В этом псалме святой Давид подвергает себя торжественному испытанию, но не со стороны Бога и своей страны, а со стороны Бога и своей собственной совести, что говорит о его непорочности (ст. 1−2), для доказательства которой он ссылается:
(I) На постоянную связь с Богом и Его благодатью (ст. 3).
(II) На закоренелую неприязнь ко греху и грешникам (ст. 4−5).
(III) На искреннюю любовь к Божьим постановлениям и беспокойство об их исполнении (ст. 6−8). Таким образом, доказав свою честность, (1) Давид осуждает участь нечестивцев (ст. 9−10).
(2) Он вверяет себя милости и благодати Божьей, и принимает решение твердо держаться своей непорочности и упования на Бога (ст. 11−12). Воспевая этот псалом, мы должны учиться, назидать себя и друг друга, какими мы должны быть и что должны делать, чтобы иметь благоволение Бога и утешение в своей совести; утешать себя этим, как Давид, если только хоть в какой-то степени благодаря благодати мы соответствуем этим чертам характера. Богослов Амиральдус (Amyraldus) в своем толковании этого псалма предполагает, что здесь Давид духом пророчества перенесен, чтобы говорить о себе как о прообразе Христа, в отношении которого слова псалмопевца о его непорочности были в высшей степени истинными. И только к Нему мы можем применить эти слова, воспевая этот псалом. «Мы имеем полноту в Нем».
Псалом Давида.
Стихи 1−5. Возможно, Давид сочинил этот псалом, будучи преследуем Саулом и его сообщниками, который, чтобы приукрасить свою несправедливую ярость, представлял псалмопевца как очень плохого человека и открыто обвинял его во многих страшных грехах и преступлениях, одевал его в шкуры диких зверей, чтобы они кусали его. Сама по себе невиновность не является ограждением для имени, хотя она важна для внутренней уверенности, чтобы отбивать стрелы клеветы. Поэтому Давид был прообразом Христа, который стал порицанием в устах людей и предсказал, что Его последователей также будут всячески злословить и лживо обвинять. А теперь обратите внимание, что в связи с этим делает Давид.
I. Он требует справедливого Божьего приговора (ст. 1): «Рассуди меня, Господи! Будь Судьей между мною и моими обличителями, между преследователями и бедным пленником; выведи меня с почестями и предай стыду тех, кто лживо обвинял меня». Его противником был Саул — верховный судья Израиля, и поэтому, будучи с ним в ссоре, ему не к кому было взывать, кроме как к Богу. О своих проступках перед Богом Давид молится: «Не входи в суд с рабом Твоим (Пс 142:2), преступлений моих не вспоминай (Пс 24:7)», где он взывает к Божьей милости. Но относительно преступлений против Саула Давид обращается к Божьей справедливости и просит Господа вступиться за него, как в Псалме 42:1. Или это можно истолковать таким образом: он не может сам оправдать себя от обвинений во грехе; он считает свое согрешение великим, а себя — погибшим, если Бог в Своей безграничной милости не простит его; но он может оправдать себя от обвинений в лицемерии и имеет причину надеяться, что, в соответствии с заветом благодати, он является одним из тех, кто может надеяться обрести благоволение у Бога. Таким же образом святой Иов, признавая, что согрешил, в то же время крепко держался своей невиновности. Обратите внимание, каким утешением для тех, кто лживо обвинен, является осознание того, что есть праведный Бог, который раньше или позже прояснит их невиновность и даст утешение всем, кто искренен в религии, что сам Бог является свидетелем их искренности.
II. Давид подчиняется Его безошибочному исследованию (ст. 2): «Искуси меня, Господи, и испытай меня, как золото испытанное, соответствует ли оно норме». Бог знает истинный характер каждого человека, ибо Он знает мысли и намерения сердца, так как видит через маскировку. Давид молится: «Искуси меня, Господи», что подразумевает, что ему приятно, что Бог знает его и его истинные стремления, что Он раскроет его для Себя и для всего мира. Псалмопевец был таким искренним в молитве к своему Богу и в верности своему царю (в обоих случаях его считали притворщиком), что хотел, чтобы в его груди было окно, и каждый желающий мог заглянуть в его сердце.
