Б. Законы о повседневной жизни (Гл. 19)
19:1−25 Все заповеди о святой жизни основаны на словах «Ибо свят Я Господь, Бог ваш» (ст. 2). В этом разделе содержатся различные повеления о том, как вести себя в повседневной жизни.
Отец и мать должны были пользоваться уважением и почитанием (ст. 3) — пятая заповедь.
Суббота должна была быть днем, посвященным Господу (ст. 3) — четвертая заповедь.
Запрещалось поклонение идолам (ст. 4) — вторая заповедь.
Есть мирную жертву на третий день не позволялось (ст. 5−8).
Во время жатвы хозяин должен был оставлять немного пшеницы на краях поля для бедных и странников (ст. 9,10). Урожай с поля и виноград — это только примеры, а не полный список того, что нужно оставлять бедным.
Запрещались также воровство, мошенничество и обман (ст. 11) — восьмая заповедь.
Кроме того, закон запрещал ложные клятвы именем Господа (ст. 12) — третья заповедь.
Запрещалось притеснять ближнего, грабить его и удерживать плату за труд, положенную работникам (ст. 13).
Запрещалось злословить глухого или заставлять слепого спотыкаться (ст. 14). Народ должен был почитать Иегову, уважая друг друга (25:17). Боящиеся Господа должны были проявлять доброту по отношению к инвалидам (ст. 14), старикам (ст. 32) и бедным (25:26,43).
Запрещалось лицеприятие в суде (ст. 15)
Запрещалось клеветать и покушаться на жизнь ближнего (ст. 16).
Запрещалось питать ненависть по отношению к брату: «Обличи ближнего и не понесешь за него греха» (ст. 17). Дела следовало вести открыто и честно, чтобы ни у кого не возникло тайной вражды, ведущей к явному греху.
Запрещалось мстить и питать злобу к ближнему (ст. 18). Во второй части стиха 18, «люби ближнего твоего, как самого себя», подытожен весь закон (Гал 5:14). Иисус назвал эту заповедь второй по важности (Марк 12:31). Самая главная заповедь приводится во Второзаконии (6:4,5).
Стих 19 говорит о том, что нельзя скрещивать животных ради выведения мулов. Под словом «скот» здесь подразумеваются животные в целом.
Запрещалось также засеивать поле разными сортами семян или носить одежду, сделанную из разнородных нитей — шерсти и льна. Бог настаивает на том, чтобы избранный народ был отделен от мира, и на этих наглядных примерах Он учил людей отвращаться от греха и скверны.
Если человек вступал в незаконные отношения с рабыней, обрученной с другим, то обоих наказывали, а мужчина должен был принести жертву повинности (ст. 20−22).
Поселившись в Земле Обетованной, первые три года израильтяне не должны были срывать плоды с деревьев. На четвертый год плоды приносились Господу; плоды пятого года можно было есть (ст. 23−25). Возможно, плоды четвертого года отдавали левитам, или, как считает один комментатор, съедали перед Господом — как часть второй десятины.
19:26−37 Помимо всего прочего, запрещалось также есть мясо с кровью (ст. 26а); заниматься колдовством (ст. 26б); стричь волосы, как это делают идолопоклонники (ст. 27); делать надрезы на теле в знак скорби по умершим (ст. 28а); наносить на тело письмена, подобно язычникам (ст. 28б); делать дочь проституткой, как это часто происходило в языческих религиях (ст. 29); осквернять субботу (ст. 30); обращаться к гадателям и вызывающим духов умерших (ст. 31). Старших нужно было почитать (ст. 32), а по отношению к странникам проявлять доброту и гостеприимство (ст. 33−34). Всякое дело следовало вести честно (ст. 35−37).
комментарии МакДональда на Левит, 19 глава