Втор 32:2. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
Сравнения, указывающие на благотворность внимательного отношения к последующим словам пророка.
Втор 32:8. Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых
Втор 32:9. ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.
Расселяя на земле после потопа и столпотворения человеческий род, Господь уже предвидел те географические грани, в которые будет заключен Его будущий избранный народ; расположение и пределы других народов как бы стояли в теснейшей связи с численностью, пределами и назначением Его «удела» (Исх 19:15).
Втор 32:10. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
Фактическое усвоение еврейского народа Иеговой произошло в пустынях, лежавших на пути странствования из Египта в Ханаан.
Втор 32:13. Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,
«Вознес его на высоту земли», т. е. возводил на высокие горы.
«Питал его медом из камня», т. е. медом, который в безлесных местностях собирается и копится пчелами в расщелинах скал.
«Елеем из твердой скалы», т. е. елеем маслин, растущих на твердой почве.
Втор 32:14. маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
Скот, пасшийся на тучных пастбищах Васана, отличался особенной упитанностью (Пс 21:13; Иез 39:18).
Втор 32:17. приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
«Приносили жертвы бесам». См. 1Кор 10:19−21.
Втор 32:21. они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;
В ближайшем смысле разумеются народы, порабощавшие Израиль; в более отдаленном — призвание темных, лишенных истинного боговедения, язычников в лоно Христовой Церкви, — вместо стоявших у ее порога израильтян. «Уверовавшие в Христа Спасителя, — замечает блаж. Феодорит, — не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда «неразумливы» и несмысленны, как говорит блаженный Павел: «Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви и прельщени, работающе похотем и страстем различным» (Тит 3:3). Потому Бог и говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так и Я отвергнув один народ, дарую спасение всем народам. Но вы, воздав почитание тем, которые не суть боги, но сделали их богами; а Я и неразумливые народы исполню божественной мудрости; и вы, видя это, будете истаевать от зависти» (Толк. на кн. Втор , вопр. 41).
Втор 32:30. Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!
Втор 32:31. Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том.
«Сами враги наши судьи в том», что Иегова — крепость Израиля. См. Исх 14:25; Чис 22−24; Нав 2:7−11.
Втор 32:32. Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
Втор 32:33. вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
Относятся к израильтянам, характеризуя их нравственную испорченность.
Втор 32:36. Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне.
«Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (только тогда), «когда Он увидит, что рука их ослабела» (ослабела гордость и интенсивность порока, а вместе с тем истощились и их нецелесообразно расходуемые физические силы), «и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне». Образное выражение для обозначения грандиозности истребления.
Втор 32:43. [Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.] Веселитесь, язычники, с народом Его [и да укрепятся все сыны Божии]! ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздаст,] и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой!
Заключительный аккорд песни Моисея: грозен суд правды Божией, но он гибелен лишь для упорных отступников от Иеговы; верные же сыны Его будут спасены. Вместе с верными сынами Израиля должны торжествовать и язычники, так как «кровь рабов очищена», «мщение врагам воздано», «народ и земля очищены». Согласно толкованиям Ап. Павла (Рим 15:8−12) и христианских писателей, Моисей предызобразил в данном месте духовную радость членов Церкви Христовой, в которую должны войти как язычники, так и Иудеи (Рим 11:1).
Втор 32:47. ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.
Ср. Втор 30:15−20.
Втор 32:48. И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал:
Втор 32:49. взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым;
Втор 32:50. и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему,
Втор 32:51. за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых;
Втор 32:52. пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.
Ср. Чис 20:7−13:27.12−15; Втор 1:37:3.23,4.21−22. Нево (Навав) — одна из возвышенностей горного хребта Аварим.
комментарии Лопухина на Второзаконие, 32 глава