9:1 Авимелех. См. ком. к 8:31.
9:4 Ваалверифа. См. ком. к ст. 46; 8:33. Храм Ваалверифа платил угнетателям Израиля, во главе которых стоял Авимелех.
9:5 убил ... на одном камне. Сыновья Гедеона фактически были принесены в жертву Ваалверифу.
9:7 горы Гаризима. Гора благословения (Втор 27:12) стала теперь местом, с которого прозвучало проклятие, что особо усиливает тему о нечестивом правлении Авимелеха (см. ком. к 8:33 — 9:57).
9:14 терновнику. Царствование коварного Авимелеха оказалось для Израиля мучительным, как уколы терновых шипов (см. ком. к 2:3).
9:20 да изыдет огонь. См. ст. 45−52.
9:23 злого духа. И на Авимелеха, и на Саула Бог послал злого духа тогда, когда царская власть стала ускользать от них (1Цар 15:23; 1Цар 16:14). См. ком. к ст. 54; 8:33 — 9:57, а также Введение: Характерные особенности и темы. Это первое в рассказе об Авимелехе упоминание о непосредственном вмешательстве Бога в происходящие события.
9:26 Гаал. Потомок Еммора, отца Сихемова, был «вторым Авимелехом» — забытым братом, претендовавшим на власть по праву рождения.
9:45 засеял его солью. Т.е. сделал эту землю бесплодной.
9:46 Ваал-Верифа. Букв.: «бог завета». Святилища, упоминаемые в 9:4 и 9:46, вероятно, являлись одним храмом, тем самым, который выплатил деньги Авимелеху (ст. 4:5).
9:48 делайте и вы то же, что я. Авимелех пытался подражать своему отцу Гедеону (7:17 и ком.).
9:49 сожгли ... огнем. Исполнилось проклятие Иофама (ст. 20).
9:53 обломок жернова. Авимелех убит камнем в возмездие за убийство им своих братьев «на одном камне» (ст. 5). Господь держит все под Своим контролем, и Он привел к исполнению проклятие Иофама (ст. 20; ком. к 9:7).
9:54 обнажи меч Твой и умертви меня. Авимелех хотел умереть достойно. Его смерть, а также явление злого духа, посланного Богом (9:23 и ком.), проводит параллель между ним и Саулом (1Цар 31:4).
женщина убила его. См. ком. к 4:9.
9:56 Так воздал Бог. Вмешательство Бога в происходящее очевидно (9:23). Избрав Ваалверифа своим богом, Авимелех нарушил завет и потерпел поражение. Господь, чья власть безгранична и непоколебима, позволил исполниться проклятию Иофама (9:20).
комментарии Женевской Библии на книгу Судей израилевых, 9 глава