Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Судьи | 4 глава

Толкование Мэтью Генри


Методика изложения истории Деворы и Варака героев данной главы тот же, что и в предыдущей главе.

I. Израиль отошел от Бога (ст. 1).

II. Иавин начал угнетать Израиль (ст. 2−3).

III. Девора судила Израиль (ст. 4−5).

IV. Израиль был спасен от рук Иавина.

1. В спасении сообща принимали участие Девора и Варак (ст. 6,9).

2. Они добились победы благодаря своим совместным действиям.

3. Варак занял поле боя (ст. 10). Сисара, военачальник Иавина, встретился с ним (ст. 12−13). Девора ободрила Варака (ст. 14), и Бог даровал ему полную победу. Армия была разгромлена (ст. 15−16), военачальник вынужден бежать (ст. 17), и там, где он надеялся обрести прибежище, Иаиль лишила его жизни, когда он спал (ст. 18−21). Это было завершающим моментом победы Варака и спасения Израиля (ст. 23−24).

Стихи 1−3. Данные стихи повествуют о том, что:

I. Израиль отступил от Бога: они стали опять делать злое пред очами Господа, оставили служение Ему и начали поклоняться идолам, ибо это был грех, который с особой легкостью одолевал их (ст. 1). Посмотрите:

(1) Насколько сильна была порочность, подталкивающая людей ко греху, несмотря на частый опыт его фатальных последствий. Склонность к отступничеству обуздывается с большим трудом.

(2) Длительный мир в итоге привел к плохим результатам. Земля покоилась восемьдесят лет; это должно было утвердить их в религии, но, наоборот, сделало их самонадеянными и распутными: они начали потакать тем похотям, удовлетворить которые могло поклонение ложным богам. Так беспечность глупцов погубит их. Утучнел Израиль и стал упрям.

(3) Какой великой потерей для народа является смерть благочестивых правителей. Они стали делать злое, когда умер Аод (можно и так прочитать). Он строго следил за ними и искоренял все, что склоняло к идолопоклонству, удерживая их в служении Богу, но когда он умер, то они отошли от Бога, ибо боялись его больше, чем Бога.

II. Враги угнетали Израиль. Когда народ оставил Бога, то и Он оставил их, и тогда они стали легкой добычей для любого грабителя. Они сами отвернулись от Бога, словно Он никогда не был их Богом, и тогда Бог отвернулся от них, словно они не принадлежали Ему. Кто прекращает служить Богу, тот лишается Его защиты. Что возлюбленному моему делать в доме моем, если она стала блудницей? (Иер 11:15). И предал их Господь в руки Иавина (ст. 2). Этот Иавин царствовал в Асоре, как и другой правитель с таким же именем; возможно, до него там царствовал его предок, которого Иисус Навин разгромил и убил, а город его сжег (Нав 11:1,10). Но, похоже, со временем город был восстановлен, обрел силу, понесенные убытки были возмещены и постепенно царь Асора стал владычествовать над Израилем, который из-за своего греха лишился всех преимуществ в борьбе против хананеев. Это рабство длилось намного больше, чем любое из предыдущих, и было более суровым. Иавин и его военачальник Сисара жестоко угнетали Израиль. Особенно усугубляло это рабство то, (1) что этот враг располагался ближе, чем предыдущие на их границах, среди них самих, и поэтому имел намного больше возможностей причинить им зло.

(2) Что они были коренными жителями этой страны и испытывали непримиримую враждебность к израильтянам, нападали на них и лишали имущества, а когда те оказывались в их власти, то поступали с ними особенно жестоко и злобно, желая отомстить за старую ссору.

(3) Что эти хананеи ранее были побеждены и подчинены Израилем и с давних времен приговорены быть их рабами (Быт 9:25), но теперь израильтяне оказались у них под ногами, абсолютно неспособные причинить им какое-либо беспокойство, раз их собственная лень, трусость и неверие не позволили им одержать верх. Очень печально быть угнетаемыми теми, кого их отцы победили и кого они сами глупо пощадили.

