В этой главе:
(I) Звучат обличения и угрозы в адрес ефремлян за их гордость и пьянство, за их беспечность и любовь к наслаждениям (ст. 1−8). Но среди этого обращения вставлено милостивое обетование о Божьем благоволении к остатку Его народа (ст. 5−6).
(II) Пророк также обличает и угрожает им за их тупоумие и глупость, за нежелание получить выгоду от наставлений, которые он дал им во имя Бога (ст. 9−13).
(III) Он обличает и угрожает правителям Иерусалима за их высокомерие и презрение к Божьим судам, за то, что ведут себя вызывающе. И после милостивых обетований о Христе и Его благодати они поставлены в известность о том, что напрасно надеются избежать судов Божьих; эти надежды, которыми они льстят себе, несомненно обманут их (ст. 14−22).
(IV) Все это подтверждается сравнением, позаимствованным у метода, используемого земледельцем при возделывании земли и обращении с семенами, соответственно которому они должны быть готовы к тому, как Бог будет обращаться со Своим народом, который недавно Он назвал измолоченным и сыном гумна Своего (Ис 21:10) (ст. 23−29). Это написано для нашего увещевания и полезно для нашего обличения и предостережения.
Стихи 1−8. В этих стихах:
I. Пророк предупреждает царство, включающее десять колен, о судах, которые обрушатся на них за грехи; эти суды очень скоро исполнились рукой царя Ассирийского, который опустошил страну и взял народ в плен. Ефрем получил свое имя от слова «плодородие»; его почва была очень плодородной и производила много продуктов наилучшего качества; ефремлянам принадлежало много тучных долин (ст. 1,4) и Самария, расположенная на возвышенности, как бы на вершине тучной долины. Их страна была богатой и красивой, как сад Господень: это была слава Ханаана, как и Ханаан был славой всех земель; урожаи хлеба и винограда составляли красивое убранство на вершине тучной долины, покрытой полями и виноградниками. Обратите внимание:
1. Как они использовали свое изобилие. То, что Бог дал им для служения Себе, они употребили неправильно, извратили, злоупотребили, превратив Божьи дары в пищу и топливо для своих похотей.
(1) Благодаря изобилию они раздулись от гордости. Милости, которыми Бог венчал их все эти годы и которые должны были стать венцом Его хвалы, стали венком их гордости. Люди, обогатившиеся в мире, склонны к высокомерию (1Тим 6:17). Их царь, носивший венец, гордился, что управляет такой богатой страной. Самария, царский город, был хорошо известен своей гордостью. Возможно, во время праздников или пирушек его жители обычно надевали гирлянды, сделанные из цветов и колосьев хлеба, в знак славы своей плодородной страны. Гордость была тем грехом, которому они были особо подвержены, и поэтому пророк во имя Того, Кто противится гордым, дерзновенно возвещает горе венку гордости. Если носившие венки гордились ими, то должны знать, что им не удастся избежать этого бедствия. Чем бы человек ни гордился, даже если это очень ничтожная вещь, но для него она является венцом; гордый человек считает себя таким же великим, как царь. Но горе тем, кто подобным образом превозносит себя, ибо они будут унижены; их гордость предисловие к истреблению.
(2) Они потакали своим чувственным наслаждениям. Ефрем был известен пьянством и многочисленными разгулами. Самария, расположившаяся на вершине тучной долины, кишела людьми, сраженными вином (побежденными вином, англ. пер.). Посмотрите, как безрассудно поступают пьяницы, и не удивляйтесь этому, ибо, всякий раз согрешая, они делают себя глупцами и животными. Они покоряются и позволяют, [1] чтобы грех владычествовал над ними; он побеждает их и делает рабами (2Пет 2:19). Они становятся его пленниками, и этот плен становится особенно позорным и бесславным из-за того, что он добровольный. Некоторые из этих несчастных рабов признают, что нет более тяжкого труда в мире, чем затяжное пьянство. Их побеждает не вино, а любовь к нему. [2] Чтобы грех погубил их. Они сражены вином. Их характер и здоровье разрушены им. Они лишаются своих профессий и имущества, а их души подвергаются опасности навечно погибнуть; и все это ради потакания низменной похоти. Горе этим пьяным ефремлянам Служители должны провозглашать общие бедствия определенным местам и людям. Мы должны говорить: «Горе тому или этому человеку, если он пьяница. Особое горе пьяным ефремлянам, ибо они народ, исповедующий Бога, и это им не приличествует более, чем кому-либо другому; они лучше осведомлены и поэтому должны быть примером. Некоторые возлагают на пьяниц венок гордости и надевают гирлянды на тех, кто одерживает победы на нечестивых пьяных состязаниях и выпивает больше всех остальных в компании. Таковые гордятся тем, что могут выпить много вина, но горе тем, кто подобным образом прославляет себя своим позором.
