Закончив проповедь, в данной главе Моисей:
(I) Воодушевляет как народ, которому предстояло теперь войти в Ханаан (ст. 1−6), так и Иисуса Навина, которому предстояло вести людей (ст. 7−8,23).
(II) Заботится о том, чтобы после его кончины они хранили в памяти все сказанное им (1) благодаря книге закона, которая [1] была написана:
[2] передана на попечение священников (ст. 9 и 24−27), [3] должна, согласно повелению, публично читаться каждый седьмой год (ст. 10−13).
(2) Благодаря песни, которую Господь повелел Моисею написать для наставления и увещания народа.
[1] Господь призывает Моисея и Иисуса Навина ко входу в скинию (ст. 14−15).
[2] Господь предсказывает отступничество Израиля с течением времени и суды, которые народ из-за этого на себя навлечет (ст. 16−18).
[3] Господь предписывает, чтобы нижеследующая песнь была свидетельством против израильтян (ст. 19−21).
[4] Моисей написал эту песнь (ст. 22) и передал Израилю, сообщив о ее предназначении, как сам принял от Господа (ст. 28 и далее).
Стихи 1−8. Не желающий расставаться (как говорится) затягивает прощание. Так прощается с сынами Израилевыми Моисей, но не потому что не желает идти к Богу, а потому что не хочет покидать их, опасаясь, что если он их оставит, то они оставят Господа. Он уже сказал все, что должен был им сказать в качестве совета и увещевания, и теперь созвал людей, чтобы дать им слово ободрения, в особенности относительно битв за Ханаан, в которые им теперь предстояло вступить. Израильтяне были разочарованы, что Моисею предстояло покинуть их именно в то время, когда без него так трудно обойтись; и хотя с народом оставался Иисус Навин, чтобы вести сражения в долине, израильтянам будет недоставать Моисея, чтобы ходатайствовать за них на холме, как он это делал раньше (Исх 17:10). Но ничего не поделаешь: Моисей не может уже выходить и входить (ст. 2). Не то чтобы его лишило сил некое обветшание ума или тела, ибо крепость в нем не истощилась (Втор 34:7), но он более не мог отправлять свои обязанности, потому что (1) ему было 120 лет, и настала пора и честь знать и вернуться в свой покой. Кто достиг такого солидного возраста при обычной продолжительности жизни в семьдесят-восемьдесят лет, как видно из молитвы Моисея (Пс 89:10), тот вправе считать, что окончил, как наемник, день свой.
(2) Он находится под приговором свыше: «Ты не перейдешь Иордан сей». Таким образом на пригодности Моисея поставлена точка: до сих пор он должен идти, до сих пор должен служить, но не более того. Так определил Господь, и Моисей с этим согласен; ибо я не знаю, зачем кому-либо из нас желать прожить хотя бы на день дольше того времени, на которое рассчитана определенная для нас Богом работа, к тому же мы не будем давать отчет за время сверх того, что было отведено нам. Но хотя Моисей не должен перейти Иордан сам, тем не менее он побеспокоился ободрить тех, кому это предстоит.
I. Моисей воодушевляет народ; ни одному полководцу никогда не удавалось ободрить своих воинов, используя такие веские основания, с помощью которых Моисей воодушевляет здесь Израиль.
1. Он уверяет людей в постоянном присутствии с ними Господа (ст. 3): Господь, Бог твой, который вел тебя и хранил до этого момента, Сам пойдет пред тобою; и кто уверен, что Господь его вождь, тот может смело идти за Ним. Он снова повторяет это (ст. 6), делая особое ударение: «Господь, Бог твой, Великий Иегова, твой — по завету, Сам, именно Он, и не меньший, и никто иной, пойдет с тобою; Господь не только заверил тебя Своим обетованием, что пойдет пред тобою, но и покажет тебе ковчегом Своим, видимым знаком Своего присутствия, что Он на самом деле идет перед тобой». И повторяет, дополняя: «Бог не только пойдет перед тобой сначала, чтобы ввести тебя, но и будет оставаться все время с тобой и с твоим потомством; не отступит от тебя и не оставит тебя; не разочарует твоих ожиданий ни в какой тесноте и никогда не предаст твоих интересов; будь верен Ему, и Он будет верен тебе». Апостол применяет это ко всему духовному Израилю Божию для воодушевления верующих в их вере и надежде; так же как и израильтянам, эта благая весть проповедуется и нам: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр 13:5).
