Какая бы страна ни подразумевалась здесь под «землей, осеняющей крыльями», ей предрекается горе, ибо Господь вступает с ней в спор ради Своего народа.
I. Эта страна угрожала Божьему народу (ст. 1−2).
II. Вслед за этим звучит призыв ко всем соседям, чтобы они обратили внимание, каким будет исход (ст. 3).
III. Хотя и кажется, что Бог какое-то время безразличен к горю Своего народа, Он в конечном счете выступит против его врагов, подвергнув тех масштабному истреблению (ст. 4−6).
IV. Это весьма послужит славе Господа (ст. 7).
Стихи 1−7. Толкователи затрудняются сказать определенно, где находится земля, лежащая по ту сторону рек Эфиопских. Одни считают, что речь идет о Египте, приморской стране, изобилующей реками и предлагавшей Израилю положиться на нее, но оказавшейся тростью надломленной; однако весомым аргументом против такого мнения служит следующая глава, которую отделяет от данной заглавие «Пророчество о Египте». Другие полагают, что речь идет об Эфиопии и читать следует: земля, лежащая близ, или около, рек эфиопских. Только это не та страна, которая находится в Африке к югу от Египта, а та, которую мы называем Аравией, и лежит она восточнее Ханаана, ее царем в то время был Тиргак. Он думал защитить иудеев, словно в тени своих крыл, благодаря отвлекающему маневру против ассирийского царя, выйдя сразиться с ним в то время, когда тот нападал на Иерусалим (4Цар 19:9). Несмотря на то что через своих послов Тиргак бросил вызов ассирийскому царю и призвал иудеев положиться на него, Бог через пророка выразил ему презрение и не пожелал выступить вместе с ним: он может идти своим путем, Господь же пойдет другим путем и защитит Иерусалим, допустив, чтобы Тиргак потерпел неудачу в своем предприятии, а аравийское войско было разбито; ибо ассирийская армия станет для Господа Саваофа и для места, носящего Его имя, даром или жертвой, принесенной рукою ангела, а не рукою Тиргака, царя Эфиопии (ст. 7). Это весьма правдоподобное толкование данной главы. Однако благодаря подсказке, найденной мною в книге доктора Лайтфута «Гармония Ветхого Завета», я склоняюсь к мысли, что в данной главе звучит пророчество против Ассирии, которое является продолжением трех последних стихов предшествующей главы, поэтому их следует объединить. Пророчество касается ассирийского войска, вторгшегося в Иудею, и самой страны Ассирии, которая находилась по ту сторону рек аравийских, то есть рек Тигр и Евфрат, граничащих с Аравийской пустыней. И, называя страну «осеняющей крыльями», пророк ссылается на им же сказанные о ней слова: распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! (Ис 8:8). Возможно, Исайя описывал ассирийцев при помощи таких неявных сравнений, не называя их, из тех же соображений, что и Св. Павел, когда в своем пророчестве он говорил иносказательно о Римской империи: удерживающий теперь (2Фес 2:7). Итак, здесь описывается:
I. Покушение, предпринятое этой страной (какой бы они ни была), против народа рассеянного и нищего (англ. пер., ст. 2). Быстрые послы отправлены по воде, чтобы объявить войну народу обреченному и отмеченному провидением, чтобы попирать его ногами (англ. пер., ст. 2). Независимо от того, идет ли речь об эфиопах, развязывающих войну с ассирийцами, или об ассирийцах, выступающих против Иудеи, нас учат, что (1) народ, который от начала вселял ужас, производил большое впечатление и имел огромное влияние, может пострадать даже от собственных рек, обогащавших некогда как земледельца, так и торговца. Народы, слывшие грозными и державшие всех вокруг в страхе, могут по стечению обстоятельств оказаться презренными и стать легкой добычей своих дерзких соседей.
(2) Правители и государства, одержимые честолюбивыми замыслами о расширении своих территорий, всегда будут под тем или иным предлогом ссориться со странами, которые имеют на примете. «Этот народ вселял страх, поэтому ему нужно отомстить; этот народ сейчас рассеян и нищ, обречен и попран, поэтому он станет для нас легкой добычей». Возможно, тот народ и не был столь презренным, как это представили. Божий народ попирают, как народ рассеянный и нищий, однако кто захочет его поглотить, тот убедится, что он страшен так же, как и от начала; он изгой, но не покинутый и не уничтоженный.
II. Сигнал тревоги, прозвучавший для окружающих народов и призвавший их обратить внимание на то, что собирается сделать Бог (ст. 3). У эфиопов и ассирийцев были свои намерения и планы, которые они основательно разработали и на которые возлагали большие надежды, и, преследуя свои цели, отправляли послов и вестников от одного места к другому. Но давайте зададимся вопросом, что говорит обо всем этом великий Господь.
1. Он поднимает знамя и трубит в трубу, объявляя таким образом войну врагам Церкви и созывая на службу всех ее друзей и всех желающих ей добра (ст. 3). Бог извещает, что Он, как Бог Саваоф, собирается совершить некое великое дело.
2. Весь мир призван обратить на это внимание; все жители земли должны увидеть знамя и услышать звук трубы, должны наблюдать действия Божьего провидения и внимать указаниям Божьей воли. Пусть все встанут под знамя Господа и будут на Его стороне, пусть прислушаются к трубе Его слова, сигнал которой четок.
