Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Этот псалом призывает нас воздать Богу славу за Его силу и милость, которые проявляются (I) в царстве благодати (ст. 2) в том, что Он слышит молитвы (ст. 3), прощает грех (ст. 4), насыщает души людей (ст. 5), защищает и поддерживает их (ст. 6).

(II) В царстве провидения в том, что Он поставил горы (ст. 7), укрощает моря (ст. 8), поддерживает постоянную смену дня и ночи (ст. 9) и делает землю плодоносной (ст. 10−14). За все эти благословения мы в долгу перед Богом, и поэтому нам легко настроиться на этот псалом, воспевая его.

Начальнику хора. Псалом Давида для пения.

Стихи 2−6. В этом псалме, приступая к престолу благодати, Давид не проявляет беспокойства о себе, а в самом его начале обращается к Богу, как к главе и устам собрания. И обратите внимание:

I. Как он воздает славу Богу (ст. 2).

1. Смиренным благодарением: «Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе; она ожидает, чтобы быть принятой вместе с благодарением. Когда Бог приближается к нам со Своим благоволением, мы должны выходить навстречу, чтобы встретить Его хвалой и ожидать, пока день не угаснет. «Хвала ожидает тебя с абсолютной удовлетворенностью Твоей святой волей и зависимостью от Твоей милости». Когда мы готовы за все благодарить, тогда слава ожидает Господа. «Хвала ожидает, чтобы Ты принял ее»; левиты ночью стояли в доме Господнем, готовые воспеть свои песни хвалы в назначенный час (Пс 133:1−2), и таким образом их хвала ожидала Его. «Хвала для Тебя замерла» (дословный перевод), как слова, не достаточные для выражения величия милости Бога, пораженные беззвучным восхищением ею. Как существуют святые воздыхания неизреченные, так существует и святое неизреченное восхищение, которое в то же время будет принято Тем, который испытывает сердца и знает, какая мысль у Духа. Наша хвала молчалива, чтобы хвала благословенных ангелов, которые превосходят в силе, была услышана. Пусть не будет возвещено Ему, что я говорю, ибо если человек вознесет Богу всю славу, то безусловно будет поглощен (Иов 37:20, английский перевод, KJV). Перед Тобой слава считается безмолвной (халдейский перевод) — настолько Бог превознесен выше наших благословений и хвалы. Слава всего мира принадлежит Богу, но ожидает она Его только на Сионе, в Его Церкви и среди Его народа. Все Его дела славят Его (они служат поводом для хвалы), но лишь Его святые благословляют Его действенным восхищением. Искупленная Церковь поет Ему новую песнь на Сионе (Откр 14:1,3). Сион — это место обитания Бога (Пс 75:3). Блаженные, пребывающие с Ним на этом месте, будут продолжать славить Его.

2. Искренней верностью: «…Тебе воздастся обет, то есть принесется обещанная жертва». Бог не примет наше благодарение за обретенные милости, пока мы не совершим обеты, данные в то время, когда стремились к этой милости, ибо лучше не обещать, чем обещать и не исполнить.

II. За что Давид воздает Богу славу.

1. За то, что Он слышит молитвы (ст. 3): «Хвала ожидает Тебя на Сионе (англ. пер. KJV)», но почему она уже приготовлена?

(1) «Потому что Ты готов услышать наши просьбы. Ты слышишь молитву! Ты можешь ответить на каждую молитву, ибо в Твоих силах сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем (Еф 3:20), и Ты ответишь на каждую молитву веры с доброжелательностью». Среди Его отличительных черт также упоминается, что Бог слышит молитвы, и это в огромной мере прославляет милость Бога и ободряет нас. И мы многого лишаем себя, если не используем всякую возможность прославить Его за это.