III. Израиль вернулся к своему Богу: они возопили к Господу, когда беда погнала их к Нему, ибо не видели другого способа, как можно помочь себе. Кто пренебрегает Богом в процветании, тот вынужден будет искать Его, оказавшись в беде.

Стихи 4−9. Наконец наступил год искупленных, когда Израиль должен был избавиться от власти Иавина и вновь обрести свободу. Мы также можем предположить, что именно об этом взывали к Богу северные колена, которые проживали ближе всего к агрессорам и больше всего страдали от их ярости, ибо ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстанет Господь. Данные стихи описывают:

I. Как народ был подготовлен для избавления благодаря пророчествам Деворы и ее руководству (ст. 4−5). Ее имя означает пчела, и она вполне соответствовала данному ей имени, ибо была усердна, благоразумна, совершала важное служение для государства, была доброжелательна к друзьям и непримирима к врагам. Сказано, что она была жена Лапидофова, но так как не всегда определяющим являлось имя мужа, то некоторые полагают, что это название местности: она была жена из Лапидофа. Другие считают, что это имя нарицательное; Лапидоф означает «светильники». Один раввин говорит, что она принимала участие в изготовлении фитилей для светильников скинии, и так как она снизошла до такого незначительного служения для Бога, то впоследствии так значительно продвинулась. Или данные слова означают, что она была просвещенной или прославившейся женщиной, обладающей сверхъестественным познаниями и мудростью, и поэтому была очень известной и прославленной. В ее адрес сказано:

(1) Что она имела близкое общение с Богом; она была пророчицей личностью, наставленной в божественном знании непосредственным вдохновением Духа Божьего, и имела дары мудрости, которых достигла необычным путем: она слышала слова Божьи и, скорее всего, видела видения Всемогущего.

(2) Что она полностью посвятила себя служению Израилю. Она судила Израиль в то время, когда Иавин угнетал его, и так как была женщиной, то ей, возможно, легче было добиться разрешения у угнетателя делать это. Она судила не как владычица, которой была передана гражданская власть, а как пророчица, как Божьи уста, обращенные к народу, чтобы исправлять злоупотребления, возмещать обиды, особенно те, которые касались поклонения Богу. Сыны Израилевы приходили к ней на суд со всех частей страны не столько для того, чтобы разрешить противоречия между людьми, сколько для того, чтобы получить совет и исправить то, что было неверно в сфере, касающейся Бога. Те из них, которые раньше тайно оплакивали нечестие и идолопоклонство своих соседей, но не знали, куда обратиться, чтобы обуздать их, теперь жаловались Деворе, которая с помощью меча Духа, показывая им суды Божьи, обратила и перевоспитала многих; она побуждала и вдохновляла гражданские власти исполнять закон в вверенных им округах. Писание говорит, что она жила или (в некоторых переводах) сидела под пальмою, которую в ее честь потом называли пальмой Деворы. Возможно, ее дом располагался под этим деревом и представлял собой презренную обитель; или там, под тенью этого дерева, на открытом воздухе, стоял престол, сидя на котором она вершила суд, а дерево, в свою очередь, было эмблемой справедливости, которую она должна была вершить, сидя там, и которая процветала и возрастала вопреки противлению, как пальмы растут под давлением. Иосиф Флавий говорил, что сыны Израилевы приходили к Деворе, желая, чтобы она помолилась о них Богу и они были избавлены от руки Иавина; Писание говорит, что в одно время Самуил судил в Массифе, то есть хотел, чтобы народ вернулся к Богу, когда он с такой же просьбой и в такой же ситуации обратился к нему (1Цар 7:6,8).