2. Бог поступит справедливо, отняв у них изобилие, которым они злоупотребляли. Их красивое убранство и изобилие, которым они гордились, оказалось всего лишь увядшим цветком, пищей тленной. Самые существенные плоды превратятся в увядшие цветы, если Бог проклянет и дунет на них (ст. 1). Бог может с легкостью взять назад хлеб Свой в его время (Ос 2:9) и восстановить locum vastatum земли, которые были отчуждены и опустошены: данные Им блага, которые были подготовлены для Ваала. Бог имеет в Своем распоряжении готового слугу, чтобы осуществить для Него захват, имеет в Своем распоряжении крепкого и сильного, способного совершить это поручение; им может быть даже царь Ассирии, который с силою повергает на землю-, он легко и действенно одним движением руки разрушит все, чем они гордились и наслаждались (ст. 2). Он повергнет их наземь и сильной рукой разобьет на кусочки рукой, противостать которой они не смогут. Тогда венок гордости пьяных ефремлян будет попран (ст. 3); они будут презираемы и не смогут вновь оправиться. Пьяницы в своем безрассудстве любят гордо говорить и хвастаться тем, что является самым большим позором; но тем самым они выставляют себя еще более смешными. Красота их долин, которой они хвалятся, станет похожа (1) на увядший цветок (как ранее ст. 1); она высохнет сама по себе, ибо несет в себе принципы тления; со временем она угаснет, ибо ее истребит моль и ржавчина.
(2) На созревшую прежде времени смокву, которую, как только обнаружат, сразу срывают и съедают. Таково и богатство этого мира: помимо всего прочего оно само по себе склонно к угасанию и является объектом, который другие стараются поглотить с такой же жадностью, как преждевременно созревшую смокву, которую очень хочется съесть (Мих 7:1). Воры подкапывают и крадут. Урожай, которым так гордятся мирские люди, съест голодный (Иов 5:5); как только они видят добычу, так сразу хватают ее и съедают все, до чего дотягиваются их руки. Его так же легко съесть, как фрукт, который созрел до того, как вырос: он очень маленький и быстро съедается; так как он маленький, то ничего не стоит и не подлежит хранению, а его нужно сразу использовать.
II. Далее он переходит к царству Иуды, которое называет остатком народа Своего (ст. 5), ибо оно включало лишь два колена, а Израиль десять.
1. Он обещает им Божье благоволение. В то время как красота Ефрема будет оставлена, по ней будут топтаться и ее будут пожирать (ст. 5−6), Бог будет защищать и направлять их. В тот день, когда ассирийская армия опустошит Израиль и Иудея подумает, что раз дом соседа объят огнем, то и ее собственный находится в опасности, в тот день, когда враги будут топтаться, а они окажутся в затруднении, Бог будет для остатка Своего народа всем, в чем они нуждаются и чего желают: не только для царства Иудеи, но и для тех в Израиле, кто сохранил свою непорочность и (возможно, так поступили отдельные люди) отправился в землю Иудеи, чтобы найти прибежище у доброго царя Езекии. Когда ассирийцы, народ сильный, будут для Израиля как ливень с градом, шумный и наносящий удары, как губительный вихрь, сметающий все на своем пути, особенно в море, как разлившееся наводнение бурных вод в долине (ст. 2), в тот день Господь Саваоф, Господь всех сил, отличит особым благоволением Свой народ, который выделил себя постоянной и исключительной приверженностью Ему; Он будет для Своего народа тем, в чем тот больше всего будет нуждаться. Это особо повышает ценность обетований о том, что Бог будет для Своего народа вседостаточным Богом, ибо Он взял на Себя обязанность быть для них всем, чего они могут пожелать.
(1) Он облачит их славой и доброй честью, достаточной не только для того, чтобы избавить от презрения, но и для обретения ими уважения и доброй репутации. Он будет для них великолепным венцом и славною диадемою. Кто носит венок гордости, тот смотрит на народ Божий с пренебрежением и попирает его, ибо такова песнь пьяных ефремлян, но Бог скоро вступится за него Своим провидением, явит Свое благоволение и станет для него венцом славы, ибо разве может иметь народ большую славу, чем Божье признание? И Он скоро явится в нем через Свою благодать и сделает очевидным, что в нем обновился Его образ и Бог стал для него славною диадемою, ибо разве может человек иметь более славную красоту, чем красота святости? Отметьте: кто имеет Бога своим Богом, тот имеет Его в качестве славной диадемы, ибо таковые стали Его царями и священниками.
(2) Он даст им необходимую мудрость и благодать, чтобы они должным образом исполняли свой долг на своем месте. Он будет духом правосудия для сидящего в судилище; члены тайного совета будут водимы мудростью и благоразумием, а судьи руководимы справедливостью и беспристрастностью. Великой милостью для любого народа является тот факт, когда люди, обладающие властью и общественным доверием имеют необходимые качества, соответствующие занимаемой должности, когда сидящие в судилище имеют дух правосудия, дух руководства.
