9:1−6 Авимелех («мой отец был царем»), сын Гедеона, был не судьей, а узурпатором в Израиле, пытаясь прибрать власть в Израиле к своим рукам, не имея на это права. Чтобы убрать со своего пути все, что представляло угрозу его власти, он убил всех своих братьев кроме самого младшего Иофама. Действуя через своих никчемных и безрассудных родственников в Сихеме, он убедил живущий там народ признать его царем. Так как у Гедеона было семьдесят сынов (ст. 2), и не все были убиты, число семьдесят в 5-м стихе, скорее всего, округлено.
9:7−15 В Евангелиях содержится большое количество притч — рассказов, в которых заложен более глубокий смысл. Вот одна из нескольких Ветхозаветных притч. Дженсен комментирует ее следующим образом:
«Иофам, услышав о коронации Авимелеха, поспешил на вершину горы Гаризим в то время, как народ собрался в расположенной ниже долине. С этого выгодного расположения его голос был слышен по всей долине, и люди внимательно слушали странную притчу, которую он рассказывал. Он изобразил поведение Израиля, воспользовавшись сравнением со страной деревьев, выбиравших царя. Он сравнил Гедеона и его сынов с маслиной, смоковницей и виноградной лозой, которые проявили мудрость, отказавшись оставить назначенные Богом места, где Он их использовал, для того, чтобы пойти и править над деревьями. Но он сравнил Авимелеха с терновником, который не только с радостью принял приглашение, но и предупредил, что уничтожит кедры Ливанские, если деревья не изберут его царем».
9:16−21 После этого Иофам смело заявил народу, что если они поступили правильно, убив его братьев, тогда они могут радоваться своему новому правителю. А если это не так, то тогда жители Сихема и Авимелех ввяжутся в гражданскую войну и уничтожат друг друга.
9:22−33 Именно так все и произошло. Через три года Бог послал дух неприязни между Авимелехом и жителями Сихема. Бог не творит зла, но допускает зло, в последствии используя его для достижения Своих целей в жизнях нечестивых людей (см. 1Цар 16:14; 3Цар 22:19−23). Жители Сихема грабили проезжавших мимо торговцев, таким образом лишая Авимелеха налогов, которые он обычно собирал (ст. 25). Гаал, сын Еведов, воспользовался праздником урожая, как удобным случаем для того, чтобы призвать к восстанию против Авимелеха, говоря: «Кто Авимелех и что Сихем, чтобы нам служить ему?» Зевул, марионетка Авимелеха, — правитель Сихема, тайно сообщил Авимелеху о заговоре и порекомендовал ему приступить к городу утром.
9:34−40 Когда Гаал отправился утром в город, ему показалось, что он увидел людей, спускающихся с гор. Вначале Зевул сделал вид, что он просто видел тени, надеясь дать больше времени Авимелеху. В конце концов, Гаал понял, что это были люди, и с другой стороны к ним продвигалась еще группа людей. Тогда Зевул призвал его пойти и сразиться с тем, к чьей власти он относился с таким презрением. Когда Гаал со своей бандой изгоев вступил в сражение, многие из его людей пали, и вскоре его загнали обратно в город.
9:41−44 Зевул изгнал Гаала и его братьев из Сихема, в то время как Авимелех расположился в близлежащем Аруме. На следующий день жители Сихема отправились на поле работать, или, вероятно, поживиться награбленным у павших воинов. Услышав об этом, Авимелех разбил своих воинов на три отряда и организовал засаду. Два отряда должны были на них напасть, а третий — отрезать путь к отступлению в город. Засада увенчалась успехом.
9:45 После однодневного сражения город пал. Все люди были убиты, а их город стерт с лица земли и посыпан солью. (Соль стерилизует землю. Здесь поступок Авимелеха был символичен, выражая его намерение сделать эту землю бесплодным пустынным солончаком.)
9:46−49 Рядом располагалась Сихемская башня, где находился храм бога Вериф. Люди в башне спрятались в большом зале храма. Авимелех со своими людьми набрали сучьев из близлежащего леса и разожгли огромный костер над этой крепостью. В этом аду погибло около тысячи мужчин и женщин.
9:50−57 Авимелех погиб при захвате Тевец. Когда он напал на башню, где укрылось много людей, женщина сбросила ему на голову жернов. Будучи серьезно травмирован, он попросил одного из своих людей убить его, чтобы не говорили, что он был убит женщиной. Таким образом был уничтожен терновник, как предсказывал Иофам.
Справедливость умеет найти способ подобрать преступлению соответствующее наказание. Авимелех убил своих братьев на камне (ст. 5), и его собственная горделивая голова была сокрушена камнем. Все живущие жестокостью, от нее и погибнут.
комментарии МакДональда на книгу Судей израилевых, 9 глава