В этой главе Моисей переходит к отдельным заповедям, которые он должен передать Израилю. Он начинает с тех, которые касаются поклонения, а именно с заповедей, поясняющих вторую заповедь, к которой Господь особым образом ревностен.
I. Они должны полностью истребить все остатки идолопоклонства (ст. 1−3).
II. Они должны держаться поближе к скинии (ст. 4−5). Первая заповедь должна была предотвратить ложное поклонение, а последняя — сохранить учрежденное богослужение. Согласно последнему закону, (1) им всем было велено принести все свои жертвы к жертвеннику Божьему, а все святыни — к тому месту, какое он выберет (ст. 6,7,11,12,14,18,26−28).
(2) В общем, им запрещалось делать так, как они делали в пустыне (ст. 8−11) и как поступали хананеяне (ст. 29−32), а именно: есть святыни у себя дома (ст. 13,17−18), то есть оставлять учрежденное служение (ст. 19).
(3) Им разрешалось есть мясо как обычную пищу у себя дома, но при этом запрещалось есть кровь (ст. 15−16 и 20−26).
Стихи 1−4. Из великих первоначальных истин, утверждающих, что Бог существует и что есть лишь один Бог, вытекают великие фундаментальные законы, гласящие, что этому Богу нужно поклоняться, Ему единственному, и поэтому мы не должны иметь других богов, кроме Него. Это первая заповедь, а вторая является охраной или ее оградой. Чтобы предотвратить уход к ложным богам, нам запрещено поклоняться истинному Богу таким образом, как поклонялись лживым богам, и велено соблюдать учрежденные постановления о поклонении, чтобы мы придерживались правильного объекта поклонения. По этой причине Моисей очень детально истолковывает вторую заповедь. Содержание этой и четырех следующих глав в основном имеют отношение к ней. Вот постановления и законы, которые они должны стараться исполнять (ст. 1):
(1) В те дни, когда обретут покой и будут процветать, став хозяевами Ханаана. Мы не должны полагать, что религия учреждена лишь для того, чтобы быть нашей работой в годы пребывания в рабстве, чтобы быть развлечением, когда мы в одиночестве, или быть утешением в страдании; нет, когда мы овладеваем доброй землей, то должны продолжать поклоняться Богу: поклоняться Ему в Ханаане так же, как в пустыне, в зрелом возрасте, а не только в детстве, поклоняться, когда мы поглощены бизнесом, а не только тогда, когда нам нечего делать.
(2) Во все дни, которые вы будете жить на той земле. Пока здесь мы находимся в состоянии испытания, то должны оставаться послушными до самого конца: никогда не оставлять свой долг и не унывать, совершая добро.
I. В этих стихах Моисей велит им уничтожить и истребить все предметы, с помощью которых хананеяне служили своим лжебогам (ст. 2−3). Здесь нет упоминаний о храмах, построенных для идолов, что оправдывает мнение некоторых, кто считает, что скиния, построенная Моисеем в пустыне, была первым строением, когда-либо водруженным для религиозного употребления, и что от нее произошли остальные храмы. Места, в то время используемые для поклонения, которые теперь нужно было уничтожить, представляли собой высокие горы и холмы (словно возвышенности давали преимущество их поклонениям), покрытые зелеными деревьями, то ли потому, что так было приятнее, то ли потому, что вызывали благоговение: все, что освобождает разум и вызывает благоговение, завладевает вниманием и успокаивает, считалось сопутствующим поклонению. Торжественная тень и тишина рощи до сих пор восхищает всех, кто расположен к размышлениям. Но преимущества, предоставляемые уединением, давали язычникам, поклоняющимся идолам, возможность скрывать те дела тьмы, которые не могли вынести света; и поэтому все они должны быть уничтожены вместе с жертвенниками, столбами, образами, которые использовались местными жителями при поклонении своим богам, чтобы даже их имена были похоронены в забвении и не только не упоминались уважительно, но и не вспоминались вообще. Тем самым они будут содействовать (1) доброй репутации своей земли; и пусть никто и никогда не скажет об этой святой земле, что она была подобным образом осквернена, а все мерзости будут уничтожены как предметы, которых стыдятся.
