В этой главе пророк, похоже, продолжает дальше пророчествовать о Мессии и Его Царстве, прообразом чего служил Кир; и, особо внимательно рассматривая великое дело спасения, он почти забывает повод, который привел к этому событию, и опускает само возвращение из Вавилона, ибо, безусловно, перспектива этого события будет большим утешением и поддержкой для верующих евреев, находящихся в плену, чем надежда на освобождение. И, как уместно замечает мр Гатакер (Gataker), в данном и подобных пророчествах о Христе, выраженных в таких прообразах, как Давид и Соломон, некоторые отрывки относятся к прообразу, но не к истине, другие к истине, но не к прообразу, а многие к прообразу в одном смысле, а к истине в другом. Здесь представлено:
(I) Пророчество о Мессии, грядущем с кротостью, но, тем не менее, с силой, чтобы совершить работу Искупителя (ст. 1−4).
(II) Поручение, принятое от Отца, оглашено Ему (ст. 5−9).
(III) Радость и ликование, с которыми должна быть принята эта благая весть (ст. 10−12).
(IV) Поразительный успех Евангелия, которое свергнет царство дьявола (ст. 13−17).
(V) Отказ евреев принять его и их гибель из-за неверия (ст. 18−25).
Стихи 1−4. Мы уверены, что эти стихи относятся ко Христу, ибо евангелист четко говорит нам, что в Нем это пророчество исполнилось (Мф 12:17−21). «Смотрите глазом веры, смотрите и наблюдайте, смотрите и восхищайтесь: вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку». Пусть ветхозаветные святые посмотрят и запомнят Его. Что же мы должны видеть и о чем, касающемся Его, размышлять?
I. О том, как Отец заботится и относится к Нему, о Его уверенности и удовлетворенности в Нем. Это облачает Его честью и делает выдающимся более всех других обстоятельств (ст. 1).
1. Бог признает, что использует Его для совершения дела: Он раб Мой (англ. пер.). Хотя Он был Сыном, тем не менее как Посредник Он принял образ раба, научился послушанию воле Отца и исполнил ее, положив Себя ради интересов Божьего Царства; поэтому Он был Божьим рабом.
2. Бог избрал Его: «...избранный Мой». Он не сам навязывал Свое служение, а был призван Богом как самая подходящая Личность для его совершения. Безграничная Мудрость сделала выбор, а потом признала его.
3. Бог уверен в Нем: «Вот раб Мой, на которого Я опираюсь», читают некоторые. Отец уверен, что Он исполнит определенную для Него задачу и, имея эту уверенность, приведет многих сынов к славе. Отец оказал Сыну великое доверие, но Он знал, что Тот par negotio способен оправдать его: Он обладает возможностями и верен.
4. Бог заботится о Нем: «Он раб Мой, Которого Я держу за руку». Отец поддерживал и носил Его: Он помогал и укреплял Его.
5. Бог абсолютно благоволил к Нему: «...избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя». Это благоволение было в Нем от вечности, когда Он был при Нем как вскормленный Им (Притч 8:30, англ. пер.). Бог был особо доволен тем, как Он исполнил Его поручение, возвестив, что в Нем Его благоволение (Мф 3:17; Мф 17:5); Бог возлюбил Его, потому что Он положил Свою жизнь за овец. Пусть наши души наслаждаются Христом, полагаются на Него и радуются в Нем; тем самым давайте объединимся с Ним, и тогда, ради Него, Отец будет благоволить к нам.
II. Необходимые качества, которыми Он обеспечен для исполнения Своего служения: «Положу Дух Мой на Него, чтобы дать Ему возможность исполнить Свою задачу» (Ис 61:1). Дух не только пришел, но и почил на Нем (Ис 11:2), не только в определенном количестве, как на других рабах Божьих, а без меры. Кого Бог нанимает в качестве Своих рабов, тех Он не только будет поддерживать и благоволить к ним, но и изольет на них Свой Дух.
