Л. Установление трех праздников (Гл. 16)
16:1−8 Глава 16 посвящена трем праздникам, для празднования которых мужчины Израиля каждый год отправлялись в главное святилище. Об их предназначении Д. Л. Муди пишет: «Священные празднования (в основном) были установлены для того, чтобы:
1. Выделить народ Божий среди всех остальных народов.
2. Служить постоянным напоминанием о полученных благословениях.
3. Служить символами и прообразами будущих благословений, которые принесет им Христос.
4. Объединить Божий народ в святом поклонении.
5. Сохранять чистоту святого поклонения, предписанную Богом».
Пасха и Праздник Опресноков были тесно связаны друг с другом. Празднование Пасхи описывается в стихах 1−2,5−7; Праздник Опресноков в стихах 3−4 и 8. Эти праздники должны были напоминать Божьему народу о Его искупительной работе, совершенной ради них. Вечеря Господня является регулярным напоминанием новозаветным верующим о том, что Христос, наша Пасха, стал жертвой за нас. Праздник Опресноков символизирует собой то, какой должна быть жизнь искупленных Богом людей: исполненной хвалы «по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (ст. 17) и чистой от порока и лукавства (1Кор 5:8).
Подробности празднования Пасхи, описанные в этих стихах, отличаются от предписаний в 12 и 13 главах книги Исход. Например, указания на то, какие жертвы могут приноситься и где должны совершаться жертвоприношения, отличаются друг от друга.
16:9−12 Праздник Седмиц (Пятидесятница, или Праздник Жатвы) отмечался с первыми плодами жатвы пшеницы, и является символом дара Святого Духа. Его не надо путать с Праздником Первых Плодов (началом жатвы ячменя), который приходился на второй день Праздника Опресноков. Добровольное приношение, как говорится об этом во 2 Коринфянам 8 и 9, должно было быть пропорционально Божьему благословению в ответ на усердие человека, в данном случае, его урожаю.
16:13−15 Праздник Кущей приходился на конец жатвы и указывал на то время, когда Израиль будет вновь собран в своей земле под правлением Христа.
16:16−17 Три раза в году все израильтяне мужского пола должны были являться пред лицо Господа с приношением в соответствии с достатком каждого. Д.Л. Муди указывает на духовное значение каждого из трех праздников, в которых они должны были принимать участие:
«Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей символизируют собой полное, законченное искупление:
1. Страстями на кресте: Страдание.
2. Пришествием Святого Духа: Благодать.
3. Окончательным триумфом грядущего Царя: Славу».
16:18−20 Судьи должны были быть честными, праведными и нелицеприятными. Они не должны были принимать даров, потому что дар (взятка) делает человека неспособным судить справедливо.
16:21−22 Под столбом (евр. 'ashsrah) подразумевается деревянный столб, представлявший собой языческое божество женского рода. Позднее жертвенник Господа будет установлен в иерусалимском храме, где было очень сложно посадить деревья, но и там появится этот языческий символ (4Цар 23:6).
комментарии МакДональда на Второзаконие, 16 глава