2. Моисей представляет израильтянам Иисуса Навина как их вождя: Иисус пойдет пред тобою (ст. 3). На протяжении долгого времени они были свидетелями его поведения, отваги и нелицемерной заботы об их интересах, и Бог определил и рукоположил его быть вождем народа, поэтому, вне всякого сомнения, Господь признает его, благословит и сделает благословением для народа (см. Чис 27:18). Следует заметить, что для людей является великим воодушевлением, когда вместо полезных орудий, которые Бог забрал, Он поставляет других, чтобы они продолжили Его дело.
3. Моисей заверяет народ в успехе. Величайшие полководцы, располагающие величайшими преимуществами, тем не менее вынуждены признавать, что в вопросах войны уверенным быть нельзя; победа не всегда достается сильным и храбрым; нелепая и непредвиденная случайность может склонить чашу весов не в пользу возвышенных надежд. Но Моисея Бог уполномочил заверить Израиль в том, что, несмотря на неблагоприятные условия их борьбы, они непременно победят. Робкий вступит в бой лишь тогда, когда будет уверен в своей победе. Это дело предпринимает Бог — и Он истребит народы сии; Израилю же предстоит нечто иное, нежели дележ добычи: ты овладеешь ими (ст. 3). Воодушевлению израильтян в их уповании способствовали два обстоятельства:
(1) Они уже одержали победу над Сигоном и Огом (ст. 4) и на этом основании могли сделать вывод о силе Господа, способного сделать то, что Он сделал, и о намерении Бога — что Он доведет начатое до конца. Подобным же образом и мы должны извлекать пользу из собственного опыта.
(2) Бог дал им повеление истребить хананеев (Втор 7:2; 12:2), на которое Моисей здесь ссылается (чтобы вы поступили с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам, ст. 5) и на основании которого они могли сделать вывод, что, если Господь заповедал им истребить хананеев, несомненно, Он даст их рукам силу для исполнения этого. Следует заметить: у нас есть основание уповать на возможность и помощь от Господа в выполнении того, что Он сделал нашим долгом. Так что на основании всего этого у Моисея было достаточно причин призывать израильтян быть твердыми и мужественными (ст. 6). Пока за них подвизалась сила Божия, у них не было повода бояться всех выступивших против них сил Ханаана.
II. Моисей воодушевляет Иисуса Навина (ст. 7−8). Обратите внимание:
(1) Несмотря на то что Иисус Навин был опытным полководцем и человеком, который доказал свое мужество и решительность и заявил о себе многими смелыми деяниями, тем не менее Моисей увидел причину призвать его быть твердым и мужественным теперь, когда ему предстоит приступить к новым боевым действиям; Иисус же Навин, получив такое напутствие, далек от того, чтобы воспринимать его как публичное оскорбление или как скрытое сомнение в его отваге, что подчас мы наблюдаем, когда гордые духом и скандальные с возмущением воспринимают увещевания и предупреждения как упреки и осуждение. Иисусу Навину самому очень приятно получить от Моисея увещание быть сильным и мужественным.
(2) Моисей дает это напутствие Иисусу пред очами всех Израильтян, чтобы они тем паче подчинялись тому, чье торжественное посвящение на служение они наблюдали, и чтобы он тем паче старался быть примером отваги для людей, которые были свидетелями напутствия, данного как ему, так и им самим.
(3) Моисей дает Иисусу такое же заверение в Божьем присутствии и, следовательно, в славном успехе, какое он дал народу. Бог будет с ним и не покинет его, и поэтому Иисус непременно совершит славное предприятие, к которому призван и которое ему вверено: ты войдешь с народом сим в землю обетованную. Следует заметить: преуспеют те, с кем Бог, и поэтому таковым следует быть твердыми и мужественными. Так давайте же благодаря Богу совершать доблестные деяния, ибо благодаря Ему мы победим; если противостанем дьяволу, он убежит и Бог сокрушит его под ногами нашими вскоре.
