Отступничество Израиля после смерти Гедеона было наказано, но не так, как в предыдущих случаях иноземным вторжением или угнетением со стороны сильных соседей. а бурными ссорами в своей среде, которые описываются в данной главе; и трудно сказать, что здесь больше проявляется: их грех или их бедственное положение. Описывается узурпация власти и тирания Авимелеха незаконорожденного сына Гедеона; именно так его следует называть, ибо родной сын не мог бы так поступить; и он был очень не похож на отца. Данная глава рассказывает:
(I) Что он добился власти в Сихеме своем родном городе за счет коварства и жестокости, убив всех своих братьев (ст. 1−6).
(II) Какую участь предсказал ему Иофам, младший сын Гедеона (ст. 7−21).
(III) Какая борьба завязалась между Авимелехом и его друзьями жителями Сихема (ст. 22−41).
(IV) Что эта борьба закончилась гибелью жителей Сихема (ст. 42−49) и гибелью самого Авимелеха (ст. 50−57). Об этом явлении, об этой призрачной надежде на правителя, который был не защитником, а наказанием для своей страны, мы можем сказать то же, что однажды было сказано в адрес великого тирана: он пришел, как лисица, царствовал, как лев, и умер, как собака. «Ибо преступления страны такие же. как и ее начальников» (англ. пер.).
Стихи 1−6. Эти стихи рассказывают, с помощью каких методов Авимелех добился власти и сделал себя великим правителем. Возможно, его мать исподволь внушила ему некие амбициозные стремления, а имя отца, передающее царскую власть, помогло разжечь эти искры. И после смерти Гедеона ничто не могло удовлетворить его гордый дух, кроме наследования должности отца в руководстве Израилем, что полноcтью противоречило воле отца, заявившего, что ни один из его сыновей не будет владеть ими. Бог не призывал Авимелеха, как его отца, к этой славе, и тогда не было повода ставить судью, чтобы избавить Израиль из беды, как в то время, когда был поставлен его отец. Он просто хотел удовлетворить свои амбициозные стремления, и это было главной целью, которой он добивался. Здесь обратите внимание:
I. Как хитро он склонил родственников матери на свою сторону. Город Сихем принадлежал колену Ефремову и занимал высокое положение. В нем Иисус Навин проводил свое последнее собрание. Если бы этот город поддержал и выдвинул Авимелеха, то это значительно продвинуло бы его интересы. В этом городе на его стороне была семья матери, так как она была оттуда родом, и с ее помощью он заручился поддержкой руководителей города. Из текста не следует, что кто-либо из них считал его человеком, обладавшим определенными заслугами, чьи поступки рекомендовали бы его на эту должность; он сам совершил первый шаг. Ни у кого не зародилась бы мысль сделать его царем, если бы она не пришла к нему в голову. И здесь посмотрите:
(1) Как он подтолкнул их к этому выбору (ст. 2−3). Он сделал коварное предположение: так как Гедеон оставил семьдесят сыновей, которые играли важную роль и оказывали значительное влияние, то они и должны обладать властью, которую отец держал в своих руках, и совместными усилиями царствовать над Израилем. «Но, продолжал он, вам лучше иметь одного царя, чем много царей, тем более так много. Делами государства лучше управлять одному человеку» (ст. 2). У нас нет оснований полагать, что сыновья Гедеона имели хоть малейшее намерение царствовать над Израилем (в этом вопросе они были согласны с отцом и считали, что Господь должен владеть ими, а они сами не были Им призваны для этого), тем не менее он исподволь внушает им эту мысль, чтобы проложить путь собственным притязаниям. Отметьте: кто замышляет зло, тот чаще всего склонен подозревать других в том, что они замышляют зло. Что же касается его самого, то он лишь напоминает им о своем родстве с ними (verbum sapienti — мудрому достаточно слова): «Вспомните, что я кость ваша и плоть ваша». План был задуман замечательно. Гражданским властям Сихема понравилась мысль о том, чтобы их город стал царским городом и главным городом Израиля, поэтому склонилось сердце их к Авимелеху, ибо говорили они: «Он брат наш, а его продвижение будет нашим продвижением».
(2) Как он выманил У них деньги для покрытия расходов, связанных с его амбициозными планами (ст. 4): «Они дали ему семьдесят сребреников серебра» (в англ. пер.); не сказано, что из себя представляли эти сребреники; если это были шекели, то сумма была меньше, если таланты то больше, поэтому мы предположим, что каждый из них весил один фунт. Они взяли эти деньги из дома Ваалверифа, то есть из государственной сокровищницы; эти деньги из уважения к своему идолу они хранили в его храме, чтобы он охранял их; или они взяли эти деньги из приношений, которые были сделаны этому идолу и которые, как они надеялись, будут особенно процветать в его руках, ибо были посвящены их богу. Этот человек был абсолютно недостоин царствовать над Израилем; он не мог защитить израильтян, ибо вместо того, чтобы обуздывать и наказывать идолопоклонство, он с самого начала сделал себя наемником идола.
