Эта глава продолжает рассказывать о победе Гедеона над мадианитянамн, а также о его жизни и правлении.
I. Гедеон благоразумно успокоил обиженных ефремлян (ст. 1−3).
II. Он смело преследовал мадианитян, спасающихся бегством (ст. 4,10−12).
III. Он справедливо наказал высокомерных жителей Сокхофа и Пенуэла за то. что они оскорбили его (ст. 5−9); им пришлось ответить за это (ст. 13−17).
IV. Он с почетом убил двух царей мадиамских (ст. 18−21 ).
V. После всего этого он скромно отказался руководить Израилем (ст. 22−23).
VI. Он безрассудно согласился исполнить суеверные желания своего народа и сделал в своем городе ефод, который оказался большой сетью (ст. 24−27).
VII. Он хранил мир в стране в течение сорока лет (ст. 28).
VIII. Он умер с почестями и после себя оставил многочисленную семью (ст. 29−32).
IX. Но неблагодарный Израиль вскоре забыл его самого и его Бога (ст. 33−35).
Стихи 1−3. Как только общие враги израильтян, мадианитяне, были побеждены, так сразу из-за вспыльчивого духа некоторых из них сыны Израиля почти поссорились между собой; несвоевременно вспыхнула искра, из которой могло разгореться пламя с фатальными последствиями, если бы Гедеон со свойственной ему мудростью и благодатью сразу же не погасил ее. Когда ефремляне принесли Гедеону как своему военачальнику головы Орива и Зива, то вместо того чтобы поблагодарить его за успех и величайшее служение (как нужно было сделать), они начали с ним ссориться и раздражаться по этому поводу.
1. Их обвинения были очень надуманными и необоснованными: «Почему ты не позвал нас, когда шел воевать с мадианитянами?» (ст. 1). Ефрем был братом Манассии, которому принадлежало колено Гедеона, и имел превосходство в благословении Иакова и Моисея, поэтому он ревновал против Манассии, чтобы это колено когда-нибудь не затмило их славу. Поэтому мы читаем, что Манассия выступал против Ефрема, а Ефрем против Манассии (Ис 9:21). Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка (Притч 18:20). Но какими несправедливыми были их обвинения в адрес Гедеона! Они были недовольны тем, что он не послал за ними, когда собирался нападать на мадианитян, а позже преследовать их. Почему их не позвали предводительствовать в войне? Они думали, что эта слава должна принадлежать им.
1. Но Бог позвал Гедеона, и он должен был действовать так, как ему велено; он не брал славу себе и не распределял почести, а предоставил Богу делать это. Поэтому ефремляне в данной ссоре оказались недовольны поведением Бога; и что такое сделал Гедеон, что они стали роптать на него?
2. Почему ефремляне добровольно не предложили ему свою помощь в этом походе? Они знали, что враг расположился в их стране, слышали, что собиралась армия, дабы противостать им, к которой им следовало присоединиться из ревности по общему делу, хотя они не получили формального приглашения. Кто ищет повода избежать реального служения Богу и своему поколению и жаждет почестей, тот больше заботится о себе, а не о Боге. Во времена Деворы был корень Ефрема (Суд 5:14), так почему же они не выступили сейчас? Сама ситуация призывала их, и им не нужно было ждать призыва Гедеона.
3. Не позвав их, Гедеон сохранил их доброе имя. Если бы он послал за ними, то, несомненно, многие из них вернулись бы вместе с робкими или были бы уволены вместе с ленивыми, медлительными и несдержанными, поэтому, не позвав их, он избавил их от позора. Трусливые люди кажутся отважными, когда опасность позади, и те, которые не испытывают их смелость, когда опасность близка, заботятся об их репутации.
II. Ответ Гедеона был очень спокойный и мирный; он не столько хотел оправдать себя, сколько угодить и утихомирить их (ст. 2−3). Его ответ был (1) кротким и сдержанным. Он не возмутился, услышав оскорбительные обвинения, и не отвечал гневом на гнев, а мягко рассудил с ними данную ситуацию. Благодаря умению управлять своими страстями он одержал такую же похвалу, как и благодаря своей победе над мадианитянами. Долготерпеливый лучше храброго.
