После чрезвычайно драгоценных и великих обетований о евангельской благодати, прообразом которых является временное освобождение, о чем было изложено в предыдущей главе, в данной главе звучит:
(I) Торжественный призыв ко всем нам сознательно исполнять свой долг, если мы надеемся иметь привилегии этих обетований (ст. 1−2).
(II) Великое ободрение для пришельцев, которые хотят прийти под узы завета, заверяющее их в благословениях этого завета (ст. 3−8).
(III) Убедительное обращение к стражникам Израиля, которые были беспечны и недобросовестны к своему долгу (ст. 9−12). Похоже, этими стихами начинается новая проповедь, состоящая из обличений и угроз, которая продолжается в следующей главе. Слово Божье предназначалось для обличений, равно как для утешения и наставления в праведности.
Стихи 1−2. Цель данных стихов показать, что в то время как Бог приближается к нам с милостью, мы должны идти навстречу Ему путем долга.
I. В этих стихах говорится, какую цель преследует Бог, даруя нам Свою милость (ст. 1): «...близко спасение Мое великое спасение, добытое Иисусом Христом (ибо оно было тем спасением, о котором спрашивали пророки и усердно искали его, англ. пер. 1Пет 1:10), символом которого послужило спасение евреев от Сеннахирима или из Вавилона». Обратите внимание:
(1) Евангельское спасение эхо спасение от Господа. Оно было Им задумано и Им же осуществлено; в нем Он прославился.
(2) В этом спасении явилась Божья праведность, которая является красотой Евангелия, и св. Павел делает ее основанием для своей славы (Рим 1:17), ибо в нем открывается правда Божия от веры в веру. Закон являет ту праведность Бога, которая осуждает всех грешников, а Евангелие ту, которая оправдывает всех верующих.
(3) Ветхозаветные святые видели приближающееся спасение задолго до того, как оно пришло, и они были извещены пророками о его приближении. Как Даниил благодаря книгам Иеремии понял, что по истечении семидесяти лет приблизится искупление из Вавилона, так и другие по книгам Даниила уразумели, что по истечении семидесяти седьмин приблизится наше искупление, совершенное Христом.
II. Бог говорит нам, исполнения какого долга Он ожидает от нас в связи с этим. Не говорите: «Мы видим приближение спасения и поэтому можем жить, как хотим, ибо теперь нет опасности пропустить или не достигнуть его»; тем самым мы превращаем благодать Бога в забаву. Наоборот, когда спасение близко, то необходимо удвоить свою бдительность против греха. Отметьте: чем полнее Бог заверяет нас в исполнении Своих обетований, тем более строгие обязанности быть послушными на нас возлагаются. Спасение, о котором здесь говорится, уже пришло; но впереди нас ожидает дальнейшее спасение, и апостол, убеждая христиан исполнять свой долг, приводит тот же аргумент (Рим 3:11): «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Вот что требуется, чтобы сделать нас достойными и приготовить для приближающегося спасения:
1. Мы должны быть честными и справедливыми во всех своих делах: «Сохраняйте суд и делайте правду». Живите по правилам и следите, чтобы ваши слова и дела не причинили никому зла. Точно воздавай каждому его часть, а определяя собственную часть, будьте справедливы к себе, чтобы усмирить строгость закона. Руководствуйтесь золотым правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Гражданские власти должны вершить справедливость мудро и честно. Это требуется, чтобы подтвердить искренность своей веры и покаяния и чтобы открыть путь милости. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Бог верен нам, так давайте будем верны друг перед другом.
2. Чтобы мы религиозно соблюдали день субботний (ст. 2). Мы не честны, если отнимаем у Бога Его время. Освящение субботы здесь подразумевает все обязанности, изложенные в первой скрижали плоды нашей любви к Богу; равно как справедливость и суд — обязанности, изложенные во второй скрижали, плоды нашей любви к ближнему. Обратите внимание:
(1) Требуемый от нас долг — хранить субботу, хранить, как талант, с помощью которого мы торгуем, как вверенное нам богатство. «Храните ее в святости; храните в безопасности; храните с заботой и осторожностью; храните ее от осквернения. Не позволяйте ни себе, ни другим нарушать святой покой; не уклоняйтесь от святой работы, необходимой для этого дня». Если это предназначалось исключительно для евреев, проживающих в Вавилоне, то было вполне уместно прямо напомнить им об этом, ибо, хотя из-за своей удаленности от храма они не могли соблюдать постановления своего закона, тем не менее могли отличать себя от язычников, проводя различие между Божьим днем и другими днями. Но это требование больше касается обычного человека, сына человеческого, подразумевается, что соблюдение субботы будет обязанностью и в евангельские времена, когда узы Церкви будут ослаблены, а остальные обряды и церемонии — упразднены. Обратите внимание: кто хочет хранить субботу от осквернения, тот должен исполниться решимости не только соблюдать субботу, но и хранить ее, ибо время субботы драгоценно и склонно к ускользанию, если мы не уделяем ему особое внимание; поэтому мы должны держаться этого постановления и хранить его, должны соблюдать ее и быть постоянны в этом.