III. Заверение, данное Богом пророку, чтобы тот, в свою очередь, заверил Его народ: невзирая на то что какое-то время Бог будет производить впечатление стороннего наблюдателя, тем не менее Он непременно и своевременно явится к утешению своего народа и к замешательству врагов Своих и народа: так Господь сказал мне (ст. 4). Люди скажут свое слово, но и Господь скажет Свое. Мы уверены, что слово Бога нашего пребудет, так же можно быть уверенными и в том, что Он часто шепчет на ухо рабам Своим пророкам. Когда Бог говорит: Я отдохну (в русск. пер. Я спокойно смотрю, ст. 4), это не значит, что Он утомился от управления миром и нуждался или хотел устраниться от него и успокоиться, но это означает, что великий Бог исполнен совершенного и безмятежного удовлетворения Собой в гуще всех волнений и перемен этого мира (Господь непоколебимо восседал даже над потопом; Вечный Разум всегда спокоен); хотя подчас Божьему народу и кажется, что Господь не принимает обычного для Него участия в судьбах мира (и возникает искушение думать, что Он спит или изумлен, Пс 43:24; Иер 14:9), тем не менее даже тогда Он очень хорошо знает, что делают люди и что нужно делать Ему Самому.
1. Он позаботится о Своем народе и станет для него покровом. Он заботится о жилище Своем; туда навсегда и непрерывно устремляется Его взор и сердце. Сион Его жилище навеки, там Он поселится; Господь также будет следить взглядом за жилищем (есть и такое чтение), Он явит там свет лица Своего и будет размышлять о том, что надлежит сделать, и непременно обратит все на благо. Он позаботится, чтобы Его народ получил соответствующее своему тяжелому положению утешение и облегчение оно будет своевременным, а потому и желанным, (1) как светлая теплота после дождя (на полях), животворная и весьма приятная, благодаря которой цветут травы.
(2) Как облако росы во время жатвенного зноя, весьма желанное облако для жнецов и роса для почвы. Следует заметить: у Бога есть то, что способно укрыть Его народ и принести облегчение при любой погоде, что может вооружить его против всех неудобств во время перемен. Холодна ли погода? Божья милость способна обогреть народ Божий. Жарко? Божья милость способна дать ему прохладу. У великих людей есть дома летние и дома зимние (Ам 3:15), а люди, которые с Богом, находят и те и другие в Нем.
2. Господь посчитается с врагами Своими и Своего народа (ст. 5−6). Когда ассирийская армия будет надеяться на обильный урожай, рассчитывая захватить Иерусалим и ограбить этот богатый город, то прежде собирания винограда, когда он отцветет и гроздья вражды ассирийцев по отношению к Езекии и его народу начнут созревать, а замысел уже будет готов к исполнению, Бог уничтожит это войско с той же легкостью, что и виноградарь обрезает лозу ножом; и, поскольку виноград кислый, ни на что не пригоден и дальнейшему попечению не подлежит, он отнимет и отрубит отрасли. По-видимому, речь идет об уничтожении ассирийского войска ангелом-истребителем, когда мертвые тела воинов были разбросаны, словно ветви и отростки дикого винограда, изрубленного виноградарем на куски. И оставят все хищным птицам на горах и зверям полевым, чтобы те охотились и летом, и зимой; ибо, подобно тому как народ Божий пребывает под защитой во все времена года и когда холодно, и когда жарко (ст. 4), так и его враги во все времена годы уязвимы; хищные птицы и звери будут охотиться на них и летом, и зимой, пока не уничтожат полностью.
IV. Дань хвалы, которую надлежит принести Богу за все это: в то время, когда это совершится, будет принесен дар Господу Саваофу (ст. 7).
1. Существует мнение, что речь идет об обращении эфиопов в христианскую веру в последние дни, пример и начало чему положило крещение эфиопского евнуха Филиппом (Деян 8:27 и далее). Люди, которые были народом рассеянным и нищим, обреченным и попранным (англ. пер., ст. 2), будут принесены в дар Господу; хотя и казались никчемными и недостойными; они станут желанным даром для Того, Кто судит людей по искренности их веры и любви, а не по внешнему благополучию и великолепию. Евангелие проповедовалось язычникам именно затем, чтобы сие приношение язычников... было благоприятно Богу (Рим 15:16). Есть также пророчество о том, что Ефиопия прострет руки свои к Богу (Пс 67:32).
2. Согласно другому мнению, речь идет о трофеях армии Сеннахирима, из которой, по обычаю, принесли дар Господу Саваофу (Чис 31:50). Это был дар народа рассеянного и нищего.
(1) Он добыт у ассирийцев, которые теперь сами оказались в таком же жалком положении, которое презрительно приписывали Иудее (ст. 1). Кто незаслуженно попирает других, тот сам будет попираем, причем заслуженно.
(2) Дар был принесен Божьим народом, которого пренебрежительно называли народом рассеянным и нищим. Бог удостоит чести Свой народ, даже когда люди презирают его. И наконец, примите во внимание, что дар, приносимый Господу Саваофу, надлежит приносить к месту имени Господа Саваофа; все приносимое Богу должно приноситься таким образом, как Он определил; нам следует обязательно уделить Ему внимание и надеяться, что Он встретит нас там, где Он положил память имени Своего.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 18 глава