(2) Так как благодаря этой Его особенности мы готовы бежать к Нему всякий раз, когда оказываемся в беде. «Поэтому, так как Ты являешься Богом, слышащим молитвы, к Тебе прибегает всякая плоть». Вполне справедливо Тебя ожидает хвала каждого человека, как и молитва человека, оказавшегося в нужде или бедствии (чего бы он ни делал при благоприятных обстоятельствах). Сейчас к Тебе приходят только потомки Израиля и последователи их религии, но когда дом Твой назовется домом молитвы для всех народов, тогда к Тебе придет всякая плоть и будет принята (Рим 10:12−13). Поэтому давайте придем к Нему, придем смело, так как Он — Бог, слышащий молитвы.

2. За прощение грехов. В этом отношении кто Бог, как Ты, прощающий (Мих 7:18)? Благодаря этому качеству Он возвещает имя Свое (Исх 34:7), и за это Его ожидает слава (ст. 4). «Наши грехи достигают небес, дела беззаконий превозмогают нас. Они так многочисленны и отвратительны, что мы смущаемся и готовы впасть в отчаяние, когда они выстраиваются перед нами. Они превозмогают настолько, что мы не можем притворяться, что уравновешиваем их своей праведностью, и поэтому когда мы предстаем перед Богом, то наша совесть обвиняет нас, и нам нечем ответить. Что же касается наших преступлений, то благодаря Своей милости и ради праведности, данной Тобой, Ты очистишь преступления наши, чтобы мы не были осуждены за них». Обратите внимание: чем большей опасности мы подвергаемся из-за своего греха, тем больше имеем повод восхищаться силой и богатством прощающей милости Божьей, которая может свести на нет угрожающую силу наших многочисленных преступлений и страшных грехов.

3. За радостное расположение духа, которое Бог дает тем, кто приходит к Нему, и за утешение, которое они имеют в общении с Ним. Мы прежде должны быть очищены от беззакония (ст. 4), а затем приглашаемся к Божьим алтарям (ст. 5). Тот, кто вступил в общение с Богом, безусловно обретет в Нем истинное блаженство и удовлетворение.

(1) Они блаженны. Блажен не только народ (Пс 32:12), но и блажен человек, определенная личность, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Он счастлив, ибо у него есть твердое доказательство божественного благоволения и надежный залог вечного блаженства. Здесь обратите внимание:

[1] что означает прийти в общение с Богом, чтобы обрести это блаженство. Во-первых, это означает приблизиться к Нему, вступив с Ним в завет, направив к Нему все свои наилучшие чувства и стремления; общаться с Ним, как с тем, кого мы любим и высоко ценим. Во-вторых, это означает обитать в Его дворах, как это делали священники и левиты, для которых дворы Божьи были домом. Это означает быть постоянным, совершая религиозный долг, и ревностно относиться к нему, как к месту своего проживания.

[2] Как мы приходим в общение с Богом. Не благодаря каким-либо собственным заслугам или умению, а по избранию Божьему: «Блажен, кого Ты избрал и таким образом отличил от других, которых предоставил самим себе»; благодаря Его действенной благодати, сопутствующей этому выбору. Кого Он избрал, тем позволил и приблизиться, не только пригласил, но склонил и дал возможность подойти к Себе поближе. Он привлекает их (Ин 6:44).

(2) Они насытятся. В этом месте псалмопевец меняет действующее лицо и говорит не «он» (т.е. человек, которого Ты избрал) насытится, а «мы насытимся». Тем самым он учит нас применять эти обетования к себе и действенной верой вставлять в них наши собственные имена: «Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего». Обратите внимание:

[1] святой храм — это дом Бога: там Он пребывает и издает Свои постановления.

[2] Бог содержит хороший дом. В нем присутствует изобилие милости, праведность, благодать и все утешения вечного завета. Благодати там достаточно для всех, достаточно для каждого; она всегда готова для нас; она дается бесплатно, без денег или цены.

[3] Среди этих благ присутствует то, что насыщает душу, чем могут насытиться все благодатные души. Позвольте им иметь удовольствие общения с Богом — и это насытит их. Они имеют достаточно и не желают большего.