III. Давид торжественно защищает свою невиновность (ст. 1): «Я ходил в непорочности моей; мой образ жизни соответствовал моему исповеданию, и одна ее часть была частицей другой». Напрасно хвастаться своей непорочностью, если мы не сможем показать, что благодаря благодати Божьей мы живем непорочно и что наша жизнь в мире протекает в простоте и благочестии. Здесь Давид приводит несколько доказательств своей невиновности, что помогает ему довериться Богу как своему праведному Судье, который будет главенствовать на суде и заступится за его правое дело. Он уверен, что в конце выйдет с добрым именем (поэтому я не поколеблюсь) и проиграют те, которые посоветовали низринуть его превосходства, пошатнуть его веру, оклеветать его имя и помешать ему завладеть короной (Пс 61:4). Тот, кто непорочен в религии, может довериться Богу, что он не поколеблется, то есть не отступит от своей веры.
1. Давид постоянно обращался к Богу и Его благодати (ст. 3).
(1) Его главной целью и основным благом было Божье благоволение: «Ибо милость Твоя пред моими очами». Если все, что мы совершаем в религии, делаем из любви к Богу и добрых мыслей о Нем, как о наилучшем из всех существ, наилучшем из друзей и покровителей и, в частности, из чувства благодарности за Его милости к нам, получаемые на протяжении всех дней жизни своей, то это будет хорошим доказательством нашей невиновности. Если мы располагаем милость Бога перед своими глазами как пример, которому стараемся подражать, будучи ревнителями доброго (1Пет 3:13), если мы располагаем ее перед собой как наше великое поручение и ободрение к нашему долгу, боимся сделать что-либо, что может лишить нас Божьего благоволения, и пытаемся всеми средствами хранить себя в Его любви — то это послужит не только добрым доказательством нашей невиновности, но и сохранит нас в ней.
(2) Давид руководствовался словом Божьим, как своим правилом: «Я ходил в истине Твоей, то есть в соответствии с Твоим законом, ибо Твой закон — истина». Обратите внимание: лишь тот может надеяться получить привилегии милости Божьей, кто живет по Его истинам, по Его законам, которые основываются на них. Некоторые понимают это как преобразование самого себя по примеру Бога как в истине и верности, так в благости и милости. Безусловно, что идут правильно те, которые следуют за Богом, как дети.
2. У него не было общения ни с бесплодными делами тьмы, ни с людьми, которые так поступали (ст. 4−5). Исходя из этого, можно прийти к выводу, что Давид был действительно предан своему царю и никогда не общался с теми, кто был недоволен его правлением, или с теми негодными людьми, которые презрели его (1Цар 10:27). Он не присутствовал на их тайных собраниях и не участвовал в их политических интригах; в своем сердце он никогда не проклинал царя. И то, что Давид никогда не общался с теми, о ком можно было бы сказать, что он недоволен религией, или был ее явным врагом, или лицемером, также было доказательством его верности своему Богу. Обратите внимание, что когда мы избегаем плохой компании, то это является как доказательством нашей непорочности, так и хорошим средством сохранить нас в ней. А теперь отметьте, (1) что эта часть торжественного заявления Давида говорит о его беспокойстве по этому вопросу в прошлом и о его заботе по этому поводу в будущем: «Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду». Заметьте, что наши хорошие поступки до нынешнего момента являются доказательством нашей честности в том случае, если они сопровождаются решением в силе Божьей оставаться такими же до конца и не поворачивать обратно; а наши хорошие решения относительно будущего мы можем принимать как утешение лишь тогда, когда они являются продолжением наших хороших поступков, совершенных до этого момента.