II. Какой был задуман план для их избавления. Когда приходили к ней сыны Израилевы на суд, то у нее находили спасение. Кто ищет Бога для обретения благодати, тот будет иметь благодать и мир, благодать и утешение, благодать и славу. Она лично не могла командовать армией, так как была женщиной, но определила того, кто подходил для этого, Варака из Кадеса Неффалимова, который, возможно, к тому времени уже отличился в некоторых сражениях с угнетателями, жившими недалеко от него (ибо Асор и Харошеф-Гоим находились в уделе этого же колена), и благодаря этому приобрел хорошую репутацию и любовь у своего народа. Мы можем предположить, что смелые воины боролись и предпринимали попытки избавиться от ярма, но не могли добиться желаемого, пока он не получил поручение и наставления от Деворы. Он не мог ничего сделать без участия ее ума, а она ничего не могла сделать без его рук; а вот вместе они были совершенным спасителем и могли спасти Израиль. Даже величайшие и наилучшие люди не являются самодостаточными, а нуждаются друг в друге.

1. Согласно наставлению Бога она велит Вараку собрать армию и вступить в бой с армией Иавина под командованием Сисары (ст. 6−7). Скорее всего Варак размышлял о том, чтобы выступить со значительными силами против общего врага; искра благородного огня пылала в его груди, и он страстно желал сделать что-то для своего народа и городов своего Бога; но две вещи удручали его:

(1) Кто-то должен был поручить ему собрать армию, и поэтому Девора дает ему это поручение, запечатленное печатью небес, ибо как пророчица имела право ставить ее: «Повелевает тебе Господь, Бог Израилев, разве не так? Вот тебе мое слово». Некоторые полагают, что этими словами она взывала к сердцу Варака: «Разве не Бог тайно нашептывает тебе и поясняет, что использует тебя в Своих руках для того, чтобы спасти Израиль? Разве ты не ощущал подобные воздействия на свой дух?» Если так, то дух пророчества в Деворе подтверждает дух солдата в Вараке: «Пойди и взойди на гору Фавор».

[1] Она указывает, сколько человек он должен собрать 10000; велит не бояться, что их будет мало, ибо Бог сказал, что через них Он спасет Израиль.

[2] Откуда он должен брать воинов не только из своего колена, но и из соседнего колена Завулонова. Эти два колена должны обеспечить его достаточной армией; ему не нужно идти в другие колена.

[3] Она указывает, какое место он должен назначить местом встречи гору Фавор, которая находилась по соседству.

(2) Собрав армию, он не знал, когда представится возможность сразиться с врагом, который, скорее всего, не стремился воевать, услышав, что Израилю, если у него хватало смелости поднять голову против врага, часто сопутствовал успех. «Хорошо, сказала Девора во имя Бога, я приведу к тебе Сиеару и войско его». Она заверила, что вопрос будет решен одним важным сражением, которое не займет много времени.

[1] Упоминая о силе врага Сисаре, прославленном военачальнике, смелом и опытном, его железных колесницах и многочисленном войске, она тем самым обязала Варака вооружиться максимальной решимостью, ибо враг, с которым он должен сразиться, был очень грозным. Лучше знать наихудшее, чтобы мы могли соответствующим образом приготовиться.

[2] Но определяя место, куда Сисара приведет свою армию, она дала знамение, которое поможет ему укрепить свою веру, когда он придет на поле боя. Это будет случайное решение Сисары, зависящее исключительно от его воли, но когда позднее Варак увидит, что все произошло именно так, как предсказала Девора, то сможет сделать вывод, что и остальные ее слова были изречены под божественным наставлением; и это в значительной степени ободрит его, особенно на том основании, что:

[3] Она четко пообещала ему победу: «Я (то есть Бог, от имени Которого она говорит) предам его в руки твои»; и поэтому когда он увидит, что враг выступает против него, по слову Деворы, то скоро увидит, как он падет перед ним. Обратите внимание: Бог приведет его только для того, чтобы предать в руки его. Когда Сисара собрал свои войска и выступил, то он планировал уничтожить Израиль, но Бог собрал их как снопы на гумно для того, чтобы истребить (Мих 4:11−12). Собирайтесь, но вы будете сокрушены (Ис 8:9, англ. пер.; см. Откр 19:17−18).

