Этот, как и много других псалмов, Давид начинает, когда его сердце опечалено, а заканчивает его выражениями удовлетворенности. Псалом начинается с молитв и слез, а заканчивается песней хвалы. Таким же образом душа, вознесясь к Богу, возвращается, радуясь. Неясно, был ли этот псалом написан, когда Давид находился в изгнании из-за Саула или Авессалома. Некоторые считают, что причиной его бегства был Авессалом, так как псалмопевец называет себя «царь» (ст. 7), но это ссылка на Царя Мессию. В этом псалме Давид принимает решение постоянно исполнять свой долг, ободрившись опытом и своими ожиданиями.
(I) Он призовет своего Бога, так как тот защищал его (ст. 2−4).
(II) Он призовет Бога, так как тот хорошо заботился о нем (ст. 5−6).
(III) Он прославит Бога, так как уверен в том, что Бог благоволит к нему (ст. 7−9). Поэтому, воспевая этот псалом, мы можем обратить внимание на то, что он с особой силой выражает нашу веру и надежду, наши молитвы и славословия. Некоторые отрывки этого псалма очень своеобразны.
Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
Стихи 2−5. В этих стихах мы можем увидеть:
I. Давида, который проявляет свою верность Богу и в день бедствия и отчаяния обращается к Нему с молитвой: «Что бы ни случилось, я буду взывать к Тебе (ст. 3), а не к другим богам. Я не отпаду от Тебя из-за того, что Ты поражаешь меня, а буду взирать и уповать на Тебя. Я не буду обращаться к Тебе холодно и безразлично, а возопию с величайшей назойливостью и ревностным духом как человек, который не отпустит Тебя до тех пор, пока Ты не благословишь его». Все это он будет совершать, (1) несмотря на свою удаленность от святилища, от дома молитвы, которые он обычно посещал, чтобы обратиться с просьбой: «От конца земли, из самых удаленных и уединенных уголков страны я взываю к Тебе». Обратите внимание: где бы мы ни были, мы имеем свободный доступ к Богу и открытый путь к престолу благодати. Undique ad coelos tantundem est viae — небеса отовсюду в равной степени доступны. «Более того, именно потому, что я нахожусь на конце земли в унынии и одиночестве, я взываю к Тебе». То, что отделяет нас от утешений, должно влечь еще ближе к Богу — источнику всех утешений.
(2) Несмотря на подавленное настроение и упадок духа: «Хотя мое сердце охвачено тоской и обременено, но оно не погасло и может вознестись к Богу в молитве. Если бы оно не смогло вознестись, тогда его угнетенность была бы чрезмерной. Но из-за того, что мое сердце близко к отчаянию, я взываю к Тебе, ибо это означает, что оно получит поддержку и облегчение». Отметьте, что рыдания должны оживлять молитву, а не умерщвлять ее. Злостражда-ет ли кто? Пусть молится (Иак 5:13, Пс 101:1).
II. Особую молитву, которую он возносит к Богу, когда его сердце в унынии и готово отчаяться: «…возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, то есть (1) на скалу настолько высокую, куда я не добрался бы, если бы Ты не помог мне. Господи, дай мне такое спокойствие и уверенность в собственной безопасности, которых я никогда не обрел бы, если бы не Твоя благодать, выработавшая во мне такую веру».
(2) «На вершину такой скалы, где я был бы недосягаем для бедствий и приблизился к безмятежному и спокойному месту, что не под силу моей силе и мудрости». Могущество Бога и Его обетование являются той скалой, которая выше нас. Эта скала — Христос, и тот, кто сокрыт в Нем, находится в безопасности. Мы не можем взобраться на эту скалу, если только Он Своей силой не приведет нас туда. «…Я поставлю тебя в расселине скалы», — говорит Господь (Исх 33:22). Поэтому мы должны верой и молитвой вручить себя Богу, чтобы пребывать под божественной защитой.