III. Дело, которое Ему предназначено: возвестить суд народам языческим, то есть с безграничной мудростью, святостью и справедливостью учредить религию в этом мире, под узы которой должны прийти язычники, чтобы насладиться ее благословениями. Он пришел, чтобы принести суд Господень, который был сокрыт от язычников (Пс 147:9), ибо Он был свет к просвещению язычников.
IV. Мягкость и кротость, с которой Он должен выполнять Свое поручение (ст. 2−3). Он будет выполнять его (1) тихо, не поднимая шума: «Не возопиет и не возвысит голоса Своего». Не будет возвещено: «Вот. здесь Христос, или: вот, там», как бывает, когда проезжают верхом важные правители или совершается публичный выход. Перед Ним не будет трубить труба и никакой шумный эскорт не будет следовать за Ним. Он не будет вступать в борьбу с оппозицией, которая выступит против Него, а будет терпеть над Собою поругание грешников. Его Царство духовное, поэтому Его оружие не плотское, а Его явления не помпезные; оно приходит незаметно.
(2) Мягко, а не сурово. Он будет терпелив к нечестивцам; когда Он начнет сокрушать их, ибо они подобны надломленному тростнику, то даст им время для покаяния и не будет сразу же истреблять их; хотя они очень неприятны, как перегоревший лен (Ис 65:5), но Он будет терпеть их, как терпел Иерусалим. Он будет нежен со слабыми; Он не будет пренебрегать теми, кто имеет в себе немного жизни, немного тепла, кто слаб, как тростник, угнетаем сомнениями и страхами, как надломленный тростник, кто подобен перегоревшему льну, фитилю от только что зажженной свечи, который вот-вот вновь затухнет; Он не будет выступать против них с огромной силой и заставлять их трудиться или страдать больше, чем они могут вынести, ибо это может сокрушить и угасить их, а милостиво примет во внимание их природу. Здесь больше подразумевается, чем выражается. Он трости надломленной не переломит, а укрепит ее, чтобы она стала кедром во дворах Божьих. Он льна курящегося не угасит, а раздует из него огонь. Отметьте: Иисус Христос очень нежен к тем, кто имеет истинную благодать, хотя они очень слабы в ней; Он принимает желание духа, прощая и не обращая внимания на слабость плоти.
V. Мужество и постоянство, с которым Он будет совершать это поручение и, в конце концов, исполнит его (ст. 4): «Не ослабеет и не изнеможет». Хотя Ему предстоит трудное служение и противостоит сильная оппозиция, хотя Он предвидит, каким неблагодарным окажется этот мир, тем менее Он будет продолжать Свою часть работы, пока не сможет сказать: «Совершилось». Он даст силы Своим апостолам и служителям продолжать свое дело, не ослабеет и не изнеможет, пока они также не закончат свое свидетельство. Так Он завершит порученное Ему дело.
1. Он будет производить суд по истине. Благодаря длинной цепочке чудес и в конце Его воскрешению, Он полностью докажет истинность Своей доктрины, божественное происхождение и власть святой религии, утвердить которую Он пришел.
2. Он утвердит на земле суд. Он устанавливает Свое правление в этом мире, учреждает среди людей Церковь для Себя, реформирует мир и силой Своего Евангелия и благодати устанавливает такие принципы в разуме людей, которые могут сделать их мудрыми и справедливыми.
3. Острова языческие ожидают Его закона (англ. пер.), ожидают Его Евангелия, то есть радостно приветствуют, словно уже давно ожидают его. Они станут Его учениками, будут сидеть у Его ног и будут готовы принять закон из Его уст. Что повелишь нам делать?
Стихи 5−12. В этих стихах:
I. Представлен завет, заключенный Богом с Мессией, и данное Ему поручение (ст. 5−7), которые истолковывают ст. 1: «Вот, раб Мой, Которого Я держу за руку» (англ. пер.).
1. Царские имена, посредством которых великий Бог являет Себя и отличает от всех притворщиков, в значительной степени говорят о Его славе (ст. 5): «Так говорит Господь Бог». Но Кто Ты, Господи? Он источник всего сущего и, следовательно, источник всей силы. Он источник жизни (1) в высшем мире, ибо Он сотворил небеса и распростер их (Ис 40:22) и продолжает поддерживать распростертыми их огромное пространство.
