Псалом 138: Бог так велик!
Бог так велик!
Нет ничего, о чем бы Он не знал. Нет места, где бы Он не присутствовал. Нет ничего, что Он не мог бы совершить. Человек, который решительно хочет быть врагом такого великого Бога, заслуживает свою судьбу.
Таковы, вкратце, размышления Давида, описанные в этом замечательном псалме.
138:1−2 Прежде всего, он начинает с всеведения Бога. Бог знает все. Нет ничего, о чем бы Он не знал. Хотя вселенная безгранична и столь славно велика, Он знает вечную историю каждой песчинки.
Но здесь прежде всего имеется в виду, что Он знает все о жизни каждого человека. Подсчитано, что 1988 г. в мире жило 5 миллиардов людей. Однако Бог близко знаком с каждым из них. Он знает все о каждом из нас.
Он испытал нас и знает! Он знает все наши слова и поступки, мысли и побуждения. Он знает, когда мы садимся отдохнуть и когда встаем, чтобы участвовать в разных видах деятельности. Он может сказать, что мы думаем, и даже предугадать наши мысли.
138:3 Он видит нас, когда мы ходим и когда отдыхаем; иначе говоря, Он постоянно следит за нами. Ничто из наших путей не скрыто от Него.
138:4 Он знает, что мы собираемся сказать еще до того, как мы говорим это. Будущее полностью открыто Ему, как и прошлое, и настоящее.
138:5 «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр 4:13). Так как Его знания о нас так непостижимы и абсолютны, Он может защищать нас сзади и спереди. Его рука все время оберегает нас.
138:6 Безграничное ведение Бога непостижимо для нас. Наш человеческий мозг изнемогает под гнетом такой идеи. Это слишком высоко для нашего понимания. Но, когда мы доходим до предела понимания и не можем двигаться вперед, мы можем склониться в поклонении и восславить безграничное знание Бога!
138:7,8 Бог не только обладает всеведением; Он еще и вездесущ. Он находится одновременно повсюду. Но вездесущность Бога не то же самое, что пантеизм. Пантеизм учит, что творение есть Бог. Библия учит, что Бог — это Личность, отдельная и отличная от творения. Существует ли место, где человек может спрятаться от Святого Духа? Есть ли место, куда можно убежать от лица Господа? Предположим, что человеку удалось взойти на небеса, скроется ли он там от Бога? Конечно, нет; небеса — Божий престол (Мф 5:34). Даже если он сойдет в преисподнюю, развоплотится, человек все равно не уйдет от Господа.
138:9−10 «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя». Крылья зари — это описание лучей утреннего солнца, которые устремляются с востока на запад со скоростью 300 тысяч километров в секунду. Даже если мы смогли бы умчаться в самые дальние края вселенной со скоростью света, мы встретились бы там с Господом, ожидающим нас и готовым нас поддержать.
Стихи 9 и 10 весьма актуальны в наш век реактивных двигателей. Я никогда не забуду, как Господь говорил со мной через это драгоценное обещание, когда в 1969 г. я собирался в долгую миссионерскую поездку. Мне приходилось летать на самолетах, как на крыльях зари, в буквальном смысле слова на край моря. Но я всегда чувствовал, что Господь со мной и защищает меня, несмотря на скорости и расстояния. Так что вы можете тоже быть уверены в Его защите и поделиться этой уверенностью с друзьями-христианами, которые летают самолетами.
138:11−12 Человек, желающий скрыться от Бога во тьме, зря бы надеялся на это. Ночь не может скрыть от присутствия Господа. Для Него тьма вовсе не темна. «И ночь светла, как день: как тьма, так и свет».
От Бога невозможно убежать. Как сказал Паскаль, «Его центр везде; Его окружность нигде».
138:13−14 Итак, порассуждав о вездесущности Бога, Давид обращается к теме Его могущества и способностей. Говоря о всемогуществе Бога, он рассматривает пример развития младенца в материнском чреве. В комочке водянистого вещества, размерами меньше чем точка, уже запрограммированы все будущие качества ребенка — цвет его кожи, глаз и волос, черты лица, все его природные способности. Все умственные и физические свойства ребенка содержатся в оплодотворенной яйцеклетке. Из нее разовьются:
«...60 миллиардов клеток, 160 тысяч километров нервных окончаний, 100 тысяч километров артерий, по которым передвигается кровь по телу, 250 костей, не говоря уже о суставах, связках и мускулах».
Давид очень деликатно и красиво описывает развитие плода. «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей». Да, Бог устроил наши внутренности; каждая из них — чудо Божьего мастерства. Задумайтесь о мозге, например, с его способностью запоминать факты, звуки, запахи, зрительные объекты, ощущения, боль; с его способностью вспоминать; с его способностью производить вычисления; с бесконечными возможностями принимать решения и решать проблемы.
Бог соткал нас воедино в чреве матери. Это точное описание хитрого переплетения мускулов, тканей, связок, нервов, кровяных сосудов и костей в теле человека.
Давид темпераментно славит Господа. Думая о человеке, венце Божьего творения, он не может не признать, что он дивно устроен. Чем больше мы думаем о чудесах человеческого тела, его упорядоченности, его сложности, красоте, инстинктах и наследственности, — тем больше мы удивляемся, как ученые могут не верить во всемогущего Творца.
