В первом стихе 10-й главы повествование возвращается к событиям у горы Синай и, таким образом, следует за 29 стихом 9-й главы. Писание не всегда придерживается хронологического порядка; зачастую события описываются в духовной или моральной последовательности, более важной, нежели просто хронологический порядок. Более уместным казалось бы разделение глав после 11 стиха, поскольку первые одиннадцать стихов повествуют о событиях у горы Синай (эта тема начинается в 10:8), в то время, как стих 12 и последующие за ним являются увещеванием к послушанию, основанному на Божьей благодати и милости.
10:1−5 В этом отрывке описано то, как закон был дан во второй раз и две скрижали были помещены в ковчег. Стих 3 не означает, что Моисей лично сделал ковчег, а только, что ковчег был сделан по его указанию. Сделанное по приказанию человека часто относится к его деяниям.
10:6−9 Стихи 6 и 7 кажутся резким поворотом событий. На самом деле они являются отступлением, описывающим то, что произошло позже. В этих стихах уделяется внимание смерти Аарона. (В Библии НКИ стихи 6−9 заключены в скобки, что облегчает понимание отрывка).
Мозером, вероятно, называлась область, где располагалась гора Ор, поскольку именно на этой горе умер Аарон (Чис 20:25−28). В наше время точное расположение Мозера неизвестно. Возможно, это упоминание смерти Аарона побудило Моисея задуматься о священстве, и поэтому он обращается к избранию колена Левиина как рода священников (ст. 8−9). В 8 стихе перечисляются три составляющие служения священства: (1) носить ковчег завета Господня; (2) предстоять перед Господом, служить Ему; (3) благословлять именем Его. Наставления о священстве были чрезвычайно важны для этого поколения, готовящегося войти в Ханаан.
10:10−11 Моисей снова напоминает им о его втором пребывании на горе Синай, когда он сорок дней и сорок ночей ходатайствовал за них. Бог услышал, удержал Свой суд и повелел им пойти и овладеть землею.
10:12−22 Желание Иеговы для Своего народа обобщается в словах: «чтобы ты боялся ... ходил ... любил ... служил ... соблюдал» (ст. 12−13). Все Божьи заповеди были даны для того, чтобы Израилю было хорошо (ст. 13б). Моисей призывает их повиноваться Богу, мотивируя это Божьим величием (ст. 14), Его суверенным избранием Израиля как Своего особенного народа (ст. 15), Его праведностью и правосудием (ст. 17−20), и Его благословениями по отношению к народу в прошлом (ст. 21−22). Обрезанное сердце (ст. 16) — это послушное сердце.
комментарии МакДональда на Второзаконие, 10 глава