В данной главе Бог через пророка, как и ранее:
(I) Продолжает ободрять Свой народ, заверяя в великих благословениях, которые Он хранит для него после возвращения из плена. Они являются прообразом намного более обильных благословений, которые евангельская Церковь Его духовный Израиль разделит во дни Мессии. Тем самым Он доказывает, что является единственным Богом среди остальных притворщиков (ст. 1−8).
(II) Разоблачает тупость и поразительное безрассудство идолопоклонников и изготовителей идолов (ст. 9−20).
(III) Утверждает и подтверждает заверения, данные Своему народу, о великих благословениях, зарождает радость и надежду в вере на их обретение (ст. 21−28).
Стихи 1−8. В этих стихах во всей полноте явлены две великие истины:
I. Народ Божий счастливый народ, особенно благодаря завету, заключенному между ними и Богом. Народ Израиля был таковым в качестве прообраза евангельского Израиля. Их блаженство заключалось в трех факторах:
1. В их особых взаимоотношениях с Богом согласно завету (ст. 1−2). В этих стихах Израиль назван Йешурун килип) праведник (англ. пер.); ибо лишь такие, как Нафанаил, являются истинными израильтянами, в которых нет лукавства, и лишь они будут иметь привилегии этих обетований. Иаков и Израиль в заключительной части предыдущей главы были представлены народом, весьма раздражающим и омерзительным, вызывающим гнев у Бога, уже преданным заклятию и на поругание. Но похоже, сострадание Бога стремится к нему и покаяния народа побудили Его к милости несмотря на все возникшие поводы к вражде: «А ныне слушай, Иаков, раб Мой Ты и Я мы вновь станем друзьями». Бог сказал (Ис 43:25): «Я Сам изглаживаю преступления твои, которые породили это расстояние; и когда препятствия будут удалены, тогда потоки милости вновь потекут по прежнему каналу». Прощение греха открывает доступ всем другим благословениям завета. «То и это Я сделаю для них», говорит Бог (Евр 8:12), потому что Я буду милостив к неправдам их». Поэтому слушай, Иаков, эти утешительные слова, поэтому не бойся, Иаков! Не бойся своих проблем, ибо благодаря прощению греха их свойство также меняется. Взаимоотношения, в которых они состоят с Богом, весьма ободряют.
(1) Они — Его рабы; и тех, кто служит Ему, Он признает, будет поддерживать и следить, чтобы им не было причинено зло.
(2) Они Его избранники, и Он будет терпеть их согласно Своему выбору; Он знает Своих, и тех, кого избрал, Он берет под особую защиту.
(3) Они — Его творения. Он создал их и дал им жизнь; Он образовал их и придал им форму; Он своевременно начал работать с ними, ибо образовал их от утробы матерней; и поэтому Он поможет им преодолеть трудности и поможет в служении.
2. В благословениях, которые, согласно завету, принадлежали им и их потомкам (ст. 3−4).
(1) Кто ощущает свои духовные нужды и недостаточность творений, чтобы восполнить их, те получат обильное удовлетворение в Боге: «Я изолью воды на жаждущее, на тех, кто жаждет праведности; они будут насыщены. Вода изольется на тех, кто искренне желает иметь духовные благословения превыше всех чувственных наслаждений.
(2) Кто бесплоден, как сухая земля, тот будет напоен благодатью Бога, потоками этой благодати, и Сам Бог тому дарует умножение. Какой бы сухой ни была почва, у Бога есть потоки благодати, чтобы напоить ее.
(3) Вода, которую изольет Бог, это Его Дух (Ин 7:39), Бог изольет Его без меры на семя, которое есть Христос (Гал 3:16), а мерой на потомство верных, на все молящееся и сражающееся семя Иакова (Лк 11:13). Вот великое новозаветное обетование о том, что Бог, послав Своего раба Христа и поддержав Его, пошлет и Свой Дух, чтобы Он поддерживал нас.
(4) Этот дар Святого Духа величайшее благословение, щедрое излияние Которого Бог хранит для последних дней: «Я изолью Дух Мой, то есть благословение Мое», ибо где Бог дает Свой Дух, там Он даст все остальные благословения.
(5) Это хранится для потомков или отпрысков Церкви, ибо завет благодати гласит: «Я буду Богом твоим и потомков твоих». Всем, кто подобным образом сделан сопричастником привилегий усыновления, Бог даст дух усыновления.
(6) Поэтому будет наблюдаться великое умножение Церкви. Так она распространится до отдаленных мест. Так она увеличится и сохранится для отдаленных времен: «Они будут расти так же быстро, как ивы при потоках вод», и во всем, что добродетельно и заслуживает похвалы, они будут отличаться и превосходить всех окружающих, как ивы возвышаются над травой, среди которой они растут (ст. 4). Отметьте: великое блаженство для Церкви и великое наслаждение для благочестивого человека видеть подрастающее поколение подающим надежды и многообещающим. Так и будет, если Бог изольет на них Свой Дух благословение благословений.