(2) Безопасности своей религии; пусть ничего не останется, чтобы мирские безрассудные люди, особенно в последующие вырождающиеся века, не использовали их в служении Богу Израиля. Пусть эти чумные бараки будут стерты с лица земли как предметы, которых боятся. Моисей начинает с уставов, касающихся божественного поклонения, так как нужно выработать отвращение ко всякому злу, прежде чем утвердится постоянная приверженность к добру (Рим 12:9). Царство Бога должно утверждаться и в людях, и на местах — на руинах царства дьявола, ибо они не могут стоять вместе, как не может быть никакого общения между Христом и дьяволом.
II. Им велено не вносить обряды и обычаи идолопоклонников в поклонение Богу даже под видом его украшения или усовершенствования (ст. 4): «Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего, то есть вы не должны думать, что почитаете Его, принося жертвы на горах или холмах, водружая столпы или насаждая рощи или устанавливая кумиры. Нет, в своем поклонении вы не должны потакать богатому воображению и думать, что все красивое будет приятно Богу; Он превыше всех богов, и Ему нельзя поклоняться, как другим богам».
Стихи 5−32. Насколько я помню, нет другой такой четкой заповеди во всем законе Моисея, которую бы он так детально излагал и на которой так настаивал, как эта, требующая, чтобы все приносили свои жертвы на единый жертвенник, поставленный во дворе скинии, и чтобы там совершались все их религиозные обряды, ибо что касается нравственных служений, то, несомненно, как и сейчас, люди могли молиться где угодно, как и в своих синагогах. Повеление поступать именно так и запрет поступать вопреки требуемому здесь вновь и вновь повторяется — подобным образом мы учим детей, тем не менее мы уверены, что в Писании нет напрасных повторений, а на этом ставится особое ударение (1) из-за непонятной склонности к идолопоклонству и суевериям в сердцах людей, а также из-за опасения, чтобы они не совратились многими искушениями, которые будут окружать их.
(2) Так как соблюдение этого постановления будет для них очень полезно, ибо предотвратит проникновение порочных обычаев в их поклонение, а также сохранит среди них единство и братскую любовь, когда, встречаясь все в одном месте, они будут идти одним путем и иметь единство в сердцах.
(3) Так как это повеление имеет определенное значение. Они должны быть привязаны к одному месту в доказательство своей веры в две великие истины, которые стоят рядом (1Тим 2:5), гласящие, что един Бог, един и посредник между Богом и человеками. Это служило не только для того, чтобы поддерживать понятие о единстве Троицы, но и подразумевало для них (хотя они не могли четко различить этого) один путь, которым можно приблизиться к Богу и иметь с Ним общение через Мессию. Давайте теперь сведем это длинное обращение к отдельным заглавиям.
I. Здесь обещано, что, когда они поселятся в Ханаане и успокоятся от всех врагов своих и будут жить безопасно, тогда Бог выберет определенное место, которое будет считаться центром их единства и куда они будут приносить все свои жертвы (ст. 10−11). Обратите внимание:
(1) Если они будут привязаны к одному месту, то у них не будет сомнений относительно его, а они наверняка будут знать, где оно находится. Если бы во времена Евангелия Христос хотел, чтобы было определенное место, престол власти, на который претендовал Рим, то Он оставил бы нам инструкции о его местонахождении.
(2) Бог не поручает им выбрать это место, чтобы колена не спорили из-за него, сражаясь за свои мирские выгоды и стараясь иметь их на своей земле, а сохраняет выбор за собой, как назначение Искупителя и учреждение святых постановлений.
(3) Он не определяет это место сейчас, как определил гору Гаризим и Гевал для провозглашения благословения и проклятия (Втор 11:9), а откладывает на потом, чтобы побудить их ожидать дальнейших повелений с небес и божественного вождения после того, как Моисей покинет их. Место, которое Бог выберет, названо местом, где Он поставит Свое имя, то есть захочет, чтобы оно называлось Его именем; там будет пребывать Его слава, там Он будет возвещать Своему народу, являть себя, как делают это люди, сообщая свои имена; там Он будет принимать их обращения, которые будут славить Его имя и призывать его. Это будет местом Его обитания, где он, как Царь Израиля, будет содержать Свой двор и где Его смогут найти все, кто с благоговением ищет Его. Ковчег был знаком Божьего присутствия, и где он был поставлен, там пребывало имя Бога, а это место было Его обителью. В ковчеге хранились скрижали закона, ибо надеяться получать милости из Божьей руки стоит лишь тем, кто желает принять закон из Его уст. Первое место, которое Бог избрал для пребывания ковчега, находилось в Силоне; после того, как это место лишилось славы из-за греха, мы находим ковчег в Кириаф-Иариме и других местах; и, наконец, во времена Давида он был установлен в Иерусалиме, и Бог сказал о храме Соломона выразительнее, чем о каком-либо другом месте: «…Я избрал Себе место сие в дом жертвоприношения» (2Пар 7:12, ср. 2Пар 6:5). Сейчас, во времена Евангелия, у нас нет храма, который освящал бы золото, как и нет жертвенника, освящающего дары, а есть лишь Христос. Что же касается места поклонения, то пророки предсказали, что на всяком месте будут приносить духовный фимиам (Мал 1:11). А наш Спаситель заявил, что истинными поклонниками будут приняты те, кто поклоняется Богу в чистоте и искренности, не взирая на эту гору или Иерусалим (Ин 4:23).
