Данная глава являет собой весьма обстоятельное описание того, что в предшествующей главе было представлено двумя словами: благословение и проклятие. Блаженными, в общем, были провозглашены послушные, а проклятыми — непослушные. Но, поскольку обобщения не столь впечатляющи, Моисей здесь переходит к частностям и описывает благословение и проклятие не в их истоках (таковые скрыты от взора, а посему являются самыми важными, хотя и менее всего принимаются во внимание: Божья милость — источник всякого благословения и Божий гнев — источник всякого проклятия), а в их потоках, в ощутимых следствиях благословения и проклятия, ибо таковые реальны и имеют реальные следствия.
I. Моисей описывает благословения, которые причитаются израильтянам, если они послушны: личные, семейные и особенно — национальные, ибо он здесь, главным образом, обращается к израильтянам, как к народу в целом (ст. 1−14).
II. Более подробно Моисей описывает проклятия, которые постигнут израильтян в случае непослушания; как, например:
(1) Бедствия (ст. 15−44).
(2) Полное разорение и в конечном счете поражение (ст. 45−68). Данная глава по содержанию близка к 26-й главе Книги Левит, представляющей народу жизнь и смерть, добро и зло и в конце — обещание о восстановлении после покаяния; здесь же это повторяется более подробно (Втор 30 гл.. Таким образом, подобно тому как в повторении закона израильтяне получили заповедь на заповедь, так в повторении обетований и угроз они получили правило на правило. И то и другое излагается и здесь и там не только для подтверждения закона и того, чему надлежит быть при тех или иных условиях, но и для предсказания хода событий, которые произойдут безусловно: сначала народ Израиля будет какое-то время блаженным в своем послушании, но с течением времени их ждет поражение за непослушание, и поэтому сказано (Втор 30:1), что к ним придут все слова сии: как благословение, так и проклятие.
Стихи 1−14. Благословения здесь идут перед проклятиями, что подразумевает, что (1) Бог медлен на гнев, но скор на милость: Он поклялся в этом и сказал, что Ему более угодно, чтобы мы послушались и остались жить, нежели согрешили и умерли. Господь любит благословлять.
(2) Хотя и обетования, и угрозы предназначены для того, чтобы привести нас к долгу и удержать в нем, все же лучше, чтобы нас привлекала к добру сыновняя надежда на Божью милость, нежели мы были гонимы к добру рабским страхом пред Божьим гневом. Наиболее угодно послушание, которое исходит от источника радости в Божьей благости. Итак:
I. Здесь приведены условия, на которых обещано благословение.
1. Люди должны слушать гласа Господа (ст. 1−2), они должны слышать, как Бог говорит им в Своем Слове, и прилагать усердие, чтобы узнать Его волю (ст. 13).
2. Они должны тщательно исполнять все заповеди Его (для послушания необходимо соблюдение), соблюдать заповеди Господа (ст. 9) и ходить путями Его. Не только исполнять заповеди один раз в виде исключения, но соблюдать их всегда; не только стать на путь Господа, но ходить Его путями до конца.
3. Они должны не отступать ни направо ни налево, не доходить до суеверий, с одной стороны, или до нечестия, с другой; и особенно — не ходить вслед иных богов (ст. 14), к этому-то греху люди были склонны более, нежели ко всем другим, и такой человек более всего неугоден Богу. Пусть люди позаботятся о поддержании религии, как вида ее, так и силы, в семьях и в национальном масштабе, и Бог непременно их благословит.
II. Подробности о благословениях.
1. Обетование о том, что Божье провидение будет помогать израильтянам во всех материальных заботах. Об этих благословениях сказано, что они исполнятся на народе (ст. 2). Благочестивые люди под влиянием чувства собственной никчемности подчас готовы бежать от благословения и прийти к выводу, что оно принадлежит не им; однако благословение их отыщет и, невзирая ни на что, будет следовать за ними. Подобным же образом в день великий благословения исполнятся на праведных, говорящих: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили?» (Мф 25:37). Примите во внимание:
(1) Ряд благ, которыми Бог благословит израильтян в Своем провидении:
[1] Их ждет мир и безмятежность; благословение будет покоиться на людях, где бы те ни находились, в городе и на поле (ст. 3). Независимо от того, где человек проживает — в городской или деревенской местности, чем он занимается — ремеслом или сельским хозяйством, куда бы ни звали его дела — в город или в поле, он убережется от опасностей и обретет блага своего положения. Благословение будет сопровождать его в дороге, при входе его и при выходе (ст. 6). Люди будут защищены, и дела, которые они предпринимают, будут продвигаться успешно. Здесь обратите внимание, как нам необходимо постоянно полагаться на Господа, чтобы жить долго и счастливо. Мы нуждаемся в Боге повсюду, на всех разнообразных этапах своей жизни; мы не будем в безопасности, если Господь лишит нас Своей защиты, не будем спокойны, если Он удержит от нас Свою милость; но если Он благословит нас, то куда бы мы ни шли — с нами все будет в порядке.