(3) Каких людей он завербовал на военную службу. Он нанял в свою армию тщеславных и легкомысленных людей, это были ничтожества и отбросы общества, люди с разбитыми судьбами, легкомысленные и ведущие распутный образ жизни; только такие могли признать его и наилучшим образом подходили для осуществления его планов. Какой лидер такие и последователи.
II. Как жестоко он убрал с пути сыновей своего отца.
1. Первое, что он сделал вместе с возглавленной им толпой, публично и хладнокровно сразу убил всех своих братьев, всех семьдесят человек, кроме одного, которому удалось сбежать; все они были убиты на одном камне. На примере этой кровавой трагедии обратите внимание:
(1) На силу амбиций: в какое животное они превращают человека; они разрывают узы естественной любви и природной совести, приносят в жертву самое святое, дорогое и ценное ради осуществления своих замыслов. Странно, что, как только амбиции проникают в сердце человека, оно сразу становится очень жестоким!
(2) Какой опасности подвергает слава и знатное происхождение. Сыновья такого великого человека, как Гедеон, подверглись этой опасности, и из-за этого Авимелех стал ревновать их. Мы также узнаем, что столько же сыновей Ахава было убито вместе в Самарии (4Цар 10:1,7). Вельможи, занимающие видное положение, редко чувствуют себя в безопасности, пока кто-либо из их братьев остается в живых. Поэтому пусть никто не завидует людям знатного происхождения и не жалуется на свою незначительность и незаметность. Чем ниже твое положение, тем оно безопаснее.
2. Так был расчищен путь для избрания Авимелеха, и жители Сихема выбрали его царем (ст. 6). Они не спрашивали у Бога, нужен ли им вообще царь, тем более кто им должен быть; они не советовались со священником или с братьями из другого города или колена, хотя предполагалось, что он будет царствовать во всем Израиле (ст. 22).
(1) Жители Сихема, словно они составляли весь народ и владели всей мудростью, сделали все сами; они помогали Авимелеху и поощряли его в убийстве братьев (ст. 24) и затем поставили его царем. Мужи Сихема (т.е. начальники и представители городских властей) и весь дом Мило (т.е. муниципальный совет, полный дом или дом полноты, что означает данное слово), который встречался в ратуше (мы часто читаем о доме Мило, или государственном доме, в Иерусалиме или городе Давидовом, 2Цар 5:9; 4Цар 12:20), собрались вместе, но не для того, чтобы обвинить и наказать Авимелеха за это варварское убийство, как должны были поступить, ибо он был одним из граждан их города, а чтобы поставить его царем. Pretium sceleris tulit hic diadema — За свое преступление он был награжден короной. Чего же они могли ожидать от царя, который заложил основание своего царства в крови?
(2) Остальные израильтяне настолько отупели, что остались безучастными к этому. Они не прилагали усилий, чтобы остановить эту узурпацию власти, чтобы защитить сыновей Гедеона или отомстить за их смерть, а покорно подчинились кровавому тирану как люди, которые вместе со своей религией потеряли свой разум, понятие о чести и свободе, справедливости и благодарности. Как энергично их отцы выступили, чтобы отомстить за смерть наложницы левита, и как сильно деградировало нынешнее поколение, которое даже не пыталось отомстить за смерть сыновей Гедеона; именно поэтому их обвиняют в неблагодарности (Суд 8:35): «Они дому Иероваалову не сделали милости».
Стихи 7−21. В данных стихах содержится только свидетельство, которое было изречено против нечестивого союза Авимелеха и жителей Сихема. Тот факт, что Бог не послал к ним пророка или какое-нибудь поразительное наказание, чтобы пробудить этот отупевший народ и остановить развитие угрожающего зла, был знамением того, что они разгневали Бога и побудили Его удалиться от них. Только Иофам, самый младший сын Гедеона, которому благодаря особому проведению удалось избежать гибели, постигшей всю его семью (ст. 5), был честен с жителями Сихема и в своей речи, которая здесь записана, показал, что был мужем искренним и мудрым, человеком воспитанным и благородным; это дает нам повод еще больше оплакивать гибель сыновей Гедеона. Иофам не отправился в другие города Израиля, чтобы собрать там армию (хотя, можно было подумать, что благодаря отцу мог иметь хорошее влияние) и отомстить за смерть своих братьев, тем более, чтобы соперничать с Авимелехом настолько беспочвенным было предположение узурпатора, что сыновья Гедеона стремятся к владычеству (ст. 2). Он удовлетворяется тем, что честно обличает жителей Сихема и предупреждает о фатальных последствиях. Он имел возможность обратиться к ним с вершины горы Гаризим горы благословений, у подножия которой, возможно, находились жители Сихема, собравшиеся по какому-то поводу вместе (Иосиф Флавий сказал, что они собрались на торжественный праздник) и, похоже, желавшие услышать то, что он хотел им сказать.
I. Его вступление звучит очень торжественно: «Послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог (ст. 7). Если вы хотите обрести благоволение Бога и быть благоугодными Ему, то терпеливо и нелицеприятно выслушайте меня». Отметьте: кто надеется, что Бог услышит его молитвы, тот должен желать услышать аргументы, справедливые обличения, жалобы и призывы обиженных невиновных людей. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость (Притч 28:9).