(3) Он даст им смелость и дерзновение решительно справляться с трудностями и оппозицией, которые скорее всего встретятся им. Он будет мужеством для отражающих неприятеля до ворот, до вражеских ворот, чьи города они осаждают, или до собственных ворот, когда они перейдут в наступление на врагов, осадивших их. Мужество солдат в такой же степени зависит от Бога, как и мудрость властей, и там, где Бог дает и то и другое, то для этого народа Он станет великолепным венцом. Вполне можно предположить, что здесь говорится о Христе, и именно так толкует халдейский парафраз: «В тот день Мессия станет великолепным венцом». Симеон называет Его славой Своего народа Израиля, и Бог сделал Его для нас мудростью, праведностью и силою.
2. Он жалуется на порочность, обнаруженную в них, на то, что многие растлились (ст. 7): «Но и эти, многие из живущих в Иудее, шатаются от вина». Существуют не только пьяные ефремляне, но и пьяницы Иерусалима; и поэтому еще больше нужно восхищаться милостью Бога, за то что Он не запятнал славу Иудеи, как сделал это со славой Ефрема. Щадящая милость накладывает на нас особые обязательства, когда она подобным образом проводит различия. Грехи Ефрема обнаружены и в Иудее, но она не подвергается истреблению, как Ефрем. Они шатаются (грешат, англ. пер.) от вина. Само по себе чрезмерное пьянство является грехом; благодаря ему они надеются возвысить свое воображение, но тем самым лишь наносят ущерб правосудию и обманывают самих себя; благодаря ему они надеются сохранить здоровье и способствовать перевариванию пищи, но тем самым лишь наносят вред здоровью, навлекают болезни и приближают смерть. Пьянство также является причиной многих принципиальных ошибок; разум пьяниц затемнен, а совесть развращена. Поэтому, чтобы оправдать свое пьянство, они поддерживают порочные мнения и формируют в своем разуме благоволение к своим похотям. Возможно, некоторые из них любовью к вину и крепким напиткам, которые были в изобилии на праздниках в честь идолов, были совращены к идолопоклонству. Так они грешили от вина подобно Израилю, который из-за любви к дочерям моавитским прилепился к Ваал-Фегору. Здесь можно отметить три обстоятельства, отягощавших этот грех:
(1) В нем были виновны те, чья обязанность заключалась в том, чтобы предупреждать других об этом грехе и учить их быть лучше, которые должны были быть хорошим примером: священник и пророк побеждены вином; они оставили свое служение, которое утонуло в вине. Священники, как приносившие жертвы, особым законом обязывались воздерживаться (Лев 10:9), а как правители и власть имущие они не должны были пить вина (Притч 31:4). Пророки считались назореями (как следует из Ам 2:11), и как обличители, согласно своему служению, должны были держаться подальше от грехов, в которых обличали других; тем не менее многие их них были уловлены этим грехом в сеть. Как! Священник, пророк, служитель и пьяница! Не рассказывайте в Гефе. Каким позором они являлись для своего мундира.
(2) Последствия этого были чрезвычайно губительны не только из-за плохого влияния, оказываемого их примером, но и из-за того, что пьяные пророки в видении ошибаются; лжепророки легко раскрывали себя, когда были пьяными. Священник превращает суд и забывает закон (Притч 31:5); он шатается и спотыкается не только в движениях своего тела, но и в действиях своего разума. Какой мудрости и правосудия можно ожидать от тех, которые принесли в жертву разум, добродетель, совесть и все, что есть в них ценного, такой низменной похоти, как любовь к крепким напиткам? Благо тебе, земля, когда князья твои едят и пьют для подкрепления, а не для пресыщения] (Еккл 10:17).
(3) Эта болезнь носила характер эпидемии, и в основном все, у кого был накрыт стол, были поражены ею: «...все столы наполнены отвратительною блевотиною» (ст. 8). Посмотрите, как отвратителен грех пьянства, какое публичное оскорбление он наносит человеческому обществу; он достаточно груб и неучтив, чтобы вызвать тошноту у созерцающих, ибо столы, за которыми они вкушали свою пищу, был мерзко запятнан отметинами этого греха, о котором грешники возвещали подобно Содому. Их столы были наполнены блевотиною, и поэтому победитель, вместо того чтобы гордиться своим венцом, скорее должен был стыдиться его. Плохо обстоят дела у того народа, у кого такой отвратительный грех, как пьянство, стал национальным.
Стихи 9−13. В этих стихах пророк жалуется на бедственную тупость этих людей, которые отказывались внимать учению и использовать средства благодати, которыми они обладали; они продолжали оставаться такими же и не исправляли свои ошибки, их сердца не обновлялись, а жизнь не изменялась. Обратите внимание:
I. К чему же стремились и какова была цель у их пророков и служителей. Они должны были учить ведению, знанию о Боге и Его воле и вразумлять проповедью (ст. 9). Именно таким образом Бог общается с человеком: вначале Он освещает разум людей знанием Своей истины, чтобы тем самым добиться их любви и привести их желания в соответствие с Его законами. Так Бог входит через дверь, в то время как вор и грабитель проникают другим образом.