2. По просьбе Варака Девора обещает пойти вместе с ним на поле боя.

(1) Варак упорно настаивал на необходимости ее присутствия, ибо для него она будет полезнее, чем военный совет (ст. 8): «Если ты пойдешь со мною, направляя меня и давая советы, чтобы в каждой сложной ситуации объяснять мне намерения Бога, то пойду, желая всем своим сердцем и не боясь железных колесниц; в противном случае я не пойду». Некоторые полагают, что в этих словах проявилась слабость его веры: он мог поверить ее словам только в том случае, если она в качестве гарантии пойдет с ним. Но скорее это исходило от уверенности в необходимости Божьего присутствия и постоянного водительства, залогом которого он считал присутствие Деворы, и поэтому так ревностно просил об этом. А если не пойдешь со мною в знак Божьего присутствия со мной, то и не веди меня туда». Ничто не могло дать ему большее удовлетворение, чем присутствие рядом пророчицы, которая могла вдохновлять солдат и к которой можно было обратиться за советом во всех ситуациях как к пророку.

(2) Девора пообещала пойти с ним (ст. 9). Ни трудности, ни опасности не воспрепятствуют ей совершить самое важное дело для служения своей стране. Она не посылала его туда, куда сама не хотела идти. Кто призывает во имя Бога других исполнять свой долг, тот должен быть готов помочь: им в этом. Девора была более слабым сосудом, но имела более сильную веру. И хотя она согласилась пойти с Вараком (раз он настаивал на этом), но дает предостережение, достаточное для того, чтобы убедить солдата не настаивать на этом: «На сем пути, в который ты идешь (она была настолько уверена в успехе, что называла его участие в войне путешествием (в англ. пер.)) не тебе уже будет слава; ты не будешь прославлен в той же мере, как если бы пошел сам, ибо предаст Господь Сисару (теперь настала его очередь, и Бог предаст его, как раньше предал Израиль (ст. 2), в качестве репрессалии) в руки женщины»; то есть:

[1] Мир припишет победу руке Деворы: он сам должен был предвидеть это.

[2] Бог (чтобы исправить его слабость) завершит победу рукой Иаили, что несколько затмит его славу. Но Варак ценил удовлетворенность своего разума и успех этого мероприятия больше, чем собственную славу, и поэтому не отказался от своей просьбы. Он не осмеливался вступить в сражение, если с ним не будет Деворы, которая направляла бы и молилась о нем. Она сдержала свое слово и проявила мужскую смелость; эта благородная героиня встала и пошла с Вараком.

Стихи 10−16. Данные стихи повествуют о следующем: вскоре набрал нужное количество мужчин (ст. 10). Девора велела ему собрать армию из 10000 человек (ст. 6); и именно столько в то время пошло воинов вслед за ним, готовых подчиняться его командам. Писание говорит, что Бог призвал нас следовать за собою (Ис 41:2), то есть быть послушными Ему. Некоторые полагают, что эти слова подразумевают, что все они были пешими воинами; именно такими в основном были армии иудеев, и это вносило огромное несоответствие между их силами и армиями противников, имевших коней и колесницы, поэтому победа была более прославленной. Но присутствия Бога и Его пророчицы было вполне достаточно, чтобы сбалансировать эту диспропорцию. Воины Варака были пешими, а это подразумевает, что они были готовы с радостью сопровождать его, куда бы он ни пошел (Откр 14:4). Хотя в основном армия состояла из представителей колен Завулона и Неффалима, но из песни Деворы следует, что к ним присоединились мужи из других колен (Манассии и Иссахара), хотя больше ожидалось от тех, которые не пришли из колен Рувима, Дана и Асира (Суд 5:14−17). Но здесь данному факту не придают значения, и нам только сказано, что ради того, чтобы действия этих 10000 были эффективными, Девора пошла с ними. 11 стих говорит о переезде Хевера одной из семей кенеян из пустыни Иудейской на юге, где поселились эти семьи (Суд 1:16), в северную страну; этот факт здесь упоминается для того, чтобы рассказать позже о подвиге Иаили его жены.