(2) На ободрение исполнять этот долг: «Блажен муж, который делает это». Способ получить благословение для наших занятий на протяжении всей недели сделать своим делом и сознательно освящать субботу; поступая так, мы будем лучше подготовлены вершить суд и поступать справедливо. Чем больше благочестия, тем больше чистоты (1Тим 2:2).
3. У нас не должно быть ничего общего с грехом: «Блажен муж, который... оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла», никакого зла своему ближнему его телу, имуществу или доброму имени, или, в общем, то, что неугодно Богу или наносит вред собственной душе. Отметьте: наилучшим доказательством того, что мы храним субботу, будет наше старание сохранить добрую совесть на протяжении всей недели. И если наши лица сияют святым образом жизни перед людьми, то по этому будет видно, что мы были на горе с Богом.
Стихи 3−8. В данных стихах пророк во имя Господа ободряет тех, кто всем сердцем хочет соединиться с Богом, тем не менее испытывает великие огорчения.
1. Некоторые были огорчены, так как не являлись потомками Авраама. Они присоединились к Господу, связали с Ним свои души навечно (это является корнем и жизнью религии, когда человек перестает угождать миру и плоти и полностью посвящает себя служению и славе Божьей), но сомневаются в том, принял ли их Бог, так как являются сынами иноплеменника (ст. 3). Они были язычниками, отчужденными от общества Израильского и заветных обетований, и поэтому боялись, что в них не имеют ни части, ни жребия. Они говорили: «Господь совсем отделил меня от Своего народа, Он не признает меня одним из них и не допускает к его привилегиям». Писание часто говорит, что должен быть один закон и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами (Исх 12:49), но, тем не менее, они сделали такой печальный вывод. Отметьте: чтобы огорчить благочестивых людей, неверие часто предлагает мысли, абсолютно противоположные тому, что сказал Бог и против которых Он четко предостерегал. Поэтому пусть сыновья иноплеменника не говорят подобных речей, ибо у них нет для этого никаких оснований. Отметьте: служители должны иметь готовые ответы, чтобы успокоить страхи и подозрительность слабых христиан, на которые, какими бы необоснованными они ни были, они должны обращать внимание.
2. Другие были огорчены, так как не являлись отцами в Израиле. Евнух сказал: «Вот я сухое дерево». Таким он считал себя, и это было причиной его грусти; таким другие считали его, и это было его позором. Считалось, что он бесполезен, так как у него не было детей и вряд ли когда-нибудь будут. Этот факт особенно огорчал, так как евнухи не могли стать священниками (Лев 21:20) и войти в общество Господне (Втор 23:1), раз обетование о многочисленном потомстве было особым благословением для Израиля и ценно тем, что из него должен был прийти Мессия. Тем не менее Бог не хотел, чтобы евнухи так плачевно рассматривали свою ситуацию, думали, что будут исключены из евангельской Церкви и не смогут быть духовными священниками, так как не допущены в общество Израилево и левитское священство. Как разрушение разделяющей стены, установленной постановлениями, впускало язычников, так и тех, кого удерживали церемониальные осквернения. Тем не менее по ответу на это предложение, похоже, что евнуха в данной ситуации огорчало то, что он был бездетным. Для каждой ситуации приводятся подходящие ободрения.
I. Тем, кто не имеет собственных детей, кто, имея честь быть чадом Церкви и завета, не имеет потомков, которым можно было бы передать эту честь, кто принял бы знак обрезания и привилегии, обеспеченные этим знаком. Обратите внимание:
1. Какими хорошими чертами характера они обладают, несмотря на свой позор и страдания; и лишь те обладают правом на следующие утешения, кто в какой-то степени соответствует этим характеристикам.
