам знать заранее, что вы собираетесь сделать. Сделайте эту милость для мира; пусть он узнает, что грядет в будущем, чтобы события подтвердили ваши знания. Сделайте это и мы признаем, что вы боги, которые выше нас и достойны восхищения». Ни одно творение не может предсказать будущее с малейшей уверенностью, если только эта информация не будет от Бога.

2. «Они не могут ничего такого, чего не могли бы сделать мы такими бессильными они являются». Он призывает их сделать доброе ли, худое ли: доброе для друзей или худое для врагов. «Пусть сделают, если смогут, что-либо необычное, что поразило бы и восхитило людей. Пусть с силой либо благословят, либо проклянут. Пусть либо поразят такими казнями, какие Бог навел на Египет, либо благословят такими благословениями, какими Бог благословил Израиль. Пусть сделают что-либо великое и мы удивимся; увидев это, мы испугаемся и будем благоговеть перед ними, как многие благоговели перед истинным Богом». Им брошено обвинение в том, что они ничто, и пусть опровергнут его, если смогут (ст. 24). Их притязания вообще не имеют никаких оснований, как нет малейшего повода, чтобы люди оказывали им почтение; в них нет ничего, достойного нашего уважения». «Они меньше, чем ничто, хуже, чем ничто», читают некоторые. «Дело ваше ничтожно, таков и шум, поднимаемый вокруг него. В нем нет ни притязаний, ни подлинности; это насмешка; это притворство, опутавшее мир, и поэтому мерзость тот, кто избирает вас, тем самым присваивая вам божественность; кто наслаждается вами (как читают некоторые), тот мерзость». Раб свободен выбирать себе господина, но человек не свободен выбирать себе Бога. Кто выбирает что-либо другое, помимо истинного Бога, тот выбирает мерзость; таким его делает его выбор.

II. Здесь Бог представляет доказательства того, что Он истинный Бог и что нет другого, кроме Него. Пусть же приведет Свои сильные доводы.

1. Он обладает непреодолимой властью и скоро докажет это, воздвигнув Кира и сделав его прообразом Христа (ст. 25): «Он воздвигнет его от севера... и от восхода солнца». По отцу Кир был мидянином, а по матери персом, и его армия состояла из мидян, чья страна лежала севернее, и из персов, чья страна была расположена восточнее Вавилона. Бог обещает воздвигнуть его и дать ему большую власть; он выступит против Вавилона, чтобы послужить своим собственным целях. Но при этом (1) он будет призывать имя Божье (можно и так прочитать). Он возвестит славу Богу Израилеву; именно так и произошло, когда он поразительным образом провозгласил об освобождении евреев из плена и признал, что Господь Бог Израиля есть Господь Бог небес и единственный Бог; можно также сказать, что он призывал Его имя, когда ободрял строить Ему храм, и вполне вероятно, что сам призывал Его и молился Ему (Езд 1:2−3).

(2) Вся оппозиция падет перед ним: Он будет попирать владык Вавилона и всех других, ставших на его пути, как грязь, и топтать, как горшечник глину, чтобы она послужила его целям. Христос как человек был воздвигнут от севера, ибо Назарет был расположен в северной части Ханаана, а как ангел завета Он взошел с востока. Он поддержал славу небес (Он будет призывать имя Мое) и сокрушил силы ада, Он попрал князя тьмы, как грязь, и топтался по нему.

2. Он обладает безошибочным предвидением. Он не только совершит все это со временем, но сейчас, через Своего пророка, предсказывает это событие. А лживые боги не могут не только ничего совершить, но и предвидеть события.

(1) Он призывает их, чтобы они предъявили любое свое божество или предсказателя, кто предсказал бы или мог бы предсказать подобные события (ст. 26): «Кто возвестил изначала о чем-либо подобном или сказал заранее? Скажите нам, есть ли такие и знаете ли вы их, ибо мы не знаем ни одного. Если же есть таковые, то мы скажем: «Правда (англ. пер.); он говорил правду, его дело справедливое, его притязания оправданы, и он прав, требуя поклонения». Это согласуется со ст. 22−23.

(2) Он требует, чтобы Ему одному принадлежала вся слава за совершение и предсказание события (ст. 27): «Я первый сказал Сиону: «Вот оно. Пусть народ Израиля знает, что их избавитель близко (ибо были такие, которые по книгам, по Божьим книгам, поняли, что время освобождения приближается, Дан 9:2), и Я дам Иерусалиму благовестника, который принесет благую весть об их освобождении». Эти слова можно применить к искуплению, при совершении которого Господь явил себя более значительно, чем при освобождении евреев из Вавилона; именно Он задумал наше спасение и совершил его, и Он принес нам благую весть о примирении.

III. На основании этого испытания происходит суд.

1. Никто из всех идолов не предсказал или смог предвидеть это чудесное дело. Помимо евреев и другие народы были освобождены из вавилонского плена Киром, или, по крайней мере, их значительно коснулась перемена монархии и переход власти к персам; тем не менее ни одному из них заранее не была предоставлена информация об этом ни одним из их богов или пророков: «Никто не сказал, никто не возвестил (ст. 26), никто не подал ни малейшей информации об этом; никто из народов не слыхал слов ваших, нет такого, кто сказал бы, что слышал от своих богов такие слова, как вы, израильтяне, слышали от своего Бога через пророков» (Пс 147:9). Ни один из богов языческих не показал своим поклонникам путь спасения, который Бог покажет через Мессию. Благая весть, которую Господь пошлет в Евангелии, есть тайна, сокрытая от веков и поколений (англ. пер. Рим 16:25−26).

2. Никто из защищающих их не мог предъявить никакого примера их знания или силы, который мог бы послужить доказательством того, что они боги. Все их защитники были поражены немотою, услышав призыв (ст. 28): «Я смотрел и не было никого, кто мог бы свидетельствовать за них даже среди их самых ревностных поклонников; не нашлось советника никого, кто мог бы привести какие-нибудь доводы для их поддержки. Даже среди самих идолов не нашлось никого годного, чтобы дать совет по самым незначительным вопросам, хотя были люди, спрашивавшие совета в очень важных и сложных вопросах. Когда Я спросил, что они могут сказать в свою защиту, то они продолжали стоять безмолвными; было четко видно, что они не могут дать ответ». Поэтому по поводу обвиняемого было вынесено заключение: «Nihil dieit — он безмолвен». Ему нечего сказать в свою защиту. Он же молчал (Мф 22:12).

3. Поэтому, согласно выдвинутому против них обвинению, выносится приговор (ст. 24): «Вот, все они ничто (ст. 29); они ложь и мошенничество; они не являются такими, какими притворяются, и поклоняющиеся им не найдут в них того, что обещают сами себе. Ничтожны и дела их, не имеющие ни силы, ни ценности; их врагам не стоит бояться, что они причинят им зло; их поклонники напрасно надеются получить блага от них. Истуканы их, безусловно, все их истуканы ветер и пустота, суета и досада; поклоняющиеся им будут обмануты и будут вспоминать с горечью о собственном безрассудстве. Поэтому, возлюбленные, убегайте идолослужения (1Кор 10:4).

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 41 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.