II. Сисара, узнав о передвижениях Варака, занял поле со своей весьма многочисленной и мощной армией (ст. 12−13): «И донесли Сисаре...» Некоторые полагают, что эта фраза касается кенеян, о которых говорилось перед этим (ст. 11). Они известили Сисару о том, где собирается армия Варака, ибо в то время был мир между Иавином и этой семьей (ст. 17). Хотели они этим оказать ему услугу или нет, но это послужило поводом для исполнения того, что Бог сказал через Девору (ст. 7): «Я приведу к тебе Сисару». В основном Сисара полагался на свои колесницы, поэтому здесь на это обращается особое внимание: 900 железных колесниц с косами, прикрепленными к их валам, производили огромное истребление, когда нападали на армию пеших воинов. Такими изобретательными были люди, придумывая методы уничтожения друг друга, чтобы удовлетворить похоть тех, от кого приходят вражды и распри.

III. Девора дает приказ напасть на врага (ст. 14). Иосиф Флавий рассказывает, что когда оарак увидел движущуюся армию Сисары, пытавшуюся окружить гору, на вершине которой расположилась его армия, то его сердце дрогнуло и он решил удалиться в более безопасное место. Но Девора воодушевила его и убедила напасть на Сисару, заверив в том, что этот день был предопределен божественными советами для его поражения. «Теперь они выглядят особенно грозными, ибо созрели для гибели. Ты можешь не сомневаться в успехе. Ты обязательно победишь, ибо Господь предаст Сисару в руки твои». Посмотрите, как распределились между Деворой и Вараком труд и слава этого великого события: она, как глава, говорила слово, а он, как рука, действовал. Бог по-разному распределяет Свои дары (1Кор 12:4 и далее). Хотя обычно жене глава — муж (1Кор 11:3), но Тот, в Ком пребывает превосходный Дух, решил перекрестить руки и поставить главу на плечи жены, избрав немощное мира, чтобы постыдить сильных и чтобы ни одна плоть не славилась в Его присутствии. Для Варака было хорошо, что Девора пошла с ним, ибо она восполняла его в тех качествах, которых ему недоставало:

(1) В его поведении; именно она сказала ему: «Это тот день».

(2) В смелости; именно она заверила его в Божьем присутствии: «Сам Господь пойдет перед тобою, так неужели ты не пойдешь, раз Сам Бог будет твоим вождем?» Отметьте:

[1] В любом мероприятии хорошо знать, что Бог идет перед нами, что мы находимся на пути своего долга и под Его руководством; и осознание этого должно доставлять нам удовлетворение.

[2] Если у нас есть основания надеяться, что Бог идет перед нами, то мы должны идти смело и радостно. Не пугайся трудностей, с которыми сталкиваешься, противостоя сатане и служа Богу или страдая за Него, ибо разве не Сам Господь пойдет перед тобой? Тогда твердо следуй за Ним.

IV. Сам Бог разгромил вражескую армию (ст. 15). Варак, исполняя повеления Деворы, спустился в долину, хотя именно на равнинной местности враги имели особое преимущество перед ним; он оставил гору, где находился в большей безопасности, уповая на божественную силу, ибо напрасно надеяться на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево (Иер 3:23). И он не обманулся в своем уповании: Господь привел в замешательство Сисару. Не дерзким и поразительным сигналом тревоги Варак привел врагов в замешательство, напугал и рассеял; их дух был охвачен Божьим ужасом, и они непонятным образом оказались в полном смятении. Казалось, что звезды сражались против них (Суд 5:20). Иосиф Флавий говорил, что на них обрушилась неистовая буря с градом, который бил их по лицу; это и привело их армию к поражению; они оказались бессильны что-либо сделать и были вынуждены отступить. Так они стали легкой добычей для армии Израиля, и при этом исполнились слова Деворы: «Господь предал их в твою руку; теперь можешь делать с ними, что хочешь».