(2) В нижнем мире, ибо Он распростер землю и сделал ее вместительным жилищем, и все произведения ее сотворены Его силой.
(3) В мире человеческом: «Он дает дыхание народу на ней, не только воздух, чтобы дышать, но и дыхание самой жизни и органы, чтобы дышать». Более того, Он дает дух, силу и способности разумной души для тех, кто ходит по ней. Это предпосылка к завету Бога, заключенному с Мессией, и поручению, данному Ему; ее цель не только показать, что Он обладал необходимой властью, чтобы заключить такой завет и дать такое поручение, что Он имел достаточно сил, чтобы поддержать Его, но и что замысел совершить искупление должен был поддержать честь Творца и восстановить верность и зависимость человека от Бога как своего Творца.
2. Заверения, которые Он дает Мессии о Своем присутствии с Ним во всех делах, сопутствующих исполнению этого поручения, весьма ободряют Его (ст. 6).
(1) Бог признает, что Мессия не присвоил самовольно Себе честь быть Посредником, а был призван Богом, что Он не присваивал незаконно Себе чужие права и не был узурпатором, а она была открыто передана Ему (Евр 5:4): «Я призвал Тебя в правду». Бог не только не причинил Ему зла, призвав к этому тяжелому служению (Тот добровольно предложил Себя для этого служения), но и поступил справедливо, заботясь о Своей чести и исполнении слова, которое Он изрек.
(2) Он обещает быть рядом и укреплять Его в этом деле, поддерживать Его руку в этом служении, чтобы она не поколебалась и не опустилась, и тем самым обещает поддерживать Его самого. Когда с неба был послан ангел, чтобы поддержать Мессию в Его страданиях, и Сам Отец был с Ним, тогда это обетование исполнилось. Отметьте: кого Бог призывает, тех Он признает и тем поможет, и Он будет поддерживать их руки.
3. Великие цели этого намерения говорят об обильном утешении, которое оно несет сынам человеческим. Мессия был поставлен в завет для народа как посредник или поручитель завета благодати, который целиком сосредоточился в Нем. Бог, дав нам Христа, добровольно отдал нам все благословения нового завета. Христос в Своем Евангелии принес языческому миру два прославленных благословения свет и свободу.
(1) Он дан как свет язычникам не только для того, чтобы явить им то, что они должны знать и чего в противном случае они не знали бы, но и для того, чтобы открыть их слепые глаза и они могли познать это. Своим Духом в слове Он представляет объект; Своим Духом в сердцах Он подготавливает орган. Когда пришло Евангелие, то пришел свет, великий свет для тех, которые сидели во тьме (Мф 4:16; Ин 3:19). Св. Павел был послан язычникам, чтобы открыть глаза им (Деян 26:18). Христос свет миру.
(2) Он послан, чтобы возвестить свободу пленным, как сделал Кир, чтобы узников вывести из заключения: не только для того, чтобы открыть двери темницы и дать им возможность выйти оттуда (это все, что мог сделать Кир), но чтобы вывести, склонить и дать им возможность воспользоваться этой свободой; все это могли сделать лишь те, кого побуждал Дух Божий. Это же делает Христос Своей благодатью.
II. Утверждение и подтверждение этого дара. Чтобы мы были уверены в его законности, задумайтесь (1) о власти Того, Кто дал обетование (ст. 8): «Я Господь, это Мое имя»; именно этим именем Он дал о Себе знать, когда начал исполнять обетование, данное патриархам, в то время как раньше Он являл Себя именем Бог Всемогущий (Исх 6:3). Если Он Господь, дающий существование и рождение всему сущему, то Он даст существование и рождение этому обетованию. Если Его имя Иегова, которое говорит о Нем как о единственном Боге, тогда мы можем быть уверены, что Его имя ревнитель и Он не отдаст Своей славу другому, кто бы ни соперничал с Ним, особенно истуканам. Он пошлет Мессию открыть людям глаза, отвернуть их от служения немым идолам и привлечь их служить живому Богу, ибо хотя Он долго смотрел сквозь пальцы во времена невежества, но сейчас поддержит Свое исключительное право и не отдаст Своей славы истуканам. Он исполнит Свое слово, так как не захочет потерять славу быть верным ему, и не будет обвинен во лжи поклоняющимися лживым богам. Он освободит Свой народ от власти идолопоклонников, ибо похоже, что Он отдал Свою славу истуканам, позволив, чтобы поклоняющиеся Ему поклонялись идолам.
