IX. ОБРЯДОВЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ (Гл. 24)
В главе 23 описаны ежегодные праздники. Теперь речь пойдет о ежедневном и еженедельном служении Господу.
24:1−9 Чистый елей, выдавленный из оливок, должен был постоянно гореть на золотом светильнике пред Господом. Двенадцать хлебов раскладывались в два ряда на столе для хлебных приношений и менялись каждую субботу. Ливан, упомянутый в стихе 7, принадлежал Господу. Его приносили Иегове, когда забирали и отдавали священникам в пищу старый хлеб.
24:10−23 Здесь мы неожиданно встречаем рассказ о сыне израильтянки (отцом которого был египтянин), которого закидали камнями за то, что он злословил Бога (ст. 10−16,23). Из этого отрывка мы видим, что закон был один для всех в стане — и для чистокровных евреев, и для иноплеменников (ст. 22). Богохульство, как и убийство, каралось смертью (ст. 14,16,17,23). (Иудеи, судя по всему, ссылались именно на этот закон против богохульства (ст. 16), когда они сказали: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он [Господь Иисус] должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» [Ин 19:7]). Судя по всему, за некоторые другие преступления можно было заплатить штраф (ст. 18,21). Кроме того, рассказ о наказании за богохульство напоминает нам о том, что:
«возмещение убытков было основным принципом закона; последствия правонарушений должны быть исправлены. Снисходительность лишила закон его силы. Сегодня западный мир смеется над законом возмещения, но мудрые люди его не отвергают. (а) В древнем обществе наказание часто было намного суровее преступления. Поэтому наказание, следующее за преступлением, уже было важным шагом к истинной справедливости. (б) К тому же, перевоспитание преступников (альтернатива, которую предлагают чаще всего) — это слишком субъективная форма наказания. Кто решает, перевоспитался человек, или нет? Кто определяет, можно ли возвращать его в общество? Сегодня преступникам дают небольшие сроки, но что будет завтра? Истиная справедливость — это око (и не более) за око.» (Каждодневные заметки Союза Писания)
В стихах 1−9 Израиль описан таким, каким хотел видеть его Бог. В стихах 10−16 богохульник представляет Израиль таким, каким он стал в действительности: богохульствующим и злословящим Бога («Кровь Его на нас и на наших детях»).
комментарии МакДональда на Левит, 24 глава