(2) Скромным и смиренным, возвеличивающим их заслуги больше своих личных заслуг: «Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, то есть добивал отставших врагов и истреблял тех, кому удалось сбежать, нежели Авиезер обирал?» То есть разве не были они почтены больше и не послужили ли лучше для своей страны, чем войска Гедеона, совершившие первую атаку? Уничтожение врагов Церкви сравнивается со сбором винограда (Откр 14:18). При этом он признает, что они собирали остатки лучше, чем он собирал основной урожай. Действия, следующие после победы, часто оказываются более почетными и имеют более важные последствия, чем сама победа; при этом они продемонстрировали себя, свою смелость и способности или, скорее, те достоинства, которыми Бог облек их, ибо хотя для возвеличения их достижений Гедеон приуменьшил собственные, но он никогда не взял бы цветы из венца Бога, чтобы ими украсить их венец: «В ваши руки предал Бог князей Мадиамских, ваше многочисленное войско уничтожило много врагов, и что мог сделать я с 300 мужчин по сравнению с вами и вашими подвигами?» В данной ситуации Гедеон послужил примером великого самоотречения, и этот случай показывает нам:
[1] Что смиренное поведение является наилучшим средством для удаления зависти. Правда, что иногда даже справедливые дела вызывают зависть (Еккл 4:4), но они не вызывают зависть, когда совершившие их не гордятся ими. Злобно поступают те, которые стараются лишить превосходства людей, смиряющих и уничижающих себя.
[2] Что это наилучший метод прекратить раздор, ибо только от высокомерия происходит раздор (Притч 13:10).
[3] Что смирение является самой дружественной и восхитительной чертой характера, когда людям сопутствуют великие достижения и продвижения. Завоевания Гедеона в значительной степени подчеркнули его снисхождение.
[4] Что когда мы почитаем другого выше себя и предупреждаем в почтительности друг друга, то демонстрируем смиренномудрие. Чем же закончилось это противостояние? Ефремляне сильно ссорились с ним (ст. 1), забывая, какое почтение они должны оказать военачальнику, которого почтил сам Бог, и давая выход своим страстям в весьма неприличествующих выражениях, что является четким знаком слабости и недоказуемости точки зрения. Способность мыслить разумно понижается, когда раздор достигает пика. Но Гедеон кротким ответом отвратил их гнев (Притч 15:1), и тогда успокоился дух их против него (ст. 3). Эти слова означают, что они в какой-то степени остались недовольны, но он мудро не отреагировал на это, чтобы они постепенно остыли. Даже великие и благочестивые люди должны быть готовы к тому, что их терпение будет испытано недоброжелательностью и безрассудством тех, кому они служат, и они не должны считать это странным.
Стихи 4−17. В данных стихах:
I. Гедеон, как храбрый военачальник, преследует остатки мадианитян и продолжает смело наступать. В самом начале врагу был нанесен самый сильный удар: пало же сто двадцать тысяч человек, обнажающих меч (ст. 10). Такое ужасное истребление совершили мадианитяне среди своих воинов и стали легкой добычей для Израиля. Но похоже, что два князя мадиамских имели лучшую возможность спастись бегством, чем остальные, и они вместе с 15000 людей перешли Иордан до того, как переправы были захвачены ефремлянами, и направились в свою страну. Гедеон посчитал, что он не полностью исполнит данное ему поручение спасти Израиль, если позволит им сбежать. Он не мог довольствоваться только изгнанием их из своей страны, а решил стереть их с лица земли (Иов 18:18). Это решение подкреплялось твердой уверенностью и увенчалось успехом.
1. Его твердость была достойна подражания. Он добивался своей цели, несмотря на неблагоприятное положение и огорчения, с которыми мог столкнуться.
(1) Он взял с собой всего лишь 300 воинов, которые теперь отложили свои трубы и светильники и взяли в руки мечи и копья. Бог сказал: «Этими тремя стами Я спасу вас (Суд 7:7)»; и, ограничиваясь этим обещанием, Гедеон взял с собой только их (ст. 4). От этих трехсот воинов, поддерживаемых обетованием, он ожидал больше чем от многих тысяч других, поддерживаемых только собственной смелостью.
(2) Они были утомлены, но преследовали врагов; они устали от этих событий, но желали сделать еще больше для своей страны, преследуя врагов. В нашей духовной войне должна участвовать сила, которой мы обладаем, даже если ее мало; именно так чаще всего происходит с истинными христианами: они ослабевают, но продолжают преследовать.
