VIII. ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ (Гл. 23)
A. Суббота (23:1−3)
В этом разделе даются законы, связанные с религиозным календарем Израиля. Устами Моисея Господь заповедал израильтянам проводить в праздничные дни священные собрания.
После шести рабочих дней седьмой день, суббота, должен быть днем покоя. Это был единственный еженедельный праздник.
Б. Пасха (23:4−5)
Пасха Господня праздновалась в четырнадцатый день первого месяца (Нисана, или Авива). В этот день израильтяне вспоминали о своем освобождении из Египта. Пасхальный агнец — это прообраз Христа, Агнца Божьего, нашей Пасхи (1Кор 5:7), чья кровь пролилась, чтобы искупить нас от рабства греха. Он умер не при Сотворении мира, а тогда, когда пришла полнота времени (Гал 4:4−6).
B. Праздник Опресноков (23:6−8)
Праздник Опресноков отмечался вместе с Пасхой. Он длился семь дней, начиная со следующего дня после Пасхи — т. е., с пятнадцатого дня месяца Нисана до двадцать первого. Названия этих праздников часто используются синонимично. В течение этих семи дней в домах иудеев не должно было быть никаких дрожжей (закваски). Закваска в Писании символизирует грех. Этот праздник означает жизнь без закваски порока и лукавства, жизнь «с опресноками чистоты и истины» (1Кор 5:8). Между Пасхой (которая символизирует наше искупление) и Праздником Опресноков (который напоминает о том, что мы должны жить в святости) нет никакого перерыва. Евреи до сих пор едят во время этого праздника пресный хлеб, который называется «маца». Когда мацу готовят, тесто прокалывают, и после выпечки хлеб получается полосатым. Этот пресный хлеб служит прообразом безгрешного Мессии. Он был пронзен за нас, и ранами Его мы исцелились.
Г. Праздник Жатвы (23:9−14)
На второй день Праздника Опресноков (в день после субботы, то есть, в первый день недели) совершалось вознесение снопа жатвы. Этот праздник назывался также праздником начатков (первых плодов). После этого праздника начинался сбор урожая ячменя — зерновой культуры, которая созревала первой. В знак благодарности за урожай Господу возносили сноп ячменя. Вместе с ним также приносили жертву всесожжения и хлебное приношение. Этот первый урожай считался залогом большего урожая в будущем, что служит прообразом воскресения Христа — «Христос... первенец из умерших» (1Кор 15:20). Его Воскресение гарантирует всем, кто верит в Него, что они тоже обретут бессмертие через воскресение.
Д. Праздник Седмиц (23:15−22)
23:15−22 Праздник Седмиц (евр. шаву-от), или Пятидесятница (греч. «pente-cost» означает в переводе «пятьдесят»), праздновался по прошествии пятидесяти дней после пасхальной субботы. Это был праздник урожая. Народ благодарил Бога за начало жатвы пшеницы. Начатки урожая пшеницы приносились Господу вместе с жертвой всесожжения, новым хлебным приношением, возлиянием и мирной жертвой. Согласно иудейскому преданию, в этот день Моисей принял закон. Сам праздник служит прообразом схождения Святого Духа, которое произошло в День Пятидесятницы. С этого дня началась история Церкви. Приношение вознесения состояло из двух хлебов, испеченных из пшеничной муки нового урожая (это было единственным приношением, содержащим закваску). Эти два хлеба символизируют иудеев и язычников, из которых Бог создал «одного нового человека [во Христе]» (Еф 2:15).
После Пятидесятницы наступал долгий период (около четырех месяцев), когда не было никаких праздников. Этот период символизирует время Церкви, в течение которого мы с нетерпением ожидаем возвращения Спасителя.
Е. Праздник Труб (23:23−25)
Праздник Труб приходился на первый день седьмого месяца. Звуки труб призывали израильтян на священное собрание. У них было десять дней для испытания совести и покаяния. Десятидневный период заканчивался Днем Искупления. Эти десять дней символизируют время, которое пройдет между возвращением израильтян на свою землю и покаянием всей нации. С этого дня начинался год по еврейскому (нерелигиозному) календарю. Сегодня этот день называется «Рош Хашана» (евр. «глава года»). Некоторые усматривают в этом празднике прообраз и другого дня, когда все святые соберутся, чтобы встретить Господа в воздухе, и произойдет Восхищение Церкви.