II. Его притча очень оригинальна. Она рассказывает о деревьях, которые, решив выбрать царя для руководства, сделали предложение таким ценным и благородным деревьям, как маслина, смоковница и виноградная лоза, но те отказались, отдав предпочтение служению, а не руководству, добрым делам, а не власти. Но когда то же предложение было сделано терновнику, то он его принял с тщеславным ликованием. Метод наставления с помощью притчей является очень древним и весьма полезным, особенно для обличения.
1. Тем самым он похвально отозвался о благородной скромности Гедеона и других судей, служивших до него, и, возможно, о сыновьях Гедеона, которые отказались от положения и власти царя, когда могли обладать ею. Эта ситуация также показала, что чаще всего мудрые и благочестивые люди отказываются от продвижения и предпочитают быть полезными, а не великими.
(1) У деревьев вообще не было оснований выбирать царя; все они дерева Господа, которые Он насадил (Пс 103:16) и поэтому будет защищать. У Израиля также не было оснований говорить об учреждении в их обществе царей, ибо Господь был их царем.
(2) Когда они решили выбрать царя, то не предложили царствовать благородному кедру или высокой сосне (которые красивы, но дают только тень, а пользу приносят только тогда, когда их срубят), а плодовым деревьям, виноградной лозе и маслине. Кто приносит плоды ради всеобщего блага, тех вполне справедливо уважают и почитают мудрые люди больше, чем тех, кто только производит впечатление. За хорошего и полезного человека, может, кто и решится умереть.
(3) Все плодовые деревья приводили одинаковые основания для своего отказа. Маслина спросила (ст. 9): «Оставлю ли я тук мой, который служил и почитал Бога и человека?», ибо вино и елей всегда использовались для Божьего жертвенника и у людей на столах. «Оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой, и пойду ли скитаться по деревьям?» Или, как написано на полях: «...чтобы взбираться вверх и вниз по деревьям?» Эти слова подразумевают:
[1] Что руководство включает в себя тяжелый труд и заботу; тот, кто поставлен над деревьями, должен ради них взбираться вверх и спускаться вниз и полностью посвятить себя этой работе.
[2] Что люди, занимающие государственные должности и обладающие властью, должны отказаться от всех своих личных интересов и преимуществ и пожертвовать всем ради блага общества. Смоковнице придется потерять свою сладость, приятный покой, сладкий и созерцательный образ жизни, чтобы царствовать над деревьями и пребывать в постоянной усталости. [3] Что люди, добившиеся почестей и высокого положения, подвергаются огромной опасности потерять свой тук и плодоносность. Очень часто продвижение делает людей гордыми и ленивыми, и тогда они становятся ни на что не годными, в то время как в более низкой сфере они были полезны и тем самым почитали Бога и человека; поэтому те люди, которые стремятся делать добро, боятся становиться великими.
2. Тем самым он высмеивает амбиции Авимелеха, сравнивая его с ежевикой или терновником (ст. 14). Он предполагает, что деревья обратились к нему с просьбой: «Иди ты, царствуй над нами», возможно, так как не знал, что первый шаг к продвижению Авимелех сделал сам (о чем мы читаем в ст. 2), а подумал, что жители Сихема сделали ему это предложение. Как бы ни было, но даже предположив это, его безрассудство, когда он принял это предложение, заслуживало наказания. Терновник бесполезное растение, которое не считается деревом, он бесполезен и не приносит плодов; более того, он приносит вред и неприятности, Царапает, рвет и причиняет зло; он появился вместе с проклятием, и конец его в огне. Таким же был Авимелех, и тем не менее его выбрали царствовать над деревьями, всеми деревьями; это избрание, похоже, было более единодушным, чем избрание кого-либо другого. Давайте не будем считать странным, если невежество поставляется на большой высоте (Еккл 10:6) и ничтожные из сынов человеческих возвысились (Пс 11:9), раз люди отказываются содействовать своим интересам при выборе вождей. Когда терновник выбирали царствовать, то ему не понадобилось время, чтобы подумать, принять ли ему это предложение; он сразу соглашается, словно был рожден и обучен владычествовать; он грубит и заверяет их, что будет относиться к ним так, как они относились к нему. Послушайте его надутое пустословие (ст. 15), обещания, которые он дает своим верным подданным: «Идите, покойтесь под тенью моею, под большой тенью, которой можно довериться!» Как непохожа тень от него на тень от высокой скалы в земле жаждущей, с которой сравнивается хорошая гражданская власть! (Ис 32:2). Довериться его тени! Скорее всего, если к нему приблизиться, то можно поцарапаться, скорее от него будет больше неприятностей, чем пользы. Таков и человек, хвастающий ложными подарками. Тем не менее он угрожает с такой же уверенностью, с какой дает обещания: «Если не будете мне верны, то выйдет огонь из терновника (весьма неподходящий материал, чтобы извлечь из него огонь) и пожжет кедры Ливанские скорее огонь подожжет и поглотит его самого.