3. Согласие исполнять свою часть завета, которое они с радостью дадут (ст. 5). Когда евреи вернутся из плена, то они обновят свой завет с Богом (Иер 50:5), в частности откажутся от идолов (Ос 14:2−3,8). Подобным образом отступники должны покаяться и сделать эту первую работу. Многие из внешних присоединятся к ним, побуждаемые славным явлением Бога, выступившего за них (3ах 8:23; Есф 8:17). И они скажут: «Мы Господни» и назовутся именем Иакова, ибо один закон и один завет для пришельца или природного жителя земли той. Несомненно, это касается более отдаленного времени, обращения язычников, когда их толпы после излияния Духа и вознесения Христа присоединятся к Господу и приложатся к Церкви. Этих обращенных, одного и другого, которых много, разного положения и из разных народов будут радостно приглашать к Богу (Кол 3:11). Когда один сделает это, тогда другой по его примеру испытает побуждение сделать то же, а затем третий. Так ревность одного может побудить многих.
(1) Они подчинятся Богу; люди не будут поступать во имя остальных, а каждый за себя скажет: «Я Господень; Он имеет неоспоримые права руководить мною, и я подчиняюсь Ему, всем Его заповедям и распоряжениям. Я принадлежу и буду принадлежать только Ему, принадлежать всецело, вечно, буду содействовать Его интересам и Его славе; в жизни и в смерти я буду принадлежать Ему».
(2) Они смешаются с народом Божьим, назовутся именем Иакова, забывая свой собственный народ и дом своих отцов, желая иметь характер и облачение Божьей семьи. Они будут любить весь народ Божий, объединятся с ним, подадут правую руку общения, будут придерживаться их образа жизни, искать блага для Церкви в общем и для всех ее членов в отдельности, они будут желать, чтобы их жребий был вместе с народом Божьим при любых обстоятельствах.
(3) Они будут делать это очень торжественно. Некоторые из них напишут рукою своею: «Я Господень»: так для подтверждения сделки человек прикладывает к документу свою руку, подтверждая свое действие. Чем больше мы подтверждаем свой завет с Богом, тем лучше (Исх 24:7; Нав 24:26−27; Неем 9:38). Быстрее свяжешь — быстрее найдешь.
II. Так как Израиль Божий счастливый народ, то Бог Израиля великий Бог, Он единственный Бог. Это так же, как и предыдущие слова, дарует обильное удовлетворение всем верующим в Него (ст. 6−8). Здесь обратите внимание на славу Бога и наше утешение.
1. Бог, в Которого мы верим, обладает непреложным владычеством и непреодолимой силой. Он Господь Иегова, самосуществующий и самодостаточный; Он Господь Саваоф, Господь всех воинств небесных и земных, ангелов и людей.
2. Он состоит во взаимоотношениях и заботится о Своей Церкви. Он Царь Израиля и Искупитель его; Он является его Искупителем на том основании, что Он его Царь, а для того, кто считает Бога своим Царем, Он будет Искупителем. Когда Бог утверждает, что Он единственный Бог, то Он возвещает Себя Богом Израиля, чтобы Его народ получил ободрение держаться Его и ликовать в Нем.
3. Он вечен: Он первый и Он последний. Он — Бог от вечности, до того как появились миры, и Он будет таким до самой вечности, когда мира уже не будет. Если бы не было Бога, сотворившего все, то ничего не было бы; и если бы не было Бога, Который все поддерживает, то вскоре все вновь распалось бы. Он все во всем, Он первопричина, от которой все появилось, и Он конец, к которому все стремится и для которого все существует (Рим 11:36) Альфа и Омега (Откр 1:11).
4. Он единственный Бог (ст. 6): «Кроме Меня нет Бога». Есть ли Бог кроме Меня? (ст. 8). Мы обратимся к величайшим ученым. Приходилось ли им во всех своих книгах сталкиваться с кем-либо другим? Обратимся к тем, кто лучше всех ознакомлен с этим миром. Приходилось ли им встречаться с кем-либо другим? Есть много богов (1Кор 8:5−6), называемых богами, фальшивых богов, но есть ли помимо нашего Бога кто-нибудь безграничный и вечный, который сотворил мир, был защитником и покровителем всего творения, кто для своих поклонников сделал то же самое, что Он для Своих? «Вы Мои свидетели. Я был верхом совершенства для вас. Вы испытали других богов; так нашли ли вы среди них хоть одного вседостаточного для вас или подобного Мне? Нет, кроме Меня нет Бога»; нет другой твердыни помимо Иеговы, которая могла бы послужить основанием, чтобы на нем строить, основанием для прибежища, чтобы туда убежать. Бог твердыня; их твердыня не такова, как наша Твердыня (Втор 32:4,31, англ. пер.). «Никакой не знаю», словно Он сказал: «Я никогда не встречался с тем, кто предложил бы Мне посостязаться с ним или осмелился оспаривать свои претензии в честном испытании. Если бы я знал кого-либо, кто мог бы помочь вам лучше, чем Я, то посоветовал бы обратиться к нему, но Я никого не знаю». Нет Бога, кроме Иеговы. Он безграничен, и потому не может быть другого; Он вседостаточен, и поэтому другой не нужен. Эти слова предназначены для подтверждения упования народа Божьего на обетования о его избавлении из Вавилона и для исцеления их от идолопоклонства; когда страдания совершат свою работу, они будут удалены. Им напоминают о первой и великой статье их вероисповедания, о том, что Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4). И поэтому (1) они не должны надеяться на других богов. Тот, на кого светит солнце, не нуждается в луне или звездах, как и в свете от собственного огня.