(3) Хотя он был огорчен своим же народом, хотя над ним и его планами подсмеивались, считая их неосуществимыми, но он продолжал свое дело. Если те, которые должны нам помогать исполнять свой долг, оказываются для нас препятствием, то это не должно отталкивать нас от них. Не умеют ценить благоволение Бога те, которые не умеют с презрением относиться к порицанию и оскорблениям людей.
(4) Он совершил длительный поход к живущим в шатрах (ст. 11) то ли в надежде, что они будут добрее к нему, чем жители Сокхофа и Пенуэла, которые жили в укрепленных городах (иногда больше щедрости и благотворительности можно найти в шатрах, а не в городских дворцах), то ли потому что на этой дороге его меньше ожидали и поэтому враги не были готовы к встрече с ним. Очевидно, что он не щадил сил, чтобы добиться полной победы. Теперь он увидел, что обладает большим преимуществом, имея 300 воинов, которые могут выносить голод, жажду и трудности. Похоже, как и раньше, он нападал на врагов ночью, когда стан стояч беспечно. Очень часто беспечность грешников приводит их к гибели, а опасность становится смертельной, когда ее меньше всего боятся.
2. Успех ободрял его быть решительным и усердным ради доброго дела. Он разгромил армию (ст. 11) и взял в плен двух царей (ст. 12). Отметьте: страх нечестивого придет на него. Кто думает, что ему удастся сбежать от меча Господа и Гедеона, тот бежит на него. Убежит ли он от оружия жепезного, — пронзит его лук медный, ибо грешников преследует зло.
II. Гедеон как праведный судья наказывает неверных израильтян, жителей Сокхофа и Пенуэла, принадлежащих колену Гада и живущих по ту сторону Иордана.
1. Их вина велика. Гедеон с горсткой ослабших воинов преследовал общего врага, чтобы довершить спасение Израиля. Его путь проходил вначале через город Сокхоф, а затем через Пенуэл. Он не требовал, чтобы городские власти встретили его с формальными почестями, приветствовали в связи с победой, вручили ключи от города и подписали мирный договор, тем более не требовал, чтобы они посылали свою армию помочь ему, хотя для этого у него были все права. Гедеон всего лишь попросил необходимой пищи для своих солдат, которые ослабели из-за ее отсутствия, и сделал это очень смиренно и настоятельно: «Дайте хлеба народу, который идет за мною» (ст. 5). Требование было бы благоразумным, если бы они были всего лишь бедными путниками, оказавшимися в беде, но, принимая во внимание тот факт, что они были воинами, суть зваными и избранными и верными (Откр 17:14) мужами, которых в высшей степени почтил Бог и которым Израиль был многим обязан, оказавшими великую услугу своей стране и продолжающими служить ей, учитывая, что они были победителями и имели право обложить их данью, что они сражались за Бога и Израиль, то жители этого города поступили бы правильно, если бы обеспечили их наилучшими продуктами, которые имелись у них. Но князья Сокхофа не боялись Бога и не стыдились людей, ибо:
(1) Презирая Бога, они отказались удовлетворить требования того, которого Бог поставил, чтобы спасти их; они оскорбили его, посмеялись над ним, с презрением отнеслись к его успехам, которыми он уже был прославлен, сомневались в успехе его нынешнего похода и сделали все возможное, чтобы помешать ему продолжить войну. Им хотелось верить, что остатки армии мадианитян, которые сейчас покидали их страну, будут для воинов Гедеона слишком сильными противниками: «Разве рука Залвея и Замана уже в твоей руке? Нет, и вряд ли будет». Они пришли к такому выводу, глядя на несоответствие в численности обеих армий.
(2) Сосуды их сострадания к братьям были закрыты; они были лишены не только любви, но и веры и не подали бы куска хлеба (читают некоторые) тем, кто умирал от голода. Разве это князья? Разве это израильтяне? Они были недостойны называться таковыми, ничтожные и презренные люди! Безусловно, они либо поклонялись Ваалу, либо были на стороне мадианитян. Жители Пенуэла так же ответили на ту же просьбу, бросая вызов мечу Господа и Гедеона (ст. 8).
2. Наказание, о котором Гедеон предупредил их, было вполне справедливым.