III. Его притчу очень легко истолковать. В ней (1) он напоминает людям, сколько хороших дел совершил для них его отец (ст. 17). Он сражался за них, рисковал ради них своей жизнью и добился огромных преимуществ. Стыдно, что им нужно было напоминать об этом.
(2) Он обвиняет их в недоброжелательности к семье своего отца. Они нехорошо поступили с ним не сообразно с его благодеяниями (ст. 16). Люди часто отвечают злом на благодеяния, особенно потомкам благодетеля, как был забыт Иосиф египтянами. Гедеон оставил много сыновей, которые были славой его имени и семьи, но они были жестоко убиты; остался только один сын, который позорил его имя и семью, ибо был сыном наложницы. Все, кто уважал Гедеона и заботился о его чести, пытались скрыть этот факт, но именно его люди сделали своим царем. Всем этим они выразили максимальное презрение к Гедеону.
(3) Он предоставляет им самим решать, хорошо ли они поступили, тем самым взывая к божественному провидению. [1] Если, совершив это злодейское преступление, они в течение долгого времени будут процветать, то можно будет сказать, что они поступили правильно (ст. 19): «Если ваш поступок по отношению к дому Гедеона можно оправдать в суде справедливости, чести или совести, то ваш новый царь сделает для вас много хорошего». [2] Если же в данной ситуации они поступили подло и нечестиво (в чем он был уверен), то пусть не надеются преуспевать (ст. 20). Авимелех и жители Сихема, которые укрепляли руки друг друга в этом злодеянии, несомненно окажутся наказанием и погубят друг друга. Пусть совершившие зло не надеются, что их ожидает хорошая участь. Обратившись к людям с этим увещеванием, Иофам поспешил скрыться, чтобы спасти свою жизнь (ст. 21); то ли они не могли добраться до него, то ли его слова настолько обличили их, что они не захотели проливать еще и его кровь. Из страха перед Авимелехом Иофам прожил всю свою жизнь в изгнании, в удаленной и неизвестной местности. Люди, имеющие знатное происхождение и получившие хорошее воспитание, не знают, какие трудности их могут ожидать и в каких стесненных обстоятельствах придется жить.
Стихи 22−49. В течение трех лет Авимелех некоторым образом царствовал, не сталкиваясь с трудностями. Не сказано, что он судил Израиль или вообще оказал какую-либо услугу своей стране, но именно столько времени он наслаждался титулом и привилегиями царя. Не только жители Сихема, но и других городов оказывали ему уважение. Наверно, им нравился царь, который угождал им. Но торжество нечестивцев недолго. Через три года, считая годами наемничьими, величие будет унижено и брошено в прах (Ис 16:14). Гибель сообщников в злодеянии исходила от праведной руки Бога, Которому принадлежит отмщение. Он послал злого духа между Авимелехом и жителями Сихема (ст. 23), то есть они стали ревновать и испытывать неприязнь друг ко другу. Царь стал с пренебрежением относиться к тем, кто сделал его царем, возможно, стал благоволить к другим городам и начал действовать больше в их интересах, поэтому среди жителей Сихема росло недовольство его правлением; они обвиняли его в неверном руководстве и оспаривали введенные им налоги. Это исходило от Бога. Он позволил дьяволу, великому злодею, посеять между ними разногласия; Бог не только контролировал этого злого духа, но и с его помощью иногда добивался Своих целей. Их похоти стали злыми духами; они являются бесами в сердце человека; из-за них происходят войны и сражения. Бог предал их этим страстям, и поэтому можно сказать, что Он послал между ними злого духа. Когда грех людей становится их наказанием, то это свидетельствует, что данное наказание исходит от Него, хотя Он и не является творцом греха. Поводом для ссоры Бога с Авимелехом и жителями Сихема послужило убийство сыновей Гедеона (ст. 24): «...дабы таким образом совершилось мщение, и кровь их обратилась на Авимелеха, который убил их, и на жителей Сихемских, которые подкрепили руки его». Отметьте:
(1) Рано или поздно Бог взыщет за кровь, за невинную кровь, и обратит ее на голову тех, кто пролил ее; им будет дана кровь, чтобы пить ее, ибо они того заслужили.
(2) Соучастники, как и основные участники, получат по заслугам за этот и другие грехи. Жители Сихема, которые содействовали продвижению Авимелеха, помогали и поощряли его в кровавом замысле и открыто признали этот факт, сделав его после всего этого царем, должны были погибнуть вместе с ним погибнуть от его руки и первыми.
(3) Люди, которые объединяют свои усилия, чтобы поступать нечестиво, справедливо сокрушают друг друга. Кровь не может быть длительно действующим цементом, поддерживающим чьи-либо интересы.