V. Варак смело воспользовался своим преимуществом. С бесстрашной решимостью и неутомимым усердием он вступил в сражение, добился победы, преследовал рассеянных воинов вражеской армии до штаб-квартиры их военачальника, располагавшейся в Харошеф-Гоиме (ст. 16) и не пощадил никого из тех, кого Бог предал в его руки для истребления: не осталось никого. Когда в наших духовных сражениях Бог идет перед нами, то мы должны энергично действовать; а когда посредством Своей благодати Он дарует нам успех в сражении против врагов нашей души, то мы должны использовать его, быть бдительными и решительными и энергично вести святую войну.

Стихи 17−24. Мы увидели, что армия хананеев была полностью разгромлена. В Псалме 82:10−11, где на поражение этой армии ссылаются как на основание, что Бог поступит таким же образом в последующие времена, говорится, что они сделались навозом для земли. И данные стихи описывают:

1. Падение их военачальника, Сисары, вождя этого войска, на которого Иавин, их царь, полностью полагался и поэтому сам лично не присутствовал на этом сражении. Давайте проследим, как пал этот могущественный человек.

1. Он оставил свою колесницу и пошел пешим (ст. 15,17). Колесницы были его гордостью и упованием, и мы можем предположить, что он презирал и не придавал значения армии живого Бога, ибо все воины в ней были пешими, у них не было колесниц и коней, как у него. И поэтому теперь он был справедливо постыжен за свое упование и вынужден оставить ее; он почувствовал себя в большей безопасности, когда избавился от своей колесницы, хотя мы можем предположить, что она была сделана и двигалась лучше других. Так часто приходится огорчаться тем, кто полагается на творение; подобно надломленному тростнику, оно не только поломается под их весом, но ранит руку, пронзив их многими скорбями. Идолы могут очень скоро стать бременем (Ис 46:1); Бог может сделать так, что мы будем страдать от того, чего безмерно жаждали. Каким же несчастным выглядел Сисара, когда оставил свою колесницу! Трудно сказать, преобладал ли в нем в то время стыд или трепет. Не полагайтесь на князей, раз они очень быстро могут оказаться в таком положении, раз тот, кто совсем недавно с большой уверенностью уповал на свою армию, сейчас мог надеяться только на свои ноги.

2. В поисках прибежища он бежал к палаткам кенеян, ибо в пределах достижимости не имел крепости или какого-то места, чтобы там скрыться. Возможно, ранее он высмеивал и презирал их убогий и уединенный образ жизни, особенно из-за религии, которой они придерживались, но теперь был рад, что может искать защиты в одной из их палаток. Он выбрал палатку, или шатер, женщины, либо потому что она менее подпадала под подозрение, то ли потому что она оказалась рядом с ним; и он вначале зашел туда (ст. 17). Он решился зайти туда, так как в то время между его царем и домом Хевера был мир; это не значит, что между ними был заключен договор о наступательных и оборонительных действиях, а указывало лишь на то, что в настоящее время между ними не было проявлений враждебности. Иавин не причинял им вреда и не угнетал, как израильтян; их простой, тихий и безвредный образ жизни не возбуждал опасений и подозрений; возможно, Бог так устроил за их постоянную верность истинной религии. Поэтому Сисара посчитал, что среди них будет в безопасности, не задумываясь о том, что хотя сами они не страдали от власти Иавина, но искренно сочувствовали страдающему от нее Божьему Израилю.

3. Иаиль приветствовала его и пригласила войти. Возможно, она стояла у входа в палатку, чтобы узнать новости с поля боя и на чьей стороне успех в сражении, происходившем недалеко.