[2] Их семьи будут созидаться в многочисленном потомстве: благословен плод чрева твоего (ст. 4), и в этом Господь даст тебе изобилие (ст. 11) во исполнение данного Аврааму обетования о том, что умножит потомство его, как звезды небесные по числу, и что Бог будет их Богом, а более великого и всеобъемлющего обетования плоду чрева и не надо (см. Ис 61:9).
[3] Они будут богаты и насладятся изобилием всех благ этой жизни, которые обещаны им не просто для получения удовольствия, но (согласно наблюдению, которое епископ Патрик сделал на основании трудов одного из иудейских авторов) для того, чтобы иметь все необходимое для прославления Бога и получать вдохновение служить Ему с радостью, пребывать и преуспевать в послушании Господу. Обещано благословение: во-первых, на все, что у израильтян было за пределами дома: на зерно и скот на полях (ст. 4,11), особенно на коров и овец, которые будут благословлены ради хозяина и станут благословением для него. С этой целью звучит обещание, что Бог даст людям дождь во время свое, что названо доброй сокровищницей (ст. 12), потому что этим потоком Божьим обильно обогащается земля (Пс 64:10). Мы должны видеть, что продовольствие постоянно приходит к нам из доброй сокровищницы Божьей, и должны быть признательны за это Господу; если Он удержит Свой дождь, то очень скоро погибнет и плод скота, и плод полей на земле. Во-вторых, на все, что в доме у израильтян, на житницы и кладовые, на хранилища, или амбары (ст. 5,8). Господь благословит принесенные в дом плоды, а не развеет, как порою Он делает (Агг 1:6,9). Мы полагаемся на Бога и на Его благословение не только в ежегодном урожае на наших полях, но и в хлебе насущном в наших житницах и кладовых, и поэтому научены молиться об этом каждый день.
[4] Их ждет успех во всех занятиях, что будет постоянно приносить им удовлетворение: «Пошлет Господь тебе благословение (и только Он может его послать) не только на то, что ты имеешь, но и на то, что ты делаешь, на всякое дело рук твоих» (ст. 8). Сие подразумевает, что, несмотря на богатство, люди не должны быть праздными, но им следует найти себе какое-либо хорошее дело, чтобы руки были заняты, и Господь признает их усердие и благословит все дела рук (ст. 12); ибо благословение Господне на руку прилежных — вот что обогащает и помогает сохранить богатство (Притч 10:4,22).
[5] Израильтяне будут в почете у соседей: Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли (ст. 1). Господь удостоил их этой чести, заключив завет с ними (Втор 26:19). Бог и далее укреплял бы их почетное положение, содействуя материальному преуспеванию народа, если бы тот не осквернил себя грехом. Два обстоятельства могли способствовать величию израильтян среди других народов. Во-первых, их богатство: «Будешь давать взаймы многим народам под проценты (которые позволялось взимать с соседних народов), но у тебя не будет повода брать взаймы» (ст. 12). Это обеспечивало Израилю большое влияние на всех окружавших его, ибо берущий в долг — раб заимодавца. Возможно, речь шла о ремеслах и торговле и подразумевалось, что израильтяне будут производить и продавать больше, чем покупать, что склоняло бы чашу весов в их сторону. Во-вторых, их сила: «Сделает тебя Господь главою, чтобы ты устанавливал законы для всех окружающих, требовал дань и был третейским судьей во всех спорах» (ст. 13). Каждый сноп поклонился бы их снопам, и это сделало израильтян такими почитаемыми, что все народы земли убоялись бы Израиля (ст. 10), то есть преклонялись бы перед его истинным величием и опасались бы стать его врагами. Процветание религии у израильтян и Божье благословение на них сделало бы их значительными для всех соседей, грозными, как полки со знаменами.
[6] Израильтяне победят врагов и будут успешны во всех своих сражениях. Если бы нашлись такие дерзкие, чтобы восстать на Израиля и удручать его, то поступили бы так на свой собственный риск и, несомненно, пали бы перед народом Божьим (ст. 7). Силы врагов, даже если все вместе они выступят против Израиля по одной дороге, будут полностью разгромлены и побегут от него что есть духу семью дорогами.
(2) Из всего этого мы узнали (впрочем, было бы прекрасно, если бы люди поверили в это), что религия и благочестие — лучшие друзья материальному преуспеванию. И хотя преходящие благословения в обетованиях Нового Завета не занимают так много места, как в обетованиях Ветхого Завета, тем не менее наш Господь Иисус дал нам слово (и, несомненно, мы можем полагаться на Его слово), что если будем искать прежде Царства Божия и правды Его, то все остальное приложится нам, как Безмерная Мудрость сочтет правильным; и кто может желать большего успеха? (Мф 6:33).