(2) Им не нужно бояться иных богов. Их Бог имел больше возможностей сделать им добро, чем все ложные и поддельные боги их врагов имели возможность причинить им зло.
5. Никто, кроме Него, не мог предсказать эти грядущие события, о которых сейчас Бог через пророка известил мир, за 200 лет до того, как они свершились (ст. 7): «Кто как Я расскажет и призовет Кира в Вавилон? Кто еще, кроме Бога, может призвать эффективно и кто имеет всякое творение и всякое сердце всецело в Своем распоряжении? Кто возвестит, как это будет, и кто это совершит, как Я это делаю?» Более того, Бог идет дальше; Он не только видит все события в определенном порядке, ибо заранее знает о них, но и располагает их в порядке, как единственный, кто управляет и направляет их. Может ли кто-либо другой сделать то же? Он всегда все располагает в определенном порядке согласно Своей воле с того времени, как устроил народ древний, народ Израиля, который мог предоставить более правдивое и истинное описание древней истории своего народа, чем любой другой народ в мире. С того времени Он повелел, чтобы этот народ был Его особым народом; Его провидение особым образом касалось их, и Он заранее предсказал им события, которые произойдут с ними: их рабство в Египте, их избавление из рабства и поселение в Ханаане. В божественных предсказаниях все было расположено в порядке, как и в божественных планах. Мог ли кто-либо другой сделать то же самое? Разве мог кто-либо другой так же заботиться о них? Он призывает притворщиков объявить, какие события грядут в будущем: «Пусть, если могут, назовут имя человека, который разрушит Вавилон и освободит Израиль? Более того, если они не могут предсказать нам будущее, то пусть скажут нам наступающее, то, что близко и скоро произойдет. Пусть скажут, что произойдет завтра; но они не могут этого; поэтому не бойтесь и не страшитесь их. Какое зло они могут причинить вам? Как они могут препятствовать вашему освобождению, если Я сказал вам, что оно совершится в свое время, и торжественно возвестил об этом?» Отметьте: кто имеет слово Божьего обетования и уповает на него, тому не нужно бояться никаких враждебных сил или планов.
Стихи 9−20. Часто раньше Бог через пророка упоминал о безрассудстве и непонятной тупости идолопоклонников, но здесь Он подробно рассматривает этот вопрос, детально и во всей полноте подвергает их презрению и высмеивает. Цель данного рассуждения:
(1) Вооружить народ Израиля против сильного искушения поклоняться идолам, которому они подвергнутся, находясь в плену в Вавилоне, соответственно обычаям этой страны (проживая далеко от города, где они участвовали в святых собраниях) и ради угождения нынешним своим господам и хозяевам.
(2) Исцелить их от склонности к идолопоклонству: греха, который с особой легкостью овладевал ими и из-за которого они были посланы в Вавилон. Как жезл Божий используется для того, чтобы усилить слово, так и слово используется для пояснения действия жезла, чтобы глас обоих был слышен и вызвал ответную реакцию.
(3) Вооружить их словами, которые они могли бы сказать в ответ своим надсмотрщикам-халдеям. Когда их будут оскорблять и спрашивать: «Где Бог ваш!», они могут в ответ спросить: «Кто ваши боги!»
(4) Избавить их от страха перед богами своих врагов, ободрить уповать на своего Бога и верить, что Он обязательно выступит против тех, кто так позорно, как они, соперничает с Ним за престол. Для обличения идолопоклонников в данных стихах:
I. Звучит призыв к ним очистить себя, если это возможно, от обвинения в самом позорном безрассудстве и вообразимой глупости (ст. 9−11). Они напрягают свой разум, чтобы изобрести, а свои руки, чтобы изготовить истуканов, и называют их вожделеннейшими; они очень любят их и многого ожидают от них. Отметьте: из-за порочности человеческой природы то, что должно было вызывать в них отвращение, становится желанным и вожделеннейшим, но особенно далеко в своем помутнении рассудка заходят те, для кого то, что представляет собой пищу и топливо для душевного расстройства, является самым желанным.
1. Мы говорим им, что все, поступающие так, ничтожны; они обманывают самих себя и друг друга, а также лгут тем, для кого делают этих истуканов.
2. Мы говорим им, что вожделеннейшие их не приносят никакой пользы или какой-либо выгоды тем, кто наслаждается ими; они не могут ни обеспечить их благами, ни защитить от зла. Идолы не приносят никакой пользы, а поклоняющиеся им не приобретут ничего, оказывая им почитание.
3. Мы задаем себе вопрос, не глупо ли ожидать каких-либо благ от богов собственного изготовления: «...они сами себе свидетели, свидетельствуя против себя»; и если бы они позволили своему разуму быть честным в этом вопросе, то увидели бы, что они слепы и невежественны, раз так поступают. Они не видят и не разумеют и поэтому должны признать, что будут посрамлены. Если бы люди были честными к своим личным убеждениям, то в обычных ситуациях мы могли бы быть уверены в их обращении, в частности в обращении идолопоклонников, ибо кто сделал бога? Кто, как не безумный человек, лишенный разума, мог придумать сделать бога, создав которого он считался бы его творцом?