(2) Об исполнении обетований о Своей Церкви, данных Им раньше, которые являются доказательством истинности Его слова и милости, оказанной Его народу (ст. 9): «Вот, предсказанное прежде сбылось»; до сих пор Господь помогал Своей Церкви, поддерживал ее в прежних бременах, помогал в стесненных обстоятельствах; Он делал это, исполняя обещания, данные отцам. Не осталось неисполненным ни одного слова (3Цар 8:56). « А теперь новое Я возвещу. Сейчас Я дам новые обещания, которые безусловно будут исполнены в свое время, как были исполнены старые; Я облагодетельствую вас новыми благодеяниями, которые не оказывал раньше. Вы в изобилии имели ветхозаветные благословения, а теперь Я возвещаю благословения Нового Завета: они говорят не о плодородной стране и владычестве над соседями, а о духовных благословениях в небесах. Прежде нежели оно произойдет в проповеди Евангелия, Я возвещу вам в прообразах и образах прежних событий». Отметьте: факт получения прежних милостей может ободрить нас надеяться на получение милостей в будущем, ибо Бог постоянен в Своей заботе о Своем народе и Его сострадание не стареет.
III. Песнь радости и хвалы, которую в связи с этим нужно воспевать для славы Бога (ст. 10): «Пойте Господу новую песнь, песнь Нового Завета». Дав Христа, чтобы Он был светом для язычников (ст. 6), Бог совершил новое действие, весьма поразительное. Апостол говорит об этом как о тайне, которая в прежние века не была известна в том виде, в котором явлена сейчас: чтобы и язычникам быть сонаследниками (Еф 3:5−6). Теперь Бог возвестил о новом действии, и новая песнь, которая требовалась в связи с этим событием, говорила о том, что в то время как в древние времена песни Господу в основном пелись только в храме в Иерусалиме (псалмы Давида были написаны на еврейском языке и пелись только в их стране, ибо, находясь в стране чужой, они повесили свои арфы на вербы и не могли петь песни Господни, о чем мы читаем в Пс 136:2−4), теперь песни святой радости и хвалы должны воспеваться по всему миру. Языческие народы наряду с евреями будут пользоваться благословениями Нового Завета, поэтому они присоединятся к их новозаветной хвале и поклонению. Среди языческих народов будут построены церкви, и они будут воспевать новую песнь. Этим понятием часто предсказывалось обращение язычников, что следует из Рим 15:9−11. Здесь обещано, что хвала Божьей благодати будет воспеваться с радостью и благодарностью (1) теми, кто живет на концах земли, в странах, наиболее удаленных от Иерусалима. От края земли мы слышим песнь (Ис 24:16). Это исполнилось, когда христианство насаждалось на нашей земле.
(2) Моряками и купцами, плавающими по морю, которые трудятся в великих водах и добывают богатства моря; тем самым они делают себя полновластными хозяевами всего, что в море, и прославят справедливо за это Бога, ибо все Его (Пс 23:1; 94:5). Евреи не много торговали морем, и поэтому если хвала Богу будет воспеваться теми, кто плавает по морю, то это должны быть язычники. Отправляющиеся морем призваны славить Бога (Пс 106:23).
(3) Островами и живущими на них (ст. 10,12). Да воздадут Господу славу на островах, на островах языческих, ссылаясь, возможно, на острова Греции.