Ж. День Искупления (23:26−32)
День Искупления (евр. «Йом Киппур») праздновался в десятый день седьмого месяца. Подробнее о праздновании этого дня можно прочитать в главе 16. Этот день служит предзнаменованием национального покаяния Израиля, когда верующий остаток придет к Мессии и будет прощен (Зах 12:10; 13:1). Почти в каждом стихе, где говорится о Дне Искупления, Господь повторяет заповедь, запрещающую работать в этот день.
Единственным человеком, на которого эта заповедь не распространялась, был первосвященник. Заповедь сопровождается также словами Господа о том, что Он уничтожит всякого, кто нарушит ее. Это сказано потому, что спасение дается нам «не по делам праведности, которые бы мы сотворили» (Тит 3:5). Никакие человеческие дела не могут участвовать в удалении наших грехов. Только то, что совершил Христос, и Он один, является источником вечного спасения. «Смирять души ваши» (ст. 27,29) означает поститься. Даже в наше время для религиозных евреев этот день является днем поста и молитвы. Несмотря на то, что День Искупления перечислен среди праздников Иеговы, на самом деле он был скорее днем поста, а не широкого празднества. Однако, после того, как с грехом было покончено, вместе с Праздником Кущей приходило время радости.
З. Праздник Кущей (23:33−44)
Праздник Кущей (евр. «суккот», что в переводе значит «шалаши»), начинался в пятнадцатый день седьмого месяца. На протяжении семи дней израильтяне жили в кущах (шалашах) (ст. 42), что символизировало окончательный покой и последнюю жатву, когда Израиль будет в безопасности на своей земле во время Тысячелетнего Царства. Праздник Кущей назывался также праздником собирания плодов (Исх 23:16). Этот праздник, как и некоторые другие, упомянутые в данной главе, ассоциировался с жатвой. Две субботы могут служить символами Тысячелетнего Царства и Вечного Покоя. Мойше и Сейл Розен так описывают Праздник Кущей:
«Евреи строили похожие на шалаши сооружения и жили в них во время праздника, что должно было напоминать им о временных жилищах, которые были у Израиля в пустыне. И по сей день многие иудеи строят для этого праздника открытые хижины с тремя стенами. Хижины украшаются ветвями и осенними фруктами — в напоминание о жатве. Все, кто могли, приходили каждый год в Иерусалим на этот праздник урожая. Храмовое богослужение в эти дни включало в себя ритуальное черпание воды из купальни Силоам. Обряд символизировал моление о зимнем дожде. Именно в это время Иисус сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7:37−38).
После окончательного Дня Искупления Израиля в Иерусалиме снова будет праздноваться Праздник Кущей (Зах 14:16). Посредством этих праздников Господь многому учил избранный народ. Учил Он его и тому, что между духовной и физической стороной жизни существует тесная связь. Времена изобилия и благословения были временем радости пред Господом. Именно Он ежедневно посылал им в изобилии все нужное для жизни. Праздники урожая служили средством выразить благодарность народа за благость Господа.
Обратите внимание на то, как часто повторяется заповедь, запрещающая повседневный труд даже рабам в эти дни (ст. 3,7,8,21,25,28,30,31,35,36).
В праздниках Иеговы можно проследить определенную хронологическую последовательность. Суббота возвращает нас к тому дню, когда Бог покоился, сотворив небо и землю. Пасха и Праздник Опресноков свидетельствуют о Голгофе. Затем наступает Праздник Жатвы, символизирующий Воскресение Христа. День Пятидесятницы предвещает сошествие Святого Духа. Затем, обращаясь к будущему, мы видим в Празднике Труб Израиль, который снова соберется вместе. День Искупления предвещает тот день, когда остаток Израиля раскается и признает Иисуса Мессией. Наконец, Праздник Кущей символизирует Израиль в Тысячелетнем Царстве Христа.
комментарии МакДональда на Левит, 23 глава