4. Самсон обманут Далидой (Гл. 16)
16:1−3 Под конец правления Самсона его необузданная похоть привела его в дом блудницы в Филистимском городе Газа. Жители города решили, что их враг наконец-то попался. Но Самсон проснулся посреди ночи и отнес створки городских ворот вместе с двумя косяками на вершину горы перед Хевроном, на расстояние около шестидесяти четырех километров.
16:4−10 Затем Самсон влюбился в женщину-филистимлянку по имени Далида. Как только об этом стало известно, филистимские владельцы предложили ей большую награду, если она соблазнит Самсона и уговорит его раскрыть секрет своей невиданной силы.
При ее первой попытке Самсон сказал, что потеряет силу, если его свяжут семью сырыми тетивами. Вслед за этим она связала его семью сырыми тетивами и сказала, что на него собираются наброситься Филистимляне. Но Самсон разорвал тетивы, как будто это были нитки.
16:11−12 Со второй попытки Далида последовала предложению Самсона, связав его новыми веревками и предупредив, что Филистимляне приближаются, чтобы убить его. Но опять Самсон разорвал оковы, как будто нитки.
16:13−14 Все еще играя с огнем, Самсон сказал Далиде, что его оставят силы, если она вплетет семь кос его волос в ткань и прибьет их к ткацкой колоде. Когда она его разбудила с вестью о том, что Филистимляне готовы схватить его, он убежал вместе с тканью и ткацкой колодой.
16:15−20 В конце концов Самсон сдался и открыл секрет своей силы Далиде. Его длинные волосы, не являясь источником его силы, внешне указывали на то, что он был назореем, что он был отделен для Бога. Его взаимоотношения с Богом, а не его волосы, сделали его сильным. Но если бы он остриг волосы, он бы обессилел. Теперь Далида точно знала, что разгадала его тайну. Как только он уснул у нее на коленях, она позвала Филистимлян. Один из них обрил ему голову, и он потерял свою силу.
С. Х. Макинтош замечает: «Колено Далиды оказалось непреодолимым для сердца Самсона, и то, что не смогли сделать тысяча Филистимлян, было сделано с помощью соблазнительного влияния одной женщины». Проснувшись, Самсон попытался собраться с силами, не зная, что Господь оставил его.
16:21−22 Филистимляне выкололи Самсону глаза и бросили его в тюрьму в Газе, где он был вынужден молоть зерно. Кто-то описал эту тройную деградацию как «сковывающее, ослепляющее, перемалывающее рабство греха». Но мало-помалу его волосы начали отрастать снова.
16:23−31 Когда владельцы Филистимские устроили праздник в честь своего бога, Дагона, с жертвоприношением, они вывели Самсона, чтобы показать, что для них сделал их бог. Также, они принудили его забавлять их своими трюками. Во время пира Самсон ухватился за два центральных несущих столба, поддерживающих храм, воззвал к Господу о помощи, а затем снес столбы и разрушил все здание. Все находившиеся в нем люди погибли. Прискорбный рекорд состоял в том, что при смерти Самсон убил больше людей, чем при жизни.
Из-за того, что он в течение жизни так много общался с Филистимлянами и считал их женщин неотразимыми, теперь Самсон оказался погребенным вместе с Филистимлянами, труп среди трупов в руинах храма Дагона. Если бы он жил отделенным для Бога, то заслужил бы более благородную смерть. Здесь нам преподан отрезвляющий урок, к которому мы не должны относиться легкомысленно. Утрата отделения (освящения) ведет к потере силы и, в последствии, к поражению. Мы идем по пути саморазрушения, предавая свои члены греху. Тело Самсона было перевезено его родственниками на территорию Дана и там захоронено.
комментарии МакДональда на книгу Судей израилевых, 16 глава