Ж. Осуждение совета нечестивых князей (11:1−13)
11:1−3 Двадцать пять человек (представители князей) убеждают жителей города, что для страха нет причин. Они намерены продолжать свои строительные проекты, как ни в чем не бывало; утверждают, что народ в безопасности, как мясо в железном котле. Таким образом, эти двадцать пять человек решительно опровергали слова Господа, Который предупредил, что «еще не время строить» и повелел через Иеремию (Иер 29:4−11) благоустраиваться в Вавилоне ввиду скорого падения Иерусалима. Люди, у которых на уме беззаконие, пытались своими посланиями пробудить среди изгнанников ложную надежду. Несмотря на огонь Божьего суда, князья Иерусалимские чувствовали себя в полной безопасности.
Подобным образом, многие номинальные христиане, несмотря на грех в своей жизни, чувствуют себя в безопасности и убеждены, что Божий суд их минет. Но Господь скажет им: «Я никогда не знал вас».
11:4−12 Бог повелел Иезекиилю иначе истолковать слова князей! Город Иерусалим — котел, а мясо — убитые! Самих же князей выведут из города и будут судить на пределах Израилевых (см. 4Цар 25:18−21; Иер 5:24−27).
11:13 Когда Фалтия (возможно, главный из двадцати пяти) умер — по-видимому, из-за своего греховного совета — Иезекииль стал ходатайствовать перед Богом за свой народ.
З. Обещание сохранить остаток (11:14−21)
11:14−15 В ответ Господь сообщает пророку, о чем толкуют живущие в Иерусалиме, а именно: так как изгнанники живут вдали от Господа, то земля по праву принадлежит оставшимся в Иудее и Иерусалиме.
11:16−21. Но Господь Бог пообещал, что станет для изгнанников некоторым святилищем, а после снова соберет их в землю Израилеву, полностью очищенную от идолопоклонства, куда они придут с новым сердцем, способным слушаться Господа. Ейтс комментирует это так:
Иезекииль вслед за Иеремией призывает к духовности. Определенно Бог ждет от нас религии сердца, но так как оно безнадежно испорчено, Он даст верующим новое сердце. Поэтому следует отказаться от формализма и сосредоточиться на духовной стороне поклонения — только так можно приблизиться к Яхве и, научившись верности, преобразить свое мышление, поклонение и поведение. Такой новый дух будет особым подарком от Бога (см. 18:31; 36:26). Реальная надежда изгнанников основана на Божьих обетованиях. Это обещание сердца единого (плотяного) и нового духа является безусловным; его исполнение, однако, относится к Новому Завету.
Мы пали ниц перед Тобой, не в силах глаз поднять,
Ты — наша жизнь, надежда, мир; в Тебе всех благ хранилища.
Куда идти нам от Тебя? Нам некуда бежать,
Лишь Ты — наш храм, и нет иного на земле святилища.
Сэмюель Медли
И. Уход облака славы на гору Елеонскую (11:22−25)
В завершении этой главы облако славы поднимается из среды города и движется к горе Елеонской, которая к востоку от Иерусалима. Джордж Уильямс комментирует это так:
Оно удалялось неохотно. Его престол был в святом-святых (8:4), затем оно отошло к входу в храм (9:3), вышло за порог (10:4), передвинулось к восточным воротам (10:19) и, наконец, оказалось на горе к востоку от города (11:23). Таким образом, Бог Израиля, несмотря на Свою любовь к Иерусалиму, оставил город, не желая туда возвращаться, пока не придет время (43:2) — это время и для нас еще в будущем.
комментарии МакДональда на книгу пророка Иезекииля, 11 глава