(1) Они хранят субботу, как заповедал им Бог. Если христианина спрашивали в первые времена христианской Церкви: «Соблюдаешь ли ты святой день Господень?», то он с готовностью отвечал: «Я христианин и не осмеливаюсь поступать по-другому».
(2) В своем образе жизни они избирают угодное Богу. Они делают то, что хорошо; они делают это с искренним желанием угодить Богу; они сознательно делают этот выбор и радуются ему. Хотя иногда из-за слабости им не удается сделать угодное Богу, тем не менее они выбирают его, стараются сделать угодное Богу и стремятся к нему. Отметьте: в своих поступках мы бесспорно должны выбирать то, что угодно Богу.
(3) Они крепко держатся завета, а это угодно Богу, как и многое другое. Евангелие предлагает нам завет благодати; крепко держаться его значит согласиться с ним, принять его предложение и подчиниться его условиям, добровольно и искренне принять Бога своим Господом и отдать себя Ему, чтобы быть Его народом. Тот крепко держится завета, кто полностью решительно согласился с ним, кто схватился за него, как за выгодную сделку, боясь упустить ее, кто решил никогда не отступать от него, ибо в нем его жизнь. А мы крепко держимся за него, как преступник за рога жертвенника, к которому он прибежал, как к прибежищу.
2. Какие ощутимые утешения они могут иметь, если будут соответствовать этим характеристикам, хотя не являются членами семьи (ст. 5): «Я дам им место и имя лучшее». Предполагается, что есть место и имя, которое мы получаем от сыновей и дочерей, ценное и желанное. Мы имеем приятное извещение о том, что после смерти будем жить в своих детях. Но есть лучшее место и лучшее имя, которое имеют те, кто состоит в завете с Богом, и этого достаточно, чтобы уравновесить отсутствие первого. Место и имя означают покой и репутацию: место, чтобы жить в удобстве самим по себе, и имя, чтобы жить, имея добрую репутацию среди соседей; такие люди будут счастливы, им будет легко жить и дома, и за его пределами. Хотя у них нет детей, которые веселили бы дом или были стрелами в колчане, давая повод держать лицо свое твердо, разговаривая с врагами у ворот, тем не менее они будут иметь место и имя лучшее, ибо (1) Бог даст им это согласно обетованию; Он Сам будет их обителью и их славой, их местом и их именем.
(2) Он даст им и то, и другое в Своем доме, в пределах Своих стен; там они будут иметь место, будут посажены и укоренятся (Пс 91:14), будут пребывать в доме Господнем во все дни жизни своей (Пс 26:4). В доме они будут жить в общении с Богом, как Анна, которая не отходила от храма день и ночь. Там они будут иметь имя. Имя за добрые дела пред Богом и благочестивыми людьми лучше, нежели имя для сыновей и дочерей. Наши отношения с Богом, наша часть во Христе, наше право на благословения завета и наша надежда на вечную жизнь это все то, что дает нам в доме Божьем благословенное имя и место.
(3) Это будет вечное имя, которое никогда не пресечется и не истребится, как место и имя ангелов, которые не женятся, так как не умирают. Духовные благословения несравненно выше благословения сыновьями и дочерьми, ибо детям требуется определенная забота и они могут оказаться величайшей скорбью и позором в жизни человека; а благословения, сопричастниками которым мы становимся в доме Божьем, это верная и постоянная радость и слава, утешения, которые ничто не может огорчить.
II. Тем, которые являются детьми иноплеменника.
1. Им обещано, что теперь они будут желанны в Церкви (ст. 6−7). Когда Божий Израиль будет выходить из Вавилона, то пусть возьмет с собой как можно больше соседей, которых они смогут убедить пойти, и Бог найдет для всех достаточно места в Своем доме. И здесь, как и ранее, мы можем обратить внимание:
(1) На каких условиях они будут приняты. Пусть знают, что Божий Израиль, выйдя из Вавилона, не будет наказуем, как это было, когда он вышел из Египта вместе с толпами присоединившихся, но не настроенных дружелюбно к нему; нет, сыновьям иноплеменников будет обеспечено место и имя в доме Божьем.
[1] Они должны оставить иных богов, всякое соперничество и притязания, чтобы соединиться с Господом и иметь один дух (1Кор 6:17).
[2] Они должны присоединиться к Нему, как подданные к своему владыке, а солдаты к своему генералу, дав клятву верности и послушания; должны служить Ему не эпизодично, как служит тот, чья очередь подошла служить, а постоянно быть Его слугами, абсолютно подчиняться Его повелениям и посвятить себя Его интересам.
