Псалом 79: Десница Бога
Печаль и вздохи, пронизывающие множество псалмов, продолжаются и здесь. Израиль сначала сравнивает себя со стадом, потом — с лозой, моля о прощении и возрождении.
79:2−4 Это обращение к Пастырю Израиля. Такое имя Бога упоминается в благословении Иаковом Иосифа — «Пастырь и твердыня Израилева» (Быт 49:24). Это Он вывел Иосифа, как овец, из Египта в Ханаан. Это Он в облаке славы воссел на престоле на херувимах, крылья которых осеняют крышку ковчега в Святом святых. Но теперь кажется, что Он оставил Израиль, святилище разрушено, и в этой молитве Его призывают воссиять в милости, помочь Ефрему, Вениамину и Манассии. Эти три колена возглавляли процессию, в которой сыны Каафовы несли ковчег. Здесь они символизируют собой весь Израиль. Они отчаянно желают, чтобы Бог воздвигнул силу Свою (мы сказали бы, «напряг Свои мускулы») и пришел к ним на помощь. Они просят восстановить их, освободить из плена. Если бы только лицо Его обратилось к ним с состраданием, они могли бы быть уверены в своем избавлении.
79:5−8 Ужасное отчуждение пролегло между Израилем и Господом, Богом сил (Иегова Элохим Саваоф). Его гневят не только их грехи, но и даже их молитвы. Он кормит и поит их слезами. Он сделал их поводом для раздора и пререкания их языческих соседей, и они являются мишенью для жестоких шуток своих врагов. Есть только один выход из сложившейся ситуации — чтобы Боже сил (Элохим Саваоф) взглянул на них в Своей благодати и спас.
79:9−12 Бог перенес Израиль из Египта, как нежную виноградную лозу. Для того, чтобы посадить ее в земле обетованной, Он выгнал оттуда хананеян. Как владелец виноградника пропалывает землю и обрабатывает ее, так Господь старался ради Своего народа. Пересадка прошла успешно. Лоза укоренилась, народ умножался и наполнил землю. Лоза стала процветать, ее слава была выше гор, она была мощнее кедров. Ее ростки достигли Средиземного моря с одной стороны и реки Евфрат — с другой. При правлении Соломона владения Израиля простирались на восток до Евфрата (3Цар 4:21,24), но это длилось не очень долго.
79:13−14 Но потом Бог перестал защищать лозу и позволил, чтобы народы завоевателей напали на нее. Вепрь и другие дикие звери стали опустошать ее — сначала Египет, Ассирия и Вавилон, потом Персия, Греция и Рим Что касается вепря, то здесь автор псалма пророчествовал, потому что на знаменах римской армии, которая опустошила Израиль столетия спустя, был изображен именно вепрь.
79:15−16 Народ снова молит Бога сил вернуть им благословение. Они хотят, чтобы Он воззрел на них с неба и пожалел лозу, которую они описывают как «то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе». Интересно, что в Таргумах это передано как «и Царя Мессию, которого Ты возвысил для Себя». В стихе 16 виноградник и отрасли скорее всего относятся к Израилю. Но двумя стихами ниже речь идет явно о Мессии.
79:17 Лоза была пожжена огнем и обсечена армиями захватчиков. Они заслуживают погибели от осуждающей руки Господа.
79:18−19 «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе». Десница Бога — это Господь Иисус Христос (Пс 109:1; Евр 1:3; 8:1; 10:12). Сын человеческий — титул, которым Он Сам наиболее часто называл Себя в Евангелиях. Полное и окончательное благословение Израиль получит только тогда, когда Он займет подобающее Ему место. Тогда Израиль больше не будет отступником. Возрожденный Господом, он призовет имя Его.
79:20 Псалом завершается знакомым уже припевом. Пастырь должен восстановить Своих заблудших овец. Одна улыбка Господа, Бога сил, и Израиль спасется.
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 79