2. Также обещано, что Божья благодать поставит Израиля народом святым (ст. 9). Взяв израильтян в завет с Собою, Господь сохранит их в завете; и при условии, что они будут прибегать к средствам стойкости, Бог даст им благодать стойкости, чтобы они не удалились от Него. Следует заметить: кто усерден в святости, того Господь утвердит в святости; и Он в силах сделать это. Кто свят, тот пребудет в святости; кого Господь утвердит в святости, тех Он тем самым поставит Себе святым народом, ибо, пока мы держимся близко к Богу, Он ни за что не покинет нас. Такое утверждение израильтян в религии стало бы утверждением их репутации: увидят все народы земли и признают, что имя Господа нарицается на тебе (ст. 10), то есть: «Ты — самый прекрасный и славный народ, пребывающий под особым попечением и благосклонностью великого Бога. Непременно станет известно, что народ, нареченный именем Иеговы, вне всякого сомнения, самый счастливый народ под солнцем, сами враги его судьи в том». Любимцы небес поистине велики, и рано или поздно станет очевидно, что они таковы, если не в этом мире, то в тот день, когда сам Христос будет исповедовать перед людьми и ангелами тех, кто сейчас исповедует Его, ибо таковых Он хочет отличить почестью.
Стихи 15−44. После обозрения светлой стороны облака, обращенной к послушным, перед нами теперь предстает его темная сторона, обращенная к непокорным. Если не соблюдаем Божьи заповеди, мы не только лишаемся Божьих обетований, но и подвергаем себя проклятию — средоточию всех несчастий, равно как и благословение — средоточие блаженства. Примите во внимание:
I. Справедливость этого проклятия. Проклятие сие — не беспричинное, и причину его нельзя назвать незначительной; Бог не ищет повода поссориться с нами и не расположен к такой ссоре. Здесь упомянуто, что может навлечь проклятие:
(1) Презрение к Богу, отказ слушать глас Его (ст. 15), что свидетельствует о сильнейшем неуважении, которое только можно себе представить, словно сказанное Им не заслуживало внимания или мы ничем не обязаны Господу.
(2) Непокорность Богу, невыполнение его заповедей или небрежность в исполнении таковых. Никто не попадает под проклятие Господа, кроме восстающих против Его власти.
(3) Уход от Бога. «Именно за злые дела твои, совершая которые ты не только пренебрег Мною, но и оставил Меня» (ст. 20). Бог ни за что не бросит нас, пока мы первыми не бросим Его. Это подразумевает, что идолопоклонство израильтян, предавшись которому они отвергли истинного Бога ради ложных богов, станет для них более губительным, нежели любой другой грех.
II. Меру и силу этого проклятия.
1. Общее провозглашение: «…придут на тебя все проклятия сии свыше и постигнут тебя; и как бы ты ни старался избежать их — это бесполезно: они последуют за тобой, куда бы ты ни шел, догонят, схватят и одолеют тебя» (ст. 15). О преследующем грешника Божьем гневе сказано: устремится на него и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его (Иов 27:22); если бы и убежал он от оружия железного, все равно настигнет и пронзит его лук медный. Бежать от Бога невозможно, но только бежать к Нему; избежать Его правосудия нельзя, но только прибежать к Его милости (см. Пс 20:8−9).
(1) Куда бы ни пошел грешник, Божье проклятие последует за ним; где бы он ни находился, проклятие почивает на нем. Он проклят в городе и на поле (ст. 16). Крепость города не укроет грешника от гнева, свежий воздух сельской местности не станет преградой на пути этих смертоносных потоков. Он проклят при входе (ст. 19), ибо проклятие на доме нечестивого (Притч 3:33), он проклят при выходе, потому что не сможет ни оставить проклятия за собой, ни избавиться от него, ибо оно вошло, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его.
(2) Проклятие — на всем, что у него есть: проклята земля за него, и все, что на ней, и все, что из нее выходит, и так он, подобно Каину, проклят от земли (Быт 4:11). Прокляты его житницы и кладовые (ст. 17−18). Он поплатился всеми своими благами, и таковые, в определенной мере, ему запрещены как заклятое, на которое он не имеет права. У людей, у которых осквернены и ум их, и совесть, осквернено и все остальное (Тит 1:15). Все для него наполнено горечью, ни в чем он не находит истинного утешения, ибо ко всему примешивается Божий гнев, и пребывающий под проклятием слишком далек от уверенности в постоянстве всего, чем он обладает, и, если бы его глаза были открыты, он увидел бы, что все его имущество проклято и готово к изъятию, а с ним навеки уйдут все его радости и надежды.