(4) Пустыней и городами ее и селениями, где обитает Кидар. Эти места расположены на восток от Иерусалима (в то время как острова на западе), и поэтому евангельские песни будут воспеваться от восхода солнца до его захода. Весь языческий мир похож на остров, отрезанный от общения с Божьей Церковью, и похож на пустыню, не возделанную и не приносящую плода Богу, но теперь острова и пустыня прославят Бога.
(5) Живущими на скалах и теми, кто живет на вершинах гор не только язычниками, но самыми бедными, ничтожными и презренными людьми, живущими в бедных жилищах, как и теми, кто обитает в городах и селениях. Евангелие сделает цивилизованными самых грубых и жестоких людей, каковыми часто оказываются горцы. Или же под живущими на скалах могли подразумеваться жители той части Арабии, которая называлась Петра скалистая. Возможно, соседние страны разделяли радость израильтян, когда те вернулись из Вавилона, и некоторые из них пришли и присоединились к их хвале. Но мы не находим, чтобы это происходило в такой степени, которая бы полностью соответствовала этому прославленному пророчеству, и поэтому приходим к заключению, что оно касается более отдаленных времен и будет исполнено тогда, когда исполнятся многие другие пророчества о радости Нового Завета при обращении язычников в веру Христа. Они будут приведены в Церковь, чтобы воздать славу Господу; тогда они станут Его именем и хвалой и сделают своей основной задачей Его прославление. Он будет прославлен в них и ими.
Стихи 13−17. Все зависит от того, рассматриваем ли мы эти стихи (подобно некоторым) как песнь, которую должен будет воспеть языческий мир, или как пророчество о том, что Бог совершит, создав условия для того, чтобы воспели эту песнь эту новую евангельскую песнь.
I. Он более, чем когда-либо, явится во всей Своей силе и славе. Так было при проповеди Его Евангелия, когда божественная сила и энергия сопутствовали ему и оно имело поразительный успех, свергнув твердыни сатанинские (ст. 13−14). Он долго молчал, терпел, удерживался, оставляя времена неведения (Деян 17:30), и попустил всем народам ходить своими путями (Деян 14:16), но теперь Господь выйдет, как исполин, как муж браней, чтобы атаковать царство сатаны и нанести ему смертельный удар. Именно так представлено выступление Евангелия (Откр 6:2). В нем Христос выступает завоевателем и побеждает. Служение апостолов названо бранью, и они были воинами Иисуса Христа. Он возбудит ревность, явится более ревностным, чем когда-либо, ради славы Своего имени и противостоя идолопоклонству.
1. Он воззовет в проповеди Своего слова, будет кричать, как рожающая, ибо служители Христа проповедуют, как мужи ревностные, вновь пребывающие в муках рождения, пока не отобразится Христос в душах народа (Гал 4:19). Он воззовет и поднимет воинский крик, говоря о евангельских скорбях, которые ужаснее, чем рев льва, и о которых нужно проповедовать наряду с евангельскими благословениями, чтобы пробудить спящий мир.
2. Он победит силой Своего Духа: Он одолеет врагов Своих, и сделает их друзьями (Кол 1:21). Он победит тех, кто противоречит и хулит Его Евангелие, чтобы заставить их молчать и пристыдить. Он разрушит и сразу поглотит всю оппозицию сил тьмы. Сатана падет, как молния с небес, и имеющий державу смерти будет уничтожен. Как прообраз и символ этих событий, для того чтобы приготовить путь для искупления евреев из Вавилона, Бог смирит гордых, сокрушит силу их угнетателей и в одно мгновение разрушит и поглотит вавилонскую монархию. Завершая истребление Вавилона с помощью персидской армии под командованием Кира, Он опустошит горы и холмы, Он уничтожит страну и всю траву их иссушит. Армия, как обычно, либо добывает продовольствие, либо уничтожает его; прокладывая плавучие мосты через реки, они превращают их в острова, высушивая болота и низины, они прокладывают путь для своей армии; Он осушит озера. Подобным образом, когда Евангелие начнет проповедоваться, для него будет расчищен путь, и то, что препятствовало его продвижению, будет убрано с пути.