III. Его желание и ожидание милостивого ответа. Давид просит с верой (ст. 2): «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! — то есть дай мне утешение от сознания того, что я услышан (Пс 19:7), и в нужное время дай мне то, о чем прошу».
IV. Основание его ожиданий и просьба, которой он усиливает свое прошение (ст. 4): «Ты прибежище мое; в Тебе я нашел скалу, для меня недосягаемую. Поэтому я верю, что Ты приведешь меня на эту скалу». Отметьте, что ощущение выгоды от упования на Бога в прошлом не только должно побуж дать нас быть поближе к Нему, но и ободрять, что наше упование не напрасно. «Ты крепкая защита от врага, Ты так же силен, как и раньше, и Твое имя является таким же прибежищем для праведных, как и всегда» (Притч 18:10).
V. Его решимость продолжать исполнять свой долг перед Богом и зависеть от Него (ст. 5).
1. Служение Богу должно быть его постоянным делом и обязанностью. Так же должны поступать все, кто надеется обрести в Боге прибежище и крепкую башню, так как лишь Его слуги имеют великую привилегию находиться под Его защитой. Да живу я вечно в жилище Твоем. В то время Давид был изгнан из святилища, что больше всего огорчало его, но был уверен, что Бог Своим провидением введет его во святилище, ибо Его благодать выработала в нем такую любовь ко святилищу, что он решил сделать его местом своего постоянного жительства (Пс 26:4). Он желает пребывать в нем вечно, так как скиния была прообразом небес (Евр 9:8−9,24). Тот, кто, находясь короткое время здесь, на земле, пребывает в скинии Божьей (т.е. исполняет свой долг), будет вечно пребывать в том святилище, которое является вечной славой.
2. Благодать Бога и завет благодати будут его постоянным утешением: «Я покоюсь под кровом крыл Твоих так же, как птенцы ищут тепла и безопасности под крыльями матери». Тот, кто обрел прибежище в Боге, должен продолжать просить Его о помощи во всех стесненных обстоятельствах. Такое преимущество имеют все, кто пребывает во святилище Бога, так как во время бедствий Он спрячет их там.
Стихи 6−9. В этих стихах мы можем увидеть:
I. С каким удовольствием Давид вспоминает о том, что Бог прежде совершил для него (ст. 6): «Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои, то есть (1) обеты, данные мною, которыми я связал душу мою. Ты обратил на них внимание, Ты принял их, так как я искренне принес их, и они понравились Тебе. Ты был внимателен к ним и запомнил меня». Бог помнил об Иакове благодаря его обетам (Быт 31:13; 35:1). Отметьте, что Бог является свидетелем всех наших обетов, добрых намерений и новых торжественных обещаний послушания. Он ведет им счет, что должно быть добрым основанием для нас (как здесь для Давида) исполнять свои обеты (ст. 9), ибо Тот, кто слышит данные нами обеты, заставит нас услышать о них, если мы не будем исполнять их правильно.
(2) «Молитвы, сопровождавшие эти обеты. Ты милостиво услышал и ответил на них». Это ободрило его сейчас молиться: «Услышь, Боже, вопль мой». Тот, кто никогда не говорил семени Иакова: «Ищете Меня напрасно», и сейчас не произнесет эти слова. «Ты услышал обеты мои, и ответил на них, так как дал мне наследие боящихся имени Твоего». Здесь обратите внимание, что [1] на земле существует особый народ, который боится имени Бога, со святым трепетом и благоговением принимает и приспосабливается к открытиям, которые Ему угодно явить сынам человеческим.
[2] Существует избранное наследство для избранного народа, земные утешения и залог их будущего блаженства. Сам Бог является их наследством и их частью во веки. Левиты, которые имели Бога своим наследием, должны согласиться с Ним и не ожидать для себя участи своих братьев. Поэтому боящиеся Бога имеют достаточно в Нем и не должны жаловаться, если обладают малым в этом мире.