(2) Давид избегал компаний не только нечестивцев, но и пустых людей, которые все свое время отдавали веселью и развлечениям, а в себе не имели ничего основательного или серьезного. Из этих двух беспутная компания для хорошего человека, возможно, будет более губительной, ибо он не готов организовать стражу против пагубного влияния суетности, как против открытой порочности.
(3) Сообщество лицемеров так же опасно, как все другие, и из благоразумия, как и из благочестия, ее нужно избегать. Злоумышленники притворяются друзьями тех, кого они собираются заманить в сеть, они маскируются. «Если он говорит и нежным голосом, не верь ему».
(4) Хотя иногда Давиду приходилось бывать в сообществе плохих людей, тем не менее он принимает решение не ходить с ними; он не выбирает таких людей своими попутчиками и не ищет возможности познакомиться и общаться с ними. Он может случайно сталкиваться с ними, но не будет специально назначать встречи, чтобы идти с ними. Если ему случится быть среди них, он не будет ни сидеть с ними, ни продолжать общение; он будет находиться среди них лишь до тех пор, пока этого будут требовать дела, но он не будет ни сотрудничать с ними, ни говорить, как они говорят, или делать, как они делают и как поступает тот, кто сидит в собрании развратителей (Пс 1:1). Он не будет размышлять с ними о путях и возможностях совершить зло, как не будет сидеть в собрании с ними, чтобы осуждать род праведных.
(5) В своей жизни мы должны не только избегать плохих компаний, но в своих принципах и чувствах иметь антипатию к ним. Здесь Давид говорит, что он не только избегал, а что возненавидел их (Пс 138:21).
(6) Благочестивые люди должны особым образом ненавидеть собрания злоумышленников, клубы, их сообщества. «Возненавидел я ecclesiam malignantium — церковь злонамеренных», — как читается это место по-латыни. Как благочестивые люди, собираясь вместе, делают друг друга лучше и дают возможность совершить больше добра, так и плохие люди, собираясь вместе, делают друг друга хуже и совершают больше зла. Во всем этом Давид был прообразом Христа, который хотя и принимал грешников и ел с ними, чтобы наставить их и сделать добро, но в то же время был свят, безобиден, непорочен и отделен от грешников, в особенности от фарисеев — этих лицемеров. Он также является примером для христиан, когда они объединяются со Христом, чтобы спастись от рода сего развращенного (Деян 2:40).
Стихи 6−12. В этих стихах I. Давид упоминает, как следующее доказательство его непорочности, свою искреннюю любовь к постановлениям Бога, его постоянную заботу следовать им и удовольствие, которое он черпал из них. Лицемеры и притворщики, безусловно, тоже могут исполнять постановления Бога, как, например, гордый фарисей, зашедший в храм, чтобы помолиться с кающимся мытарем. Но это будет добрым признаком нашей непорочности только в том случае, если мы относимся к ним, как Давид, рассказывающий здесь об этом (ст. 6−8).
1. Он был очень внимателен и добросовестен в своих приготовлениях к святым обязанностям: «Буду омывать в невинности руки мои». Давид не только воздерживается от общества грешников, но и содержит себя в чистоте от греховных осквернений; здесь он имеет в виду место, которое занимал среди тех, кто окружал Божий алтарь. «Я омоюсь и обойду алтарь, зная, что в противном случае не буду принят». Это место созвучно со следующим: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест…» (1Кор 11:28), то есть подготовившись определенным образом. Это означает (1) обычные приготовления: «Буду омывать в невинности руки мои, то есть буду бдителен против всех грехов, буду содержать свою совесть в чистоте от тех мертвых дел, которые оскверняют ее, и никогда не отойду от Бога» (см. Пс 23:4−5).