(3) Все, что бы он ни делал, тоже под проклятием. Проклятие — на всяком деле рук его, какое ни станет он делать (ст. 20); постоянное разочарование, которому подвержены те, кто обращает свое сердце к миру и уповает найти в нем свое счастье, непременно будет постоянной досадой. Это проклятие является прямой противоположностью благословению, о котором говорилось в предшествующей части этой главы. Таким образом, речь идет не только о недостатке каких бы то ни было блаженств неба, но и о получении прямо противоположного — ада. Рабы Мои будут есть, а вы будете голодать (Ис 65:13).
2. Здесь перечислено множество частных проклятий, которые будут следствием общего проклятия и которыми Бог накажет еврейский народ за отступничество и непослушание. Звучат угрозы о разнообразных карах, ибо в колчане у Господа много стрел, четыре тяжкие казни (Иез 14:21) и еще много-много других. Они представлены весьма ужасными и описаны чрезвычайно живо и впечатляюще, чтобы люди, зная об этих ужасах Господних, по возможности, дали бы себя урезонить. Предупреждение об одной и той же каре повторяется несколько раз, чтобы произвести более глубокое и стойкое впечатление и сообщить, что если люди будут упорствовать в своем непослушании, то кара, которую они считали завершенной и о которой сказали: «Конечно, горечь кары миновала», вернется с удвоенной силой; ибо, когда Бог карает, Он побеждает.
(1) Звучит угроза о телесных недугах, которые станут эпидемиями в их земле. К таковым Господь подчас прибегает для наказания и исправления Своего собственного народа. Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Здесь же звучит угроза о наведении болезней на Его врагов в знак гнева Божия, и назначение этих болезней — погубить. Поэтому определить — в благословение нам дана болезнь или в проклятие — мы можем по состоянию своего духа. Тем не менее, какими бы недугами ни заболевали отдельные люди, несомненно, что эпидемии, неистовствующие среди народа в целом, — кара в национальном масштабе, и за таковую должна почитаться. Здесь Моисей предупреждает [1] о недугах, причиняющих боль (ст. 35), о злой проказе, которая сначала поражает колени и голени, но распространяется, подобно проказе лютой Иова, с головы до ног.
[2] О постыдных болезнях (ст. 27), о проказе Египетской (воспалении с нарывами, которое Господь навел на египтян, когда выводил Израиля из их среды), о почечуе, коросте и чесотке, об отвратительных болезнях — справедливом наказании для тех, кто своим грехом сделал себя отвратительным.
[3] О смертельных болезнях, моровой язве (ст. 21), чахлости (обозначающей все хронические заболевания) и горячке (обозначающей все острые заболевания, ст. 22, см. Лев 26:16). И о всех неизлечимых болезнях (ст. 27).
(2) Голод и нехватка продовольствия по причине [1] отсутствия дождей (ст. 23−24): небеса твои, которые над головою твоею, та часть неба, которая над твоей землей, сделаются сухими, как медь, тогда как небо будет орошать землю над другими странами росой; а когда небо подобно меди, то земля неизбежно будет, подобно железу, жесткой и бесплодной. Вместо дождя на поля полетит пыль с дорог и уничтожит то малое, что осталось от плодов земли.
[2] Нашествия насекомых-вредителей. Саранча уничтожит зерно так, что люди не соберут и того, что посеяли (ст. 38,42). И плод виноградной лозы, который призван веселить сердце, будет весь съеден червями (ст. 39). И маслина по той или иной причине осыплется (ст. 40). Язычники прибегают ко многим суеверным обрядам в честь своих богов-идолов ради сохранения плодов земли; Моисей же говорит Израилю, что единственный способ сохранить урожай — соблюдать Божьи заповеди; ибо Господь Бог, в отличие от языческих идолов, не нуждается, чтобы Его развлекали, но желает, чтобы Ему служили в духе и истине. Мы видим, что это проклятие исполнилось на Израиле (3Цар 17:1; Иер 14:1 и далее; Иоиль 1:4).
[3] Израильтяне будут во время войны повержены перед врагами, которые, вероятно, проявят к ним, преданным на их милость, особую жестокость, если учесть жестокость израильтян по отношению к народам Ханаана, которую их соседи пожелают им припомнить в грядущих веках (ст. 25). Их бегство будет тем более позорным и прискорбным от того, что они могли бы восторжествовать над врагами, если бы сохранили верность своему Богу. Тела погибших на войне и умерших в плену среди чужеземцев станут пищею всем птицам (ст. 26); и израильтянин, лишившийся благосклонности своего Бога, не найдет к себе сочувствия, так что даже не будет отгоняющего их — таким ненавистным для всего человечества сделает его Божье проклятие.