Стихи 9−13. Закон был дан чрез Моисея, как сказано (Ин 1:17). Ему было вверено передать закон не только этому, но и грядущим поколениям; и здесь мы видим, что Моисей оправдал доверие.
I. И написал Моисей закон сей (ст. 9). Ученый епископ Патрик считает, что речь идет о всех пяти книгах Моисеевых, которые часто называют Законом; он полагает, что, хотя Моисей и написал большую часть Пятикнижия раньше, завершил он написание этой великой книги только теперь. Многие думают, что под словом «закон» (тем более, поскольку он назван закон сей — сие суммарное краткое изложение закона) здесь следует понимать Книгу Второзаконие; все те объяснения для народа, которые составляют книгу в целом, Моисей под вдохновением свыше записал как Слово Божие. Он записал этот закон, (1) чтобы слышавшие его могли часто просматривать закон сами и вспоминать.
(2) Чтобы с большей надежностью закон был передан потомству. Следует заметить, что Церковь получила множество преимуществ от Писания, равно как и от проповеди Божьих истин; вера приходит не только от слышания, но и от чтения. Такая же забота, которая, благодарение Богу, была проявлена по отношению к Закону, проявлена и по отношению к Евангелию: вскоре после проповеди оно было записано, чтобы дойти до тех, кто достигнет последних веков.
II. Записав закон, Моисей вручил его на попечение и под надзор священников и старейшин. Он передал одну аутентичную копию священникам, чтобы ее поместили рядом с ковчегом (ст. 26), там ему надлежало оставаться как образцу, с которым сверяли бы все другие копии. И, предположительно, Моисей давал другую копию старейшинам каждого колена, чтобы его переписали все члены колена, кто к тому имел склонность. Сделали наблюдение: закон был вручен старейшинам, так же как и священникам, в ознаменование того, что судьи своими полномочиями, так же как и духовные служители учением, должны сохранять религию и заботиться, чтобы закон не был ни искажен, ни утерян.
III. Моисей предписал публично читать этот закон при общем собрании всего Израиля каждый седьмой год. Благочестивые иудеи (весьма вероятно) читают закон в своих семьях ежедневно, и закон Моисеев от древних родов… читается в синагогах каждую субботу (Деян 15:21). Но раз в семь лет, дабы возвеличить и почтить закон, его надлежит читать в общем собрании. Хотя мы и читаем Слово в уединении, не следует считать излишним слушание его публичного чтения.
Итак, здесь Моисей дает указание:
1. О времени, когда этому торжественному чтению надлежит совершаться, чтобы время способствовало торжественности; делать это должны (1) в год отпущения. В этот год земля покоилась, так что люди могли выделить время для посещения данного служения. Рабы, которых тогда отпускали на волю, и бедные должники, которые освобождались от уплаты долгов, должны знать, что при наличии такого преимущества закона от них справедливо ожидается послушание закону, а посему им надлежит отдать себя в рабы Богу, ибо Он развязал их узы. Год отпущения являлся прообразом евангельской благодати, названной поэтому летом Господним благоприятным; ибо тот факт, что Христос простил нам грехи и освободил, обязывает нас соблюдать Его заповеди (Лк 1:74−75).
(2) В праздник кущей года отпущения. Этот праздник, в частности, требовал веселиться пред Господом (Лев 23:40). Поэтому израильтянам надлежало тогда читать закон, чтобы умерить свое веселье и держать его в рамках приличия, а также освятить свое веселье, чтобы предметом радости стал закон Божий и читали бы его с удовольствием, а не как задание.
2. Кому должны читать закон: пред всем Израилем (ст. 11), мужам и женам, и детям, и пришельцам (ст. 12). Женщин и детей не обязывали посещать другие праздники, но только этот, во время которого читался закон. Следует заметить: на то есть воля Бога, чтобы все люди ознакомились с Его Словом. Оно является правилом для всех, и поэтому читать его надлежит перед всеми. Предполагается, что поскольку все израильтяне, наверно, не могли собраться в одном месте, равно как и голос одного читающего не мог достигнуть всех, то во дворах дома Господня собиралось столько людей, сколько те могли вместить, остальные в то же время собирались в своих синагогах. Иудейские богословы говорят, что слушающие были обязаны подготовить свои сердца, чтобы слушать со страхом и благоговением, с радостью и трепетом, как в тот день, когда закон был дан на горе Синай; и несмотря на то что среди них были великие и мудрые мужи, очень хорошо знавшие весь закон, тем не менее и они были обязаны слушать с великим вниманием; ибо читающий является посланником собрания, радеющим о том, чтобы слова Божии были услышаны. Как бы я хотел, чтобы слышащие чтение и проповедь Евангелия призадумались над этим!