(1) Он не наказал их сразу, так как не хотел терять на это время и прерывать преследование бежавшего от него врага. Он не хотел наказывать их в пылу гнева, а предать их позору и привести в замешательство, когда завершит свое дело, казавшееся им неосуществимым.
(2) Но он сказал, как накажет их (ст. 7,9), чтобы показать свою уверенность в успехе и в силе Бога, чтобы, если в них осталось хоть малейшее зерно благодати и благоразумия, они могли после обдумывания раскаяться в собственном безрассудстве, смириться и придумать, как можно искупить свою вину, послав ему вслед помощь и продовольствие. Безусловно, если бы они это сделали, то Гедеон простил бы их. Бог предупреждает об опасности, дает время покаяться, чтобы у грешника была возможность бежать от грядущего гнева.
3. Они с пренебрежением отнеслись к этому предостережению; наказание хотя и было очень суровым, но и весьма справедливым.
(1) Первыми в качестве примера были наказаны князья Сокхофа. Гедеон узнал их количество семьдесят семь человек, их имена и места проживания; вся эта информация была написана ему (ст. 14). К их великому удивлению он вернулся победителем, хотя они думали, что ему вряд ли удастся одолеть мадианитян. Теперь триста мужей стали служителями его справедливости; они захватили всех этих князей и привели к Гедеону, который показал им своих Царских пленников в узах. «Вот эти воины, неравным соперником которых вы меня считали и поэтому не оказали мне помощь в их преследовании» (ст. 15). Он наказал их терниями и колючками, но, похоже, не до смерти. Этим наказанием:
[1] Он хотел доставить мучения их телам, бичуя или валяя их в терниях; так или иначе, но он терзал их тело (ст. 7). Кто судил, не оказывая милости, тому не было оказано милости. Возможно, Гедеон обратил внимание, что они слабые и изнеженные люди, которые оказали пренебрежение ему и его солдатам из-за своей грубости и некультурности, и поэтому Гедеон решил таким образом наказать их за женоподобные.
[2] Он наставлял их правильно мыслить: он учил ими жителей Сокхофа (ст. 16, англ. пер.). Он наказывал их не для того, чтобы уничтожить, а для того, чтобы научить и в будущем сделать лучше и мудрее. Он дал им понять (дословно) себя и собственное безрассудство, познать Бога и свой долг, узнать, кем был Гедеон, раз они не понимали этого, видя успех, которым Бог увенчал его. Отметьте: многих приходится учить терниями и волчцами страданий, ибо другим способом их обучить невозможно. Бог дает мудрость через розгу и обличение, вразумляет и наставляет и наказанием открывает ухо для вразумления. Хотя наш благословенный Спаситель был Сыном, но страданиями навык послушанию (Евр 5:8). Пусть каждый колючий терн и причиняющий боль волчец, особенно когда он становится жалом во плоти, именно так воспринимается и используется. «Тем самым Бог хотел научить меня; чему я научусь благодаря этому хорошему уроку?»
(2) Далее настала очередь жителей Пенуэла, и похоже, что с ними он обращался более сурово, чем с первыми; нет сомнений в том, что у него для этого были хорошие основания (ст. 17).
[1] Он разрушил башню Пенуэльскую, которой они славились и на которую уповали; возможно, они насмешливо предлагали Гедеону и его воинам спрятаться там, а не преследовать мадианитян. То, чем люди славятся, вполне справедливо становится их позором, когда уничтожается.
[2] Он перебил жителей города; не всех, возможно, не старейшин или князей, а только тех, которые оскорбляли его. Он убил некоторых жителей города, которые вели себя особенно дерзко и оскорбительно, чтобы напугать других и тем самым научить жителей Пенуэла.
Стихи 18−21. Суд начался с дома Божьего, со справедливого наказания жителей Сокхофа и Пенуэла, которые по происхождению были израильтянами, но на них не закончился. Цари мадиамские послужили для того, чтобы продемонстрировать победы Гедеона и украсить его торжество, а теперь они должны были получить по заслугам.