II. Он явит Свое благоволение и благодать тем, чей дух Он побудил следовать за Ним, как в Книге Ездра 1:5. Он покажет путь на Сион тем, кто спрашивал его, и поведет по нему (ст. 16). Кто по природе был слеп, кто под воздействием обличений во грехе и гневе оказался в недоумении, не зная, что делать, тех Он поведет дорогою, которой они не знают, покажет путь, ведущий к жизни и блаженству через Иисуса Христа, Который есть путь; Он будет вести их по этому пути, о котором они раньше не знали. Подобным образом при обращении Павел вначале был поражен слепотой, а затем Бог явил Своего Сына, и тогда пелена спала с его глаз. Они слабы в знании, и истины Божьи вначале кажутся им непостижимыми, но Бог мрак сделает светом перед ними и знание станет легким для них. Они слабы в исполнении своего долга, заповеди Бога кажутся им невыполнимыми, и непреодолимые трудности лежат на пути их послушания, но Бог сделает кривые пути прямыми; их путь будет прямым, а ярмо легким. Кого Бог приводит на легкий путь, того Он будет вести по нему. В качестве прообраза Он поведет евреев, когда они будут возвращаться из плена, по приготовленной дороге обратно в свою землю, и ничто не будет усложнять им путь или препятствовать в этом путешествии. Бог совершит эти дела и милости эти великие дела и великие милости; но чтобы никто не говорил: «Они слишком велики и милостивы, чтобы ожидать их от Бога в адрес такого не заслуживающего их народа, как евреи, и такого не заслуживающего их мира, каким был языческий мир», Он добавляет: «Вот что Я сделаю для них, Я даю слово, что сделаю, и не оставлю их»; Тот, Который начал являть им эту великую милость, продолжит и сотворит для них благо.
III. Он, в частности, постыдит тех, кто держится за своих идолов, несмотря на попытки проповедовать им Евангелие, чтобы отвратить их от идолов (ст. 17): «Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов». Жители Вавилона, увидев, как евреи, презиравшие их идолов, признаны и освобождены Богом, Которому они поклонятся без истуканов, и язычники, увидев, как идолопоклонники падают перед проповедью Евангелия, должны рассеяться, как тьма перед солнечным светом, и растаять, как снег перед теплом. Им будет стыдно, что они говорили своим истуканам: «Вы наши боги», ибо как могут помочь своим поклонникам те, кто не может помочь себе и спасти себя от презрения других? Во времена реформации, когда многие обратились от нечестия, грех, от которого отказалось большинство, стал непопулярным, поэтому есть надежда, что те, кого нельзя изменить другим способом, изменятся, задумавшись о том, что им придется стыдиться его.
Стихи 18−25. Пророк, возвещавший утешение и ободрение верующим евреям, ожидавшим утешения для Израиля, в этих стихах обращается к присутствующим среди них неверующим, чтобы обличить и смирить их. Среди евреев, оказавшихся в плену в Вавилоне, были некоторые, подобные худым смоквам в видении Иеремии, посланным на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу (Иер 24:9). Они были прообразом евреев, отказавшихся от Христа; Он также отказался от них; и тогда они подверглись еще большему проклятию, ибо были сломлены, уничтожены и остаются рассеянными до сего дня, в то время как верующие наследовали благословение. Обратите внимание:
I. На призыв, данный этому народу (ст. 18): «Слушайте, глухие, внимательней прислушайтесь к радостному звуку; смотрите, слепые, чтобы видеть радостный свет». В этом повелении нет нелепости; оно не противоречит мудрости и милости Бога, словно Он призывает нас делать то добро, совершить которое само по себе мы не в состоянии; ибо если бы люди не совершали ошибок, то могли бы применять природные силы, чтобы делать добра больше, чем они делают, и могли бы иметь сверхъестественную благодать, хотя в то же время трудятся, испытывая нравственное бессилие совершать добро. Этот призыв к глухим слушать и к слепым видеть подобен повелению, данному человеку с иссохшей рукой, протянуть ее; хотя он не мог этого сделать, так как она иссохла, тем не менее, если бы он не попытался сделать этого, то не исцелился бы, и поэтому его исцеление нельзя приписывать его личным способностям, а лишь божественной силе.
