Псалом 9:1−21: День воздаяния
Если заголовок в арамейской рукописи верен, то в этом псалме Давид празднует свою победу над Голиафом. Но взгляд его явно устремлен, помимо этой победы, в будущее, когда Бог одержит окончательную победу над Своими врагами. Данный псалом представляет собой акростих, соответствующий первой половине древнееврейского алфавита.
9:1−3 Сладкого певца Израилева восхищают все чудеса Божии. В этом псалме Давид задумывается не столько о Его свершениях в замысле творения или искупления, сколько о Его чудесных делах истребления врагов Израиля. Всю славу Давид воздает Богу, не приписывая никаких заслуг ни себе, ни человеческому оружию или человеческой доблести. Всеми фибрами души он ощущает потребность восхвалять и превозносить Бога, петь имени Всевышнего. Этот пример любви и преданности Господу заставляет многих из нас осознать, какими холодными и черствыми мы нередко бываем.
9:4−5 Далее Давид упоминает эпическую Божию битву, хотя окончательного исполнения его прорицаний не произойдет до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. От одного Его вида враги будут обращены назад, они дрогнут и побегут. Они преткнутся в паническом смешении рядов и погибнут, не успев спастись бегством. Праведных в этот день оправдает Царь, восседающий на Своем славном престоле. И вся земля наконец ощутит, что означает праведный суд.
9:6−7 Языческим притеснителям будет вынесен суровый приговор, а всех врагов Израиля ждет вечное забвение оттого, что Бог вознегодовал на них. Они будут погребены под руинами своей хваленой цивилизации. Города, которые сейчас считаются едва ли не вечными, окажутся начисто стерты с лица земли. Такие названия, как Вашингтон, Москва или Оттава, будут навсегда забыты.
9:8−9 Все враги исчезнут, но Господь пребывает вовек, оставаясь таким же праведным и верным, каким был всегда. Его престол сияет славою, и с него Он будет править миром в абсолютной правоте. Он с каждым поступит справедливо. Павел приводит первую часть стиха 9 в своей речи в Афинах, объясняя, что совершаться грядущий суд будет через воскресшего Господа Иисуса Христа: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян 17:30,31).
9:10−11 Он возвысится, словно высокая башня, станет прибежищем каждому угнетенному на земле. Все, знающие имя Его, будут уповать на Него, ясно понимая, что Он всегда оправдывал доверие Своего народа.
9:12−13 Израиль не только будет петь хвалу Господу, но также исполнит свое миссионерское предназначение среди языческих народов, вспоминая чудесные дела Божьего избавления и объясняя, что Тот, Кто взыскивает за кровь Своего народа, не был в конечном счете безразличен к его страданиям — что молитвы Израиля не остались без ответа.
9:14−15 Но благоденствие тысячелетнего Царства еще не пришло. Стихи 14 и 15 стремительно возвращают нас в горестное настоящее! Давид все еще вынужден просить Господа: «помилуй меня», чтобы обрести защиту от врагов, и тогда во вратах дщери Сионовой снова зазвучит эхо его радостных песен восхваления Бога.
9:16 Затем Давид еще раз обращается к будущему, когда антисемитские народы сами попадут в яму, которую они выкопали для иудеев, и сами запутаются в сети, которую они расставили для древнего Божьего народа. История повторяется — это будет еще один пример, подобный тому, как Амана повесили на виселице, которую он приготовил для Мардохея.
9:17 Господь снова явит Себя, как Тот, Кто подводит справедливый итог, заставляя безбожных пожинать то, что они посеяли. Бог поругаем не бывает. Смысл слова «селах» неясен. Возможно, оно означает «усиление» (см. примечания к Пс 3).
9:18 Когда Давид говорит, что обратятся нечестивые в ад (древнееврейское слово sheol), значение этого слова не ограничивается бестелесным состоянием умерших или их пребыванием в могиле. Контекст требует, чтобы под этим словом понимался именно ад, преисподняя. Такая участь ждет все народы, забывающие Бога.
9:19 Не менее достоверна та истина, что не навсегда забыт будет нищий. Нокс перевел это следующим образом: «терпение обездоленных не будет напрасным». Все их надежды сбудутся в день наступления миллениума, тысячелетнего Царства.
9:20−21 Размышления Давида о грядущем праведном правлении порождают мечту о его скорейшем наступлении. Мечта эта выражена в молитве Давида — восстань, Господи, чтобы разрушить замыслы людей и судить народы. Представ перед лицом Всемогущего Судии, они с ужасом поймут, что в действительности они всего лишь ничтожные, смертные люди.