[4] Разум израильтян будет столь ослеплен во всех их замыслах, что не будут ни видеть собственной выгоды, ни совершать что-либо полезное ради общего блага: поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою (ст. 28−29). Следует заметить: Божья кара может настигнуть, кроме тела и имущества, и разум людей и заполнить его мраком и ужасом; и самая страшная из всех кар — это та, которая делает человека ужасом для самого себя и собственным губителем. То, что они замыслили для своей безопасности, все равно обратится им на погибель. Мы часто читаем о том, что союзники, которым израильтяне доверяли, были им в тягость, вместо того, чтобы помочь (2Пар 28:20). Кто не желает поступать по воле Божьей, тому остается лишь погубить себя по своей собственной воле; и кто сознательно закрывает глаза на свой долг, тот заслуживает быть ослепленным и не увидеть своей выгоды, и, поскольку таковые более возлюбили тьму, нежели свет, пусть они ощупью ходят в полдень, как впотьмах.
[5] У израильтян похитят все, что приносило им радость, все отнимет гордый и властный завоеватель, как Венадад у Ахава (3Цар 20:5−6). Отнимутся не только их дома и виноградники, но жены и дети тоже (ст. 30,32). Самые любимые блага, в которых они находили наибольшую радость и которые обещали им наибольшее наслаждение, станут забавой и триумфом их врагов. Подобно тому как они жили в домах, которые не строили, и ели от лозы, которую не садили (Втор 6:10−11), так же и другие поступят по отношению к ним. Их волов, ослов и овец уведут у них на глазах (как было и со скотом Иова), и они не смогут их вернуть (ст. 31). И все плоды земли и трудов проглотит и съест враг; так что израильтяне и их близкие будут нуждаться в самом необходимом, тогда как враг насладится тем, над чем они трудились.
[6] Израильтян уведут пленниками в дальнюю страну; более того — во все царства земли (ст. 25). Их сыновья и дочери, в которых они надеялись найти утешение, пойдут в плен (ст. 41), а в конечном счете — и они сами, и их царь, при правлении которого они себе обещали спокойную жизнь (ст. 36). Это полностью исполнилось, когда первые десять колен были уведены в плен в Ассирию (4Цар 17:6), и вскоре после этого еще два колена — в Вавилон, а также оба их царя (4Цар 24:14−15; 25:7,21). Тяжесть плена будет усугубляться, согласно упомянутому здесь, тем, что израильтяне пойдут в неведомую страну, язык и обычаи которой будут весьма странными, а обращение с ними — грубым, где они будут служить иным богам, то есть их будут принуждать к этому враги, как и было в Вавилоне (Дан 3:6). Следует заметить: Бог зачастую обращает грехи людей им же в наказание, отдав предпочтение их же заблуждениям. Вы станете служить иным богам, то есть: «Вы будете служить тем, кто служит им»; часто в Писании народ называется по имени своих богов (Иер 48:7). Израильтяне водили дружбу с идолопоклонниками, и теперь Бог сделал идолопоклонников их угнетателями.
[7] Кто же останется, будет подвергаться нападениям и тирании со стороны чужеземцев (ст. 43−44). Так с израильтянами поступали захватчики, заселившие землю десяти колен по распоряжению ассирийского царя (4Цар 17:24). Или же это может означать последовательные вторжения на их территорию чужеземцев, чтобы таким образом постепенно вытеснить израильтян из их поместий. Мы читаем об исполнении этого: «Чужие пожирали силу его…» (Ос 7:9). Поселенцы ели хлеб из уст чистокровных израильтян, что послужило им справедливой карой за внедрение чуждых богов.
[8] Их репутация среди соседей прослывет подмоченной, и имевшие некогда имя и хвалу станут ужасом, притчею и посмешищем (ст. 37). Некоторые наблюдают исполнение этого предупреждения в настоящем; ибо когда мы хотим описать самое коварное и варварское обращение, то говорим: «Такое мог сделать только еврей». Так грех бесчестит любой народ.
[9] Вдобавок ко всем бедам звучит угроза о том, что люди просто выживут из ума от всех этих несчастий: и сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои (ст. 34), то есть лишишься всякой надежды и утешения и предашься крайнему отчаянию. Кто ходит видением, а не верою, тот рискует лишиться рассудка, когда все вокруг выглядит устрашающим; и поистине плачевно состояние человека, который сходит с ума от того, что видят его глаза.