4. Мы призываем их защищать свое дело с уверенностью и убежденностью. Если кто-либо имеет наглость сказать, что он сделал бога, то в том случае, если все участвующие соберутся вместе и заявят, какую работу каждый из них сделал для изготовления этого бога, им станет стыдно за обман, которым они опутывают себя; и они будут смеяться в кулак над теми, кого обманули, ибо и художники, сделавшие этих богов, из людей, слабых и бессильных, и поэтому они не могут создать личность всемогущую, как не смогут без стыда притязать на это. Пусть все они соберутся: такие, как Димитрий и другие художники, чтобы поддержать свою угасающую торговлю; пусть станут на защиту своего дела и сделают все, что в их силах, взявшись за руки; но они устрашатся, приступив к этому делу как люди, осознающие слабость и порочность собственного дела, и все будут постыжены за свой поступок, не только тогда, когда явятся поодиночке, но и когда придут вместе, надеясь поддержать друг друга. Отметьте: идолопоклонство и нечестие два порока, за которые человеку справедливо придется краснеть, если он встанет на их защиту.
II. Детальный рассказ о процессе изготовления богов; нет необходимости глубже вникать в него, а достаточно описать его.
1. Люди, участвующие в нем, ремесленники и торговцы, совершающие самый простой труд, которых вы наняли бы для изготовления утвари для сельского хозяйства, телег или плуга. Для этого необходим кузнец, который работает на угольях; это тяжелая работа, ибо он трудится сильною рукою до тех пор, пока становится голоден и бессилен; так страстно желает он сделать эту работу и так торопятся поручившие ему эту работу получить ее. Он не позволяет себе уделить время, чтобы поесть или попить, ибо не пьет воды и поэтому изнемогает (ст. 12). Возможно, религиозный предрассудок не позволял ремесленнику пить и есть, пока он изготавливал бога. Пластины, которыми кузнец должен покрыть идола, или любую работу, связанную с железом, он обделывал молотами, и делает он все очень точно в соответствии с данной ему моделью. Затем приходит плотник, который также прикладывает много труда и стараний для выполнения работы по дереву (ст. 13). Он приносит свой ящик с инструментами, ибо все они понадобятся для работы: «Он протягивает линию по куску дерева, делает на нем очертание, где нужно обрезать, а где оставить; он обделывает его резцом или полирует: вначале сильно, а затем поменьше; он округляет его, чтобы придать нужный размер и форму; получается то, что ему нравится.
2. Он придает ему форму человека бедного, слабого и умирающего творения, но придает ему самые благородные черты, с которыми приходилось встречаться; и раз это вещь его собственного изготовления, то она очень нравится ему и он хотел бы обеспечить ее наилучшей репутацией. Он делает из него образ человека красивого вида, имеющего привлекательные пропорции, с теми же очертаниями, которые составляют красоту человека, но они абсолютно неспособны представить красоту Господа. Бог оказал великую честь человеку, когда, из уважения к силе и способностям его души, сделал его по подобию Своему; но человек в высочайшей степени бесчестит Бога, изготовляя Его с учетом частей человеческого тела, по подобию человека. Невозможно искупить оскорбление, как и угодить Богу, взяв наикрасивейших сынов человеческих в качестве оригинала для изготовления Его копии, придавая Ему наивысшую красоту человека, которую только можно представить; ибо когда в образ человека красивого вида облачают Того, Кто является безграничным Духом, то для Него это уродство и унижение. Когда же красивая фигура изготовлена, она должна быть поставлена в доме, в храме или для нее должно быть подготовлено место поклонения; или, возможно, она будет обитать в доме, если является lares или penates домашним богом.
3. Вопрос в том, из чего чаще всего делается бог; это жалкий материал ствол дерева.
(1) Дерево выбирается в лесу, где оно растет среди других деревьев, не имея большей ценности, чем растущие по соседству деревья. Это может быть кедр, сосна или дуб (ст. 14). Возможно, работник приметил его несколько ранее, планируя употребить для изготовления, и укреплял его для себя (англ. пер.): использовал определенные средства, чтобы сделать его крепче, чем другие деревья, растущие там же. Или, как читают некоторые, которые укрепились или возвышались более других деревьев в лесу; он мог вырубить самое высокое и крепкое дерево. Или, может быть, ему больше нравился ясень, который рос быстрее других деревьев и был посажен им самим для этой цели; дождь с небес питал это дерево. Посмотрите, в какое заблуждение он впадает, делая своим прибежищем то, что он сам посадил; он сам не только придал ему форму, но и приготовил материал для изготовления. И какое оскорбление он наносит Богу небес, ставя Ему соперником то, что питал Его дождь тот дождь, который сходит на праведного и на неправедного.
