28:1−14 Стих 1 связан с окончанием 26 главы и словами «Бог поставит тебя выше всех народов...». Это делает 27 главу своего рода дополнением, словно помещая ее в скобки. Многие исследователи Библии считают, что благословения, произнесенные в стихах 3−6, не были благословениями, адресованными к шести коленам на горе Гаризим, а что вся эта глава является утверждением Моисея о том, что ожидает сынов Израилевых в будущем. Первые четырнадцать стихов говорят о благословениях, которые станут результатом послушания, тогда как последние пятьдесят четыре стиха описывают проклятия, которые падут на людей, если они оставят Господа. Обещанные благословения включают в себя превосходство среди народов, материальное благосостояние, плодородие, плодовитость, изобильные урожаи, победы в войнах и успех в международной торговле.
28:15−37 Проклятия включали скудость, бесплодие, неурожаи, губительные язвы, болезни, упадок, засухи, поражения в войнах, безумие, страх, обилие врагов, бедствия и беспомощность (ст. 15−32). Стихи 33−37 предсказывают пленение в чужой земле. Исполнением этого предсказания стали ассирийское и вавилонское пленения. Израиль станет ужасом, притчею и посмешищем у всех народов.
28:38−46 Иудеи будут прокляты неурожаями зерна, винограда и маслин. Их дети пойдут в плен, и саранча погубит деревья и плоды земли. Чужеземцы будут возвышаться выше и выше, а израильтяне будут опускаться ниже и ниже. Между стихами 12 и 44 нет противоречия. Повинуясь Господу, иудеи стали бы международными кредиторами. Будучи непослушными, они будут вынуждены брать взаймы у чужеземцев.
28:47−57 Ужасы притеснения иностранными захватчиками описаны в стихах 49−57 — результаты будут настолько ужасными, что люди станут поедать друг друга. Это предсказание исполнилось при осаде Иерусалима, когда город был окружен сначала вавилонянами и, позднее, римлянами. В обоих случаях широко распространился каннибализм. Люди, в обычных условиях утонченные и изнеженные, становились враждебными каннибалами.
28:58−68 Язвы и болезни, несомненно, сильно уменьшат численность израильского народа. Выжившие окажутся рассеянными по всей земле и будут жить в постоянном страхе гонений. Бог даже возвратит их в Египет на кораблях. Согласно записям Иосифа Флавия, пророчество о том, что Израиль снова вернется в Египет, частично исполнилось во время правления императора Тита, когда иудеи были переправлены туда на кораблях и проданы в рабство. Но слово «Египет» здесь может означать рабство или пленение в общем смысле. Бог избавил Израиль от буквального египетского рабства в прошлом, но если сыны Израилевы не будут любить Его и признавать Его суверенное право на их повиновение, если Израиль не будет соблюдать себя в чистоте, как невеста Господа, если он не будет Его избранным сокровищем, вместо этого избрав быть как все другие народы, тогда Израиль будет снова продан в рабство. Но к тому времени он будет настолько подавлен и раздроблен, что никто не захочет взять его даже в рабы.
«От всякого, кому дано много, много и потребуется...» (Лк 12:48). Израилю были даны особые привилегии, превыше всех остальных народов, и поэтому его ответственность будет больше, а наказание — серьезнее.
Размышление над этими стихами поражает читателя величием гнева Иеговы. Не сглажено ни одного слова, не упущено ни одной детали. Моисей рисует эту картину с дерзновенным, ничуть не приукрашенным реализмом. Израиль должен знать, к чему приведет его неповиновение, чтобы он научился почитать и бояться сего славного и страшного имени ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО.
комментарии МакДональда на Второзаконие, 28 глава