I. Жители Сихема начали конфликтовать с Авимелехом; возможно, они не понимали, почему в них произошла эта перемена.
1. Они не стали повиноваться Авимелеху (ст. 23). Не сказано, что они раскаялись в своем грехе, который совершили, признав его царем. В таком случае это послужило бы похвальным поводом, чтобы свергнуть его; они же перестали ему повиноваться просто из враждебности к нему, порожденной их гордостью или завистью. Именно те, которые поставили его царем, первыми оставили его и попытались свергнуть с престола. Неудивительно, что люди, оказавшиеся неблагодарными по отношению к Гедеону, оказались неверными Авимелеху, ибо что может удержать тех, кого не удерживают обязанности перед заслугами такого человека, как Гедеон? Отметьте: Бог поступил справедливо с теми, кто искушал других к предательству, когда впоследствии их самих предали те, кого они научили предавать.
2. Они задумали схватить его, когда он находился в Аруме (ст. 41) своей вотчине. Ожидая, что он придет в город, они посадили против него засаду (ст. 25), намереваясь сделать узником того, кого недавно сделали своим владыкой. Ожидая, пока он придет, оставленные в засаде использовали эту возможность, чтобы грабить путников; это должно было сделать людей еще больше недовольными правлением Авимелеха, так как они убедились бы, что он не может или не желает защитить их от разбойников.
3. Они начали поддерживать некого Гаала и сделали его главой оппозиции Авимелеху (ст. 26). Писание говорит, что Гаал был сыном Еведа, чье имя означает слуга, возможно, для того, чтобы подчеркнуть его низкое происхождение. Как Авимелех по линии матери, так и Гаал по линии отца был сыном слуги. Так один терновник начал соперничать с другим терновником. У нас есть основания подозревать, что Гаал по происхождению был хананеем, ибо он уговаривал жителей Сихема служить потомкам Еммора, который был хозяином этого города во времена Иакова. Он был дерзким амбициозным человеком и вполне подходил для их цели, когда они решили выступить против Авимелеха, равно как и они подходили для достижения его цели. Поэтому он подошел, чтобы раздуть угли, и они положились на него.
4. Они всячески оказывали пренебрежение имени Авимелеха (ст. 27). Они веселились, когда он отсутствовал, как радуются люди, когда их недруг находится далеко, ибо теперь, имея другого вождя, надеялись вскоре избавиться от него. Более того, они ходили в дом бога своего, чтобы торжественно отпраздновать сбор урожая, и там ели и пили, проклиная Авимелеха; они не только злословили в его адрес, разговаривая за столом и воспевая пьяные песни, но и желали ему всякого зла, совершая жертвоприношения и молясь своему идолу, чтобы он погубил его. Они пили, поднимая тосты за его гибель, с такими же громкими возгласами, как раньше пили за его процветание. В том же храме, где они когда-то собирали деньги, чтобы поставить его царем, теперь они встречались, чтобы проклясть его и придумать план его гибели. Если бы вместе со своим воображаемым царем они оставили своего идола, то тогда могли бы надеяться на процветание, но так как они все еще были привязаны к нему, то избранный ими царь должен был стать их погибелью. Как сатана может изгнать сатану?
5. Им нравилось слушать, как Гаал хвалился и открыто не повиновался Авимелеху (ст. 28−29). Им нравилось слушать, как этот нечестивый выскочка презрительно говорил (1) об Авимелехе, хотя, называя его презрительно Сихемом или жителем Сихема, он с пренебрежением говорил об их городе.
(2) О его отце Гедеоне: «Не сын ли он Иероваалов?». Возможно, он так называл его, испытывая нечестивое негодование, слыша его имя и вспоминая о том, что он разрушил жертвенник Ваалу; тем самым он превращал его славу в позор.
(3) О премьер-министре государства Зевуле, который был главным и начальником города. «Нам должно быть стыдно служить ему и не следует бояться противостать ему». Люди, имеющие беспокойный амбициозный дух, подобным образом отвергают начальства и злословят высокие власти. Гаал не стремился восстановить свободу Сихема, он хотел лишь сменить тирана: «О, если бы кто дал народ сей в руки мои) Что бы я сделал! Я бы бросил вызов Авимелеху, и мы испытали бы, кто имеет больше прав на венец». Похоже, он хотел, чтобы его друзья известили царя, что он готов обсудить этот вопрос с ним, когда ему угодно: «Умножь войско твое и выходи. Делай все, что в твоих силах; пусть спор будет разрешен с помощью меча». Эта идея понравилась жителям Сихема, которым сейчас в той же мере не нравился Авимелех, как раньше нравился. Люди, не имеющие совести, непостоянны.
II. Авимелех направил против них всю свою армию и вскоре довольно основательно истребил их. Обратите внимание, как развивались события, которые привели к их поражению.
1. Замысел жителей Сихема выдал Авимелеху Зевул, его наперсник, начальник города, который оставался ему верным. Воспылал гнев его (ст. 30), особенно потому что Гаал презрительно отзывался о нем (ст. 28); ибо, возможно, если бы он одобрительно и уважительно говорил о нем теперь, когда события начали развиваться, то возможно привлек бы его на свою сторону. И теперь, обиженный, он извещает Авимелеха обо всем, что было сказано и сделано в Сихеме против него (ст. 31). Предателей часто предают их же сообщники, а проклятия в адрес царя иногда непонятным образом переносятся птицей по воздуху. Зевул благоразумно советует ему немедленно, не теряя времени, выступить против города (ст. 32−33). Он полагает, наилучшее, что они могут сделать, это подойти всей армией ночью в окрестности города и утром напасть на него и затем максимально использовать свои преимущества. Как жители Сихема надеялись, что их план будет успешным, если начальник их города был на стороне врага? Они знали об этом, но не позаботились о его охране.