Псалом 9:22−39: Враг общества номер один
Здесь псалмопевец выстраивает акростих, основанный на второй половине древнееврейского алфавита, чтобы описать величайшего злодея. Поскольку этот «главный враг общества» предстает воплощением греха, для нас естественно провести параллель с текстом, где упомянут «человек греха», который появится в начале семи лет Великой скорби. Это «сын погибели», который будет противостоять, превознося сам себя, всему, что считается божеством или объектом поклонения. Утвердившись в храме Божием в Иерусалиме, он провозгласит себя Богом (2Фес 2:3−4). Тем, кто откажется поклоняться ему, грозят экономические санкции, гонения и даже смерть.
Молчание Бога (9:22)
В этом стихе мы встречаем вопрос, который рано или поздно возникает у каждого из нас: почему Бог хранит молчание, когда невинные страдают, и беспрепятственно господствуют нечестивые? Именно такие загадки заставляют нашу веру проявиться в делах, пробуждают в нас силы верить, когда мы не в состоянии понимать, и порождают готовность терпеть до конца.
Молитва угнетенных (9:23)
В своей нестерпимой заносчивости нечестивый жестоко преследует беспомощных святых. Найдется ли для таких беззаконников более справедливое воздаяние, чем в результате пострадать именно от тех ухищрений, которые они сами вымышляют для праведных?
Характеристика врага (9:24−32)
9:24−25 Нечестивый обычно хвалится своими замыслами. В своем безумном стремлении к богатству он богохульствует, пренебрегает Господа, ибо поклонение золотому тельцу означает отречение от Бога. Он живет как самодовлеющий хозяин жизни. У него не возникает потребности в Боге, и он живет так, как будто «нет Бога» и не было.
9:26−27 Все происходящее словно бы оборачивается ему на пользу; каким-то образом он избегает несчастий, преследующих остальное человечество. Правила, установленные Богом для Своего народа, далеки от нечестивого; он не может уразуметь ни духовные истины, ни божественные первоначала. Он смотрит на всех врагов своих с презрительной усмешкой; ничто и никогда не в силах повредить его благополучию, считает он. Пока он жив, ему гарантировано беззаботное существование.
9:28−29 Вокруг него, кажется, даже воздух пропитан безбожием. Если он кого-то не обманывает, значит, он кого-то шантажирует! Похоже, он никогда не говорит о чем-то хорошем; только о злых и беззаконных делах. Как все воры и разбойники, он в безлюдных, потаенных местах подстерегает невинного; нападает из своей засады на прохожих. Он постоянно высматривает ничего не подозревающую и беспомощную жертву.
9:30−32 Как лев в логовище, он выжидает, готовясь кинуться на свою добычу. Он, словно охотник, завлекает ее в сети свои, для грабежа, вымогательства, шантажа, порабощения или уничтожения. Несчастная жертва бывает совершенно сражена и подавлена мощным напором беззаконника. Придя в отчаяние, попавший в беду человек думает, что Бог забыл о нем, куда-то отвернулся и не увидит никогда, какое несчастье произошло с Его сыном.
Плач верных (9:33−39)
9:33−34 Но уже пришло время для вмешательства Господа, чтобы Он воздел руку Свою для суда над угнетателем и защиты угнетенных. Разве можно допустить, чтобы силы зла продолжали упорствовать в своем беззаконии и безбожии? Разве можно позволять нечестивым думать в сердце своем, будто бы Бог никогда не взыщет с них за преступления?
9:35−36 Бог все видит. Он ведет точный учет каждой несправедливости и каждого беззакония, чтобы сполна воздать за них в грядущий день суда. Поэтому не напрасно предает себя бедный Богу. Разве Бог не подтвердил на деле, что Он помощник сироте? Господь ответит на плач верных, сокрушив мышцу нечестивому и злому и высветив до последней пяди бездну их нечестия, ничего не оставляя безнаказанным.
9:37 Придет день возмездия, когда царства мира сего сменятся Царством нашего Господа и Его Христа. Тогда нечестивые и преследующие верных язычники навеки исчезнут, как предрекает Исаия:
«Вот, в стыде и посрамлении останутся все раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Ис 41:11−13).
9:38−39 Мы можем быть совершенно уверены, что Господь услышит и не оставит без ответа молитвы смиренных. Он даст им благодать для каждого испытания, склонится, чтобы дать справедливый суд сироте и угнетенному.
Благодарение Богу, грядет день, когда человек на земле не будет более устрашать бедных и беззащитных!
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 9