II. Какой метод они использовали для достижения этой цели. Они использовали все возможные средства, чтобы сделать им добро, и учили их, как детей, маленьких детей, которые только начали учиться, детей, отлученных от сосцов матери (ст. 9), ибо среди евреев было принято, чтобы матери кормили детей грудью, пока им не исполнится три года и они почти готовы идти в школу. Хорошо своевременно начинать обучать детей, когда они в состоянии воспринять добрые познания о Господе, и наставлять их сразу, как только их отняли от грудного молока. Пророки учили их, как детей, ибо (1) были постоянны и неутомимы в обучении. Они тратили много усилий для их обучения, прилагая все свое благоразумие, научая всему, в чем они нуждались, по мере того как те могли воспринять учение (ст. 10): «приводя заповедь на заповедь». «Так должно быть или (как читают некоторые) так было». Их учили, как детей учат читать, с помощью заповеди на заповедь, как учат писать с помощью правила на правило, тут немного и там немного, немного об одном и немного о другом, чтобы различные наставления были приятными и привлекательными немного в одно время и немного в другое, чтобы их память не переполнилась немного от одного пророка и немного от другого, чтобы каждый мог остаться довольным своим другом и тем, кем он восхищается. Отметьте: для наставления об истинах Божьих необходимо, чтобы была заповедь на заповедь и правило на правило, чтобы за одной заповедью и правилом следовали другие и усиливали друг друга. Заповедь о справедливости должна следовать после заповеди о благочестии, а заповедь о благотворительности после заповеди о справедливости. Более того, необходимо, чтобы одна и та же заповедь и одно и то же правило часто повторялись и внушались нам, чтобы мы могли лучше понять их и легко вспомнить, когда появится необходимость. Учителя должны приспосабливаться к возможностям обучаемых, давать им самое необходимое, что они смогут постичь, и небольшими порциями (Втор 6:6−7).
(2) Они искали их расположения и убеждали учиться (ст. 12). Бог через Своих пророков сказал им: «Вот путь, к которому мы направляем вас и на котором мы наставляем вас, это покой, единственный покой, который может получить утружденный, вот успокоение для ваших душ, это принесет покой вашей стране от войн и других бедствий, которые так долго изнуряли ее». Отметьте: Своим словом Бог призывает нас лишь к тому, что полезно для нас, ибо служение Богу является единственным истинным покоем для тех, кто устал служить греху и не имеет успокоения; таковые находят легким ярмо Господа Иисуса.
III. Какое незначительное воздействие это оказывало на людей. Они оказались неспособными учиться, как дети, отнятые от грудного молока, и оказалось невозможным что-либо привить им (ст. 9); более того, некоторые предпочитали учить двухлетних детей, а не иметь дело с взрослыми, ибо они не только (подобно малым детям) не обладали способностями принять то, чему их учили, но и имели предубеждение против учения. Как детям, им нужно молоко, а не твердая пища (Евр 5:12).
1. Они не хотели слушать (ст. 12) даже то, что было бы их покоем и подкрепило их. Они не собирались слушать их. Слово Божье требовало серьезного внимания, но не получало его; они находились там, где звучала проповедь, но поворачивались к ней глухим ухом, либо по мере того, как в одно ухо влетало, в другое вылетало услышанное.
2. Они не были внимательны. Им излагалась заповедь на заповедь и правило на правило (ст. 13); они шли по пути исполнения внешних действий; они придерживались старого обычая посещать проповедь пророка, и она постоянно звучала в их ушах, но это было все; она не производила на них впечатление; они имели букву заповеди, но не испытали ее силы и духа; она постоянно внушалась им, но ничего не достигла.
3. Более того, похоже, они высмеивали проповедь пророка и подшучивали над ней. К ним было обращено слово Господа: «Tsau latsau, kau lakamr, в оригинале эти слова звучат в рифму; они сочинили песню из слов пророка и пели ее, когда веселились и пьянствовали. Давид был темой песен пьяниц. Подобные насмешки над священными истинами, когда говорили легкомысленно о том, что должно восприниматься серьезно, были великой дерзостью и оскорблением для Бога.
IV. Как серьезно Бог взыщет с них за это.
1. Он лишит их привилегий, которыми обеспечивала их простая проповедь, и заговорит с ними лепечущими устами на чужом языке (ст. 11); ибо кто не понимает простых истин, изложенных на доступном для них уровне, и презирает их как ничтожные и не заслуживающие внимания, тот справедливо вводится в заблуждение тем, что недоступно для них. Или для опустошения их страны Бог пошлет чужеземные армии, чей язык они не понимают; ибо кто не желает слушать приятный голос слова Божьего, тому придется услышать ужасающий звук Его жезла. Или же эти слова можно воспринять как означающие милостивое снисхождение Бога к их ограниченным возможностям, когда Он имел дело с ними; Он лепетал с ними на их языке лепечущими устами, как кормилица со своими детьми, чтобы угодить им; Он изменил Свой голос, вначале испытал один способ, потом другой; апостол, цитируя, говорит об этом как о благоволении (1Кор 14:21), подразумевая дар языков и жалуясь, что, несмотря на это, они не услышат.