[3] Как друзья они должны присоединиться к Его славе и интересам Его царства в этом мире, любить имя Господа, радоваться всем откровениям, которые Он дает о Себе, и всем воспоминаниям, возникающим в них. Обратите внимание: служение Богу и любовь к Нему идут рука об руку, ибо тот, кто истинно любит Его, будет верно служить Ему; а то послушание особо приемлемо для Него, равно как и приятно для нас, которое вытекает из принципа любви, ибо заповеди Его не тяжки (1Ин 5:3).
[4] Они должны хранить субботу от осквернения; это особенно требуется от присоединившихся к народу Божьему иноплеменников.
[5] Они должны держаться завета, то есть подчиниться его узам и принять его привилегии.
(2) На привилегии, которые будут им дарованы (ст. 7). Им обещаны три вещи, если они придут к Богу:
[1] Помощь: «Я приведу их на святую гору Мою, буду не только приглашать, но и склонять их прийти, покажу им путь и буду вести их по нему». Сам Давид молится, чтобы Бог Своим светом и истиной привел их на Его святую гору (Пс 42:3). И сыны иноплеменника будут находиться под таким же водительством. Церковь это святая Божья гора, на которой Он посадил Своего Царя; и, приведя их на гору Сион, Он делает их подданными Царя Сиона, равно как и поклонниками в святом храме Сиона.
[2] Они будут приняты там: «Всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем; они не будут менее благоприятны потому, что принесены ими, хотя они и являются сынами иноплеменника». Молитвы и хвала (духовные жертвы) благоговеющих язычников будут также благоприятны Богу, как молитвы и хвала благочестивых евреев, и между ними не будет никакого отличия, ибо хотя они и являются язычниками по рождению, но через благодать на них будут смотреть как на верующих потомков верного Авраама и молящееся семя сражающегося Иакова, ибо во Христе Иисусе нет ни эллина ни еврея, нет ни обрезанного, ни необрезанного.
[3] Утешение. Они будут не только приняты, но и возрадуются этому: «Я обрадую их в Моем доме молитвы». Они получат благодать не только для того, чтобы служить Богу, но и чтобы служить Ему с радостью и веселием, а это сделает их служение еще более благоприятным для Него, ибо когда мы поем на пути Господнем, то тем самым воздаем славу нашему Богу. Они пойдут и будут есть свой хлеб с веселием, потому что Бог благоволит к делам их (Еккл 9:7). Более того, хотя они пришли скорбящими в дом молитвы, но оттуда уйдут радостными, ибо там получат такое облегчение (взвалив свои заботы и тяготы на Бога и обращаясь к Нему, как Анна), что при выходе из него их лица уже не будут печальными. У многих в доме молитвы скорбный дух стал радостным.
2. Здесь обещано, что толпы язычников придут в Церковь. Будут радостно приняты не только немногие, просочившиеся в нее, а огромное их количество, и дверь будет оставлена открытой для них: «Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов». Храм в то время был домом Божьим, и применительно к нему Христос говорит те же слова (Мф 21:13), но рассматривает его как прообраз евангельской Церкви (Евр 9:8−9), ибо Христос называет его Своим домом (Евр 3:6). Относительно этого дома обещано:
(1) Что он будет не домом жертвоприношений, а домом молитвы. Религиозные собрания народа Божьего будут совершаться для молитвы, в которой они будут объединяться вместе в знак своей единой веры и взаимной любви.
(2) Что он будет домом молитвы не только для евреев, но и для всех народов. Это исполнилось, когда Петру были сказаны слова не только для того, чтобы он сам осознал это, но и возвестил всему миру, что во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян 10:35). Вновь и вновь возвещается, что всякий пришелец приблизившийся будет предан смерти, но теперь язычника не будут воспринимать как чужого и пришельца (Еф 2:19). Из молитвы Соломона при посвящении храма следует, что он в основном посвящался, чтобы служить храмом молитвы и приглашать иноплеменников войти в него (3Цар 8:30,41,43). И здесь также подразумевается (ст. 8), что когда язычников позовут, чтобы они вошли, то они объединятся в одно тело вместе с евреями, что (как говорит Христос в Ин 10:16) будет одно стадо и один Пастырь, ибо [1] Бог соберет рассеянных израильтян. Многие евреи, которые своим неверием изгнали себя, вновь придут верой остаток по избранию благодати (Рим 11:5). Христос пришел к заблудшим овцам дома Израилева (Мф 15:24), чтобы собрать изгнанников Израиля (Пс 147:2), чтобы восстановить остатки Израилевы (Ис 49:6) и быть славой Израиля (Лк 2:32льтян было не только очевидным, но и оскорбительным в Божьих глазах. Господь не потерпит зрелища служения идолам, поэтому их нужно удалить от лица Его, чтобы не были раздражением для чистых очей Божьей славы. Грех надлежит удалить из сердца, иначе он будет оставаться у Господа перед глазами, потому что сердце и все, что в нем, открыто Его взору.