(2) Ветви этого дерева пригодны лишь в качестве топлива; для этого они и использовались, как и щепки, отсекавшиеся в процессе работы; это служит человеку топливом (ст. 15−16). Чтобы продемонстрировать, что это дерево не обладало внутренней способностью защищать себя, показано, что оно способно гореть, как любое другое дерево; чтобы продемонстрировать, что выбравший не Ценил его раньше более любого другого дерева, показано, что ему не сложно бросать оставшиеся части в огонь, как обычный мусор, не задавая вопросов своей совести. [1] Дерево служит ему для домашних целей: он употребляет его на то, чтобы ему было тепло (ст. 15), и получает от этого утешение. Он настолько далек, чтобы в своем разуме сожалеть об этом, что говорит: «Хорошо, я согрелся, почувствовал огонь»; и, безусловно, часть дерева, послужившая ему топливом (для чего Бог и природа создавали его), доставила больше радости и удовлетворения, чем та, из которой он сделает бога. [2] Оно служит ему для огня на кухне: с его помощью он варит мясо в пищу, то есть использует для приготовления пищи; он жарит жаркое и ест досыта, не сожалея о том, что использовал его таким образом. Более того, [3] оно служит ему для розжига печи, для которой мы используем топливо самого низкого качества: «Он разводит огонь и печет хлеб на нем, и никто не обвиняет его в том, что он плохо поступил».
(3) После всего этого ствол дерева используется для изготовления из него бога, хотя с таким же успехом из него можно было сделать лавку, в чем обвинял их один из их поэтов (Гораций): Olim truncus eram ficulnus, inutile lignum, Quum faber, incertus scamnum faceretne Priapum, Maluit esse deum; deus inde ego — В былые дни богов творили Из никудышнего куска бревна. Столяр в сомнениях, придать ли ему форму стула или Приара, в конце концов решал быть мудрым И сделать бога, чтобы повелел мне встать. Другой стих угрожает идолу, которому была поручена охрана его деревьев: если он не сохранит их, чтобы они послужили топливом для его огня, то он сам будет использован для этой цели: Furaces moneo manus repellas, Et silvam focis reserves, Si defecerit haec, et ipse lignum es. — Прогони грабителей и сохрани деревья Для домашних нужд своего господина, Или сам станешь топливом. Подобным образом одурманенный идолопоклонник служил своим низменным целям с помощью куска принадлежащего ему дерева, а остальную его часть высушивал в течение какого-то времени (он делает бога в своем воображении, пока творит его, и поклоняется ему): «...делает идола и повергается перед ним (ст. 15), то есть из остатков от того делает бога, идола своего» (ст. 17), соответственно своему воображению и намерению. Он повергается перед ним и поклоняется ему, воздает ему божественные почести, простирается перед ним в самой смиренной и почтительной позе, как слуга и проситель; он молится ему, как зависящий от него и возлагающий на него огромные надежды, и говорит: «Спаси меня, ибо ты бог мой». Где он воздает почести и демонстрирует свою приверженность, там он справедливо ищет защиты и спасения. Какая странная одержимость ожидать помощи от богов, которые не могут помочь самим себе! Но именно молитвы делают их богами, а не работа кузнеца или плотника. Мы делаем богом то, на что уповаем и от чего ожидаем спасения. Qui flngit sacros, auro vel marmore vultus Non facit ille deos; ille facit. Кто умоляет статую, из золота она или из мрамора, Тот делает ее богом, а не тот, Кто просто создает ее.
III. Выносится суд по этому вопросу (ст. 18−20). Вкратце: трудно вообразить, что в подобной величайшей тупости и безрассудстве можно обвинить разумные существа, но таков результат, и доказательства показывают, что человек стал хуже тварей, которые умирают, ибо они в своих поступках руководствуются разумом, а человек не согласует с ним свои действия (ст. 18): «Не знают и не разумеют они здравого смысла; люди, поступающие благоразумно в других вопросах, в этом поступают глупо. Они имеют некоторое знание и разумение, тем не менее не понимают, более того, противятся великому закону рассуждения (ст. 19): «И не возьмет он этого к своему сердцу», не имея желания поразмыслить с самим собой, что он легко мог сделать, даже если рядом с ним никого нет: «Половину его я сжег в огне для приготовления пищи и жарки мяса, а из остатка его сделаю ли я мерзость (то есть идола, ибо он мерзость для Бога и всех мудрых и благочестивых людей)? Неужели я неблагодарно решу или самонадеянно осмелюсь делать то, что Господь ненавидит? Неужели я так глуп, чтобы падать перед куском дерева, бесчувственным, безжизненным и беспомощным? Неужели я настолько опозорю себя, что поклонюсь ему?» Растущее дерево может быть величественным и красивым, но срубленный ствол теряет то, что придает дереву славу. Кроме того, приводятся печальные характеристики идолопоклонников.
1. Они обманывают сами себя (ст. 20): «Они питаются пеплом (англ. пер.); они тешат себя надеждой, что, поклоняясь этим идолам, получат выгоду, но разочаруются так же, как человек, надеющийся насытиться пеплом. Питание пеплом свидетельствует об отсутствии аппетита и телесном расстройстве; когда люди в своем поклонении идут не дальше того, куда ведут их глаза, то это признак того, что душой владеют плохие привычки. Они сильно заблуждаются, и это их личная ошибка: «Обманутое сердце более лживых языков других людей ввело его в заблуждение, отвратило от веры и поклонения живому Богу и привлекло к немым идолам». Они увлекаются и обольщаются собственными похотями. Своим отступничеством от Бога грешники обязаны самим себе и порочности своего неверующего сердца, находящегося внутри у них. Мятежное и непокорное сердце обманчивое сердце.