2. Он полностью истребит их. Своим мирским презрением к Богу и Его слову они лишь торопят свою погибель и готовят себя для нее; и поэтому они пойдут и упадут навзничь, будут становиться хуже и хуже, будут все дальше удаляться от Бога и переходить от одного греха к другому, пока не разобьются и попадут в сеть, и будут уловлены, и погибнут (ст. 13). Они слышат слово Божье немного здесь и немного там, но думают, что это слишком много, и провидящим говорят: «перестаньте провидеть», но окажется, что оно слишком слабо воздействовало, чтобы обратить их к Богу, но достаточно, чтобы осудить их. Если слово Божье не является запахом живительным на жизнь, то станет запахом смертоносным на смерть.
Стихи 14−22. Пророк, обличив тех, кто высмеивает слово Божье, далее переходит к обличению тех, кто высмеивает суды Божьи и относится к ним с пренебрежением, ибо Он Бог-ревнитель и не допустит, чтобы Его постановлениями или провидениями пренебрегали. Он обращается к хульникам и правителям народа сего, который в Иерусалиме, к властям города (ст. 14). Плохо обстоят дела у народа, если престолы суда у него это собрания развратителей, а их правители хульники; очень печально, что правители Иерусалима стали людьми, пренебрежительно относящимися к Божьим судам и не принимающими во внимание знаки Его недовольства. Кто будет скорбеть в Сионе, если они являются хульниками? Обратите внимание:
1. Как эти люди успокаивали себя, оставаясь спящими и пребывая в мирской уверенности в безопасности. Они даже бросили вызов Всемогущему Богу, утверждая, что Он ничего плохого не сделает им (ст. 15): «Вы говорите: ”Мы заключили союз со смертию, и с преисподнею сделали договор”». Они были уверены в собственной безопасности даже в том случае, если повсюду будут свирепствовать разрушительные суды, словно заключили сделку со смертью, которая не придет до тех пор, пока за ней не пошлют, и никакая насильственная смерть не заберет их, помимо преклонного возраста. Если мы в мире с Богом и заключили завет с Ним, то тем самым фактически заключили завет со смертью и можем быть уверены, что она не придет, пока не настанет самое подходящее время, и когда бы она ни пришла, она не вызовет в нас ужас и не причинит реального вреда; смерть наша, если мы Христовы (1Кор 3:22); но думать о том, чтобы сделать смерть своим другом или быть в союзе с ней в то время, пока своим грехом мы делаем Бога своим врагом и враждуем с ним, величайшая глупость, какая только может быть. Вот какое необоснованное мнение имели эти хульники: «Когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нашей страны, и другие падут под ним; он не дойдет до нас, не достигнет нас, хотя и распространится далеко; он не сломит нас, хотя и будет всепоражающим». Нераскаявшиеся грешники совершают величайшую вообразимую глупость, думая, что то ли в этом мире, то ли в ином их участь будет лучше участи их ближних. Но на чем же основывается их уверенность? Почему на самом деле ложь сделали мы убежищем для себя.
1. Возможно, потому, что они не верили пророкам и считали, что все их слова ложь и обман, а доверяли лишь тому, что считали реальной оградой. Они полагались на защиту своих идолов, на обетования, которыми лжепророки успокаивали их, на свою хитрость, богатство, человеческую выгоду, но не на Бога; более того, они полагались на все это, выступая против Бога.
2. Возможно, они считали ложью пророчества о врагах, которые будут flagellum Dei — бичом Божьим, всепоражающим бичом. Они будут полагаться на себя, навязывая врагу военные уловки или свое притворное подчинение в мирных договорах. Оставшиеся города Иудеи были захвачены, так как они организовали упорную защиту, но правители Иерусалима надеялись иметь больший успех; они считали себя более успешными политиками, чем правители небольших городов; они надеялись угодить царю Ассирийскому обещанием отдать свой город и в дальнейшем платить ему дань, поставив себе целью в то же время стряхнуть с себя это ярмо, как только опасность будет позади, не заботясь о том, что в таком случае они окажутся лжецами, о чем говорится в Книге Второзаконие 33:29. Отметьте: те обманывают себя, кто думает достичь своей цели, обманывая тех, с кем имеет дело. Кто стремится достичь своей цели с помощью обмана и мошенничества, с помощью подлых и жалких методов, возможно, смогут достичь ее, но не должны надеяться обрести в них утешение. Честность наилучшая политика. Но к подобным прибежищам прибегают те, кто оставил Бога и лишил себя Его защиты.
II. Как Бог с помощью Своего пророка пробуждает их от этого сна и показывает безрассудство их уверенности.
1. Он говорит им, на каких основаниях они могут быть уверены. Он не касается их ложной уверенности, не показав им вначале твердого основания, на которое они могут полагаться (ст. 16): «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень». Это основание ?
(1) Обетования Бога в общем: Его слово, на которое Он велел Своему народу уповать, и Его завет с Авраамом о том, что Он будет Богом ему и его потомкам. Это основание, основание из камня твердое и вечное, на котором можно строить веру; это испытанный камень, ибо все святые опирались на него и он никогда не подводил их.