II. Им велено приносить свои всесожжения и жертвы на это место, которое Бог выберет: «туда приносите всесожжения ваши» (ст. 6), «туда приносите всё, что я заповедую вам» (ст. 11), «на том только месте… приноси всесожжения твои» (ст. 14); «совершай всесожжения твои, мясо и кровь, на жертвеннике Господа, Бога твоего» (ст. 27). Что же касается их мирных жертв, которые здесь названы их жертвами, то хотя им было позволено есть мясо, но кровь нужно было проливать у жертвенника. Тем самым их учили, что Бог не желает и не принимает жертвы и приношения ради них самих или из-за какого-либо их внутреннего достоинства, как естественное выражение почтения и восхищения, а они получают свои добродетели прямо от жертвенника, на котором они приносились, являясь прообразом Христа; в то время как молитвы и хвала более необходимы и ценны, и народ Божий должен был возносить их каждый день, где бы ни находился. Благочестивый израильтянин мог почитать Бога, иметь с Ним общение и получать от Него милости даже в том случае, если в течение нескольких месяцев не имел возможности принести жертву на жертвенник. И это символизирует обязанность христиан возносить духовные жертвы Богу во имя Иисуса Христа, надеясь, что они будут приняты благодаря Его ходатайству (1Пет 2:5).
III. Им велено пиршествовать своими святынями перед Господом со святой радостью. Они должны были приносить на жертвенник не только жертвы, которые требовал Бог, но и все необходимое, что требовалось по закону, чтобы есть и пить во славу Богу в знак своего общения с Ним (ст. 6). Их десятины и возношения их рук, то есть начатки плодов и обеты, добровольные приношения и первенцев — все, что они должны были религиозно использовать сами или священники и левиты, все это должно приноситься на то место, которое выберет Бог; подобно тому как государственные доходы со всех частей царства поступают в казну. «И ешьте там пред Господом… и веселитесь… о всем, что делалось руками вашими» (ст. 7); «веселитесь пред Господом вы и сыны ваши, и дочери ваши…» (ст. 12). Обратите внимание:
(1) То, что мы делаем, служа Богу и Его славе, содействует нашей выгоде, если только мы не совершаем ошибок. Приносящий жертву Богу приглашается вкушать пред Ним и пиршествовать своими жертвами: Он будет вечерять с нами, а мы с Ним (Откр 3:20). Если мы славим Бога, то назидаем себя и усовершенствуем свой разум, возрастая в познании и вере, оживляя благоговейные привязанности, укрепляя благодатные привычки и решения: так питается душа.
(2) Работа Божья должна совершаться со святой радостью и весельем: «ешьте и веселитесь» (ст. 7 и вновь ст. 12,18).
[1] Они должны радоваться, пока были пред Господом (ст. 12). Бог хочет, чтобы мы служили Ему с весельем; особенно Он недоволен теми, кто обливает слезами жертвенник Господа (Мал 2:13). Посмотрите, какому доброму Господину мы служим, который обязал нас петь во время работы. Даже дети и рабы должны радоваться пред Господом, чтобы религиозное служение было удовольствием для них, а не заданием или трудной работой.
[2] Они должны привлекать к себе наслаждением, полученным от общения с Богом; они должны радоваться всему, что делается их руками (ст. 7). Все их обычные занятия должны доставлять им некоторое утешение, а если их душа подобным образом укреплена, то что бы ни делали, они должны делать это искренно и радостно. И эта святая и благочестивая радость в Господе и Его милости, в которой мы будем пребывать еще больше, будет наилучшей оградой против греха и сети суетного плотского веселья, а также помощью против скорбей этого мира.