3. Израильтяне не должны возвращаться к грехам вновь; некоторые считают, что слова «не будешь скитаться» следует читать так: «не будешь, или не должен, скитаться». «Если удалишь свои мерзости и не будешь скитаться за ними вновь, как ты делал прежде, то все будет хорошо».
4. Им следует воздать Богу славу, надлежащую Его имени: и будешь клясться: «Жив Господь!» (ст. 2). Тот факт, что Бог жив, будет для тебя наисвященнейшим и самым достоверным, и Его суд, верховный суд, к которому взываешь, ты сочтешь внушающим наисильнейшее благоговение. Клятва является делом религиозного поклонения, совершая которое, мы должны воздавать Богу честь трояким образом:
(1) Должны клясться только истинным Богом, а не творениями или какими-то лжебогами, клясться живым Богом, а не глухонемыми и мертвыми богами, клясться Им одним, а не Господом и царем своим (как в Соф 1:5).
(2) Мы должны клясться только в том, что истинно, в истине и правде, не дерзая утверждать то, что ложно или в чем мы не уверены, не настаивать на несомненности сомнительного, не обещать того, что не намерены исполнять, не нарушать данного нами обещания. Ибо говорить неправду и поступать неправедно само по себе плохо, но намного хуже подкреплять клятвой неправду и неправедные деяния.
(3) Клясться нужно торжественно, в суде, то есть в официальной обстановке, а не в обычном разговоре. Поспешная клятва приносит бесчестье Божьему имени, равно как торжественная клятва приносит ему честь (см. Втор 10:20; Мф 5:34,37).
II. Ободряет израильтян, чтобы хранили проявленное ими благоразумие и твердо держались своего решения. Если израильтяне, пребывающие в рассеянии, желают возвратиться к Богу, то:
(1) они сами получат благословение; ибо такой смысл заключается в первых словах, которые можно прочесть следующим образом: «Если хочешь обратиться... ко Мне, тогда обратишься, то есть ты возвратишься вновь в свою собственную землю из пленения, как было обещано издавна» (Втор 4:29 владели их местом и народом. Отметьте: когда Богу нужно, чтобы была совершена кровавая работа, то в Его распоряжении оказываются хищники.
II. Здесь приводится основание для этих судов. Пастыри, которые должны быть стражами стада, чтобы вовремя увидеть приближение хищников, не дать им прорваться и защищать овец, оказались предателями, людьми необязательными и недобросовестно исполняющими свои обязанности; они не выполняли возложенный на них долг, и поэтому овцы стали легкой добычей для диких зверей. Эти слова также могут относиться к лжепророкам, жившим во времена Исайи, Иеремии и Иезекииля (которые льстили людям, стоящим на злых путям, и говорили им, что они будут иметь мир, даже если продолжат идти ими), к священникам, которые устанавливали правила своими средствами. Или же они могли относиться к нечестивым правителям, сыновьям Иосии, делавшим злое в очах Господа, и другим нечестивым представителям власти, предавшим оказанное им доверие: людям порочным и мирским, которые, вместо того чтобы встать в проломе и не допустить, чтобы через них обрушились суды Божьи, сделали эти проломы шире и усилили гнев Господень, вместо того чтобы отвратить его. Они должны были хранить суд и делать правду (ст. 1), но оставили и то, и другое (Иер 5:1). Или же стихи могли относиться к тем, которые были стражниками народа во времена Спасителя, к первосвященникам и книжникам, которые должны были различить знамения времени и известить народ о приходе Мессии, но вместо этого противостали Ему и делали все возможное, чтобы удержать людей от познания Его и зародить предубеждения против Него. В данных стихах этим стражам дается очень плохая характеристика. Горе тебе, земля, если таковыми являются твои вожди!