(2) Обетование о Христе в частности, ибо именно о Нем четко говорят эти слова в Новом Завете (1Пет 2:6−8). Он является камнем, который стал краеугольным. Великого обетования о Мессии и Его царстве, которое начнется с Иерусалима, должно быть достаточно, чтобы сделать народ Божий спокойным в наихудшие времена, ибо они хорошо знали, что пока Он не придет, не отойдет скипетр от Иуды. Сион будет пребывать до тех пор, пока Его основание будет оставаться там. «Так говорит Господь Бог для утешения тех, кто не осмеливается делать ложь убежищем. Вот, посмотрите на Меня как на Того, Кто положил в основание на Сионе Камень». Иисус Христос является основанием, которое положил Бог. Это — от Господа. Оно положено на Сионе, в Церкви, на святой горе. Он испытанный камень, испытывающий камень (в некоторых переводах), который отличит истину от фальши. Он драгоценный камень, ибо таковыми являются основания Нового Иерусалима (Откр 21:19), угловой камень, которым объединяются стороны строения, краеугольный камень. Верующий в эти обетования и полагающийся на них не постыдится. Такой человек не будет торопиться (англ. пер.), не будет метаться из стороны в сторону в спешке как не знающий, что делать, и ищущий собственной безопасности. Он не будет сбит с ног ужасами, как это бывает с нечестивыми (Иов 18:11), а с твердым сердцем будет спокойно ожидать события, говоря: «Да будет воля Божья». Он не будет торопиться в своих ожиданиях и предвосхищать время, установленное божественными советами, но даже если они будут задерживаться, то он будет ожидать установленного часа, зная, что Грядущий придет и не умедлит. Верующий не будет спешить и торопиться свыше положенного, а удовлетворится тем, что Божье время наилучшее, и будет терпеливо ожидать его. Так Септуагинта поясняет это словами апостола (1Пет 2:6): «...верующий в Него не постыдится; он не будет обманут в своих ожиданиях, и они пойдут намного дальше».
2. Он говорит им, что они не будут в безопасности, строя на своих нынешних основаниях, и их уверенность несомненно не оправдается (ст. 17): «И поставлю суд мерилом и правду весами». Эти слова означают:
(1) Построение Его Церкви. Положив основание (ст. 16), Он возведет строение, как это делают строители, с помощью мерила и отвеса (Зах 4:10). Праведность будет мерилом, а суд отвесом. Церковь, построенная на Христе, будет образована и реформирована с помощью Писания утвержденного правила суда и правды. Суд возвратится к правде (Пс 93:15).
(2) Или наказание врагов Церкви, с которыми Он будет обращаться строго, согласно угрозам закона. Он даст им то, что они заслужили, и пошлет на них суды, которые они навлекли на себя, но сделает это мудро, следуя определенному правилу, чтобы плевелы не были вырваны вместе с колосьями. И когда Бог придет подобным образом, чтобы совершить суд: [1] Эти хульники постыдятся своих напрасных ожиданий, которыми потакали себе. Во-первых, они решили сделать ложь своим убежищем, но оно несомненно окажется убежищем лжи и истребится градом тем ливнем с градом, о котором говорится в ст 2. Кто делает ложь своим прибежищем, тот строит на песке, и строение упадет, когда придет сильный ветер, похоронив строителя в его руинах. Кто делает своим местом укрывательства любое другое место, но не Христа, тот увидит, что воды затопят его, как все другие строения, кроме ковчега, плавающего на поверхности, и воды потопа смыли их. Такие надежды имеет лицемер; и вот таков будет результат их уверенности. Во-вторых, они хвастались союзом, заключенным со смертью, и договором с преисподней, но они будут аннулированы, как документы, заключенные без согласия Того, Кто имеет ключи и власть повелевать аду и смерти. Кто думает с помощью хитрости избежать судов Божьих, тот обманывает себя. В-третьих, они воображают, что когда всепоражающий бич будет проходить по земле, то он не достигнет их, но пророк говорит им, что в то время, когда другие будут падать из-за всеобщего бедствия, они не только попадут в его сеть, но и будут раздавлены им: «Вы будете раздавлены им; оно одержит победу над вами, как и над другими, и вы станете для него легкой добычей». Далее им говорится (ст. 19), что (а) это бедствие начнется с них; они не только не смогут избежать его, но и будут первыми пострадавшими от него: «Как скоро он пойдет, схватит вас, словно пришел специально для того, чтобы схватить вас», (б) Это бедствие будет преследовать их вплотную: «...ходить же будет каждое утро день и ночь с такой же точностью, как возвращается день, вы будете слышать о том или ином нанесенном им опустошении, ибо божественная справедливость будет следовать за его ударами; вы не будете в безопасности и спокойными ни днем, ни ночью; это будет бедствие, ходящее во тьме, и истребление, опустошающее в полдень», (в) Не будет возможности избежать его: «Осознание известий о его приближении не даст вам возможности бежать, ибо не будет открытого пути для бегства; вы будете испытывать лишь досаду, видя его приближение, но не имея возможности помочь себе». Или само извещение об этом бедствии, пребывающем на расстоянии, исполнит вас ужасом; каково тогда вам будет? Плохие вести вызывают ужас и досаду у хулителей, но тот, чье сердце твердо, уповает на Бога и не боится; в то же время, когда придет всепоражающий бич, тогда все утешения и уверенность хулителей подведут их (ст. 20).
