Пс 9 В западной традиции Пс 9 принято делить на два отдельных псалма — девятый и десятый. Однако, вероятнее всего, он с самого начала являлся единым целым. В пользу изначального единства псалма говорит, к примеру, то обстоятельство, что он представляет собой цельный акростих. В Септуагинте разделение Пс 9 надвое отсутствует; примеру Септуагинты следует и русский Синодальный перевод.
По господствующему в Пс 9 настроению его, безусловно, следует отнести к категории плачей, хотя он и начинается сравнительно длинным славословием Господу. Вслед за этим славословием — начиная со ст. 14 — наступает черед собственно плача: псалмопевец обращается к Господу с мольбой об избавлении от преследующих его нечестивых врагов.
Та часть Пс 9, которая в переводах Псалтири на западные языки трактуется как Пс 10 (ст. 22−39), может, в принципе, рассматриваться в качестве самостоятельного плача, создатель которого печалится о торжестве нечестивых над праведными и молит Господа восстановить справедливость. То, что при западной трактовке Пс 10 оказывается лишенным заглавия, также свидетельствует об искусственности разделения Пс 9 на две части.
9:2 все чудеса Твои. Слово «чудеса» обозначает великие деяния Господа.
9:3 петь имени Твоему. Ср. Пс 8:2. Псалмопевец превозносит Господа не только за Его великие деяния, но и за то, что Он открыл Себя избранному народу.
9:4 Когда враги мои обращены назад. С древнееврейского данная фраза может быть переведена двояко: как констатация уже произошедшего (что мы и имеем в существующем переводе), или как выражение надежды на то, чему еще только предстоит произойти («Когда враги мои будут обращены назад»).
9:5 Ты воссел на престоле, Судия праведный. Стремясь установить истину, псалмопевец надеется не на собственные силы, а на правого Судию — Господа.
9:6 имя их изгладил на веки и веки. В отличие от имени Господа (ст. 3), которому вечно будет возноситься хвала, имена нечестивых исчезнут из памяти людей.
9:9 будет судить ... по правде. Ср. Пс 97:9. Господь — справедливый Судия, и поэтому лишь нечестивые могут страшиться Его суда.
9:10 будет Господь прибежищем угнетенному. Угнетенные должны возлагать на Господа все свои надежды. К числу угнетенных относятся те, кто, как, например, сам псалмопевец, страдают от преследования сил зла.
9:12 Господу, живущему на Сионе. Речь идет о ковчеге завета, зримо символизирующем присутствие Бога. К тому времени ковчег находился уже на горе Сион.
9:13 Он взыскивает за кровь. Бог никогда не оставляет беззаконие ненаказанным (Быт 9:6; Наум 1:2−6).
9:15 во вратах дщери Сионовой. «Врата дщери Сионовой» явно противопоставлены «вратам смерти», о которых говорится в предыдущем стихе. Однако в данном случае слово «врата» не является метафорой — речь идет о том, что псалмопевец собирается возносить хвалу Господу в самых людных местах Иерусалима, «дщери Сионовой».
9:16 Обрушились народы в яму, которую выкопали. Ср. Пс 7:15−17. Все то зло, которое нечестивые готовят для праведных, рано или поздно оборачивается против них самих.
9:18 нечестивые. Как поясняется далее в этом же стихе, под нечестивыми здесь понимаются «все народы, забывающие Бога».
Да обратятся нечестивые в ад. См. ком. к Пс 6:6.
9:19 не навсегда забыт будет. Народы могут забывать Бога, но Бог никогда не забудет несправедливо притесняемых.
нищий. Тот, кто терпит несправедливые притеснения.
9:20 Восстань, Господи. См. ком. к Пс 3:8; Пс 7:7.
9:22 Для чего, Господи, стоишь вдали..? Псалмопевец более обеспокоен ощущением покинутости Богом, нежели преследованиями врагов. Свидетельство этой покинутости он видит в отсутствии в мире справедливости.
9:26 на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением. В своей надменности нечестивый пренебрегает и Богом, и теми, кто противостоит беззаконию на земле.
9:28 уста его полны проклятия... под языком его — мучение и пагуба. Нечестивые речи наравне с беззаконными деяниями являются серьезным грехом. Апостол Павел вспоминает этот стих в Рим 3:13−14.
9:29 сидит в засаде. Метафора нечестивого человека, из засады поражающего праведника, использована также в Притч 1:11.
за двором. Т.е. за пределами селения, в удобном для засады месте.
подсматривают за бедным. Нечестивец предпочитает творить свои злые дела тайком, избегая людского взора (Ин 3:19).
9:30 как лев. Как животное, известное своей злобой и беспощадностью.
9:32 забыл Бог. Видимое отсутствие справедливости служит в глазах нечестивого признаком безучастности Господа к земным делам.
9:33 Восстань, Господи. См. ком. к Пс 3:8; Пс 7:7.
вознеси руку Твою. Псалмопевец обращается к Господу с мольбой действенно вмешаться в ход земных дел.
9:35 сироте. В древности на Ближнем Востоке, как о том, наряду с прочими источниками, свидетельствует и ВЗ, сироты и вдовы впадали в крайнюю нищету, так как были лишены поддержки и защиты.
9:37 Господь — царь на веки. См. Введение: Характерные особенности и темы.
язычники. Язычники не только поклонялись ложным богам, но и преследовали народ Божий.
9:38−39 Плач завершается решительным утверждением веры в то, что Бог избавит слабых от угнетения и преследований. Псалмопевец вверяет Ему свою жизнь; нечестивые внушают страх псалмопевцу, однако он знает, что Бог одолеет их.
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 9