1. Они не обладали необходимыми качествами и были невежественным в своем деле. Они были невежды в своем деле, неспособными учить, так как сами были плохо научены: «Стражи их слепы, и поэтому они абсолютно неспособны быть стражами». Если пророки не видят, то кто будет смотреть для нас? Если свет, который в нас, станет тьмою, то какой великий мрак настанет! Христос описывает фарисеев, как слепых вождей слепых (Мф 15:14). Твари полевые приходят, чтобы поглотить, но стражи слепы и не видят их. Все они невежды (ст. 10), пастыри бессмысленные (ст. 11), которые не умеют ухаживать за овцами и пасти овец с благоразумием (Иер 3:15).
2. Они не используют те ограниченные знания, которые имеют; никто не стал лучше благодаря им. Они были не только слепыми стражами, которые не могли различить опасность, но и немыми псами, которые не могли сообщить о ее приближении. А зачем тогда собакам поручать стеречь стадо овец, если они не могут лаять, чтобы разбудить пастухов и напугать волка? Такими были и эти; те, которые должны были заботиться о душах, никогда не обличали людей за их ошибки и не говорили, к чему они приведут, они никогда не извещали людей о судах Божьих, которые за это обрушатся на них. Они лаяли на Божьих пророков и кусали их, они беспокоили овец, но не противились волку или вору.
3. Они были очень ленивыми и не прилагали усилий. Они любили свой покой и ненавидели работу бредящие лежа и любящие спать. Они были побеждены сном не так, как ученики из-за скорби и усталости, а лежали с определенной целью, чтобы успокоить овец и сказать: «Покойся, душа моя, малая овца». Плохи дела у народа, если его пастыри спят (Наум 3:18), и хорошо для народа Божьего, что его Пастырь, хранитель Израиля, не спит и не дремлет.
4. Они были очень алчными и жаждали благ этого мира псы, жадные душею, не знающие сытости. Как бы много они ни имели, им казалось, что слишком мало. Они так любили серебро, что никогда не могли насытиться серебром (Еккл 5:10). Они всегда спрашивали, что могут получить, а не что им следует сделать. Главное получить плату, и неважно, сделана работа или нет; они не кормили стадо, а стригли его. Каждый из них смотрел на свою дорогу, думал только о собственной выгоде и вообще не беспокоился о государственном благополучии. Св. Павел жаловался на стражников своего времени (Флп 2:21): «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Каждый отстаивает свое мнение, способствует собственному продвижению, возвышает свою семью и преследует собственные интересы, пренебрегая и откладывая общую заботу о государстве. Каждый до последнего смотрит на свою корысть, размышляя, какую выгоду можно извлечь из данной цели или своей работы. Они стремятся получить прибыль от любого дела (Rem rem quocunque modo rem — деньги, деньги любыми средствами или тяжким трудом), но особенно от своей работы, где они заботятся, чтобы ничего не потерять и не упустить того, что можно получить. И если кто-либо не положит им в рот, то они не только отказываются служить ему, но и против него объявляют войну (Мих 3:5).
5. Они были абсолютными эпикурейцами, преданными своим удовольствиям, основными из которых были пирушки (ст. 12): «Приходите, говорят, я достану вина (которое имеется в его распоряжении; их погреба обеспечены лучше их шкафов), и мы напьемся сикеры». Они часто были пьяны; их не только видели выпивающими, или они случайно оказывались пьяными, а преднамеренно напивались. Тем самым стражи побуждали и ободряли друг друга пить чрезмерно или уговаривали людей выпивать вместе с ними; при этом они также утверждались на своих злых путях и ожесточали сердца тех, кого должны были обличать. Как же могли эти люди думать, что пить вредно, если сами стражники присоединялись к ним и предводительствовали в подобных мероприятиях!
6. Они были слишком самоуверенны в продолжительности своего процветания и спокойствии; они говорили: «Завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше; завтра на свои похоти мы сможем потратить так же много, как и сегодня». Они вообще не думали о собственной тленности и смертности, хотя укорачивали свои дни и торопили смерть своим пресыщением. Они не боялись судов Божьих, хотя ежедневно провоцировали Его, тем самым навлекая на себя Его гнев и проклятие. Они никогда не задумывались о зыбкости удовольствий и чувственных наслаждений, о том, что они гибнут, наслаждаясь ими, и исчезают вместе со своими похотями. Они решили продолжать идти своим нечестивым путем, даже если их совесть будет говорить им противоположное, и быть такими же веселыми завтра, как и сегодня. Но не хвались днем завтрашним, когда, возможно этой ночью возьмется душа твоя от тебя.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 56 глава