(1) То, на что они полагаются, не будет соответствовать их ожиданиям: «Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться, и поэтому человек будет ограничен и стеснен».
(2) То, что они считают своим убежищем, окажется недостаточным, чтобы соответствовать этой цели: «Слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него». Кто не строит на Христе, как на своем основании, а полагается на собственную праведность, подобным образом в конце обнаружит, что обманывал себя. Такие люди никогда не будут спокойны, уверены в своей безопасности и в тепле, ибо кровать будет слишком коротка, а одеяло слишком узким, подобно фиговым листьям, в которые облачились наши первые родители; позор их наготы так и остался виден. [2] Бог прославится исполнением Своих обетований (ст. 21). Когда Бог начнет бороться с этими хулителями, во-первых. Он сделает дело Свое и совершит действие Свое; Он сделает это ради Своей чести и славы, соответственно Своим целям; все свидетели Его дела увидят, что это дело Господа праведного Судьи земли. Во-вторых, теперь Он будет поступать со Своим народом так, как раньше поступал с их врагами, и благодаря этому станет очевидно, что Его справедливость нелицеприятна. Теперь Он восстанет на Иерусалим, как во времена Давида восстал против филистимлян на горе Перациме (2Цар 5:20) и как во времена Иисуса Навина против хананеян в долине Гаваонской. И если исповедующие себя членами Церкви Божьей своей гордостью и презрительностью делают себя подобными филистимлянам и хананеям, то должны быть готовы к тому, что с ними будут обращаться соответственно. В-третьих, это будет Его необычайное дело, Его чудное действие, чуждое Ему дело. Он неохотно делает это дело, ибо Ему больше нравится оказывать милость: Он не по изволению сердца Своего наказывает. Он не привык совершать такие дела для Своего народа; Он обычно защищает и благоволит к нему. Несомненно, это чуждое для Него дело, если Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них (Ис 63:10). Все соседи, увидев эти дела, изумятся (Втор 29:24), и поэтому Писание говорит, что руины Иерусалима будут ужасом (Иер 25:18). И наконец, нам говорится, каким образом мы должны использовать все вышеизложенное (ст. 22): «Итак не кощунствуйте, не осмеливайтесь смеяться над обличениями слова Божьего или приближением Его судов». Издевательство над посланными от Бога было тем грехом Иерусалима, который переполнил чашу их беззаконий. Размышление о судах, которые обрушатся на лицемеров, исповедующих Бога, будет достаточно действенным средством, чтобы заглушить насмешников и сделать их серьезными: «Не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче, и те узы, которые удерживают вас во власти греха (ибо слишком малая надежда обратить хулителей), и те узы, которые привязывают вас к судам Божьим». Бог имеет узы справедливости, достаточно сильные, чтобы удержать тех, кто разрывает узы Его закона и избавляется от них. Пусть хулители не относятся легкомысленно к божественным угрозам, ибо пророк (который является одним из тех, кому открыты тайны Господа) уверяет их в том, что Господь Бог Саваоф в его присутствии определил истребление для всей земли, так неужели они думают избежать этого? Или неужели их неверие сделает несостоятельными Его угрозы?
Стихи 23−29. Эта притча (как и много притчей нашего Спасителя) позаимствована из жизни земледельца. Ей предшествует торжественное вступление, требующее внимания: «Приклоните ухо и послушайте моего голоса, слушайте и разумейте» (ст. 23).
1. Притча довольно проста: она говорит о труде земледельца, который прилагает много усилий и поступает дальновидно secundum artem соответственно правилу, как направляет его благоразумие, соблюдая метод и порядок своей работы.
1. Вспахивая и сея, всегда ли земледелец пашет для посева? Да, он пашет с надеждой и сеет с надеждой (1Кор 9:10). Бороздит ли и боронит ли землю свою? Да, он делает это, чтобы подготовить землю принять семена. И когда уровняет поверхность ее, то разве он не сеет семена, подходящие для этой почвы? Ибо земледелец знает, какие семена подходят для глинистой почвы, а какие для песчаной, и соответственно этому сеет каждую разновидность на своем месте: пшеницу в первую очередь (написано на полях), ибо это главная зерновая культура и она была основным продуктом в Ханаане (Иез 27:17), и ячмень в определенном месте. Совершая этот труд, можно обратить внимание на мудрость и милость Бога природы, который, даровав Своим творениям огромное многообразие продуктов, обеспечил их соответствующим разнообразием почв.
