В этой главе Моисей описывает:
(I) Победу над Огом, царем Васанским, и захват его страны (ст. 1−11).
(II) Распределение новых завоеванных земель между двумя с половиной коленами (ст. 12−17) с определенными оговорками и ограничениями (ст. 18−20).
(III) Ободрение, предназначенное Иисусу Навину, продолжать войну, которая так победоносно началась (ст. 21−22).
(IV) Просьбу Моисея разрешить ему войти в Ханаан (ст. 23−25), отказ в этой просьбе и равноценная уступка (ст. 26 и далее).
Стихи 1−11. Эта глава сообщает, что еще одна мужественная страна перешла в руки израильтян — Васан. Победа над Сигоном часто упоминается вместе с победой над Огом, чтобы воздать славу Богу, потому что с этих событий началось торжество Израиля (Пс 134:11; 15:19−20). Посмотрите:
I. Как им удалось одержать верх над Огом, очень грозным царем.
1. Он был очень силен, ибо являлся потомком исполинов (ст. 11); он обладал необычной силой, память о которой в виде его ложа сохранили аммонитяне, показывая его как диковину в своем главном городе. Вы можете судить о его весе, исходя из характеристики его ложа, которое было сделано из железа, словно деревянная кровать была бы недостаточно крепкой для него, а о его комплекции можно догадаться по его размерам. Оно составляло девять локтей в длину и четыре локтя в ширину, и если предположить, что один локоть равен половине метра (а некоторые ученые считают, что немного больше), то его ложе было четыре с половиной метра в длину и два метра в ширину; и если мы предположим, что его ложе было на два локтя длиннее его самого (а мы должны учесть и это), то он сам был высотой три с половиной метра — вдвое выше обычного человека; соответственными были и другие его характеристики; тем не менее израильтяне победили его (ст. 3). Отметьте: когда Бог вступает за дело Своего народа, то для Него исполины подобны кузнечикам. Никакая сила не может спасти человека от Всемогущего. Армия Ога была очень могущественной, ибо ему принадлежало шестьдесят укрепленных городов, помимо городов, не окруженных стенами (ст. 5). Но все это было ничто для Бога израильтян, когда они выступили с поручением истребить его.
2. Он был очень смел и дерзок: «Он выступил против Израиля на войну» (ст. 1). Удивительно, что он не внял предостережению, когда погиб царь Сигон, и не пожелал заключить мирный договор. Но Ог верил в собственную силу и поэтому ожесточился, что и привело к гибели. Отметьте: кто не пробуждается, когда Бог наказывает других, а продолжает упорствовать, бросая вызов небесам, тот быстро созревает для подобных судов (Иер 3:8). Бог велел Моисею не бояться его (ст. 2). Если Моисей был настолько силен в вере, что не нуждался в предостережениях, то, возможно, народ нуждался в них, и именно ему предназначаются эти заверения: «Я отдам в руку твою его; не только избавлю тебя от его руки и не допущу, чтобы он истребил тебя, но и предам его в руку твою, чтобы ты погубил его и заставил дорого заплатить за свою попытку». Он добавляет: «Ты поступишь с ним, как поступил с Сигоном». Эти слова подразумевают, что они должны ободриться предыдущей победой и уповать на Бога, веруя, что Он дарует им еще одну победу, ибо Он — Бог и не меняется.
II. Как они завладели Васаном — очень желанной страной. Они захватили все города (ст. 4) и всю добычу (ст. 7); они присвоили все, что принадлежало врагу (ст. 10). Теперь они полностью овладели плодородной страной, лежавшей на восток от Иордана, от потока Арнона до горы Ермона (ст. 8). Победы и овладение этими странами предназначались не только для ободрения Израиля в войне против Ханаана, но и для удовлетворения Моисея перед смертью. Раз он не доживет до полной победы и поселения Израиля, то Бог дает ему возможность увидеть пример этих событий. Подобным образом Дух дается тем, кто верит в залог наследия, пока не выкупится приобретенное владение.
Стихи 12−20. Показав, как эта страна, в которую они собирались войти, была завоевана, в этих стихах Моисей показывает, как она была распределена между коленом Рувимовым, Гадовым и половиной колена Манассии, о чем нам рассказывалось ранее (Чис 32 гл.). Здесь пересказываются эти события.
1. Моисей четко определяет те части страны, которые отводились каждому колену, особенно землю, выделенную жребием половине колена Манассии, обращая внимание на деление этого колена. Иосиф разделился на Ефрема и Манассию; Манассия также разделился, и половина колена обосновалась на одной стороне Иордана, а другая — на другой; часть, расположенная на восточной стороне Иордана, также разделилась на две большие семьи, Иаира и Махира, которые получили определенные области (ст. 14−15). Возможно, именно благодаря этим делениям исполнялось предсказание Иакова об уменьшении этого колена. Обратите внимание, что Васан здесь называется землей исполинов (ст. 13, англ. пер.), так как он им принадлежал, но Ог был последним из них. Похоже, эти исполины потеряли свою страну и были истреблены быстрее своих соседей, ибо тот, кто, самонадеянно полагаясь на свою силу и телосложение, поднимает руку против любого человека, на того поднимается рука любого человека и он убитый падает в пропасть, хотя и наводил ужас своим могуществом на земле живых.