Стихи 45−68. Кто-то, возможно, подумает, что сказанного достаточно, чтобы народ был охвачен страхом перед гневом Божиим, который открылся с неба на всякое нечестие и неправду человеков. Но, чтобы показать, сколь глубоки сокровищницы этого гнева и что он может быть сильнее и ужаснее, Моисей, когда можно было предположить, что он уже закрыл эту наводящую ужас тему, начинает снова и прибавляет к сему свитку с проклятиями много подобных слов, как сделал Иеремия (Иер 36:32). По-видимому, в первой части этой угрозы наказаниями Моисей предсказывает Вавилонское пленение: несчастья, которые оно принесло, которые ему сопутствовали и стали причиной того, что по возвращении положение сынов Израилевых было жалким и унизительным, как и описывается (ст. 44). То, что враги будут головой, а израильтяне хвостом; здесь же, в следующей части, он предсказывает самое последнее разорение, причиненное римлянами, и дальнейшее рассеяние израильтян. И в наше время плачевное состояние еврейского народа и всех, кто вошел в его ряды, приняв его религию, вполне и точно соответствует предсказанию, содержащемуся в данных стихах, так что служит неопровержимым доказательством истинности этого пророчества и, следовательно, божественного авторитета Писания. И поскольку последнее разорение представлено более ужасным, чем предшествующее, это свидетельствует о том, что грех евреев, состоявший в отвержении Христа и Его Евангелия, стал для Бога более мерзким и вызывающим, нежели само идолопоклонство, и еще сильнее предавал их во власть сатаны; ибо Вавилонское пленение за семьдесят лет хорошо излечило евреев от идолослужения; однако после последнего разорения вот уже более 1600 лет длится неизлечимая вражда против Господа Иисуса. Примите во внимание:
I. Что здесь, в общем, говорится о гневе Божьем, которому предстоит излиться и пребывать на израильтянах за их грехи.
1. Если они не будут руководствоваться Божьими повелениями, то их непременно погубит Божье проклятие (ст. 45−46). «Поскольку ты не соблюдал заповедей Его (особенно заповедь слушать и быть послушными великому пророку), придут на тебя все проклятия сии, как на народ, определенный на разорение, поколение гнева Божия, и они будут знамением и указанием». Странно думать о том, что народ, столь долго пользовавшийся благосклонностью Небес, будет полностью оставлен и отвергнут, что народ, столь тесно сплоченный, разбредется по всему свету, но, несмотря на рассеяние среди всех народов, сохранит свое отличие и не станет ни с кем смешиваться, но, подобно Каину, станет изгнанником и скитальцем на земле, хотя и обреченным на известность.
2. Если израильтяне не станут служить Богу с радостью, то будут вынуждены служить своим врагам (ст. 47−48), дабы почувствовали разницу (2Пар 12:8), что, существует мнение, проливает свет на значение слов: «За то, что они постановлений Моих не исполняли… попустил им учреждения недобрые…» (Иез 20:24−25). Обратите внимание:
(1) Кому Бог дал в изобилии блага этой жизни, от того вполне справедливо ожидать служения Ему. С какой целью Господь нас поддерживает, если не для того, чтобы мы делали Его дело и могли каким-то образом послужить Его чести?
(2) Чем больше Бог нам дает, тем охотнее мы должны Ему служить; достаток должен стать маслом для колес нашего послушания. Бог — Господин, которому надлежит служить с радостью: Ему нравится слышать, как мы, работая, поем.
(3) Если, получая щедрые дары от Бога, мы либо не служим Ему совсем, либо служим неохотно, то Он справедливо дает нам познать трудности нужды и рабства. Кто беспричинно ропщет, тот заслуженно получает повод для ропота. Tristis es et felix — счастлив и все же безутешен! Стыдись собственной глупости и неблагодарности.
3. Если израильтяне не воздадут Богу славу благоговейным послушанием, то Он покажет на них славу Свою, поразив их необычайными язвами (ст. 58−59). Следует заметить:
(1) Бог обоснованно ждет от нас трепета перед Его страшным именем; и, что удивительно, имя, которое здесь представлено предметом страха, звучит как ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ и вполне уместно выделено в этом месте Библии заглавными буквами (англ. пер., ст. 58); ибо поистине ничто не может звучать более величаво. Как нет ничего более утешительного, так и нет ничего более ужасающего, нежели это, ибо Тот, с кем мы имеем дело, — Иегова — сущность безмерно совершенная и блаженная, автор всего сущего; и Он — наш Бог, наш законный Господь и Владыка, от Которого должны получить законы и Кому должны дать отчет; и это замечательно, ибо Он — велик и страшен.
(2) Мы можем обоснованно ожидать от Бога, что если не боимся Его страшного имени, то испытаем на себе Его страшные язвы; ибо так или иначе страх перед Богом появится. Все Божии язвы ужасны, но некоторые из них — необычны, ибо несут в себе признаки божественной власти и справедливости, так что человек при первом же взгляде на них может сказать: итак, есть Бог судящий на земле!
