Похоже, что этот псалом был написан по поводу великой победы, одержанной Церковью над каким-то опасным врагом, и предназначен для проявления ликования. Септуагинта называет его «Песнь в честь победы над Ассирийцами», из чего многие толкователи делают вывод, что он был написан, когда армия Сеннахирима, в то время осаждавшая Иерусалим, была полностью отрезана и истреблена ангелом во времена Езекии. Многие отрывки этого псалма применимы к этому чудесному событию. Но подобное религиозное ликование также имело место в связи с другой победой во времена Иосафата, которая так же может быть темой этого псалма (2Пар 20:28) и может быть названа «Песнь Асафа», так как всегда исполнялась сыновьями Асафа. Или же он был написан Асафом, жившим во времена Давида, в честь многих побед, которыми Богу было угодно почтить это царствование. По поводу этой прославленной победы (какая бы победа здесь ни подразумевалась) псалмопевец (I) поздравляет счастливую Церковь, так как очевидно, что Бог близок к ней (ст. 2−4).
(II) Он празднует славу силы Божьей, которая была продемонстрирована чудесным образом (ст. 5−7).
(III) Исходя из этого, он делает вывод, что у всех нас есть повод бояться Его (ст. 8−10), а (IV) у Божьего народа — уповать на Него и исполнять данные Ему обеты (ст. 11−13). Этот псалом вполне подходит для дня благодарения и прославления успешных событий, но подходит и для других случаев, так как нет такого времени, когда нельзя прославлять Бога за те великие дела, которые Он сделал для Своей Церкви ранее, особенно за победы Искупителя над силами тьмы, прообразом которых были все ветхозаветные победы, или, по крайней мере, за победы, которые празднуются в этом псалме.
Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
Стихи 2−7. В этих стихах описана ликующая, хотя и воинствующая Церковь. Псалмопевец во имя Церкви ликует в Боге — центре всех наших ликований.
I. Он радуется тому, что Бог явил себя, дав откровение о Себе (ст. 2). Великая честь и привилегия для Иуды и Израиля, что среди них ведом Бог, а там, где Он известен, велико имя Его. Люди знают о Боге, так как Ему нравится, чтобы они знали о Нем. Счастливы те, кому Он открылся, так как счастлив народ, чья земля наполнена знаниями о Боге, и блаженны люди, чьи сердца наполнены знанием. В Иуде о Боге знали лучше, чем в других странах, благодаря чему и благоволение к ним было больше, так как это было их отличительной чертой (Пс 117:8−9).
II. Он радуется признакам особого Божьего присутствия в Его постановлениях (ст. 3). Во всех землях Иуды и Израиля Бог был известен, и имя Его было велико, но в Салиме и на Сионе жилище Его и пребывание Его. Там было Его жилище, там Он принимал почитание Своего народа в виде жертвоприношений и развлекал их пиршеством, посвященным этим жертвам. Туда они приходили, чтобы представить себя Ему, и оттуда через Своих пророков Он издавал указы; там Он записал Свое имя и с этого места изрек: «Здесь вселюсь, ибо Я возжелал его». Блажен народ, среди которого Бог пребывает в Своих постановлениях, но Его жилищем (передвижным жилищем) является скиния. Еще на малое время свет есть с нами.
III. Он радуется их победам, одержанным над врагом (ст. 4): «Там сокрушил Он стрелы лука». Обратите внимание: какой была нависшая опасность. Хотя Иуда и Израиль, Салим и Сион были отмечены особой привилегией, тем не менее против них развязывалась война и оружие уже было очищено от ржавчины.
1. Здесь нам представлены лук и стрелы, щит и меч, готовые для войны, но Бог сокрушает все это и делает бесполезным. И все это сделано (1) в Иуде и в Израиле с благоволением к народу, который был близок Богу. Пока оружие использовалось в войне против других народов, оно соответствовало своей цели, но как только обратилось против святого народа, было немедленно сокрушено. Халдеи толкуют это место так: «Когда народ Израиля исполнял волю Божью, Господь располагал Свое величие среди них и сокрушал лук и стрелы. Пока они старательно служили Ему, они оставались великой и невредимой нацией». Или (2) в скинии и жилище на Сионе Он сокрушал луки и стрелы; это совершалось на поле битвы, но в то же время говорится, что это происходило во святилище, так как делалось в ответ на молитвы, возносимые к Нему народом Божьим, и во исполнение данных Им обетований, пример чему мы видим (2Пар 20:5,14). Гражданское благополучие в такой же степени зависит от происходящего в Церкви, как и от исхода военных действий.