II. На то, как они характеризуются (ст. 19−20): «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой!» Еврейский народ по исповеданию был рабом Божьим, а его священники и старейшины Его вестниками (Мал 2:7), но они были глухими и слепыми. Предыдущий стих можно рассматривать как касающийся языческих идолопоклонников, которых Бог называет глухими и слепыми, так как они поклоняются таким же богам. «Но, говорит Он, неудивительно, что вы глухи и слепы, раз Мой собственный народ так же плох, как вы, и многие из него предались идолопоклонству».
1. Он жалуется на их тупость они слепы, на их упрямство они глухие. Они были даже хуже язычников. Corruptio optimi est pessima наилучшее, подвергшись тлению, становится наихудшим. «Кто так упрям, так опозорен, слеп и глух, как Мой раб и Мой вестник, как Иаков раб Мой (Ис 41:8), как его пророки и учителя Мои вестники? Кто так же слеп, как тот, кто исповедует и притязает на совершенство, кто может больше приблизиться к совершенству, чем другие народы, их священники и пророки? Одни провозглашают лживые пророчества, другие учреждают правила, соответствующие их средствам, кто слеп так же, как те, кто не видит свет, который светит ему в лицо?» Отметьте:
(1) довольно часто приходится сталкиваться с печальным фактом, когда исповедующие себя Божьими рабами и вестниками оказываются слепыми и глухими в духовных вопросах, невежественными, заблуждающимися и очень беспечными.
(2) Слепота и глухота в духовных вопросах хуже проявляется в тех, кто исповедует себя Божьими рабами и вестниками, чем в других. Именно они тем самым особенно грешат, позорят и бесчестят Бога, призывая на себя наибольшие проклятия.
2. Пророк продолжает (ст. 20) описывать слепоту и упрямство еврейского народа так же, как наш Спаситель описывал его в Свое время (Мф 13:14−15): «Ты видел многое, но не замечал». Толпы людей гибнут из-за недостаточной внимательности к тому, чего они не могли не видеть; они погибают не из-за неведения, а из-за беспечности. Евреи во время нашего Спасителя видели много доказательств Его божественной миссии, но не обращали на них внимания; похоже, они открыли уши, чтобы слушать Его, но не слышали, то есть они не были внимательны, не понимали или же не верили, не повиновались и это все равно что не слышали.
III. На заботу, которую Бог, несмотря на их слепоту и глухоту, проявит, чтобы почтить Свое собственное имя, особенно Свое слово, которое Он возвеличивает превыше всех Своих имен. Неужели неверность их и упрямство уничтожит обетование Бога? Никак (Рим 3:3−4 англ. пер.). Нет, хотя они слепы и глухи, но Бог не потеряет Своей славы (ст. 21): «Господу угодно было ради славы Своей (англ. пер.)»; Он был недоволен их грехом, но хотел явить Свою праведность, отказав им за их отказ от великого спасения. Он говорит как довольный человек: «О, удовлетворю Я Себя над противниками Моими (Ис 1:24); Я удовлетворюсь (Иез 5:13)». Писание исполнится изгнанием евреев и призванием язычников и этим Господь удовлетворится. Он возвеличит закон (божественное откровение во всех его составляющих) и прославит его. Закон заслуживает почитания, а его истины велики; и если человек не возвеличит его своим послушанием, то Бог возвеличит его, наказывая непокорных за непослушание. Он возвеличит закон, исполнив то, что написано в нем, Он возвеличит его власть, его эффективность, его справедливость. Он сделает это в конце, когда все люди будут судимы по закону свободы (Иак 2:12). Он совершает это каждый день. Что еще Бог совершает в этом мире, как не возвеличивает и прославляет закон?