2. Молотя (ст. 27−28). И при этом он соразмеряет зерно, которое нужно смолотить. Чернуху и тмин легко отделить от шелухи или от колосьев, для этого достаточно использовать палку и посох, но зерновой хлеб требует больших усилий, и для его молотьбы необходимо применять молотильный инструмент каток зубчатый, сделанный из железа, который катали, выбивая зерна. Тем не менее земледелец вымолачивает лишь определенное время, необходимое, чтобы выбить зерна из шелухи; он не разбивает его, не вдавливает в землю .молотильными колесами и не растирает в пыль конями; зерно сохраняется для размола следующего действия. Между прочим, обратите внимание, какие усилия затрачиваются не только для получения, но и для приготовления необходимой пищи; и тем не менее после всего она так и остается пищей тленной. Так неужели в таком случае нам не стоит больше трудиться ради пищи, пребывающей в жизнь вечную? Зерновой хлеб вымолачивают. Таким же был Христос, ибо Господу угодно было поразить Его (в англ. пер. употреблен тот же глагол, который обозначает «вымолотить»), чтобы Он смог быть для нас хлебом жизни.
II. Толкование данной притчи не просто. Большинство толкователей применяют эти стихи для дальнейшего ответа тем, кто пренебрегает судами Божьими: «Пусть знают, что как не всегда земледелец будет вспахивать, но со временем начнет сеять свои семена, так и Бог не всегда будет лишь угрожать, но вскоре исполнит Свои угрозы и накажет грешников так, как они того заслужили. Это будет сделано с мудростью, в соответствии с их силами, чтобы они не погибли, а могли измениться и благодаря им покаяться». Но я думаю, мы можем позволить себе с большей свободой толковать эту притчу.
1. В общем, Бог, давший земледельцу эту мудрость, несомненно Сам является бесконечно мудрым. Он Бог, который учит земледельца благоразумию как его Бог (ст. 26). Земледельцу необходимо благоразумие, чтобы правильно распределять свои действия, и он не должен приниматься за этот бизнес, пока хоть немного не разберется в нем; наблюдая и приобретая опыт, они должны прилагать усилия, чтобы возрастать в познании этого ремесла. Раз сам царь питается от поля, то усовершенствование искусства земледелия является более важным служением для человечества, чем развитие других искусств. Искусство земледелия от Бога, как всякий хороший и совершенный дар. Эта истина немного лишает веса и ужаса приговор, вынесенный человеку за грех: когда Бог, приводя его в исполнение, послал человека возделывать землю, то научил его, как с наибольшей выгодой делать это, в противном случае, из-за своего величайшего безрассудства, он бы вечно возделывал песок морской, трудясь напрасно. Именно Бог дает человеку способность совершать свое дело, склонность к нему и наслаждение им; и если бы некоторые благодаря провидению не перестали до сих пор получать удовольствие от него и радоваться (как Иссахар колено земледельцев) в своих палатках, несмотря на тяжелый труд и сопутствующую ему усталость, то нам вскоре не хватало бы средств для пропитания. Если кто-либо, устраивая те или иные дела, более благоразумен и рассудителен, чем другие, то в этом нужно признавать Бога и к Нему должны обращаться земледельцы за наставлениями в своем бизнесе, ибо они более других непосредственно зависят от божественного провидения. Что же касается других примеров поведения земледельца при молотьбе зерна, то сказано: «И это происходит от Господа Саваофа» (ст. 29). Мы должны признавать, что даже самое простое повеление чувств или разума приходит от Господа Саваофа. И если благодаря Ему люди поступают мудро и благоразумно, то мы должны признать, что дивны судьбы Его и велика премудрость Его. Бог совершает дела соответственно Своей воле, Он никогда не поступает вопреки Своим намерениям, как часто делают люди, и в Его воле присутствует цель; велика премудрость Его, ибо дивны судьбы Его.
2. Церковь Божья Его нива (1Кор 3:9). Если Христос истинная виноградная лоза, то Его Отец виноградарь (Ин 15:1), и Он постоянно Своим словом и постановлениями ухаживает за ней. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою, чтобы она могла принять семена, и разве Бог через Своих служителей не возделывает невспаханную почву? Разве пахарь не бросает семена, подходящие для данной почвы, после того, как она подготовлена для посева? Именно так он делает, и так же великий Бог сеет Свое слово руками служителей (Мф 13:19), которые должны распределять слово истины и давать каждому его часть. В зависимости от почвы сердца сеется то или иное семя или соответственное ему слово. И как слово Божье, так и жезл Божий мудро используется. Страдания это молотильные инструменты Бога, цель которых ослабить нашу привязанность к этому миру, отделить нас от шелухи и подготовить к использованию. Бог будет использовать их по мере необходимости, и они будут посланы нам соответственно нашим силам: они не будут тяжелее, чем необходимо. Если жезл и посох соответствуют цели, то Он не будет использовать колесо молотильное с конями. А где оно необходимо, как в случае молотьбы зернового хлеба (который иным способом нельзя отделить от соломы), там Он будет его использовать, но так, чтобы не раздавить зерно; Он не будет всегда наказывать, а гнев Его лишь на время, как не будет попирать ногами своими всех узников земли. В этом мы должны признать, что дивны судьбы Его и велика премудрость Его.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 28 глава