2. Эта победа в большой степени способствовала (1) бессмертной чести Бога Израилева (ст. 5): «Ты славен, Ты явил себя могущественнее гор хищнических».
[1] «Могущественнее сильных мира сего в целом, которые занимают высокое положение и считают себя крепкими и непоколебимыми, как горы, но на самом деле являются горами хищническими, преследующими окружающих. Их слава в разрушении, а Твоя — в избавлении».
[2] «В частности, могущественнее наших захватчиков. Когда они осаждали города Иуды, то воздвигали против них горы и строили укрепления, но у Тебя больше возможностей защитить нас, чем у них — достать нас». Там, где враги Церкви ведут себя гордо, Бог явит, что Он выше их.
(2) Вечному бесчестью врагов Израиля (ст. 6−7). Они были крепкие сердцем, воины особой смелости и решимости, подхлестываемые прежними победами, исполненные ярости против Израиля и уверенные в успехе; они были мужами силы, крепкими и годными для службы. Они имели колесницы и коней, которые в то время очень ценились и на которые во время войны полагались (Пс 19:8). Но от всех этих сил не было пользы, когда они выступали против Иерусалима.
[1] «Крепкие сердцем сами ограбили и обезоружили себя», — читаем мы в некоторых переводах. Когда Богу угодно, Он может сделать Своих врагов слабыми и довести их до самоуничтожения. Они уснули сном своим, но не сном праведника, уснувшего в Иисусе, а сном своим — сном грешника, который пробудится для вечного постыжения и презрения.
[2] Мужи силы не смогут больше найти рук своих, как и крепкие сердцем — своего духа. Смельчаки будут напуганы, а крепкие мужи станут увечными, и они не смогут найти своих рук, чтобы спасти свои головы, а тем более нанести вред врагам.
[3] О колесницах и конях вполне справедливо можно сказать, что они вздремнут, когда их управляющие и наездники сами уснут. Бог лишь проговорит слово как Бог Иакова, повелевший прийти избавлениям для Иакова, и от Его слова колесницы и кони уснут глубоким сном. А когда воины падут мертвыми от руки ангела-губителя, тогда кони и колесницы не страшны. Обратите внимание на силу и действенность порицаний Бога. Так с каким удовольствием мы, христиане, можем считать это великим преимуществом, полученным благодаря Искупителю! Благодаря Ему о Боге знают; именно в Нем имя Бога велико; благодаря Ему Бог имеет скинию и жилище в Его Церкви. Именно Он победил вооруженных воинов, отнял силы у начальств и властей и открыто выставил их.
Стихи 8−13. Эти славные победы, которыми Бог помиловал и благословил Церковь:
I. Свидетельствуют о страхе, который испытают враги Бога (ст. 8−10): «Ты страшен; люди должны благоговеть перед Твоим величием, подчиняться Твоему всемогуществу, а Твоей справедливости должны бояться оскорбляющие Тебя». Пусть благодаря этому событию весь мир научится благоговеть перед великим Богом. 1. Пусть все страшатся Его гнева, направленного против дерзкого бесчестья грешников: «…кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?» Если Бог является огнем пожирающим, то как сможет шелуха и солома устоять перед Ним, если гнев Его возгорится даже на малое время (Пс 2:12)? 2. Пусть все боятся Его возмездия за попранную невиновность и оскорбления, нанесенные Его народу: «С небес Ты возвестил суд, и тогда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли (ст. 9−10). Тогда земля убоялась и утихла, ожидая, каков же будет исход этих чудесных Твоих явлений». Обратите внимание:
(1) народ Божий — это смиренные земли (Соф 2:3), мирные земли (Пс 34:20), которые могут сносить любое зло, но ничего плохого не делают.
(2) Хотя смиренные земли, благодаря своей кротости, не защищены от зла, в то же время Бог рано или поздно вступится за них и дарует им спасение.
(3) Когда Бог придет, чтобы спасти всех угнетенных земли, то с небес Он возвестит суд. Он даст миру понять, что гневается на угнетателей Своего народа и воспринимает причиненное ему зло, как нанесенное себе оскорбление. Кажется, что праведный Бог долго хранил молчание, но Он произведет суд, о котором все услышат.