138:15 Автор псалма снова возвращается к тому времени, когда его тело
формировалось в чреве матери. Обратите внимание, что здесь он использует личные местоимения я, мой, мне, говоря о зародыше или плоде. Писание учит нас, что личность человека уже существует до рождения, поэтому аборт, за исключением случаев чрезвычайной медицинской необходимости, является убийством.
Давид понимал, что Бог знал все о нем с самого начала. Его кости, его строение скелета не были сокрыты от Бога, когда Давид еще созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. В некоторых переводах здесь используются слова «в глубине земли». Конечно, они не могут значить, что он образуем был под землей; никто не развивается там. Эти слова означают материнское чрево. Похожее выражение встречается в послании к Ефесянам 4:9, где говорится о Христе как сошедшем в преисподние места земли. Опять же, судя по контексту, там говорится о том, что Он вошел в мир через чрево девы. Речь идет о Его воплощении.
138:16 Когда автор говорит о своем зародыше, он использует слово, которое означает нечто скрученное или свернутое. Барнс и другие полагают, что это слово наиболее удачно передает идею плода, «в котором все члены тела сложены вместе, то есть недоразвиты; еще не обрели подобающую форму и пропорции». Даже на этом предварительном этапе существования очи Бога видели певца Израиля.
В книге же Бога все дни жизни Давида были записаны Творцом еще до того исторического момента, когда Давид объявил о себе, издав первый крик.
138:17−18а Автор псалма думает о том, как искусно Бог сотворил его дух, душу и тело. Как возвышенны помышления Бога — Он внимательно относится к малейшим деталям. Эндрю Айви говорит: «Почти каждая без исключения клетка 'знает' свою роль в общем замысле, в благосостоянии тела в целом».
138:18б «Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою». Мне представляется, что здесь автор псалма говорит о моменте своего рождения. В предыдущих стихах (13−18а) он описывал, как Бог был близок к нему в течение девяти месяцев внутриутробного развития. Но и после его рождения ситуация не изменилась; он по-прежнему с Господом, своим Хранителем, Защитником и Наставником. Он говорит о своем рождении как о пробуждении подобно нашему выражению «увидеть свет».
138:19−22 После размышлений о всеведении, вездесущности и всемогуществе Бога автор псалма думает о тех несчастных, которые осмеливаются выступить против Него, и приходит к выводу, что они заслужили наказание. Конечно, кое-кто обязательно посчитает молитву Давида в стихах 19−22 нехристианской из-за ее тона. Они скажут, что чувства Давида пронизаны осуждением, что несовместимо с Божьей любовью. Лично я считаю, что о любви Бога говорят гораздо больше, чем о Его святости и праведности. Бог действительно есть любовь, но это еще не все. Это только одно из Его качеств. И Его любовь никогда не умаляет других Его качеств. Кроме того, то, что Бог есть любовь, не значит, что Он не способен ненавидеть; «нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс 10:5); Он ненавидит всех грешников (Пс 5:6); Он ненавидит надменные глаза; лживый язык; руки, пролившие невинную кровь; сердце, вынашивающее коварные планы; ноги, спешащие навстречу злу; лжесвидетелей, которые говорят неправду; человека, который сеет раздор между братьями (Притч 6:16−19).
Эдуард Дж. Янг напоминает нам: «Прежде чем осуждать Давида за эту молитву, следует отметить, что мы сами молимся о том же, когда произносим слова Господней молитвы: «Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя»».
Пришествию царства Христова будет предшествовать уничтожение Его врагов, так что молиться об одном значит молиться и о другом. Давид не стеснялся того, что ждет не дождется, когда Бог погубит грешников и когда кровожадные люди оставят его в покое навсегда (ст. 19). Эти люди презирали Господа Бога и выступали против Него со злыми намерениями.
Ненависть Давида к этим людям вызвана не личной неприязнью. Она вызвана скорее тем, что они ненавидят Бога и бунтуют против Всевышнего. Эта ревность о чести Господа побудила его возненавидеть их полною ненавистью и считать своими врагами. В этом он напоминает нам Господа Иисуса, Который изгнал менял из ревности о доме Отца. «Струны арфы Давида звучали в унисон со струнами сердца Иисуса». Янг поясняет:
«Давид ненавидел, но его ненависть была подобна ненависти Бога; она исходила не от злобности, а скорее от искреннего и сильного желания, чтобы замысел Божий исполнился, а грех был уничтожен. Если бы Давид не ненавидел, он желал бы успеха зла и падения Самого Бога. Хорошо помнить об этом, когда изучаешь природу ненависти Давида».
138:23−24 Псалом завершается молитвой, которая навеки актуальна для всех верующих в Бога, которая никогда не затихнет, пока на земле есть грешащие святые. В ней содержится просьба к Всемогущему: тщательно испытать и узнать его сердце, тщательно проверить и узнать его помышления. Это просьба о том, чтобы Он изобличил опасный путь, чтобы верующий мог исповедаться в грехах и оставить их. И наконец Давид просит Бога направить его на путь вечный.
Это не протест человека, убежденного в своей невинности или праведности. Это скорее исповедь того, кто был в присутствии Господа и убежден в своей греховности. Он понимает, что может сам не осознавать всех своих прегрешений, и просит Господа указать ему на них, чтобы он мог с ними справиться.
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 138