2. Он повторяет условие, при котором они получают право на владение, с которым они уже согласились (ст. 18−20). Они должны переправить через Иордан сильный отряд воинов, который бы предводительствовал при завоевании Ханаана. Эти воины не возвратятся к своим семьям и не поселятся в своих домах (хотя на какое-то время они могут туда удалиться во время зимней стоянки по окончании военного похода), пока не увидят, что их братья полностью завладели выделенными им землями, как теперь они завладели своей. Тем самым они должны научиться не о себе только заботиться, но и о других (Флп 2:4). Израильтянину не приличествует быть эгоистом и предпочитать собственные интересы государственному благополучию. Когда мы отдыхаем, то должны стремиться увидеть своих братьев также отдыхающими и быть готовы сделать все возможное для достижения этого, ибо мы рождены не для самих себя, а чтобы быть членами друг другу. Благочестивый человек не может сильно радоваться благополучию в своей семье, пока вокруг себя не увидит мир на Израиле (Пс 127:6).
Стихи 21−29. В этих стихах звучит:
I. Ободрение Моисея, предназначенное для Иисуса Навина, который должен стать его преемником и руководить Израилем (ст. 21−22). Он велит ему не бояться. Подобным образом пожилые и обладающие опытом люди должны делать все возможное, чтобы укрепить руки молодежи и направить их в религии. Он хочет, чтобы Иисус задумался о двух вещах, прозвучавших в этом ободрении:
(1) о том, что Бог сделал. Он видел, какую полную победу над двумя царями Бог даровал Израилю. Исходя их этого, он может сделать вывод, что то же сделает Господь со всеми царствами, с которыми им придется воевать. Он должен сделать вывод, что Господь не только может сделать то же самое со всеми, ибо Его рука не укоротилась, но и сделает, ибо Его цель не меняется; Он закончит то, что начал; раз Он Бог, то совершенны дела Его. Иисус видел это собственными глазами. Чем больше мы видим примеров божественной мудрости, силы и милости, тем более непростительно будет для нас, если мы боимся, что может сделать нам плоть.
(2) О том, что Бог пообещал. Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас; а то дело, за которое сражается Господь Всемогущий, обязательно победит. Если Бог за нас, кто против нас и сможет одолеть нас? Мы позорим своего лидера, если следуем за ним с трепетом.
II. Молитва, в которой Моисей ходатайствует о себе, и ответ Бога на эту молитву.
1. Он молится, чтобы Бог позволил ему идти впереди Израиля, перейти Иордан и войти в Ханаан, если на то есть Его воля. Пока он ободрял Иисуса Навина вести Израиль сражаться с врагами, не сомневаясь в том, что он должен быть их лидером, в нем зародилось ревностное желание самому попасть туда, которое не выражалось в страстных и нетерпеливых жалобах или в критике вынесенного ему приговора. Нет, он смиренно молится Богу, чтобы Он милостиво изменил его: «И молился я Господу». Отметьте: мы не должны позволять каким-либо желаниям укореняться в наших сердцах, если не можем с верой вознести их в молитве к Богу; пусть к Богу доносятся лишь невинные желания. Мы не имеем, потому что не просим. Обратите внимание:
(1) На что он ссылается.
[1] На собственном опыте он познал милость Бога, явленную ему в том, что Он сделал для Израиля: «Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое. Господи, соверши то, что Ты начал. Ты позволил мне увидеть славу победы над двумя царями, и видение этих событий исполнило меня изумлением и благодарностью. Позволь мне увидеть еще больше Твоих дел, Мой Бог и мой Царь! Это великое дело несомненно продолжится и завершится; позволь мне иметь радость увидеть это». Отметьте: чем больше славы мы видим в Его делах, тем больше желание видеть ее. Великие дела Господни, и поэтому их больше и больше должны искать все, любящие оные.
[2] То, что он увидел, отложило доброе впечатление на его сердце, ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела? Чем больше нас поражают дела Божьи, Его мудрость, сила и милость, тем лучше мы подготовлены для дальнейших открытий. Дела Божьи увидят те, которые восхищаются, видя Его в них. Подобным образом Моисей выражал свое восхищение Богом и Его делами намного ранее (Исх 15:11), и он продолжает считать, что никакие дела не сравнятся с Божьими делами (Пс 85:8).