II. Как описано разорение, о котором прозвучала угроза. Здесь Моисей затронул ту же печальную тему, на которую говорил в Своей прощальной проповеди наш Спаситель (Мф 24 гл.), а именно — разорение Иерусалима и иудейского народа. Примите во внимание:
1. Здесь предсказаны пять шагов на пути к краху:
(1) Вторжение чужеземного врага: народ издалека, а именно — римляне — народ, стремительный, как орел, охотящийся за добычей (ст. 49−50). Наш Спаситель, предсказывая разрушение, прибегает к тому же сравнению: ибо, где будет труп, там соберутся орлы (Мф 24:28). И епископ Патрик отмечает (чтобы подчеркнуть совершение предсказания), что на знамени римской армии изображался орел. Об этом народе сказано, что он наглый, что означает свирепость его естества, он жесток и неумолим и не проявит жалости ни к немощи малых детей, ни к немощи стариков.
(2) Опустошение страны, все плоды которой съедят войска этих чужеземцев, что является естественным следствием вторжения, особенно когда таковое совершится, как в данном случае с римлянами, с целью наказания непокорных: и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей (ст. 51), так что население станет голодать, тогда как захватчики будут есть досыта.
(3) Осада городов. Причем осажденные будут столь упорны, а осаждающие столь напористы, что израильтяне дойдут до последней крайности, пока наконец не попадут в руки врага (ст. 52). Ни одно место, даже очень хорошо укрепленное, даже сам Иерусалим, хотя и продержится долго, не избежит этой участи. Здесь предсказаны два обычных последствия долгой осады:
[1] Жуткий голод, который дойдет до такой степени, что из-за недостатка пищи люди станут убивать и есть собственных детей (ст. 53). Мужчины будут делать это, несмотря на свою выносливость и способность терпеть голод; и, хотя закон природы обязывает их заботиться о пропитании собственных семей, они откажутся делиться с умирающими от голода женами и детьми плотью безжалостно убитого ребенка (ст. 54−55). Более того, женщины, знатные дамы, несмотря на свою природную изысканность в еде и природную привязанность к своим детям, из-за нехватки пищи настолько забудут об элементарной гуманности, что будут убивать и есть их (ст. 56−57). Давайте, между делом, отметим, каким неизбежно жестоким был этот жребий для нежных и чувствительных женщин, и научимся не потакать собственной изнеженности и чувствительности, ибо не знаем, до чего можем дойти перед смертью; чем утонченнее мы, тем сложнее нам будет переносить нужду и тем большая опасность пожертвовать здравым смыслом, религией и естественной привязанностью ради требований и страстных желаний неукротимого и ненасытного чрева нам грозит. Эта угроза неоднократно исполнялась для постоянного порицания еврейского народа: никогда подобное не совершалось эллином или варваром, но во время осады Самарии женщина сварила своего сына (4Цар 6:28−29). Об этом говорится, как о чем-то обычном во время осады Иерусалима вавилонянами (Плач 4:10). И Иосиф Флавий повествует о женщине благородного происхождения, которая во время последней осады римлянами убила и съела собственного ребенка по причине крайне жестокого голода, и, когда она съела половину тайно, чтобы все досталось только ей (ст. 57), толпа, учуяв запах мяса, ворвалась в дом, и она достала вторую половину, которую приберегла, приглашая разделить трапезу. Какое деяние может быть чрезмерно варварским для тех, кого оставил Бог!
[2] Болезни — еще одно обычное следствие упорной и длительной осады; и в отношении таковых здесь звучит угроза: поразит… болезнями злыми и постоянными (ст. 59). Они будут сопровождать евреев, куда бы те ни отправились впоследствии: язвы египетские, проказа, нарывы и гнойные язвы (ст. 60). Более того, как если бы этих особых невзгод было недостаточно, в заключение упоминается также и прочее. Господь наведет на тебя каждую болезнь и каждую напасть, даже если она не написана в книге закона сего (ст. 61). Кто попадет под Божье проклятие, тот обнаружит, что ему не было сказано и половины о силе и ужасе того проклятия.
(4) Большинство сынов Израилевых погибнет, так что останется их немного (ст. 62). Некогда Бог дивным образом умножил этот народ, так что множеством подобны были звездам небесным; но за грех уменьшились они и упали (Пс 106:38−39). Подсчитали, что истребление еврейского народа римлянами, как видно из описания, предоставленного Иосифом Флавием, превысило два миллиона павших от меча в разных местах, не считая умерших от голода и эпидемии; так что вся страна лежала в руинах и превратилась в пустыню. Какие ужасающие слова: и как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас (ст. 63). Итак, видишь благость и строгость Божию: милость ярко сияет в наслаждении добрыми делами — в них Господь находит радость; однако и справедливость сияет здесь не менее ярко в наслаждении, которое Господь находит в истреблении нераскаявшихся, причем не в том, что делает Свою тварь несчастной, но в утверждении собственной чести и в заботе о конечных целях Своего правления. Видите, какое злостное явление грех, который (позволю себе сказать) вынуждает Бога безмерной благости радоваться истреблению собственной твари, даже тех, кто был у Него прежде любимым.