4. За славные проявления Его силы в их защиту (ст. 6): «Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш!» Эти слова можно понять как порицание, которое Бог через провидение иногда выражает Своему народу. Он часто дает им ужасающие ответы, чтобы пробудить и оживить их, но всегда совершает это в праведности. Он никогда не причиняет им вреда и не желает плохого, ибо даже в такой ситуации является Богом их спасения (см. Ис 45:15). Но скорее эти слова нужно понимать как суды Божьи над их врагами. Как праведный Бог, как Бог, которому принадлежит мщение, который защищает и спасает Свой народ, Он отвечает на молитвы Своего народа, посылая ради них разрушения среди язычников и воздавая по заслугам их гордым притеснителям. «Чудесными делами, — читаем мы в некоторых переводах, — которые удивляют и которых мы не ожидали» (Ис 64:3). Или: «делами, которые вызывают благоговение, Ты ответишь нам». Святая свобода, благодаря которой мы допущены во дворы Божьи, и близость к Богу не должны угашать наше благоговение и святой страх перед Ним, ибо страшен Ты, Боже, во святилище Твоем.

5. За Его заботу о Своем народе, как бы он ни бедствовал и где бы ни находился. Бог является упованием всех концов земли, то есть всех святых во всем мире, а не только тех, которые относились к семени Израиля, ибо Он — Бог не только иудеев, но и язычников, упование всех, находящихся далеко от Его святого храма и его дворов, которые живут на островах языческих или же расположены в бурном море. Они уповают на Тебя, вопиют к Тебе, когда не знают, что делать (Пс 106:28−29). Верой и молитвой мы можем поддерживать наше общение с Богом, черпать от Него утешение, где бы мы ни находились — не только на торжественных собраниях народа Божьего, но и далеко в море.

Стихи 7−14. Чтобы еще больше восхищаться чудесными излияниями Божьей благодати, очень полезно размышлять о Его силе и всемогуществе как Бога природы, о богатствах и изобилии царства Его провидения.

I. Он поставил землю, и она стоит (Пс 118:90). Он поставил горы силою Своею (ст. 7); Он сразу накрепко поставил их и продолжает удерживать, хотя иногда они колеблются землетрясениями. Feriuntque summos. Fulmina montes. Молния ударяется, но величественны горы стоят. Поэтому их называют вековые горы (Авв 3:6), в то же время Писание говорит, что завет Бога с Его народом стоит тверже их (Ис 54:10).

II. Он укрощает море и успокаивает его (ст. 8). Море во время шторма издает большой шум, что делает бурю более пугающей, но когда Богу угодно, Он повелевает волнам и лавинам замолчать и уснуть и быстро превращает шторм в тишину (Пс 106:29). Благодаря подобной перемене в море и предыдущему примеру о незыблемости земли, становится очевидно, что и море, и суша препоясаны силой. Наш Господь Иисус привел хорошее доказательство Своей божественной силы, когда повелел ветру и волнам, и они повиновались Ему. К этому примеру, когда Он успокоил море, можно добавить пример той же природы, когда Он усмирил мятеж народов — обычных людей. Нет ничего более неуправляемого и неприятного, чем бунт толпы и оскорбления сброда, но Бог может усмирить даже таковых тайными путями, которых они сами не знают. Или, возможно, в этих стихах подразумевается ярость врагов Израиля (Пс 2:1). У Бога есть много способов усмирить их, и Он заставит их молчать вечно.

III. Он обновляет утро и вечер, и их кругооборот постоянен (ст. 9). Эту регулярную смену дня и ночи можно рассматривать (1) как пример великой силы Бога, которая вызывает у всех благоговение: «Убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли». Увидев их, они убедятся, что существует верховное Божество, всемогущий монарх, которого они должны бояться и трепетать, ибо в этих знамениях проявляются невидимые откровения о Боге, и поэтому Писание говорит, что они учреждены для знамений (Быт 1:14). Многие из тех, кто живет в удаленных и темных уголках земли, были так напуганы этими знамениями, что испытали побуждение поклоняться им (Втор 4:19), не задумываясь о том, что это были Божьи знамения, неоспоримые доказательства Его силы и главенства, и поэтому они должны были привести их к поклонению Господу.