1. Они обвиняются в убийстве братьев Гедеона несколько ранее на горе Фавор. Когда сыны Израилевы из страха перед мадианитянами сделали себе ущелья в горах (Суд 6:2), то, похоже, обрели убежище на этой горе и там были обнаружены этими двумя царями, которые хладнокровно и жестоко убили их. Когда Гедеон спрашивал их: «Каковы были те, которых вы убили?», то делал это не потому, что не был уверен в этом или нуждался в доказательствах совершенного ими преступления; он не был настолько равнодушен к пролитию крови своих братьев, чтобы не спрашивать об этом до сего момента, равно как и эти гордые тираны не старались скрыть этот факт. Он задал этот вопрос, чтобы благодаря их собственному признанию, а не из-за простой схожести людей, которых они убили, их вина предстала более отвратительной, и, следовательно, тогда их наказание было бы более справедливым. Цари не могли не признать, что хотя в то время те пребывали в жалком и презренном положении, но при этом выглядели величаво не так, как Гедеон в то время: каждый имел вид сынов царских, рожденных для великих дел.
2. Доказав их виновность в этом деле благодаря их собственному признанию, Гедеон решил выступить в роли мстителя за кровь, являясь ближайшим родственником убитых, хотя, как судья Израиля, мог предать их смерти за зло, причиненное его народу в общем, как Орива и Зива (Суд 7:25). «Это были братья мои», сказал он (ст. 19). Их другие преступления можно было простить, по крайней мере, Гедеон не убивал бы их сам; пусть отвечают за свои преступления перед народом; но голос крови братьев его возопил к нему, и теперь он обладал властью отмстить за нее, поэтому не было другого средства, и он сам должен был пролить их кровь, хотя они были царями. Они не думали, что так скоро им придется услышать это, но убийство редко остается ненаказанным даже в этой жизни.
3. Гедеон сам казнил их собственной рукой, ибо был мстителем за кровь; вначале он велел своему сыну убить их, ибо он был ближайшим родственником убитых и мог стать заместителем и представителем отца; тем самым Гедеон хотел научить его быть смелым, верша правосудие (ст. 20).
(1) Но юноша захотел, чтобы его избавили от этой обязанности; хотя они были связаны и не могли оказать сопротивления, но он был молод еще и боялся, так как не привык к таким делам: смелость не всегда передается с кровью.
(2) Сами пленники захотели, чтобы Гедеон казнил их (ст. 21); они просили: раз им придется умереть, то умереть от его руки; для них это было бы почетнее и легче, ибо благодаря его великой силе они скорее были бы казнены и избавились от боли: по человеку и сила его. То ли они подразумевали себя (эти мужи обладали такой силой, которая требовала более крепкой руки, чем у юноши, чтобы их казнить быстро), то ли Гедеона: «Ты сейчас пребываешь в расцвете сил, а он еще не достиг этого расцвета, поэтому ты исполни приговор». От достигших зрелости ожидают больше дел согласно их возрастанию. Гедеон быстро казнил их и взял пряжки, бывшие на шеях верблюдов их украшения в виде луны (написано на полях), которые были знаками, подтверждающими их царственность, или, скорее, их приверженность идолопоклонству, ибо символом Астарты была луна, а Ваала солнце. Вместе с ними он взял все их другие украшения, что следует из ст. 26, где мы читаем, что он не использовал их так, как нужно. На истребление этих двух царей, равно как и на убийство двух князей мадиамских (Суд 7:25), впоследствии ссылаются как на повод молиться о гибели остальных врагов Церкви (Пс 82:12): «Поступи с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом; пусть все они будут убиты подобным образом».
Стихи 22−28. Данные стихи свидетельствуют:
I. О похвальной скромности Гедеона, который после великой одержанной им победы отказался от руководства, предложенного ему народом.
1. Они поступили честно, сделав ему это предложение: владей нами, ибо ты спас нас от руки мадианитян (ст. 22). Они считали весьма благоразумным, чтобы он, пройдя через трудности и опасности их избавления, насладился славой и властью, которая давала ему право повелевать ими; они хотели, чтобы тот, который в сложившейся критической ситуации явил знаки Божьего присутствия с ним, впоследствии руководил их делами. Давайте посмотрим, как это касается Иисуса Христа: Он спас нас от рук наших врагов, наших духовных врагов, наихудших и самых опасных, и поэтому вполне подходит для того, чтобы руководить нами, ибо кто может руководить лучше Того, Кто показал, что имеет большое влияние на небесах и оказывает великую милость на этой земле? Мы спасены для того, чтобы служить Ему небезбоязненно (Лк 1:74−75).
