8. Отлучённые от общества (23:1−8)
Отлученные от вхождения в общество Господне не обладали полными правами гражданина и не могли принимать участие в общем поклонении Богу. К ним относились: (1) мужчина с поврежденными или уничтоженными детородными органами; (2) потомки блудницы, — то есть, дети от внебрачной связи; (3) аммонитянин и моавитянин; (4) идумеянин и египтянин. В стихе 4 сказано, что моавитяне «не встретили [израильтян] хлебом и водою на пути», в то время как Второзаконие 2:29 указывает на то, что некоторые моавитяне продавали иудеям продовольствие. «Встретить хлебом и водою» — идиоматическое выражение, означающее «оказать гостеприимство». Этого моавитяне не сделали.
Евнухи были отлучены от общества Господня. Незаконнорожденные дети, а также потомки моавитян и аммонитян были отлучены от общества до десятого поколения. Потомки идумеев и египтян могли войти в общество после третьего поколения. Тем не менее, у этих правил были свои исключения, когда отдельные личности обращались к Иегове. Среди отважных мужей царя Давида были и аммонитянин, и моавитянин (1Пар 11:39,46). Некоторые полагают, что правила отлучения относились только к мужчинам, и поэтому были не применимы, например, к Руфь Некоторые также считают, что «десятое поколение» является образным выражением, означающим неопределенно долгий срок.
9. Чистота в стане (23:9−14)
Стих 9 предостерегает против искушений, с которыми сталкиваются мужчины, находящиеся далеко от дома на военной службе. (Или, возможно, он служит вступлением к стихам 10−14).
Закон о ночном семяизвержении указывает на то, с каким священным благоговением должно почитаться воспроизводство жизни.
Каждый воин, вместе с оружием, должен был носить с собой лопатку для поддержания санитарии в лагере. Все экскременты должны были быть немедленно засыпаны землей. Если бы все армии на протяжении истории следовали этому простому правилу, человечество избежало бы распространения многих губительных эпидемий.
10. Социальные и религиозные законы (23:15−25)
23:15−16 Чужого слугу, убежавшего на свободу, иудеи не должны были возвращать к его хозяину. Таким образом Израиль должен был служить убежищем для притесненных.
23:17−18 Мужская или женская проституция была недопустима, и деньги, заработанные таким нечестивым образом, никогда не должны были вноситься в дом Господа Бога в качестве цены обета. «Псом» назывался мужчина, занимавшийся проституцией.
23:19−20 Иудеи не должны были взимать проценты с чего-либо, отданного ими взаймы другому иудею, хотя им разрешалось взимать проценты с иноземцев. Это более широкое истолкование установления, данного ранее в книге Исход 22:25, которое запрещало взимать проценты с бедных.
23:21−23 Обеты совершались добровольно. Человек не был обязан давать обет Господу Богу, но, дав его, был обязан исполнить его.
23:24−25 Путешественники могли насытиться плодами виноградника, чтобы утолить свой голод и жажду, но не имели права собирать что-либо в сосуд. По тому же принципу, они могли собирать колосья на поле для еды, но только то, что они могли собрать руками, не используя серпа. В дни Иисуса Христа Его двенадцать апостолов воспользовались этой привилегией (Марк 2:23).
комментарии МакДональда на Второзаконие, 23 глава