(2) Фактические приготовления. Здесь автор ссылается на обряд священников, когда они омывались, прежде чем приступить к служению (Исх 30:20−21). И хотя Давид не был священником, в то же время, как и приличествует каждому поклоняющемуся, он рассматривал сущность поступков, совершаемых ими. Готовясь совершать торжественные постановления, мы должны не только очиститься от обвинений в собственном неверии или лицемерии и заявить о собственной непорочности (что символизировалось омыванием рук, Втор 21:6), но и прилагать усилия, чтобы очистить себя от пятен остаточной порочности, обновляя свое покаяние и освежая воздействие Крови Христа на нашу совесть для ее очищения и умиротворения. Тому, кто омыт (то есть находится в оправданном состоянии), необходимо лишь омыть свои ноги (Ин 13:10), омыть свои руки, омыть их в невиновности; тот, кто раскаялся, pene innocens, почти невиновен, а тот, кто прощен, настолько невиновен, что его грехи даже не припомнятся ему.
2. Давид был очень прилежен, исполняя постановления: «Буду… обходить жертвенник Твой, Господи»; это ссылка на обычай священников обходить алтарь, пока жертва горела; и, возможно, принесшие жертву подобным образом совершали то же на некотором расстоянии, что подчеркивало усердное уважение к происходящему и должное поведение во время служения. «Буду… обходить жертвенник Твой, Господи; я буду среди толпы, которая обходит его, среди самых тучных из них». Давид, муж чести, деловой человек, воин, не считал ниже своего достоинства вместе с толпой приходить к Божьему жертвеннику и находил время для этих посещений. Обратите внимание:
(1) весь народ Божий будет ожидать у Божьего жертвенника, повинуясь Его повелениям и стремясь добиться Его благоволения. Христос — наш жертвенник, но не такой, как жертвенник в иудейской церкви, который наполнялся людьми, а жертвенник, от которого мы питаемся (Евр 13:10).
(2) Приятно наблюдать, когда люди обходят Божий жертвенник и приятно видеть себя среди обходящих.
3. Каждый раз, исполняя Божьи постановления, целью которых была слава Божья, Давид уделял много времени благодарственной хвале и восхищению. Он взирал на место поклонения, как на место, где пребывала слава Божья (ст. 8), и поэтому сделал своей обязанностью прославлять Бога и воздавать славу имени Его, возвещая гласом хвалы все чудеса Господа. Дела Божьего милосердия, взывающие к благодарению, — дела чудесные, которые призывают нас к восхищению. Мы должны возвещать их и рассказывать о них для Его славы, для побуждения других славить Его. И мы должны делать это с гласом хвалы как люди, осознающие свою обязанность совершать это всеми возможными способами, признавать с благодарностью благоволение, которое мы получаем от Бога.
4. Давид делал это с удовольствием, движимый истинной любовью к Богу и Его наставлениям. Упоминая об этом, он взывает к Богу: «Господи! Ты знаешь, как возлюбил я обитель дома Твоего (ст. 8); скиния — место, где Тебе было угодно обитать и принимать почитание Своего народа, — место жилища славы Твоей». Давид, будучи преследуем, иногда был вынужден бежать в места обитания идолопоклонников и не мог посещать жертвенник Бога, за что, возможно, его преследователи, сами воспрепятствовавшие этому, порицали и вменяли ему в вину (см. 1Цар 20:27). «Но, Господи, — говорит Давид, — хотя я не могу прийти в жилище дома Твоего, я люблю его; там находится сердце мое, и я больше всего страдаю из-за того, что меня нет там». Обратите внимание: каждый, кто истинно любит Бога, любит Его постановления, — и он любит потому, что в них Бог провозглашает Свою славу, а они имеют возможность почтить Его. Наш Господь Иисус любит почести, воздаваемые Его Отцу, и Он сделал Своим делом Его прославление; Он полюбил обитель дома Своего, Свою Церковь среди людей, полюбил и отдал Себя за нее, чтобы иметь возможность построить и благословить ее. Для тех, кто любит общение с Богом и наслаждается, приходя к Нему, это станет постоянным наслаждением, приятным доказательством их непорочности и залогом их бесконечного блаженства.