(1) Она пригласила его войти. Возможно, она стояла у дверей в надежде оказать помощь какому-то бедному израильтянину, если подвернется такая возможность, но, увидев Сисару, приближавшегося в великой спешке и задыхавшегося, она пригласила его войти и отдохнуть в ее палатке. Хотя казалось, что она хотела помочь ему восстановить силы, ибо он выглядел очень уставшим, но скорее она стремилась задержать его побег, чтобы он попал в руки Варака, который гнался за ним (ст. 18). Если задать вопрос, сразу ли ей в голову пришла мысль лишить его жизни, то более вероятно, что Бог позднее вложил ее в сердце Иаили.

(2) Она много сделала для него и, похоже, проявила значительную заботу, как к гостю, приглашенному в ее дом, чтобы ему было комфортно. Он устал? Она найдет удобное место, чтобы он мог отдохнуть и набраться сил. Он страдал от жажды? Это закономерно. Нет ли у нее немного воды, чтобы остудить язык? В его распоряжении наилучший напиток, который был в ее палатке; это было молоко (ст. 19), которое, как мы можем предположить, он с радостью выпил, подкрепив себя; теперь он захотел спать. Он замерз и боялся простудиться? Он хотел спрятаться от преследователей, если вдруг они начнут искать его в этой палатке? Она покрыла его ковром (ст. 18). Все это свидетельствует о заботе о его безопасности. Только когда он захотел, чтобы она ради него солгала и сказала, что его здесь нет, она отказалась дать такое обещание (ст. 20). Мы не должны грешить против Бога и обязывать грешить тех, кто проявил по отношению к нам свою заботу. И наконец, мы можем предположить, что она постаралась сохранить в своей палатке максимальную тишину, чтобы он мог поскорее крепко уснуть. Теперь, когда Сисара полагал, что находится в безопасности, он подвергался большей опасности. Как зыбка и непрочна человеческая жизнь! Какую уверенность в ней мы можем иметь, если ее с легкостью могут предать те, кому мы верили, а ее губителями могут оказаться те, которые должны были стать ее защитниками! Наилучшее сделать Бога своим другом, ибо Он не обманет нас.

4. Когда он крепко спал, она проткнула насквозь его висок колышком от палатки и таким образом пригвоздила его голову к земле и убила (ст. 21). И хотя этого было достаточно для того, чтобы считать дело сделанным, но ради уверенности (если мы переводим правильно, Суд 5:26) она затем отсекла его голову (в англ. пер.), оставив в ней колышек. Неясно, планировала ли она сделать это, когда пригласила его войти в палатку. Возможно, эта мысль пришла к ней в голову, когда она увидела его лежащим так удобно, чтобы принять этот смертельный удар; и мысль, сопутствовавшая этому, является достаточным доказательством того, что она пришла не от сатаны убийцы и истребителя, а от Бога, как от праведного судьи и мстителя, ибо при побуждении сделать это и тем самым воздать славу Богу и спасти Израиль она ощутила сошедший на нее свет небесный, а не тьму злобности, ненависть и личную месть.

(1) Божественная сила дала ей возможность сделать это и вдохновила ее недюжинной смелостью. Что, если бы ее рука дрогнула и она неверно нанесла удар? Что, если бы он проснулся, когда она пыталась нанести удар? Или представьте, что за ним шел некто из его свиты и неожиданно застал ее врасплох? Как дорого пришлось бы заплатить за это ей и всем ее родным? Тем не менее, получив помощь от Бога, она эффективно использует ее.

