Б. Песнь Моисея (Гл. 32)
32:1−3 Сущность песни Моисея можно обобщить следующим образом: Вселенная призывается услышать слово Господа. Оно освежает и питает, как дождь и роса. В стихе 3 (который может служить заглавием песни), Моисей призывает воздать славу Богу. Песнь Моисея провозглашает величие Господа в контексте Его действий в истории Его народа.
32:4−9 Несмотря на величие, справедливость, верность и святость Господа, народ Израиля отверг Его и согрешил против Него. Величие характеристик Иеговы выделяется на темном фоне строптивого развращения Израиля. Такова благодарность сынов Израилевых за то, что Он был их Отцом и Создателем. Когда Всевышний разделял землю среди языческих народов, Он прежде всего позаботился о нуждах Своего собственного народа. Такова величина Его любви и заботы о них.
32:10−14 В 10 стихе описывается рождение и возрастание народа Израиля. После исхода из Египта, Бог направлял, наставлял и хранил Свой народ с любовью матери-орлицы (ст. 11). Не было чужого бога, который принимал бы участие в становлении Израиля. Почему же тогда народ обращается к идолам и воздает славу Иеговы другим богам? После 13 стиха песнь становится пророчеством. Бог ввел их в благословения Обетованной Земли.
32:15−20 В 15 стихе в оригинале используется поэтическое название Израиля, означающее «народ праведный». Однако этот народ восстал против Иеговы, обратившись к идолам. Они избрали приносить жертвы бесам, неоднократно отдавая им своих детей. Последовав собственной глупости, они стали поклоняться новым богам. Таким образом они отвергли своего истинного Заступника, свою Скалу, забыли своего истинного Отца. Как следствие, Господь сокрыл лицо Его от них. Осуществлением этого стало пленение Израиля.
32:21−33 Отставив Израиль в сторону, Бог направил Свою благодать на язычников, желая огорчить Израиль, вызвав в нем ревность (как в наше время — в эпоху Церкви). Израиль же в это время будет рассеян и подвергнется гонениям. Однако народ не будет полностью уничтожен, потому что Иегова не хотел, чтобы враги Израиля неправильно истолковали его падение. Причиной было не то, что заступник этих народов был сильнее, а то, что Заступник Израиля предал их на поражение за их нечестие.
32:34−43 Эта часть песни Моисея посвящена Божьему отмщению народам, которые были использованы в наказании Израиля. Отмщение (ст. 35) и суд (ст. 36) принадлежат Господу. Он поклялся Собой (ибо нет ничего выше) отомстить Своим врагам. Обратите внимание на то, в какой полноте был исполнен этот приговор (ст. 41−42). Как следствие, народ Божий и все народы земли возрадуются, потому что Бог отомстил за Себя и очистил землю Свою и народ Свой.
32:44−47 Таким образом эта песня представляет собой исторический и пророческий обзор народа Израиля. Прочитав песню, Моисей с огромной серьезностью призывает народ последовать Господу: «... ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша... «
32:48−52 В тот же день Господь призвал Моисея на вершину горы Нево, откуда ему было позволено посмотреть на землю обетованную. Ему не будет дозволено войти в Ханаан за его грех при водах Меривы в Кадесе. Он умрет на горе Нево и будет похоронен в земле Моавитской (см. 34:6).
комментарии МакДональда на Второзаконие, 32 глава