3. Кто должен читать закон: Ты читай сей закон (ст. 11), «Ты, о Израиль», то есть специально назначенный и подходящий для этой цели человек; или же: «Ты, о Иисус», главный вождь израильтян; мы находим, соответственно, что Иисус Навин сам читал закон (Нав 8:34−35). Также это делали Иосия (2Пар 34:30) и Ездра (Неем 8:3). Иудеи говорят, что царь сам (когда таковой у народа был) являлся тем человеком, который читал закон во дворах храма; с этой целью посреди двора устанавливали кафедру, за которой стоял царь; книгу закона вручал ему первосвященник, и царь вставал, чтобы принять ее, произносил молитву (как поступал каждый, кому предстояло читать закон публично) перед чтением; а потом, если ему было угодно, он мог читать сидя. Однако, если царь читал стоя, то это считалось достойным большей похвалы, как (говорят) делал царь Агриппа. Здесь позвольте мне поделиться предположением, что Соломон назван проповедником в своей Книге Екклесиаста, поскольку сообщил суть сей книги народу в виде лекции после публичного чтения закона в праздник кущей, согласно определению, о котором здесь идет речь.
4. Ради какой цели надлежит так торжественно читать закон.
(1) Чтобы нынешнее поколение таким образом хранило свою осведомленность в законе Божьем (ст. 12). Израильтяне должны слушать, чтобы научиться и чтобы боялись Господа… и старались исполнять свой долг. Здесь обратите внимание на то, к чему мы должны стремиться, слушая Слово: мы должны слушать, чтобы учиться и возрастать в познании, и, читая Писания, с каждым разом мы будем открывать все больше и больше того, чему можно научиться. Мы должны научиться, чтобы бояться Бога, то есть — чтобы Божьи истины производили на нас должное впечатление; и должны бояться Бога, чтобы старались исполнять все слова закона сего; ибо тщетно мы притворяемся, что боимся Его, если не послушны Ему.
(2) Чтобы подрастающее поколение своевременно подверглось воздействию религии (ст. 13); не только чтобы знающие узнали еще больше, но чтобы и сыны их, которые не знают сего, могли вовремя узнать, что бояться Бога — это и их долг, и в равной степени их преимущество.
Стихи 14−21. В этих стихах:
I. Моисей и Иисус Навин призваны выслушать Божественное Величество у входа в скинию (ст. 14). Моисею снова сказано, что он скоро умрет; даже самому подготовленному и желающему умереть необходимо часто напоминать о приближении смерти. Принимая это во внимание, Моисей сам должен прийти на встречу с Богом, ибо все, что содействует нашему общению с Господом, помогает и подготовиться к смерти. Он также должен взять с собой Иисуса Навина, чтобы представить его как своего преемника и чтобы Иисус получил поручение и наставления. Моисей с готовностью подчиняется призыву, ибо не относится к числу тех, кто смотрит на своего преемника недобрым глазом, но, наоборот, радуется ему.
II. Господь милостиво удостаивает их встречи: и явился Господь в скинии (как обычно является shechinah, слава Божья) в столпе облачном (ст. 15). Это единственный случай во всей данной книге, когда мы читаем о явлении Божьей славы, тогда как часто читали об этом в трех предшествующих книгах, что, возможно, означает: в последние дни, при евангельском законе, таких зримых явлений Божественной славы, как это, ожидать не следует, нам же надлежит обращать внимание на вернейшее пророческое слово.
III. Господь говорит Моисею, что после его смерти завет между Израилем и его Богом, к заключению которого он приложил так много стараний, будет неизбежно нарушен.