[3] Мы не должны желать иметь лучшее наследие, чем то, которым обладают боящиеся Бога. Если Господь обращается с нами так, как Он обычно обращался с теми, кто любит имя Его, то мы не должны желать, чтобы с нами обращались лучше.
II. С какой уверенностью он смотрит на свою будущую жизнь (ст. 7): «Приложи дни ко дням царя». Эти слова можно воспринимать как высказывание (1) о себе. Если этот псалом был написан до его восхождения на престол, но в то же время Самуил помазал его и он сам знал, что Бог сказал ему во святилище, то псалмопевец мог верой называть себя царем, хотя в то время преследовался как преступник вне закона. Или, возможно, он был написан, когда Авессалом пытался свергнуть его и вынудил бежать. Были люди, которые пытались укоротить его жизнь, но Давид верил, что Господь продлит ее, как это Он делал ранее, продляя жизнь людей до возраста, установленного Моисеем (а именно: семьдесят лет), которые, посвятив служению своему поколению в соответствии с волей Бога (Деян 13:36), можно считать служением в род и род, так как многие поколения благодаря ему станут лучше. Он принял решение вечно пребывать во святилище Бога (ст. 5), исполняя свой долг; теперь он с утешением надеется, что будет пребывать перед Богом вечно. Тот имеет хорошее стремление, кто, обитая в этом мире, пребывает пред Богом, чтобы служить Ему и ходить в страхе; и лишь поступающие так будут пребывать перед Ним вечно. Он говорит о себе в третьем лице, так как псалом был передан начальнику хора для пения в церкви, чтобы люди, воспевая его, ободрились и обрели уверенность в том, что, несмотря на злобность врагов, их царь, как они того желают, будет жить вечно. Или (2) о Мессии, Царе, прообразом которого он был. Давиду было приятно думать о том, что какова бы ни была его участь, лета Помазанника Господнего будут в род и род, и что умножению владычества Его и мира нет предела. Посредник будет пребывать перед Богом вечно, ибо Он всякий раз предстает в присутствии Бога, ходатайствуя о нас, а так как Он живет, то и мы будем жить.
III. С какой настойчивостью он просит Бога взять его под Свою защиту и хранить его: «…заповедуй милости и истине охранять его!» Божьи обетования и наша вера в них должны не вытеснять, а оживлять и ободрять молитву. Давид уверен, что Бог продлит его жизнь, поэтому он молится, чтобы Бог сохранил ее, но не о том, чтобы Он дал ему сильного телохранителя или укрепленный замок, а чтобы приготовил милость и истину для его сохранности, то есть чтобы милость Божья обеспечила его безопасность согласно обетованию. Мы не должны желать другой охраны, кроме защиты Божьей милости и истины. Эти слова можно применить к Мессии: «Пошли его, когда придет полнота времени во исполнение верности Иакову, милости Аврааму (Мих 7:20; Лк 1:72−73).
IV. С какой радостью он обещает с благодарностью исполнять свой долг перед Богом (ст. 9): «Я буду петь имени Твоему вовек». Обратите внимание, что защита Божья призывает нас прославлять Его, и поэтому мы должны стремиться жить, чтобы иметь возможность прославить Его. Да живет душа моя и славит Тебя. Мы должны славить Бога за дела, совершаемые Им в настоящее время, до настоящего времени (до тех пор, пока наша жизнь продлена, мы должны продолжать славить Его), а затем прославление станет делом, которым мы будем заниматься всю вечность. «Чтобы я мог исполнять обеты мои всякий день», — говорит псалмопевец. Своими обетами он считал прославление Бога, и это располагало его сердце для совершения других обетов. Отметьте:
(1) мы должны сознательно совершать данные нами обеты.
(2) Наша постоянная каждодневная работа заключается в прославлении Бога и совершении данных Ему обетов. Каждый день мы должны делать что-то в этом плане, так как это самое малое, что мы должны делать по сравнению с милостями, которые обновляются каждый день. Если же мы считаем, что это слишком много для каждого дня, тогда не сможем выполнять эту обязанность всю вечность.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 60