IV. На бедствия, которые Бог навлечет на еврейский народ за их сознательную слепоту и глухоту (ст. 22). Они разорены и разграблены. Кто отказался раскаяться и реформироваться в Вавилоне, тот приговорен к вечному плену. Именно за грехи они были лишены всего, чем владели: не только в своей земле, но и в стране их врагов. Одни из них были связаны в подземельях, а другие сокрыты в темницах. Они не могут помочь себе, ибо связаны. Друзья не могут помочь им, ибо они спрятаны, а враги забыли о них в тюрьмах. Они сами и все, что они имеют, сделалось добычей их врагов, и никто не может освободить их с помощью силы или дав выкуп, никто не осмелится сказать гордым угнетателям: «Отдай назад!» Там они находятся и, похоже, будут находиться. Это полностью исполнилось, когда еврейский народ был окончательно истреблен римлянами, которых привел Бог за отказ Своего народа принять Евангелия Христа.
V. На совет, данный им для облегчения страданий, ибо хотя их ситуация была печальной, но не отчаянной.
1. В основном все они глухи; они не слышат гласа слова Божьего. Поэтому Он использует для них Свой жезл и посмотрит, кто из них приклонил к этому ухо (ст. 23). Мы не должны отчаиваться в адрес тех, кого увещевали в течение долгого времени; некоторые из них в конце концов могут приклонить ухо и прислушаться. Если один метод неэффективен, то другой может оказаться действенным и у грешников не будет оправдания. Обратите внимание:
(1) Все мы, если желаем, можем услышать голос Бога; нас позвали и пригласили послушать.
(2) Следовало бы спросить, кем являются те, кто воспринимает слова Бога, обращенные к ним, и желает услышать Его.
(3) Среди многих, кто слышит голос Бога или воспринимает его, лишь немногие слушают со вниманием, применяя к себе.
(4) Слушая слово, мы должны взирать на грядущие времена. Мы должны слушать для будущего, чтобы знать, что произойдет с нами до того, как мы окажемся в могиле, особенно чтобы знать о вечности. Мы должны слушать слово, имея в виду иной мир.
2. Совет таков:
(1) признать руку Божью в своих страданиях и, кто бы ни был инструментом, взирать на Него, как на основную действующую силу (ст. 24): «Кто предал Иакова и Израиля народы, которые раньше имели такую значительную часть на небесах и большие владения на земле, на разорение грабителям, как сейчас они отданы вавилонянам и потом римлянам? Не Господь ли? Вы знаете, что Он; тогда задумайтесь об этом и услышьте Его голос в этих судах».
(2) Признать, что они сами спровоцировали Бога оставить их и навлекли все эти бедствия на самих себя.
[1] Вначале они были поражены этими наказаниями за свое непослушание законам Божьим: «Это против Него мы согрешили». Здесь пророк причисляет себя к грешникам, как в Дан 9:7−8: «Мы согрешили пред Тобою; мы все принесли топливо для этого огня; и среди нас были те, кто упрямо отказывался ходить Божьими путями». Иаков и Израиль никогда не были бы отданы грабителям, если бы своими беззакониями не продали себя. Поэтому, так как они нарушили заповеди закона, Бог навел на них проклятия закона; Он не оставил их, а излил на них ярость гнева Своего и лютость войны, все опустошения, сопутствующие войне, которая окружила их пламенем со всех сторон, ибо Бог окружает нечестивых Своими благоволениями. Посмотрите на силу Божьего гнева: ему невозможно противостоять и от него невозможно убежать. Посмотрите, какое зло причиняет грех: он провоцирует Бога гневаться на Свой народ и таким образом поджигает всеобщий разрушительный пожар.
[2] Эти суды продолжались за то, что они оставались бесчувственными и неисправимыми под воздействием жезла Божьего. Пламя Божьего гнева зажглось над ними, но они не примечали и не осознали этого, они не обращали внимания на суды, по крайней мере, не видели в них руку Божью. Более того, оно горело у них, и хотя они не могли не знать и не чувствовать его, но не уразумели этого сердцем, не пробудились от яростных обличений в свой адрес, и те не оказали на них должного воздействия. Кто не смиряется под воздействием незначительных судов, тот должен ожидать больших, ибо когда Бог судит, то Он победит.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 42 глава