II. Давид, предоставив доказательства своей непорочности, искренно молится со смиренным упованием на Бога (как те люди, чьи сердца не осуждают их), чтобы его не постигла участь нечестивцев (ст. 9−10): «Не погуби души моей с грешниками». В этих стихах (1) он описывает тех нечестивцев, чье положение считает настолько бедственным, что не пожелал бы подобной судьбы самому наихудшему из своих врагов в этом мире. «Они кровожадны, они жаждут крови других и почти всегда виновны в кровопролитии. Они совершают злодейства; зло всегда в их руках. Хотя они обогащаются за счет нечестия (ибо их правая рука полна мздоимства, когда они берут взятки, чтобы извратить справедливость), но в то же время их состояние никогда не улучшается, ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
(2) Давид боится, чтобы его не постигла участь нечестивцев. Он никогда не любил их и не общался с ними в этом мире, и поэтому может с верой молиться, чтобы в другом мире его не постигла их участь. Наши души вскоре будут собраны и возвратятся к Богу, который дал их и вскоре опять призовет к себе (см. Иов 34:14). Это побуждает нас задуматься, будут ли наши души собраны вместе со святыми или с грешниками — будем ли мы собраны в один букет жизни с Господом навечно, как души всех преданных Ему (1Цар 25:29), или в снопы плевел для огня (Мф 13:30). Смерть собирает нас к нашему народу, к которому мы принадлежим, пока живем здесь, на земле, чье общение мы предпочитаем и чью участь мы выбираем. Смерть собирает нас вместе, и мы должны выбрать свой жребий в вечности. Валаам хотел умереть смертью праведника, Давид боялся умереть смертью нечестивцев, поэтому обе стороны пришли к одной и той же мысли, что если мы будем принадлежать к праведным и жить по их принципам, то будем счастливы вечно. Тот, кто не будет сообщником грешников в их веселье и не будет питаться их лакомствами, может с верой молиться, чтобы ему не быть их сообщником в их бедствии и не пить их чаши трепета.
III. Давид со святым смиренным упованием вручает себя благодати Божьей (ст. 11−12).
(1) Он обещает, что благодаря ей он будет выполнять свой долг: «А я, чтобы ни делали другие, хожу в моей непорочности». Обратите внимание: когда свидетельство нашей совести о том, что мы ходили в непорочности, приятно для нас, то это может укрепить наше решение продолжать так же.
(2) Давид молится о том, чтобы божественная благодать дала ему и силы поступать так, и утешение от этого: «Избавь меня от рук моих врагов и помилуй меня и в жизни, и в смерти». Даже если бы мы были так же уверены в собственной непорочности, то и тогда должны были бы полагаться на Божью милость, великое искупление, которое Христос совершил ради нас, и молиться, чтобы эти привилегии принадлежали нам.
(3) Давид с удовольствием вспоминает о своей стойкости: «Моя нога стоит на прямом пути, где я не споткнусь и не упаду». Здесь он говорит как человек, принявший решение посвятить себя Богу и благочестию, который не колеблется из-за искушений этого мира, человек, чьи утешения находятся в Боге и Его благодати, и которого не поколеблют трудности и бедствия этого мира.
(4) В то же время Давид молится, чтобы у него был повод хвалить Господа, чтобы он всегда имел повод для прославления, чтобы его сердце всегда было расположено к славословию; и хотя сейчас он лишен возможности публично исполнять постановления, но чтобы вновь смог благословить Бога в собрании Его народа. Ненавидящие сообщества злоумышленников объединятся в собрании праведных и соединятся в прославлении Бога. Это приятно совершать в хорошей компании — чем больше, тем лучше, ибо это похоже на небеса.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 25