(2) Божественное предписание оправдывает ее поступок, но раз в наше время никаких подобных поручений не может быть, то подобным действиям ни в коем случае нельзя подражать. Следует религиозно соблюдать законы дружбы и гостеприимства; мы должны гнушаться самой мысли о том, чтобы предать того, кого пригласили к себе и ободрили полностью на нас положиться. Что касается поступка Иаили (как и поступка Аода, описанного в предыдущей главе), то у нас есть основания полагать, что она осознавала воздействие на ее дух сильного божественного побуждения и что это полностью удовлетворило ее (а поэтому должен удовлетворить и нас) и заверило в том, что это был правильный поступок. Суды Божьи являются великой бездной. Инструментом, с помощью которого совершилась эта казнь, был кол от палатки, то есть одна из больших шпилек, с помощью которых держится палатка или ее опора. Они часто переставляли свои палатки, ей часто приходилось забивать эти колышки, и поэтому она знала, как умело воспользоваться им в такой важной ситуации. Человек, который замышлял уничтожить Израиль своими многими железными колесницами, сам был убит одной железной шпилькой. Так немощное мира срамит сильных. Посмотрите на славу Иаили и позор Сисары. Великий главнокомандующий умирает:

[1] Во сне; он устал и крепко спал. Это объясняет, почему он не проснулся, чтобы оказать сопротивление. Он был так крепко связан оковами сна, что не мог найти свои руки. Так крепкие сердцем стали добычею; от прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь (Пс 74:6−7). Пусть сильный муж не хвалится своей силой, ибо где она, когда он спит? Она становится слабой, и он ничего не может сделать; тогда даже ребенок может обидеть его и отнять у него жизнь; но без сна его сила скоро растратится и иссякнет, и он тоже ничего не сможет сделать. Слова, которые мы здесь ставим в скобках (а он спал от усталости) все древние версии читают по-другому: он боролся (или, как сказали бы мы, оказал сопротивление) и умер. Так утверждают сирийский и арабский переводы. «Exagitans sese mortuus est — Он ослабел и умер», утверждает Септуагинта. «Consocians morte sopotem, говорит Вульгата, заснул и умер», ибо эти два понятия близки. Он ослабел и умер.

[2] Его голова пригвождена к земле, что является символом земной жизни. О curve in terram animoel — Его ухо (говорит епископ Холл) было крепко прибито к земле, словно все его тело слушало, что стало с его душой.

[3] От руки женщины. Это усилило позор его смерти в глазах мужчин; и если бы он знал это, как Авимелех (Суд 9:54), то можно представить, как сильно это огорчило бы его.

II. Ликование и радость Израиля по поводу этого события.

1. Их вождь Варак обнаруживает своего врага мертвым (ст. 22); нет сомнений, что он был очень рад, увидев, что его работа так хорошо сделана, что Бог прославлен, а враги поражены. Если бы он очень сильно заботился о своей чести, то негодовал и воспринял бы как оскорбление тот факт, что чья-то другая, а не его рука убила вражеского военачальника. Но теперь он вспомнил, что ранее был приговорен к этому умалению своей славы за то, что настаивал на присутствии Деворы с ним во время этого мероприятия (в руки женщины предаст Господь Сисару), хотя в то время мало задумывался о том, что это предсказание исполнится таким образом.

2. Израиль был полностью избавлен от владычества Иавина, царя ханаанского (ст. 23−24). Израильтяне не только стряхнули его ярмо благодаря скорой победе, но и впоследствии продолжали воевать, пока не истребили его, так как он сам и его народ божественным повелением были приговорены к гибели; не пощадили никого. Так как ранее Бог сильно наказал израильтян за их безрассудную жалость, когда они не сделали этого, то теперь они решили больше не щадить, когда это было в их власти, а тщательно истребить как народ, оказав милость которому они навредили бы собственным интересам и воспротивились Божьему повелению; и, возможно, взирая на вынесенный им приговор, этот враг в двух последних стихах трижды упоминается как царь Ханаанский, ибо именно в таком качестве он должен быть убит. Этот народ был настолько тщательно уничтожен, что впоследствии я не припоминаю, чтобы где-то читал о царях ханаанских после этого царя. Сыны Израилевы в значительной мере предотвратили бы зло, если бы раньше уничтожили хананеев, как Бог повелел им и дал для этого все необходимое; но лучше стать мудрым позже и купить мудрость у опытности, чем так и не стать мудрым.

толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 4 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.