2. Гаал, возглавивший эту группировку, был жестоко обманут Зевулом, наместником Авимелеха. Авимелех по совету Зевула ночью привел свои войска в окрестности Сихема (ст. 34). Гаал утром вышел и стал у ворот городских (ст. 35), чтобы посмотреть, как обстоят дела, и спросить, какие новости. Зевул, начальник города, встретил его там как друга. Авимелех со своей армией начал продвигаться к городу. Гаал увидел их (ст. 36) и обратил внимание стоявшего рядом с ним Зевула на их приближение, не догадываясь, что именно он послал за этими людьми и теперь ожидал их. «Посмотри, спросил он, указывая в ту сторону, не видишь ли ты там вдалеке людей, спускающихся к нам с гор?» «Нет, ответил Завул, зрение подводит тебя, это всего лишь тень от гор кажется тебе армией». Тем самым он хотел:
(1) Посмеяться над ним, как над человеком глупым и недальновидным, а следовательно, не годным для той роли, на которую он претендовал, человеком, которого можно легко обмануть и заставить верить чему угодно, который был таким глупым и трусливым, что боялся опасности там, где ее нет, и был готов сражаться с тенью.
(2) Задержать его, поддерживая разговор, пока войска Авимелеха приближались, чтобы тогда они смогли воспользоваться преимуществом. Когда же Гаал, поверив словам Зевула, заверявшего, что он видел всего лишь тень гор (возможно, Гевала и Гаризима, расположенных рядом с городом), увидел еще два отряда людей, приближавшихся к городу, тогда начальник города прибегнул к другому способу, чтобы ввести его в заблуждение, обвинив в том, что он говорил всего лишь один или два дня тому назад об Авимелехе с презрением (ст. 38): «Где уста твои сейчас, твои грязные уста, которые говорили: «Кто Авимелех, чтобы мы стали служить ему». Отметьте: гордым и заносчивым людям часто в течение скорого времени приходится менять свою манеру поведения и опасаться тех, кого они больше всех презирали. Хвастаясь, Гаал призвал Авимелеха умножить его войско и выйти, а теперь Зевул от имени Авимелеха призывает его выйти и сразиться с ним, если он осмелится. Вполне справедливо подобным образом человеку высокомерному было нанесено это оскорбление.
3. Авимелех разгромил армию Гаала, которая вышла из города (ст. 39−40). Гаал, огорченный оскорблениями Зевула и осознавший, что его положение слабее, чем он думал, выступил с незначительными отрядами воинов против Авимелеха, но вскоре ситуация стала отчаянной и он был вынужден спешно удалиться в город. Во время этого столкновения жители Сихема понесли значительные потери: много пало убитых и раненых; так очень часто заканчиваются народные бунты, в которые втягиваются ничтожные люди, попадая в смертельные сети, расставленные теми, кто обещал им славу и успех.
4. Той же ночью Зевул изгнал из города Гаала и его партию, которую он привел с собой в Сихем (ст. 41), отослав его туда, откуда он пришел. И хотя большинство граждан города продолжало испытывать неприязнь к Авимелеху, что следует из следующей истории, тем не менее они охотно расстались с Гаалом и не противились его изгнанию, ибо хотя говорил он много, но его умение и смелость подвели его, когда подвернулся повод проявить их. Многие судят о пригодности людей к бизнесу по их успешности, и поэтому тот, кто не был успешен, считался непригодным для этого дела. Итак, очень скоро у Гаала не осталось сторонников и ему, так много говорившему об изгнании Авимелеха, самому пришлось удалиться; больше мы о нем нигде не услышим. Гаал вышел — и Гаал удалился.
5. На следующий день Авимелех напал на город и основательно разрушил его за то, что он так предательски поступил с ним. Возможно, он обратил внимание, что его жители изгнали Гаала, возглавлявшего группировку, тем самым надеясь, что он будет удовлетворен; но их вина была слишком большой, чтобы искупить ее подобным образом, а его негодование слишком интенсивным, чтобы усмирить его таким незначительным проявлением подчинения; тем более, это, скорее, было решение Зевула, а не жителей города. Из-за этого их руки были ослаблены, и он решил нанести следующий удар и действенным образом наказать их за предательство.
(1) Разведка Авимелеха донесла ему, что жители Сихема вышли в поле (ст. 42). Одни полагают, что они вышли в поле, чтобы заняться своим делом пахать и сеять, ибо недавно собрали урожай, или чтобы продолжить сбор урожая, ибо они собрали только виноград (ст. 27); тогда эти слова означают, что они были уверены в своей безопасности. Так как Авимелех удалился (ст. 41), то они подумали, что с его стороны нет опасности, и поэтому итог этого противостояния является примером внезапной пагубы, которая обрушивается на тех, кто восклицает: «Мир и безопасность». Другие полагают, что они вышли на поле битвы; хотя Гаал был изгнан, но они не захотели сложить свое оружие, а решили еще раз сразиться с Авимелехом и вернуть то, что потеряли днем ранее.