(4) Бог возвестит суд с небес, и это будет временем, когда земля успокоится и погрузится в благоговейное молчание: «…земля убоялась и утихла молчанием, которое возникает при провозглашении приговора после заседания суда. Остановитесь и познайте, что Я — Бог (Пс 45:11). Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается, чтобы произвести суд» (Зах 2:13). Тот, кто считает, что этот псалом был написан в честь разгрома армии Сеннахирима, уверен, что сошествие ангела-губителя, уничтожившего ее, сопровождалось громом, которым Бог с небес возвестил суд, и что земля убоялась (т.е. было землетрясение, которое вскоре закончилось). Но это не доказано.
II. Являются утешением для народа Божьего (ст. 11). Мы живем в очень злом и неприятном мире; мы чрезмерно подвержены чувствам и боимся гнева человеческого, который, кажется, не имеет границ. Но мы можем утешиться тем, (1) что раз Бог допускает, чтобы гнев человеческий обратится во славу Тебе не только тем, что Ты контролируешь его, а в том, что он будет вынужден исповедовать собственное бессилие, хотя на какое-то время ему была предоставлена свобода». Трудности, испытываемые народом Божьим из-за гнева своих врагов, послужат славе Бога и Его благодати. И чем больше мятутся народы и совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его, тем больше прославится Бог, восседающий Царем Моим над Сионом, святою горою Его, несмотря на них (Пс 2:1,6). Когда небесное воинство делает это темой своих благодарственных песен и возвещает, что Бог приял силу великую и воцарился, несмотря на ярость язычников (Откр 11:17−18), тогда гнев человеческий придает сияние хвале Божьей.
(2) Что гневу, который не послужит славе Божьей, не будет позволено пролиться: «…остаток гнева Ты укротишь». Люди не должны допускать грех, так как он не поддается их контролю, но Бог может его контролировать. Он может поставить границы гневу человеческому, как Он смиряет разбушевавшееся море. Доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим. Бог укротил остатки гнева Сеннахирима, ибо вложил кольцо Свое в ноздри твои и удила Свои в рот твой (Ис 37:29); и хотя Он позволил ему много говорить, но не дал возможности осуществить задуманное.
III. Говорят о долге каждого из нас (ст. 12−13). Пусть все покорятся великому Богу и станут Его верными подданными. Обратите внимание (1) на обязанность, требуемую от всех нас, кто принадлежит Ему, зависит от Него или каким-то образом приближается к Нему. А кто не является таковым? Поэтому каждому из нас велено проявлять уважение к Царю царей — воздавать обеты и исполнять их, то есть дать клятву быть верным Ему и добросовестно исполнять ее. Дать обет принадлежать Ему и исполнить его. Свяжите свои души с Ним узами (так как именно такова природа обета), а затем живите соответственно обязанностям, возложенным на себя, ибо лучше не обещать, нежели обещать и не исполнить. А избрав Его своим Царем, давайте принесем Ему дары, как Его подданные (1Цар 10:27). Посылайте агнцев владетелю земли (Ис 16:1). Это не значит, что Бог нуждается в наших дарах или получит от них выгоду, но тем самым мы должны воздать Ему почести и признать, что все, чем мы владеем, имеем от Него. Наши молитвы и наша хвала, а в особенности наши сердца, являются теми дарами, которые мы должны принести Господу Богу нашему.
(2) Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому страх, страх; и разве это не является нашим долгом перед Богом? Конечно:
[1] мы должны бояться Его: Он страшен (дословный перевод); Его имя славно и страшно, и Он является правильным объектом для страха; Его окружает страшное величие. Бог Авраама назван «страхом Исаака» (Быт 31:42), и нам велено бояться и трепетать перед Ним (Ис 8:13). Когда мы приносим Ему дары, то должны взирать на Него с великим страхом, ибо Он страшен на Своих святых местах.
[2] Его будут бояться даже те, которые считают, что их самих должны бояться (ст. 13): «Он укрощает дух князей»; Он срежет их так же легко, как мы срываем цветок со стебля или гроздь винограда с лозы, как говорит слово. Он может укротить дух самых дерзких и сделать их бессердечными, так как Он страшен для царей земных; если они не станут мудрее и не подчинятся Ему, Он заставит их напрасно говорить горам и камням: падите на нас и сокройте от гнева (Откр 6:16). И раз невозможно соперничать с Богом, то мы поступим мудро и исполним свой долг, если подчинимся Ему.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 75