Пс 77 Псалом описывает великие деяния Господа в истории Израиля. Псалмопевец вспоминает переход евреев через Чермное море, блуждание, завоевание Ханаана и жизнь в земле обетованной.
77:2 в притче. Т.е. в мудрой речи, образы которой требуют осмысления и служат назиданием.
77:3 отцы наши рассказали нам. Речь идет о преемственности поколений народа Божия. То, что Господь сделал для отцов, Он сделал и для детей, а обетования, данные патриархам, осуществились в жизни их потомков.
77:4 славу Господа. В NIV букв.: «славные дела Господа».
77:5 постановил устав... и положил закон. Бог связал Себя со Своим народом узами милосердной любви. И этой же любовью были продиктованы законы, которые Бог дал израильтянам и по которым они должны были жить и славить Бога. Эти законы изложены в общем виде в Десяти Заповедях (Исх, гл. 20; Втор, гл. 5), а непосредственно применительно к Израилю — в Исх, гл. 21−23, а также в кн. Левит, Числа и Второзаконие.
77:6 чтобы... возвещали своим детям. См. ком. к ст. 3.
77:7 хранить заповеди Его. Автор псалма напоминает, что данный исторический экскурс продиктован не праздным интересом к древности, но стремлением укрепить веру богоизбранного народа и призвать его к безусловному послушанию Господу.
77:8 неверному... духом своим. Израиль не раз восставал против Господа. Наиболее вероятное время создания псалма — период царствования Давида. К этому времени история взаимоотношений Бога и Израиля насчитывала несколько поколений; часто эти тесные взаимоотношения омрачались «упорством и мятежностью» израильтян. Далее псалмопевец называет несколько таких печальных моментов истории своего народа.
77:9 Сыны Ефремовы... обратились назад. Этот стих следует сопоставить со ст. 67−68, в которых рассказывается, как Бог, избрав колено Иудино, отверг колено Ефремово.
77:10 завета Божия. Бог обещал Своему народу покровительство, если он будет исполнять законы, установленные заветом, или гибель в случае отступления от них (Втор 27:9 — 28:68).
77:13 разделил море. Величайшим из великих деяний Господа было избавление евреев из египетского рабства и их приход в землю обетованную. Переход евреев через Красное море стал впечатляющим проявлением могущества Господа, о котором часто вспоминают псалмопевцы и пророки.
77:14 вел их. См. Исх 40:36−38.
77:15 рассек камень в пустыне. Чис 20:1−13.
77:18 искушали Бога в сердце своем. См. Исх 15:24−27.
77:20 Может ли Он дать и хлеб..? См. Исх 16:2−4.
77:21 воспламенился гневом. См. Чис 11:1−3.
77:26−31 О событии, которому посвящены данные стихи, см. Чис, гл. 11.
77:33 в суете. Псалмопевец употребляет здесь излюбленное слово автора книги Екклесиаста (напр., Еккл 1:2). Этим словом описывается мир, лежащий вне Бога, мир, отягощенный проклятием грехопадения. Вне Бога у человека нет ничего и он живет в вечном страхе перед смертью и пустотой.
77:34 искали Его. В Книге Судей говорится о том, как Бог отдал израильтян за их грехи в руки врагов, после чего они покаялись и взмолили Его о помощи. Примечательно, что до пленения израильтяне обращались к Господу, главным образом, когда Он карал их, и забывали о Нем в периоды благоденствия.
77:37 они не были верны завету Его. См. ст. 10. Израильтяне часто впадали в идолопоклонство, тем самым нарушая верность завету с Господом.
77:40 Сколько раз они раздражали Его. См., напр., Чис 11:14,16.
77:44−51 Псалмопевец перечисляет казни, обрушенные Господом на Египет.
77:52 как овец. См. Пс 76:21.
77:54−64 Господь даровал евреям землю обетованную, но они скоро забыли Его.
77:55 прогнал от лица их народы. Т.е. хананейские племена, которых израильтяне побеждали силой Господа. Так, все битвы войны за Ханаан, по сути, подобны эпизоду взятия Иерихона (Нав 5:13 — 6:27).
77:56 искушали и огорчали Бога Всевышнего. Евреи преступали законы, данные им Богом, не только во время скитаний по пустыне, но и уже обосновавшись в земле обетованной (см. Суд 2:10−15).
77:58 истуканами своими. Вершиной богоотступничества евреев было поклонение ложным божествам. Никто иной, как Иегова, вывел их из Египта и привел в землю обетованную, но, благополучно обосновавшись на новом месте, они обратились к другим богам.
77:60 жилище в Силоме. Обосновавшись в земле обетованной, евреи вскоре перенесли скинию в Силом (Нав 18:1) — место приблизительно в тридцати километрах к северо-востоку от Иерусалима во владениях колена Ефремова.
77:61 отдал в плен крепость Свою. Бог покарал Израиль и его вождей, оставив израильтян в битве и позволив филистимлянам захватить ковчег завета (1Цар, гл. 4−5).
77:65−72 Бог отверг колено Ефремово и избрал колено Иудино, призвав Давида и сделав его царем Иерусалима.
77:65 как бы от сна, воспрянул Господь. В наказание за грехи Израиля Господь оставил его. Молчание Господа уподобляется непробудному сну.
77:67 колена Ефремова не избрал. Псалмопевец, по-видимому, подразумевает перенесение святилища из Силома (во владениях колена Ефремова) в Иерусалим.
77:68 избрал колено Иудино. В качестве места Своего пребывания Бог избрал Иерусалим, который формально, будучи городом Давидовым, не входил в пределы владений колена Иудина, но, примыкая к ним, естественно воспринимался как их часть. Когда Израильское государство при Ровоаме разделилось на два царства — северное и южное, Иерусалим отошел к южному царству и остался под властью потомков Давида.
гору Сион. См. ком. к Пс 2:6.
77:70 взял его от дворов овчих. Давид был пастухом (1Цар 16:11−13).
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 77