(2) Авимелех решительно отрезал им связь с городом; его отряды приступили и стали у стен городских (ст. 44), чтобы они не могли отступить в город или получить какую-то помощь от города. Затем он послал два отряда своих воинов, которые были слишком неравным соперником для жителей Сихема, и те предали всех их мечу: «Другие два отряда напали на всех, бывших в поле, и убивали их». Когда мы уходим, чтобы заняться своим делом, то не можем быть уверены, что вновь вернемся домой; смерть подстерегает и в городе, и в поле.
(3) Затем он напал на город. Его ярость достигла небес, и хотя сам Авимелех родился в этом городе, но он превратил его в руины; он убил всех его жителей и разрушил все здания, а так как он хотел, чтобы это место навсегда осталось опустошенным, то засеял его солью; так оно осталось вечным памятником наказания за предательство. Тем не менее Авимелеху не удалось сделать этот город навсегда заброшенным, ибо впоследствии его отстроили и он стал настолько значительным, что весь Израиль пришел туда, чтобы поставить Ровоама царем (3Цар 12:1). Это место оказалось плохим предзнаменованием. Авимелех должен был наказать жителей Сихема за то, что они раньше помогли ему убить сыновей Гедеона. Из этого следует, что когда Бог использует людей в качестве инструмента в Своей руке, чтобы совершить Свою работу, то Он думает одно, а они другое (Ис 10:6−7). Они хотели сохранить свою славу, а Бог Свою.
6. Все, удалившиеся в башню храма, который был построен для их идола, были там же убиты. Здесь они названы людьми, бывшими в башне Сихемской (ст. 46−47). Это была некая крепость, принадлежавшая городу, но расположенная на некотором расстоянии от него. Люди, услышав об уничтожении города, скрылись в башне этого храма, полагаясь не столько на ее крепость, сколько на ее святость. Они доверились защите своего идола, ибо подобным образом все народы ходят, каждый во имя своего бога; так не должны ли тогда мы принять решение пребывать в доме Господнем все дни своей жизни? Давайте помнить, что Он укроет нас в скинии Своей в день бедствия (Пс 26:5). Имя Господа — крепкая башня (Притч 18:11). То, что, согласно их ожиданиям, должно было обеспечить им благополучие, оказалось сетью и западней, и в этом убедятся все, кто прибегает к идолу в качестве прибежища, ибо оно будет для них убежищем лжи. Узнав, что все они собрались вместе в башне, в голове у Авимелеха зарождается жестокий замысел поджечь эту башню и тем самым, как говорят, сжечь всех птиц вместе в гнезде. Он не рассказал другим о своем намерении, но для его осуществления задействовал всех своих людей (ст. 48−49), повелев им следовать его примеру и делать то же самое. Он обратился к своим людям с теми же словами, что и его отец к своим воинам (Суд 7:17): «Смотрите на меня и делайте то же». Так говорит военачальник, желающий дать своим воинам четкий приказ и в максимальной степени ободрить своих солдат: «Вы видели, что я делал; скорее делайте и вы то же, что я». Он не сказал: «Ite illuc — идите туда», а: «Venite huc — пошли туда». Подобным образом военачальники армии Христа должны учить других своим примером (Флп 4:9). Авимелех и его люди принесли сучьев из ближайшего леса, сложили их у стены башни, которая, скорее всего, была сделана из дерева, подожгли сучья и сожгли башню со всеми, кто находился в ней; люди, бывшие в башне, либо сгорели, либо задохнулись от дыма. Чего только не изобретают люди, чтобы уничтожить друг друга! И разве не от их похотей исходят подобные жестокие войны и сражения? Некоторые полагают, что находившиеся в башне Сихемской были людьми из дома Мило, и в таком случае проклятие Иофама исполнилось буквально: «Да изыдет огонь от Авимелеха и пожрет не только жителей Сихемских, но и в частности весь дом Мило» (ст. 20). В этом пламени погибло около тысячи мужчин и женщин, большинство из которых, скорее всего, никоим образом не участвовали в ссоре между Авимелехом и жителями Сихема и не придерживались какой-либо стороны, тем не менее в этой гражданской войне их постиг такой ужасный конец. Люди, имеющие такой непокорный и беспокойный нрав, не одни умирают за свое беззаконие, а увлекают в то же бедствие многих, последовавших за ними по своей простоте, в то же бедствие.
Стихи 50−57. Мы прочитали о том, как рука Авимелеха погубила жителей Сихема, а теперь настала очередь взыскать с того, кто был их лидером в злодействе. Тевец был небольшим городом, который располагался, возможно, недалеко от Сихема, зависел от него и был в союзе с ним.