2. Эти знамения, являясь также примером великой Божьей милости, приносят всем утешение: «Утро (т.е. время до того, как солнце встанет) и вечер (т.е. до того, как солнце сядет) возбудишь к славе Твоей». Так как именно Бог утром рассылает солнечные лучи и вечером опускает занавес, то именно Он из благоволения к человеку дает ему повод радоваться и восходу и заходу. Как противоположны по своей сущности свет и тьма, так нерушимо разделение между ними (Быт 1:4); оба эти явления приветствуются миром в нужное время. Трудно сказать, чему мы больше радуемся — утреннему свету, который содействует дневным заботам, или вечерней тени, сопутствующей ночному отдыху. Разве не дожидается стража утра? В той же степени наемник жаждет вечерней тени. Некоторые под этими словами подразумевают утреннюю и вечернюю жертву, чему радовались все благочестивые люди, чем постоянно выражалось почтение Богу. «Ты возбуждаешь их петь» (стоит в оригинале), так как каждое утро и вечер левиты воспевали песни хвалы — это требовалось каждый день. Мы должны рассматривать поклонение наедине и в семьях, как одно из самых необходимых каждодневных занятий и самое приятное каждодневное утешение. И если мы таким образом поддерживаем общение с Богом, то смена утра и вечера будут радовать нас.

IV. Он насыщает водой землю и делает ее плодоносной. Об этом примере Божьей силы и милости, которую Он распространяет повсюду, данный псалом упоминает либо по поводу необычно щедрого урожая, либо из-за своевременного дождя после длительной засухи. Очень легко проследить, как сильно плодородие этой нижней части сотворения зависит от влияния высшей. Если небеса становятся как медь, а земля как железо, то это демонстрирует неразумному миру, что все блага и совершенные дары нисходят свыше (omnia desuper — все приходит свыше). Мы должны возводить наши очи к горам, выше небес, где присутствуют первоисточники всех блаженств, заглядывать дальше; и туда же должна возвращаться наша хвала, как и первые начатки земли в возношениях поднимались к небесам в знак того, что оттуда они были получены. Все Божьи благословения, в том числе и духовные, выразились излиянием на нас Его праведности. А теперь обратите внимание, как здесь описывается общее благословение дождя с небес и плодородных времен.

1. Как четко в нем проявляется сила и милость Бога, которые здесь представлены огромным разнообразием энергичных выражений.

(1) Господь, сотворивший землю, посещает ее, обеспечивает ее, представляет доказательства Своей заботы о ней (ст. 10). Он посещает ее с милостью, и за это жители земли должны в ответ славить Его.

(2) Бог, сделавший землю сухой, насыщает ее водой, чтобы она была плодоносной. Хотя земля производила плоды и процветала до того, как Бог сотворил дождь, но даже в то время над землей стоял туман, который отвечал этому предназначению и орошал все лицо земли (Быт 2:5−6). Наши сердца являются высохшими и бесплодными, пока сам Господь не станет для нас росой и будет орошать их, а растения Своего собственного насаждения Он будет поливать, чтобы они разрастались.

(3) Дождь — это поток Божий полон воды; облака — источники этой реки, которые текут не случайно, а по каналу, вырубленному Богом для этого. Потоки дождя, как и потоки воды, Он поворачивает, куда Ему угодно.

(4) Этот поток Божий обогащает землю, которая без него очень скоро стала бы бесплодной. Богатства земли, производимые ее поверхностью, более щедры и полезны для человека, чем те, которые сокрыты в ее недрах. Мы можем вполне пристойно жить без серебра и золота, но не сможем прожить без зерна и травы.

2. Сколько пользы получает от дождя земля и человек.