(2) О чем он просит: «Дай мне перейти…» (ст. 25). Бог сказал, что он не перейдет Иордан, тем не менее он молится, чтобы перейти его, зная, что угроза сопровождалась условием, ибо не была подтверждена клятвой, как приговор в адрес народа, не позволивший им войти в Ханаан. Подобным образом Езекия молился о своей жизни, Давид — о жизни своего ребенка после того, как услышали угрозы. Первая достигла своей цели, вторая — нет. Моисей помнил о том случае, когда он, благодаря молитве, убедил Бога отказаться от Своего заявления в адрес Израиля, сказанного во гневе (Исх 32:14). Так почему он не мог надеяться, что подобным образом ему удастся достичь своей цели сейчас? «Дай мне перейти и увидеть ту добрую землю». Он не просит: «Позволь мне перейти и быть там царем»; он не ищет славы и готов передать руководство Иисусу Навину, он говорит: «Позволь мне пойти и быть свидетелем Твоей милости, проявленной к Израилю, убедиться в плодородии обетованной земли, в которую я верил». Как возвышенно он говорит о Ханаане, об этой доброй земле и прекрасной горе! Отметьте: те могут надеяться обрести и порадоваться Божьему благоволению, которые умеют ценить его. Что он подразумевает под словами «прекрасная гора», мы можем узнать из Псалма 78:54, где говорится, что Бог Израиля привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его; здесь четко подразумевается вся земля Ханаана, взирая на святилище и его славу.
2. В ответе Бога на эту молитву присутствует и милость, и суд, чтобы Моисей мог петь Богу о том и другом.
(1) Наказание заключалось в том, что Бог отказал в этой просьбе и немного гневался на него: «Господь гневался на меня за вас» (ст. 26). Бог не только видит грех в Своем народе, но и чрезвычайно недоволен им; и даже те, кто избавлен от грядущего гнева, могут испытать на себе гнев Божий в этом мире, и им может быть отказано в неких милостях, к которым стремится их сердце. Бог является милостивым, нежным и любящим Отцом, но Он сердится, когда Его дети ошибаются, и отказывает им во многих благах, к которым они стремятся и о которых плачут. Но каким образом Он гневался на Моисея за Израиль? То ли [1] за тот грех, на который они спровоцировали его (см. Пс 115:32−33), то ли [2] удаление Моисея в то время, когда без него трудно было обойтись, было упреком всему Израилю и наказанием за его грех. Или [3] это было предостережением для них самих, чтобы они остерегались раздражать Бога страстными и неверующими речами, произнесенными в какое-либо время, и не грешили так, как он, ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Он признает, что Бог не послушал его. Бог часто слышал его, когда он ходатайствовал об Израиле, но не слышал, когда он просил о себе. Лишь Христос, великий Ходатай, обладает исключительным правом всегда быть услышанным, тем не менее о Нем Его враги сказали: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти», в чем иудеи не могли укорять Его, если бы задумались, что Моисей, их великий пророк, достигал цели, когда молился о других, но не о себе. Хотя Моисей был представителем сражающегося семени Иакова и не искал напрасно, тем не менее он не получил того, что искал. Бог может принимать наши молитвы, но не давать просимого.
(2) Милость, добавленная ко гневу, видна в следующих вещах:
[1] Бог успокоил дух Моисея повелением, сопровождавшим это слово (ст. 26): «Полно тебе». Безусловно, из этих слов изошла божественная сила, примирившая Моисея с волей Бога и вынудившая его согласиться с ней. Если Бог Своим провидением не дает нам желаемого, но Своей благодатью побуждает нас примириться с его отсутствием, то результат один и тот же. «Для тебя достаточно (англ. пер.) иметь Бога Отцом и небеса — своей частью, хотя в этом мире ты не будешь иметь всего, что хочешь. Удовлетворись этим, Бог вседостаточен».
[2] Он облачает славой его молитву, веля более не настаивать на этой просьбе: «…впредь не говори мне более об этом». Его слова подразумевают, что нам не следует просить того, что Бог считает негодным давать нам, а также то, что Богу настолько нравятся молитвы праведных, что Он не испытывает удовольствия, отказывая им.
[3] Он пообещал Моисею показать Ханаан с вершины Фасги (ст. 27). Хотя ему не суждено овладеть ею, но он сможет увидеть ее; но это делается не для того, чтобы помучить его, а для того, чтобы этот вид принес ему полное удовлетворение и помог сформировать четкие и приятные мысли об обетованной земле. Возможно, зрение Моисея сохранилось именно для этой цели, ибо если бы он не смог лучше других увидеть эту землю, то это не было бы особым благоволением, проявленным к Моисею, и сущностью обетования. Даже великие верующие в своем нынешнем состоянии могут увидеть небеса лишь на расстоянии.
[4] Он обеспечил его преемником, который будет поддерживать славу Моисея, продолжит и завершит славное дело, к которому так сильно стремилось сердце Моисея: он приведет Израиль в Ханаан и поселит там (ст. 28): «Дай наставление Иисусу, и укрепи его в этом деле». Тот, кому Бог поручает дело, несомненно получит и ободрение. А великое утешение друзей Церкви (когда они умирают и покидают нас) — видеть, что дело Божье продолжается другими руками, когда они уже молчат во прахе.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 3 глава