2. Он поступил благородно, отказавшись от этого предложения: «Я не буду владеть вами» (ст. 23). Он спасал их для того, чтобы послужить им, а не руководить ими: чтобы защитить их от опасности, сделать спокойными и счастливыми, а не для того, чтобы возвеличить или прославить себя. А так как он не был человеком амбициозным и не стремился к богатству, то и не жаждал этого права для своей семьи: «Мой сын не будет владеть вами, ни пока я жив, ни после моей смерти, Господь да владеет вами и поставляет вам судей по особому указанию Своего Духа, как Он делал это раньше». Эти слова свидетельствуют:
(1) О его скромности и невысоком мнении о самом себе и собственных заслугах. Он считал, что слава, сопутствовавшая его добрым делам, была достаточно хорошим вознаграждением за все его служения, и он не нуждался в славе, сопутствовавшей руководству. А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою.
(2) О его набожности и высоком мнении о руководстве Бога. Возможно, он заметил, что людям не нравится теократия или божественное правление, что они хотят иметь царя, как другие народы, и используют его заслуги как благовидный предлог для такой смены формы правления. Но Гедеон ни в коем случае не хотел допустить этого. Ни один благочестивый человек не захочет, чтобы ему воздавались почести, которые принадлежат только Богу. Или во имя Павла вы крестились? (1Кор 1:13).
II. О его неправильных стараниях сохранить память об этой победе с помощью ефода, сделанного из наилучшей добычи.
1. Он попросил сынов израильских дать ему серьги из захваченной добычи, ибо у них было много подобных украшений, снятых с убитых. Он попросил украшения то ли потому что они изготовлялись из наилучшего золота и поэтому лучше других вещей подходили для религиозного использования, то ли потому что серьги несли в себе некое суеверное значение, которое он также считал благоприятным. Аарон потребовал серьги, чтобы сделать золотого тельца (Исх 32:2). То же попросил Гедеон (ст. 24). У него были основания полагать, что предлагавшие ему венец, когда он отказался от него, не откажутся дать ему свои серьги, когда он попросит об этом; так они и сделали (ст. 25).
2. Он также Добавил свою добычу, отнятую у царей мадиамских, которая, похоже, досталась ему после раздела (ст. 26). Военачальники получали наилучшую часть добычи разноцветную одежду (Суд 5:30).
3. Из всего принесенного Гедеон сделал ефод (ст. 27). Для этого он имел весьма благовидный предлог, ибо хотел сохранить память о божественной победе в городе судьи, но поступил весьма неосмотрительно, сделав памятник в виде ефода части священной одежды. Я бы с радостью наилучшим образом истолковывал действия благочестивых людей, каким несомненно был Гедеон, но у нас есть основания подозревать, что этот ефод, как обычно, также имел терафим (Ос 3:4) и что, имея уже построенный по божественному повелению жертвенник (Суд 6:2), он ошибочно вообразил, что может использовать его для жертвоприношений, которые хотел совершать, чтобы услышать пророчества, необходимые в сомнительных ситуациях. Так полагает образованный д-р Спенсер. В то время каждое колено имело свое правление, и поэтому они также захотели иметь в своей среде религию. Во всей истории судей мы очень мало читаем о Силоме, где находился ковчег. Иногда согласно божественному постановлению и довольно часто из-за согрешений людей тот закон, который обязывал людей поклоняться только у одного жертвенника, похоже, религиозно не соблюдался, как ожидалось, равно как и в последующие времена, когда даже во время царствования благочестивых царей высоты не были отменены. Из всего этого мы можем сделать вывод, что этот закон имел продолжение в прообразе Христа, ибо только благодаря Его посредничеству Бог принимает все наши служения.
Поэтому, сделав ефод, Гедеон согрешил то ли по неведению, то ли из-за необдуманности, хотя имел добрые намерения. Силом находился недалеко, но в колене Ефрема, а это колено совсем недавно выразило свое недовольство им (ст. 1), и это, возможно, послужило причиной того, что ему не хотелось часто (всякий раз, когда этого требовала ситуация) появляться среди них, чтобы посоветоваться с пророчеством, и поэтому он захотел иметь такое же место поблизости. Однако его намерения были честными, и вначале это не приносило особого вреда, но со временем (1) стали все Израильтяне блудно ходить туда, то есть они оставили Божий жертвенник и священство, так как им понравилась эта новизна и они были склонны к идолопоклонству; свое особое уважение к ефоду они оправдывали тем, что его сделал такой благочестивый человек, как Гедеон, и постепенно их отношение к нему становилось более и более суеверным. Отметьте: многие сворачивают на ложные пути из-за одного неправильного шага благочестивого человека. Когда человек начинает грешить, особенно увлекается идолопоклонством и самовольным поклонением, то это подобно прорыву воды, это выразилось в фатальной порочности римской церкви, поэтому оставь его, прежде чем он разгорелся.
