Этот псалом относится к Церкви и предназначен для публичного служения. В нем представлены:
(I) молитва о процветании Церкви Израиля (ст. 2).
(II) Молитва об обращении язычников и приведении их в Церковь (ст. 3−6).
(III) Видение счастливых и славных времен, когда Бог совершит это (ст. 7−8). Таким образом, псалмопевец был перенесен духом пророчества, чтобы предсказать славное состояние христианской Церкви, в которой иудеи и язычники объединятся в одну паству. Начало этой благословенной работы должно стать сущностью нашей радости и хвалы, а ее завершение — сущностью наших молитв и надежд. Об этом мы должны помнить, воспевая этот псалом.
Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом, или песнь.
Стихи 2−8. Композиция данного псалма демонстрирует, что в то время чувства псалмопевца были теплыми и глубокими, благодаря чему дух поклонения возвысился до такой степени, что смог принять дух пророчества, говорящий о возрастании Божьего царства.
I. Давид начинает псалом молитвой о благополучии и процветании Церкви, считая себя счастливым и принадлежащим ей (ст. 2). Наш Спаситель, наставляя молиться «Отче наш…», подразумевал, что мы должны молиться с другими верующими и о других, и поэтому здесь псалмопевец молится не словами «Боже, будь милостив ко мне и благослови меня», а «Боже! будь милостив к нам и благослови нас», ибо мы должны приносить прошения за всех святых и стараться разделять их жребий. Эти слова учат нас, (1) что блаженство приходит по Божьей милости и в ней хранится. Поэтому прежде всего мы должны молиться: «Боже! Будь милостив к нам, грешникам, и прости наши грехи (Лк 18:13); будь милостив к нам, несчастным грешникам, и избавь нас от несчастий».
(2) Что оно передается нам через Божье благословение и в нем покоится: «Боже, благослови нас, то есть дай нам долю в Его обетованиях и даруй все блага, содержащиеся в них. Когда Бог по-доброму обращается к нам, то это означает, что и поступать Он будет хорошо. «Боже! Благослови нас» — всеобъемлющая молитва, и жаль, что такие превосходные слова иногда произносятся с пренебрежением и беспечно, как поговорка.
(3) Что наше блаженство заключается в видении света лица Божьего: «Боже! освети нас лицем Твоим», то есть Бог Своей благодатью готовит нас для Своего благоволения, а затем предоставляет доказательства Своего благоволения. Чтобы быть счастливыми, мы не должны желать ничего другого, кроме сияния лица Божьего, любви Божьей и знания, что Бог любит нас. «Освети нас (написано на полях), наши дела и стремления, чтобы все они увенчались успехом». Если верой мы живем с Богом, то можем надеяться, что Его лицо будет сиять для нас.
II. Далее Давид переходит к молитве об обращении язычников (ст. 3): «Дабы познали на земле путь Твой». «Господи, я молюсь, чтобы Ты не только был милостив к нам и благословил нас, а чтобы Ты был милостив ко всему человечеству, дабы познали на земле путь Твой». В своих молитвах мы должны быть так же исполнены общественным духом. Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое. У нас не будет меньше Божьей милости, благословений и благоволения из-за того, что другие придут к Богу и получат их. Или эти слова можно понять так: «Боже! Будь милостив к нам, евреям, и благослови нас, чтобы благодаря этому познали на земле путь Твой, чтобы благодаря отличительным знакам Твоего благоволения к нам другие испытали побуждение прийти и присоединиться к нам, говоря: «…мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах 8:23).
1. Эти стихи, говорящие об обращении язычников, можно воспринять, (1) как молитву, которая говорит о желании святых Ветхого Завета. Они были так далеки от стремления монополизировать привилегии Церкви, что более всего хотели, чтобы пала разделяющая стена и преимущества были предоставлены всем. Обратите внимание: насколько дух иудеев во времена Христа и Его апостолов отличался от духа их отцов. Израильтяне древних времен желали, чтобы имя Бога стало известно язычникам, а лицемерных евреев приводила в бешенство проповедь Евангелия язычникам — ничто в христианстве не раздражало их больше этого.
(2) Пророчество о том, что именно так все и будет. Многие пророчества и обетования Писания облачены в молитвы, это подразумевает, что на молитвы Церкви будет дан ответ, как и свершатся Божьи обетования.
2. Ссылаясь на язычников, Давид молится о том:
(1) Чтобы им было послано божественное откровение (ст. 3). Он молится, чтобы по всей земле и среди всех народов (а не только среди евреев) стали известны [1] Божий путь и принцип долга: «Пусть, как и мы, познают, что — добро и чего требует от тебя Господь; пусть они будут благословлены и почтены теми же праведными уставами и судами, которые так сильно славит наш народ и ненавидят его соседи» (Втор 4:8).
[2] Его спасающее благополучие или Его спасение. Первое выражено в Его законе, второе — в Его Евангелии. Если Бог дал нам познать Свой путь и мы идем по нему, то Он покажет нам Его спасающее благополучие (Пс 49:23). Тот, кто опытным путем познал сладость путей Божьих и утешения Его спасения, не может не желать и не молиться о том, чтобы они стали известны всем другим народам. Все обитатели земли обязаны идти Божьим путем, все нуждаются в Его спасении, Господь имеет достаточно для всех, и поэтому мы должны молиться, чтобы Божий путь и Его спасение стали известны всем.