I. Авимелех решил уничтожить и этот город (ст. 50), он согнал всех его жителей в башню или крепость (ст. 51). Собрав всех их вместе, он не сомневался, что сможет совершить в ней такую же казнь, как совершил недавно в башне капища Ваал-Верифа, не задумываясь о том, что башня капища была лучшим объектом для божественного мщения, чем любая другая башня. Он попытался поджечь ее, по крайней мере, поджечь ее дверь, чтобы таким образом проложить вход (ст. 52). Те, кому удалось спастись и добиться успеха в одной отчаянной ситуации, склонны думать, что подобные действия не подведут и в другой раз. Эта ситуация описывалась много лет спустя, чтобы показать, как опасно приближаться к осажденному городу (2Цар 11:20 и далее). Но Бог внушает подобные мысли тем, кого собирается погубить.
II. Его убили во время попытки поджечь башню, ибо его череп был проломлен отломком жернова (ст. 53). Верно этот человек — убийца, когда его, избежавшего войны с жителями Сихема, суд Божий не оставляет жить (Деян 28:4). Грешников преследует зло и иногда одолевает их, когда они не только считают, что находятся в безопасности, но и одерживают победу. Мы можем предположить, что Тевец был незначительным городом по сравнению с Сихемом. Авимелех, победив большой город, не сомневался, что легко и беспрепятственно станет хозяином маленького города, особенно когда он уже захватил его и осталось разделаться только с его башней; тем не менее именно у ее стен лежат его кости и погребена его слава. Подобным образом часто немощное мира и то, что обычно подвергается осмеянию, срамит сильное. Посмотрите, какому порицанию со стороны божественного провидения часто и вполне справедливо подвергаются безрассудные люди, требующие удовлетворения за нанесенное оскорбление. У Авимелеха было некое основание наказать жителей Сихема, и он сделал это при свидетелях. Но когда он решил продолжить мстить, и только уничтожение города Тевец могло удовлетворить его ярость, то его план не только не осуществился, но и он сам погиб, ибо есть Бог, судящий на земле. В смерти Авимелеха заслуживают внимания три обстоятельства.
1. Он был убит камнем так же, как он убил своих братьев на одном камне.
2. Его череп был проломлен. Мщение Господне было нацелено на виновную голову, носившую незаконно присвоенный венец.
3. Камень был сброшен на него женщиной (ст. 53). Авимелех видел падающий на него камень, поэтому странно, что он не уклонился от него; но тот факт, что он видел, чьей рукой он был брошен, несомненно, еще больше огорчил его. Сисара был убит рукой женщины, но не знал этого, а Авимелех не только пал от руки женщины, но и знал это; и поэтому, когда он почувствовал, что близок конец, ничто так сильно не беспокоило его, как то, что о нем скажут: «Женщина убила его». Обратите внимание:
(1) На его безрассудную гордость, проявившуюся в том, что он слишком близко принял к сердцу это незначительное обстоятельство своего позора. Он не беспокоился о своей драгоценной душе, не волновался о том, что с ней будет, не молился, чтобы Бог помиловал его, но очень хотел восстановить свою пошатнувшуюся репутацию, когда уже невозможно было восстановить его проломленный череп. «Самое главное, чтобы никто не мог сказать, что такой великий человек, как Авимелех, был убит женщиной!» Этот человек умирал, но его гордость была жива и оставалась в силе, и тот же самый тщеславный дух, который владел им все это время, проявился в его последний час. Qualis vita, finis ita Какой была его жизнь, такой была и смерть. Бог наказал его за жестокость смертью, которая его постигла, равно как наказал его гордость ее инструментом.
(2) На его безрассудный план избежать этого позора; ничего более нелепого нельзя было придумать. Слуга должен был пронзить его мечом, но не для того, чтобы поскорее избавить от боли, а чтобы не сказали люди: «Женщина убила его». Неужели он думал, что это поможет скрыть тот факт, что это сделала женщина, а не наоборот привлечет к нему больше внимания? Более того, это сделало его смерть еще позорнее, ибо тогда он стал самоубийцей. Пусть лучше говорят: «Женщина убила его», чем: «Его слуга убил его по его же приказу»; а теперь и то и другое будут говорить о нем к его вечному позору. Следует также обратить внимание: именно то, что более всего старался скрыть Авимелех, вспоминается потомками чаще, чем самые известные эпизоды его жизни, ибо Иоав, разговаривая с Давидом, говорит о его смерти как об обстоятельстве, которое может опозорить его, если он близко подойдет к стене (2Цар 11:21). Стараясь скрыть позор с помощью греха, мы лишь сохраняем память о нем.
III. В итоге, благодаря убийству Авимелеха:
(1) В Израиле был восстановлен мир, и положен конец гражданской войне, ибо все, кто следовал за ним, пошли каждый в свое место (ст. 55).
(2) Справедливость Бога была прославлена (ст. 56−57): так воздал Бог Авимелеху за злодеяние и жителям Сихемским, исполнив проклятие, ибо оно было заслуженным. Тем самым Он сохранил славу Своего правления и дал предостережение всем векам, что за кровь будет пролита кровь. Познан был Господь по суду, который Он совершил, когда нечестивый был уловлен делами рук своих. Хотя нечестие может процветать какое-то время, но не будет процветать всегда.
толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 9 глава