IV. Им велено быть милостивыми к левитам. Пиршествуют ли они с радостью? Левиты должны есть и радоваться с ними (ст. 12,18), а основное предостережение гласит (ст. 19): «Смотри, не оставляй левита во все дни, которые будешь жить». Были левиты, которые служили при жертвеннике, помогая священникам, и о них нельзя было забывать, то есть совершаемое ими служение должно быть постоянным. Нельзя было строить другой жертвенник помимо того, который повелел сделать Бог, ибо это означало оставить левита. Но, похоже, в этих стихах говорится о левитах, которые рассеялись по стране, чтобы учить народ закону Божьему и помогать ему поклоняться Богу, и в этих стихах велено заботиться о левите, который посреди жилищ ваших. Великая милость иметь поблизости левита, посреди жилищ наших, чтобы мы могли спросить закон из уст их, а на наших пиршествах он мог контролировать нас, чтобы не допустить пресыщения. Обязанность людей — быть добрыми к служителям, которые дают им хорошие наставления и являются для них хорошим примером. Пока мы живы, мы нуждаемся в их помощи, пока не придем в иной мир, где постановления будут замещены, и поэтому, пока мы живем на земле, мы не должны оставлять левита. Основание для этого (ст. 12): ибо нет ему части и удела с вами, поэтому он не может богатеть за счет земледелия или торговли; поэтому выделите ему часть вместе с вами от утешения своим богатством. Они должны давать левитам, не имевшим других средств к существованию, десятины и приношения, учрежденные законом.
V. Им позволено есть обычное мясо в своих домах, где бы они ни жили, но не мясо своих жертв. Им не разрешалось есть дома то, что было каким-либо образом посвящено Богу (ст. 13,17), а не посвященное подобным образом они могли убивать и есть в свое удовольствие (ст. 15). Это разрешение вновь повторяется (ст. 20−22). Похоже, пока они были в пустыне, они не ели мяса тех видов животных, которые использовались для жертв, а лишь то, что было убито у дверей скинии; и часть этой жертвы отдавалась Богу как мирная жертва (Лев 17:3−4). Но когда они войдут в Ханаан и поселятся на большом расстоянии от скинии, тогда смогут убивать то, что им нравится из своих стад и отар, для собственного употребления, не принося часть к жертвеннику. Это разрешение дается очень четко и повторяется, чтобы сатана не воспользовался законом, запрещавшим есть жертвы дома, и не предложил им делать это, как он поступил с нашими первыми родителями, зародив в них недовольные мысли о Боге, словно Он что-то жалеет для них: «когда только пожелает душа твоя, можешь есть». Существует обычное регулярное желание поесть, которое вполне законно можно удовлетворять сдержанно и умеренно, не наслаждаясь чрезмерно удовлетворением этого желания и не испытывая неудобств, если в этом отказано. Нечистые, которым запрещалось есть святыни, могли есть то же мясо, но лишь в том случае, если оно использовалось как обычная еда. Различие между чистыми и нечистыми было свято, и оно должно было сохранить славу святых праздников, которые на этом основании не должны были превращаться в обычное употребление пищи. Это разрешение имеет двойное ограничение:
(1) Они могли есть, соответственно данному Богом благословению (ст. 15). Отметьте: мы поступим не только мудро, но и исполним свой долг, если будем жить соответственно своим возможностям, а не выше их. Как, с одной стороны, несправедливо копить то, что должно быть потрачено, так, с другой стороны, более несправедливо тратить больше, чем мы имеем, ибо то, что не принадлежит нам, принадлежит другому, кто в результате оказывается ограбленным и обманутым. И я утверждаю, что это более несправедливо, ибо легче позднее раздать то, что было неправильно накоплено, и таким образом возместить нанесенный ущерб, чем возвратить жене, детям и кредиторам то, что было неправильно потрачено. Пусть мудрость найдет середину между этими двумя крайностями, а затем пусть бдительность и решимость придерживаются ее.
(2) Они не должны есть крови: «Только крови не ешьте» (ст. 16,23), «Не ешь ее» (ст. 24), «Не ешь ее, дабы хорошо было тебе» (ст. 25). Если они не могли принести кровь к жертвеннику, чтобы вылить ее там пред Господом, как принадлежащую Ему, то должны были вылить ее на землю, как не принадлежащую им, потому что кровь есть душа, а также в знак того, что она принадлежит давшему ее и является искуплением, принадлежащим тому, кто лишился жизни. Епископ Патрик считает, что им строго запрещалось есть кровь, чтобы предупредить суеверия старых идолопоклонников, касающиеся крови их жертв, которая, как им думалось, нравится их демонам; и, вкушая ее, они воображали, что вступают в общение с ними.