(2) Чтобы среди язычников учредилось божественное поклонение, как происходит везде, где принимается и одобряется божественное откровение (ст. 4): «Да восхвалят Тебя народы, Боже! Пусть у них появится повод для прославления; пусть их сердца возжаждут прославления; и не только у них одних появится это желание — да восхвалят Тебя народы все»; пусть среди нас присутствуют представители всех народов. Эти же слова вновь повторяются (ст. 6), что свидетельствует о том, что это было близко сердцу псалмопевца. Тот, кто любит славить Бога, не может не желать, чтобы и другие прославили Его, чтобы Богу достались почести, а им — выгода от этого. Это молитва о том:
[1] чтобы им было проповедано Евангелие, и тогда у них будет повод прославить Бога, словно после долгой и темной ночи начался день. Ortus est sol — солнце встало (Деян 8:8).
[2] Чтобы они обратились и пришли в Церковь, и тогда они будут расположены прославить Бога — живого истинного Бога, а не немых и бесполезных идолов, которым поклонялись (Дан 5:4). Тогда их нехорошие мысли о Боге умолкнут, и они увидят в зеркале Евангелия Того, кто есть любовь, и достойный объект для прославления.
[3] Чтобы они присоединились к торжественным собраниям и прославили Бога, как одно тело одним разумом и одними устами. Так лицо религии распространяется по земле в тех местах, где Бога публично признают и постановления о религиозном поклонении должным образом исполняются на религиозных собраниях.
(3) Чтобы все народы признали и с радостью подчинились божественному правлению (ст. 5): «Да веселятся и радуются племена! Святая радость, ликование в Боге и Его имени являются сердцем и душой благодарственной хвалы. Чтобы все народы прославили Тебя, пусть они веселятся». Тот, кто всегда радуется в Господе, во всем будет благодарить Его. Радость, которую Он желает дать всем народам, — святая радость, так как при этом люди радуются Божьему владычеству, радуются, что Он принял силу Твою великую и воцарился, отчего рассвирепели язычники (Откр 11:17−18). Поэтому пусть радуются тому, что [1] Господне есть царство (Пс 21:29), что Он, как абсолютный владыка, будет править всеми народами на земле; что через царство провидения Он будет управлять делами царств в соответствии со Своей волей, хотя они не знают и не принадлежат Ему; что в должное время Он наставит все народы проповедью Евангелия (Мф 28:19) и на руинах царства сатаны утвердит среди них царство Своей благодати; что Он приготовит их ко дню Своей силы и царство мира соделается царством Господа нашего и Христа Его.
[2] Всякий человеческий суд исходит от Господа. «Пусть возрадуются тому, что Ты судишь народы праведно, что Ты дашь закон и Евангелие, по которому смогут судить праведно, и произнесешь безошибочный приговор для всех сынов человеческих в соответствии с этим правилом, которое не приемлет исключений». Давайте порадуемся, что нам не придется быть судьями друг друга, что нас будет судить Господь, чей суд верный и истинный.
III. Давид заканчивает псалом радостным видением всех этих событий: когда Бог совершит их, когда народы обратятся к Богу и прославят Его.
1. Земля улыбнется им, и они получат ее плоды (ст. 7): «Земля даст плод свой». Именно этот Бог посылал с неба дожди и времена плодоносные, когда они еще были во тьме (Деян 14:17), и поэтому, когда они обратились, земля дала плод свой для Бога. Тогда пища и питье стали хлебным приношением и возлиянием Господу Богу нашему (Иоиль 2:14) и земля стала плодоносной для доброй цели. Тогда она стала давать больше урожая, чем прежде, когда производила его для утешения человека, который через Христа овладел правом по завету владеть ее плодами, освящать и пользоваться ими. Отметьте, что успешное шествие Евангелия иногда сопровождается внешними милостями; праведность превозносит народ (см. Ис 4:2; 62:9).
2. Вышний мир улыбнется им, и они ощутят его благоволение, которое намного лучше: «…благословит нас Бог, Бог наш» (ст. 7); и вновь (ст. 8): «Да благословит нас Бог». Обратите внимание:
(1) на земле есть люди, которые, на добрых основаниях, могут назвать Бога своим Богом.
(2) Верующие имеют повод прославлять свои взаимоотношения с Богом и часть, которую имеют в Нем. Об этом здесь говорится с ликованием: «Бог, Бог наш».
(2) Тот, кто через благодать может назвать Бога своим, со смиренным упованием может ожидать от Него благословений. Если Господь является нашим Богом, то Он благословит нас особыми благословениями.
(4) Благословения Бога, которые принадлежат нам по завету, услаждают наши утешения и творят их. Возрастание плодородия земли воспринимается как милость от Бога в том случае, когда Он сопровождает его и дает нам Свои благословения.
3. Таким образом, весь мир будет поступать, как они, и да убоятся Его все пределы земли, то есть поклонятся Ему, что должно сопровождаться благочестивым страхом. Благословения, получаемые нами от Господа, призывают не только любить Его, но и бояться обидеть Его, с благоговением думать о Нем. Когда Евангелие начнет распространяться, то будет завоевывать больше и больше пространства, пока не достигнет пределов земли. Закваска, скрытая в тесте, будет распространять свое действие, пока все оно не заквасится. И многие благословения, принадлежащие тем, кто пришел в Церковь, будут приглашать других присоединиться к ним. Очень хорошо разделять жребий тех, кто благословлен Господом.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 66