2. Они намеренно упорствуют в своем самообмане и не желают расставаться с ним. Ни одного из них невозможно убедить подозревать себя и сказать: «Не обман ли в правой руке моей?» и постараться освободить душу свою. Отметьте:
(1) Идолопоклонники имеют обман в правой руке своей, ибо идол это ложь, он не является тем, кем притворяется, не делает того, что обещает, и остается лжеучителем (Авв 2:18).
(2) Кто считает себя в безопасности, стоя на злых путях, тот должен серьезно поразмыслить, не находится ли ложь в его правой руке. Не является ли ложью то, что мы с наслаждением крепко держим в своей правой руке, как основное благо? Не нацелены ли наши сердца на богатства этого мира и чувственные удовольствия? Они несомненно окажутся ложью в нашей правой руке. Не является ли ложью то, за что мы уверенно и крепко держимся как за основание, на котором строим свои надежды на небеса? Если мы уповаем на свое внешнее исповедание и исполнение обрядов, словно они могут спасти нас, то обманываем самих себя ложью в своей правой руке, строя дом на песке.
(3) Подозрение к самому себе первый шаг к собственному избавлению. Мы не можем быть верными самим себе до тех пор, пока не станем ревностными к себе. Кто хочет спасти свою душу, тот должен вначале задать вопрос своей совести: «Не обман ли в правой руке моей!»
(4) Кто верит лжи, тот находится во власти сильных заблуждений, от которых сложно избавиться (2Фес 2:11).
Стихи 21−28. В этих стихах приводится:
I. Долг, к исполнению которого призывается Иаков и Израиль теперь, находясь в плену, чтобы обеспечить себя необходимыми качествами и подготовить к освобождению, предназначенному для них. Прежде всего мы должны заботиться, чтобы получить пользу от страданий, и тогда можем надеяться, что нам удастся избавиться от них. Этот долг описан в двух словах: помни и обратись, как и в совете Ефесской церкви (Откр 2:4−5).
1. «Помни это, Иаков Вспомни, что тебе говорили о безрассудстве идолопоклонства, и пусть обличения, которые ты сейчас испытываешь, будут всегда под рукой, когда ты подвергнешься искушению к этому греху. Помни, что ты раб Мой, и поэтому не должен служить другим господам».
2. «Обратись ко Мне» (ст. 22). Отступившие от Бога должны стремиться поскорее вернуться к Нему, и именно к этому Он призывает их сейчас, когда они страдают; и тогда Он повернется к ним со Своими милостями.
II. Благословения, в которых заверяются Иаков и Израиль сейчас, находясь в плену; то, что здесь обещано им при условии, что они вспомнят и обратятся к Богу, в духовном смысле обещано всем, кто подобным образом обратится к Богу. Эти слова очень утешительны, ибо в них больше подразумевается, чем выражается (ст. 21): «Израиль, не забывай Меня, хотя в настоящее время, похоже, так и есть». Когда мы начинаем вспоминать Бога, то Он начинает вспоминать о нас; более того, именно Он первый вспоминает о нас. Здесь обратите внимание:
1. На основания, на которых строятся благоприятные намерения Бога по отношению к Своему народу и на которых Его народ может основывать свои ожидания от Него. Он избавит их из плена, ибо (1) они Его рабы, и поэтому Он будет вполне справедливо соперничать с теми, кто держит их в плену. Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. Слуги Царя царей находятся под особой защитой.
(2) Он образовал их и сделал народом, образовал от утробы матерней (ст. 24). Начав умножаться и становиться народом, с самого начала они были под особой опекой и руководством: более чем любой другой народ; Он создал их гражданский свод законов и заключил с ними завет, благодаря которому они объединились. Они принадлежат Ему, и он спасет их.
(3) Он уже искупал их раньше, выкупал много раз из великих бедствий, и Он продолжает оставаться тем же: состоит с ними в тех же взаимоотношениях и так же заботится о них. «Поэтому обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (ст. 22). Куда тебе еще идти, как не ко Мне?» Сформировав их, как и искупив, Он потребовал Себе больших прав на владение ими, что является хорошим основанием для объяснения, почему мы должны обязательно вернуться к Нему и почему Он милостиво обратится к ним. Господь искупил Иакова; Он так решил (ст. 23), ибо Он Господь, искупивший их (ст. 24). Отметьте: искупление, которое Бог через Своего Сына совершил для нас, ободряет нас надеяться получить все обещанные Им благословения. Выкупивший нас за такую огромную цену не потеряет приобретенное.
(4) Он прославился в Израиле (ст. 23) и поэтому сейчас сделает то же (Ин 12:28). Для нас утешение видеть Божью славу, заинтересованную в избавлении Церкви; и Он несомненно искупит Иакова, ибо тем самым прославит Себя. И это убеждает нас в том, что Он совершит искупление Своих святых через Иисуса Христа, ибо настанет день, когда Он будет прославлен, и в них Им будут восхищаться.