1. Израиль оставит Бога (ст. 16). И мы можем быть уверены: если завет между Богом и человеком нарушен, то — по вине человека, именно он нарушает завет; как мы часто наблюдали, Бог никогда не оставляет кого-либо первым, пока не оставят Его. Поклонение богам хананеев (которые раньше были коренным населением, а впредь их надлежало считать чужими в той земле), вне всякого сомнения, будет рассматриваться как оставление Бога и как нарушение завета, подобно прелюбодеянию. Подобным же образом отвернувшимися от Христа (и таковым будет вынесен соответствующий вердикт) считаются сделавшие бога из денег, попав во власть алчности, или сделавшие бога из чрева, попав во власть похотливости. Кто обратился к иным богам (ст. 18), тот отверг собственные милости. Господь предсказывает, что отступничество израильтян станет следствием их преуспевания: они будут есть и насыщаться (ст. 20); все, к чему они будут стремиться, принимая пищу, — это ублажить собственное чрево, и тогда они разжиреют, станут самонадеянными и похотливыми; самонадеянность лишит их страха перед Богом и Его судами; похотливость будет склонять их к культам язычников, которые попечения о плоти превращают в похоти. Следует заметить, что Бог имеет четкое и безошибочное предвидение о всей злобе нечестивых, и Он часто вступал в завет с теми, о ком Он знал, что поступят вероломно (Ис 48:8), и жаловал много милостей тем, о ком знал, что будут весьма неблагодарными.
2. Тогда Бог покинет Израиля; Он поступает справедливо, бросая тех, кто несправедливо бросил Его: и возгорится гнев Мой на него… и Я оставлю их (ст. 17). Провидение Всевышнего оставит израильтян и не будет более защищать и способствовать их преуспеванию, и тогда они станут добычей для всех своих соседей. Его дух и благодать оставят израильтян и не будут более учить их и руководить ими; и тогда они начнут становиться все более и более фанатичными и одурманенными и ожесточат свои сердца в идолопоклонстве. Таким образом постигнут его многие бедствия и скорби (ст. 17,21), которые станут такими очевидными знаками Божьего недовольства израильтянами, что они сами будут вынуждены признать: «Не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?» Кто в грехах удалился от своего Бога, тот обнаружит, что тем самым навлек на свою голову все несчастья. Однако усугубило беду израильтян то, что Богу было угодно сокрыть лицо Свое от них в тот день (ст. 18), в день их бедствия и скорби. Какие бы невзгоды ни постигали нас извне, если мы можем видеть хотя бы свет лица Господа, то нам станет легче. Но если Бог спрячет Свое лицо от нас и от наших молитв, то мы погибли.
IV. Господь распоряжается, чтобы Моисей оставил израильтянам песнь, на сочинение которой он был вдохновлен свыше, чтобы она была постоянным свидетельством, ибо Бог явил им Свою верность, дав предостережение, тогда как люди предали сами себя, не вняв предостережению (ст. 19). Записанное Слово, в общем, равно как и эта песнь, в частности, служат Богу свидетелями против тех, кто нарушает с Ним завет. Это будет свидетельством (Мф 24:14). Мудрость человеческая изобрела много способов передачи знания о добре и зле: посредством законов, историй, пророчеств, притчей и, среди прочего, песен; каждый из них имеет свои преимущества. Мудрость же Божия в Писаниях прибегла ко всем этим способам, так что нет извинения невежественным и беззаботным.
1. Эта песнь, если сполна извлечь из нее пользу, могла бы стать средством предотвращения отступничества; ибо, вдохновив на ее написание, Господь имел на примете замыслы израильтян, какие были именно в то время, прежде нежели Он ввел их в землю обетованную (ст. 21). Господь очень хорошо знал, что в их сердцах обитали такие причудливые образы божеств и такие склонности к идолопоклонству, что они будут как сухое дерево для искр этого искушения; и поэтому в данной песне Он таким вот образом дает предостережение о грозящей им опасности. Следует заметить: Слово Божье судит помышления и намерения сердечные и встречает их сдержанно — своими порицаниями и исправлениями (Евр 4:12, сравните с 1Кор 14:25). Духовные служители, проповедующие Слово, не знают фантазий, которыми тешат себя люди, зато Бог, Автор Слова, знает их досконально.