(1) Земля. Своевременный дождь преображает ее лицо; ничто не освежает и не оживляет больше, чем дождь на скошенный луг (Пс 71:6). Даже глыбы земли, откуда, кажется, дождь скатывается, щедро орошаются, так как во время дождя они напиваются. Ее борозды, образованные плугом и предназначенные для семян, образовываются с помощью дождя и делают ее пригодной, чтобы принять их (ст. 11); дождь размягчает ее. То, что смягчает почву сердца, устрояет его, ибо этой благодатью сердце утверждается. Таким образом благословляется начало года, и если весна, первая четверть года, благословлена, то это является залогом благословения для целого года, который Бог венчает благостью Своей (ст. 12) и окружает со всех сторон, как венец — голову, чтобы дополнить его утешения в той же степени, как цель венчает усилия. Давид говорит: «…стези Твои источают тук», ибо весь тук, присутствующий на земле, который насыщает ее плоды, исходит от начатков божественной милости. Куда бы Господь ни пошел, за собой Он оставляет знаки Своей милости (Иоиль 2:13−14), и таким образом стезя, по которой Он прошел, сияет. Эти доказательства Божьей милости, проявленные к этому нижнему миру, очень интенсивны и обильны (ст. 13): они источают на пустынные пажити, то есть не только на те места, где проживают люди. Пустынные места, о которых человек не заботится и от которых не получает выгоды, не избегают внимания божественного провидения; и их полезность способствует славе Бога, как великого покровителя всего сотворенного, хотя они и не приносят быстрой выгоды человеку. Мы же должны быть благодарны не только за то, что служит нам, но и за то, что приносит пользу любой другой части сотворения, ибо таким образом это все приносит почести Творцу. Пустыня, которая не дает столько же плодов, как возделанная земля, принимает столько же дождя с небес, сколько и плодородная почва, так как Господь творит добро и нечестивцам, и неблагодарным. Дары Божьей щедрости так изобильны, что благодаря им небольшие холмы препоясываются радостью, при этом даже с северной стороны, которая меньше всех получает солнца. Холмы также нуждаются в Божьем провидении, Господь помнит и о небольших холмах. По Своему желанию Он может заставить их прыгать (Пс 113:6), а может заставить и радоваться.

(2) Человек, живущий на земле. Бог, обеспечивая землю дождем, готовит для человека зерно (ст. 10). «Земля, на которой вырастает хлеб», — говорит Иов (Иов 28:5), ибо из нее выходит зерно, но каждое зернышко, содержащееся в колоске, который выходит из земли, приготовил сам Бог. Поэтому Он обеспечивает землю дождем и таким образом готовит зерно для человека, у ног которого Он возложил все остальные творения и для чьего использования они были созданы. Когда мы задумаемся о том, что ежегодное производство зерна является не только проявлением той же силы, которая воскрешает мертвых, но и примером силы, которая не очень отличается от нее (о чем говорит наш Спаситель, Ин 12:24), и что постоянная выгода, которую мы получаем от этого, является примером милости, пребывающей вовек, то у нас появляется повод подумать о том, что Бог готовит зерно для нас. Количество зерна и стада являются двумя производствами, которыми земледелец, незамедлительно перерабатывающий плоды земли, обогащается. И оба эти производства — продукты божественной милости, которая насыщает землю водой (ст. 14). Благодаря ей луга одеваются стадами (ст. 14). Эти луга так щедро покрыты стадами скота, что кажется, будто они одеты в стада, возлежащие на них, но в то же время луга не перегружены. Скот так хорошо питается на них, что становится украшением и славой пастбищ. Долины так плодоносны, что во время сбора урожая кажется, что они покрыты хлебом. Чаще всего наиболее плодородными являются ниже расположенные части земли, и один акр смиренной долины стоит пяти высоких гор. Но и поля хлеба и плодородные пастбища соответствуют цели своего сотворения. Они восклицают и поют, так как приносят почести Богу и утешение — человеку, потому что дают нам повод для радости и хвалы. И как нет земной радости больше, чем радость при сборе урожая, так и среди иудеев нет подобных пиршеств Господних, которые праздновались бы с особым выражением благодарности, как праздник собирания плодов в конце года (Исх 23:16). Пусть же все эти дары божественной щедрости, которые мы вкушаем каждый год и каждый день, усилят нашу любовь к Богу, как к наилучшему из существ, и побудят нас славить Его своими телами, о которых Он так хорошо заботится.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 64

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.