(2) Это стало сетью для самого Гедеона, который в преклонном возрасте охладел к дому Божьему и привязался к своему дому, а в результате из-за этого был втянут в грех, который погубил его семью.
III. Об удачном ходатайстве Гедеона о покое для Израиля (ст. 28). Мадианитяне, которые в течение долгого времени нападали на них, не беспокоили их более. Хотя Гедеон не присвоил себе славу и власть царя, но управлял страной как судья и делал все возможное для блага своего народа; в результате покоилась земля сорок лет. До сего момента периоды в жизни Израиля исчислялись сорока годами. Гофониил судил сорок лет, Аод восемьдесят (два раза по сорок), Варак сорок лет, и теперь Гедеон тоже сорок лет. Так распорядилось провидение, чтобы напоминать им о сорока годах их блуждания в пустыне. Сорок лет Я был раздражаем родом сим (см. также Иез 4:6). После этого по сорок лет руководили: Илий (1Цар 4:18), Самуил и Саул (Деян 13:21), Давид и Соломон. Сорок лет таков был срок.
Стихи 29−35. Данными стихами заканчивается история Гедеона.
1. Он жил со своей семьей (ст. 29), не возгордился своими великими почестями, не жаждал дворца или замка в качестве места обитания, а удалился в свой дом, где жил до своего возвеличения. Так же смелый Римлянин, Который в связи с чрезвычайной ситуацией был оторван от своего плуга, чтобы руководить армией, после похода вновь вернулся к своему плугу.
2. Его семья умножилась. У него было много жен (тем самым он нарушил закон), и от них у него было семьдесят сыновей (ст. 30); а от одной наложницы у него был сын, которого он назвал Авимелех (что означает мой отец царь); этот сын и стал причиной гибели его семьи (ст. 31).
3. Гедеон умер с почестями в преклонном возрасте и прожил столько лет, сколько смог служить Богу и своей стране; а кто желал бы жить дольше? Он был погребен во гробе отца своего Иоаса.
4. После его смерти народ развратился, и все его усилия свелись к нулю. Как только умер Гедеон, который следил, чтобы его народ поклонялся Богу Израиля, они почувствовали, что больше их ничто не ограничивает, и тогда стали блудно ходить вслед Ваалов (ст. 3З). Вначале они начали блудно ходить за ефодом (ст. 27), поводом для чего послужил неверный поступок Гедеона, предоставивший им эту возможность), а теперь стали блудно ходить вслед иного бога. Неправильное поклонение открывает путь многим ложным божествам. Теперь они выбрали нового бога (Суд 5:8) бога с новым именем Ваалвериф (богиню, как говорят одни); другие же полагают, что слово Вериф означает название местности, где финикийцы поклонялись этому идолу. Это имя означает Господь завета. Возможно, так его называли на том основании, что поклоняющиеся были объединены с ним заветом, в подражание завету, заключенному Богом с Израилем, ибо дьявол подражает Богу. В данной ситуации, когда Израиль восстал и впал в идолопоклонство, он продемонстрировал:
(1) Свою великую неблагодарность по отношению к Богу (ст. 34): «Они не вспомнили Господа, Бога своего, Который не только отдал их в руки врагов, чтобы наказать за идолопоклонство, но также избавил их из руки всех врагов, чтобы они вновь стали служить Ему»; они забыли и суд и милость, а также произведенное ими впечатление.
(2) Великую неблагодарность Гедеону (ст. 35). За все благодеяния, которые он сделал Израилю как отец своей страны, они не оказали милости его семье после его смерти, хотя должны были это сделать. Именно так мы должны демонстрировать свою благодарность нашим друзьям и благодетелям, чтобы отплатить за их добро, когда они уйдут. Но Израиль не оказал милость семье Гедеона, о чем мы узнаем из следующей главы. Неудивительно, что забывшие своего Бога забывают своих друзей.
толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 8 глава