VI. Им запрещалось следовать своим порочным обычаям, которые они соблюдали в пустыне, или следовать порочным обычаям своих предшественников, проживавших в Ханаане.
1. Они не должны были сохранять те неверные обычаи, которым научились в пустыне и на которые смотрели сквозь пальцы, учитывая их необустроенное положение (ст. 8−9): «Вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем». Кто-то мог бы подумать, что не было лучшего правителя, чем Моисей, как и не было лучшей возможности для народа Израильского соблюдать хорошие постановления и дисциплину именно в то время, когда они очень тесно расположились лагерем под наблюдением своего руководителя. Тем не менее, похоже, они совершали много ошибок и много нарушений постепенно укоренилось среди них. Мы не должны надеяться увидеть какое-либо общество абсолютно чистым и праведным, каким оно станет лишь тогда, когда мы придем в небесный Ханаан. Они совершали жертвоприношения и участвовали в религиозном поклонении, у них был суд справедливости и гражданские власти, и из истории, рассказывающей о побитии камнями человека, собиравшего дрова в день субботы, следует, что власти с величайшей строгостью следили за исполнением самых важных статей закона. Но, находясь часто в движении и пребывая постоянно в неопределенности, (1) никто из них не мог соблюдать торжественные праздники и обряды очищения с той тщательностью, которой требовал закон. И (2) те израильтяне, которые были предрасположены совершать ошибки, имели возможность не соблюдать их, ибо частые перемещения препятствовали правосудию. Но, говорит Моисей, придя в Ханаан, вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем. Отметьте: когда народ Божий пребывает в неустроенном положении, то он может обойтись без соблюдения определенных постановлений, что ни в коем случае не будет позволено ему в другое время. Особые обстоятельства нужно учитывать, пока они сохраняются, но в Ханаане нельзя было совершать того, что было допущено в пустыне. Пока дом строится, то допускается, чтобы в нем было много мусора и грязи, но все должно быть убрано, когда дом построен. Моисей собирался закончить свою жизнь и сложить руководство, и он с утешением предвидел, что в дальнейшем царство Израильское будет более успешным, чем в его время.
2. Они не должны поклоняться Богу с помощью тех обрядов или церемоний, которые использовались народами Ханаана в служении своим богам (ст. 29−32). Они не должны были интересоваться методикой и формой их поклонения идолам. Что хорошего могут дать им знания глубин сатанинских? (Откр 2:24). Лучше оставаться неосведомленным в том, что опасно и может тебя заразить. Они не должны знакомиться с обычаями идолопоклонников, (1) ибо было бы глупо иметь образцом тех, кого Бог сделал их рабами и пленниками и погубил пред ними. Хананеяне не утруждали себя служением своим богам, и поэтому их поклонение не должно было побуждать израильтян следовать их обычаям. Тот бедственно одурманен, кто продолжает идти путем грешников, видя их кончину.
(2) Ибо некоторые их обычаи были особенно жестокими и бесчеловечными, которые не только попирали свет и закон природы, но и противоречили естественным привязанностям, когда они сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим (ст. 31). Даже само упоминание о подобных явлениях делает их отвратительными и вселяет в нас ужас.
(3) Ибо их обычаи были мерзостью пред Господом, и привнесение их в поклонение Ему будет воспринято как вызов и сделает мерзостью даже то, что должно воздать Ему славу и с помощью чего израильтяне надеялись обрести Его благоволение. Ситуация, несомненно, очень плохая, если сами жертвы становятся мерзостью (Притч 15:8). Отсюда он делает вывод (ст. 32) с тем же самым предостережением, касающимся поклонения Богу, которое раньше давал о слове Божьем (Втор 4:2): «Не прибавляйте к тому никаких собственных изобретений, оправдываясь тем, что хотите сделать их более значительными или величественными, и не убавляй от того под видом того, что хочешь сделать его более простым и практичным и сохранить то, что можно пощадить. Соблюдай все и лишь то, что Бог заповедал тебе». Можем надеяться, что наше религиозное поклонение будет принято лишь в том случае, если при этом мы соблюдаем божественные постановления. Божья работа будет сделана так, как Он того желает.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 12 глава