2. Если бы эта песнь и не предотвратила отступничества израильтян, она могла бы побудить их к покаянию и помочь вернуться от своего отступничества. Когда израильтян постигнут беды, эта песнь не будет забыта, но послужит им зеркалом, чтобы они увидели отражение собственных лиц и смирили себя, и вернулись к Тому, от кого отвернулись. Следует заметить: Бог может допустить, чтобы упали те, для кого у Него припасена милость, однако Он позаботится о средствах их исцеления. Лекарства для этого лечения готовятся заранее.
Стихи 22−30. В этих стихах:
I. Приводится данное Иисусу Навину напутствие, о котором говорил ему Бог (ст. 14). Фактически, оно совпадает с напутствием, данным ему ранее Моисеем (ст. 7): будь тверд и мужествен (ст. 23). Иисус так много услышал сейчас от Бога о нечестии народа, которым ему предстояло руководить, что это не могло не стать для него разочарованием. «Нет, — говорит Господь, — какими бы плохими они ни были, ты совершишь немыслимое, ибо Я буду с тобою. Ты введешь их во владение Ханааном. Если они впоследствии своим грехом и выдворят себя оттуда, то в том не будет твоей вины, как и не станет для тебя бесчестьем, поэтому будь мужествен».
II. Снова повествуется о торжественном вручении книги закона левитам, чтобы те поместили ее рядом с ковчегом (ст. 24−26); ранее об этом говорилось в ст. 9. Только здесь им указано, где хранить сей драгоценный подлинник — не в ковчеге (там находились лишь две скрижали), но в другом вместилище одесную ковчега. Вероятно, именно эту книгу нашли в доме Господнем (после того как она тем или иным образом попала в другое место) в дни Иосии (2Пар 34:14), и поэтому, возможно, слова «и она там будет свидетельством против тебя» особым образом указывают на это событие, которое произошло много лет спустя; ибо находка именно этой книги повлекла за собой публичное чтение ее Иосией во свидетельство против народа, который тогда почти созрел для разгрома от рук вавилонян.
III. Моисею, а через него — народу, вручается песнь, которая приводится ниже, в следующей главе. Сначала Моисей ее записал (ст. 22) согласно тому, как выразил словами Дух Божий, затем изрек вслух всего собрания (ст. 30) и научил этой песни израильтян (ст. 22), то есть раздал рукописи и велел выучить наизусть. Сначала она была сообщена словом уст, а затем — письменно старейшинам и начальникам, представителям соответствующих колен (ст. 28), чтобы те, в свою очередь, передали разным родам и семьям. Вручение песни сопровождалось торжественным воззванием к небу и земле относительно справедливости данного израильтянам предостережения о роковых последствиях их отступничества от Бога и относительно того, что Моисей находил в них мало радости и возлагал на них мало надежды.
1. Моисей заявляет о том, как мало радости приносили ему израильтяне, пока он был с ними (ст. 27). Он говорит об этом отнюдь не в порыве гнева: «…я знаю упорство твое» (как однажды он необдуманно сказал: послушайте, непокорные), а вследствие долгого знакомства с ними: вы упорны пред Господом. Об их упорстве в отношении себя самого Моисей не упоминает — его он давно простил и забыл; но о своих бунтах против Бога они должны услышать, чтобы когда-нибудь в них раскаялись и больше не повторяли.
2. Какую малую надежду Моисей возлагал на израильтян теперь, покидая их. На основании слов, сказанных ему сейчас Господом — в большей мере, нежели на основании собственного достаточно печального опыта — Моисей говорит народу: «…я знаю, что по смерти моей вы развратитесь…» (ст. 29). Весьма прискорбная мысль, вне всякого сомнения, посетила этого благочестивого человека из-за предвидения отступничества и краха народа, ради добра и счастья которого он так много и усердно трудился; утешением же ему служило то, что он исполнил свой долг и Бог будет прославлен, если не в поселении израильтян, то в их рассеянии. Таким же образом и наш Господь Иисус незадолго до своей смерти предсказал появление лжехристов и лжепророков (Мф 24:24), чтобы, невзирая на них и на все случаи отступничества последних времен, мы были уверены, что врата ада не одолеют Церкви, ибо твердое основание Божие стоит.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 31 глава