(5) Он простил им грехи, которые были причиной их бедствий и единственным препятствием для избавления (ст. 22). И Он несомненно сокрушит ярмо плена на их шеях, ибо изгладил беззакония их, как облако. Отметьте: [1] наши беззакония и грехи похожи на облако, на плотное облако; они вклиниваются между небесами и землей и через какое-то время приостанавливают и становятся препятствием для общения высшего и нижнего мира (грех произвел разделение между нами и Богом, Ис 59:2); эти плотные облака грозят бурей, потопом гнева, которые Бог проливает на грешников (Пс 10:6). [2] Когда Бог прощает грех, то Он развеивает это облако, это толстое облако, и таким образом общение с небесами вновь восстанавливается. Бог с благоволением смотрит с небес вниз на эту душу, а душа смотрит ввысь на Него с удовольствием. Облако рассеивается под влиянием Солнца правды. Только через Христа грех может быть прощен. Когда грех прощен, то, подобно рассеянному облаку, он не возникает более, а исчезает. Будут искать грехов Иакова, и не найдется их (Иер 50:20). Все утешения, которые текут в душу после того, как грех прощен, подобны сиянию на безоблачном небе после дождя.
2. На повсеместную радость, которая будет сопутствовать избавлению Божьего народа (ст. 23): «Торжествуйте, небеса!» Это подразумевает, (1) что все творение будет иметь повод возрадоваться искуплению народа Божьего; причина этой радости суть искупления (народ спасется от проклятия, которое грех человека навлек на землю): теперь народ вновь сможет соответствовать цели своего существования. Звучит заверение, что хотя сейчас он стенает от бремени, но в конце концов избавится от уз тления. Высочайшее учреждение в этом мире Царство Божье, основанное в нем (Пс 95:11−13; Пс 97:7−9).
(2) Что этому возрадуются ангелы и обитатели вышнего мира. Небеса воспоют, ибо это совершил Господь. На небесах будет великая радость, когда Бог и человек примирятся (Лк 15:7), когда Вавилон падет (Откр 18:20).
(3) Что проживающие в отдалении, даже жители языческого мира, присоединятся к этой хвале и разделят их радость. Глубины земли, леса и деревья, растущие в них, принесут дань благодарности за искупление Израиля.
3. На данное нам ободрение надеяться, что, хотя мы сталкиваемся с трудностями, которые кажутся нам непреодолимыми и лежат на пути избавления Церкви, тем не менее для него настанет время; все трудности с легкостью будут преодолены, ибо так говорит Господь, искупивший Израиль: «Я Господь, Который сотворил все, Я сотворил их вначале и продолжаю творить, ибо провидение это продолжающееся творение». Существование, сила, жизнь, эмоции и совершенства все от Бога. Он один распростер небеса, Ему не нужна ничья помощь; Он Своею силою разостлал землю. Человека не было возле Него, когда Он делал это (Иов 38:4), никакие творения не советовали и не помогали Ему; лишь Его вечная мудрость и Слово были возле Него и при Нем (Притч 8:30). Тот факт, что Он распростер небеса, означает, что Его сила не имеет границ. Если наисильнейшему человеку нужно растянуть что-либо, то ему нужна чья-то помощь, но Бог распростер огромное пространство и продолжает удерживать его распростертым Сам Своей собственной силой. Поэтому пусть Израиль не падает духом; нет ничего сложного для Того, Кто сотворил мир (Пс 123:8). А сотворив все сущее, Он может использовать его так, как Ему угодно, Он имеет все в Своей власти и через творения служит Своим личным интересам.
4. На позор, которому подвергнутся пророки Вавилона, потому что будут разоблачены (ст. 25). Бог, избавив Свой народ из вавилонского плена, сделает ничтожными знамения лжепророков, всех лжецов, которые многие века пророчествовали благополучие вавилонской монархии и притворялись, что основывали свои предсказания на неких знамениях, тех или иных знаках, которые, соответственно правилам их искусства, предсказывали им процветание. Как же будут безумствовать эти волшебники, как будут досадовать, когда увидят, что их искусство подвело их и все произошло наоборот, а не так, как они хотели и в чем были уверены. Это собьет с толку не только лжепророков, но и их прославленных политиков: «Он мудрецов прогоняет назад». Убедившись в невозможности дальнейшего осуществления своих планов, они будут вынуждены отказаться от них; так Он сделает судей глупцами и знание их делает глупостию. Знающие Христа видят, что все знания, которыми они обладали раньше, являются глупостью по сравнению с познанием Его. А Его противники увидят, что все их планы, как план Ахитофела, окажутся глупостью, а они сами уловлены в лукавстве своем (1Кор 3:19).
5. На подтверждение пророчеств Бога, которым евреи не поверили, а их враги подвергли осмеянию: «Бог утверждает слово раба Своего» (ст. 26); Он подтверждает его, исполнив пророчество в нужное время, и приводит в исполнение изречение Своих посланников, которых много раз Он посылал Своему народу, чтобы рассказать, какие великие благословения Он хранит для него. Отметьте: точное исполнение пророчеств Писания подтверждение истинности всей книги и неоспоримое доказательство ее божественного происхождения и авторства.
6. Бог предопределил особые милости для Своего народа, который в то время находился в плену (ст. 26−28). Это было предсказано намного ранее, чем они попали в плен, чтобы у них был повод ожидать наказания, но не было повода бояться окончательного истребления.
