2:1−5 Ангел Господень (Господь Иисус) упрекнул народ в Бохиме (плакальщиков) в непослушании. В 1 стихе говорится, что Он пришел из Галгала (благословенное место) в Бохим (место плача). Израиль перешел от победы к скорби. Они не смогли выдворить всех Хананеев и разрушить их идолопоклоннические жертвенники. Поэтому Господь отказался изгнать всех обитателей этой земли, и вместо этого позволил им осаждать Израильтян. Стихи 1−5 таким образом объясняют основную причину последовавшего притеснения. Не удивительно, что народ плакал и назвал это место Бохим!
2:6−10 В стихах 6−10 описываются конец жизни Иисуса Навина и поколение, которое его пережило. В 6 главе Второзакония Господь дал Своему народу определенные заповеди. Несоблюдение заповедей привело к печальному положению дел, описанному в 10 стихе, откуда видно, что причина недостаточного послушания народа Божьего заключалась в недостаточном духовном руководстве. Прошлое поколение не научило своих детей бояться Бога и соблюдать Его заповеди. Небрежность отцов привела к отступничеству их детей.
Б. Заглядывая Вперед (2:11 — 3:6)
2:11−19 С другой стороны, оставшиеся стихи позволяют обозреть весь период правления судей.
В них прослеживается четырехкратный цикл, характерный для этого времени:
- Грех (ст. 11−13)
- Порабощение (ст. 14−15)
- Молитва (здесь не указана, но см. 3:9; 3:15; 4:3; и т.д.)
- Спасение (ст. 16−18)
Такой образ жизни также описывается следующим образом:
- Непослушание
- Наказание
- Раскаяние
- Покой
Этот краткий обзор Судей (ст. 11−19), как говорит Дженсен, заостряет наше внимание на двух диаметрально противоположных истинах, очевидных в этой книге:
«(1) чрезвычайной порочности человеческого сердца, выражающейся в неблагодарности, упрямстве, непослушании и глупости; (2) Божьем долготерпении, любви и милости. Никакая другая книга Библии не являет собой такой резкий контраст между этими двумя истинами — полный провал Израиля и неизменная благодать Иеговы!»
2:20−23 Из-за того, что Израиль продолжал упорствовать в своем непослушании, Бог решил оставить другие народы на принадлежащей Израилю земле в качестве наказания Своему народу (ст. 20−23). Наказание за непослушание не было единственной причиной, по которой Бог не изгнал всех Хананеев. Он оставил их, чтобы испытывать Израиль (ст. 22; 3:4) и учить последующие поколения войне (3:1−2). Из этого мы можем увидеть, почему Господь допускает проблемы и испытания в жизни верующих. Он хочет узнать, «станут ли они держаться пути Господня... или нет» (ст. 22).
комментарии МакДональда на книгу Судей израилевых, 2 глава