(5) Остаток рассеется среди народов. И вдобавок ко всем бедам: рассеет тебя Господь по всем народам (ст. 64). В высшей степени это исполнилось в нынешнем рассеянии евреев, ибо их можно найти почти во всех странах — как в христианских, так и в мусульманских, да еще в таком количестве, что, как некогда было сказано, если бы их объединил общий интерес, получилась бы огромная масса, способная бороться с самыми могущественными государствами и правителями; однако они пребывают во власти данного проклятия и так рассеяны, что не способны сплотиться. Именно здесь звучит предсказание о том, что [1] у них не будет ни религии (ничего достойного), ни храма, ни жертвенника, ни священства, ибо будут служить иным богам. Существует мнение, что это исполнилось, когда в католических странах евреев, к их великому недовольству, заставляли поклоняться образам, которые используются в римско-католической церкви.
[2] Они не будут знать ни покоя, ни отдыха для тела: не будет места покоя для ноги твоей (ст. 65), но им постоянно придется переходить с места на место либо в надежде на прибыль, либо в страхе перед гонениями. Вот что ожидает странствующих евреев: никакого душевного покоя (что намного хуже), но трепет сердца (ст. 65), никакой уверенности в жизни (ст. 66); их будет изнурять как свет, так и тьма, которые, каждый в свою очередь, приятны спокойной душе — для израильтян же и день, и ночь будут ужасом (ст. 67). Такое состояние однажды испытал Иов (Иов 7:4), для них же это будет постоянным и непрерывным; слепота и темнота, которые, по словам апостола, приключились с Израилем, и чувство вины, согнувшее их хребет навсегда (Рим 11:8−10), неизбежно будут причинять постоянное беспокойство и страх. Кто боится и день, и ночь и всегда встревожен, тот — мука для самих себя и для окружающих. Пусть же благочестивые люди борются с этим и не дают волю страху, который доставляет мучение; и пусть нечестивцы не успокаиваются в своем нечестии, ибо их сердце не выдержит и руки ослабеют, когда ужасы Божии ополчатся против них. Кто утром говорит: «о, если бы пришел вечер», а вечером: «о, если бы наступило утро», тот проявляет:
Во-первых, вечное волнение и раздражение, ругая часы за медленный ход и сетуя на длительность каждой минуты. Давайте будем ценить время, когда преуспеваем, и тогда оно не покажется нам столь вялотекущим (как показалось бы в противном случае) в скорби.
Во-вторых, постоянный страх и ужас: с утра боятся стрелы, летящей днем, и поэтому желают, чтобы день поскорее закончился; но что это им даст? Когда наступает вечер, их трепещущее сердце с неменьшей тревогой ожидает ужасов в ночи (Пс 90:5−6). О, как счастливы те, чья душа, оставаясь с Господом, спокойна и не страшится зла! Здесь примите во внимание, что ужас вызывает не только то, что предстает перед глазами, но и те страхи, которые обитают в сердце, причем не только перед реальной, но и перед мнимой опасностью; если исследовать причины страха, то часто таковые оказываются лишь плодом воображения.
2. В заключение Бог угрожает израильтянам бросить их в том виде, в каком застал их в доме рабства: и возвратит тебя Господь в Египет (ст. 68), то есть в то жалкое состояние, в каком они были рабами у египтян, господствовавших над ними с жестокостью. Бог вывел их из Египта и сказал, что не увидят того вовеки (см. Втор 17:16); теперь же им предстоит умалиться до такого же рабского состояния, в котором они были там. Быть проданным чужеземцам — само по себе довольно плохо, но еще хуже быть проданным врагам. Даже рабы, как таковые, могут быть ценными, но у еврея столь худая репутация виновного во всех пороках, что, когда его выставляли на продажу, ни один человек не желал покупать, что заставляло работорговца проявлять к нему еще большую жестокость. Тридцать евреев (говорят) продавались за одну монету, как и они продали нашего Спасителя за тридцать монет.
3. В целом, (1) исполнение сих предсказаний в отношении еврейского народа показывает, что Моисей говорил Духом Божьим, который, несомненно, предвидит крах грешников и предупреждает об этом, дабы они могли предотвратить сие истинным и своевременным покаянием, иначе не будет извинения.
(2) Поэтому давайте мы все научимся бояться Господа и не грешить. Я слышал о нечестивце, который, прочитав угрозы этой главы, так разгневался, что вырвал лист из Библии, подобно тому как Иоаким порезал свиток Иеремии; но какой смысл уничтожать копию, если подлинник хранится в письменах Божьей воли, которая непреложно определила, что возмездие за грех — смерть, независимо от того, будут ли люди слушать или не будут.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 28 глава