(1) Предполагалось, что Иерусалим и города Иудеи какое-то время будут лежать в руинах, оставленные людьми и опустошенные, но обещано, что они будут отстроены и вновь наполнятся людьми. Во времена Исайи Иерусалим и города Иудеи были насыщены обитателями, но скоро они будут опустошены, сожжены и разрушены. В то время трудно было поверить, что такое может случиться с такими укрепленными и населенными городами. Но справедливость Бога сделает это; а когда пророчество исполнится, то трудно будет поверить, что они когда-либо смогут вновь самостоятельно восстановиться, но тем не менее ревность Господа воинств совершит это. Бог сказал Иерусалиму: «Ты будешь населен», ибо, пока мир существует, Бог будет иметь в нем Свою Церковь, и поэтому Он восставит тех, кто скажет Иерусалиму: «Ты будешь построен», ибо если ты не будешь построен, то не будешь и населен (Пс 68:36−37). Когда придет время Бога строить Свою Церковь, то Он Сам найдет и дома для Своего народа (ибо они не смогут жить под открытым небом), и народ для Своих домов, ибо они не будут пустовать. Города Иудины также будут вновь отстроены. Ассирийская армия под предводительством Сеннахирима лишь оккупировала их, но потом, после поражения его армии, они неповрежденными перешли к своим законным владельцам. Халдейская же армия разрушила их, а уведя их обитателей, оставила строения угасать, ибо если незначительные суды не смиряют и не реформируют людей, то Бог посылает значительные. Тем не менее это опустошение не будет вечным и Бог восстановит его развалины, ибо Он не вечно сражается. Если разрушат город иноплеменников, то он никогда не будет отстроен (Ис 25:2), а город детей Божьих лишь на какое-то время прекратит свое существование.
(2) Предполагается, что храм какое-то время также будет разрушен до основания, но обещано, что его основания вновь будут заложены и он сам обязательно будет построен. Как опустошение святилища для всех благочестивых евреев было самым печальным фактором их поражения, так восстановление и отстройка его будет самым радостным фактором их освобождения. Как они могли радоваться восстановлению Иерусалима, если его храм не был отстроен? Именно он делал его святым и прекрасным городом. Именно эту основную цель хранили евреи в своем сердце и к этому стремились, возвращаясь на родину. Они возвращались в Иерусалим, чтобы строить дом Господа, Бога Израиля (Езд 1:3).
(3) Предполагается, что на пути своего освобождения им придется столкнуться с большими трудностями, которые невозможно преодолеть, но обещано, что благодаря божественной силе они будут переселены (ст. 27): Бог бездне говорит «иссохни!» Так сделал Он, когда выводил Израиль из Египта, и, если нужно, так же поступит опять, когда будет выводить его из Вавилона. «Кто ты, великая гора? Ты стоишь на пути? Перед Зоровавелем, возглавлявшим возвращающихся пленников, ты — равнина (Зах 4:7). Кто ты, великая бездна? Ты затрудняешь их проход и думаешь перегородить его? Ты станешь сухой, и реки, пополняющие тебя, высохнут». Когда Кир захватил Вавилон, осушив реку Евфрат с помощью многочисленных каналов и тем самым сделав проход для своей армии, это пророчество исполнилось. Отметьте: какие бы препятствия ни лежали на пути искупления Израиля, Бог может удалить их, лишь произнеся слово.
(4) Также предполагается, что ни один из евреев сам по себе не сможет своей силой и властью преодолеть путь из Вавилона, но обещано, что Бог воздвигнет иноплеменника из далекой страны, который откроет для них путь; и теперь, наконец, называется само имя этого человека за много лет до его рождения, когда о нем никто не помышлял (ст. 28): «Так Он говорит о Кире: «Он пастырь Мой»». Израиль Его народ, овцы Его пажити. Эти овцы сейчас пребывают среди волков, в руках воров и грабителей; они загнаны за преступление. Теперь Кир будет их пастырем, которого Бог нанял, чтобы освободить этих овец и чтобы он позаботился об их возвращении на зеленые пажити. «Этим он исполнит всю волю Мою, он исполнит то, что Я планировал, и Я буду очень доволен им».
Отметьте: [1] самые непредвиденные обстоятельства известны божественному предвидению. Бог знал, кто этот человек и какое у него имя, знал, что он будет избавителем Его народа, и, когда Ему угодно, Он даст Своей Церкви знать об этом; поэтому, услышав, что мир начинает говорить об этом имени, они смогут возвести свои головы с радостью, зная, что их искупление близко.
[2] Величайшая честь для великих людей быть вовлеченными в дело Божье в качестве инструмента Его благоволения к Своему народу. Кир больше прославился как Божий Пастырь, чем как император Персии.
[3] Бог использует людей, как Ему угодно, могущественных людей, которые имеют большую свободу для действия; и когда они думают, что могут поступать, как им заблагорассудится, то Он одерживает верх и заставляет их поступать так, как Ему угодно. Более того, когда они думают, что поступают ради собственных интересов, Бог через них служит Своим целям, заставляя их совершать все, что Ему нравится. Богатые правители будут делать то, что предскажут бедные пророки.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 44 глава